Ответы на вопросы, 03.02.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Я много читала о Вас, смотрела Ваши выступления, смотрела Каббала ТВ, просмотрела много интервью с Вами. Если вся беда человека в его эгоизме, то человек должен победить его? Вы отрицаете, что эгоизм заложен в природе человека? По-моему, нет.

Вы говорите, что человек должен победить свой эгоизм. Тогда это означает, что необходимо победить природу? В идеале мы должны возлюбить ближнего как себя. Но это невозможно. Себя любят больше ВСЕ. Идеального общества быть не может. Вы сказали, что в природе все распределено идеально – есть и овцы, и волки, и что там нет зла. В человеческом сообществе тоже есть и всегда были и будут и волки, и овцы, и по-другому просто и быть не может. Мир человека никогда не станет идеальным. Никогда не будут все любить всех.

По-моему, то, к чему призывает Каббала – это абсурд. Ученые, которые изучают интеллект человека, уже давно пришли к выводу, что каждый родился, кем он родился. Способности у всех людей разные. Примитивных людей на земле большинство. Донести истину невозможно до всех. Слишком много людей с крайне низким уровнем интеллекта.

Говоря о всеобщей любви, Вы призываете к коллективистскому обществу. Но тогда человек потеряет свою индивидуальность.

Для того чтобы было проще управлять массой, тушками с детскими мозгами, евреи придумали религию. Это такой бизнес-план для легкого управления массами. Заветы писали примитивные люди. Нормальный грамотный человек читать библию не станет. Там слишком много алогизмов и противоречий. Библию знают понаслышке, по вырванным цитатам.

Вы говорите много умных и полезных вещей, но также много какой-то зауми с формулами, дурацкими названиями. Каббала – никакая не наука. Она не спасет мир и не научит людей жить.

Стремление к материальному – плохо, богатство – плохо, излишества – плохо. Главное – духовное наполнение! А что есть духовное?

Вот я не стремлюсь к материальным приобретениям, веду здоровый образ жизни, много читаю, много размышляю. Как еще духовно я должна себя наполнять? Изучать каббалу?

Ответьте мне, в чем мои заблуждения?

Ответ: Вы так развернуто все написали, что и ответ надо дать такой же развернутый.

Вы путаете человеческий эгоизм и человеческие желания. Это не одно и то же. Желания – наша природа, их невозможно победить и не нужно этого делать. Эгоизм – это форма использования желаний, намерение, которое за ними стоит. Вот его можно и нужно исправлять. Одно и то же желание может быть использовано как на благо общества, так и ему во вред. Человек с одними и теми же наклонностями может стать взломщиком сейфов, а может – работником службы спасения. И в том, и в другом случае его природные желания получат наполнение. Каббала является методикой, позволяющей прийти к такому правильному использованию желаний. Это достигается изучением и использованием законов природы, того общего закона взаимной отдачи и равновесия, которому подчиняется все. Любовь к ближнему в каббале означает осознание этого закона, понимание всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости, и действия, исходящие из этого понимания. Именно потому, что каббала не подавляет желания, а учит их правильному использованию, никакого подавления индивидуальности не происходит, наоборот, всем желаниям и склонностям человека находится применение, и человек приходит к максимальному развитию, такому, которое эгоистическое общество не в состоянии предоставить. Для того чтобы прийти к такому состоянию, приходится учиться. В каббале используется своя терминология, как и во всех науках, но если учиться с самых азов и последовательно, то видно, что никакой зауми нет. Но и учеба тоже разная. Одни тянутся к пониманию всей системы, другим достаточно примера правильного поведения, и методика каббалы это учитывает. То ощущение включенности в общество, соответствие ему, гармонию с ним каббала называет духовным наполнением. Альтернативой этому наполнению является гонка за эгоистическим наполнением, когда человек противопоставляет себя обществу, воспринимает общество как объект извлечения удовольствия. Этот подход себя изжил, поскольку мир вступил в интегральную и глобальную фазу развития. Если все зависят от всех, то невозможно выделить себя и жить за счет других. Это уже не призывы из древних книг, а повседневная реальность. Поэтому к духовному наполнению придут все, иначе просто не смогут существовать. Но всему должно предшествовать осознание необходимости. Если Вы сейчас ощущаете себя в гармонии с окружающим миром, то нет смысла Вас к чему-то призывать. Но Вы являетесь частью человечества, и не может быть, чтобы общие беды Вас не затронули. Не сейчас, так через год, два, десять лет, но и Вы почувствуете связь между всеми людьми и необходимость исправления этой связи. Тогда и Ваше отношение к каббале изменится.


