Ответы на вопросы, 24.09.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос с английского блога: В течение 20 лет я изучал каббалу и хасидизм. Сейчас я наслаждаюсь чтением Ваших книг и трудов Рабаша, и нахожу их очень глубокими и просветительскими.

Недавно в Вашей замечательной книге "Пробуждение к каббале" ("Awakening to Kabbalah") я прочитал фразу, которая смутила меня, и надеюсь, Вы можете объяснить, что это значит.

На стр. 40 Вы пишете: "Когда человек научится управлять "механизмом" творения, тогда он заменит в этом Творца". По некоторым причинам я нашел это довольно проблематичным и противоречащим тому, что я изучал последние два десятилетия, как в каббале, так и в хасидизме. Как можно заменить Бога в его мощи и силе? Возможно, мне это не понятно из-за неточности перевода, но я очень заинтересован в источнике этой идеи и в объяснении.

Ответ: Вы правы, это высказывание требует разъяснения. Как мы изучаем в каббале, Замысел Творения состоит в том, чтобы привести Творение к полному подобию по свойствам с Творцом и к слиянию с Ним. При этом Творение остается Творением, желанием получить наслаждение, в то время как Творец является Дающим это наслаждение. Уподобление состоит не в том, что природа Творения меняется, а в намерении, в том, ради чего эта природа используется.

Творец и Творение находятся в единстве тогда, когда Творец желает насладить творение, а Творение принимает это наслаждение, но не ради самого наслаждения, а ради того, чтобы доставить удовольствие Творцу. Для того чтобы прийти к такому состоянию, Творение должно пройти целый процесс исправления, и начинается он с отказа от получения наслаждения ради себя. В каббале это называется законом первого сокращения, или Ц"А.

Это фундаментальный закон, он действует всегда. В нашем мире он проявляется в том, что Творец в нем скрыт, исходящий от Него свет нами не ощущается. Но это происходит пока без нашего участия, под воздействием высшего Управления. В той мере, в которой человек продвигается духовно, он получает силы самому отказаться от получения эгоистического удовольствия, и тогда Творцу нет необходимости скрываться от человека, тот сам берет на себя функции как скрытия, так и раскрытия, принимает свет, насколько возможно это сделать ради Творца, и скрывает его от себя там, где это пока невозможно. Это и означает, человек управляет механизмом творения, как сказано в цитируемой Вами книге.


Вопрос с английского блога: Я студент промежуточного семестра центра обучения. В поисках группы я вошел в контакт с виртуальным товарищем и принял участие в нескольких сессиях. Есть ли у вас какие-либо рекомендации для новичков вроде меня, как они должны подходить к работе в группе, с товарищами?

Ответ: Рекомендации – читать статьи Рабаша о группе, слушать уроки по ним и стараться реализовать изучаемое в отношениях между товарищами. Не бойтесь ошибиться, даже если и не все понимаете, играйте в написанное, как маленький ребенок, но не отходите от этих статей, они содержат точные указания о том, какова должна быть групповая работа.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Особенности будущего трудоустройства").

Интересно, а как будут создаваться великие произведения искусства, если не будет средств финансировать и поддерживать таковые?

Ответ: Почему Вы решили, что не будет средств? Именно тогда и появятся средства для того, чтобы человек смог максимально себя реализовать. Кроме того, сколько на это нужно средств? Это на голливудские боевики тратятся миллионы, а то, что действительно является глубоким произведением искусства, как правило, не требует крупных капиталовложений.


Вопрос с английского блога: Если я пытаюсь видеть весь мир в полном исправлении, и только я один неисправен, как мне включить других в мою молитву? Молитва за общее исправление означает, что я не вижу своих товарищей исправленными. Если только я один нуждаюсь в исправлении, как я могу увидеть эту необходимость по отношению к другим? То есть, как человек сочетает эти два метода: "молитва многих" и "видение остальных как окончательно исправленных"?

