Ответы на вопросы, 29.12.2010

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос с английского блога: На конгрессе мы обнаружили стену, разделяющую нас. Думаю, что этого бы не случилось, не будь там такой массы народа. Мне кажется, я стала немного чувствовать желания других. Как достичь той же интенсивности в повседневной жизни? Как поглотить духовные желания окружения?

Ответ: Очень хороший вопрос – как поглотить.

Поглотить и желания единомышленников, окружения, а затем и весь мир, все желания малхут бесконечности можно, только если есть соответствующий "голод", который должен быть равен, а если точнее, даже немного больше, чем то, что он хочет поглотить. Такой голод дает только любовь.

Творец может создавать миры, присутствовать в каждой "мелочи" не потому, что Он "большой", а потому что Его свойство – отдача, любовь.

Методика каббалы – это, практически, методика развития такого голода, создания и развития любви, все ее части – и совместное постижение текстов каббалистов, и организация жизни группы, и распространение знания о науке любви, каббале, всем частичкам общей души человечества.


Вопрос с английского блога: Моя собака больна раком легких, и в это воскресенье я собираюсь ее усыпить. Я не могу видеть, как она мучается и, вместе с тем, никак не могу смириться с ее усыплением. Галаха говорит, что нельзя мучить животных. А что там говорится об убийстве животных? Допустимо ли это? Если нет, то почему разрешается есть мясо животных?

Если можно, ответьте мне до воскресенья.

Ответ: Можно и нужно усыплять страдающих животных


Вопрос с английского блога: Что значит "прикладывать каждый день новые усилия"? Что я должен добавлять качественно новое относительно цели в процессе ежедневных занятий?

Ответ: Ежедневные усилия, – каждый день, а затем – с уплотнением "графика" внутренней работы, и каждый час, минуту, – это усилия, чтобы видеть других, группу, товарищей совершенными и исправленными, – что все они уже слиты в единое кли, душу Адам Ришона, и свет Творца уже наполнил это кли.

Это видение – оно и есть главное усилие, оно как бы ядро духовного роста, и действия способности к такому внутреннему видению являются и силой, развивающей и поднимающей человека по духовным ступеням, и показателем, причем, очень точным, своего духовного состояния. Со стороны действия в него включено все элементы: и так называемая "отмена себя", и возвеличивание важности цели, и устройство внутренней жизни с направленностью на цель. А со стороны необходимой для любой системы обратной отрицательной связи лучшего, более чуткого датчика состояния, направленности на Творца и представить невозможно. Как работает это в ощущениях человека, описано в статье Бааль Сулама "Скрытие и раскрытие Творца".


Вопрос с английского блога: Я новичок, и мне трудно оценить свои возможности. С одной стороны, мне кажется, что я достиг какого-то духовного уровня. С другой стороны, я не могу понять, прошел ли я состояние Цимцум Алеф? Согласно Вашим объяснениям, это событие довольно тяжелое и бывает только раз в жизни. Если бы такое произошло, я бы не забыл. Значит, либо я переоцениваю себя, и все еще живу в этом мире, либо я не понимаю, что такое Цимцум Алеф. Должны же быть какие-то средства, чтобы оценить свой прошлый опыт и текущее состояние? Кроме того, я мог неправильно истолковать каббалистические тексты. Не могли бы Вы дать ключ к разгадке?

Ответ: Цимцум Алеф, первое сокращение – это состояние, когда желание перестает быть кли, инструментом получения наслаждения, точкой контакта с действительностью.

Вместо него этой единственной точкой, дающей контакт с реальностью, становится желание того, кто вовне – Творца.

Это обеспечивает то, что мы называем "экран" – неприятие своих желаний, даже самых высоких, желаний к Творцу, как критерия жизни – жив я или нет, неприятие ни Творца, ни Его света как простых наполнителей моего желания, а также "отраженный свет" – Его свойство – отдача, любовь, – которое я обращаю на окружающее, на Него.

О средстве оценки. Если тех, кто в группе, кто со мной на пути к цели, вижу как тела, характеры, и оцениваю, что это и есть товарищи того, что ощущаю как свое "я", значит, я еще только в отправной точке, еще только собираюсь в путь, потому что такую картину дают мне мои желания. Если я начинаю ощущать, что совершенство единения их душ уже наполнено светом Творца, а я все еще вижу мир и их через свои желания, но и в том и в другом уже начинаю ощущать действие, волю Творца и уже желаю подчиниться ей, чтобы пропитаться ею и видеть все в Его свете, а не в свете своих желаний – это уже путь к созданию экрана и поднятию отраженного света.

Успехов!


Вопрос с английского блога: Если человек, находясь в группе, не участвует в каких-то физических действиях, то через некоторое время чувствует, как отдаляется от главной цели и "застывает". У него появляется чувство вины и пробуждается непреодолимое желание сделать что-то.

Проблема в том, что как только он начинает выполнять какую-то работу, чувство вины, стремление к цели, а также ощущение недостатка связи с товарищами исчезают. Приходят мысли: "А зачем это мне? Какой прок от моей работы для меня и моих товарищей?" И этим циклам нет конца.

Приводит ли смена таких состояний к продвижению?

Ответ: Движение – это вообще ведь не перемещение в пространстве; смена состояний – это и есть движение.

