Ответы на вопросы, 19.02.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос с английского блога: Является ли изучение каббалы "правильным образованием", которое формирует в каждом из нас человека?

Ответ: Сформировать человека означает дать ему понятия и желание, а затем знания и методику, для того чтобы он смог развить в себе душу и соединить ее с общей душой человечества. Душой называется свойство отдачи, противоположное эгоизму.

Люди разнятся по тому объему знаний и методике, которые необходимы для исправления их эгоизма.

Меньшинству людей, которые не способны исправить свой эгоизм без глубокого изучения системы мироздания, места их души в нем и пр., а также без каббалистической методики: постоянной учебы в группе, передачи другим исправляющего света, - для таких "правильным", то есть исправляющим эгоизм, образованием и есть каббала.

Большинство людей способны исправить свой эгоизм получением общих знаний об устройстве мироздания и силе отдачи как его основе, а также в практической работе по переустройству основ жизни общества с эгоизма на отдачу.

Все эти необходимые для этого знания и методики основаны, естественно, на разработках науки каббала, но самой каббалой не являются.


Вопрос с английского блога: Кто принимает участие в разработке новой системы образования, упомянутой в посте "Уроки о новом мире: природа, общество, человек", и когда она будет реализована? Как насчет тех, кто не имеет основ для выживания: безработных, бездомных, нищих, или тех, кто, у кого нет желания обучаться этой новой системе?

Ответ: В разработке новой системы образования, в частности, пакета материалов и основ методики, которые мы создаем для ООН и ЮНЕСКО, принимает участие группа специалистов, членов движения "Арвут", в сотрудничестве с психологами и специалистами в сфере образования для взрослых.

Из перечисленных Вами бедствующих слоев общества мы предлагаем международным организациям и правительствам в первую очередь включать в систему образования тех, у кого есть желание к улучшению жизни, то есть, например, безработных, которые получают пособие, ищут работу и т.д., то есть связаны с государством четкими взаимными интересами: занятость и улучшение жизни.

Все остальные смогут подключаться к системе образования с появлением у них этих интересов.

При этом нынешнее пособие по безработице приобретает статус стипендии, которая выплачивается только при участии в учебном процессе и достаточной успеваемости, что и стимулирует желание обучаться у тех, у которых его пока нет.


Вопрос с английского блога: Что запрещается требовать от Творца? Что лежит за рамками наших сил, чтобы достичь духовного?

Ответ: "Запрещено" в каббале означает "невозможно". Невозможно требовать от Творца, чтобы Он сделал нашу половину работы по созданию кли. Ведь даже если предоставить эту работу "власти небес", которая действует посредством сил природы, как описывает это Бааль Сулам в статье "Мир в мире", она все равно посредством огромных страданий приведет нас к "крику", острому и единственному желанию, которое и будет кли для света исправления.

За рамками наших сил находится возможность создания духовного кли в одиночку.


Вопрос с английского блога: Как вы рассматриваете тот факт, что некоторые истории из Торы кажутся взятыми из других, более древних мифологий, например, "Эпос о Гильгамеше" из шумерских таблиц. Если, согласно каббале, Тора – это "свет" и не должна восприниматься как исторические рассказы, то почему она утверждает, что Авраам, Моше и другие персонажи были первыми каббалистами, как если бы они были реальными людьми? Помогите, пожалуйста, понять.

Ответ: Рассматриваем это так же, как тот факт, что многие процессы и механизмы, которые мы изучаем в каббале, мы видим затем в намного более поздних описаниях - в физике, биологии и других науках, где они сделаны на совсем другом языке, в иной терминологии. И мы знаем при этом, что сведения об этих механизмах не взяты этими науками напрямую из каббалы, а являются обобщением изучаемых ими процессов природы.

Потому что каббала в своем "описательной" части не есть что-то "не от мира сего", в ней описаны законы природы, о чем открыто говорит Бааль Сулам: заповеди Творца и законы природы – это одно и то же.

Каббала предстает как нечто "не от мира сего", в основном, только в вопросе решения его проблем: исправления его материала, эгоизма посредством создания кли для света исправления.

Поэтому и в мифах, которые были также своеобразными описаниями действий природных сил, и создавались людьми чуткими и живущими одной жизнью с природой, события и персонажи бывают очень похожи на описанное в Торе. Кроме того, возможны и прямые заимствования "мифотворцев" у учеников каббалистов, последователей Адама, а также у учеников Авраама, поселившихся в других странах, но подобное уже относится к области догадок и предположений, а это не в обычае у изучающих каббалу.

В отношении Вашего второго вопроса: именно потому, что Авраам, Моше и другие были реальными людьми, каббалистами, - именно поэтому написанные ими книги и являются источником света исправления.