Ответ: Надо перестать выделять себя отдельно, надо включить товарищей в себя, ощутить всю группу как единое целое. Молитва многих – это не мое личное желание, а включение в общее желание. Почитайте пост "Молитва многих", там все объясняется очень подробно.


Вопрос с английского блога: Я учусь "on line" в центре обучения.

Вы – искра в теле, "одеянии", называемом д-р Лайтман. Я – крошечная искра в теле, "одеянии", называемом Джон Донофрио. Откуда мы знаем, что это не наше эго говорит нам, что есть духовный мир, и у нас есть наглость думать, что мы можем достичь его?

Великие каббалисты, говорящие, что они находятся в Гмар Тикун, описывают нам, как достичь ступеней постижения. Откуда нам знать, что это не их эго убеждает их, что они прошли 125 ступеней исправления?

Мы все облачены в человеческие тела, и я вижу, как одно физическое тело инструктирует остальные физические тела той духовности, которую оно якобы достигло. Возможно ли, что все это исходит из его эгоизма?

Ответ: Ниоткуда сейчас ничего знать невозможно. И не нужно, каббала не призывает слепо верить во что бы то ни было. Отнеситесь ко всему, как ученый, как исследователь. Руководствуйтесь принципом "у судьи есть только то, что видят его глаза", не принимайте ничего на веру. Только пытайтесь во всем раскрыть действия Творца, осознавая, что это пока лишь Ваши поиски, не явь. Такой подход приведет к тому, что постепенно Вам начнет раскрываться скрытая, духовная часть мироздания, и тогда Вы все явно ощутите сами, не надо будет ни в чем себя убеждать.


Вопрос с английского блога: Я вхожу в команду по организации следующего Круглого Стола. Во время работы между нами возникают различного рода конфликты. С каждой встречей мы все больше и больше приближаемся к развалу, и каждый раз кто-то грозится покинуть команду. Как нам предотвратить это?

Бывают моменты, когда даже просто упоминание о нашей общей цели и о цели проекта вызывает огромное отторжение. Как нам поддержать друг друга, чтобы миновать эти помехи?

Ответ: Прежде всего, вам следует работать в тесной связи с тем, кто в центральной группе Бней Барух ответственен за проведение этих мероприятий в вашем регионе, используя для консультаций и совещаний все возможные средства общения.

Членам вашей команды действительно тяжело: эгоизм не выдерживает непосильной и непонятной для него нагрузки и форм работы.

Стоит попробовать варьировать формы работы. Вы можете встречаться иногда в неформальной обстановке, может быть, в соседнем кафе, обменяться шутками и анекдотами, кто-то, может быть, расскажет о проблемах, которые у него возникли в жизни.

Далее. По некоторым ключевым вопросам вы можете провести семинары, – наши семинары хороши тем, что дают возможность воспринимать слова товарища не как эгоистическое "мнение", а как голос самой отдачи.

Некоторые сферы деятельности вы можете выделить как области, где действует единоначалие: тот, кто берет ответственность, командует, остальные охотно и точно выполняют его распоряжения.

Разгрузите свой эгоизм, увлеките его игрой.

Кроме того, ваша общая группа или группы вашего региона должны воспринимать работу вашей команды как отряда, находящегося на острие атаки, тогда тот, кто захочет уйти – пусть уходит, на его место с радостью придут другие.


Вопрос с английского блога: Как новичок в каббале, я не могу не заметить существование различных каббалистических школ, каждая из которых считает себя идеальной в обучении каббале. Как выбрать наиболее подходящее место для изучения каббалы? Приводят ли все школы к одному и тому же результату, но различным путем? Являются ли какие-то из них более легитимными, чем остальные; лучше или хуже других?

Ответ: По поводу выбора каббалисты сказали следующее: "Человек учит то, чего желает его сердце". То есть человеку в выборе места учебы не на что ориентироваться, кроме как на внутренний "компас".

Результатом изучения каббалы должно стать изменение природы человека с той, которая существует у людей в нашем мире, эгоистической, – на природу Творца, отдачу. Дается это следованием каббалистической методике.

