Рэп - по мне !

Рэп на псалмы, просто убило! Я не перестаю удивляться, как вам все это только в голову приходит. Молодцы! Вспомнил, как Рав Лайтман рассказывал про воспитателя, который сначало портит себя, чтобы войти в среду воспитанников, а потом начинает подниматься вместе с ними. Даешь гангста рэп на Зоар!

Ответ: Если корова выражает свои переживания «МУ-У-У», - что в этом низкого. Наше воспитание дает нам установку: «классика - эталон приличной музыки». Чем плохи заунывные мелодии индейцев или подпрыгивания африканцев? Главное, ведь внутреннее содержание: идет ли оно от сердца, и к Творцу.

Если сегодняшняя молодежь во внешней форме рэпа видит возможность и средство выразить свое отношение к этому дрянному миру и к величию Творца, - я восхищаюсь этим выражением! Потому что оно идет от сердца, и потому любимо мной. Вы уверены, что пение Давидом его Псалмов в сопровождении Кинор Давид (арфы Давида), привели бы вас в восхищение?

Смерть эгоизму!

zakryv_glaza_100_wp.gifВопрос: Что такое: смерть, разложение и исправление эгоистических желаний?

Ответ:

Существует свет, желание отдавать и любить. Поэтому желает насладить.

Замысел света: создать желание насладиться и довести его до совершенства, как он, до подобия себе.

Свет создал желание.

Свет наполнил его собой.

Желание ощутило наслаждение.

Свет оставил желание.

Желание устремилось за светом.

Этим создано расстояние между ними: желание Получать и свет Отдавать крайне удалены друг от друга.

Если желание готово устремиться не к наполнению, а к подобию свету, к отдаче и любви, оно, в мере стремления, сближается со светом.

Этапы подобия: возможность достичь подобия свету, доставляя ему наслаждение, как он, приводит желание к отказу от получения света, к смерти желания получать. Осознание желания получать, как препятствия к сближению, умертвляет его, вплоть до разложения, невозможности использовать в прошлом виде. Но затем, чтобы доставить наслаждение Дающему свету, желания оживают и исправляются - получают наслаждение ради отдачи и любви, наполняются новой, духовной жизнью.

См также: Бааль Сулам. Предисловие к книге Зоар п.9.

Изучение Торы - только для исправления!

Вопрос: "Пусть человек при любых обстоятельствах занимается Торой, даже в корыстных целей, ибо, творя добро из корыстных целей, он придет к возвышенным" [Талмуд, трактат Псахим, 50б].
Получается, что человек, занимающийся Торой ради корыстных целей, ближе к духовному? Значит ли это, что лучше сначала изучать Тору, и только имея большой сундук знаний, переходить к изучению Каббалы? (Именно так совсем недавно мне объяснял мой знакомый религиозный еврей). Из объяснений М.Л. мне представлялось иначе...

Ответ: Смотрите, что сказано у Рамбама
Имеется в виду, что человек всегда преследует цель исправления, но только пока еще поневоле находиться в намерении ради себя, пока его еще не исправил нисходящий только при изучении каббалы свет Торы, Ор Макиф (см. предисловие к ТЭС п.155).

Если цель человека не исправление себя, то ему лучше вообще Торой не заниматься, потому что Тора принесет ему вред. Ведь сказано, что «Я создал эгоизм, и создал Тору, для его исправления, потому что свет ее исправляет» Иначе, не ради исправления, учить Тору вообще запрещено! Она становиться в таком случае из эликсира жизни, ядом смерти. Но если человек желает исправиться, хотя еще эгоист, - занятия Торой его поднимут до Творца.

См. Бааль Сулам. Предисловие к ТЭС:

12. Мы находим среди занимающихся Торой тех, кому это занятие не пошло на пользу, чтобы светом Торы достичь подобия Творцу (лишма)?

16. Но разве не сказано, что «всегда должен человек заниматься Торой, хотя и ло лишма, потому что от ло лишма приходят к лишма»?

Но дело в том, что есть:

- которые занимаются Торой, совмещая надежду на вознаграждение с намерением доставить удовольствие Творцу - потому свет Торы возвращает их к Источнику, и они приходят к лишма;

- которые занимаются Торой лишь ради своего собственного наслаждения, а не чтобы себя исправить - поэтому становится для них Тора ядом смерти, так как свет, кроющийся в ней, обращается для них во тьму.

