Ответы на вопросы, 02.03.2011

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Насколько эффективно работают социальные сети, и можно ли назвать распространение вопроса (семя), приводящего к ответу, спамом?

Ответ: Весь Интернет пока работает очень неэффективно, не используется для создания внутренней связи между нами. Об этом Рав очень подробно пишет здесь. Что касается Вашего второго вопроса, то к распространению через Интернет надо подходить очень осторожно, так, чтобы оно не выглядело навязчивым, не отталкивало людей. Рассылки без спроса (то, что обычно называют спамом) ничего, кроме вреда, не принесет. Лучше самодеятельностью вообще не заниматься, а все свои действия согласовывать с группой.


Вопрос: Как мне вернуть мою душу? Что нужно делать? Посоветуйте мне, пожалуйста.

Ответ: Объединиться с товарищами, в этом объединении спрятана Ваша душа.


Вопрос: Творец – это система, сетка сил, или личность, разум, который мыслит, чувствует? (Ацмуто – непостигаемо!)

Ответ: Творец – это свойство отдачи, которое мы раскрываем в себе.


Вопрос: И сколько таких людей во всем мире, и вообще горя и страданий. Как это вообще можно выдерживать внутри себя? Каждый день говорим, что нам делать, а чувствую, что еще больше и не понимаем. Но есть же желание к этому, значит, должен быть и результат. Что мы делаем не так?

Ответ: То, что все больше и больше не понимаем, – это и есть результат. Мы все время забываем – всю работу проделывает за нас Творец, нам надо только обратиться к Нему. Нет лучшего дня в жизни в жизни человека, чем когда он приходит к полному разочарованию в своих силах и становится способным воззвать к Творцу из глубины сердца.


Вопрос: Если в мире все становится все хуже и хуже, значит ли это, что мы все, все мировое кли ничего не делаем? А что мы тогда вообще делаем? Или это я так не исправлен, и вижу, что все плохо? И все зависит только от меня? Увольняют треть большого завода, просто выгоняют на улицу тысяч пять людей, и чувствуешь, что ты этому виной. Все их горе как будто в тебе. Что я делаю не так?

Ответ: Мы не знаем, как в мире должно быть, это не наши расчеты. Сказано: не тебе завершить работу, и не волен ты отказаться от нее. Мы должны сделать все, что на нас возложено, тогда результат будет такой, какой надо, поскольку он в руках Творца.


Вопрос: Как все-таки двинуться к изменению реальности, существующей на настоящий день? Вы ведь говорите, что нужно только поменять отношение к объекту. Почему все такая же работа, такие же люди окружают, несмотря на неистовое желание изменить все это? Какое отношение к конкретным людям нужно изменить, чтобы реальность как-то изменилась к желаемой, работа изменилась бы на желанную или позволила быть свободным, независимым и заниматься желанным делом, окружающие люди стали бы всецело понимать и разделять твои намерения и действия? Как изменить отношение к объектам в этой картине? К чему я еще неправильно отношусь? Что, именно такая реальность необходима моей основе для правильного продвижения в направлении замысла?

Ответ: Вы спрашиваете, к чему Вы неправильно относитесь? К Творцу, который послал Вам именно такое окружение, такую работу, такую семью, чтобы обеспечить оптимальные условия для духовного подъема. А Вы отвергаете то, что Он дает, и требуете другое по своему разумению. Та помощь, которую мы получаем от Творца, – это "помощь в противоположности", когда Он посылает нам помехи, а мы должны над ними подниматься и таким образом духовно расти.


Вопрос: Вы говорите, что духовный мир не имеет никакого отношения к нашему миру. Как это правильно понимать? Ведь если нет никакой взаимосвязи, то наш мир был бы "однотонным". У всех 7 млрд. людей разная жизнь, потому что эгоизм на разных уровнях? Разве наш мир – не отображение духовного мира? По каким "нашим" критериям можно делать хоть какой-то самоанализ? Я, изучая каббалу, стала деградировать, качусь вниз. Никогда в жизни я не опускалась так низко. И самая большая проблема в том, что я ничего не могу с собой поделать, – как марионетка. Хочется духовного подъема, но власти над собой абсолютно нет.

