К 30-летию Большой алии

каббалист Михаэль ЛайтманВ этом году Израиль отмечает 30-летие Большой алии девяностых, которая к началу нового века составила около полутора миллионов человек. На страну это оказало огромное влияние. Прежде всего, экономическое: из "местечка" она превратилась в полноценное государство, технологическую державу.

Репатрианты эффективно вливались в рынок труда, а специалисты с высшим образованием, устроившись по специальности, за шесть лет догоняли старожилов по оплате и даже опережали их. В целом можно сказать, что в абсорбции было множество проблем, зато у репатриантов – множество успехов несмотря ни на что.

Что касается "полуторного" поколения, оно во многом превзошло своих коренных ровесников.

По сути, на Израиль свалилось огромное богатство, ставшее основой для мощного рывка вперед в самых разных областях. Именно "русскоязычный импульс" подтолкнул страну к тем достижениям, о которых раньше никто и не помышлял. Репатрианты сделали это возможным, открыли дверь, в которую осталось только войти.

Жаль, что не всем сумели обеспечить нужные условия – в результате многие вернулись либо переехали на Запад. Среди них немало моих знакомых, которым просто не нашлось здесь применения. Сколько бывших врачей и инженеров вкалывали на уборке… Но в итоге эта алия, поднимаясь с колен, подняла Израиль, став для него благословением. 

Однако чем русскоязычные так и не смогли стать – это органичной частью общества. Почему? Уж точно не по своей вине. Просто израильтяне, как водится, отторгают всё "чужеродное", и этот антагонистичный дух вовсе не выветрился, несмотря на все лозунги про "общее горнило".

По сути, речь идет о подспудной ненависти, передающейся от поколения к поколению в виде высокомерного пренебрежения к тем, кто "не из нашей среды". Нет, разумеется, я не обобщаю и не подгоняю всех под одну копирку – но бессмысленно отрицать то, что особо и не скрывают и что подтверждается исследованиями.

На деле "русским" досталось меньше, чем выходцам с востока несколькими десятилетиями ранее или немецким профессорам в эпоху становления. Но как может быть такое в еврейском народе? До чего надо было докатиться, чтобы устроить несмываемый кошмар с йеменскими детьми? И почему до сих пор Израиль поделен незримыми границами на абсолютно не соприкасающиеся миры?..

В этом контексте, шрамы Большой алии не столь глубоки: люди заранее знали, на что идут, и сами принимали решение о репатриации, хотя в большинстве были хорошо устроены и не подвергались репрессиям. То же касается и алии семидесятых: я, например, приехал в Израиль с палаткой и "походным снаряжением", поскольку понятия не имел, как мы устроимся поначалу на новой родине…

Вообще-то, "русские" отличаются ярко выраженной потребностью в нормальном, надежном, перспективном месте работы. Они не мыслят себя без серьезной профессии и без "крепкой" должности. Вот почему люди покидают страну – им не обеспечивают необходимых условий.

Мне повезло: я получил работу в армии – техническое обслуживание боевых самолетов – и потому, кстати, не ощущал на себе ноток неприятия со стороны окружающих. У нас была другая атмосфера – настоящего братства и ответственности.

Так что, повторюсь, я не обвиняю всех подряд. Многие действительно не чувствуют "ничего такого". Но все же из российских евреев мы превратились в русских израильтян. И межсекторальные "недоразумения" по-прежнему витают в воздухе, порой даже в виде шуток, отчасти смешных, отчасти "дешевых".

А уж в прошлые годы, когда сотни тысяч репатриантов с высшим образованием чувствовали себя "первокурсниками", столкнувшись с израильскими реалиями "особых рыночных отношений", это вызывало в местном населении не только желание помочь, но и что-то вроде внутренней издевки, как ни грустно в этом признаться. Да и сами мы не без греха, чего уж там.

Какой же на самом деле должна быть эта пестрая мозаика выходцев из разных стран и культур на фоне неисчислимого количества религиозных течений? Сможем ли мы когда-нибудь создать общую картину, общий дух взаимопонимания над всеми различиями?

Проблема тут не в разделении как таковом – когда-то народ Израиля был поделен на обособленные колена, но в то же время един.

Дело во внутреннем разобщении, в распаде основ. Мы разучились сопрягаться и можем только сосуществовать. Весь потрясающий успех Большой алии лишний раз подчеркнул это.

А потому нынешний "юбилей" несет и радость, и боль. Радость от использованных возможностей и боль от упущенных. Мало встать на ноги экономически – надо еще отстроиться душой, так чтобы внутреннее соответствовало внешнему. Ну а пока страна у нас есть, а народ… Народ расколот на части, давно и основательно. И с этим надо что-то делать.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Есть ли польза от такого протеста?

Рост репатриации в Израиль

Рекордная алия в 2015 году

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.