Тора - только для исправления!
Вопрос:Значит ли это, что лучше сначала изучать Тору, и затем, только имея большой сундук знаний, переходить к изучению Каббалы? - Именно так совсем недавно мне объяснял мой знакомый религиозный еврей. 

Смотрите, какие несчастья мы приносим миру неправильным занятием Торой:

Бааль Сулам. Предисловие к книге Зоар.

69. В Торе есть внутренняя и наружная части. Если человек учит внутреннюю часть Торы (Каббалу), он этим вызывает возвышение внутренней части мира, его исправление.

А если принижает важность Каббалы относительно наружной части Торы, говорящей только о механическом исполнении - этим вызывает возвышение разрушителей мира над Израилем и над праведниками народов мира. В такое время происходят все разрушения и убийства!

Т.о. мы видим, что избавление Израиля зависит только от изучения книги Зоар. И, наоборот, все разрушения мира и падения Израиля - только вследствие того, что оставили внутреннюю часть Торы.

70. проблема в том, что даже проводящие все я за занятиями Торой, делают это только для собственной выгоды, без намерения доставить наслаждение Творцу.

Этим они удаляют от мира дух Машиаха, потому что делают Тору сухой, без ума и знания, потому как ограничиваются только исполнительной часть Торы и не желают понять науку Каббала. Горе им, вызывающим своими поступками голод, бедность, жестокость, унижение, убийства и грабеж в мире.

71. Те, кто не считается с внутренней частью Торы (Каббалой), своими действиями приводят к усилению внешней части мира относительно внутренней его части.

Внешняя часть народов мира вызывают разрушения, подавляет добрую часть народов мира. В таком поколении все разрушители народов мира поднимают голову и желают уничтожения сынов Израиля, как сказано в Талмуде: "Все страдания приходят в мир только для Израиля", потому что, как сказано в "Тикуней Зоар": они (не занимающиеся Каббалой, вместо сухой Торы), вызывают этим голод, бедность, жестокость, унижение, убийства и грабеж во всем мире.

Но если каждый из нас примет на себя обязанность, возвеличить Каббалу, и предоставить ей достойное место, в соответствии с ее истинной значимостью, по отношению к внешней части Торы - тогда проявится внутренняя духовная сила во всем народе Израиля, и внутренняя часть народов мира усилятся над разрушителями мира, и исполнится сказанное: "И возьмут народы Израиль, и приведут их в место их, а дом Израиля примет все народы их в наследие на земле Творца".

И исполнится предсказание книги Зоар: "Силой этой книги выйдут из неволи милостью Творца".

Душа человека учит его

s_ochkami_100_wp.gif Вопрос: Вы пишете, что женщины должны вылить там свое желание к высшему и надежду – на мужчин, чтобы передать им свое стремление. Разве не вы учили, что прилепиться надо только к Творцу и надеяться только на него? А ведь в минуту слабости я пыталась обратиться к Вам и страдала, когда отдаляли меня - но как я благодарна вам сейчас, что не превратилась в бабу - ведь это было бы так легко, в силу природы. А сила - только в Творце и отрыв от животного только в Нем!

 

 

Ответ: Мы учимся от наших Учителей: Авраама, Моше, Рашби, Ари, Бааль Сулама, Рабаша. Смотрите, что сказано о стоянии под горой Синай, где сказано о заслугах женщин в Торе, Талмуде, Мидрашим. Мы берем пример из нашей жизни, из устройства семьи, естественной, природной ячейки.

 

В итоге, мы видим, что женщина вносит в мужчину свое желание, обязывает его, и он зарабатывает для ее и детей – так же и в духовном. Т.е. через помощь мужчинам, обязать их вызвать высший свет, который принесет исправление всем. Хава всего лишь часть Адама. Она содержит в себе основное желание мира. Но сама не в состоянии вызвать на себя свет исправления.

 

Это мы изучаем в Эц Хаим, в ТЭС, в сочетании работы ЗО»Н (М и Ж частей) мира Ацилут. Многое нам неясно, мы ведь движемся не естественным, природным, запрограммированным путем БИТО, а вызывая ускорение движения к цели АХИШЕНА, поэтому многое о нас не описано, но «Душа человека учит его на путях его».