Поэтому можно сказать, что "лучших" или "худших" школ каббалы в отношении человека нет, есть те, что соответствуют направлению, которое указывает ему его "внутренний компас" - и остальные. В отношении результата обучения можно сказать, что наиболее эффективна учеба в той каббалистической школе, процесс учебы и деятельности которой направлены на достижение вышеописанной цели и основывается на трудах каббалистов, изложивших методику достижения этой цели.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Махсом – цифры и сроки").

Вы опубликовали этот пост 4 года назад. Есть ли по этому вопросу новая статистика? Важно ли число прошедших махсом?

Ответ: Публичная статистика не имеет смысла, потому что определить, ощутить феномен нахождения кого-либо в духовном, "за махсомом", никто из живущих на уровне "наш мир" не в состоянии.

Число прошедших махсом важно, и вот почему: в духовном нет количественных измерений, количество – это поверхностное выражение качественных соотношений, и то, что все больше людей приобретут свойство Творца, отдачу, будет означать, что рабочая, исправляющая часть общей души человечества становится сильнее, а это позволит ему пройти путь исправления быстрее и минуя многие страдания.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Как разубедить себя, что я белый и пушистый?"). Если я стану действовать так, как Вы рекомендуете, то увижу себя, наоборот, как решающий компонент, содействующий связи между товарищами. Я увижу, насколько велико их желание к объединению, учебе, работе в семинарах. Разве это не их желание? Я получаю похвалы за свою работу, но у меня низкая самооценка, и я не хочу их благодарности (фактически, я в некоторой степени, боюсь благодарности, ведь я не хочу получать, хотя на самом деле не могу не получать, поскольку мое желание получать жаждет благодарности и наслаждается этим). Является ли это формой света? И что значит, что в группе "все плохие"? Я не понимаю.

Ответ: Вы можете рассматривать желания и действия товарищей, направленные на единение, учебу и пр., с одной стороны, как выражение их желаний, и с другой стороны, – как выражение действий света Творца. Когда человек приобретает хотя бы такие два взгляда на происходящее, это может помочь ему создать неплохую систему отсчета.

Наш эгоизм часто избегает получать наслаждение от похвал и благодарности, он воспринимает его как слишком сильный свет. Чтобы избежать его, он специально занижает нам планку, держа нас на скромных ролях. Он предпочитает наслаждения меньшие, но постоянные, потому что когда полученный добавочный свет уходит, прекращает светить, это ощущается как страдание.

Подобные "страхи" нашего эгоизма хорошо лечатся с помощью намерения. Когда человек изучает свойство отдачи, размышляет об этом и все время пытается в группе действовать с намерением "не для себя", он начинает жить в этой теме, все измерять этим намерением, тогда любое полученное наслаждение не наполняет его до краев и когда оно уходит – это не приносит таких страданий как прежде, ведь теперь он стремится к чему-то, что намного выше и находится в другом измерении.

Ощущение, что в группе "все плохие" возникает тогда, когда человеку добавляют свыше новую порцию эгоизма после того, как он приложил в группе большие усилия для отдачи товарищам.


Вопрос с английского блога: Может ли возникнуть такая ситуация, когда человек внутренне и внешне отказывается от участия в группе, потому что его включение в нее задерживает общее продвижение? Если человек не преуспевает ни в чем, может ли это быть от того, что группе необходимо дистанцироваться от него, чтобы продвигаться оптимальным путем?

Ответ: Такое может быть, когда человек пытается найти благовидный, "альтруистический" предлог, чтобы сохранить дистанцию, остаться одному и не включаться в группу. При этом его ощущение, что он отстает от группы, может быть вполне реальным, но на самом деле это ощущение – огромный потенциал, который он не хочет использовать: включиться в работу группы "снизу": выполнять в ней самые простые функции и желать, чтобы его великие товарищи поднялись еще выше.

"Не преуспевает" – это вообще не критерий духовного состояния и не причина для того, чтобы отключать человека от  группы.


