Диалектика развития и проблема долга

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": Семена и зерна, из которых произрастают хорошие состояния, – это не что иное, как испорченные дела. Зло накапливается, пока мы не получаем такую его массу, которую общество уже не может выдержать. Тогда люди разрушают его и создают более желательное состояние.

Всё плохое должно проявляться потому, что именно из него произрастет благо. Невозможно прийти к добру, если его не предварит раскрытие зла.

В принципе, ничего нового здесь нет. Авраам говорил о том же, это известно и в каббале, и вне каббалы. Об этом свидетельствует история, природа, поэтапное диалектическое развитие. Каждое состояние существует до тех пор, пока его недостатки не созреют в достаточной степени, чтобы проступить наружу. Именно эти недостатки разрушают текущее состояние и выстраивают следующее. Таковы научно-исторические факты.

По тем же законам развивается и человек. Неслучайно дети не слушаются родителей – это в природе вещей.

Вопрос: Но если зло необходимо, почему тогда Творец зовется "Добрым и Творящим добро"?

Ответ: Это характеризует тенденцию развития, которое устремлено к цели, но не его пути. Смогу ли я развиваться, если мне будет хорошо? Ведь из такого состояния невозможно двинуться дальше. Что подтолкнет меня вперед, если уже сейчас всё в полном порядке?

Проблема здесь в другом: всё хорошее я получаю как само собой разумеющееся. Я не ценю добро, не придаю ему вес. И наоборот, всё плохое я воспринимаю как незаслуженную ношу. 

Говоря иначе, хорошие и плохие вещи я взвешиваю на разных весах – а итоговый расчет моих дел будет противоположен тому, что я намерял себе в течение жизни. Ведь ни один из ее "уколов" я не могу забыть. Кто-то презрительно отзовется обо мне – и я "кипячусь" несколько месяцев, пока не найду возможность "вернуть должок". А всё то, что я внутренне излил на него за это время, – нормально и естественно. "Так ему и надо".

Вопрос: И все-таки, должна же быть какая-то пропорция между бедами и радостями? А мне вместо этого говорят, что я изначально в долгу у Творца. Ведь сказано: "Всё дано под залог, и сеть раскинута над всеми живыми, лавка открыта, и торговец дает в долг, и книга открыта, и рука записывает, и всякий, кто желает взять в долг, пусть придет и возьмет…" Что, собственно, Он мне одалживает?

Ответ: Смысл в том, что ты можешь взять товар из "лавки", а заплатить потом. Сегодня в бакалейных лавках принята такая же система: хозяин записывает в тетрадь долги постоянных клиентов из близлежащих домов, а в конце месяца они оплачивают свои счета. Так вот, на пути к цели тоже можно брать в долг. Более того, оплатишь ты его не на промежуточных этапах, а потом, когда достигнешь ее.

Сейчас ты только просишь у Хозяина сил, желая обрести те или иные благодетели: "Где тут у Тебя щедрость? Где эмпатия?" Пожалуйста, бери с полок что хочешь, всё в твоем распоряжении. И только в конце, завершив всю свою работу, ты вернешь долг.

А по сути, тогда тебе уже и возвращать нечего – ведь тем временем ты настолько изменился, что ничего больше не должен.

Так что не думай, что Творцу нужен от тебя платеж. Нет, Ему нужно только твое отношение – согласие с Его долговыми расчетами, и не более. Исходя из "здорового" эгоизма, мы видим здесь некий "трюк" со стороны Творца, а на самом деле всё наоборот. Согласившись получить силы для исправления, ты сразу же получаешь их и расплачиваешься по счетам.

Из урока по статье "Мир", 15.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Долг платежом красен

Симфония противоположностей

Шаг навстречу

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.