 

 

Исправление только высшим светом

chitaya_laitmana_100_wp.gif Вопрос: Изучение Торы – ради исправления, это так, возражений нет. Вопрос в другом. В результате грехопадения человек пал на животный уровень, по сути стал разумным зверем. Вы ж сами пишите – он действует из желания получить удовольствие, это – уровень зверя. В падшем человеке действуют инстинкты зверя, мотивация зверя – получить удовольствие. Вопрос – достаточно лишь изучать Тору, чтобы превратиться из зверя в человека?

Ответ: Рамбан,  в комментарии на книгу «Ецира» (гл.1, м.7), объясняет, что одной мыслью создано все творение. И эта одна мысль – причина, и действие, и ожидаемое вознаграждение, и суть всех усилий. Т.е. один высший свет творит все - творение, и миры, и условия для существования этого творения, условия для свободы выбора, и получение вознаграждения или наказания за реализацию возможности, и включает в себя все будущее состояние. (ТЭС ч.1. Внутреннее созерцание). 
Бааль Сулам объясняет, что хотя существуют три состояния относительно нас, нашего восприятия, но на самом деле существует только одно совершенное состояние, мгновенно созданное мыслью Творца, и мы, совершенные, в нем: 
Отсюда обязательно следуют 3 состояния в душах. Состояние 1 - это состояние в мире Бесконечности в замысле творения, где души уже имеют будущий вид Конца исправления. Состояние 2 - это состояние 6000 лет, когда с помощью двух систем разделяется душа на 2 части, и дана работа исправления, обратить желание получать в желание отдавать. И пока находятся в этом состоянии, исправляются только часть души Г"Э, а не ее желания, АХА"П, т.е. нужно вывести из себя все желание получать для себя, и остаться только с желанием отдавать, Г"Э. И даже души праведников не смогут находиться в раю, уровне отдачи, бине, после смерти эгоистических желаний, а только после разложения их и исправления. Состояние 3 - это Конец исправления душ после "воскрешения мертвых" желаний, когда происходит их полное исправление на получение ради отдачи, поскольку получение ради себя, являющееся их изначальным свойством, становится противоположным и обретает форму "чистой" отдачи, став достойным получить все благо, наслаждение и нежность, заключенные в замысле творения. И вместе с тем удостоятся полного слияния, вследствие подобия свойствам Творца, потому как наслаждаются не от своего желания получить, а от своего желания отдать, насладить Творца, ведь Он получает наслаждение от того, что получают от Него.
 

Т.е. все уже существует, сомнения есть только у недостигшего еще. Но это - вопрос времени и усилий. А все устроено "под вас".

Что значит "по прямой" в каббале

kacheli_100_wp.jpg Да пустое, объясните мне лучше вот это место  а то я затупил

34) Что такое прямой – яшар? (ч.2, гл.1, Ор пними, п.5)

Когда высший свет спускается в келим, в которых имеется авиют стадии далет, что означает стремление, т.е. притягивают его со стремлением, считается, что свет спускается бэ ешер (по прямой), т.е. в точном соответствии с мерой авиюта и стремления в ней. Подобно тяжелой вещи, падающей на землю с высоты, которая падает точно по прямой линии сверху вниз с большой скоростью по причине силы притяжения земли, которая действует на него, а если на землю падает легкая вещь, на которую не действует сила притяжения, то она витает в воздухе медленно (ее путь «закругляется»), пока не ляжет на землю.

Это что за пример про тяжелую вещь, на которую сильнее действует сила притяжения чем на легкую? Это Ашлаг был не в курсе , что ускорениее свободного падения не зависит от массы, или я не понял?

Объясняю: Притяжение света в духовном происходит внутри кли, поскольку вообще пустого пространства нет. Пространство - это желание. В нем есть 5 стадий, от 0 до 4, стадии величины желания. Отличие стадий друг от друга - не только в величине желания, количественное, а качественное, в ощущении, осознании желания и света. Поэтому свет стадиями 0-1-2-3 притягивается "не по прямой", - еще непонятно кли "что это такое" и "для чего", поэтому свет для желаний 0-3 еще ощущается как легкая вещь, а вот 4-я стадия ощущает свет как желаемое ею наслаждение, ощущает Источник света, поэтому и желает его ПРЯМО, в себя, и поэтому он нисходит к ней "ба ёшер", по прямой.
ПанЯл?

Разочарование...

wp_smotrya_vniz.jpg Ваша главная проблема - Вы не знаете, как заинтересовать молодежь. Ваша главная проблема - Вы не знаете, как заинтересовать молодежь.