Вопрос: Я три года смотрю Ваши уроки, читаю блог, книги по Каббале. У меня вопрос: Я работаю доцентом в Педагогическом Университете, преподаю психологию. Очень часто (в зависимости от темы занятий) я рассказываю студентам идеи Каббалы, но естественно, не говорю, что это Каббала, а говорю, что это Законы Природы или Законы взаимоотношений людей и т.д. Можно ли считать это распространением?

Ответ: Можно, но важно не просто подать саму идею, а проиллюстрировать ее примерами из повседневной жизни, научными экспериментами, заключениями ученых.


Вопрос: Вы в своих лекциях часто повторяете, что Каббала – это не религия, а наука: что не нужно верить, а нужно самому экспериментально проверять положения Каббалы. Хорошо. Но с другой стороны, после начала изучения Каббалы должно пройти минимум 3-5 лет (а чаще намного больше), чтобы человек что-то начал ощущать в себе. Следовательно, чтобы прийти к экспериментальному уровню, нужно пройти период "веры выше знания", то есть Каббала начинается все равно с ВЕРЫ, а не с эксперимента, как любая наука. Так что же все-таки Каббала: наука или религия?

Ответ: Понятие "вера выше знания" означает несколько иное – способность предпочесть отдачу получению. Но Вы правы в том, что первый период в каббале идет во тьме, когда человек должен просто довериться тому, что говорит его учитель. Но разве не так в любом другом деле? Если врач прописывает лекарство, Вы же полагаетесь на то, что он знает, что делает, не изучаете медицину, химию, фармакологию перед этим. А если и решите изучить, потребуются годы. Разница между каббалой и религией не в том, что они говорят о скрытом от непосредственного восприятия, а в том, что религия навязывает свое представление о мироздании, а в каббалу человек приходит сам, говоря: "Я слеп, помогите мне, сделайте меня зрячим". Каббала начинается не с веры, а с вопроса о смысле жизни, необходимости во что бы то ни стало его найти.


Вопрос с английского блога: В посте "Если ты не заботишься о развитии, развитие заботится о тебе", где говорится о давлении на нас сил природы, сказано: "Ведь они уже активизированы, но простаивают – и ты ощущаешь эти силы как страдания, пока не приведешь их в действие".

Похоже, что эти слова напрямую связаны с советом Рава – довести до 99% населения необходимость посадить всех безработных на пособие и начать их интегральное обучение. Если так, должны ли мы закладывать такое отношение в наше намерение притянуть свет во время распространения для 99%?

Ответ: Конечно. Мы в своей внутренней работе должны стремиться к цельной картине, которая включает в себя все – отношение к товарищам, отношение к миру и, в конечном счете, отношение к Творцу.


Вопрос с английского блога: Вы пишите, что в будущем люди будут работать 2-3 часа в день. Как можно сократить рабочие часы в местах, где требуется большая ответственность, высокая квалификация и практические навыки: в больницах, пожарных и полиции. Ведь чем больше у человека опыта, тем больше возможности помочь другим, особенно в этих областях. Там нет ни времени, ни места для ошибки. Какой же выход?

Ответ: Сокращение рабочих часов – не самоцель, это явится естественным результатом переоценки ценностей, когда устремления людей будут направлены на благо общества, а для себя они будут брать лишь необходимое. Конечно, те профессии, которые требуются для нормального функционирования общества, сохранятся, и более того, специалисты в этих областях будут действовать с большей самоотдачей и получать от работы большее удовлетворение, ведь они будут видеть, как общество ценит их труд.


Вопрос с английского блога: Племянница моих друзей выходит замуж. Ее сестра попросила ее взять свадебные приглашения, сделать копии и отнести их на могилы родственников, как бы таким образом пригласив их на свадьбу. Я слышал, что души наших предков якобы приходят на хупу, но никогда раньше не сталкивался с таким обычаем. Я поинтересовался о нем у хасидского раввина, и тот сказал, что об этом написано в Зоар. Как человек светский, я даже не знаю, что подумать!