Понять это можно так: каббалисты, в том единении с Творцом, в котором находились Авраам, Моше и др., в своих действиях, даже тех, которые мы видим как материальные, полностью управляются светом. Кроме того, они и происходящее с другими, в окружающем, видят как действие света. И поэтому возможно различное описание их действий и различное понимание: как действий света, то есть - кли, полностью подчиненного свету, и как действий человека в этом мире.

Каббалисты посчитали нужным описывать их действия не непонятным для остальных техническим языком каббалы, а как описание действий и событий в нашем мире.

Этим они сделали добро тем, кто в последующем будет стремиться к духовному постижению: нам приходится заниматься не далекими от практики интеллектуальными задачами, связывая техническое описание с нашими ощущениями, а заниматься непосредственной работой с эгоизмом, ведь это он обманывает нас, показывая келим и света в виде картин нашего мира. И, осознав эгоизм как препятствие, мы обращаемся к каббалистической методике, с ее помощью создаем духовное кли – и тогда Тора становится для нас светом.


Вопрос с английского блога: Мой вопрос касается поста "Знакомство с Хозяином  змея". Выходит, что мы должны удалить яд из эгоизма, а не сам эгоизм?

Я никогда прежде не делила два основных намерения:

- намерение к Единству среди товарищей и в человечестве;

- намерение раскрыть силу Творца – источник, включающий всю природу.

Может быть, они включаются друг в друга, как одно огромное намерение?

Есть ли еще какие-то намерения, которых мы должны придерживаться?

Ответ: Без эгоизма творение представляло бы собой простейшее неживое желание, лишенное самоосознания. То есть совершенно лишенное возможности когда-либо уподобиться Творцу.

Корень эгоизма – ощущение единственности. То есть, практически, подобие самому Творцу, ведь Он – единственный. Но так как оно дано множеству, каждому в отдельности, свойство это становится разрушительным, "ядовитым". Яд – это использование своей единственности для получения ради себя. О единственности, ее корне и правильном использовании этого свойства сказано у Бааль Сулама в статье "Мир в мире".

О двух упомянутых намерениях можно сказать, что первое, единство товарищей и единение всех людей, можно и нужно реализовывать в действии, и только через это действие выполняется второе намерение, раскрытие силы Творца.

Эти два намерения действительно самые важные.


Вопрос с английского блога: Как вы справляетесь со своим эго, если вас постоянно кто-то обижает, например, грубый муж или агрессивные родители? Вы оставляете все, как есть, и уступаете их капризам и вредным привычкам? Или вы сердитесь, уходите от них, устанавливаете какие-то границы в общении, ведь если так не поступить, это будет признаком психической патологии поведения? Я знаю, что человек должен испытать боль, для того чтобы преодолеть ее подъемом над желанием получать, для того чтобы попросить исправления. Но не думаю, что это противоречит необходимости постоять за себя в этом мире. Вряд ли Творец хочет видеть нас "тряпками".

Ответ: Для духовного развития абсолютно неважно, как я реагирую на действия окружающих в этом мире. Для духовного развития важно требовать от себя и от Творца, чтобы во всем происходящем мне раскрывалось Его управление, то есть – каким образом Он развивает мое эго и направляет его к себе. Если быть достаточно упорным в этом намерении и, плюс к этому, читать статьи каббалистов: статьи из Шамати, статьи Рабаша – те из них, в которых они описывают характер, действия, реакции нашего эгоизма, со временем можно обнаружить себя наблюдающим за жизнью своего эго и его реакциями как бы со стороны, как исследователь. К тому же и остальные с их мелким эгоизмом становятся ему понятны и "прозрачны".

Человек действительно должен испытывать боль, но не должен стремиться к боли и не должен ее просить, а должен просить исправления, Вы совершенно правы.


Вопрос с английского блога: Согласно недавно проведенным исследованиям, почти две трети американских рабочих проводят на работе гораздо больше времени, чем три года назад, для того чтобы обеспечить себе пять самых необходимых условий жизни: жилье, еду, тепло, безопасность и здоровье. Как мы сможем обеспечить этих людей поддержкой и интегральным образованием?

Ответ: Мы не намереваемся обеспечивать интегральным образованием непосредственно людей. Мы готовы предоставить подробные учебные программы, методики, учебные материалы, и, если надо, инструкторов, государственным, общественным и международным структурам, и говорим им, что они обязаны незамедлительно обеспечить интегральным образованием людей. В противном случае недовольство масс разрушит все эти структуры, и тогда будет плохо всем – и самим массам, и их нынешним руководителям.