Статья "Духовное возрождение"

Духовное возрождение

А.А. Суржиков

Лайтман. М. Духовное возрождение. По оригинальным рукописям Бааль Сулама "Мир в мире", "Последнее поколение", Газета "Народ". 2008.

Михаэль Лайтман

Михаэль Лайтман (Михаил Семенович Лайтман, 1946), философия PhD, биокибернетика MSc, – профессор онтологии и теории познания, ученый-исследователь каббалы, основа­тель и руководитель Международной академии каббалы и Ин­ститута исследования каббалы им. Й. Ашлага. Ученик каббалиста Б. Ашлага (1907–1991), сына и последователя крупнейшего каб­балиста XX в. Й. Ашлага (1884–1954), автора комментария "Сулам" (Лестница) на книгу "Зоар" (по названию этой работы он получил эпоним – Бааль Сулам, "Хозяин лестницы").

М. Лайтман – автор более 40 книг, изданных на шестнадцати языках, член Всемирного Совета Мудрости.

В книге излагаются основные идеи Бааль Сулама, каббалиста (каббалист – технический термин, обозначающий "человека, достигшего определенной меры подобия свойств с Творцом", причем "Творец" – это "уровень, которого человек должен достичь в результате всех своих исправлений"), предвосхитившего основные векторы развития современности. В условиях нарастающих кризисов, когда не приносит успеха ни одна из традиционных схем построения гармоничного человеческого общества, когда умножаются проблемы как личного, так и общечеловеческого характера, духовно-экзистенциальные и социальные воз­зрения этого каббалиста, хранившего и транслировавшего древнее знание, привлекают все большее внимание.

Книга состоит Пролога, Введения, Приложения к книге и различных по объему глав: Загадка бытия, Мир в мире, Строение будущего общества, Принципы будущего общества, Народ Израиля и его роль, Словарь терминов, Труды о последнем поколении,  Газета "Народ", Бааль Сулам в глазах поколения, а также нескольких небольших заключительных заметок.

В книге указывается, что каббала рассматривает природу как единую все­объемлющую и совершенную структуру. Однако человек постигает мир посредством пяти органов чувств, из-за чего, по сло­вам каббалистов, разделяет ее на две составляющие: проявленную и скрытую. Первая из них назы­вается "наш мир" ("реальность, ощущаемая в желании наслаждений), "этот мир" или "материальный мир" (по определению, данному в книге: "реальность, ощущаемая человеком с помощью пяти физических органов чувств"). Человек не в состоянии воспринять реальность во всей ее целостности и потому исследует ее под всевозможными углами зрения. Но мир, с точки зрения этого подхода, остается единым и совер­шенным, поэтому со временем выясняется, что ни одна наука неспособна отобразить общую картину мироздания, в результате чего современность вплотную подошла к кризису всех научных дисциплин.

Каббала исследует скрытую часть природы, силы, действующие над материей. Именно такой подход, как считают представители данной традиции, позволяет сформировать целостную картину мира, ведь реальность, в которой живут люди, является единой, неизмен­ной, вечной, совершенной и полной наслаждений. Все части в ней занимают постоянные места. Но человеческие существа не видят ее истинного интегрального целого, а ощущают только свой мир. Это вызвано изъяном их пя­ти органов чувств, деятельность которых направлена на самона­слаждение. Однако, считают каббалисты, если люди решат использовать свое мировосприятие, сердце и разум на благо других, то ощутят подлинную реальность и будут жить в ней. Исчезнут слепота и мрак, рассеется туман, оку­тывающий наши чувства, этот мир растает, и вместо него они ока­жутся в "райском саду" (рай – "ощущение свойства отдачи"), "Высшем мире" (по определению: "состояние, раскрывающееся человеку, который достигает ка­кой-либо меры подобия по свойствам Высшей силе").

Каббалисты описыва­ют в своих книгах базовый закон, проявляющийся в раз­личных формах и обладающий единственным свойством – свойством отдачи. Он называется в каббале "единой силой", или "Высшей силой" (она же – "Высший свет"; "свет - сила отдачи, приводящая в действие и наполняющая все души"). Соответственно свойству отдачи, или желанию наслаждать, Выс­шая сила создала материал творения в виде желания наслаж­даться, которое в точности соответствует наслаждению, зало­женному в универсальном законе природы (его следует отличать от "Общего универсального закона", понимаемого как "закон отдачи, охватывающий всю реальность и обязывающий все ее части уподобиться ему").

