Не топи других сегодня, чтобы завтра не потопили тебя

каббалист Михаэль ЛайтманВсю жизнь я забочусь о себе – как внутренне, инстинктивно, так и осознанно, намеренно, продуманно. В таком случае, как мне изменить свою природу на полную противоположность? Как я могу полюбить ближнего? Ведь "любить ближнего" – значит помышлять лишь о нем, ставить ему на службу всё свое тело, все свои способности и средства, вообще всё, что я имею. До такой степени, что у меня ничего не остается, кроме этой точки желания отдавать ему и непрестанно заботиться о том, чтобы ему было как можно лучше.

Так же мать ухаживает за своим ребенком. Сама природа устремляет ее на неустанную заботу о малыше, и единственное, что интересует ее в жизни, – чтобы эти несколько килограмм плоти чувствовали себя хорошо. Она думает лишь о том, как его положить, чем накормить, когда сменить подгузники, и вообще, что с ним сделать, чтобы ему стало еще лучше. Никакой другой заботы для нее не существует.

Но как взять с нее пример, чтобы так же, с той же преданностью относиться ко всему человечеству? Это же нереально!

Но разве Природа может ставить перед нами невыполнимое условие? Зачем тогда мы пришли к совершенно противоположному состоянию? Почему с головой погрузились в заботу о себе? Мало того, ведь животные тоже постоянно заботятся о себе, но человек к тому же хочет заработать за счет других, использовать их, навязать им свою силу, свое мнение, прогнуть их под себя. Он наслаждается, возвышаясь над другими. Более того, ему приятно, когда им хоть немного хуже, чем ему, когда он находится в предпочтительном состоянии по сравнению с ними. Человек постоянно поверяет себя по окружающим, и только так выявляет, насколько ему хорошо.

Если эгоизм подвел меня к тому, что я хочу чувствовать себя выше всех и нуждаюсь в них только для того, чтобы ощутить свое превосходство, – как мне изменить эту природу и перейти в противоположное состояние?

Может быть, мне стоит воображать себе утопическую ситуацию, в которой я забочусь о ближнем и получаю от этого удовольствие, как мать, ухаживающая за младенцем? Допустим, я полюблю других так же, как она, и буду все время заботиться о них. Тогда, возможно, я почувствую в этом абсолютную самореализацию? 

Однако я не вижу никаких средств, чтобы достичь этого. Что меня к этому обяжет?

В действительности, человечество тысячелетиями размышляло над этим. На протяжении истории было написано много книг, предпринимались попытки осуществить нечто подобное – выстроить доброе окружение, сформировать соответствующие организации… Уже сотни лет назад утописты пытались создать в различных уголках мира условия для добрых взаимоотношений между людьми. Однако реализовать эти начинания так и не удалось.

По мере своего развития мы становились всё умнее, всё лучше познавали человеческую природу – и понимаем теперь, что неспособны приподняться над собственным естеством. Может быть, это и хорошо. Может быть, это даст нам нечто особенное. Но выстроить такое общество невозможно. Поистине, утопическая идея.

И потому в обществе мы ограничиваем себя законами поведения, чтобы не слишком вредить ближнему. У нас есть адвокаты, бухгалтеры, социологи, психологи, политики и пр. – и они упорядочивают социальные законы.

Мы объединяемся между собой, но для того, чтобы получать обслуживание. Например, муниципалитет заботится о порядке в городе, об уборке мусора и других службах, о детских садах, школах, домах культуры и т.д. Мы готовы считаться с нуждами каждого, и в таком случае, конечно, нам стоит объединяться. Ведь благодаря этому каждый платит сравнительно небольшую сумму за оптовые услуги. Эти вещи нам понятны – тем самым мы получаем реальную, вполне исчислимую пользу.

Но что касается эмоциональной, чувственной перемены в отношении человека, чтобы он по зову сердца считался с ближним, – с этим мы ничего не можем сделать.

И здесь мы приходим к пониманию того особого, кризисного состояния, в котором оказались сегодня. Это очень странный кризис, и по сути, он относится к взаимоотношениям между нами. В уже испробованных эгоистических формациях мы стремились отстраивать более комфортное для всех общество, так или иначе учитывать общие интересы. Мы понимаем, что чрезмерное количество недовольных приведет к столкновениям и непримиримым конфликтам, а это грозит братоубийственными войнами. Во все века мы отдавали себе отчет в том, что нашему эгоизму нужна хорошая узда, дабы мы не сожрали друг друга.

Однако всегда эти расчеты строились под "эгоистическим зонтиком" – мы понимали, что такова наша природа и что надо удерживать себя в определенных рамках. Пускай наш мир и переливается эгоистическими гранями, но требует единого механизма, чтобы предотвращать вспышки, которые грозят уничтожить всё достигнутое. Так человечество пришло к созданию Всемирного банка, ООН и других международных организаций, к более тесной коммуникации, к более полному учету интересов.

В особенности на протяжении последних ста лет мы поняли, что необходимо больше считаться друг с другом. Две Мировые войны показали нам, что никто не выигрывает на необузданной вражде – наоборот, в итоге от нее проигрывают все и платят за это дорогую цену.

Потому-то человечество и создало всевозможные круги и каналы связи. Есть даже "красные кнопки" в Москве и Вашингтоне, позволяющие наладить экстренный контакт в случае глобальной угрозы. Здесь существует своего рода доверие – просто потому, что сторонам ясно: из конфликта никому не выйти чистеньким и с наживой. Таким образом, понимая, что другого выхода нет, на базе накопленных вооружений можно выстраивать некое общение и коммуникацию.

С одной стороны, это всё еще эгоистический подход, а с другой стороны, такой поворот развития все-таки приводит к близости между нами. Хотя мы всё больше ненавидим и желаем прикончить других, нам становится понятно, что у них сил не меньше, а потому стоит считаться друг с другом.

Из 13-й беседы о новой жизни, 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Минимум страданий, максимум наслаждений

Бедный Запад

Одолжите мне свойство любви

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.