В общем, чтобы развивать описанную Вами схему в нужном направлении, чтобы движение было с ускорением, без вынужденных остановок, нужно понять, что первое состояние из двух, описанных Вами, можно и нужно проживать не "физически", а в ощущениях, в более тонко настроенной системе самооценки.

Нужно растить в себе такую систему, тогда, даже принимая самое деятельное участие во всем, я могу оценить, что сейчас занимаюсь только физическими действиями. То есть о цели речь уже не идет, я "застыл". И это – в самый разгар бурной деятельности.

Благодаря этой системе я учусь ощущать внешнее и внутреннее, и в каждом из них – множество оттенков внешнего и внутреннего.

Тогда, так же, как военный самолет дальнего действия получает заправку от самолета-заправщика прямо в полете, так и я, чтобы заправиться энергией для стремления к цели, не должен "садиться на землю", отдаляться физически от группы, застывать. Энергию я получаю тут же. Кроме того, и самое главное, я начинаю видеть, что в моем дальнем полете рядом со мной постоянно летят "самолеты-заправщики" – товарищи. Это мне даст самое главное умение – не только заправляться от них "на лету", но стать для них источником, проводником высшей энергии.

Ну а второе состояние – это уже готовое средство для продвижения. В статье Рабаша, которую мы недавно изучали, подобные вопросы и сомнения сравниваются с фитилем в светильнике: так же, как без фитиля не будет гореть масло, так же и без подобных сомнений я не смогу создать канал, по которому буду получать свет от группы, от Творца.


Вопрос с английского блога: Где находится точка свободы выбора: до или после входа в духовный мир? Не понимаю, как можно выбрать правильное окружение, если нами управляют наши желания? Выходит, что свободы выбора нет вообще?

Ответ: Принцип выбора мы изучали: Творец кладет руку человека на добрую долю и говорит: "Выбери это". Звучит как противоречие, – ведь добрая доля уже в руках, что же здесь выбирать, но на практике мы знаем, насколько трудно и невозможно выбрать именно в этом случае. Потому что "добрая доля", уготованная мне Творцом, и я, ощущающий себя в каждый момент отдельно от нее, – это как две частички, которых их заряды отталкивают друг от друга, и соединиться им практически невозможно.

Выбор может быть, только когда я владею своим "я – для Творца", и "доброй долей" – Его светом, через экран и отраженный свет. То есть, после выхода в духовный мир. Тогда я могу приближать и удалять их, могу держать их на таком расстоянии, чтобы, как при сварке, не "залипали" эгоистически, и не отрывались друг от друга, а так, чтобы между ними была постоянная "вольтова дуга" – Его свет, наполняющий единую душу творения. До входа в духовный мир я создаю для себя модели единой души – группу, себя, света. Без этих моделей, как без сосудов, не будет будущей работы.

Выбор правильного окружения: добрая доля – группа как проявление единой души, уже "у меня в руке", уже дана мне Творцом, поэтому выбор здесь в постоянной "наводке резкости", чтобы видеть это. Как говорит Бааль Сулам, от человека требуется только "обращать внимание". Интересно, что на языке каббалы это "ласим лев" – буквально "положить сердце". Постоянная работа – вынимать из себя свое сердце, то есть самое дорогое – свое "я", и класть его, отдавать в "добрую долю", в Того, кто ее дал, – это и есть выбор.


Вопрос с английского блога: Если при выборе окружения я руководствуюсь решениями своего эгоизма, то где здесь свобода воли?

Ответ: Нужно понять, что такое эгоизм. Вначале мы принимаем за эгоизм совокупность наших земных желаний. Думаем: ведь все они – ради себя, значит это и есть эгоизм.

Затем начинаем понимать, что желания – это не более чем материал, а эгоизм – это и есть то самое, пока неуловимое "ради себя", которое руководит нашим материалом.

Затем, постепенно получая из учебы, групповой работы, подсветку в темноту нашей внутренней конструкции, мы начинаем видеть, что это самое "ради себя" пользовалось нашими земными желаниями, как говорится, "на безрыбье", что на самом деле оно намного больше, настолько, что направляет нас сейчас уже на приобретение высшего мира, где оно "ради себя" сможет получать несравнимо большие наслаждения.

И здесь нам дается понятие о группе, как о механизме подъема в то самое волшебное пространство с огромными наслаждениями. Эгоизм тут же, естественно, выхватывает этот инструмент, группу, из наших рук, – он ведь сильнее нас, это он хочет в то пространство, мы для него – пока всего лишь его жалкий носитель.

До этого момента Вы правы, нами руководит эгоизм.

Но, взяв себе на вооружение группу, он взял волшебный предмет, который его превратит его из моего хозяина в моего слугу. Дело в том, что и учеба в группе, и само окружение – это проводник той силы, которая создала сам эгоизм. Вот оказывается, что он взял в руки. И постепенно, послушно выполняя все, что сказано о методике учебы, о методике работы в группе (получить свет ведь хочется), он постепенно становится послушным тягловым животным, которое везет меня на себе в нужном направлении. Ведь сам не понимая, он стремится к тому, что первично по отношению к нему.

Выбор окружения – это постоянно помнить, что окружение, группа – единственная возможность для меня стать хозяином в своем "доме".


Вопрос с английского блога: Уважаемый Рав, Вы говорите, что "страх перед Творцом" означает "получение ради отдачи". Разве возвращение из страха и есть сам страх? Допустим, что у кого-то возникли большие проблемы, потому что он прегрешил перед Богом. Затем он осознает, что эти проблемы посланы ему в наказание, и боится быть наказанным снова. Думаю, что это можно рассматривать как "страх перед Творцом"?