Наполняясь, желание испытывает удовлетворение, а опустошенность ощущается им как страдание. Единая сила управляет реальностью и ведет тво­рение к совершенству, в котором сама пребывает изначально. Под духовным же развитием здесь понимается "развитие намерения с целью доставления удовольствия Творцу, то есть развитие свойства отдачи", а духовный мир определяется в книге как "свойство отдачи и все, что в нем ощущается".

Общая программа, полагают каббалисты, включает в себя создание вселенной и че­ловека, и развитие человеческого рода. Творение подраз­деляется на четыре уровня: неживой, растительный, животный и говорящий. Из всех творений только человек обладает эгоизмом, поэтому лишь он нуждается в коррекции. По определению, даваемому в этой книге, человек – это "желание наслаждений, постигающее свойство отдачи и уподо­бляющееся Творцу, Высшему свету", а "человек этого мира" - "желание наслаждений, находящееся в состоянии скрытия от Творца и потому лишенное всякого намерения относительно Него – как ради получения от Него, так и ради отдачи Ему". Врож­денная эгоистическая природа позволяет человеку самому сде­лать вывод о том, что она несет вред, противостоя альтруистич­ной сущности мироздания (причем под альтруизмом понимается "желание наслаждений, исправленное намерением наслаждать ближнего, не получая наслаждения для себя. Желание совер­шать отдачу ближнему"). Благодаря этому возникает возможность самостоятельно выбрать природу отдачи и поже­лать исправить собственный эгоизм. В процессе выполнения этой задачи, человек понимает замысел творения и его программу, в силу чего и он сам, и человечество поднимется со ступе­ни "творения" на ступень "Творца", достигнув свойства самой высшей природы – абсолютной отдачи. Такова первая причина, по ко­торой был создан мир. Вся вселенная зависит от развития чело­века, которому предстоит обрести свойство отдачи и сравнять­ся с единым законом реальности.

Желание наслаждений, или эгоизм, развивалось в человече­стве в течение всей его истории. На первом этапе преобладали на­сущные физические потребности, обращенные на пищу, половые и семейные отношения. Затем набрали силу желания богатства, почестей и власти, а увенчало этот процесс стремление познать се­бя и окружающий мир. Однако в итоге всех этих этапов развития человек так и не обрел удовлетворения, и сегодня в нем пробуж­дается новое желание – насладиться чем-то незримым и неизве­данным, тем, что расположено выше наблюдаемой реальности.

Тем не менее, в настоящее время человечество постепенно осознает, что его эгоистическая природа – это единственное зло на зем­ле и источник всех страданий. Психологи, социологи, другие ученые и исследователи, считают каббалисты,  замалчивают масштабы общемирового кризиса, поскольку у них нет инструментов борьбы с его главным фактором – нарастанием эгоизма. Но подобное игнорирование ведет лишь к обострению ситуации: кризис разрастается до гигантских масштабов и охва­тит все сферы нашей жизни. Об этом, в том числе, свидетельствует усугуб­ляющаяся угроза тотального уничтожения человечества вслед­ствие серии экологических катастроф или ядерной войны. Каббала объясняет, что нынешняя проблема коренится в растущем дисба­лансе между человеком и силой природы. В настоящее время, когда созрела настоятельная потреб­ность в исправлении человеческого эгоизма, каббала должна раскрыть свой потенциал. Человечество уже нуждается в ней, и потому она выходит на свет. Тысячелетиями каббалисты скры­вали ее от масс, а сегодня, напротив, распространяют по всему миру. Признание этой древней науки внесут из­менения в естественное развитие кризиса - человечество сойдет с пути катастроф, которым оно следовало до сих пор, и ступит на стезю позитивных преобразований. Это станет возможным благодаря смене эгоистической природы человека на альтруи­стическую, и в итоге процесс охватит всех и каждого.