Ответ: Зоар говорит только о духовном, внутреннем мире человека, о его работе по исправлению своего эгоизма и слиянию с Творцом, свойством отдачи. Но люди не понимают этого, им кажется, что образы книги Зоар относятся к нашему миру, говорят о материальных действиях, и можно с их помощью каким-то образом задобрить высшие силы, наладить с ними связь и улучшить их отношение к себе. Это результат скрытия, в котором находилась наука каббала на протяжении тысячелетий. Но теперь пришло время раскрытия, и мы своим распространением меняем отношение людей к каббале, в том числе, и к книге Зоар.


Вопрос с английского блога: Мой муж и я познакомились в 2010 году. До этого мы оба были вашими преданными учениками. Мы знаем, что соединены Творцом, чтобы вместе продолжать наш путь. Многое случалось на этом пути, но как только у нас возникал вопрос, мы тотчас же получали ответ. Но сегодня я хочу открыто спросить: Что делать паре, если возникшая между ними ненависть выросла до предела? Рав, какова наша роль? Пара, как единое целое, выполняет общую роль, или тоже делится на части в общем теле? Возникшая ненависть – невыносима. Почему я как женщина наиболее открыто выражаю свою ненависть? Неужели женщина абсорбирует в себе еще и ненависть мужа? Временами, цель, к которой мы идем, видится нам кристально чистой, укрепляет нас и делает наш путь ярким. А временами она затуманивается, и кажется, что наш общий союз не имеет смысла. Кроме того, когда мы слышим, что проходят в настоящее время другие, мы чувствуем некоторое смущение, поскольку то, что они ощущают, мы уже давным-давно пережили. Очевидно, для всего нужно время. Может быть, скоро время придет поговорить об опыте духовного продвижения пары.

Ответ: Семья не рождается "духовной", так же как будущий каббалист "стартует" в этом мире в виде простого бессильного человеческого детеныша, и ему нужны питание, пеленки и материальная забота. Рабаш сравнивал любовь с маленьким живым существом, зверьком (!), который находится между двумя людьми, и от их общей заботы о нем зависит – будет ли он здоров и будет ли жить вообще.

Поэтому первая и главная цель пары - заниматься созданием здоровой семьи в нашем материальном мире. Это целая наука, требуется масса знаний и умений, которые у большинства людей в наше время очень слабы, если вообще есть.

Представьте себе младенца, который, родившись, уже хотел бы вершить большие дела, быть на высоте духовных ступеней. Зачем ему тогда было бы рождаться? Оставался бы "ангелом", т.е. некоей потенциальной силой.

Но замысел состоит в том, что он должен набрать вначале именно "земную" силу, - хотя мы и рассматриваем ее как эгоистическую и противоположную Творцу, - а потом использовать ее как "топливо" для духовного роста.

Найдите в себе силы уяснить это, уяснить каждый для себя свою роль в здоровой семье. Поверьте, что она сама по себе – духовный потенциал в нашем рушащимся мире.


Вопрос с английского блога: Я хочу спросить об отношении каббалистического центра к христианству, Шимону бар Йохаю и евреям в целом. Можете ли Вы, как уважаемый каббалист, сказать, есть ли какая-то основа для их раскрытий и откровений? Хотелось бы получить честный ответ, поскольку я слишком долго ищу истину за завесой лжи, которая сопровождает человечество вот уже два тысячелетия.

Ответ: Христианство – это религия, она, как и ислам, восприняла идеи иудаизма, каждая по-своему. Иудаизм, в свою очередь – религия, которая возникла в результате падения еврейского народа с духовного уровня, на котором он, благодаря каббале, находился до разрушения Храма. С тех пор евреи как народ, за исключением небольшого числа каббалистов, пребывают в отрыве от того, что подняло их когда-то на духовный уровень, – от науки каббала.

Раскрытие Творца в религии невозможно, оно может быть только результатом серьезного научного каббалистического исследования, а также личного и группового духовного продвижения по методике науки каббала. Ни религиозная вера, и ни какие-либо "откровения" заменить эту серьезную работу не могут. Шимон бар Йохай, в отличие от религиозных деятелей, был как раз таким настоящим каббалистом, автором книги Зоар, на которой основывается современная наука каббала.


