Духовный распад: не сошлись намерениями

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.10: Творцу не свойственно никакое получение – Он желает лишь отдавать. А силам скверны (клипы) не свойственна никакая отдача – они желают лишь получать себе в усладу. И нет противоположности большей, чем эта. Духовное расстояние начинается с отличия в чем-либо по свойствам и завершается противоположностью свойств – конечной дистанцией на последней ступени.

В нашем мире плюс и минус притягиваются друг к другу, как противоположные полюса магнитов. К примеру, людям с разными мнениями интересно общаться и сопоставлять свои позиции. Так происходит потому, что наш мир погружен в одну эгоистическую природу получения.

Как следствие, я могу получать что-то от другого в мере того, насколько он противоположен мне. Если же он не противоположен, не отличен от меня в чем-то – что с него взять? Сходство не сулит выгоды, а ведь люди нужны мне для того, чтобы извлекать из них пользу, будь то деньги, почести, власть, признание, услуги и т.д. Мне нужно от другого то, чего у меня нет, то, чего мне недостает, – и именно на таких условиях я в нем заинтересован. 

А потому на самом деле мы не понимаем взаимоотношений Творца и творения: они из-за своей противоположности далеки друг от друга и не могут сблизиться, в то время как мы видим перед собой многочисленные примеры схождения противоположностей. Такой вот парадокс: два разных человека, пребывающие в эгоистическом желании, находят возможность заработать друг на друге, однако два полярных желания – эгоистическое и альтруистическое – не в состоянии сблизиться между собой, и наоборот, отталкиваются, отторгаются друг от друга.

Следовательно, у творения нет шансов приблизиться к Творцу, пока оно не изменит свою природу. Разумеется, само получающее желание изменить невозможно, но Творец выстроил всё не по желанию, а по намерению. И над намерением как раз можно работать, его мы можем изменить. Таким образом, духовное расстояние между нами и Творцом определяется именно намерением: оно меняет саму суть связи, задает наше подобие или несходство.

"Творец" – это дающее желание, и соответственно, свое получающее желание я должен покрыть намерением ради отдачи. Ведь желание как таковое – лишь "материал", а с помощью намерения мое естество, суть моего действия обращается в отдачу. И сообразно этому я сближаюсь с Творцом.

Но как же все-таки Творец и творение сближаются одинаковыми полюсами? Ведь это противоречит физическим законам нашего мира. И почему люди с точками в сердцах, несмотря на закон подобия свойств, никак не могут сойтись, объединиться друг с другом?

От чего зависит сближение: от свойств или от их использования? Например, два вора могут найти точки соприкосновения. А с другой стороны, сегодня люди часто не готовы объединить усилия, даже если это сулит им прямую выгоду. Они предпочитают меньше заработать в одиночку, чем больше сообща.

Объединяться в наше время становится всё сложнее. Ведь эгоизм в нас растет, и мы всё сильнее отторгаем друг дружку. Каждый чувствует необходимость в обособлении, изоляции. Ширится тенденция работы на дому – это удобно и работникам, и работодателям.

В совместной работе мы не находим комфорта, она нас не манит, "не греет". Когда-то женщины стремились выбраться из дома, из семьи и устроиться на работу, чтобы почувствовать себя свободными, а сегодня оба пола испытывают обратное тяготение.

Но это уже не возврат в семью, которой у многих просто нет. Нет, это не откат, а продолжение пути, новые ступени эгоизма, ведущие к обособленности и одиночеству. С одной стороны, человек понимает, что его отчуждение ничего не дает, а с другой стороны, ему настолько тяжело налаживать контакт с кем-либо, что он предпочитает отказаться потенциального выигрыша.

А значит, нам надо придавать очарование понятию единства. Совместную работу надо сделать приятной, интересной, притягательной, чтобы человек вновь ощутил в ней удовлетворение. И эти условия необходимо формировать, потому что само собой ничего не устроится. В конце концов, с хорошим человеком я был бы готов сотрудничать и без вознаграждения. Если мне приятно находиться в его компании, я бы даже сам заплатил за удовольствие.

Вся проблема в том, что сегодня мы не находим удовольствия в связи между нами. Очень трудно действовать в этом направлении: эгоизм так силен, что приветливое отношение к ближнему требует от меня чересчур больших усилий. Слишком много стен надо разбить меж нами, прежде чем он взглянет на меня и увидит, что я не лгу, не играю, не морочу его, что я действительно благожелателен. Ведь мы уже привыкли к лицемерным, "коммерческим" отношениям в обществе, уже пропитаны презрением. Нужно очень постараться, чтобы действительно понять друг друга поглубже…

Итак, если в духовном мире мы сближаемся сходными намерениями, объединяемся на их основе и в единстве приходим к раскрытию, то в мире материальном мы наслаждаемся тем, что используем, "поглощаем" друг друга. В духовном мы близки по сходству свойств, а в материальном – по разности свойств. Здесь двое могут сблизиться на подобии, только если "объединяются против третьего", т.е. имеют некую выгоду на различии с третьей стороной.

Таков закон: без намерения на отдачу плюс с минусом притягиваются друг к другу, а с намерением всё решает мера подобия.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 05.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отличие эгоистического объединения от альтруистического ...

Коротковолновая связь

Меж двух намерений

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.