Чтобы взять ситуацию под контроль, считаю каббалисты, необходимо широко распро­странить знания каббалы о мире, его совершенстве, программе и цели. Каббала однозначно указывает на то, что кризис не случаен и будет лишь усиливаться, пока человечест­во не осознает необходимость сменить свою эгоистическую природу на альтруистическую. Кризис этот запрограммирован законом природы, чтобы поднять человеческий род на совершенную ступень той силы, которая в ней царит.

Благодаря каббалистическому исследованию скрытой час­ти природы человечество выйдет на новый уровень осознания, обретет возможность управлять своей судьбой и обеспечит каждого живущего на земле средствами самоопреде­ления. Каббала несет человечеству универсальное послание.

Богатый запас информации, накопленный этой традицией, поможет сформировать новую культуру, благодаря чему люди будут вос­принимать человечество как единый организм, в котором каждая клетка и каждый орган действует на всеобщее благо, - альтруистический за­кон охватит весь мир.

Подобно всей природе, будущее альтруистическое общество будет единой системой, функционирующей на основе абсолют­ной отдачи. После того как природа человека изменится, он при­дет в равновесие с общим законом мироздания и будет ощущать целостную реальность, а не ее искаженную крупицу, восприни­маемую эгоистическим образом. В результате каждый человек и все человечество, полагают каббалисты, осуществив цель творения, придут к вечному и совершенному бытию.

Для этого необходимо сфокусировать воспитательную работу на внутреннем преоб­ражении людей, целью которого будет равновесие с природой. Это даст возможность ускорить переходный период и раскрыть картину совершенной реальности. Тогда в мире наступит покой, и человеческий род познает вечное, безграничное наслаждение.

С этой точки зрения интересны анализы Й. Ашлагом социалистической идеи, коммунизма и его мысли о построении общества будущего. Мыслитель полагает, что коммунизм – это идея, этическая установка, как об этом свидетельствует его принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Поскольку всякая победа убеждений гарантирована большинству, то необходимо утвердить этический уровень большинст­ва на основе, которая гарантирует устойчивость коммунизма. Но при этом недоста­точно идеи, усвоенной человеком с рождения, поскольку но­сителем идеи является незначительное меньшинство. И каббала – это единственная основа, которая станет побудительной причиной для подъема этического уров­ня общества с целью достижения этого принципа. Следует перевести коммунизм, пишет Ашлаг, с положения "мое – мое, а твое – твое", на принцип "мое – твое, и твое – твое", т. е. на абсолютный альтруизм. Когда же большая часть общества на деле примет это уче­ние, тогда настанет время прийти к принципу "от каждого по спо­собностям, каждому по потребностям".

Прежде чем общество достигнет этого этического уровня, нельзя национализировать собственность. Ведь по­ка у большей части общества нет надежного этического факто­ра – у них не будет и побуждения для работы. Весь мир – одна семья, и коммунизм долж­ен со временем охватить весь мир при равном для всех уровне жиз­ни. Однако на практике этот процесс постепенен, поэтому любой народ, в котором большая часть общества на деле примет эти основы, немедленно вольется в этот общественный строй. Вначале следует создать малую организацию, большую часть которой составят альтруисты, отвечающие вышеизло­женным требованиям. Они будут усердно трудиться "как на под­ряде" от 10-ти до 12-ти часов в день и более, и каждый из них бу­дет работать по способностям и получать по потребностям. В этой организации будут действовать все формы государствен­ного управления. Да же если в нее вольется весь мир, и со­вершенно исчезнет власть грубой силы – не возникнет нужды менять что-либо ни в работе, ни в управлении. Эта организация, считает Ашлаг, будет своего рода центральной точкой мира, окруженной наро­дами и государствами со всех краев земли. У всех, кто вливает­ся в альтруистическое общество, будут единые с центром программа и руководство, и будут они "как один народ в отношении прибылей, убытков и итогов".

При этом членам организации строжайшим образом запрещает­ся прибегать к услугам какого бы то ни было судебного ин­ститута и тому подобных инстанций, относящихся к любым формам, какие существуют в силовом государстве. Все разно­гласия они будут решать между собой сами, то есть между заинтере­сованными сторонами. Мнение общества, порицающее эго­изм, будет осуждать ту сторону, которая использует праведность другого себе на пользу.