Ответ: Духовный и материальный миры связаны друг с другом причинно-следственной связью, во всем мироздании действуют одни и те же законы, но из нашего мира они воспринимаются совершенно искаженно, поскольку он полностью погружен в намерение "ради себя". То, что Вы сейчас чувствуете, что у Вас нет над собой никакой власти, это очень хорошее состояние, ибо никакой власти у Вас над собой действительно нет. Только раньше Вы этого не ощущали, а теперь почувствовали, когда у Вас отобрали искорку света, которая давала энергию для действия. Теперь надо переходить на противоположную, духовную сторону мироздания, вспомнить, в чем у нас есть свобода воли, и начинать ее реализовывать.


Вопрос: Мы находимся в тюрьме эгоизма из-за нашей грешной природы, или из-за отсутствия понимания?

Ответ: Из-за Творца. Он – начало и завершение всего, к Нему надо направлять свои вопросы и претензии.


Вопрос: Бывают такие моменты, когда я изучаю Каббалу, мне в голову приходят своеобразные мысли, которые отвлекают меня, отвращают в сторону от цели. И это именно в то время, когда я читаю Зоар или другие духовные тексты. Если все приходит от Творца Всевышнего, то зачем Он это делает именно в эти моменты, преподносит мне эти "шипы роз", отвлекает меня? Это что, такая помощь, чтобы проверить силу моего намерения? Мы этого пока не понимаем, почему так все перекручено, но я чувствую, что это не как бы Сам Творец, а это другие силы, может и по указанию Творца, выполняют эти задачи, которые им надлежит выполнять. Как мне относиться к этим силам: уважать, признавать, или считать их вредными, злобными? На какие мои действия они реагируют?

Ответ: Почитайте первую статью из Шамати – "Нет никого, кроме Него". Нет никаких злобных сил, нет даже моей лености или небрежения, есть только Творец, к Нему постоянно надо возвращаться. Из Циона выйдет Тора – из выходов ("ециот") из правильных мыслей и входов в них строится истинное требование к Творцу.


Вопрос: Меня очень волнует эта тема: когда "лицом к лицу", как надо себя вести, что делать с личными чувствами и мыслями? Это очень большая ответственность. Хотелось бы узнать от людей с опытом.

Ответ: Лицом к лицу с кем? С Творцом? Этого заранее не объяснишь, постигается на собственном опыте. С личными чувствами и мыслями ничего делать не надо, будьте не с собой, а с Творцом.


Вопрос: Как получить (приобрести) силу (свойство) отдачи?

Ответ: Попросить Творца. А правильно создать такую просьбу помогают Рав, книги и группа.


Вопрос: Как мы можем отдавать ближнему, если мы – эгоисты? Творец вложил в нас только эгоистические свойства. "Рожденный ползать летать не может", "Что посеешь, то и пожнешь". Это как в компьютер какую программу заложили, такой могут и пользоваться, иной просто нет в наличии. Как ты не стучи об этот компьютер, не выбьешь, чего в нем нет. Пример ДНК человека. Так что же мы хотим от человечка? Мало нам раскрыть духовные силы, но надо, чтобы эти силы на нас и подействовали. Без этого ничего не получается. И эти действия все заранее расписаны в Писаниях, чему быть – того не миновать, все, что там написано, ничего и никому не удалось изменить. Такова правда и действительность нашего мира.

Ответ: Творец не только вложил в нас эгоистические свойства, Он дал еще и способ их изменить, как сказано, "Я создал злое начало, Я создал Тору приправой к нему". К маленькому человечку предъявляется лишь одно требование – понять, в чем состоит его свобода выбора и реализовать ее. Все остальное сделает Творец.