Вопрос с английского блога: В посте "Без женской поддержки нет успеха" Вы пишете: "Пишите о себе, пишите обо всех своих состояниях, не стесняйтесь, чтобы это было примером для всех остальных женщин, чтобы это вошло в нашу сеть и, чтобы через женскую страничку на сайте, вы смогли объединиться и подготовиться к следующему конгрессу. Это очень важно". Нас учили на курсах BB online никогда не обсуждать свои состояния, поэтому я в замешательстве.

Ответ: Есть состояния, которые мы проходим в результате личной внутренней работы – они действительно не обсуждаются, да их часто бывает даже трудно выразить словами.

Здесь же речь идет о состояниях, которые проходит женщина, когда ей приходится осваивать новую роль "генератора духовного хисарона", которым является женская группа относительно мужской.

Для этого ей приходится осмысливать себя, свою цель, ощущать взлеты и падения, осваивать совершенно новые отношения с другими женщинами, объединяясь с ними для новой, для всех них и для каждой, совместной духовной работы. В этой работе по объединению ей придется всерьез работать с общим намерением, с общим, групповым эгоизмом, с мужской группой как с высшей частью общей духовной конструкции, и так далее. То, что женщина проходит в этой работе – это бесценный опыт, которым нужно делиться с другими.


Вопрос с английского блога: Как укрепить свой дух, чтобы преодолеть негативную силу других?

На земле около 7 миллиардов людей. Если душа Адама а-Ришон разбилась на 600 тыс. душ, то, наверное, есть потребность собрать человечество в более чем одну душу, чтобы открыть путь свету?

Хотелось бы больше узнать о духовной исцеляющей мантре.

Ответ: Открыть то, что все мы одна душа, - факт, который скрывает от нас наш эгоизм, - это в наше время становится для человечества действительно насущной потребностью. Именно наше эгоистическое противостояние и невозможность понять друг друга и есть причина страданий и того системного кризиса, в который человечество все больше погружается.

Укрепить свой дух сам человек не в состоянии. Человек может, конечно, создать себе некую психологическую защиту, но это всегда всего лишь защита, она временна и сам дух она не укрепляет. Каббала, собственно, и не занимается психологическими приемами. Наука каббала утверждает, что дух человека находится полностью во власти его окружения. Поэтому, чтобы укрепить его, человеку нужно укрепить свое окружение добрыми связями между людьми. Не все, к сожалению, понимают необходимость добрых связей, но стремиться к этому надо, тем более, что кризис прямо указывает на эгоизм и разобщенность как причину слабости нашего духа.

Что касается мантр, то в каббале они не применяются.


Вопрос с английского блога: Кто в интегральном мире будет определять, что необходимо каждому человеку? Например, человеку ростом в 6 футов нужна квартира с более высокими потолками, чем тому, у кого рост 5 футов. Если кто-то решает, что нужно другому человеку, то каким бы методом он ни пользовался, он все равно постарается поставить себя выше другого, а значит, по-прежнему, будет играть в Короля.

Ответ: Как в семье удается определить, что нужно каждому из ее членов? Исходя из чувства взаимной любви и заботы. То же самое должно произойти в исправленном обществе. Оно не создается насильно, путем установления комиссий по распределению, а вырастает естественным образом из отношений людей друг к другу. Поэтому мы говорим, что единственное, что мы должны сделать, это изменить систему воспитания.


Вопрос с английского блога: Вы говорите, что каждое слово должно исходить из сердца, да еще и с правильным намерением. В противном случае получится околесица. Каково основное Слово, исходящее из Сердца?

Ответ: Из неисправленного – ненависть, из исправленного – любовь.


Вопрос с английского блога: Что Вы думаете о кандидате в президенты д-ре Роне Поле? Похоже, что он – единственная надежда Соединенных Штатов.

Ответ: Единственная надежда Соединенных Штатов – это осознание американским обществом интегральности мира, в котором мы живем, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости. Любой политик, который исходит только из американских интересов, обособляет Америку от остального мира, лишь ухудшит ситуацию.


Вопрос с английского блога: Я немного напуган и нуждаюсь в совете. Похоже, что отсутствие интереса к мирским вещам (деньги, секс, наука и т.п.) – единственное средство для продвижения?