Каббалист считает, что терминов "буржуазия" и "пролетариат" уже недостаточно для прояснения политико-экономических реалий - нуж­ны более общие понятия, и предлагает разделить общест­во на класс предприимчивых и класс отстающих. При буржуаз­ных режимах "предприимчивыми" являются капиталисты и средний класс, а "отстающими" – работники, которые на них трудятся. При коммунистическом режиме "предприимчивы­е" - это начальники, руководители и интеллигенция, а "отстающие" – работники, которые на них трудятся.

Причем большую часть каждого общества всегда составля­ют отстающие, а доля предприимчивых не достигает и тридца­ти процентов от общего числа. Согласно естественному закону, класс предприимчивых всеми силами будет эксплуатировать класс от стающих, "подобно тому, как в море сильная рыба про­глатывает слабую".

Нет разницы, пишет Ашлаг, в том, являются ли предприимчивые капита­листами и коммерсантами, как при буржуазном строе, или на­чальниками, руководителями, интеллигентами и распредели­телями, как при строе коммунистическом. Ведь в конечном итоге, предприимчивые в меру своих сил будут эксплуатировать трудящиеся слои отстающих. Вопрос лишь в том, что остается труженикам после жесткой эксплуатации со стороны предприимчивых, какова степень порабощения, которое предприимчивые налагают на них, и какую долю независимости и человеческой свободы оставляют они им. Лишь согласно "мере тех отбросов", утверждает Ашлаг, которые предприимчивые оставляют отстающим, следует рассматривать всякий режим, проводить различия между ре­жимами и выбирать из них предпочтительный.

Человек не мо­жет работать без какой-либо оплаты, которая для него – "как горючее для машины" ("горючее" - это "мотивация желания наслаждений к движению и смене состояния. По природе своего сотворения желание наслаждений стремится к абсолютному покою, а потому нуждается в мотивации к действию"). При неальтруистическом коммунистиче­ском строе необходимо раздавать работникам плату за их труд и строго наказывать за халатность. Однако требуется многочис­ленная иерархия руководители, чтобы следить как за теми, так и за этими последними тоже – с оплатой в несколько раз большей, чем первым, достаточной "для столь трудной работы – работы палача". Без этого государство развалится. При этом собственность и контроль – не одно и то же. Напри­мер, собственность над железнодорожной компанией принад­лежит акционерам, а контроль – директорам. Точно так же, если вся страна, с точки зрения собственности, будет в руках пролетариата, управ­ление останется у тех же самых нынешних начальников, а у пролетариата не будет доступа к льготам большим, чем сегодняшние, – ес­ли только правители не окажутся идеалистами, заботящимися о благе каждого отдельного человека. Что касается контроля, заключает каббалист, нет никакой разни­цы, у кого в руках собственность: у капиталистов или у госу­дарства. Ведь в итоге управлять ею будут начальники, а не вла­дельцы. А потому основное исправление общества должно охватить начальников. Коммунизм реализуется не путем эгоизма, а путем альтруизма.

Однако на практике в истории произошло иначе. Маркс и Энгельс, по мнению Ашлага, предполагали исправить мир не насильственным, а демократическим путем. Нужно было, чтобы рабочие стали большинством и ввели пролетарский строй, гегемоны которого будут постепенно ис­правляться, пока не придут к чистому альтруизму: "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Ленин же вдобавок к тому ввел коммунистический режим, навязав мнение меньшинства большинству – в надежде затем ввести между ними и альтруизм. А для этого ему нуж­ен был вооруженный лагерь рабочих, которые смогли бы силой захватить власть - в отсталой стране солдат легче подстрекать к уничтожению, грабежу и убийству собственников. Однако после уничтожения собственников потребовалось расправиться с крестьянами. Пришел Ста­лин, который сказал, что цель оправдывает средства, и взял на себя эту работу - и преуспел в ней.

Все они, продолжает Ашлаг, не учли того, что в конце концов потребуется и "добросердечие пролетариев" – чтобы те работали. Нужно при­вить им свойство альтруизма, которое привело бы их к реализа­ции выдвинутого лозунга, а это невозможно, так как природу не изменить так, чтобы человек работал не только сог­ласно своим потребностям, но и ради нужд другого. Ввести это можно лишь путем принуждения и насилия, но, в конце концов, "большинство восстанет и свергнет такой режим".

