Воспитывать ребенка – значит подводить его всё ближе к нашему миру и к миру духовному.
За короткий промежуток времени, главным образом в возрасте 9-13 лет, он должен разобраться во всем.
После 12-13 лет воспитание прекращается, дети по природе своей уже не слышат нас, они действуют и постигают сами, не получая от нас ничего.
Поэтому мы должны объяснять и преподносить им правду о том, что происходит в мире.
Ведь если мы отравляем их ложью, этот яд не выводится из сознания, он искажает мировосприятие и в какой-то степени отрывает детей от реальности, подменяя ее иллюзией.
Разумеется, это не значит, что в воспитании нельзя прибегать к аналогиям и иносказаниям, однако их форма и рамки должны быть четко определены.
Одно дело, если ребенок понимает, что с ним говорят метафорически, и совсем другое дело, если он думает, что в лесу действительно живут виденные им лишь на картинках звери, которые умеют разговаривать друг с другом.
Всё зависит от подачи: в первом случае ребенок знакомится с реальным миром, а во втором – его сознание и память пропитываются ложными образами.
Кроме того, надо помнить, что сказки во многом проистекают из древних верований и мифологий, когда каждый объект наделялся душой, высшей силой и особым влиянием на человека.
Из беседы о воспитании, 29.09.2010
Наша система воспитания должна работать в том же ключе, в каком действуем мы сами.
Нельзя рассказывать детям вздор и неправду, нельзя выстраивать для них ложный мир. Каждая игрушка должна подводить ребенка к реальной жизни, к верному анализу.
Любая деталь должна быть малым аналогом верных реалий большого мира. Мы распахиваем его перед детьми постепенно, но это настоящий мир, а не фикция.
Оберегая ребенка, я помещаю его в ограниченные рамки, но в этих рамках предоставляю ему свободу.
Он учится на своих поступках, в ограниченных, безопасных условиях быть человеком. Постепенно границы расширяются, постепенно формируется в нем человек.
При этом я не предлагаю ему заранее готовых решений, а только ограниченный пример.
Я не собираю конструктор вместо него, а только подаю пример для подражания и оставляю свободу фантазии и творчества, а подчас заготавливая задачи, подвохи, ловушки – ведь учатся на ошибках. Только так я сумею подготовить его к жизни.
Разве можно загодя давать все ответы? Наоборот, мы растем на задачках и упражнениях, на пробах и ошибках.
Их опыт формирует у ребенка правильный подход, и он уже знает, как приступать к делу, как решать проблему.
В итоге, если он ошибается, то лишь потому, что был пойман врасплох, не ожидал такого поворота.
Каждая следующая ступень начинается именно так: она нова и непредсказуема, и потому ребенок ошибается – но при этом учится на своей ошибке, и она идет ему впрок.
Из беседы о воспитании, 29.09.2010
Вопрос: В чем польза от того, что все одинаковы или хотя бы похожи друг на друга?
Вопрос: В чем причина такой эмоциональности и гиперактивности у израильтян?
Вопрос: Почему у детей Израиля нет уважения к старшим?
Провел беседу "Вскармливание" в рамках новой ТВ программы "Прокладывая путь".
Мои собеседники:
Лимор Софер-Петман, детский психолог, психотерапевт,
Эли Винокур, контент-менеджер отдела воспитания
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
|
Беседа "Прокладывая путь. Роды"
Цель образования - объяснять, что "любовь к ближнему" – это общий закон природы. Только это формирует из ребенка человека.
Это должно отражаться на преподавании всех предметов – сквозь них должна проходить идея единства природы и управления (Нет никого кроме Него) и полной взаимосвязи всех частей творения (Возлюби ближнего, как себя).
И тогда вся учеба будет базироваться на одном законе, управляться одной силой, двигаться в одном направлении - и ребенок именно это усвоит.
Ведь если о законе "возлюби", сказано, что это "основное правило Торы" – то есть это общий закон мироздания, то мы обязаны обучать детей, исходя из этого закона, и показать, что все происходящее в мире определяется этим условием.
Тогда дети усвоят этот единственный закон, им станет понятным и высшее управление и как они должны правильно себя вести.
Если мы показываем, что самые хорошие и самые ужасные события в мире происходят лишь для того, чтобы раскрыть нам, где необходимо восполнить этот закон, то дети начинают по-другому - целенаправленно относиться к реальности.
Тот, кто желает исправить себя и через себя - мир, тот и называется человеком. Так воспитывают из животных людей.
Из урока по статье "Любовь к Творцу и творениям"", 27.09.2010