Ответы на вопросы, 29.04.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Вопрос о восприятии реальности. Как мы определяем, что дерево растет именно вверх, с помощью какого органа чувств?

Ответ: Все параметры нашего мира – это копия характеристик мира отдачи. Свойство отдачи вырабатывает в человеке механизм ориентации, который определяет как более высокое то, что ближе к свойствам Творца, как низкое – то, что удалено по свойствам от Творца, в чем есть тяжесть эгоизма. В нашем мире определение верха-низа обеспечивают нам ряд ощущений, в основном тактильных, связанных с ощущением гравитации, тяжести, давления, а также внутренний опыт, наработанный поддержанием равновесия. И видя что-либо, то же дерево, мы оцениваем его расположение, движение, исходя из внутренних сложившихся определений.


Вопрос: Что делать, если перестал верить даже самому себе, если думаешь, что скоро перестанешь понимать даже самого себя? Где публикация ответов?

Ответ: Эгоизм, "царь старый и глупый", который до знакомства с каббалой владел нами полностью, встретившись с новой, противоположной ему силой, испытывает удар и отказывается обеспечивать своему "подданному" ощущение уверенности и понимания происходящего с ним.

Чтобы продолжать наступление и сделать эгоизм из "царя" своим работником, нужно прежде всего упорядочить расписание дня, и установить "время для Торы", то есть, желательно оптимальное время для учебы, участия в группе и распространении. Нужно также стараться взять на себя определенные функции в группе, в проектах и выполнять их пунктуально и в срок. Это даст возможность включиться в работу общего кли, то есть, свет, который проходит в мир через наше общее кли, будет понемногу "промывать" эгоизм и включать его в работу.


Вопрос: Если Нет никого кроме Творца, то и в распространении мы распространяем Творцу? И поэтому не столь важны действия, а важность только в намерении?

Ответ: Нет никого, кроме Творца, но есть разные уровни восприятия Творца.

Есть восприятие великих каббалистов, наших учителей, пришедших к подобию свойств с Ним.

Есть восприятие нашего уровня, на котором дано понятие о разделенности мира на духовный и материальный, а также желание исправить эту "разбитую картину", и есть восприятие уровня нашего мира, где Творец воспринимается через призму эгоистического получения.

Распространяя, мы способствуем тому, чтобы "нет никого кроме Него" стало единым восприятием мира для всех.

Но если между собой мы стремимся к контакту в намерении, то в той картине мира, на уровне которой находятся все остальные люди, вид контакта, в котором проявляются желания и намерения – это речь и действие. Поэтому, чтобы выполнить свою задачу по исправлению восприятия, мы вынуждены действовать на том уровне контакта, на котором находится "потребитель".


Вопрос: Абсолют абсолютен, но для выражения себя ему необходимо относительное, взгляд со стороны. И этим относительным являемся мы, до тех пор, пока вновь не сольемся с абсолютным, чтобы быть выброшенным снова в относительное. И эти кругообороты бесконечны. Мы стремимся к вершинам, чтобы достичь пика и затем оказаться внизу. Разве мы не можем радоваться здесь и сейчас, выражая благодарность относительного абсолютному? И где при этом относительное?

Ответ: Мы не можем судить о Творце как об абсолюте, из-за противоположности свойств, но каббалисты говорят нам, что Он не нуждается в "самовыражении". Причиной творения было желание Творца насладить творения. Наивысшее наслаждение – Он сам, то есть цель творения – чтобы сотворенное слилось с Творцом, а не предоставляло Ему "взгляд со стороны".

Поэтому мы можем и должны радоваться здесь и сейчас, но цель, заложенная в творении, как сказано: "конец действия – в начальном замысле", - хотим мы того или нет, будет двигать нас вперед. Ведь соединиться, слиться можно лишь при подобии свойств, а они изначально противоположны: Творец – это отдача, творение – получение. А это значит, что цель творения будет вызывать в нас все более острую потребность в новых уровнях развития. Потребность, которая, если не реализуется вовремя, ощущается как страдание. И так будет, пока мы не приобретем свойство Творца, отдачу, в такой мере, чтобы слиться с Ним. По отношению к этому уровню все, что хоть немного ниже него – относительно.


Вопрос: Изучая каббалу, я от Вас и в книгах встречаю выражение типа этого: "Когда Малхут полностью перебрала все свойства Творца, она начала думать" (статья "Лечение души"). Мне не дает покоя вопрос: как думает Малхут? Кто конкретно думает, перебирает, принимает решение и т.д.? Мое "Я"?

Ответ: Каббалисты сказали: "Тора говорит языком людей".

То есть, они увидели, что для передачи информации о духовных взаимодействиях наиболее подходящим является описание их в виде действий и взаимоотношений людей. Так написаны, например, большинство книг ТАНАХа.