Если "страх перед Творцом" означает "получение ради отдачи", то что же тогда "любовь к Творцу" и "возвращение из любви"?

Ответ: В каббале "прегрешение", "наказание", "страх" имеют совсем иное значение.

Страх перед Творцом – это не страх получить наказание от кого-то вне меня. Это – боязнь упустить, не сделать что-то для Него. А что человек может сделать для Творца? Что, собственно, нужно Творцу? Каббалисты говорят, что все сущее создано желанием Творца насладить творения. То есть, Творцу нужно кли, сосуд, который Он мог бы наполнить своим светом, самим Собой.

Подняться до уровня "страх перед Творцом" означает обладать свойством самого Творца, отдачей, любовью, когда сама мысль о том, что ты можешь что-то малейшее пропустить, не сделать для того, кого любишь, приносит величайшее страдание. Ведь в любви ты живешь уже не собой, а им, его желаниями.

В таком состоянии человек ощущает, что он "прегрешил" перед Творцом. Потому что сосудом для света Творца может быть только творение, обладающее Его свойством любви и отдачи. Если какая-то часть кли осталась не для Творца, а "для себя", свет не сможет войти в эту часть, значит, желание того, кого ты любишь – насладить тебя, – не будет выполнено. То есть малейший отход от состояния полной самоотдачи и ощущается как прегрешение. Сомнение в том, все ли ты сделал, ощущается как страх. Страх и в нашем мире – очень точный датчик опасности для жизни. Как мы видим, и на очень высоких ступенях страх также можно описать как чуткий показатель стремления быть слитым с Творцом, ведь слияние с Ним – это и есть жизнь.

А за ощущением прегрешения следует наказание – мучения разлуки с тем, ради кого живешь, ведь ты сам изменением своих свойств сделал это. То есть все это – никакие не "наказания" со стороны Творца, потому что если бы Он давал грешить, потом наказывал, и так далее – это бы означало, что Он изменяется. Сказать, что совершенство изменяется, означает сказать, что его нет. Тогда и говорить не о чем.

А испытывает человек подобные ощущения для своего дальнейшего подъема, сказано: нет наказания, все – исправление.


Вопрос с английского блога: Я прочитал много книг рава Берга и могу сказать, что Ваша подача каббалистического учения настолько сложна, что не привлечет к себе множество людей. Хотя Ваш сайт большой и бесплатный, он очень тяжел для восприятия. Работы рава Берга гораздо понятнее и более четко сформулированы. Если каббала предназначена для помощи людям, то она должна быть гораздо практичней.

Ответ: Работы рава Берга понятнее и практичнее, потому что они обещают то, что каббала не дает – улучшение жизни без внутреннего изменения. Все, что с нами происходит, имеет свою цель, за всем стоят жесткие и неизменные законы. Творец – управляющая нами сила – неизменен, поменяться может только наше восприятие, а чтобы его изменить, надо исправить свои внутренние качества, привести их в соответствие со свойством Творца – свойством абсолютной отдачи. Никакой внешний атрибут, будь то красная нитка, амулет или даже специальная молитва, не может нас изменить, хотя на некоторое время может успокоить, дать душевный комфорт. Большинству пока этого успокоения достаточно, а к нам приходят те немногие, которые ищут истинное решение, лечение, а не просто болеутоляющее средство.


Вопрос с английского блога: Что Вы посоветуете тому, кто находится в конфронтации с группой и, хотя и продвигается в ней, чувствует ее нездоровую направленность, противоположную каббалистическим принципам управления?

Ответ: Прежде всего, надо перечитать статьи Рабаша о группе и руководствоваться содержащимися в них советами. Если Вы явно видите, что окружающие Вас люди духовным продвижением не занимаются, а ставят себе какие-то иные цели, от таких людей надо бежать подальше. Если же группа все же ставит целью духовное продвижение, но делает это, как Вам представляется, неправильно, то тут надо вспомнить, что наш эгоизм всегда нас оправдывает, а других осуждает, – так проявляются в нас силы разбиения. В то же время, это не значит, что позиция в группе должна быть пассивной. Свое мнение надо не держать при себе, а излагать открыто, выносить на суд товарищей. Но потом надо подчиниться их решению.


Вопрос с английского блога: Учитывая быстроту виртуального соединения, может быть, стоит учащимся свободно организовывать группы из десяти человек и более, чтобы просто вместе читать Зоар в дополнение к занятиям?

Ответ: Можно это делать в свободное время, но, не превращая в самоцель. Важно не количество занятий, а качество. То, чем мы занимаемся в течение дня, должно способствовать правильному намерению во время утреннего урока, из этого надо исходить, решая, производить ли те или иные действия.


Вопрос с английского блога: Мне кажется, что называть каббалу наукой (при распространении) неуместно. Я понимаю, что нужно отделять каббалу от религии, но как называть ее наукой, если у нас нет доказательств?

Ответ: Доказательства есть, только для их восприятия нужен особый инструмент – намерение "ради отдачи". Объяснение этого тоже должно быть частью распространения.


Вопрос с английского блога: Я очень хочу заниматься каббалой, но не для получения знаний, а чтобы найти ответы на вопросы о Боге, о себе и смысле жизни. Я присоединился к учебному центру и в ожидании зимнего курса уже читаю книги и стараюсь смотреть все, что нужно. На одном из виртуальных занятий Тони Косинек сказал, что средства учебы – это книги, учитель и группа.