Ответ: Единственное средство для продвижения – любовь к товарищам. Не надо копаться в себе и своих пристрастиях, не нужны никакие искусственные ограничения. Все, что требуется, это постоянно поднимать своих глазах важность товарищей, группы, отдачи. Не боритесь с материальным, эгоистическим миром, а возвеличивайте духовный, альтруистический.


Вопрос с английского блога: Как узнать, что мое желание нуждается в исправлении?

Ответ: Любую проверку мы делаем в группе, проверяем свое отношение к товарищам. В исправлении нуждается то, что нас разобщает.


Вопрос с английского блога: Все, что написано в статье "Анализ кризиса" называется "коммунизм". Почти 90 лет назад большевики попытались построить его, но это не сработало, и никогда не сработает. В человеческой природе не заложена забота о других. Да, люди – эгоисты.

Ответ: Люди – эгоисты, и коммунизм, который пытались построить большевики, никогда не сработает, потому что никаким насилием извне человеческую природу не изменить. Нужно не насильственно устанавливать новый строй, а перестроить систему воспитания человека, привести его в соответствие с действующими в природе силами. Осознание интегральности мира, наших взаимосвязей, нашей тотальной зависимости друг от друга приведет к изменению отношений между людьми. Как я могу нанести кому-то вред, если этот вред вернется ко мне, ведь я завишу от всех? Первичным является именно изменение парадигмы мировосприятия, и именно сейчас, когда связь между людьми раскрылась явно, это стало возможным.


Вопрос с английского блога (комментарий к посту "Вырасти, чтобы сблизиться"): Разве наша роль в том, чтобы управлять политикой мира? Я надеялся, что каббала – это процесс внутренней работы духовного продвижения. Через подобие свойств с Творцом мы начнем привлекать народ, а не правительства и политические идеологии. Когда мы, люди, придем к согласию силой любви и единства, наша сила внутренне заразит, притянет и изменит остальных. Наше внутреннее духовное продвижение внешне проявится в правительствах и деловых отношениях в мире. Но лишние слова, книги, аргументы, позерство не решат проблему. Давайте продвигать духовное состояние единства - такое, которое мы ощущаем, танцуя вместе на конгрессах. Давайте объединимся вокруг этого ощущения, и тогда оно будет привлекать к нам все больше и больше людей. Если мы не будем соприкасаться с грязными эгоистическими политическими системами, то и другие перестанут примыкать к ним. Давайте распространять любовь – это то, что работает, а остальное – клипот и шелуха.

Ответ: Мы вышли на улицы не для того, чтобы вписаться в политические движения и протолкнуть свою идеологию, а для того, чтобы почувствовать настроения и желания масс, понять, что им необходимо, и включить эту необходимость в себя, в свою внутреннюю работу. Как можно заботиться о ком-то, если нет с ним связи, если его не чувствуешь? И как можно выйти в духовный, альтруистический мир, если вся твоя забота только о себе? Поэтому мы в своей деятельности сочетаем как внутреннюю работу, так и заботу о мире вокруг нас, распространение методики интегрального воспитания, одно неразрывно связано с другим. Человек становится по-настоящему взрослым, когда начинает заботиться о своих детях. Иначе до конца жизни он остается большим ребенком.


Вопрос с английского блога: Кто Он для меня, чтобы заставлять меня играть в свои игры? Какова цель всего этого? Какова цель моей жизни, если все заранее спланировано? Почему я должен играть эту роль, может быть, я сам хочу придумать игру для Творца, чтобы Он носился как ненормальный? Месяц назад я поехал в малаам, чтобы поработать с детьми и со слезами на глазах получил ответ: "Он добр и творит добро". Но мне этого недостаточно. Я учусь уже 7 лет, и пришел к тому, что ничего не приобрел. Одно могу сказать точно: Творец глуп.

Ответ: Вас можно понять, такие переживания и вопросы всегда возникают у того, кто персонифицирует Творца, т.е. наделяет общий закон природы характеристиками некоего существа.


Вопрос с английского блога: Разве каббала – религия? До сих пор я думал, что это наука. Или если мы будем рассматривать ее в качестве "истинной религии", то такое наименование приемлемо?

Ответ: Религия, в отличие от каббалы, основывается на постулате изменчивости Творца в зависимости от мыслей, слов и действий человека.