Вопрос: Что делать, если дорогой тебе человек пьет, а тебе не нравится? Просто уйти от него или что?

Ответ: Трудно дать совет за глаза, не зная всех обстоятельств, но если человек Вам действительно дорог, вряд ли будет правильным просто уйти от него, не попытавшись помочь. Но, помогая, надо искать причину. Как правило, она не чисто физиологическая, но является следствием общей пустоты, отсутствия наполнения, смысла жизни. Попробуйте потихоньку познакомить его с нашими материалами, пригласить на конгресс. Многие наши товарищи прекращали употребление алкоголя и наркотиков после того, как начали заниматься каббалой. Помните только, что действовать надо с любовью и ненавязчиво.


Вопрос: Разрешите задать три вопроса.

1. Как-то так случилось, что я ощущаю на себе присутствие, любовь и содействие огромной персонализированной женской энергии на протяжении всей своей жизни. Вопрос: как относиться к ней через призму Творца, и какое место занимает она в системе сфирот?

2. Мне очень пришлась к месту Ваша фраза о том, что брать для себя необходимое, остальное отдать. Это, без сомнения, урегулирует и физическую, и духовную часть. Вопрос: отдавая в семью (относительно свое тело, и в то же время внешнее), как увидеть степень насыщения, и считается ли семья "вне" своего тела, т.е. Творцом?

3. В одной Вашей беседе я услышал о людях, которые не хотят иметь детей из сострадания к ним. Это мой случай тоже. Существуют ли варианты привлечения душ, более склонных к духовному продвижению, которым рождение и жизнь будут крайне необходимы?

Ответ:

1.     Места в системе сфирот женская любовь к Вам не занимает, сфирот – это обретенные нами свойства Творца, отдачи, альтруизма. Вообще из материального мира духовный мир непостижим, так что не тратьте время на догадки, а займитесь его раскрытием. А к любви к Вам относитесь, как к подарку Творца, Его помощи Вам продвинуться.

2.     Семья – это Ваша часть, Вы сами. Семья должна получать от Вас все то, что считается нормальным в обществе. Степень насыщения искать не надо, направьте Ваши мысли на поиск Творца, а материальный мир придет в норму по мере правильной расстановки приоритетов.

3.     Нет таких вариантов, и вообще нет связи духовного и материального мира в том виде, в котором Вы себе представляете. Чтобы нашим детям легче жилось, надо позаботиться о правильной системе воспитания, это является одним из самых приоритетных направлений нашей деятельности.


Вопрос: В одной из своих передач Вы говорили, что духовный уровень можно постичь только наличием учителя, группы и изучением книг, и другого способа нет. А как Вы объясните тот случай, когда Вам прислали из России из сибирских лагерей письмо, и когда Вы его показали Рабашу, то он ответил, что человек, который написал это письмо, уже находится на определенном духовном уровне? Этот человек как-то смог изменить свои свойства страданиями или чем-то другим, привлечь исправляющий Свет и подняться на ступени духовных миров. Как можно объяснить этот случай, и он не единичен, когда люди достигли этого, но не могут объяснить, как это произошло? Значит, есть и другие способы?

Ответ: Человек, о котором шла речь, сумел почувствовать свечение духовного, но оно как пришло, так и ушло, в духовный мир он не вышел, экран не обрел. В духовный мир можно выйти только целенаправленной работой, привлечением исправляющего Света, а он приходит только при изучении каббалистических первоисточников с правильным намерением. Никак иначе не получится.


Вопрос: Хотела бы узнать Ваше мнение по поводу распространенного у женщин заболевания – миома. Врачи ее практически не лечат, чаще всего предлагают удаление опухоли вместе с маткой. Хотелось бы узнать, как это влияет на дальнейшее развитие женщины, в том числе и духовное?