А объясняя те книги каббалы, которые написаны техническим языком, каббалисты также переходили на язык притч и примеров из человеческой деятельности.

Духовные миры и их элементы, малхут и пр., – это модель души человека, модель эта уже существует и все ее части выстроены по причинно-следственной связи. То есть сама малхут ничего не "думает", по отношению к душе, человеческому уровню, модель – это неживой уровень.

Когда же человек растит в себе душу, и она выстраивается по этой модели, это происходит во времени, и для того чтобы создать, родить следующий этап роста, элемент души, он должен ощутить все характеристики данного элемента модели, и на уровне души, т.е. на человеческом уровне, это происходит в виде процесса мыслей, выяснений, решений.

То есть, с одной стороны, все описываемые "размышления" и "решения" малхут уже существуют в виде характеристик духовной ступени, с другой стороны, когда человек поднимается на этот уровень, все это происходит в нем в ощущениях.


Вопрос: У меня нет пока группы, я постигаю по Вашим лекциям, но как Вы правильно заметили, все постижения без учителя невозможны. Ответьте, учителя можно иметь на расстоянии, или правильней, когда ученик чувствует своего учителя, смотрит ему в глаза, ощущает его поддержку? Скажите, Ваши ученики станут учителями, и есть ли они в Новосибирске? С большим уважением, Верченко Олег (прошу, не игнорируйте мое письмо, устал от игнора).

Ответ: Развитие технологий, связей, которое мы наблюдаем в нашем мире, отражает рост связей между душами, и, в свою очередь, требует этого роста. Поэтому если раньше для учебы и связи требовался непосредственный контакт, то сейчас даже в чатах и социальных сетях чужие люди чувствуют друг друга не менее тонко и точно, чем при "живом" общении.

То же самое можно сказать и об учебе у каббалиста: расстояния нашего мира все меньше становятся препятствием для контакта. Тем более, как известно, учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Специфика нашей учебы состоит в том, что "учиться у учителя" в каббале означает перенимать у каббалиста свойство отдачи. И если раньше, на предыдущих этапах развития душ – творения, - для этого было достаточно совместной учебы, то в настоящее время кли отдачи ученики могут создать только совместно. Поэтому для продвижения действительно необходима группа.

В Новосибирске работает учебная группа МАК, контактные данные есть на сайте МАК в разделе "Наши контакты": Валентина Татарчук, эл.почта: va.tatarchuk@gmail.com, телефон: +7 913 533 7497.

Если Вы по какой-то причине не можете участвовать в совместной учебе и работе с новосибирской группой, Вы можете подключаться к работе виртуальной группы, а также участвовать в совместных проектах в распространении в интернете.


Вопрос: Наткнулся вот недавно "случайным образом" на книгу "Илан" Бааль Сулама. Расскажите об этой книге, и почему о ней меньше всего мы слышим и ее меньше всего изучаем? (У меня есть доступ к ксерокопиям оригинала книги, если таковой нет в Бней Барухе. Мой адрес ruslan1602@gmail.com)

Ответ: Книга "Сефер а-Илан" вышла в свет как часть книги "Бейт Шаар а-Каванот". Во "Введении в науку каббала" Бааль Сулам часто ссылается на чертежи книги "Илан".

Действительно, раньше мы чаще применяли книгу "Сефер а-Илан" в процессе учебы, особенно при изучении "Введения в науку каббала" ("Птиха") – чертежи книги "Сефер а-Илан" находились в конце изданной нами книги "Птиха".

В общем же мы применяем ее меньше других книг, так как цель наша в учебе – раскрытие работы света отдачи в материале творения и проникновение в тонкости взаимоотношений двух сил, отдачи и получения. Чертежи книги "Илан" в этом смысле больше применимы для досконального изучения взаимного расположения миров и парцуфов, что намного меньше является целью изучения каббалы как науки, очень необходимой сегодня для работы по исправлению эгоистичности мира.

Спасибо, в нашем архиве имеются копии оригинала книги.


Вопрос: Означает ли группа собрание конкретных людей, решивших объединиться, чтобы служить Творцу, в данное время, или это общность всех, пришедших к такому решению? Если это общность всех, в чем разница между группами (я имею в виду, например, есть наша группа, группа Рамхаля, группа рабби Шимона)?

Ответ: Группа – это духовное понятие. То есть, чтобы стать группой, собрание конкретных людей должно в процессе совместной учебы и работы выяснить для себя, что такое "служение", кто такой "Творец", каждый из них должен отменить свое личное понимание духовного пути перед группой, и многое другое. Такая работа постепенно рождает единый духовный парцуф. То есть, в той степени, в какой на это способны многие – в этой степени они могут называться группой. И происходит эта совместная работа действительно в конкретный отрезок времени.