Я араб, мусульманин, поэтому мне очень трудно найти группу. Я попросил нескольких друзей заниматься со мной, но они отказались, т.к. не понимают, что для этого вовсе не нужно быть евреем. Есть ли возможность заниматься одному, чтобы найти истину? Если нет, то, как найти выход?

Ответ: Начинайте подключаться к нашим ежедневным утренним урокам, принимайте участие в общих мероприятиях – трапезах, собраниях товарищей, конгрессах (если можно, то приезжайте физически). Обязательно постарайтесь принять участие в общих проектах по распространению. Постепенно у Вас сложится круг общения, состоящий из людей, которым поиск смысла жизни важнее национальных предрассудков. Все нужные ссылки есть на наших сайтах. Кроме того, посмотрите список наших учебных центров, возможно, какой-то из них находится в пределах досягаемости.


Вопрос с английского блога: Вы говорите, что в духовном ничего не исчезает. Я еврей, и если я уже был на уровне какого-то духовного постижения во времена Вавилона, почему я не могу немедленно ощутить это?

Любовь и единство!

Ответ: Потому что народ Израиля прошел через разбиение, перемешался с народами мира. Но прошлый духовный уровень все же присутствует в нас в виде решимот, внутренней подготовки, поэтому именно на народ Израиля возложена миссия реализовать на себе методику отдачи и передать ее другим народам.


Вопрос с английского блога: Вы сказали, что мы должны полностью аннулировать себя перед группой. Честно признаться, этот совет испугал меня. Я почувствовал, что Вы буквально требуете, чтобы я полностью отдался группе ББ и жил только ради нее. Я никогда не испытывал такое неприятие Ваших слов, и понял, что на 100% не готов к этому. Меня все еще интересуют многие вещи в нашем мире. Одна только мысль принести себя в жертву группе и делать для нее все, как это делают другие, вызвала у меня глубокое отторжение. Как подняться над этими ощущениями? Мне трудно сделать даже малейшее действие ради группы, и я чувствую, как медленно отдаляюсь от нее. Что Вы посоветуете?

Ответ: Я бы посоветовал две вещи. Во-первых, постараться понять, какое чувство радости и благодарности мы должны испытывать, когда нам даются свыше такие переживания, как те, что Вы испытываете сейчас. В статьях Рабаша очень живо, часто даже "театрально" описано то, как тело (эгоизм) человека беседует с ним и диктует ему условия.

Чаще всего общение с материалом, из которого мы сделаны, – с "эгоизмом", – проходит не столь отчетливо, часто неосознанно, "в тумане". И многие дорого дали бы за то, чтобы встретиться с ним так в открытую, в материале четких ощущений, как он сейчас разговаривает с Вами.

Уверен – придет время, когда Вы сможете поговорить с ним, по меньшей мере, на равных.

Во-вторых, вспомнить простую закономерность: картина мира и ее детали зависят от наличия цели и ее величины. Когда цель определяется человеком по принципу "почему бы и нет", тогда любая мелочь по пути к этой цели становится препятствием, часто непреодолимым. Когда же цель велика, ее достижение жизненно важно, она так "разогревает" желания человека, так выстраивает его сердце и разум, что то, что ему раньше мешало, становится помощью и инструментом на пути к цели. Когда мы это понимаем, все обычно становится на свои места. Поэтому то, чем стоит заниматься человеку, – это взращивать свою цель – выполнить свое предназначение, постичь смысл жизни. Тогда и каббалистическая группа окажется не чем-то не только чуждым, а еще и требующим принесения ему жертв, а необходимым средством.


Вопрос с английского блога: Среди экономистов растет тревога, что США стоит на пороге гиперинфляции. Я очень обеспокоена, как мы будем заниматься, если у нас не будет пропитания? Думаю, что мы должны подготовиться к этому: запастись продовольствием и т.п. Я понимаю, что это материальные тревоги, но боюсь, что будущие удары затруднят обучение, хотя их можно рассматривать как помеху, необходимую для продвижения. С другой стороны, если Творец посылает мне эти тревожные мысли, как я могу проигнорировать их? У меня трое маленьких детей. Что предпочесть: готовиться к худшему, или направить всю свою энергию на желание объединиться?

Ответ: Делать и то, и другое. Понимая при этом, что это только пока, временно выглядит для нас как разнонаправленные действия. Как будто есть материальный мир, и, кроме него, есть еще что-то духовное. Такую картину показывает нам эгоизм, он разбивает наше восприятие на множество фрагментов.

Поэтому, когда мы обеспечиваем свое будущее и будущее детей в необходимой мере, мы делаем это для того, чтобы не дать эгоизму лазейку – овладеть нашими мыслями, не дать отвлечь себя от главного.

То есть и эти наши усилия тоже нужно направлять на основное дело нашей жизни: исправить мир, объединив наши души в единое творение.


Вопрос с английского блога: Пару дней во время уроков, особенно во время изучения Зоар, я испытывал необычное состояние, как будто Творец посылает мне видение моего будущего и будущего моих знакомых. При этом я чувствовал такой приток энергии, который полностью поглотил меня (как если бы я находился на другом уровне реальности). Это состояние полностью оторвало меня от мыслей о группе. Такое впечатление, что в это время Творец говорил только со мной, и, "слушая" Его, я забыл о существовании группы. Это неправильно, или это можно отнести к описываемому Вами ощущению, что во всей реальности есть только Творец и творение?

