Расчет с точностью наоборот

каббалист Михаэль ЛайтманИсследуя природу, мы изучаем множество явлений, происходящих перед нами и в нас. Желая привести их к общему знаменателю, мы видим, что всякий вид, всякая часть заботится о собственном существовании.

Причем заботится тем больше, чем выше уровень ее развития. Так от неживой природы произошла растительная, от растительной – животная, а от животной природы – человек.

Из науки каббала мы понимаем, что происходило это не само собой, а посредством решимот – этих "генов развития", которые последовательно реализуются друг за другом в рамках изначально заданной модели.

И всё это существует в устремлении на собственное благо. Программа, заложенная во все элементы природы, ставит перед ними одну задачу: что надо сделать, чтобы мне было хорошо? Будь то осознание зла, осмысленное продвижение к благу, сила, темп, связь, чувство, разум – сообразно со своим потенциалом, каждый вид стремится к добру и отдаляется от зла. Такова наша природа.

На неживом, растительном и животном уровне эта природа представляет "улицу с односторонним движением" – побуждает действовать напрямую себе во благо. С другой стороны, на человеческой ступени есть еще одно, особое действие. Человек способен ощущать ближнего – и потому готов дать ближнему что-либо в расчете на последующую выгоду и наслаждение. Мы освоили различные способы использования ближнего, каких нет на более низких ступенях.

На неживом (Н), растительном (Р) и животном (Ж) уровне есть просто получение. А человек умеет также совершать отдачу ближнему, чтобы получать выгоду для себя. Причем обращение к ближнему в итоге должно принести ему намного больше пользы, чем обычное получение; или же он просто неспособен получить что-то напрямую. Но так или иначе, и в том, и в другом случае он действует для себя.

В принципе, прямое получение – примитивный для человека метод. Подрастая, ребенок получает воспитание: мы учим его взаимодействовать с миром, и как правило, речь идет об использовании ближнего – во избежание вреда с его стороны и ради собственной выгоды в итоге.

Это и есть человеческое воспитание. Хорошо если так: лучше уж принимать в расчет ближнего. Ведь часто нас тянет просто взять, завладеть, украсть без проволочек. 

2011-03-23_rav_ikronot-hinuch-globali_lesson_n6_01

Таков наш мир, и потому мы воспринимаем лишь то, что получаем в себя. Наше желание ограничено и приводит нас, в конечном счете, к пустоте и отчаянию.

Но есть и другая, противоположная возможность – отдача: от меня – наверх к ближнему, а также от меня – вниз к себе, а затем наверх к ближнему. В первом случае я отдаю ради отдачи (Бина, хафэц хэсэд), а во втором – получаю ради отдачи (ступень любви). Это, что называется, расчет с точностью наоборот, и существует он только в Человеке.

2011-03-23_rav_ikronot-hinuch-globali_lesson_n6_02

Таким образом, у нас есть две возможности: получение с вспомогательной отдачей или отдача с вспомогательным получением.

2011-03-23_rav_ikronot-hinuch-globali_lesson_n6_03

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 23.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отдача ради отдачи – первичная зачистка

Обеспечь насущное, займись душой

Улица с односторонним движением

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.