Ответы на вопросы, 30.11.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

 

Вопрос: Прошел ли хоть кто-то (Моше, Царь Давид, Царь Шломо) полный круг исправления? Если да, то почему эта душа не спасла нас всех и вновь вернулась в наш мир? Если нет, то возможно ли это вообще?

Ответ: "Общее спасение" – это созревание восприятия мира всех людей к тому, чтобы жить в поручительстве, а затем и жить отдачей. То есть это переход к некоему "взрослому" состояние общей души.

Такому взрослению способствуют своими трудами и те, чья душа уже прошла весь путь созревания, достигнув "личного полного исправления", ему же способствует и быстрое прохождение человечеством, отработка им, всех эгоистических желаний, чтобы достичь разочарования в эгоистическом получении, отчаяться в нем и прийти к необходимости новых отношений.

Практически "созревание рывком" невозможно, потому что свет исправления, войдя в неподготовленный сосуд, вызовет такие страдания, которые уничтожат сам сосуд.

 

Вопрос: Не является ли гомосексуализм началом процесса исчезновения полов, началом возвращения к первоначальному состоянию андрогенов?

Ответ: Существование полов заложено в самом корне творения: существует дающий – Творец, и получающее от него творение. Поэтому и творение состоит из отдающей, мужской части, и получающей, женской.

 

Вопрос: "Бытие" понимаю как существование друг для друга или взаимное влияние, отражающееся в сознании. Но что такое само "существование", как ни старался понять, не мог. Может, Вы знаете?

Ответ: Первичное условие существования – это получение воздействия извне. Без получения мною воздействия извне ничто не создает факта моего существования. То есть, существование сводится к получению "знаков" о существовании, и то, что воспринимается мною, обеспечивает меня существованием.

Есть два вида существования: получение и отдача. Первый вид сводится к получению знаков о моем существовании и ощущается как нужда в знаках извне, в чем-то вовне, что подтверждало бы мое существование, обеспечивая его знаками.

Второй вид существования, отдачу, мы понять не в состоянии, разве только опосредованно, через термины получения.

Можно сформулировать это так: я нуждаюсь в воздействии только как в знаках существования его источника. Знаки, получаемые мною, обеспечивают его существование.

 

Вопрос: Для чего вообще нужно существование? Если бы ничего не существовало, от этого кому-то было бы хуже? Несуществующий был бы недоволен собственным отсутствием?

Отвечает ли Каббала на такого рода вопросы? Или ее задача сугубо практическая – поднять человека на более высокий уровень бытия и только?

Ответ: Единственная форма, уровень существования, которые мы можем себе представить – это получение. Творение существует тем, что получает от Творца.

Каббалисты говорят, что творение создано желанием Творца насладить творения.

То есть, если говорить, кому было бы хуже, если бы не существовало творение, получается, что хуже было бы Творцу. Но говорить так – значит приписывать Творцу нашу форму существования, получение, с характерными для нее понятиями "хуже-лучше".

У Творца совсем иной уровень существования – отдача. Мы на том уровне пока что "несуществующие", и, говоря Вашими словами, пока действительно не ощущаем недовольства собственным отсутствием там.

А задача каббалы как практической методики – поднять человека на уровень отдачи, на уровень Творца.

 

Вопрос: Если Абсолют неизменен, зачем нужно творение? Ведь его результат будет равен исходному пункту? Результат, т.е. какое-то изменение, получить внутри абсолютного совершенства невозможно. Таким образом, творение – бессмыслица?

Ответ: Наши представления и понятия рождаются и существуют в рамках нашей составной, противоречивой природы, поэтому о природе абсолюта, абсолютной единственности, – рассуждать просто не имеет смысла. Так, в Творце есть непознаваемая нами часть, которая называется "Ацмуто".

Но о совершенстве мы можем говорить, как о единстве всех возможных качеств и свойств, даже самых противоположных. И оно не просто совершенно – оно включает в себя все сущее, то есть даровать счастье совершенства чему-то вовне оно не может – нет "вовне". Поэтому мы можем представить себе творение как дарование скрытия для некоей части свойств Совершенства, так, что эта часть "временно" перестает ощущать, что она находится в полном единстве со всем сущим, с Совершенством. Затем скрытие преодолевается и "возвращенная" часть испытывает ощущение всеохватности и величия единства, Совершенства.

Так мы можем говорить о той стороне Творца, которую в состоянии постичь как Его желание насладить творения. То есть, творение – не бессмыслица, а выдумка, "игра" Творца. Сказано, что для самого Творца не было необходимости в цимцуме, сокращении, скрытии, оно было сделано для "украшения", игры.

 

Вопрос: Вы утверждаете, что цель Каббалы – привести человека к абсолютному наполнению, удовлетворению, счастью. Но счастье, наслаждение – это всего лишь ощущение. А ощущение – ни что иное, как иллюзия. Поэтому наш мир иллюзорен, т.к. он существует в наших ощущениях. Получается, что цель Каббалы состоит всего лишь в том, чтобы перевести сознание человека из серой иллюзии нашего мира в яркую иллюзию мира духовного?

