Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Слушать или читать?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Всегда ли ваш учитель был доволен вами? Было ли у вас чувство, что вы переросли своего учителя?

Ответ: Нет, такого чувства у меня никогда не было, но много раз я ощущал якобы свое недовольство им. Однажды и он выказал мне свое недовольство, и я по сей день чувствую это, как удар.

Вопрос: Продолжаете ли Вы слушать уроки Рабаша?

Ответ: Нет, но я систематически читаю его статьи.

Вопрос: Советуете ли Вы слушать аудио Рабаша своим ученикам?

Ответ: Ничего в этом особенного нет, не думайте, что от этого вы получите нечто большее.

Но если вам это приятно, если вас к этому тянет и вызывает особые ощущения, – то, пожалуйста. Я тоже иногда слушаю его записи, но очень редко.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда учитель хвалит или ругает

О статьях Рабаша

Превзойти учителя

Как проверить учителя?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как проверить, что тот, кто преподает каббалу, действительно знает, о чем он говорит, и является инструктором?

Ответ: Можете искать, но проверить не сможете.

Дело в том, что истинный преподаватель каббалы обучает только по первоисточникам Бааль Сулама и Рабаша, и только лишь указывает, как реализовать их рекомендации в группе. Он не будет выделять себя и требовать к себе особого отношения.

Сказано: "Человек учится в том месте, где желает его сердце". Причем это не интуиция, а чувство сердца. Интуиция – это некий непонятный зов, а здесь ты четко чувствуешь, что учитель говорит прямо в твое сердце. Он не убеждает, не тянет, не завлекает тебя, а ты чувствуешь без всяких воздействий с его стороны, что он обращается именно к тебе.

И потом, не запрещено проверить это и в других местах. Только надо быть очень осторожным, чтобы не впасть в мистики и во всевозможные духовные практики.

Итак, есть два внешних признака проверки: первое – учитель преподает по первоисточникам; второе – он сам получил свои знания от признанного каббалиста.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как найти учителя?

Иди и ищи

Положись на то, что подскажет сердце

Превзойти учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Может ли ученик превзойти уровень своего учителя?

Ответ: Может, есть такие примеры в истории. Один из них – Бааль Сулам, который превзошел своего учителя из Пурсова, маленького городка под Варшавой. Когда Бааль Сулам понял, что ему больше нечего почерпнуть от своего учителя, – а учитель тоже был в постижении Творца, – он собрался и уехал в Израиль.

Я желаю вам превзойти своего учителя и идти дальше, и чтобы у вас были ученики, которые превзошли бы вас.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

От чего зависит величие учителя?

Может ли ученик стать для учителя товарищем?

Единственный Учитель

Работа на вечность

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Может ли учитель распознать, какой ученик останется или уйдет?

Ответ: Нет, это нельзя увидеть заранее. Кроме того, это не имеет значения, ведь душа безвременна, бессмертна.

Поэтому когда я наполняю ваши души, готовлю их к самостоятельной духовной работе, – у меня хватает сил, поскольку я, может быть, единственный в мире человек, который работает на вечность.

Я говорю совершенно серьезно! Мой материал – это вы, то есть ваши желания, которые я приближаю к состоянию "душа", к свойству отдачи. Мой труд не пропадает.

Он дает мне энергию, а иначе я бы разочаровывался. Ведь сколько людей ушло от нас? Через меня прошли тысячи! Я не сожалею и не препятствую: "Не хочет – пусть уходит". Затем человек возвращается, и пока он здесь – я на него влияю; опять уходит – влияние временно прекращается. Неважно, потом он все равно придет к кому-то из моих учеников. 

Вопрос: Когда Вы преподаете, вы наслаждаетесь? При этом Вы не ждете никакого результата?

Ответ: Это и есть результат. Это самая благодарная работа – вознаграждение на месте.

Вопрос: Получается, что Вы могли бы преподавать 24 часа в сутки?

Ответ: Если бы не было физических ограничений, допустим, из-за того, что устает горло, то смог бы.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Важно только желание

Откроется дверь, и они войдут...

На духовной зарплате

Важно только желание

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ускоряет ли продвижение ученика постоянное обращение к учителю за разъяснением непонятных, интересующих его вопросов?