Ответ: Удаление на духовные способности не влияет. О необходимости удаления - желательно спросить мнение минимум двух врачей.


Вопрос: Каким образом каббала описывает понятие "открыть чакры"?

Описывает ли она это понятие вообще?

Ответ: Нет, каббала не описывает никакие, даже самые тонкие процессы в теле человека, потому что она в свое время открыла наиболее общий материал, который является основой нашего мира и обобщила знания о нем. Материал этот – желание, точнее, желание получить наслаждение, он является основой также и тела человека и всего, происходящего с ним. Материал этот противоположен по свойствам отдаче, – материалу духовного мира, мира Творца. Поэтому любые процессы в теле человека никогда не дадут ему возможности выполнить свое предназначение, то, для чего он рождается на свет – подняться к Творцу, к Его свойству, отдаче.


Вопрос: Большинство друзей из немецкого кли находятся на конгрессе (например, в Берлине). Мой вопрос: почему они не поддерживают группу на местах? Как мне с этим быть?

Ответ: Наши общие конгрессы – очень интересное явление. Они привлекают буквально всех – даже тех, кто по характеру нелюдим, кто не хочет или не может быть в группе по разным причинам, – все они приезжают на конгресс и там они ощущают в себе удивительные преобразования. То есть, может быть, что человек этот еще не созрел для того, чтобы приходить в группу, помогать ей, – у каждого свой путь, и мы никого не упрекаем в том или ином поведении, – но конгресс "подходит" всем. Люди это чувствуют и "прилепляются" к нашему мировому сообществу, к нашему духу во время конгрессов, даже те, которым пока достаточно только этого. Будем надеяться, что наше продвижение "подогреет" и их, и уберет для них внутренние преграды на пути к участию в группе.


Вопрос: В рош парцуфа, на экране в процессе зивуга производится анализ. Где в каббале описываются понятия "сознание", "осознание", "способность к анализу"? В связи с чем малхут мира Бесконечности имела возможность вообще принимать какие-то решения, например, осуществить Ц"А? Что это за функция и откуда она возникла – анализировать, осознавать, мыслить?

Ответ: Прежде всего, говоря, что в мирах происходит "осознание", "анализ" и пр. – мы, на самом деле, экстраполируем происходящее с нами. Сами миры по сравнению с душами – это неживой уровень, цепочка состояний, связанная жесткой взаимозависимостью причин и следствий – от самого высшего состояния, мира Бесконечности, до самого низшего из парцуфов. Это, по словам Бааль Сулама, "первая система". Сознание, способность к анализу есть только у человека, который и представляет собой "вторую систему" – систему подъема, проходящую все состояния, уготованные ею на лестнице миров. Это называется по-разному: или же душа человека "одевается" на то или иное соотношение получения и отдачи в мирах, или же это состояние зарождается и развивается в ней, как в матери плод, будущий ребенок.

Мы говорим, что малхут принимает решения, потому что нам самим приходится принимать все эти решения на каждой ступени подъема, и с каждой ступенью наши решения становятся намного более сложными, глобальными, на основе неизмеримо большего "разрыва" между силами, действующими на нас.

Анализ, осознание, решение – в виде простых процессов это существует и на неживом уровне, мы это видим и в нашем мире: на любой объект воздействует сумма каких-то сил, и он, стремясь к покою, ведет себя в каждой ситуации так или иначе. Более сложный вариант тех же процессов мы наблюдаем на растительном и животном уровне, когда, как нам кажется, у объекта уже есть некий "люфт", большая, чем в неживом, амплитуда колебаний, даже некий выбор из какого-то количества возможных реакций на ситуацию.

Возникают эти функции, в общем, из множественности воспринимаемых факторов, но настоящее сознание, анализ, мышление, – это результат противоположности внутренних факторов в человеке, производная от контраста его же внутренних свойств. Поэтому они рождаются, только когда в человеке появляется зародыш совсем иной природы – свойства отдачи.