Я совершенно не тревожусь сколько людей будут заинтересованы Каббалой, начнут интересоваться или даже заниматься. Я не веду списка учеников и пр, мне неважно сколько человек приходит и сколько уходит - можете удостовериться у моих учеников! Каббала - только для тех, кто понимает сердцем, что иного существования, как только в постижении Творца, - НЕТ !  Такое желание не купишь в аптеке, как говорил Рабаш. Оно дается свыше. И тогда человека не надо заинтересовывать. Я продолжаю дело Рабаша и поступаю как Он. Он говорил, мой магазин должен быть постоянно открыт, а кто придет - кого Творец пошлет, чтобы привести к Себе.

Найдите тех, кто споет хорошо, организуйте запись. Или М.Л. должен сам сочинить, спеть и еще профинансировать процесс?
Дело не в хорошем пении, слова исходящие из сердца надо слушать сердцем, а не ухом. Это похоже, как в притче о Луне... Финансы не помогут. Сколько надо - будет. Больше - мешает работать. Коллектив сделает распространение. Ждем не всех, а только с точкой в сердце!

...Эти звуки - ...с полным отстутвием чего-то духовного по сути
Видно у меня с вами разные понимания, что значит духовное. Вы наверное знаете это лучше меня. Когда начнет нравиться, отметьте, что сделали шаг вперед. Если вы слышали, духовное постигается сближением с учителем. Если вы желаете что-то от меня получить, понять меня, должны стараться, чтобы то, что нравиться мне, нравилось вам. См. БС "Статья в окончание книги Зоар". 

Вы продолжаете дело своего учителя, ваша группа названа Бней Барух (дети Баруха). Значит, где то на духовном уровне, Ваш учитель попрежнему рядом с Вами. Но тогда почему все таки, Вам было тяжело когда учитель покинул наш материальный мир, и почему Вы не раз говорили что не смогли найти каббалиста его уровня. Значит ли это что Вам все таки нужен такой Человек и в этом мире?
Я бы желал сегодня нашему миру не только ту духовную поддержку, которую он получает от великих душ свыше, но и физическое их присутствие. Полное присутствие, в обоих мирах, - эффективно для нашего исправления. Именно поэтому, в наше время исправления мира, - мы одни. Мне лично? - у меня есть все необходимое, спасибо.  

Случайно произошла встреча с моими идейными противниками.

Спрашивают: Когда, наконец, ты прекратишь свое распространение?

Отвечаю, вопросом: Скажите, в чем я неправ, что неверно говорю. Я только раскрываю систему исправления Бааль Сулама и Рабаша. В чем же вы со мной не согласны?

Последовал ответ: А мы и с ними не были согласны!

Отвечаю: В таком случае, знайте, распространение не прекратиться никогда!

(ведь этим я раскрываю дело своих Учителей!)

 

Меня мои противники ненавидят, потому что боятся (и знают где-то внутри), что их дети уже будут учиться по книгам Бааль Сулама.     

Много о всяком - 1

smech_ot_dushi_100_wp.gifПосмотри вверх!

 

 Hочь. Hа yлице стоят два человека.
- Чемy вы yлыбаетесь? - спpашивает один дpyгого.
- Да вот, любyюсь Лyной.
- Чем любyетесь?
- Лyной, - человек показывает на Лyнy пальцем, но его собеседник даже не
поднимает головы.
- Какой Лyной? - спpашивает он.
- Да вот же она, - yдивляется человек, - пpямо пеpед вами, желтая такая.
- Желтая?! О Боже. Hадо комy-нибyдь pассказать

Чеpез полчаса вокpyг человека собиpается толпа.
- Учитель, pасскажи нам о Лyне, - pобко пpосит делегат от толпы.
- Чего тyт pассказывать? - гоpячится человек. - Поднимите головы
и все yвидите сами.
Кто-то, не отpывая от человека пpеданных глаз, тоpопливо пишет в своем
блокноте: "Стоит лишь поднять головy - и взоpy откpоется Лyна, желтый кpyг
на фоне чеpного неба..."
- Ты чего это пишешь? - настоpоженно спpашивает человек.
- Кто-то должен сохpанить yчение для потомков, а если не я, то кто?
- Какое yчение?! ПРОСТО ПОДНИМИ ГОЛОВУ!!!