Ответ: Нет! Это абсолютно ни о чем не говорит. Есть зануды, которые все время спрашивают, поскольку им просто необходимо знать точно, как, что и откуда. Есть такие, которые, наоборот, все время молчат. Ты их буквально трясешь, чтобы они что-то сказали, а они молчат.

Не имеет значения, в каком именно стиле учится ученик: одни записывают за мной каждое слово, другие смотрят куда-то в потолок, будто они ничего не слышат. Мне это совершенно не важно!

Мне важно только то, что ученик хочет чему-то научиться от меня. Тогда, в мере его желания, я беру его точку в сердце, его маленькое кли (сосуд), и начинаю наполнять.

Поэтому у меня есть терпение, и я не устаю. Я готов каждый день это делать, и боюсь пропустить лишний день: если я куда-то лечу, то пытаюсь успеть на урок, сэкономить еще сутки. Я считаю свои дни по тем часам, в которые преподаю.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое "вопрос" в духовном?

Калейдоскоп вопросов и ответов

Услышать учителя

Ученик и вольный слушатель

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой критерий того, что ты – ученик или просто слушатель?

Ответ: Ученик – это тот, кто хочет учиться у конкретного учителя, выполнять то, что он говорит, буквально следовать его инструкции и соответственно получать от него.

А слушатель волен в своих действиях: хочу – слушаю, хочу – нет, не обязан ничем и никак, – он не реализует методику.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как ученик должен относиться к учителю?

Услышать учителя

Научиться слушать учителя

Когда учитель хвалит или ругает

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Нужно ли опасаться, когда учитель хвалит или ругает тебя?

Ответ: Если учитель хвалит или ругает ученика, то это, как правило, относится к земным свойствам, ситуациям, проблемам или, наоборот, добрым делам. Надо просто прислушиваться к нему и выполнять то, что он требует.

Вопрос: Как относиться к тому, что на уроке Вы начинаете ставить кого-то в пример или выказывать к кому-то определенное отношение?

Ответ: Никак. Таким образом я хочу разрядить атмосферу. Для меня эти люди ни в коем случае не хуже и не лучше остальных.

Дело в том, что человек, может быть, до сегодняшнего дня был совершенно индифферентен и ко мне, и к каббале, а затем в нем вдруг раскрывается интерес. И наоборот, сегодня он прилежный, горит, хочет услужить во всем и вся, а через пару дней остынет и уйдет. 

Поэтому я никак не отношусь к ученикам, просто преподаю. У меня нет индивидуальных учеников. В каббале это невозможно, потому что каждый воспринимает в мере своего желания, стремления. А к тем товарищам, которых я якобы выделяю, я специально обращаюсь так, совершенно без всякого умысла и без какого-либо предпочтения с духовной точки зрения.

Я бы не сказал, что здесь могут существовать какие-то особые связи между учеником и учителем. Бывает, что это нужно, как у нас с Рабашем, когда я сопровождал его везде во внеурочное время: на море, в парк, в Тверию на пару суток. Эта была необходимость с его стороны. Остальные товарищи спрашивали Рабаша: "Почему ты выбрал его?" Он  им отвечал: "Я ничего не могу сделать, это не мой выбор"

Вопрос: Чувствовали Вы ли зависть к себе со стороны товарищей?

Ответ: Конечно! Еще какую!

Более того, Рабаш рассказывал, как завидовали ему ученики Бааль Сулама. Дело в том, что Бааль Сулам иногда давал уроки не по расписанию. "Прихожу я как-то к отцу, – вспоминал Рабаш, – в два часа ночи, зная, что с 12 ночи он уже не спит. Я хотел кое-что спросить у него, посидеть, послушать.

Открываю дверь, смотрю – все сидят вокруг стола и занимаются. А мне не сказали! Не сказали специально!", – вот что значит зависть. "Я сел и стал спрашивать у него все, что хотел спросить с глазу на глаз, – и весь урок перетянул на себя. Вот так я поступил с ними!"

То есть зависть всегда есть – добрая, злая, – неважно какая, но относительно учителя она существует. Над этим надо работать.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

В духовной работе нет привилегий

Дать человеку порцию света

Нет разницы между учениками

Услышать учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: От чего зависит начать не только слушать, но и, наконец, услышать, что говорит учитель?

Ответ: Услышать – это уже проблема. Для этого нужно находиться с учителем или с Творцом в определенной связи.