Потому что если анализ, осознание, делается из однородной внутренней природы – получения, тогда это вовсе не анализ, и не сознание, и не мышление.


Вопрос: Мои друзья, которые не изучают каббалу, часто просят меня рассказать, что, как и почему. Могу ли я рассказывать им и как бы учить их, учитывая, что они – мужчины, а я – нет? Или мне стоит отсылать их к книгам, лекциям и т.д.?

Ответ: Рассказывая, не обязательно учить, Вы можете просто изложить вкратце, что именно прекрасно и привлекательно в каббале, сказав при этом: "Я так это понимаю". Это всегда делает ситуацию живой и не "давит" на присутствующих, им как бы дается возможность своего мнения.

Кроме того, действительно, давать полную развернутую беседу по каббале тем, кто еще не читал и не слушал ничего – это только поощрять их эгоизм, который не дает им силы на первый рывок: взять книгу и прочесть, зайти на сайт и посмотреть, прочитать, прослушать. Всегда лучше подтолкнуть к самостоятельной деятельности и поощрить ее.


Вопрос: Вы как-то говорили, что если человек нападет на тебя, чтобы убить, ты можешь его сам убить, защищаясь, т.к. тем самым уничтожаешь больший эгоизм. Можно ли этот пример распространить и на другие случаи жизни в нашем мире относительно защиты своих интересов? Т.е., если ты чувствуешь, что тебя ущемляют (задерживают зарплату, необоснованно в чем-то обвиняют, оскорбляют, обманывают), что ты должен делать? Терпеть, думая, что это твой эгоизм только так все воспринимает, или же защищаться, отстаивать свою правоту, требовать положенное и т.д.?

Ответ: И то, и другое. Вы и анализируете реакции своего эгоизма, и вспоминаете – так часто, как только можете, – Кто дал Вам этот эгоизм, а затем дал Вам эти ситуации, зачем Он это сделал, – и в то же время действуете так, как положено в нашем мире и принято в обществе, в котором Вы живете: бывают общества, где принято терпеть, бывают, где принято требовать. Оба эти действия: в отношении своего материала, эгоизма, и в отношении окружения в нашем мире – совершенно разной природы и друг к другу никак не относятся.

Вообще, самое худшее, что можно сделать в отношении духовных законов, – а слова каббалистов о действиях против нападающего эгоизма относятся только к духовной работе, – это напрямую переносить их на действия в нашем мире.


Вопрос: Есть такой документальный фильм Zeitgeist: Moving Forward, где как раз говорится о модели общества, основанной на любви. В этом обществе нет денег, которые ставят человека в угол, как только он "выходит" из детства. Редизайн городов и цивилизации в целом основан на работах Жака Фреско.

Интересно узнать Ваше мнение о данном проекте, а еще интереснее увидеть дискуссию Вас с самим Жаком Фреско (уверен, такое возможно).

Как сторонний наблюдатель, мне кажется, Вы двигаетесь к одной цели, но только Вы работаете с духовным, а он – с материальным, с нашей реальностью.

Ответ: К сожалению, очень многие до сих пор считают нашей реальностью то, чем мы живем в нашем мире. На самом деле наша реальность совсем иная, мир сотворен силой любви и отдачи, она постоянно дает ему существование и пронизывает все в нашем мире, – она же и является истинной реальностью. Все человечество уже сейчас (да и всегда так было) – это единая душа, в которой все части и элементы работают друг для друга. Но наше искаженное, эгоистическое восприятие не дает нам этого увидеть, из-за него мы, как слепые в светлом, прекрасном зале, полном всяческого добра и наслаждений, мечемся, суетимся и урываем каждый себе то, что нащупала его рука – его эгоистические органы восприятия.

Поэтому любые попытки выйти в светлое будущее, исправляя то, что мы считаем нашей реальностью, только затягивают этот обрыдший уже всем фильм, продлевают мучения человечества.