Понятно, что так как происходит развитие творения, в каждом поколении у людей в группе своя методика единения, так как в мир приходят души, которые все "грубее", "мельче". Общее состояние эгоизма творения в каждом поколении каббалистов другое, поэтому у групп в каждом поколении своя задача и своя методика работы по исправлению.


Вопрос с английского блога: В посте "Не отталкивай эгоиста" пишется, что человеку ни в коем случае нельзя говорить, что он эгоист. Но ведь посыл ББ заключается в том, чтобы объяснить людям, что мы – эгоисты и не умеем отдавать. Как объяснять человеку его природу, если не упоминать этого?

Ответ: Если я знаю, что человек не примет от меня лекарство, средство от своей болезни, я не имею права говорить ему, что он болен, – наоборот, пусть живет и наслаждается. Потому что наслаждение находится в области, принадлежащей цели творения.

И только если у человека появляется вопрос о причине страданий, можно дозированной информацией направить его поиски в сторону их истинной причины.

Вопросами же о природе человека вообще интересуются единицы.

Поэтому людям нужно давать картину нормальной жизни, которая возможна лишь в единении. Сказано: Творец до удара дает лечение от этого удара.

И если у них появляется ощущение, что да, это хорошо, и вопрос: "Как достичь подобной жизни?", – им можно говорить о методике, а уж в самой методике разбираются причины нашего несоответствия модели нормальной жизни.


Вопрос с английского блога: Как от человека может быть скрыта работа Творца, если "вся Земля полна Его величием"?

Ответ: Работа Творца скрыта от человека разбиением творения. Человек – всего лишь частичка общей души, творения, следствие его разбиения. И эта отделенность от других частичек создает в нем ощущение, что работает он сам, а не Творец. Чтобы ощутить работу Творца, нужно вновь собрать единое кли общей души человечества. Только в нем может по-настоящему, в ощущении, раскрыться высший свет, что и передается словами "вся Земля полна Его величием".


Вопрос с английского блога: Еврей не должен влюбляться в женщину не еврейку, потому что ее трудно убедить, что иудаизм – это правильный путь.

А если он все-таки полюбил такую женщину? Может ли он принять эти чувства и следовать за ними, или должен бороться с ними? Если да, то как (с точки зрения каббалы)?

Ответ: Мы говорим о человеке, который, руководствуясь методикой каббалы, следует по пути духовного развития.

В отношении такого человека актуален не иудаизм как религия, и не любовь к той или иной женщине, а то, что может способствовать его духовному развитию: следование методике каббалы и брак, когда женщина становится спутницей его жизни и партнером в духовной работе.

В этом случае есть два основных критерия выбора: чтобы она не была отталкивающей для него как женщина, и чтобы она, зная путь, которым он идет, была согласна с его выбором.

Все остальные критерии, практически, не относятся к духовной работе, поэтому намного менее важны.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Живите не прошлым, а предвкушением будущего"). Как мне понять, что ощущение единства, которое я получу на очередном конгрессе и соответствующее продвижение, вызванное им, – это не воспоминания чувств и ощущений, полученных на предыдущем конгрессе? Как различить их?

Ответ: Если у Вас действительно есть стремление к новым ощущениям, продвижению, тогда старайтесь отмечать то новое, что появилось в Ваших ощущениях и в понимании в результате учебы, внутреннего анализа, работы в группе, конгрессов.

Вы можете это делать в виде заметок, ведения дневника, – в любой удобной для Вас форме.

Эта постоянная работа, внимание к происходящему, даст Вам опыт анализа, обратит еще больше Ваше внимание на поиски основ для анализа, для оценки его верности, в учебном материале и в уроках. Научит Вас самостоятельно различать и сравнивать чувства и ощущения, пережитые на конгрессах.

А также даст Вам возможность более живо почувствовать периоды пустоты – и научит использовать также и эти периоды для продвижения.


Вопрос с английского блога: Как Бааль Сулам трактовал понятие "меркава"?

Ответ: Везде, где у Бааль Сулама применяется понятие "меркава", оно обозначает "ступень-носитель чего-то более высшего", или же "проявление высшего, более цельного, на низшей, составной ступени".


Вопрос с английского блога: Как помочь себе, когда ты чувствуешь, что потерял веру в Учителя, но не в книги, группу и методику? Когда ты видишь, что Рав говорит одно, а делает – другое?

Ответ: Помочь себе можно, прежде всего, поблагодарив Творца за то, что дал такое испытание. А затем – при помощи того, что осталось от триединства "группа-книги-рав", то есть с помощью группы и книг выяснить для себя, что означает понятие "учитель, рав" в каббале.


Вопрос с английского блога: Хочу спросить вас о роли современного университета. Я изучаю Международный бизнес, но мне очень трудно сосредоточиться на лекциях и успешно готовиться к экзаменам, поскольку я не чувствую, что эта сфера деятельности сегодня необходима и актуальна. Я чувствую, и вы говорите об этом, что мировая система, которую мы изучаем в университете, устарела, и на ее смену грядет глобальная система. Как вы рассматриваете эту проблему?