Слух – это уровень Бины, когда ты можешь быть абсолютно нейтральным, что бы ты ни услышал об учителе или Творце. Ты желаешь просто слышать и, возможно, после этого реализовать. Возможно! Но не обязательно. Смотря, какой уровень Бины.

А уровень Хохма – это уже ступень реализации.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

От чего зависит величие учителя?

Просите Творца!

Основные принципы успеха

От чего зависит величие учителя?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему истинное величие учителя всегда скрыто от нас?

Ответ: Потому что вы не можете ничего увидеть.

Допустим, я – ваш учитель. И что дальше? Можете смотреть на меня сколько угодно, но никакого величия во мне вы не увидите.

Вы увидите во мне только старичка, который очень хочет, чтобы люди стали изучать науку каббала, причем не по его книгам, а по истинным источникам Бааль Сулама и Рабаша. Можно взять Книгу Зоар и труды Ари – пожалуйста, но они намного труднее и дальше от нас.

Я до определенного уровня просто знаток методики сближения с Творцом. Методист! И это преподаю вам.

Величие учителя, так же как и величие Творца, зависит от ученика. Творец раскрывается нам только в мере нашего ощущения Его величия. Почему Он скрыт? Потому что ты Его ни во что не ставишь.

И учитель – в этой же мере. Откуда ты знаешь своего учителя? Ты его не знаешь. Поэтому все зависит от его величия в твоих глазах. И только!

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ученик и учитель – две ступени

Единственный Учитель

Иерархия в духовном

Просите Творца!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит на практике относиться к товарищу или учителю как к Творцу? Беспрекословно оправдывать так же, как непонятного Творца?

Ответ: То, что говорит и чему учит учитель, ученик должен пытаться впитать в себя и соответственно этому вести себя с товарищами так, чтобы в конечном итоге создать связь, в которой раскроется Творец. Это зависит от типа связи между ними.

Ведь для того чтобы достичь первого духовного свойства между собой (уровень "нефэш" – самый маленький свет) и раскрыть в нем Творца, надо раствориться в товарищах, стать зародышем (убар), как капля семени в матке матери. И так – каждый относительно других. Тогда эта группа (десятка) создаст необходимое условие.

Но это невозможно им сделать самим, и они не должны к этому сами стремиться! Это все равно что хотеть взлететь без крыльев. Вся работа построена не на этом. Проблема в том, что люди устремляются к этому сами, физически.

Не надо этого делать! Не надо оказывать давления друг на друга, пытаться настаивать на физических действиях: мы будем больше обниматься, больше читать, больше… Нет.

Надо больше просить Творца, чтобы Он это сделал для нас, ведь все другие наши просьбы и ожидания – сугубо эгоистические. Когда вы обращаетесь к Творцу, тут уже поневоле вступает в действие альтруистическая составляющая.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раствориться в товарищах

Ради братьев моих прошу

Мой товарищ – представитель Творца!

Может ли ученик стать для учителя товарищем?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что надо сделать мне или группе, чтобы ученик мог стать для учителя не учеником, а младшим товарищем?

Ответ: Все происходит постепенно, по мере того, как люди поднимаются, начинают ценить духовную работу, понимать, что сами они не в состоянии ничего сделать.

Они избавляются от иллюзий и начинают лучше понимать, что же такое духовное возвышение. Ведь оно приходит не просто за счет эгоистических действий или усилий, и локтями здесь никого не растолкаешь.

Наоборот, у нас есть единственная возможность немного наступить на себя, сблизиться с другими и в этом сближении попытаться найти то место, которое раскроет Творца. Это место возникает из взаимного сочетания моих и чужих свойств, когда они соединяются между собой.

Но все происходит постепенно, и тот, кто с нами занимается, придет к этому. 

Вопрос: Возможно ли такое состояние, чтобы ученики стали товарищами учителю?

Ответ: Есть такое понятие, как ученик-товарищ или учитель-товарищ. Но в наше время это уже довольно расплывчато. Обычно так говорят, когда учитель занимается с учеником один на один.

А вообще, это, конечно,  возможно, даже со многими учениками, но пока еще не на нашей нынешней ступени.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единственный Учитель

Иерархия в духовном

Учитель – старший товарищ

Основные принципы успеха

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Поделитесь опытом, как правильно пользоваться учителем-каббалистом? Дайте пару основных принципов успеха, как использовать такой подарок высшей силы?