Я уважаю гражданскую смелость создателей фильма, мне импонирует масштабность мышления Жака Фреско, но, повторяю, чем быстрее мы проживем все подобные попытки, чем скорее увидим неверную направленность человеческих сил и талантов, пытающихся исправить "наш мир", тем быстрее мы станем искать способ, методику очистить наше восприятие, увидеть, наконец, реальную, неискаженную картину мира.


Вопрос: Сегодня во время утреннего урока в 3-ей его части (ТЭС) мы изучали распространение Адама а-Ришон в мирах БЕА, и не является ли такая конструкция Адама "единством в многообразии"? И говорит ли следующий отрывок из Зоар о том же самом:

1) "Сказано: "Ростки показались на земле". Когда создал Творец мир, Он дал земле всю надлежащую ей силу. Но она не произвела плодов в мире, пока не появился Адам. Поскольку появился Адам, все появилось в мире – то есть земля раскрыла зачатки и силы, находящиеся в ней, и тогда сказано: "Ростки показались на земле".

2) Подобно этому, не дают небеса силы земле, пока не появляется Адам. Как сказано: "Никакая трава полевая еще не росла на земле, ибо дождя не посылал Бог" – скрылись в ней все эти порождения и не раскрывались, и небеса остановились и не поливали дождем землю, так как нет человека – еще не находится, еще не сотворен, и все задерживается в своем развитии из-за него. Поскольку явился человек, тотчас "ростки показались на земле", и все силы, которые были скрыты, раскрылись и отданы ей.

3) "Время воспевания пришло". Что было сделано исправление песен и восхвалений для воспевания перед Творцом, чего не было прежде, чем был создан человек. "И голос горлицы слышен в земле нашей" – это речь Творца, не находившаяся в мире прежде, чем был создан Адам. Ибо, когда есть Адам, есть все."

И уместно ли нам делать подобные сравнения?

Ответ: Вообще-то лозунг "единство в многообразии" – это вынужденный,  искусственный и беспомощный ответ нашего мира на ужасающие противоречия между фактической раздробленностью человечества вплоть до ненависти между его частями и индивидуумами, – и явно ощущаемым всеми природным требованием единения, единства. На самом деле единство в многообразии возможно только если есть что-то главное, ведущее, определяющее, – тогда все остальные части сами собой выстраиваются и работают как единое неразрывное целое, несмотря на разнообразие характеров и функций в общей работе. Это мы видим в природе, в любой из ее систем, это будет состоянием человечества, когда оно раскроет для себя источник жизни и счастья – силу отдачи и любви.

И в приведенных Вами отрывках из Зоар мы видим, "когда есть Адам – есть все".

Надеюсь, что правильно понял Ваш вопрос.


Вопрос: Вы говорили, что разделенная любовь дается человеку, чтобы умерли последние желания. Но ведь желания дает Творец. Или человек просто должен раз и навсегда решить ничего не хотеть? И что такое эта "любовь" внутри человека, любовь к своему желанию насладиться ради себя?

Ответ: Все наши желания – верные слуги, курьеры и работники самого главного из них, их царя, – желания получить свет Творца, получить Его самого. Его-то и создал Творец, его Он и дает нам, больше ничего другого. Поэтому человек может решать хотеть все или решать не хотеть ничего – все это мелкие потасовки "на заднем дворе", все это разговор со слугами, рабами, а не с их хозяином. Хозяин их скрыт от нас картиной наслаждений нашего мира. Поэтому когда умирают, насладившись, – то есть выполняют уже свою функцию, – все рабы-желания, – вот тогда-то и приходит черед разговору с самим хозяином – внутренним эго, общим желанием насладиться, – а оно не согласно ни на какие эрзац-заменители. Только свет Творца. Самая главная его характеристика – это "ради себя", потому что такова природа кли, желания – оно ощущает только то, что в нем, ничего вне него просто не существует.

