Вопрос: Как может человек полюбить то, что все время доставляет ему страдания?
А что для тебя является страданием? Ведь для тебя страдания - это когда тебе плохо. А, для кого-то другого страданием, возможно, является то, что он не может сделать тебе добро. То есть ты страдаешь оттого, что плохо тебе, и он тоже страдает, потому что тебе плохо. Ведь есть разница?
Когда я в тяжелом состоянии лежал на носилках, врач, эдакий великан весом под 120 кг, поставив свою ногу мне на грудную клетку, пытался выдавить скопившуюся внутри кровь. Он был уверен, что я ничего не чувствую, но я был в сознании. Потом, когда я ему об этом рассказал, он очень удивился, что я это помню. Так скажи, он делал мне добро или зло? Мое состояние было критическим.
Реплика: Если оно было критическим, - очевидно, он делал добро...
И как я должен был к нему относиться? Я ведь терпел ужасную боль! От этого уже потом потерял сознание и больше ничего не помню.
Реплика: Но Вы к нему относились хорошо...
Я к нему хорошо относился?!
Реплика: Вы ведь понимали, что он желает Вам добра...
Ничего я тогда не понимал. В то время - абсолютно ничего.
Нужно рассматривать каждое состояние в отдельности. С точки зрения того, что я чувствовал, - он причинял мне зло. Но я должен проверить, действительно ли это зло. А может быть, это добро, и так для меня лучше. Здесь есть множество внутренних определений, к которым я еще не пришел.
Если я руководствуюсь только своими ощущениями, то должен его убить в тот самый момент, когда он надавливает на меня своей ногой. Но если я осознаю свое положение и как бы глядя на себя со стороны, понимаю, что мое состояние безнадежно, - выходит, он меня спасает. Значит, я должен его любить! А может быть, я просто нахожусь в бессознательном состоянии и тогда даю ему делать со мной то, что ему вздумается, не вмешиваясь и никак не влияя на этот процесс?
Иными словами, ты не можешь просто так сказать, что тебе хорошо или плохо. Все зависит от того, насколько тебе ясна вся картина. Если ты знаешь ее лишь частично, то ведешь себя, словно маленький ребенок, который занозил пальчик. Ты пытаешься вытащить ему занозу, чтобы рана не загноилась. И как он на тебя смотрит? Разве он даст тебе руку, чтобы ты вынул эту занозу? Да ты бы и сам не согласился, чтобы тебе это сделали, - ведь это больно!
Поэтому, все исцеление происходит через осознание зла, через ощущение зла - с помощью яда. Ведь все знают, что символ медицины - это змея, обвившая чашу с ядом. На первый взгляд, это средство, которое, вроде бы, причиняет самый большой вред человеку, приводит к его смерти. А оно, наоборот, его излечивает.
Но как одно и то же может быть источником жизни или смерти? - Именно человек изменяет суть этого источника. Именно он определяет, станет ли для него эта капля яда - ядом, или же окажется лекарством.
Итак, ты утверждаешь, что тебе плохо. Но ведь ты рассказываешь только половину происходящего. И все дело в том, как ты сейчас это повернешь. А может быть, это несет исцеление?
Так вот, чтобы различить между ядом и исцеляющим средством, необходимо развивать свой разум, нужно много учиться, пережить множество оттенков ощущений и понять, как правильно все это использовать, чтобы яд превратился в лекарство.
Вопрос: Но ведь есть много людей, которым плохо, но они не желают раскрыть глаза на происходящее...
Есть разные люди. Откуда ты можешь знать, что с ними происходит на самом деле? Возможно, ты видишь недозрелый плод, возможно какие-то процессы еще не достигли своего завершения. А кроме того, все люди отличаются друг от друга.
Есть те, кто должен исследовать природу человека и понять, как можно его излечить. Есть те, кто на основе этого исследования изучает, как превратить яды в лекарства. Ведь любое лекарство - это яд. Спроси любого химика. Даже такие естественные вещи, как лук и чеснок, которые, в общем-то, приносят пользу человеческому организму, - в сущности, являются ядами. Ведь по своей сути это яды!
И есть люди, которые только принимают лекарства. Они должны осознать, что больны, причем, осознать это лишь чуть-чуть, - но осознать обязаны! Речь идет обо всей этой массе простых людей. Но они должны знать, что есть лекарство, а иначе им будет плохо.
Им нужно понять, что такое жизнь, что такое смерть, что такое добро, что такое зло, а также то, что есть лекарство, позволяющее перейти из одного состояния в другое. Человек должен знать, что есть «врач», к которому он может прийти, которому он платит за лечение, и это лечение может быть болезненным! В чем-то они должны участвовать в этом процессе исцеления.
Вопрос: И это все? Человек должен только понять, что ему плохо?
Если ты говоришь о том, что происходит сейчас, то, помимо того, что человек признает, что ему плохо, он должен знать, что есть «врач», что есть «больничная касса», что он должен в этом участвовать и тогда сможет обратиться за помощью. Это и называется, что его нужно воспитывать для жизни в мире, - и даже если весь мир для него готов. Или же ты говоришь, что делать нечего, и общество, подобно «неотложке», должно прийти к нему на помощь, чтобы он не умер. А ведь потом ему все равно придется пойти в свою больничную кассу, чтобы продолжить лечение.
Вопрос: Но ведь человечество всегда искало "врача", только получало неправильное лекарство. Что же должно произойти, чтобы оно пробудилось и стало искать настоящего врача? Оно ведь привыкло получать "лекарства", но, очевидно, они уже больше не действуют...
Все развитие человечества проходит под наблюдением верного и настоящего Врачевателя. Человечество получило правильное лекарство и прошло определенный процесс развития до наших дней. А теперь должно самостоятельно участвовать в этом процессе. Пусть в чем-то, - но сознательно. Чтобы мы больше не пользовались услугами «неотложки», которая прибывает ко всем, а получали помощь в «больничной кассе» согласно своему участию.
Ты должен принимать участие в этом процессе. И это то, что от тебя потребуют. Тобой больше не будут заниматься, поскольку сейчас требуется твое сознательное участие в работе всей системы. А иначе ты останешься на уровне животного. Ведь ступень человека определяется тем, что он участвует в этой системе, выстраивает ее, желает чтобы она была построена, чтобы она раскрылась как система Адам - система душ, соединенных между собой связью отдачи, подобной свойству Творца.
(Из урока по трудам Рабаша, Даргот Сулам, статья 925, 31.03.2009)