Египет: изобилие и пустота

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Тора описывает Египет как страну изобилия для нашего эгоизма. Где же сегодня этот "Египет" с его изобилием?

Ответ: Действительно, в пустыне сыновья Исраэля плакали по той сытной пище, которую ели в Египте. Земля эта была как полная чаша. Ведь "Нилом" называется свет хохма, который целиком наполняет эгоистическое желание.

Таким образом, Египет предоставлял материальное изобилие, а сыновей Исраэля, т.е. людей, идущих духовным путем, награждал к тому же землей Гошен – самым богатым своим краем, где можно было жить в благоденствии. Неслучайно они преумножились в Египте – эгоистическое желание там блаженствует и тучнеет.

Но проблема в том, что однажды над Египтом встает "новый царь", и внезапно я обнаруживаю: эгоизм властвует надо мною, и власть его – иго для меня. Тогда-то и "возопили" сыновья Исраэля от такой работы: "Заберите у меня изобилие, я его не хочу, это для меня не жизнь. Что мне со всех этих благ? Ведь я погружаюсь в отчаяние и беспомощность, я не знаю, для чего живу". Казалось бы, забудь и наслаждайся. Но нет, не могу. И не то чтобы не пытаюсь – просто не могу, и всё.

Это и есть "новый египетский царь", который властвует теперь надо мной и показывает, что моя жизнь дурна. Так Фараон приближает сыновей Исраэля к Творцу. Сами они не могут сдвинуться ни на шаг, а Фараон заставляет их почувствовать опустошение, отчаяться в жизни со всеми ее благами. Они выстраивают города Питом и Раамсес – иными словами, пытаются преуспеть, работая в эгоистическом желании: новая машина, экзотический отпуск… Но итогом становится еще бóльшая пустота. "Сыновьям Исраэля" во мне это ничего не дает. 

Если бы несколько сот лет назад простому человеку дали то, что сегодня имеют даже бедняки, это показалось бы ему богатством: у тебя есть где жить и спать, у тебя есть стол и стул, у тебя есть хлеб и кое-какие продукты в холодильнике, ты не умираешь с голода, ты можешь хоть как-то прокормить себя. Однако эгоистическое желание выросло и не испытывает материального удовлетворения. Вместо этого оно оказывается в "Египте" – в духовной нужде. Неслучайно в благополучной Скандинавии столь высокий процент самоубийств, а в Африке люди умирают от голода, но не накладывают на себя руки.

Итак, "Египет" – это изобилие, над которым царит растущее чувство опустошенности. Именно это и происходит с нашим миром. По сути, он движется к выходу из Египта. Ведь ему уже не нужен этот Фараон, несущий бедствия, с которыми невозможно справиться, ввергающий в отчаяние и безнадежность. Казалось бы, всего вдоволь, но мы чувствуем себя бессильными перед лицом современных проблем. В итоге люди готовы выйти из "Египта", хотя и не понимают, откуда и куда они идут.

Так же народ Исраэля не сознавал происходящего и кричал Моше: "Куда ты нас тянешь? Что замышляешь против Фараона? Зачем бедами заставляешь нас бежать?" Они вовсе не желали этого побега, но Моше и Аарон, т.е. коэны, устроили им его свыше…

Из урока по статье "Поручительство"", 11.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Условие для тех, кто требует жизни

Когда раскроется обман Фараона

Египет, текущий молоком и медом

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.