Ощущение желания – это ощущение жизни. Нет желаний – человек не чувствует, что живет. Любовь к своему желанию насладиться ради себя объясняется короткостью обычных трансакций неразвитого эгоизма: желание-наслаждение, и опять – желание-наслаждение, и как можно быстрее, здесь и сейчас. Все "на короткой волне", человек привязан к этой частоте, на этой частоте он ощущает жизнь. И только развитый эгоизм, который готов страдать, не ощущать жизнь, но получить в конце настоящее наслаждение, свет Творца – только такой эгоизм может дать человеку силы вырваться из этого заколдованного круга, из объятий этой "любви".


Вопрос: "Малхут высшего становится Кетером низшего". Малхут высшего и есть эта "точка"? Я не могу выразить вопрос, но если человек начнет чувствовать весь этот мир в себе, как одну пустую точку (или себя вместе со всем в этой точке), состоянии полной тьмы, бездны кромешной, и теряет всякую опору, даже группа, Рав и книги ему не помогут. Группа – эгоисты конченные, как и я, можно их ненавидеть, что очень хорошо получается, так ненавидишь ведь сам себя, вернее, эгоизм в себе, и что его уже ненавидеть? Все желание насладиться ради себя, а это все, что есть в этом мире, не наполняемо, и болит внутри эта пустота всего вокруг. Вопрос: где здесь моя работа? Находится в радости... Все понимаю, но тело не принимает. И где здесь я? Если на себя посмотреть со стороны, Творец, как из пластилина, лепит то одно, то другое.

Ответ: Надеюсь, что понял Ваш вопрос. Ответ: человек должен переселиться, – весь, "с потрохами", со всеми помыслами и чаяниями, – в ощущения пластилина. Из него Творец лепит то, что нужно Ему, вот этому – "то, что нужно ему", – и надо учиться радоваться.

И еще очень важно: группа – это руки "Скульптора" и Его инструмент, которыми Он лепит нас.


Вопрос: В Берлине и в Москве Вы говорили о феодальном уровне развития пост-социалистических стран. Я живу на Украине, и те процессы, которые там происходят, очень страшные: среднего класса нет, экономика стагнирует. Ситуация с каждым днем приближается к критической: страна имеет огромный долг, банки не дают кредиты, новая власть бездарным управлением истребляет экономику, грабит население и сводит все к неминуемому скорому коллапсу (думаю, вопрос даже не лет, а месяцев).

Вопрос: является ли кризис на Украине продолжением глобального мирового кризиса, или же это влияние глобального мирового кризиса плюс этап развития феодализма? Это – десять египетских казней? Каким Вам видится будущее этого государства (Вы как-то обещали Владэку осветить эту тему)? Является ли логичной с точки зрения духовного продвижения эмиграция в более экономически развитую страну, или нужно "страдать со всеми"? Как выполнять правило "Нет хлеба – нет Торы" в современных и будущих условиях? Являются ли вопросы, заданные мной, частью тех проблем, которые Вы имели в виду, когда говорили о "большой преграде в социалистических странах" – каббалистическая группа хоть и отделяет себя от остального общества, но не является независимой материально, и это сказывается?

Ответ: Феодальный характер отношений в обществе, в экономике, выражается в том, что ты зависишь от чьей-то воли, а не являешься частью четкой системы законов. Человека и общество здесь связывают не ясные законы взаимоотношений и деньги как средство связи, отношения силы, волюнтаризма – и подчинения, за деньги при этом покупаются не товары и услуги, а, в основном, временное благоволение сильных. При таком раскладе нормальной экономики быть не может. Такие страны не могут включиться полностью в общую экономическую систему мира, поэтому и общий кризис выражается в них по-своему, еще большей потерей надежды выйти когда-то на нормальный курс.

Это еще не "десять казней", потому что настоящие "египетские казни" постигают тогда, когда знает, от Кого они, но упрямится, видя себя равным Творцу. Человечество пока еще далеко от подобного понимания.