Ответ: В ощущениях, которые нам дают, нет "правильного" и "неправильного". По отношению к ним, так же как и к остальным вещам в мире, есть лишь правильное и неправильное их использование.

Какие бы ни были ощущения, "низкие" или "высокие", главное – научиться видеть, в частности, что ими Творец показывает нам уровень наших "претензий". Человеку могут быть даны высочайшие, волшебные переживания – но о своем теле или о "телах", т.е. земных судьбах других людей. Или же самые простые, "земные", – но о единстве и необходимых действиях, чтобы его достичь.

Поэтому главное – научиться правильно использовать то, что нам дается – для анализа того уровня, на котором Он меня "держит", уровня удаления от единства, чтобы увидеть, чего мне недостает, для того чтобы выработать требование, молитву к Нему – прорваться на следующую ступень, где я буду частью единой души.


Вопрос с английского блога: Рав, что Вы подразумеваете под словами: "…чтобы мое желание протекало через группу"? Допустим, у меня есть проблема, и я хочу попросить Творца помочь мне. Я должен прийти в группу, сказать им об этом, или что-то сделать? Как я могу использовать группу, чтобы обратиться к Творцу?

Ответ: Мое включение в группу – это мое включение в ее цель. А это обязательно дифференцирует всю иерархию моих желаний.

Творец, если говорить упрощенно, понимает только одну просьбу – чтобы Он помог создать кли для него. Но ведь я сам никогда не стану сосудом для Его света, им может стать по определению только слияние душ, стремящихся к Нему. Поэтому мое желание к Творцу только тогда становится действенным, когда "проходит через группу", то есть когда преобразуется в требование дать нам единство.

И если даже я обращаюсь к группе с просьбой о помощи по каким-то другим вопросам, цель и намерение моего обращения – включиться в единую душу, которую группа собой представляет.


Вопрос с английского блога: Есть ли какая-то польза от виртуального обучения? Я знаю, что Вы уже давали комментарии по этому поводу, но в течение двух лет учебы с ББ я не был частью физической группы, и у меня не было физического контакта с кем-то, кто занимается каббалой. Это хорошо или плохо?

Ответ: Сама цель нашей учебы – из нашего "распыленного" состояния вернуться в состояние единой души. Нужно использовать любую возможность контакта с единомышленниками – физического или виртуального, рабочего контакта, или участия в  конгрессах. Среди наших учеников в разных странах множество людей, живущих, что называется, "в пустоте" – вокруг на многие сотни километров ни одного, кто бы интересовался изучением каббалы. Сотни людей из них находят для себя живительную возможность участвовать в обсуждениях, виртуальном общении и семинарах, в совместной работе – проектах по распространению, которые планируются и выполняются в "виртуальном пространстве", и затем приносят массу пользы тысячам людей, давая им возможность познакомиться с наукой каббала. Существуют виртуальные группы со своим распорядком жизни, совместными виртуальными собраниями в программах веб-конференций, своими проектами. Это дает людям ощутимое продвижение, никак не меньшее, чем у членов "физических" групп. Творец намеренно создал для нас трудности преодоления пространства, различий во времени, ментальности и другие помехи, – чтобы, преодолевая их, мы получали как вознаграждение самое главное – единство мировой души.


Вопрос с английского блога: Что значит "ощутить точку связи"? Что такое "точка" связи? Как найти ответы на вопросы, соответствующие определенным статьям блога, если они там никогда не появляются?

Ответ: Точка связи – это общее духовное состояние, существующее вне нас, это наше общее устремление к Творцу. И именно в этой точке раскрывается Творец.

Ответы на вопросы можно найти в рубриках блога "Вопросы-ответы", а также "Видео-ответы".


Вопрос с английского блога: Почему я сопротивляюсь мысли, что надо изменить свои свойства на отдачу? Мне кажется, что тогда наша жизнь будет лишена вкуса и материальных ценностей, даже если я буду думать, что приравниваю вещи этого мира к духовным ценностям.

Ответ: Если бы отдача не представлялась мне такой серой и безвкусной, не имела бы "вкус праха", то мой выбор был бы полностью эгоистическим, я не имел бы возможности выйти из-под власти эгоистического намерения. Именно то, что наслаждения духовного мира скрыты, заставляет нас обратиться к группе, а через нее – к Творцу. Таким образом, мы раскрываем в себе новые, духовные келим.


Вопрос с английского блога: Вы считаете, что Каббала – единственный путь познать правду о замысле творения и т.п. Это значит, что весь духовный опыт, накопленный мной до раскрытия для себя Каббалы, был ложным?

Ответ: Ложный Ваш опыт или нет – это Вы должны ответить себе сами. Духовное постижение совершенно, это ощущение и понимание действующих в нас сил и законов. Стремитесь к такому постижению.


Вопрос с английского блога: Что было создано сначала: каббала или Тора?

Ответ: Тора – это каббала. Вообще, словом Тора (от "ораа" - преподавание, а также от "ор" - свет) каббала называет Свет Исправления, который мы с помощью этой методики привлекаем. Этим словом также называют совокупность книг, изучая которые, мы связываемся с этим Светом (включая ту, которую обычно называют Торой – Пятикнижие, Хумаш). Книги эти изложены разными способами: Тора – на так называемом языке ветвей, когда духовные понятия именуются их ветвями-следствиями в нашем мире, другие книги – на языке непосредственно духовных понятий, сфирот и парцуфим (всего есть четыре способа изложения каббалистических книг), но все они говорят только об одном – о духовных мирах.