Вопрос с английского блога: Некоторое время назад Вы сказали, что мужчины должны работать в группах из десяти человек, т.к. это облегчает им в течение дня поддержку друг друга во внутренней работе.

Я – часть большой виртуальной группы. По некоторым причинам мы не можем прийти к единому мнению по реализации Ваших советов, и продолжаем спорить.

Чем больше конгрессов мы проходим, тем больше возникает необходимость во взаимном поручительстве, ведь без этого бессмысленно двигаться.

Вопрос: могут ли женщины, наряду со своими обязанностями в распространении и поддержке мужчин, тоже формировать группы из десяти человек, чтобы поддерживать друг друга? Будет ли это работать?

Ответ: Для женщин критерий "десять человек" неактуален. Но у женщин действительно есть реальная потребность во взаимной чисто человеческой поддержке. И так было всегда у всех народов: женщины, что называется, "по жизни" всегда общались друг с другом небольшими группами, рамки этого общения были помощью друг другу и в ведении хозяйства и при беременности и родах, и были неким "университетом жизни".

Поэтому намеренно формировать некие группы внутри общей группы не нужно, и скорее всего, даже вредно, но малые кружки общения сами по себе возникают и распадаются, и это нормально. Нужно просто развеять свои ожидания, чтобы рамки этих кружков общения были жесткими и "вечными" и нужно помнить их функцию: это не "духовные" объединения, это чисто человеческая поддержка друг друга не во вред общему делу – а на пользу его.


Вопрос с английского блога: Вы как-то сказали, что если бы увидели, что какой-то человек в группе идет не в соответствии с ней, то покинули бы группу. Почему?

По вашим словам, от него можно заразиться, как от смертельной болезни. Но согласно книге Зоар и трудам Бааль Сулама, все, что мы видим в другом человеке, как плохое и вредное, – это мои собственные ошибки и "болезни". Таким образом, не значит ли это, что вы убегаете от исправления самого себя? Как можно сказать, что это ошибка другого, а не ваша ошибка?

Ответ: Речь идет не о человеке, который ошибся, а о том, кто явно и постоянно вредит работе, процессу исправления.

Ведь если, например, в процессе внутренней работы, когда человеку сплошь и рядом дают свыше такие желания, с которыми он не в состоянии работать, – он и не подумает оставаться в подобных желаниях и мыслях против Творца, тут же удалится от них, постарается "капсулировать" их, ведь и в этой работе по устранению мыслей и желаний он учится следовать воле Творца.

То же самое происходит и во внешней работе. Поэтому и говорится, что из группы следует удалить человека, слова и действия которого все время демонстративно направлены против единения. От этого действительно можно заразиться. Это и называется "не в соответствии с группой", потому что группа – это не люди, ее составляющие, группа – это тенденция к духовному единению. А если вся группа не сопротивляется и идет этим же путем, стоит подумать о своем нахождении в такой группе.

Ведь при любом процессе исправления бывают случаи, когда можно продолжать работать с неисправной частью или явлением, немного исправив его, и бывает такое, что неисправный узел или явление невозможно включить в общую работу, поэтому приходится его удалять. В процессе духовного исправления мы имеем дело с цельной системой, где нет лишних деталей, то есть совершенно безнадежных для исправления.

Поэтому в данном случае речь идет о рабочем решении на некоем этапе исправления, когда у нас еще нет возможности, должного уровня, чтобы исправить кого-либо или что-либо, что приносит откровенный вред и разрушение.


Вопрос с английского блога: Остановитесь, пожалуйста, подробнее на Ваших комментариях к выборам в США. Многие из нас борются с нежеланием принять Ваш совет о голосовании за Ромни, идущий в разрез с нашими собственными взглядами. Очевидно, Вы видите то, чего не видим мы. Пожалуйста, помогите нам!

Ответ: Речь не идет ни о Ромни, и ни об Обаме, и тем более не о вмешательстве во внутренние дела США. Речь идет о чем-то намного более глобальном и важном для мира.