О будущем можно сказать, что у украинского народа есть хорошие задатки для того, чтобы дать миру модель жизни в любви и единении, но, к сожалению, с получением независимости, до сих пор в жизни общества, в формах власти отрабатываются модели из прошлого – пропольского, пророссийского, казачьего прошлого и другие – и конца этому не видно. Никогда копание в прошлом и жизнь по моделям прошлого не выводят из несчастий, наоборот, всегда ведут к гибели. Задатки, о которых идет речь – совсем другой, внутренней духовной природы, в жизни нашего мира, в прошлом их искать не надо. Сложность еще в том, что для того, чтобы дать жизнь этим задаткам, нужно знать, что отдача и любовь – основа природы, частью которой является и человеческое общество.

Об эмиграции (из России) я уже говорил, – человек, который по своей развитой уже внутренней структуре не способен жить, реализовать себя в сети феодальных отношений, уезжает на Запад, и совсем не за деньгами, потому что даже для человека нашего мира главное – самореализация. Потребности духовного продвижения относятся к намного более общей системе, судить о ее влиянии по действиям и перемещениям людей в нашем мире мы не можем. Не стоит связывать это напрямую, решая свои экономические, личностные проблемы, надо решать их на их уровне. "Страдание со всеми" в этом мире – не цель для каббалиста, ему надо поскорее выйти на настоящие страдания, "страдания любви" к Творцу.

"Нет хлеба – нет Торы": хлеб = свет хасадим, Тора = свет хохма, который человек может получить, только облачив его в свет хасадим. Те трудности, которые вы переживаете в нашем мире и которые якобы мешают поднять молитву, "поднять свет хасадим", – все мы учимся их использовать. Использовать их можно и нужно только для одного – увидеть "пути Творца", как Он "мешает" нам обратиться к Нему, прибавляет нам эгоизм в группах, и тем самым указывает на самого Себя, т.е. помогает нам.

О том, что группе мешает то, что нет материальной независимости в этих странах: это тоже имеет две стороны. О положительной стороне этого можно сказать следующее: все люди – проявления единой разбитой души Адама, все процессы и исправления происходят в "вареве", которое между частичками души. Поэтому там, где группа "зависима" от феодальности, слишком большой личностности отношений, – там может происходить более прямое ее влияние на общество. Делать на это расчет нельзя, мы не можем работать на этом уровне, но знать, что есть и положительная сторона дела – полезно.


Вопрос: Если соединить все "точки", то получится одна, но тоже точка?! Когда-то на вопрос, почему она "черная", Вы сказали: потому что не наполненная, пустая. Так весь мир пустой. Этот мир, он что, и есть точка? И почему желание выше этого материального мира называют всего лишь точкой? А что вокруг?

Ответ: Мы соединяем наши желания к Творцу – и это будет уже цельное творение, желающее Творца, как сказано в "Песни Песней" о малхут, неисправленной Шхине: "Черна я и прекрасна". Черна – потому что не в соединении со своим суженым, с Творцом, лишена Его света, прекрасна – потому что прекрасна для Творца, только ее Он и желает наполнить светом, Собой.

Точкой эту черноту называют потому, что она – сердцевина всего, кроме единственного сконцентрированного желания, у нее нет ничего другого, т.е. "нет ни длины, ни ширины". В отличие от нее, наш мир кажется нашему эгоизму широким и просторным, полным наслаждений, именно потому, что в нем нет главного.

Вокруг точки – чистый абсолютный свет добра и любви, свет Творца. Когда точка, пытаясь в группе "притиснуться" к другим точкам, соединиться с ними, она обнаруживает, что, оказывается, их совместная работа должна быть в том, чтобы впустить в себя друг друга – тогда в точке обнаруживается внутреннее пространство, где живет другой, другие, и вместе с ними в нее входит и окружающий свет.