Ответ: Если учитель вам что-то советует, постарайтесь, по крайней мере, выполнять это.

Самый главный совет – присутствовать на моем ежедневном утреннем уроке.

Следующий совет – найти себе десятку, желательно физическую, а не виртуальную, пытаться быть в контакте с ней, вместе заниматься и выполнять все, что мы делаем в десятке.

Если в вашем регионе устраивается конгресс, то сделайте все возможное, чтобы присутствовать на нем. 

И, конечно же, занимайтесь распространением в той мере, в которой вы можете уделить этому время.

Последовательность такова. Самое главное – это утренний урок, затем соответственно работа в десятке, распространение и участие в конгрессах. Больше ничего не требуется.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как ученик должен относиться к учителю?

Нет обходного пути наверх

Недостающая половина монеты

Получать свет через учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает: ученик получает весь свет своей души через учителя? Разве источник он, а не мир Бесконечности?

Ответ: Если моя душа развилась раньше вашей души, и оказалось, что вы – мой ученик, то естественно, по иерархии вы получаете через меня.

Дело в том, что система душ взаимосвязана. Те души, которые частично или полностью уже прошли свое исправление и поднялись на определенный уровень, проводят свет через себя на остальные души.

Все устроено в такой последовательности. С одной стороны, вы добавляете мне свой эгоизм, а с другой стороны, я, благодаря вашему эгоизму, провожу на вас высший свет. А затем и вы тоже будете проводить его на какого-то еще. Несомненно, вы и сейчас это делаете, только еще неосознанно.

Другого выхода нет, все равно вы являетесь моим духовным ребенком.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ученик и учитель – две ступени

Единственный Учитель

Иерархия в духовном

В духовном каждый уникален

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У  каждого своя миссия в этом мире. Как не стать похожим на учителя, при всем уважении и любви к нему, и остаться на своем курсе в этом пути?

Ответ: Не волнуйтесь, вы и не станете на него похожи. Вы будете развиваться именно в своем ключе и в своем виде.

Внешне, в результате совместного общения, у вас, может быть, появятся какие-то грамматические обороты речи учителя, или еще что-то подобное, но к духовному это не имеет никакого отношения. В духовном каждый будет уникален.

Вопрос: Вы считаете, что быть не похожим на своего учителя – это правильный посыл?

Ответ: Это не имеет значения. Пусть думают так или по-другому, а кривая всегда выведет на прямую. Раньше или позже они это поймут, все устроится.

В этом отношении я не даю наставлений. Ученик постепенно должен сам все понять.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Под "колпаком" Учителя

Не подрубай сук, на котором сидишь

На пути к прозрению

Как найти правильного учителя?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как найти правильного учителя? Как не ошибиться, если я нахожусь во власти эгоистических иллюзий, учитель – в анти-эгоизме, и сказано: "Есть много путей к Творцу".

Ответ: Насчет того, что есть "много путей к Творцу", надо еще разобраться. Не прикрывайтесь различными громкими фразами, которые ваш эгоизм может толковать как угодно.

Учитель – это тот, кого, в духовном смысле слова, беспрекословно воспринимают в напутствии к Высшему. Иначе вы пойдете своим путем, а он уже заранее обречен.

Вопрос: Но если я нахожусь во власти эгоистических желаний, как я могу определить тот ли это учитель или нет?

Ответ: Никак! Как неизвестен путь человека в жизни, так неизвестен и путь его к учителю.

Как я могу объяснить, почему я выбрал Рабаша? Не тем же, что однажды зимним вечером я поехал за 30 километров в другой город, там случайно зашел в темное, сырое помещение, и в боковой маленькой комнатке нашел шестерых стариков, среди которых был Рабаш. Как можно такое представить?! Никак. Это высшая судьба, рок. 

Кроме того, этому предшествовал многолетний поиск, но рационально объяснить это никак нельзя.

Поэтому, находясь в поиске своего учителя, многие приходят и уходят. Может быть, им посчастливится найти кого-то другого.

И я за то, чтобы искали. Сказано, что человек может учиться только в том месте, к которому прилепляется сердцем.

Из урока на русском языке, 07.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Обязанность учиться у настоящего мудреца-каббалиста

Иначе, невозможно учиться

Сомнений нет – это правильное место!

Страница 35 из 67« Первая...3334353637...Последняя »