- "Поднять головy - не сложно, а пpосто..." - вновь начинает стpочИть новоявленный, но человек бьет его кyлаком в подбоpодок и пеpед глазами пишyщего мелькает желтое пятно.
- Что это было, Учитель?
- Лyна!
- Боже, я yвидел Лyнy. Я yвидел Лyнy!! Лyнy!!!
- Он yвидел Лyнy! - волнyется толпа и начинает водить вокpyг потиpающего
подбоpодок лyновидца хоpовод.
Человек, междy тем, машет на все это дело pyкой и yходит пpочь, любyясь
полнолyнием.
Чеpез две тысячи лет кто-то читает лyнное откровение и тяжело вздыхает:
- В те вpемена Учитель был pядом и всегда мог дать тебе по зyбам в нyжный момент. Hекотоpые, пpавда, yтвеpждают, что одной книги достаточно, и что они собственными глазами видят Лyнy каждyю ночь, но комy можно веpить в наше вpемя? А, может, сказки все это...

 

 

Роль женщины
Что такое реальность?
Общение с душами

Развитие желания и разума


 

Посмотри на небо, там найдешь ответ


v_nebe_100_wp.gifЭту песню создали мои ученики из России.  

Перевод припева с иврита: "Благодарю Тебя за спасение моей души от смерти, глаза - от слез, ноги - от неверных дорог" (Псалм).

icon for podpress  Рэп "Посмотри на небо, там найдешь ответ": Открыть | Скачать
 

Берримор воспринимает реальность!

kotelok_i_perchatki_100_wp.gifАнекдот:  

- Скажите, Берримор, в вашем экземпляре газеты тоже есть статья про

восприятие реальности?   

- Да, сэр.  

- Странно. Мне кажется, она написана специально для меня.
Пояснение: Каждый получает газету (ощущает этот мир). У каждого одни и те же статьи (те же органы восприятия). Но каждый воспринимает статьи газеты (картину мира и происходящее) в мере своего понимание замысла автора статьи (Творца, Его изначального плана и цели). Восприятие каждым того, что он воспринимает, сравнить с другими невозможно (человек все вопринимает внутри СВОИХ желаний). Потому что все 613 желаний души каждого, в своем размере каждого желания и в соединении между собой, строго индивидуальны. Если бы они совпали в разных людях, то два человека (две души) стали бы одним человеком (одной душой). Что бы их отличало друг от друга? 
Сэр прав! 

Тайные записи каббалистов

problema-1_100_wp.gifСвой мир раскрой в этой жизни! (Entry Link)

Вопрос: Интересное совпадение опять. Цитата: "8. Одной мыслью Творца создано все творение. И эта мысль включает в себя ВСЕ...". - Совсем недавно я поднимал тему в своем блоге и философском сообществе mail.ru о глубоком заблуждении в библейском изречении о том, что "Сначала было слово". Я подумал, что, ведь слову предшествует мысль...! А мысль как известно материальна. И получается, что "Сначала была мысль!". Интересно, что раньше я никогда не думал об этом. И тут, вдруг раз! Вновь, на Вашей же страничке (это уже второй раз) я получаю подтверждение своей догадки.

Но ведь возникает вопрос: "А что было перед мыслью?" Есть ли у вас какие-либо предположения, или возможно об этом написано уже где-либо?

В Каббале об этом почти ничего не написано, потому что эта мысль:
1. раньше появления желания "из ничего"
2. каббалисты не пишут и не могу описать земными символами (буквами и пр.) даже относящееся к Мысли, к замыслу творения, к ГАР (первым 3-х сфиротам кетер хохма бина) - тайнам Торы, потому что их связи и законы выше наших свойств и  символов (букв), которыми мы их выражаем и даже в себе оперируем в мысли.
3. отчасти все же есть некоторые отрывочные данные в "мегилат старим" (скрытых раскрытиях) - набросках каббалистов, где они представляют  своими особыми обозначениями то, что вообще-то никак обозначить уже нельзя...

Совет: - постигайте сами! На первой же ступени духовного раскрытия, Вы убедитесь, что все, что представляли себе ранее, - совершенно не совпадает с истинной духовной картиной.

Как говорить с душами ?

43_100_wp.gifВопрос:  Аврам (основоположник Каббалы, жрец из Вавилона), видимо, достиг раскрытия мысли Творца. 

Где сейчас его душа ? Может ли г-н Лайтман передать ей привет (или испросить совет)?