Вопрос с английского блога: Я по происхождению – еврей, и не отказываюсь от этого, хотя собираюсь принять христианство. Я считаю себя светским человеком. Могу ли я изучать Зоар и науку каббала?

Ответ: Не очень понятно, зачем Вам принимать христианство, если Вы светский человек, но это Ваше дело. К изучению каббалы это отношения не имеет. Вы можете исполнять какие угодно обряды в этом мире или не исполнять их вовсе, на духовное продвижение это не влияет. Правда, под воздействием каббалы, Вы очень скоро перестанете вкладывать духовный смысл в материальные действия.


Вопрос с английского блога: Нами управляет эгоизм, который контролирует нашу природу. Если мы поднимемся над эго/своей природой, то возвысимся духовно.

Что мы должны для этого делать? Стараться обуздать свое эго? Обманывать эгоизм материальными действиями по объединению, работая ло лишма? Заставлять себя подавлять желания быть "самому по себе", быть ленивым и эгоистичным. Этими действиями мы раскроем ощущение, обратное эгоизму – Творца?

Ответ: Никакими действиями мы не раскроем ни Творца, ни обратный Ему эгоизм. Только Высший Свет может это сделать, и под его воздействие мы должны себя подставить. Высший Свет приходит к нам во время изучения каббалистических книг, если учиться с правильным намерением, а наша работа по объединению позволяет нам это намерение построить.


Вопрос с английского блога: Мы работаем для того, чтобы ставить желания других выше собственных желаний. Что делать человеку, если окружающие его люди, все еще находящиеся в "получении ради получения", видят его самоотверженность и стремятся использовать его альтруизм в своих целях? Должен ли он продолжать "отдавать себя ради Творца" или ему нужно сменить окружение? Может быть, есть какой-то другой выход?

Ответ: Альтруизм не выражается в том, чтобы начинать сейчас обслуживать эгоистические желания окружающих Вас людей. Чтобы правильно разобраться в этом понятии, работу по исправлению себя ведите только по отношению к товарищам по группе, а "снаружи" просто будьте, как все, в соответствии с принятыми в обществе правилами и установками. Единственный способ проявить альтруизм по отношению к людям вне группы – это распространять каббалу, методику раскрытия Творца.


Вопрос с английского блога: Уважаемый м-р Лайтман, почему Вы превратили Любовь в науку, в то время как она не имеет с наукой ничего общего?

Ответ: Наука – это всего лишь один из способов познания и освоения действительности. Разница только в методе и инструментах. Искусство – познание действительности при помощи создания образов, наука – познание ее при помощи наших органов чувств с созданием умозрительных моделей действительности и ее законов и дальнейшего уточнения и смены этих моделей.

Все это потому, что мы ощущаем себя отдельными от окружающей действительности, от всего, что вовне, и по факту – постоянно заняты ее познанием и освоением.

Более того, "внутренний аналитик" человека все время изучает, познает и осваивает все проявления самого человека, его личности. Часто это называют самопознанием. И, что интересно, тип этого познания самого себя подобен именно научному, а не образному познанию (хотя, чтобы предстать как-то перед окружением, мы, естественно, заняты и "созданием своего образа"). В предмет этого "исследования" входят все наши чувства, в том числе и любовь. Разве мы не оцениваем постоянно величину нашей любви, ее причины, ее течение, предмет любви – для того чтобы развить ее еще больше?

Теперь о ней самой. Любить означает жить желаниями и интересами того, кого любишь. Совершенная любовь – это полное включение всего себя в мир его желаний, чтобы наполнить их. Но ведь для этого я должен их знать и ощущать в совершенстве! Как же мы можем слиться с Творцом – с Тем, чье свойство – любовь, не изучив для этого самих себя и, главное – Его желаний и свойств? То есть любовь без постоянного постижения свойств того, кого любишь – это или фантазии, или, если дается на миг, обречена на угасание.


Вопрос с английского блога: Уважаемый Рав, похоже, что после конгресса мы все ощутили пустоту. Само по себе это и хорошо, и плохо. Если пустота обусловлена нежеланием возврата к повседневной рутине, то это хорошо, поскольку позволяет сделать выяснения и приложить правильные усилия, направленные на цель. Если же пустота вызвана уменьшением энергии и снижением стремления к цели, то это плохо, т.к. мы теряем шансы духовного постижения. Какой практический совет вы можете дать женщинам, чтобы они подстегнули нас всех к быстрому продвижению?

Ответ: Каббалисты сказали: "Женщина – это дом". По природе своей женщина стремится, чтобы был дом, и чтобы он и все в нем было совершенно. То есть, не только чтобы он был "полной чашей", но и чтобы все в нем были довольны и счастливы, чтобы в нем царили мир и любовь. То есть основное природное желание женщины – оно как раз то, что может стать основой для всей нашей работы. Мужчины могут добавить к этому только метод – как этого достичь.

По сути, дело только в масштабе: когда женщины ощутят своим домом не только свою семью и даже не только свою группу, и даже не только наше мировое сообщество, а действительно весь мир, объединятся в этом их общем желании, станут "мировой женщиной", – их природное желание станет силой, которая заставит нас выйти из этого "дома" в духовное, чтобы принести в дом "заработок" – исправляющий и наполняющий свет, – как то и положено мужчинам.

