Главный секрет евреев, ч.53

2014-06-26_glavnyi-sekret-evreev_100Из книги "Главный секрет евреев", М. Бруштейн

Животные  отношения

Растения не обладают индивидуальной свободой. Поэтому социальные взаимоотношения растений ограничены. Продолжим наше исследование на следующей природной ступени развития – животной.

Животные – организмы, составляющие одно из царств живой природы; в отличие от растений, используют в пищу готовые органические соединения, активны, подвижны.[1].

Как следует из определения, животные подвижны и активны. Это не может не сказаться на взаимоотношениях как между отдельными представителями, так и между целыми коллективами животного царства.

Посмотрим на крупную социальную ячейку животного мира – стаю.

Стая – системная целостность, структурированная группа млекопитающих, рыб или птиц, обычно одного вида, находящихся в сходном биологическом состоянии, активно поддерживающих взаимный контакт и координирующих свои действия. 

Стая состоит из особей, которые выполняют ряд важных жизненных функций, будучи членами той или иной стаи на протяжении большой части своей жизни.

Существует мнение, что именно стая (а не стадо) первобытных протолюдей послужила основой создания человеческого социума.[2]

Стая это уже серьезно. Например, взаимоотношения в волчьей стае во многом сходны с взаимоотношениями в человеческом обществе, а по некоторым показателям даже превосходят. В частности, по отношению к волкам-ветеранам. Своих стариков волки в обиду не дают и питанием не обделяют. У людей это соблюдается, честно говоря, не всегда.

И все-таки в чем основное отличие животных от растений? В чем они более "продвинутые"? Ответ мы опять находим в каббале.

У каждого животного есть своя особенность. Животные не находятся в рабстве у окружающего общества, как растения, – у каждого свое ощущение, у каждого своя личная жизнь, не зависящая от жизни других.[3]

А чем отличается животное от человека?

Животное ощущает только настоящее и только себя, т.е. не в состоянии ощущать посторонних, а потому заботиться о них.[4]

Это определение требует пояснения. На первый взгляд кажется, что оно не совсем верно. Все знают, что животные прекрасно ощущают настроение своего хозяина, его состояния и отношение. Кроме этого, известно, что животные заботятся о сородичах, как в примере с волками. Известны даже случаи самопожертвования. Все это так, но это инстинкты.

Собака ощущает, когда человеку плохо, однако что такое стыд, животному не понять. Собака не краснеет, когда подбирает с пола еду, и не стесняется, что ходит без одежды. Животное добровольно никогда не ляжет под нож, чтобы лишиться пораженной гангреной ноги. Животное не понимает, что можно сегодня кому-то дать кусок с тем, чтобы завтра забрать два. Тем более невозможно представить, чтобы животное поняло, что значит "от каждого по способностям, каждому по труду" и т.д.

Есть прекрасная иллюстрация особого ощущения ближнего, свойственного человеку и абсолютно не свойственного животному.

Попробуйте поравняться на улице с любым прохожим и продолжить движение с ним рядом. Через некоторое время произойдет следующее. Прохожий начнет косить взгляд, оглядываться, проверять карманы, нервничать и переживать. А ведь на пляже вы можете рядом с незнакомым человеком лежать, в театре вы можете с ним сидеть, в очереди стоять и где угодно говорить. Парадокс.

Кстати, это меткое наблюдение принадлежит не автору. Это наблюдение сатирика М. Жванецкого.

Продолжение следует…


[1] http://sbio.info/page.php?id=11050

[2] Википедия. Статья: «Стая».

[3] Бааль Сулам. Услышанное. Статья 115.

[4] Там же.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Главный секрет евреев, ч.52

Главный секрет евреев, ч.51

Главный секрет евреев, ч.50

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.