Каббала же говорит о том, что закон природы неизменен, меняется человек, и как следствие – меняется его восприятие закона природы. Это научный подход.

Вообще, то, что мир меняется в зависимости от состояния человека – это характерно для периода исправления человека, и даже для периода его неосознанного развития по пути к началу исправления. Что мы и видим даже в психологии человека нашего мира.

Поэтому те положения каббалы, которые примут как основу своей жизни массы народа для исправления своей жизни, Бааль Сулам и называет, - условно, - религией. Потому что, осваивая свойство неизменного Творца, отдачу, они будут развиваться, а значит, будет меняться в их восприятии мир, а также отдача как общий закон природы.

И так будет до полного исправления, которое дает возможность воспринимать Творца в Его неизменности.


Вопрос с английского блога: Может ли природа полностью уничтожить нас? Если замысел творения заключается в том, чтобы наполнить нас непреходящим наслаждением вследствие подобия Творцу, то не противоречит ли это Его первоначальной мысли?

Ответ: Мы – это самоощущение творения, комплекс законов природы – одно из проявлений Творца по отношению к нам. Только в этих рамках мы и способны мыслить и действовать. То есть вариант "полного уничтожения" творения мы не в состоянии осознать, потому что то, что вне творения, мы называем Ацмуто, которое мы не постигаем. Мы существуем в рамках замысла, то есть там, где существуют творение и Творец.

Еще один вывод из этого – природа уничтожает нас сейчас, в период последнего исправления, в меру того, что человечество не в состоянии прийти к самоосознанию "мы", и через него – к самоосознанию "один", "один человек с одним сердцем", то есть к подобию Творцу, к Его замыслу. Так может продолжаться до того, что осознать себя "мы" и "один" вынуждена будет, под влиянием огромных страданий, кучка выживших в результате катастроф. Мы не хотим этого. И так как сейчас мы существуем, говоря языком синергетики, в "точке бифуркации", что означает поворотный момент, поэтому любое наше усилие, направленное на усиление ощущения "мы" переводит весь процесс с пути уничтожения-принуждения на путь сознательного принятия замысла Творца.


Вопрос с английского блога: Связь между членами группы – это желание каждого отдавать Творцу? Творец, творения, желание получать и желание отдавать – это одна замкнутая система? Цель творения – создание системы, в которой люди осознанно выбирают объединение желания отдавать и желания получать?

Ответ: Связь между членами группы начинается с осознания каждым невозможности лично отдавать Творцу.

Замкнутая система – это, скорее Творец и единое творение, а не "творения", потому что наше осознание, которое дает нам видимость множества творений, размыкает систему в сторону мироощущения каждого из творений.

Создание системы объединения этих двух основ, желания отдавать и желания получать – это путь творения, но не его цель. Цель творения – осуществить замысел Творца насладить его. Наслаждение в подобии Творцу, то есть цель творения – жить только отдачей, используя для этого свое свойство получения.


Вопрос с английского блога: Если человек, постигший духовный мир, ест, например, свинину, что с ним будет?

Сколько времени можно непрерывно работать в высшем мире, не нанося вред своему здоровью?

Ответ: С ним ничего не будет.

Работа в высшем мире – это работа с душой и к здоровью тела не имеет никакого отношения.


Вопрос с английского блога: Духовность и наше продвижение – это внутренние вещи или внешнее движение? История человечества показывает образцы поведения, ведущие к конфликтам. Противостояние одной группы, мысли или идеи против другой разделяет их и провоцирует конфликт. Движение "Оккупируй Уолл-Стрит" приводится в действие силами объединения или разобщения? По словам оккупантов, они борются против загнивающей власти крупных банков и транснациональных корпораций, т.е. их главное слово – "борьба". На планете есть только один источник зла – бесконтрольное человеческое эго. Я вижу его как угрозу с обеих сторон протестующих: Чайной партии и Оккупантов. Разве ББ не представляет силу пробуждения объединения? Разве мы стремимся не к внутренним изменениям, которые проявятся в единстве? Какова все-таки наша цель: бороться за перемены или внутренне работать над собой, чтобы добиться перемен? Должны ли мы поощрять или поддерживать движение Оккупантов или другую политическую систему в этом отношении?