При этом, считает каббалист, "лгут те, кто утверждает, что идеализм есть человеческая природа или порождение воспитания". Он является прямым порождением религии, ибо пока религия широко не распро­странилась по миру, весь он состоял из варваров, не испыты­вающих ни малейших угрызений совести. Однако после того, как распространились работники Творца, их атеистические потомки стали идеалистами. Тем самым, идеалист лишь выполняет заповедь своих отцов – но заповедь "осиротев­шую", т. е. без Заповедующего, без Бога, а значит - ущербно.

Нет никакой надежды на существование коммунизма, если не довести его до конца – до законченного альтруизма. Ашлаг анализирует как достоинства, так и недостатки коммунизма, желая показать, как можно исправить его недос­татки, чтобы все признали, что этот строй "действительно является властью справедливости и счастья", а ведь, - несмотря на все ожидания, - случилось наоборот: все цивилизованные народы говорят о советском коммунистиче­ском режиме, как о "дурном изъяне". И капиталистический режим усилился "во сто крат более", чем был "до советского эксперимента".

Коммунизм, основывающийся на зависти, спо­собен лишь свергнуть и уничтожить буржуазию, но не улуч­шить положение отсталых пролетариев. Напротив, "когда ис­чезнет буржуазия, стрелы ненависти обратятся на отсталых". Поэтому обеспечить сохранение режима в силе на будущие по­коления можно только с помощью методики каббалы, ведь даже если отцы и приняли ком­мунизм под принуждением и насилием, как бывает при эгои­стическом коммунизме, – дети восстанут и разрушат его. Коммунистический строй не может осуществлять­ся в антикоммунистическом обществе, поскольку вечно будет принужден воевать с антикоммунистами. Каждый человек в силу своей природы тянется к собственности и не может работать без движущей силы, - штыки не преобразят человеческую природу, а идеалисты малочисленны. Ашлаг признается, что социалистическая идея, заключаю­щаяся в равном и справедливом распределении, видится ему наиболее истинной, - земной шар достаточно богат, чтобы прокормить всех, "так зачем же нам эта трагическая война за выживание, осложняющая нашу жизнь из поколения в поколение? Давайте разделим между собой работу и плоды ее в равной мере – и конец всем бедам!"

Что касается миллионеров, то и "их удовольствие от всего имущества", полагает Ашлаг, прежде всего, в уве­ренности, "что обеспечены и сами они, и их потомки на не­сколько поколений". Но и при власти "справедливого распреде­ления" у них будет та же уверенность "в еще большей степени". Кроме того, сильные мира сего, которым "хва­тило силы обрести почет в роли капиталистов", за­воюют не меньшее уважение и в другой области, "ибо врата кон­куренции и славы не закроются вовек".

Живой пример России не опровергает истинность самой идеи, ибо "наше поколение" мо­рально не готово к правлению равного и справедливого распределения.

Следует перевести коммунизм "на рельсы" принципа "мое – твое и твое – твое", т. е. абсолютного альтруизма. Когда большая часть общества придет к этому, тогда осуществится принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Однако прежде чем большая часть общества достигнет такого нравственного уровня, не следует национализировать собст­венность. Проводить национализацию, пока большая часть общества не готова к этому, считает каббалист, все равно, что разрушать обветшавшее здание, прежде чем найдутся средства на постройку прочного дома. Смысл справедливого распределения не в том, чтобы приравнять предприимчивых к отстающим, ибо это есть раз­рушение общества, а в том, чтобы приравнять отстающих к способным.

При эгоистическом коммунизме работодатели стремят­ся уменьшить потребление работника и увеличить производи­тельность его труда. В этом, указывает Ашлаг, империализм лучше: ведь в его системе работодатели стре­мятся увеличить потребление работника и уравнять произво­дительность его труда с потреблением.

Советская Россия доказала, что если общество не развито в нужной степени, то коллективное правление станет для него наихудшим в мире режимом.

Альтруистическая сила созидает общество. Ведь все, что человек делает для ближнего, совершается лишь при помощи альтруистической силы – и тогда человек поднимается вверх по ступеням лестницы. Пер­вое свидетельство этой созидательной силы – рождение сыновей и поддержание семейной жизни. Во-вторых – она действует на благо близких, в-третьих – на благо страны, и, в-четвертых – на благо всего мира. Альтруистическая сила является единствен­ным фактором построения общества. Таким образом, действующие факторы в естественном механизме развития человечества: эгоистическая сила, негативная для общества, и альтруистическая сила, позитивная для общества.