 

Ответ: Творцом создано только одно единственное существующее состояние - мир бесконечности, в котором все мы находимся, как одно целое желание отдавать и любить, полностью наполненное светом, в полном слиянии с Творцом, вечные и совершенные, такие как Он.
Чтобы ощутить это единственно существующее совершенное, вечное состояние в его полной мощи, - оно от нас скрыто тем, что наше совершенное желание любить и отдавать, изменено на ему противоположное - желание получать себе, любить только себя. Ощущение через такое желание называется этот, наш мир.
Эти два состояния как бы "наложены друг на друга" - совершенное внутри, а ощущаемое нами - снаружи. 
Каббала - методика изменения нашего желания с внешнего на внутреннее. Вся история: нисхождение от совершенства к нашему миру, история нашего мира, будущее возвращение - есть лишь изменение желания, в котором мы ощущаем себя и окружающее. Изменения эти - только для того, чтобы полностью проявилась разница между двумя состояниями желания: "ради себя" от "ради других".
Если человек исправляет свое желание, он, в мере исправления, включается в исправленное (внутреннее) состояние, входит в мире бесконечности. Ступени сближения от нашего мира к миру бесконечности, называются мирами А"К и АБЕ"А. В мере сближения со своим исправленным состоянием, человек начинает ощущать свою непосредственную связь с остальными желаниями, душами - сливаться с ними в одно целое, ощущать всех, как единый организм.
Хотите общаться с другими душами - пожалуйста !

Разум - обретается рядом с желаниями

myslitel_profil_100_wp.gifРазум развивается только для обслуживания желания. - Разум человека развивается для того, чтобы человек мог служить проводником воли Бога в материальный мир, воплощая Его творческие задумки в конкретные материальные формы, а не для обслуживания желаний, для обслуживания желаний и того разума, что у моих котов, достаточно! Если каббалистам это неизвестно – какой тогда вообще смысл в каббале?

Ответ: Вы, уважаемый, зря вот так все рубите шашкой. Есть ведь разум еще и у других. Недурно бы и поучиться. 
Вся природа - есть не более и не менее, как желание насладиться (это не мои мысли, так что не восставайте против меня). Но само желание несовершенно, потому что оно не знает как, каким путем себя наполнить. Поэтому рядом с желанием, от недостатка наполнения, начинает развиваться разум, чтобы достичь желаемого. Как говориться, голодный лучше соображает. Поэтому, вся наша природы состоит из 1. желания и 2. разума, как это желание реализовать.
Предисловие к книге Зоар п.21-22:
...А как сказано: весь материал нового творения, как духовных, так и материальных объектов, представляет собой не более и не менее, как желание получать. И все отличие одной сути от другой, которое мы только можем выявить – не что иное, как отличие в их желаниях получать, которые порождают в каждой сути ее потребности, которые в свою очередь порождают мысли и знания в таком размере, который необходим для удовлетворения этих потребностей, обязанных своим возникновением желанию получать. И насколько различаются у людей желания получать, настолько различаются их мысли и знания.
Например, у тех, чье желание получать ограничено только животными наслаждениями, потребности, мысли и разум направлены лишь на наполнение этого желания во всей его животной полноте. И, несмотря на то, что для этого используют разум и знания человека (ведь время им быть взрослыми), разум этот, как разум животного, поскольку находится он в рабстве у животного желания и служит лишь ему.
А те, чье желание получать требует, в основном, человеческих наслаждений – таких, как почести и власть над другими, чего нет у животного типа, - их основные потребности, мысли и знания направлены только на то, чтобы наполнить это их желание, как только возможно. А те, чье желание получать требует в основном знаний, - их основные потребности, мысли и знания - лишь для того, чтобы целиком наполнить это желание.
И эти 3 вида желаний преобладают в любом человеке, лишь сочетаются в каждом в разных пропорциях. Отсюда и все отличия людей друг от друга. А по материальным свойствам можно провести аналогию свойствам духовным, согласно их духовной величине.
Каббалистам это, и еще многое другое, известно, а теперь известно и вам. Вот и научились! Пойдем дальше?!


Рамбам: изучение Торы - ради исправления!

s-povorotom_100_wp.jpgНиже приводится отрывок из трудов Рамбама. Бааль Сулам ссылается на него. Поэтому, желающему понять Бааль Сулама, иначе говоря, современную Каббалу, необходимо в какой-то мере изучить труды Рамбама в оригинале. 