Ответ: Плох не сам международный бизнес как дело, профессия. Интегральные связи в мировом хозяйстве будут крепнуть и всегда понадобятся умелые менеджеры для управления этими связями на благо людей.

Плохо другое. Плохи нынешние концептуальные, теоретико-экономические основы мирового бизнеса. Плохи основы мировой финансовой системы, которая, захватив власть в мировом хозяйстве и, оценивая успешность бизнеса умением управлять финансовыми потоками, совершенно оторвала понятие бизнеса от реального спроса, потребностей людей и стран.

Поэтому, продолжая изучать основы профессии, старайтесь в то же время быть в курсе развития нашей концепции устройства нового общества, если есть возможность, входить в детали. И, может быть, вскоре Вы сможете внести свою лепту в практические разработки на основе нашей концепции как человек, обладающий знаниями в области мирового бизнеса.


Вопрос с английского блога: За последние три года я прочел несколько книг по каббале. У меня есть друзья – семейная пара, чей 15-летний сын недавно покончил жизнь самоубийством. Его родители находятся сейчас в ужасном состоянии. Что я могу сделать, чтобы помочь им?

Ответ: Все мы представляем собой единый организм, и быть здоровой частью этого организма каждая его часть может, только если все живут ради него, и он живет ради всех.

Поэтому неверно бытующее мнение, что причина депрессий и самоубийств в том, что человек не видит перспектив в жизни. На самом деле, у человека, части единого организма, создает желание жить не осознанная перспектива, а ощущение, что тебя любят и что ты нужен.

Поэтому для человека, пережившего горе, когда проходит первый шок, необходимо такое окружение, которое может вызвать эти ощущения.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Посередине между Творцом и миром"). Когда я, допустим, хожу по магазинам или просто общаюсь с людьми, я чувствую, насколько трудно завязать с ними разговор, чтобы обсудить что-то значимое. Кажется, что у людей развилась подсознательная реакция игнорировать того, кто хочет поговорить с ними о чем-то еще, кроме обсуждения общих тем. Я заметил, что большинство склонны воспринимать все отрицательно и закрывают глаза на то, что я пытаюсь поддерживать беседу в положительном ключе. Что я делаю не так, когда пытаюсь связаться с людьми?

Ответ: У человеческого эгоизма очень узкий спектр восприятия: он способен воспринимать только то, что кажется полезным или вредным для него сейчас, на данном этапе. Если же кто-то пытается расширить этот спектр, подобные попытки вызывают у эгоизма тревогу и отторжение.

Кроме этой особенности, тот, кто хочет заинтересовать другого чем-то новым, должен также знать принципы, пути развития эгоизма, как сказано: "Воспитывай (то есть, развивай) отрока по путям его".

Ведь новое знание, которым я хочу заинтересовать человека, новый интерес, который я желал бы, чтобы появился у него – это его очередной шаг по пути развития. А развивать его нужно не так, как мне лично кажется верным. Вначале я должен узнать его "пути", то есть природу его эгоизма и естественный путь его развития.

Тогда каждое мое слово и действие будут и досягаемы для него из того состояния, в котором он находится, и будут находиться точно в том направлении, в котором ему предназначено развиваться от природы.

Вполне возможно, что Вам не всегда удается учитывать эти особенности человеческого эгоизма и его пути развития.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Условие получения высшего знания"). Как убедиться, что мы приближаемся к истине?

Ответ: Убедиться в чем-либо можно только в ощущениях. А чтобы ощущения были тонкими и точными, нужен "голод" к ощущениям.

То есть, убедиться, насколько мы в нашем мировом сообществе становимся все более единым кли, можно только выработав в себе острую потребность в единстве нашего кли. Эта потребность даст возможность отслеживать и тонко чувствовать все процессы единения, подъемов и падений, проходящие в едином организме нашего сообщества.

Кроме того, вряд ли такой процесс может точно оценить сторонний наблюдатель, человек может их почувствовать, только находясь "внутри", когда по нему проходят все "токи", напряжения и спады процесса единения.

А единение – это основное условие нашего приближения к истине.


Вопрос с английского блога: Хотелось бы узнать, где найти учителя каббалы в Афинах?

Ответ: В системе Международной Академии каббалы нет пока, к сожалению, ни преподавателя, ни учебной группы в Греции. Вы можете записаться в европейский Лернинг-центр на сайте: http://edu.kabbalah.info/lp/free.
Общий адрес Лернинг-центра: edu.kabbalah.info. А также можно использовать материалы сайта МАК на греческом и английском языках. Сайт на греческом языке в ближайшее время пополнится материалами о движении "Арвут" (Взаимное поручительство).