Евреи Америки, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманАмериканский реформизм

Вопрос: Как известно, немецкие евреи были реформистами. Приезд в Америку сотен тысяч единоверцев из Восточной Европы (Россия, Белоруссия, Украина, Польша) их не радовал, потому что те были ортодоксами. На этой основе возникали конфликты.

Основатель американского реформизма Айзик Майер Вайс в 1887 году писал: "Никак нельзя ассоциировать или отождествлять нас с этой полуцивилизованной ортодоксией. Мы – американцы, а они – нет. Мы – либералы, гуманисты, космополиты и держимся широких принципов, а они – нет. Мы – мужчины и женщины свободные, стабильные и по-братски относящиеся друг к другу, а они – нет. Мы – просветители, а они – мракобесы. Мы взываем к разуму, а они – к дедовским обычаям".

В чем основа реформизма? Какова причина этого явления в иудаизме?

Ответ: Реформизм считает, что религию нужно оставить как некий фон там, где он объединяет народ. А там, где не объединяет, убрать. Надо изъять ортодоксальную религию из общества, потому что она разделяет его на кланы, классы и т.д.

Даже в России в деревнях были разные раввины, которые отличались в своих трактовках иудаизма и во всем прочем. А тем более восточные и западные евреи, литваки и белорусские хасиды. Естественно, все это мешало объединению.

С другой стороны, американские евреи хотели сугубо меркантильно использовать свое происхождение себе во благо, и поэтому стремились отчасти смягчать традиции. Мы видим, что по прошествии многих лет еврейское американское общество более-менее сохранило индифферентную форму. 

Конечно, разница между евреями очень большая, но она расценивается по кошельку, как и все американское общество. Например, в синагогах есть определенные места для тех, кто делает большие пожертвования, и для тех, кто не может столько заплатить, для особых личностей и простых людей, чего в молитвенном доме быть не может.

Американцы, с присущим им разделением человека по карману или по званию, делают это довольно бесцеремонно, что накладывает отпечаток на современный американский иудаизм.

Но с другой стороны, это привело к тому, что на сегодняшний день этого иудаизма, в принципе, нет. Он стал так называемым иудаизмом трех дней в году, когда люди приходят в синагогу только по праздникам: Йом Кипур, Рош а-Шана, Песах и т.д. Остальное все сводится к тому, что ты посылаешь по почте чек своему раввину или общине.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 18.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Евреи Америки, ч.3

Евреи Америки, ч.2

Евреи Америки, ч.1

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.