Ответ: Мы живем в такой период развития творения, - если говорить в категориях времени, - когда одной внутренней работой невозможно привести к исправлению внешний мир. Необходима работа во внешнем мире. Этому мы учимся у наших учителей, Бааль Сулама и Рабаша.

Вы задали хороший вопрос о силах – силы объединения или разобщения действуют в народных движениях?

В нашем мире эгоистического разобщения действуют только силы разобщения. И любое объединение наш эгоизм, личный или групповой, тут же использует для своего усиления.

Поэтому мы не можем ни поддерживать, ни поощрять подобные движения. Мы можем только использовать их, как и любые общественные состояния, в которых у людей появляется ощущение "мы". Использовать, чтобы донести до людей информацию о единственно перспективной (спасительной???) форме объединения, - когда все и каждый думают о благополучии всех и каждого, без исключений.

Люди хотя бы минимально открыты к такой информации в двух случаях: когда, в поисках форм улучшения жизни – в подобных движениях, или же когда они вынуждены заботиться о массах в таких формах как ООН и другие, - они способны "выйти из себя" и направить себя к обществу, или же – в результате больших страданий.

Мы не желаем страданий, поэтому спешим использовать те формы объединений и движений, которые появляются. Участвуя в них, люди начинают думать о формах объединения, искать их, то есть становятся более открытыми для информации, способны хотя бы слушать. Это уже очень много.

А наша информация заронит в них осознание необходимости интегрального воспитания.


Вопрос с английского блога: В одной из статей Вы писали: "Для чего совершать действие, если у тебя нет намерения? Сиди и ничего не делай – предпочтительнее. Сначала ты должен увидеть, что действие продвинет тебя к цели, и только потом совершить его. Если действие – результат намерения, то силы не будут потрачены впустую и все будет направлено на достижение вечности. Тогда ты правильно себя реализуешь.

Ты не должен совершать действие и прикладывать к нему намерение. Наоборот, сначала должно быть намерение и в соответствии с ним ты должен исследовать и определить необходимость действия, которое должен сделать".

В посте "Оживи мертвое время" Вы пишите прямо противоположное вышесказанному: "Есть количество и качество усилий, которые человек обязан выдать только в действии, без всякого намерения и желания!".

О каком роде действий Вы здесь говорите? Если действие не исходит из осознанного намерения, то чем путь каббалы отличается от неосознанного движения по пути страданий? Вы изменили свою позицию по отношению к действиям в этом мире? Если да, то почему?

Ответ: Под "мертвым временем" имеются в виду периоды, когда человек просто не в состоянии построить намерение. Именно такие периоды человек обязан наполнить действием, усилиями, даже без намерения. При этом он знает, хотя бы даже помнит, что его действия – учеба, распространение, пр. - нужны. Кроме того, что очень важно, он отдает себе отчет, в каком состоянии находится и сожалеет о том, что не в состоянии предварить свои действия намерением. Эти ощущения совместно с действиями, за которые его эгоизм потребует оплаты, создадут в нем хисарон, на который он сможет получить свет и поднимет его из падения.

Подобное отношение к важности намерения, даже когда его нет, также отличает путь каббалы от пути страданий. Путь каббалы – это стремление к свету, путь страданий – постоянное бегство от страданий.


Вопрос с английского блога: Допустим, человек учится несколько лет без контакта с физической группой. Кроме того, там, где он живет, нет ни одной женщины, подходящей ему по религиозным традициям, на которой он мог бы жениться. Он чувствует, что его жизнь ни на йоту не продвигается и, исходя из своих страданий и из того, что говорит Рав, понимает, что ему надо изменить среду. Как срочно он должен оставить старое окружение и переехать в более подходящее место, где есть физическая группа и где он может жениться? Должен ли он сначала отрегулировать свое материальное положение, а потом переехать, или гораздо важнее изменить среду, а затем уже упорядочить все остальное?

Ответ: Самый простой ответ может быть такой: по мере ощущения необходимости.

Но мы знаем, что наши ощущения – это результат воздействия извне. Поэтому стоит подставлять себя все интенсивней под воздействие жизни нашего сообщества: учеба, может быть – участие в жизни виртуальной группы, участие в общих проектах по интернет-связи, участие в конгрессах и тому подобное.

