"Лишь с Творцом ходил Ноах"

каббалист Михаэль ЛайтманСказано: "Лишь с Творцом ходил Ноах" – т.е. Ноах нуждался в поддержке, ибо его поддерживало то множество благ, которыми наполнял его Творец.

"Ноах" - это ступень зависимой любви. Чем больше добра делал для него Творец, тем более связанным он чувствовал себя с Творцом. И хотя Ноах осознавал всю доброту Творца и ощущал благодарность, но это было ступенью несовершенной любви.

Это уже духовное постижение, ведь я получаю от Творца и понимаю это. Как сказано: "Лишь с Творцом ходил Ноах", то есть он знал и осознавал свое положение, но не мог подняться выше него - вырваться из зависимости от получения наслаждения. Ему было известно это, ведь как только он получал что-то плохое, его любовь уменьшалась.

Человек ничего не может с собой сделать: как только получает удар - убегает от Творца, получает сладость - приближается. Но он не может остановить себя и сделать какое-то другое движение вперед или назад. Он просто на это не способен, поскольку это естественная реакция нашего тела. Он не может засунуть руку в огонь, ведь тут же отдернет ее от боли. Человек не способен прилагать усилия, которые выше его природы.

Поэтому Ноахом называется ступень осознания зависимой любви. Тот, кто достигает такой любви - поднимается на ступень Ноах. И не нужно пренебрегать ею, это очень высокая ступень. Ведь сказано: "Лишь с Творцом ходил Ноах". 

Однако Авраам не нуждался в укреплении его, как сказано: "Ходи предо Мной и будь непорочен". Ибо "ходи предо Мной" означает: без поддержки, только лишь "предо Мною", хотя ты и не будешь знать, иду ли Я за тобой, чтобы поддержать тебя. Это – совершенная любовь, большая любовь: даже если Я не даю тебе ничего, всё же твоя любовь должна быть совершенна, чтобы слиться со Мной всем сердцем и душой.

Авраам достиг ступени Бины, веры, силы отдачи. То есть он уже не зависит от того, сколько получает или не получает. Это еще вопрос, что будет, если он получит что-то отрицательное: продолжит ли он любить дающего так, будто получил от него что-то положительное? Но по крайней мере, его любовь уже не зависит от количества подаренного ему добра.

Высший свет воздействует на человека, удерживая его на такой ступени, где он ценит самого Творца, его свойства отдачи и любви, а не выгоду, которую они ему приносят. То есть человек делит себя надвое. Первое - это осел в нем (его материал), который наслаждается больше, меньше или вообще не получает удовольствия. А второе - человек в нем, Адам, мера его подобия (домэ) Творцу, определяемая тем, насколько он ценит высшие качества: любовь, отдачу, которые превыше его животных, эгоистических интересов.

Авраам уже разделяется на две такие части и не зависит от количества получаемого удовольствия. Это уже никак не влияет на его преклонение перед Творцом, на его любовь к этому свойству отдачи и любви.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 10.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь совершенной любви

Полюбить строгого отца

Абсолютная любовь – над призрачной ненавистью

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.