Ответ: Ощущения – это не иллюзия, а единственное, что можно назвать реальностью. Только о том, что ощущает или ощущается, можно сказать, что оно существует.

Другое дело, что ощущения зависят от параметров и настройки "приемника", воспринимающего.

Каббалисты различают, в общем, два вида "настройки" – на получение и на отдачу.

Настройка на получение сравнительно быстро исчерпывает весь спектр возможных ощущений, потому что их количество и качество зависит от ограниченного комплекта желаний человека, и все воспринимаемое действительно начинает казаться "серой иллюзией". Настройка на отдачу дает возможность ощутить гармонию связей и сил, действующих в природе, потому что человек не ограничен своими желаниями, а связан со всеми силой отдачи и любви.

То есть, если бы целью каббалы было учить благим намерениям и желанию их реализовать, привести к ним всех – тогда Вы были бы правы. Но цель каббалы – дать всем методику перенастройки восприятия.

 

Вопрос: Абсолют есть абсолютное совершенство, а стало быть, неизменность. Неизменность не допускает никакого движения, ведь оно и есть изменение. Каким образом в этой неподвижности возможна какая-либо жизнь? Как абсолютно неподвижный Абсолют может обладать творческой силой? Более того, неподвижность вообще равносильна небытию. Получается, что Абсолют, по крайней мере, с человеческой точки зрения, просто не существует. Атеисты правы?

Ответ: Мы не можем говорить о некоем "абсолюте в себе". Каббала вообще не признает возможным говорить о любой "вещи в себе", она считает подобное недопустимым занятием, так как это – манипулирование абстрактными понятиями, совершенно не связанными с материалом.

Не рассматривается суть любой вещи, так как суть непознаваема, рассматривается только то, в чем она проявляется для нас – материал и формы, которые он приобретает. Эти проявления и есть "творческая сила" непознаваемой сути любой вещи.

Как о существующем, можно сказать только о том, что постигнуто. Например, мира отдачи, который постигли, ощутили, исследовали и описали каббалисты, с "человеческой" точки зрения, то есть для людей нашего эгоистического мира действительно не существует.

Поэтому атеисты, конечно, правы: того "бога", которого представляют себе существа нашего мира, и против которого они сами борются, действительно не существует.

Так, в частности, каббалист р.Менахем-Мендл из Коцка ответил молодому атеисту, утверждавшему, что он не верит в бога: "Я тоже не верю". – "Как? Вы – не верите?" "Да, в того бога, в которого не верите вы – в такого я тоже не верю".

 

Вопрос: Вы говорите, что Творец – это свойство отдачи и любви. Чье это свойство? За Творцом кто-то еще стоит?

Ответ: Бааль Сулам писал, что любую вещь мы постигаем только по ее свойствам и проявлениям. Даже самого себя человек воспринимает по проявлениям и свойствам своего тела, или же по проявлениям своего эгоизма и его желаний, но что представляет собой сущность его самого, человек не знает.

Поэтому каббалисты, даже когда говорят или пишут "Творец", подразумевают Его проявления в материале миров: любовь и отдачу. Слова о том, что Творец – это свойство отдачи и любви, просто констатируют этот факт.

 

Вопрос: Я знаю, что все заповеди связаны с конкретной частью человеческого тела, и если болит какой-то орган, то следует выполнять эту заповедь более усердно. Так вот, какая заповедь отвечает за кожу на лице?

Ответ: В каббале подобные представления называются материализацией духовных понятий, каббала видит это как занятие опасное, то есть, прекращающее всякую возможность дальнейшего развития. Каббалисты рекомендуют как можно быстрее обнаружить в себе подобные склонности и удалиться от них.

 

Вопрос: В продолжение вопроса: ...И это связано с запретными желаниями, которые нельзя использовать, которые надо отложить в сторону и закрыть в коробочку, дабы не совершить нарушение? Это 613 желаний в Шиса? И тут возникает большая проблема, как добыть свет Хохма. Ведь достаточно совсем непродолжительного усилия, чтобы он начал светить, главное – правильного усилия, для этого нужно знать, какого рода усилие нужно приложить, а потом захотеть, главное – захотеть его приложить. И тут проблема с "Верой выше знания". Это и есть задержка в развитии плода? Так как же быть? Или остаётся только ждать?

Ответ: В нижней части парцуфа души – 365 желаний, их не получается "закрыть в коробочку", для того чтобы не использовать их, человек должен в противовес им возвеличить другие желания: желание к Творцу, величие группы, рава, учение каббалистов.

Эти же действия по возвеличиванию всего, что даст ему продвижение – они же и есть усилие по созданию света отдачи, хасадим. А, как известно, свет хохма сам входит в кли, исправленное светом хасадим.

Кроме того, эта работа помогает понять необходимость в вере выше знания, только в свете этой веры мы сможем увидеть величие Творца, рава, товарищей, группы.

Поэтому требуется не пассивное ожидание, а действенное – в активном участии в учебе, в работе группы, в распространении, эти действия "генерируют" свет.