Единственная возможность элиминировать социальные напряжения и противоположности в обществе – только альтруи­зм, когда умственные работники по доброй воле отка­жутся от своей части на пользу работников физического труда, а холостые – на пользу обремененных семьей. Или же, как сказал сам Маркс: "Когда работа сама по себе станет насущной потребностью, а не средством к существованию", а это ни что иное, как абсолютно альтруистическое направление.

Однако в тактике марксизма есть "наиболее уз­кое" эгоистическое направление: взращивание ненависти к противоположному классу, разрушение старого строя, насаждение в сердцах пролетариев такого чувства, словно весь мир наслаждается и благоденствует за их счет, - все это "чрезмерно увеличивает узкую эгоистическую силу пролетариев и совершенно выхолащивает из них альтруистическую силу, заложенную в них с рождения", - утверждает Ашлаг.

Отсюда происходит противоречие между теорией Маркса и новой реальностью, поскольку он считал, что сразу вслед за буржуазным строем наступит коммунистическая власть проле­тариата. Однако в итоге, мир оказался свидетелем того, что если сейчас раз­рушается демократический буржуазный строй, то на его месте сразу же встанет нацистский или фашистский режим.

Если же принять во внимание, продолжает каббалист, что все те, кто рушит естест­венный процесс развития справедливого строя, по сути, про­изошли из пролетариев, при­чем не только советские лидеры, но и нацисты, которые в большинстве своем были раньше чистыми социалистами, а также большая часть фашистов, и даже сам Муссолини был раньше пламенным социалистическим лидером, то складывается полная картина того, как тактика марксизма повела пролетариат в прямо про­тивоположном от цели направлении.

Однако Ашлаг считает, что Маркс знал о принципе, согласно которому у коммунистического общества нет права на существование без абсолютного отказа его членов от своей доли на благо ближнего. А раз он знал об этом альтруистическом факторе, необходимом обществу, то вовсе не имел в виду предла­гать практическую процедуру претворения в жизнь своей тактики, но собирался, с одной стороны, ускорить этой тактикой конец текущего несправедливого ре­жима, а с другой стороны, организовать международный про­летариат и подготовить его к тому, чтобы стать мощной и ре­шающей силой в то время, когда разрушится буржуазный строй.

В связи с этим каббалист предлагает "научно и практически" организовать такую агитацию, кото­рая укоренит общественное мнение о том, что каждый член движения, не отличающийся альтруизмом, по­добен хищному зверю, недостойному находиться в человече­ской среде – пока он не почувствует себя в обществе убийцей и разбойником. Если заниматься соответствующей аги­тацией систематически, то отпадет необходимость в чрезмерно продолжительном процессе: гитлеризм показал, пишет Ашлаг, как в течение короткого времени целая страна перевернулась с ног на голову посредством агитации и восприняла эту странную идею. Следует изменить также внешнюю тактику, чтобы "вместо старого оружия классовой и ан­тирелигиозной ненависти" люди получили в свои руки "современ­ное оружие ненависти к непомерному эгоизму капиталистов", оружие во всех отношениях удачное для своей роли, притягательного для сердца и способного сплотить мо­лодежь вокруг себя.

До сих пор, по мнению каббалиста, сражаясь за классовую экспроприацию, боец сам всегда смотрел на вещи узкособственническим взглядом, поскольку защищал собственное имущество. Как следствие, по ходу этой борьбы в нем возрастает непо­мерный эгоизм, и бойцы сами погрязают в узких буржуазных воззрениях. В отличие от этого, когда люди сражаются с эгоизмом капиталистов, ис­ходя из широких воззрений альтруистического восприятия, ре­зультат состоит в том, что сила альтруизма растет в них вместе с интенсивностью их борьбы. При этом и право собственников подрывается самым серьезным образом, поскольку они не смо­гут защищаться в полную силу – такая борьба во многом бу­дет поддержана их собственными нравственными и религиоз­ными представлениями.

Таким образом, заключает Ашлаг, в этой доктрине заложено решение проблемы народного единения, которое так необходимо сегодня.