Рамбам. Изучение Торы ради нее самой. 
(
Предисловие к первой мишне десятой главы трактата Санэдрин)

Вы, изучающие эти строки, должны уяснить пример, который я собираюсь привести, и тогда вы поймете мое мнение по этому вопросу. Представьте маленького мальчика, которого приводят к учителю, чтобы тот обучал его Торе. Разумеется, для мальчика в этом заключается огромная польза, ибо благодаря учению он может достигнуть совершенства. 
Однако в силу юного возраста и неразвитости мышления ребенок не в состоянии постичь самоценность учебы или представить себе состояние совершенства, которого он может достигнуть благодаря изучению Торы. И потому его наставник, находящийся на гораздо более высокой ступени развития, чем юный ученик, должен привлечь ребенка к учению, обещая ему то, что тот любит. Например, учитель может сказать ему: «Если будешь хорошо учиться, то получишь орехи или инжир».

Получив такое обещание, мальчик будет старательно учиться – не ради самого учения, ценности которого он не сознает, а ради сладостей. Сладости доставляют ему несравненно большее наслаждение, чек изучение Торы. Учение представляется ему нудным и тяжелым трудом, к которому он вынуждает себя, чтобы добиться вожделенной цели – ореха или конфеты.

 По мере того как ребенок растет и его разум развивается, то, что прельщало его прежде, становится в его глазах несущественным. … Теперь учитель должен прельстить его иными наградами, обещая ему за успехи в учебе, скажем пару новых ботинок или красивое платье. И ученик снова будет прилежен в занятиях – опять же не ради самого учения, но чтобы получить одежду, которая в его глазах дороже мудрости Торы. Эта одежда для него и есть главная цель, ради которой он учится.

Достигнув еще большей умственной зрелости, ученик отвергает и эти блага как малозначительные. Теперь следует чем-то иным возбудить в нем желание учиться. Учитель может сказать ему: «Если ты выучишь эту главу или этот отрывок, я дам тебе один или два динара». И он снова погрузится в учение, чтобы получить деньги. Деньги для него - большая драгоценность, чем учение, ибо учится он с целью получить обещанные монеты.

Когда он сможет еще глубже разбираться [в системе ценностей], деньги также потеряют ценность в его глазах, и он осознает ничтожность [того, к чему стремился ранее]. Теперь задача учителя найти более важные стимулы для учебы воспитанника. Тогда учитель может сказать ему: «Если ты успешно завершишь свои занятия, то станешь раввином или судьей; люди будут почитать тебя, вставать перед тобой, слушаться твоих повелений. Имя твое прославится и при жизни твоей и после смерти, как имя того-то и того-то». И ученик снова будет трудиться над Торой, на этот раз для того, чтобы добиться высокого положения. Теперь его главной целью стало достижение всеобщего почитания и славы, восхождение на пьедестал. 

Несмотря на то, что описанный подход достоин порицания, все же человеку при изучении Торы в силу слабости его разума иногда допустимо ставить себе окончательную цель, отличную от постижения мудрости. Ибо человек говорит себе: «Для чего мне учиться, если не ради того, что воистину иллюзия?». Такое отношение [к Торе и заповедям] мудрецы называют шело лишма - «не во имя ее самой» [Брахот, 17а], имея ввиду те случаи, когда человек исполняет заповеди, изучает и старается [постичь Тору] не как самоцель, а ради чего-то другого. 
Мудрецы предостерегают от такого подхода следующими словами: «Не возлагай на себя корону [знатока Торы], чтобы возвыситься с помощью этого, и пусть [знание Торы] не станет [для тебя источником дохода, как] мотыга для землекопа» [Авот, 4:5]. Они намекают на то, что я сейчас сказал вам, - именно, что главной целью постижения мудрости не должны быть почести или богатство. Не следует превращать Закон в орудие для добывания материальных благ. Единственно целью [изучения] мудрости должно быть познание: к истине должно стремиться исключительно ради ее постижения. Заповеди – это и есть истина, их цель – в них самих, в исполнении предписанного.

