Прикосновение к мудрости

Злой тиран прячется во мне

Вопрос: Что означает: "Злое начало?" Это воспринимается, как какое-то религиозное понятие. Можете ли вы объяснить, в чем его суть?

"Злое начало" - религиозное понятие? Я не видел ни одного религиозного, в котором было бы "злое начало".

Злое начало - это мое желание (на иврите "ецер" от слова "рацон" - желание), которое я определил как зло. Относительно чего? У меня есть плохое желание, скажем, украсть. Я захожу в магазин - допустим, у меня клептомания, и я обязательно что-то ворую. Я прихожу к тебе в гости и вижу такую маленькую, красивую пепельницу, что не могу удержаться от того, чтобы ее не взять! Это просто болезнь - у меня такое сильное желание, что я не могу его преодолеть, и поэтому я краду, ничего не поделаешь.

У меня есть много таких желаний, которые я не могу преодолеть. Они не дают мне достичь цели творения и встают препятствием на моем пути. Нынешнюю форму этих желаний, которая не дает мне достичь цели, я называю злом. Сами желания - это не зло, злом я называю их настоящую форму. Вся наша природа - это желания. Все, что существует, неживое, растительное, животное и человек - это все желания. Но желания, форма которых не дает мне достичь цели, называются злом.

Допустим, я терпеть не могу таких людей, как ты. Мне не нравятся твои усы, я ненавижу усатых мужчин. (Смеются) Я бы и рад с тобой объединиться, но никак не могу! Поэтому я ненавижу в себе это свойство, мою ненависть к усам. Я хочу соединиться с тобой, я просто обязан - это будет большим достижением и принесет мне огромную выгоду, но мое злое начало не дает мне этого сделать! Что с этим делать?!

Скажем, я мог бы жениться на царской дочери, но она жутко страшная - настолько, что я не могу к ней приблизиться. А если бы мне не мешало мое злое начало, я бы женился на ней и сам бы тоже стал царем, ведь ее папа когда-то умрет?

То есть существует нечто, что стоит на моем пути. И эта преграда находится во мне - ведь мне никто не мешает, помеха существует только внутри меня. Это надо действительно прочувствовать. Я не могу искоренить это в себе, не могу от этого избавиться. Я вижу, что это мешает мне получить целое достояние, не дает мне жить, не дает мне достичь успеха! Поэтому я называю это злым началом, ведь оно приносит мне вред.

Когда я решил, что курение приносит мне вред, я бросил курить. Я никогда не хотел признать, что это вредно, а потом согласился.

Итак, "злое начало" является злом при условии, что ты делаешь все возможное, все, что только способен сделать, чтобы избавиться от него... и не можешь. И тогда оно властвует над тобой. Ты видишь, как оно над тобой смеется! Оно так обкручивает тебя, что ты забываешь и снова идешь у него на поводу. Это называется "злое начало". Если ты способен избавиться от него, то это не злое начало - а ты просто используешь желание для своего удовольствия. Злом называется то желание, которое тебя насилует.

Осознание зла - это не простой процесс. Я должен быть настоящим судьей самому себе, не поддаваться на подкуп, проверить цель, себя, свои свойства, понять, что я должен в себе изжить. Я делаю все, чтобы добиться этого, я стараюсь изо всех сил, стиснув зубы -  и те свойства, с которыми мне не удается справиться, я называю злым началом.

Если человек делает это, он подготавливает себя к исправлению свыше, и тогда придет свет и исправит его. Когда ты сделал все возможное и видишь, что это зло, только тогда ты по-настоящему понимаешь, что это плохо. И ты раскрываешь зло в такой форме, что наверняка можешь, уже готов обратиться к Творцу. В тебе есть необходимая подготовка: "Я хочу, я смертельно хочу от этого избавиться и не могу".

Вот тогда ты раскрываешь, что это все делает Он. То есть в этом злом начале ты раскрываешь связь с Творцом, который специально устраивает тебе это. И все окружающие тебя сложности, те, с которыми ты можешь справиться и те, с которыми не можешь, Творец создает тебе специально, чтобы ты построил с Ним связь.

Это психология - это еще не Каббала. То же самое мы делаем с людьми, которых хотим приблизить. Подсознательно, может быть даже не отдавая себе в этом отчет, но так мы с ними играем.

Прикосновение к мудрости, открывающее новую жизнь

Вопрос: Что можно сказать человеку, который сомневается, стоит ли ему идти на вступительную лекцию по Каббале? Что он может получить от одноразовой встречи с Каббалой? Что может сделать с человеком даже одно соприкосновение с этой мудростью?

Вполне возможно, что благодаря этой встрече человек сделает себе самый большой подарок, откроет для себя жизненный путь. Есть клип, который показывает, как человек выходит из чрева матери, стремительно несется по жизни и падает в могилу. В этом вся наша жизнь, мы только ведем счет с ее начала, а если бы мы понимали, мы бы считали с конца: сколько осталось - это было бы правильнее.

Я думаю, что человек, который соприкасается с Каббалой, приносит в свою жизнь свет, дополнительную силу - единственную положительную силу, существующую в реальности. И теперь, если у него будут проблемы в пути, они наверняка будут целенаправленны и каждый раз будут вести его к цели. Он уже не будет подобен человеку, который сбился с пути и едет сначала десять километров в одну сторону, потом пятьдесят - в другую, пока, может быть, не возвращается к тому месту, откуда выехал. Проблемы все равно будут, мы еще не достигли цели, но эти проблемы будут направлять человека к цели. Есть проблемы, которые сбивают тебя с пути и есть проблемы, которые направляют к цели - это совсем другое дело.

 Сказано: "Праведники пройдут этими путями, а грешники оступятся на них". Это значит, что все сталкиваются с проблемами, но как продвигаться дальше, отталкиваясь от этих проблем? Ты видишь: "Это стена! Я не могу, где уж мне, это не для меня..." и поворачиваешь направо или налево. А кто-то скажет: "Нет, мы должны перепрыгнуть через нее". И оказывается, что даже не надо прыгать - надо просто чуть приподняться над помехой и перешагнуть через нее.

Все зависит от отношения человека. "Высокомерие человека унижает его" - человеку кажется, что он понимает больше, чем группа и учитель, это принижает его, и он как будто бы существует, бросаясь то в одну, то в другую сторону, но не двигаясь к цели.

(Из урока по статье Бааль Сулама "Предисловие к Талмуду Десяти Сфирот", 09.06.2009)