От чего бежим?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.29: Человек находится под властью системы скверны, задача которой – расширить и увеличить его получающее желание, сделав его огромным и ничем неограниченным, дабы предоставить человеку весь материал, с которым он должен работать, и который должен исправить.

На первом этапе исправления, устремляясь к добру, мы раскрываем зло. Раскрытие это необходимо, а потому мы должны заранее готовить окружение и себя самих, чтобы вынести его. Нужно понимать, что это "материал", данный нам для исправления, которое зависит именно от осознания зла.

Дело тут не в страдании как таковом – мы обнаруживаем, что эгоизм не пускает нас к отдаче. Я отношу зло не к плохим ощущениям, которые доставляет мне желание, а к препятствиям, которые оно ставит на моем пути к единению с ближним и через него – с Творцом.

Вот почему эгоизм является злым началом. В принципе, он может нести мне не беды, а наслаждения. Возьмем, к примеру, семь сытых лет в Египте – чем они были для сыновей Исраэля: добром или злом? Что если человек оторван от духовного под властью своего эгоизма? Что если он знает это, уверен в этом – и в то же время испытывает приятные ощущения в своем получающем желании? Однако же душе его плохо.

Так может быть, это свидетельствует о позитивном развитии? Ведь, несмотря на эгоистические удовольствия, я чувствую себя в египетском изгнании, во власти зла, поскольку царящий надо мной эгоизм не позволяет мне идти к духовному, к Творцу.

А затем наступает другой этап, когда мой эгоизм начинает получать удары. Лучше ли мне от этого? Легче ли? С одной стороны, да: ведь беды эгоизма позволяют мне сбежать от него. А с другой стороны, это ведь эгоизм согласен бежать из Египта – из-за бедствий, а не ради слияния с Творцом. В таком случае, выходит, что теперь на меня возложена двойная работа: я должен подняться над эгоистическими ощущениями и использовать их как рычаг для продвижения. 

Давайте проиллюстрируем эту дилемму. В своем получающем желании я могу испытывать хорошие либо плохие ощущения (добро и зло). Если мне хорошо в Египте и мое намерение обращено на себя, то по какому критерию я расцениваю эту ситуацию? Если по эгоистическому желанию, то мне "по-животному" хорошо. В таком случае, я никуда не собираюсь бежать.

Но что если мне плохо в получающем желании? Если я ассоциирую себя с этим злом, то пребываю в кризисе, вплоть до мирового. Если же я понимаю, что это зло помогает мне устремлять намерение на ближнего, на отдачу, то в целом считаю ситуацию хорошей (добро!), поскольку она продвигает меня вперед, подобно тому как Фараон приблизил сыновей Исраэля к Творцу. Ведь как бы плохо мне ни было, есть "смягчающее обстоятельство" – движение к цели.

2012-07-09_rav_bs-akdama-zohar_lesson_n11_01

Однако при этом желание, в котором я пребываю, помогает мне оценивать ситуацию, служит опорой для вердикта. Давайте же рассмотрим другой вариант.

Мне хорошо, но я хочу устремить свое намерение на ближнего, на Творца. Помогает ли мне хорошее ощущение подниматься к Нему? Нет. Следовательно, это плохое состояние (зло).

2012-07-09_rav_bs-akdama-zohar_lesson_n11_02

Однако же я укрепился после "семи сытых лет", на протяжении которых мне было хорошо, а намерение мое было альтруистичным. И вот наступает плохое состояние – "семь голодных лет". Помогают ли они мне на пути к Творцу?

В целом, беды эгоистического желания могут, с одной стороны, поднять меня над ним в попытке к бегству, когда мне легче выбрать духовное, а с другой стороны, затруднить мое продвижение. Почему?

Тора рассказывает о голоде в ханаанской земле, вынудившем сыновей Яакова сойти в Египет. Им стало плохо, и они пошли вперед. В Египте им поначалу было хорошо, а затем вновь пришли беды. Так почему же зло, раскрывшееся в конце изгнания, помогло им выйти из него?

Ответ: испытывая зло, я должен относиться к нему не просто как к плохому ощущению, которое толкает меня куда-то. Нет, я должен противостоять злу и поверять себя: чем вызвано мое бегство? Я бегу потому, что мне больно, или потому, что хочу достичь отдачи?

Таким образом, зло требует двойной работы. В хорошем состоянии мне было бы тяжело бежать от блага. Но если вслед за благом приходит беда, то уровень сложности повышается. Ведь в свое время мы уже бежали от несчастий в Египет – теперь же я должен приподняться над плохими ощущениями и ощутить удары не от плохой жизни, а от плохой власти.

Вначале власть Фараона казалась сыновьям Исраэля хорошей, а теперь им плохо от нее. Причем не из-за нужды, они вовсе не голодают. Позже они еще будут жаловаться, вспоминая котлы, полные мяса…

Так же и сегодня одним народам достаточно "полной миски" и нет дела до правителей, тогда как другие развились настолько, что не готовы мириться с ненавистной властью, даже если это грозит им бедой: невзирая на все материальные блага, они чувствуют необходимость сбросить гнет. Так развивается получающее желание в четырех своих стадиях.

Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 09.07.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему этика нам не поможет

Ложечку за маму

Когда побег – единственное средство

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.