Зоар. Об Адаме Ришон и Аврааме

Зоар. Основные исправления.

Адам был первым, раскрывшим порядок действий для достижения духовного успеха. Эта мудрость была передана им далее, его ученикам, как и может быть только передана из уст в уста. И каждый может дополнить товарища. (Бааль Сулам, "Наука каббала и ее суть")

Один: Творец Один, включает в себя всю действительность во все времена, все исходит из Него, совершенного, несмотря на видимое нам несовершенство творения.

Это исследование каббалисты называют "Один". Начало этому исследованию положил Авраам. Он пришел к выводу (в своей книге "Книга создания"), что не существует двух властей, власти добра и власти зла, а все управляется лишь одним добром. (Бааль Сулам, "Общий характер науки каббала")

Книга Зоар. Предисловие (сокр. вариант):

1. Авраам – это корень милосердия в душах, поэтому исправил общую душу (Шхина), сделав её пригодной для наполнения светом милосердия.

Но если бы свет милосердия (хасадим) остался в душах учеников Авраама ("народ Израиля", группа созданная Авраамом), они не смогли бы реализовать свое желание получать (насладиться).

Поэтому исправлением милосердия еще не завершен Замысел Творения, поскольку главное в Замысле Творца - насладить творения именно получением от Него наполнения.

2. И это причина рождения Авраамом, свойством отдачи, Ицхака, свойства получения. После того, как Ицхак обнаружил общую душу, благодаря исправлениям Авраама, в состоянии полного совершенства, наполненной светом милосердия, он ощутил ее желание получить все совершенство, уготованное Замыслом Творения.

То есть пробудил в ней желание получать от Творца, но получением ради отдачи, что означает желание получать лишь по причине желания Дающего, а если бы Отдающий не хотел этого, в душе не было бы ни малейшего желания что-либо получать от Него.

Такое получение ради отдачи, считается отдачей, ведь не имеет от эгоизма никакой поддержки. Т.о. им было полностью исправлено общее желание (Шхина) к получению, всего уготовленного при сотворении, изобилия.

3. Однако, поскольку  мир еще не был готов к полному исправлению, вышел из него злодей Эйсав, который внес порчу в его исправление.

Он не придерживался получения только ради отдачи, как исправил Ицхак, а грешил в получении ради себя. Т.е. даже когда ему раскрылось, что Дающий не желает, чтобы он получал, он хотел получать для своего наслаждения, и поэтому прицепилась к нему клипот.

И поскольку видел Яков изъян Эйсава, исправил Душу в свойстве трепета. Поэтому сказано: "рукой держась за пяту Эйсава". И благодаря этому соединил два исправления Авраама и Ицхака вместе, и не вышло из него ничего негодного.

4. Но это исправление еще не окончательное, потому что было ввиду страха греха от "пяты Эйсава". А в полном исправлении отменится страх "пяты Эйсава", и трепет будет от величия Творца. А страх Якова служит для исправления народа Израиля на все поколения до полного исправления.

5. Каждый должен выполнить все эти исправления и этим познать созданную Творцом душу. Это означает обрести свойства праотцов.

И только после обретения их свойств, начнет исправлять её с того места, которое оставил нам Яков – т.е. возвышать трепет, чтобы зависел лишь от величия Творца. А потом притягивать к ней высшие света в возвышенном трепете, ведя её к полному исправлению.

6. Все страдания проявляются в мире только для того, чтобы исправить желания получать в душах, чтобы смогли получить все изобилие, заключенное в Замысле Творения.