Человек с цельной натурой не должен спрашивать: «Какую награду я получу, совершая добрые дела и отдаляясь от тех зол, от которых предостерег Всевышний?». Это больше похоже на отношение к учебе ребенка, спрашивающего: «Что я получу, если буду учиться?», на что учитель отвечает: «Я дам тебе то-то и то-то». Имея дело с человеком умственно незрелым, неспособным оценить всё величие Торы и ищущим средство достижения благ в том, что является самоцелью, мы должны ответить ему на его уровне, как говорится – «Отвечай глупцу соответственно его глупости» [Мишлей, 26:5]

 Мудрецы предостерегают нас и от таких мыслей [ожидания награды с Небес наряду с превращением Торы в источник пропитания]. Иначе говоря, целью служения [Всевышнему] и исполнения заповедей не должно быть что-либо [кроме самого служения]. Это имел в виду Антигнос из Сохо – благочестивый человек, достигший совершенства и понимавший суть вещей, - говоря: «Служите Всевышнему не как те рабы, что угождают хозяину в надежде на вознаграждение, а как те рабы, которые работают на него бескорыстно» [Авот, 1:3]. 
Иными словами, верить в истину стоит только ради самой истины. Мудрецы называют соответствующего такому идеалу [человека] «служащим из любви» [Сота, 27б] и относят к нему стих: «Счастлив человек, боящийся Б-га, [счастлив] тот, кому очень дороги заповеди его» [Теилим, 112:1]. Раби Эльазар поясняет этот стих так: «Сами заповеди, но не награда за выполнение их» [Авода зара, 19а]. Все это предельно ясно и убедительно доказывает истинность сказанного нами выше.

 А вот еще более убедительное доказательство из Сифрей: «Ты можешь сказать: «Я буду изучать Тору, чтобы стать богатым, или чтобы называться раби, или чтобы заслужить награду в мире грядущем»; но учит тебя сказанное: «И вот, если послушаетесь заповедей Моих… чтобы любили вы Б-га, Всесильного вашего» [Дварим, 11:13]. Что бы ты ни делал, делай это только из любви к Б-гу» [Сифрей, Дварим, 11:13]

 Этот вопрос [о служении Всевышнему из любви] был уже достаточно освещен [нами], и не подлежит сомнению, что к этой цели направляет нас [Тора] - такова одна из основ мировоззрения, которого придерживаются наши мудрецы. Только неразумный человек, движимый примитивными представлениями, может оставить этот факт без внимания. В том и заключалось величие нашего отца Авраама, что он служил Всевышнему из любви, и его пример должен вдохновлять нас.

 Однако мудрецы знали, как неимоверно трудно принять эту идею [служения во имя служения], и понимали, что далеко не всякий может постичь ее. Даже тот, кто способен ее понять, не сразу согласиться с ней и тем более не сразу примет ее за истину. Ибо человек в силу своей природы делает что-либо лишь ради извлечения пользы, или хотя бы для того, чтобы избежать ущерба; в противном случае действие не имеет в его глазах смысла. И как можно сказать знатоку Торы: «Соверши что-либо или воздержись от чего-либо, но не из страха перед наказанием от Б-га, и не надеясь на награду». Такой путь необычайно сложен, ибо далеко не каждый может постичь эту истину и быть подобным нашему праотцу Аврааму.

По этой причине мудрецы позволили людям оставаться при своих убеждениях, выполнять заповеди в ожидании награды и воздерживаться от грехов из страха перед наказанием. Мудрецы даже поощряют [такие мотивы] и укрепляют в людях желание [следовать таким путем] до тех пор, пока человек, [способный постичь истину], постигнет ее и пойдет по пути совершенства. Иными словами, они применяют тот же подход, что и к ребенку в процессе его обучения, о чем говорилось выше.

 [Более того:] мудрецы отнеслись с порицанием к Антигносу из Сохо за то, что он распространял среди простого народа [идеи бескорыстного служения Всевышнему]. Они упрекнули его словами: «Мудрецы, будьте осторожны в своих высказываниях!» [Авот, 1:11], как мы объясним в [комментарии к трактату] Авот.

Нельзя утверждать, что простонародье ничего не достигает, выполняя заповеди из страха перед наказанием или в ожидании награды. Разумеется, такой подход далек от совершенства, но он полезен для них, ибо благодаря этому люди приобретают навык жизни по Торе. [Рано или поздно] и они придут к истине и станут служить Творцу только из любви. Именно это имели в виду мудрецы, говоря: «Пусть человек при любых обстоятельствах занимается Торой, даже ради корыстных целей, ибо, творя добро из корыстных целей, он придет к возвышенным» [Псахим, 50б].

 (РАМБАМ. Сборник трудов. Пер. с иврита р. Н.З. Рапопорт и П. Гиль, «Шамир» Иерусалим 2004)

Страница 4 550 из 4 558« Первая...4 5484 5494 5504 5514 552...Последняя »