Чтобы принять правильное решение в этом вопросе, нужно знать две вещи: первое - что такое Израиль, и второе - что в правление нынешнего президента проводится деятельность на то, чтобы стереть Израиль с карты мира.

Первое вы можете понять, так как многое в отношении роли Израиля в духовном исправлении мира мы изучаем в трудах наших учителей, а второе – если вы этого не видите, - вам остается только принять на веру.

Израиль, как мы знаем, это не просто государство и место жительства какого-то количества людей. Мы учим это также и от Бааль Сулама, который неоднократно говорил, что создание государства Израиль – это указание свыше о том, что наступил период окончательного исправления мира. То есть, придет ли мир к исправлению добрым путем или же путем ужасных страданий, зависит от духовной работы именно здесь, без нее нигде в мире невозможно создание правильного намерения для исправления мира свойством Творца, отдачей. То есть, тот, кто действует против этого, тот действует во зло всему миру.

Наша работа по поддержке добрых исправляющих духовных сил приводит, как известно, также к усилению противоположной стороны, что выражается, в частности, во все более целенаправленной деятельности нынешнего правительства США на то, чтобы "сдать" Израиль, чтобы он просто не существовал как государство и как народ в этом регионе.


Вопрос с английского блога: Недавно на уроке мы обсуждали необходимость находиться какое-то время в левой линии, а большую часть дня работать в правой линии. Как может группа в период подготовки выиграть от попыток человека идти в правой линии? Ведь он знает, что пока еще не работает в совершенстве, в лишма. Притягивает ли он свет для других, пытаясь работать в правой линии, хотя еще не достиг состояния "отдачи ради отдачи"?

Ответ: Правая линия, линия совершенства – это состояние более высокой ступени, чем та, на которой находится человек, и работа в правой линии состоит в том, что он прикладывает все усилия и применяет все средства, чтобы находиться в ощущении этого состояния. Более высокая ступень – это всегда ступень еще большего единения душ.

Параллельно с этими усилиями, которые они прилагают, людям в группе свыше прибавляют эгоизм, раздор, "болезнь забывчивости" и пр. то есть как бы сталкивают в левую линию, и все в группе вынуждены прикладывать все больше и больше сил для единения.

Поэтому понятно, что группа может выиграть только от усилий членов группы вести себя так и видеть своих товарищей такими, как будто общая душа группы уже едина, совершенна в отдаче и наполнена светом Творца. И понятно, что только из состояния, наполненного светом, можно притянуть свет для других.

При этом знание человека, что он пока еще не работает в лишма, должно "знать свое место": не должно вести к прекращению работы, а должно быть "помощником, который против".


Вопрос с английского блога: Этот вопрос задал один из учеников учебного центра.

Если в 1995 году каббала была уже готова раскрыться массам, почему в то время не были организованы центры по всему миру? И это исправление мы должны сделать теперь, только лишь потому, что оно широко не распространилось раньше? Почему в 1995 году не появились продвинутые каббалисты?

Ответ: Каббала была готова раскрыться массам, но массы были не готовы раскрыть для себя каббалу.

Основы подобных "несоответствий" мы изучаем в каббале: высшие ступени всегда находятся в состоянии "стенд бай", и все зависит от потребности, готовности низших получить свет. Как сказано: "корова всегда желает дать теленку молока намного больше, чем он хочет получить".

Даже к тому небольшому свету, который способны передать массам мы, они поворачиваются очень медленно.

Тем не менее, процесс готовности к получению света исправления ускорился неимоверно. Ведь бывали случаи, когда свет приходил непосредственно в наш мир в виде учения Ари, учения Бааль Сулама – но прошло полтора столетия, прежде чем учение Ари стало через Бааль Шем Това входить в массы, и десятки лет, прежде чем ими стала осознаваться актуальность учения Бааль Сулама. В нашем случае от начала изучения каббалы "людьми массы", т.е. ранее не причастных к традиции, пусть даже в рамках небольшой группы, до начала массового распространения каббалы для всего мира прошло всего несколько лет.