Каждому свое, и всем – главное

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Зоар", п.69: В Торе, как и во всем мире, есть две части: внутренняя и внешняя. Если человек прилагает больше усилий в изучении внутренней части Торы и ее тайн, в этой степени он приводит к тому, что достоинство внутренней части мира – "народа Исраэля" – поднимается всё выше и выше над внешней частью мира – "народами мира".

Человек в нашем мире тянется к той мудрости, к тому источнику, к тому наполнению, которое соответствует его внутреннему складу. У всех свои предпочтения: цветовая и звуковая гамма, образ жизни. Многое мы перенимаем в семье, да и вообще, все люди разные – и тем не менее, в общем спектре выделяются различные характерные типы.

Человек может увлекаться наукой или музыкой, быть тихим или активным, замкнутым или социабельным, склонным к физической или умственной работе, самовыражаться так или иначе – всё это следствия нашего разнообразия. В зависимости от своей внутренней природы, человек выбирает себе соответствующее занятие, выбирает средства, чтобы достичь успеха в жизни.

Вот и мы не исключение. Каждый из нас прошел свой путь и в какой-то момент решил сменить приоритеты, заняться чем-то другим. Это случилось потому, что изменилась наша внутренняя природа.

По той же причине некоторые устремляются к внешней Торе: они изучают первоисточники, и главное для них – знать, чтó там написано. Они не вдаются внутрь, не пытаются проникнуть в неведомый мир, не следуют за подсказками, которые ведут к Творцу, к Его действиям, к Его раскрытию. Нет, человек читает текст и не хочет представлять себе нечто более высокое, чем этот мир.

Если мудрецы говорят о "воровстве", значит, кто-то что-то украл. Эгоистическое желание, ворующее плоды моей работы, остается "за кадром". "Ущерб" – это именно материальный ущерб. "Деревья", "камни", "Храм" – это реальные объекты нашего мира.

Однако некоторые не могут вынести такого поверхностного подхода, они тянутся к внутренней сути. 

В итоге, каждый выбирает себе тот или иной уровень – физический или более глубокий, причем степень погружения может быть разной. И в целом, внешняя Тора поистине противоположна внутренней.

Однако сейчас речь идет не о том, чтó мы выбираем, либо не выбираем, а о том, чтó мы должны делать на пути к исправлению – вне зависимости от желания, из осознания необходимости и важности цели.

И потому нельзя судить о величии человека по его тяге к науке каббала. Просто здесь ему комфортнее, это – его. Так же комфортно чувствуют себя в кружке рисования люди, которым, по природе, нравится рисовать. Внутреннее влечение от человека не зависит. Соответственно, если люди устремляются к внешней Торе, это оттого, что так они устроены.

И потому наш посыл иной: к чему бы человек ни стремился, мы объясняем, чтó ему надо делать в любом случае, приподнявшись над своим естественным побуждением. По сути, Бааль Сулам подчеркивает здесь долг человека, лежащий выше его природных наклонностей, которые создают то или иное равновесие между внешним и внутренним.

Вопрос: По каким признакам я могу удостовериться, что развиваю именно внутреннюю часть, а не внешнюю?

Ответ: Я чувствую это, когда начинаю принимать ближнего в расчет. И узнать об этом могу только я сам. Снаружи, возможно, ничего не изменится. Поэтому каббала и называется "тайной наукой"…

Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 08.08.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха последнего поколения

У каждого своя предрасположенность

Предпочесть внутреннее

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.