Нам, честно говоря, часто бывает стыдно перед нашими женщинами, которые вкладывают время, усилия, трудятся без устали в распространении, в наведении порядка, на всех работах, мы ощущаем, насколько мы в долгу перед этим громадным желанием, которое движет ими в их трудах. В силах женщин сделать так, чтобы этот стыд вытолкнул нас, наконец, к Творцу, в духовное.


Вопрос с английского блога: Рав, какая разница между уровнем объединения, которое приведет нас к полному отчаянию относительно достижения цели, и уровнем объединения, которое вызовет на нас свет исправления?

Ответ: Все дело в понимании цели. В первом случае мы стремимся к объединению как к цели, а уж дальше наше объединение сделает свою работу, поднимет нас к цели. То есть, как бы за горизонт мы не заглядываем – нам бы горизонта достичь. Во втором случае мы стремимся к объединению как к единственно возможной форме молитвы, единственно возможному кли для света, который только и может сделать всю работу. То есть – для света, который ждет, когда же появится канал, чтобы пролиться через него в творение.


Вопрос с английского блога: Я чувствую недостаток энергии для продвижения в группе. Это тоже исходит от Творца?

Ответ: Недостаток энергии – это лишь одно из проявлений эгоизма. У него в запасе вообще очень богатая гамма проявлений, чего только нет! Но он – единственное, что создал Творец, как сказано: "Я создал эгоизм и создал методику – приправу, – для его исправления". То есть, каждое следующее проявление эгоизма – знак того, что человек прошел предыдущий этап развития, и теперь Творец "включает" для человека следующее его проявление. За человеком теперь – осознать, что это "включил" Творец, и именно для него и для его роста, тогда и "тьма, как свет, засияет".


Вопрос с английского блога: Те, кто стремятся к Творцу, не смогут раскрыть свет исправления до тех пор, пока он не пройдет через все человечество? Поэтому все, о чем мы говорим, касается нашей следующей жизни, не так ли?

Ответ: Нет. Тысячи каббалистов раскрывали свет исправления и поднимались на очень высокие ступени постижения Творца. Давалось им это для того, чтобы свет исправления проходил в творение. Действительно, мы живем в особый этап исправления, когда к Творцу поднимаются не отдельные души, а единение душ. Тем не менее, схема исправления духовного парцуфа не меняется, так же как не меняется ее основа – АВА''Я, как сказано: "Я свое АВА''Я не меняю". Без исправления высшей части парцуфа, вершины пирамиды, свет в ее низшие этажи, в низшую часть парцуфа, не войдет.


Вопрос с английского блога: Какая разница между фруктами и цветами, о которых говорится в книге Зоар?

Ответ: О плодах сказано: "Плоды праведников (то есть способных уже увидеть правду Творца) – их добрые деяния". Что может называться добрым деянием? – то, что дает добру, то есть свойству Доброго – Творца, Его свету войти в кли, значит, это – создание экрана и поднятие отраженного света. Это происходит на каждой ступени, на которой каббалист взращивает себя как "человек = дерево полевое", проделывает все работы, необходимые для этого (см. письмо 18 Рабаша в книге Шамати) и, в результате, получает плоды – силу создать масах и поднять отраженный свет.

Цветение – это период работы, когда "дерево" – человек, поднимается в высшие сфирот ступени, на которой работает, потому что только в свойствах этих сфирот его усилия могут получить "опыление" – оплодотворение светом, проникающим по капле в эти альтруистические сфирот, и из этого оплодотворения может появиться завязь и будущие плоды.


Вопрос с английского блога: Вы все время говорите, что надо просить Творца то одно, то другое. Не могли Вы выстроить порядок молитвы: например, сначала нужно просить веру, потом раскрытие, затем исправление и т.п.

Пожалуйста, ответьте на мой вопрос. Я не знаю, как правильно обращаться к Творцу, чтобы прийти к нужному состоянию.

Ответ: Вера, раскрытие, исправление – это уже результаты работы. Начинается работа, как Вы правильно понимаете, с выстраивания просьбы.

Порядок просьбы к Творцу соответствует элементам каббалистической методики. Вначале мы учимся с намерением получить свет, возвращающий к Источнику. Этот свет дает нам возможность создать группу – ведь она, а не я – кли для света, – а ее, как воплощение души Адам Ришона, приходится "создавать" в себе ежеминутно, – новые порции эгоизма мгновенно размывают картину. Затем свет, получаемый группой, ее единством, мы проводим в более низкие этажи пирамиды, – мы называем это распространением.

Согласно этому строится и наша молитва.

Вначале мы просим, чтобы никогда не отлепляться от Творца и просьбы к Нему, чтобы это было нашим постоянным состоянием, так же как постоянна учеба каббалиста. Мы не согласны на путь "пунктиром", мы хотим постоянного контакта с Ним, пусть силу и характер его определяет Он сам, – нам важна непрерывность контакта.

Затем я прошу Его сделать новую сущность в себе, которая ощущает (пока только иногда) других в группе как себя, и желает видеть их единой душой, которая выше меня, – главной, а обычную свою земную природу, видящую всех отдельными телами, – подчиненной.

И затем я прошу, чтобы то осознание, та хотя бы минимальная прилепленность к единой душе, которая подарена мне, пролилась бы из моей группы в общую душу человечества.