Сказано у Рабаша, что человек способен изменить свое место и состояние, только если испытывает действие двух сил: его отталкивает то, в чем он находится, и его притягивает следующее состояние. Если действует только одна из сил, ее обычно недостаточно, чтобы человек сдвинулся с места. Интенсивность участия в жизни нашего сообщества может создать в Вас притягивающую силу.

С вопросами материального положения при переезде обычно бывает так, что когда человек решает изменить среду, тогда вопросы материального положения и переезда становятся единым комплексом, и он их решает комплексно.

Успехов Вам!


Вопрос с английского блога: Деньги – покрытие на желание? Хочу выяснить функцию денег в обществе – функцию, как защитного покрытия места для духовного роста каждого члена общества. Роль денег такова, что общество может дать тем, кто не готов делиться ни с кем, способность равномерно делиться со всеми. То есть деньги – своего рода кредит индивидуального роста каждого до уровня добровольного деления со всеми. Так что? проблема жадности к деньгам – это проблема не индивидуума, а общества, потерявшего связь с духовной ценностью денег. Таким образом, деньги теряют свою ценность, даже если это объект желаний?

Ответ: Подробное объяснение функции денег в материальном мире и их духовного корня в духовном мире можно прочитать в посте "Что такое деньги".


Вопрос с английского блога: Вселенная огромна. Вне сомнения, она создана Творцом. Но вопрос, который мучает меня долгое время – это как план Творца вписывается в остальную Вселенную? Используя телескопы Хаббла и Кеплера, ученые пришли к следующим выводам:

Млечный путь галактики составляет около 800 миллиардов световых лет.

Вселенная имеет около 200 миллиардов галактик.

Буквально на днях НАСА объявило, что на каждую звезду в галактике приходится, по крайней мере, одна планета.

Учитывая такие огромные цифры, я не сомневаюсь, что во Вселенной есть другие разумные существа (творения). С этим согласны многие великие умы, такие как Стивен Хокинг. Таким образом, мне нетрудно поверить, что Торец создал другие существа во Вселенной.

Здесь, на Земле, мы проходим цикл 6000 лет разбиения и исправления души Адама а-Ришон. То же самое происходит и с другими творениями во Вселенной?

Ответ: Вселенная не существует как объективное явление, это лишь восприятие света Творца, воздействующего на наши келим. Это отображение внутреннего устройства наших желаний, а также степени их исправленности. Единственное, что было разбито, и что нуждается в исправлении, это желание человеческого уровня. Поэтому во Вселенной мы единственные существа, которые должны это исправление пройти. Пока человек не видит связи духовного с материальным, не понимает, как работает его мировосприятие, он может воображать что угодно. Но для каббалиста очевидно, что никаких инопланетян нет.


Вопрос с английского блога: Могу ли я, обретя точку в сердце, снова родиться христианином? Как каббала интерпретирует чудеса Нового Завета?

Ответ: Христианство – это религия, т.е. форма общественного сознания. Поэтому христианином нельзя родиться, можно лишь им стать в процессе воспитания? либо путем поиска своего мировоззрения. Точка в сердце выводит человека за рамки любой религии, не дает удовлетвориться навязанными установками или философскими объяснениями, требует личного постижения Творца. Но при этом человек может оставаться внутри культуры своего народа, включая его религиозные обычаи.

Что касается чудес, то единственное чудо в нашем мире – это возможность выйти из него в мир духовный, перейти от эгоизма к альтруизму. Все остальные явления лежат в области материального мира и имеют материальную причину.


Вопрос с английского блога: 11-ая сфира называется сфирой "Даат"?

Ответ: Нет 11-й сфиры. Их всего десять, как сказано, "десять, а не девять, десять, а не одиннадцать". Сфира "даат" - это не самостоятельная сфира, а средняя линия между сфирот "хохма" и "бина". Об этом пишет Бааль Сулам в "Учении Десяти Сфирот":

И этим пойми то, что написано, что всегда кэтэр – это наивысшая бхина, которая не относится к составу того мира, а подобно короне ("кэтэр") царя, что над его головой и не относится к его голове. Поэтому не входит он в состав сфирот, а вместо него входит даат, как упоминается в книге "Ецира". И все-таки иногда мы считаем его в составе 10 сфирот. И это объясняется тем, что сказано выше: что имеется средняя бхина между каждой бхиной.