Одержимость

каббалист Михаэль ЛайтманПредставьте себе: мы сидим семьей. Нет плохих и хороших, далеких и близких, важных и неважных. Все хороши, все близки, все важны. Не ангелы, не паиньки – просто родные люди. Родные души. Это растраченное, забытое многими чувство – наше единственное будущее.

Плакаты, лозунги, поверженные статуи, черные флаги, подстрекательство, нападения на демонстрантов, абсолютно лживые СМИ, сеющие раскол. Можно было бы сказать, что нас натравливают друг на друга, – но нет, мы сами рады травить друг друга, рады хотя бы мысленно рвать на части инакомыслящих, рады ненавидеть. Человеку подсовывают идеологию, и он поднимает стяг против ближних, чувствуя, что в этом наконец-то нашел себя.

Только это не он. Это его эгоистическая природа, которой "всего-то" нужно подмять, унизить остальных во что бы то ни стало. Подчиняясь ей, мы впадаем в праведность, в фанатизм, в слепые догмы и не желаем видеть истину. А истина в том, что противоположности – это неотъемлемые части целого. Части единства.

В каждом из нас живет "здоровое" стремление одержать в чем-то верх, выделиться, преуспеть, почувствовать себя если не лучше, то хотя бы выше других. И потому все наши победы – пирровы. Всё в итоге обращается против нас. Ведь другие – это не фон моей жизни, а ее суть и смысл. Только вместе с ними, благодаря им я обрету подлинную высоту.

Что нас губит

Правые и левые, партии, лагеря, сектора… Мы бьемся в схватках без победителя. Наши конфликты изначально не решаемы на уровне их возникновения. Ведь в условиях развитого эгоизма противоположным становится всё, что отлично от меня, от моего мнения. Поляризация обостряется до предела, мы отходим всё дальше от точки равновесия, и в какой-то момент поддерживать баланс уже невозможно. 

Именно так и происходит сегодня по всему миру. Чем воинственнее идеология, тем дальше в крайности – и вот уже, незаметно для себя, она обращается в собственную противоположность. Ведь те, кого она считала идейными врагами, в действительности служили ей противовесом. Она была сильна, пока оставалась частью общего равновесия. А теперь, расшатывая конструкцию, она превращается в очаг разгорающегося хаоса.

Проблема не в разных мнениях. Проблема в отчуждении и одержимости. Нас губит ненависть, застилающая глаза и сердца.

В семье тоже все разные, но это не мешает – напротив, внутренне обогащает, делает нас сильнее. В заботе друг о друге мы поднимаемся над эгоизмом, обретаем спокойствие и уверенность. Над всем, что разнит и разделяет нас, есть "место", где мы крепко держимся за руки – и пока держимся, любые вызовы только закаляют, укрепляют наше единство. Потому что мы семья.

Круговорот идей

На самом деле всё базируется на борьбе и единстве противоположностей. Эта диалектика лежит в основе мироздания. И если ненависть раздирает мир, то лишь затем, чтобы подвести нас к единственному решению, к подъему над ней.

"При виде человека, взгляды которого диаметрально противоположны твоим, или двух абсолютно антагонистичных друг другу людей, не думай, что примирить их невозможно. Напротив, в этом и кроется совершенство примирения – постараться водворить мир между двумя противоположностями" (Бааль Сулам).

Как же смириться с инакомыслием, с чужим, неправильным мнением, с ложью, которая осмеливается бросать тень на мою правду? Наш эгоизм не терпит уступок, не приемлет компромиссов.

И все-таки мы не обязаны идти у него на поводу. Ведь он ведет в бездну.

Место есть всем. Моя правда и чужая ложь – как две грани целого, как тезис и антитезис, которые порождают синтез. Он-то и есть истина.

Мало ли какие еще течения возникнут в человечестве – не суть важно. Все они призваны вместе поддерживать системное равновесие, правильную взаимосвязь между нами, так чтобы над рознью мы создавали нашу общую, единую, "семейную" истину, в которой всё находит себе верное выражение и применение.

А значит, нам надо соглашаться – нет, не с чужими мнениями, а с тем, что они допустимы и даже необходимы. Верно, это тоже уступки, но если они взаимны, то не опускают каждого, а наоборот, поднимают всех к подлинному миру.

По большому счету, это просто: то, что нас объединяет, важнее того, что разделяет. Без оговорок и исключений. В таком случае любые расхождения и разногласия не покажутся нам лишними, не разведут нас по разные стороны баррикад.

"В мире вообще нет плохих идей, и лишь несозревшая идея считается плохой. Действительно, плохая идея – это дефект, и она еще не годится в пищу, однако в итоге расцветет и разовьется" (Бааль Сулам).

Всё относительно. Нет ничего хорошего и ничего плохого – есть несозревшее, перезревшее и то, что сейчас между ними. И в какой бы части шкалы я ни находился, главное – понимать этот механизм мироздания. Тогда мне становится ясно: отказываясь от непримиримой борьбы за свою личную правду, я поступаюсь не собой – только своим эгоизмом. А взамен обретаю истину совсем иных масштабов. Если же я не готов предоставить место другим, то и мне самому не будет места.

Что же касается нашей незатухающей ненависти, надо последовательно обращать ее на собственный эгоизм, на этого вредителя, который изнутри провоцирует, подстрекает, манипулирует и льет реки крови за идеи, выдающие себя непогрешимыми. Они грешны уже тем, что разделяют нас.

Примирение

Помня об этом, мы увидим нынешнее состояние мира в совсем ином свете. Бесконечное множество суждений, взглядов, мировоззрений лишь показывает нам путь – наверх, в место нашего единения. Оттуда, с более высокой ступени разрешатся наши противоречия, и над ними водворится мир.

"Все преступления покрывает любовь", – сказал царь Соломон. Сказал именно об этом, о подъеме к единству над всеми различиями. Заострять или затушевывать их одинаково бессмысленно и губительно. Их надо использовать для дела – для создания общества, в котором каждый честно, по доброй воле заботится о других.

Другие – не значит враги. Мы разные, и это хорошо. Мы конфликтуем, и это нормально. Оглядываясь вокруг, я вижу людей, с которыми не согласен в чем-то, не согласен во всем. И мы не спорим, не переубеждаем друг друга, не враждуем за "правое дело".

Всем есть место. Мы семья. Большая, многообразная, разноликая, именно такая, какой она и должна быть, чтобы расцветать на уникальности каждого и на способности покрывать все раздоры любовью. Настоящая близость требует бездны различий, преодолевая которую, человек отдает себя другим и в этом обретает новую жизнь.

А потому социальные трещины будут только углубляться. Страсти в мире не успокоятся, огонь не утихнет. Воинствующая одержимость уже вырвалась на свободу, и она испепелит всё, если мы не возьмемся за дело – за наши отношения, за нашу общую семью. Только в ней наше будущее. Сражаться надо за нее.

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.