И главное – я делаю это все потому, что это правда, потому что таково желание Творца – войти в этот мир. Этим я прилепляюсь к Нему, так как в этой моей работе Он проявляет Свое желание.


Вопрос с английского блога: На утреннем уроке от 24.11.10 мы обсуждали вопрос о вере в "жизнь после смерти". Мы выяснили, что после того, как тело умирает, ничего не исчезает. Допустим, я понял, что я – не животное, а "желание" получать или отдавать. Сейчас, когда я представляю собой желание получать в человеческом теле, у меня есть иллюзия пяти животных органов чувств, рисующих мне картину "Жизнь на планете Земля". (Земля – это желание получать?). После того, как я почувствую себя стопроцентным эгоистом/желанием получать, во мне возникнет какая-то другая иллюзия/картина? Если да, то, как ее определить? Изменится мое отношение к различным переменам в этой иллюзии/голограмме? Не могли бы Вы объяснить это?

Ответ: Мы не развиваем в себе специально "ощущение полного эгоиста". Каббала – наука о Творце, о Его свойствах, и методика приобретения этих свойств. Она развивает в человеке желание достичь этих свойств, их предощущение, а это, – по тому принципу, что только свет порождает тьму, – создает в человеке картину его самого как полной противоположности желаемому.

К этому моменту человек начинает жить совершенно новыми желаниями, как бы в новом мире – в преддверии в духовный мир, где он увидит за нашей иллюзией, которую рисуют нам органы ощущений, картину сил, создающих в нем эту иллюзию. Он еще не видит эту новую картину, но полностью захвачен желанием войти в нее, работой над собой, анализом, формированием желаний и просьб, созданием среды. Понятно, что отношение к миру-иллюзии и всем переменам в нем меняется – как к чему-то зависящему от него: исправив, подняв себя, он этим исправит и его.


Вопрос с английского блога: Как удостовериться, что тьма – это тоже "дело рук" Творца? Мне кажется, что темные силы могут быть независимы от Него. Неужели Он ответственен за все, что происходит, за войну между тьмой и светом? Ваш ответ поможет мне в тяжелые минуты тьмы.

Ответ: Свет приходит к человеку даже в периоды сплошной тьмы. Потому что человек может, зная, что Творец обязательно будет проводить его сквозь скопления этой тьмы, заранее расставить вдоль дороги "накопители" света: постоянство в учебе и свой вклад в группу. Что сделают эти вместилища света? – они дадут силы, не боясь, вспомнить, Кто сгустил для него тьму – и то, что это Он же ведет его за руку сквозь тьму. Ощущение управления Творца, Его ведущей руки – это самый драгоценный момент контакта, который может заставить "тьму воссиять как свет".

Тогда человек со смехом облегчения вспомнит свои попытки неуклюже "оправдывать" Творца, дескать, не Он это, это кто-то другой, Он же хороший, это кто-то плохой мне сделал. Поэтому главная забота человека – обеспечить свой путь этими "накопителями" света.


Вопрос с английского блога: Два года я изучал каббалу в учебном центре. Когда я начал заниматься, я был очень воодушевлен и готов был говорить о каббале с каждым. Теперь, когда я знаю чуть больше, я уже не могу говорить о каббале ни с кем, кроме группы, как будто у меня нет слов для выражения своих знаний. Почему?

Ответ: Так работает и поднимается парцуф по закону второго сокращения: высший парцуф поднимает его высшую часть, "гальгальта-эйнаим", поднимает его на свою ступень, и низшая часть парцуфа, его АХАП остается на низшей ступени, то есть в совсем ином мире. Они по-прежнему остаются одним телом, но при этом его "голова", его высшие свойства получают свет от высшей ступени, растут, приобретают даже то, что называется большим состоянием первого уровня. Становится как бы "взрослым", но не благодаря себе, своей работе, а благодаря "старшим", высшему парцуфу. При этом, понятно, возможность общения с низшей ступенью, на которой находится его же АХАП, даже со своим АХАПом становится очень ограниченной – ведь он чувствует себя наравне с высшим!

И только свет, которым наполняет его высший, дает ему новый разум, новое видение строения парцуфов, новое видение самого себя. Дает ему новую чувствительность, он начинает ощущать потребности низших, своего АХАПа, дает ему свет, силу, чтобы мог дать свет АХАПу и поднять его на уровень, на котором находится сам.

Силу для того, чтобы поднять весь мир – АХАП – к Творцу, дает человеку высший – группа. Поэтому нужно держаться ее, раствориться в ней, это даст силы выработать язык общения с окружающим миром, потому что раскроет истинные его потребности.


Вопрос с английского блога: Как я могу дальше продвигаться, если последнее время ловлю себя на нежелании иметь что-то общее с Творцом и духовным миром, и даже стал преднамеренно отдаляться от группы?

Ответ: Продвижение – это развитие понятия, затем и ощущения, что все управляется свыше, продвижение – это когда развивается видение Его управления. Творец дает желание стремиться к Нему, затем обратное – удалиться от Него. Человек постоянно в контакте с Творцом: но или как животное со своим хозяином, или как младенец с матерью, или как взрослый, который дорожит своей целью и предназначением и боится подумать о том, чтобы вдруг упасть до уровня младенца или животного. Понимание, ощущение неизбежности этого контакта рано или поздно разбудит желание "стать взрослым" и вернет в группу.