Ответы на вопросы, 13.11.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

 

Вопрос: Если человек раздражает, и виден его эгоизм, в частности, например, стоит под окном машина уже в вечернее время, а он играется с рацией под окном, конечно, действует на нервы, надо ли ему сказать в глаза, чтобы он понял, иначе у него эгоизм будет процветать в полном объеме?

Ответ: Каббала говорит, что действия не так важны, как важна производимая при этом работа со своим эгоизмом.

Я могу сказать что-то резкое тому, кто мне мешает, или, наоборот, могу установить с ним дружелюбные отношения и понимание, – главное не это. Главное – чтобы я мог при этом прослеживать поведение своего эгоизма, как какого-то отдельного существа, его реакции на происходящее, появление желаний и пр., – для того чтобы со временем мне посчастливилось увидеть во всем этом работу Творца. Ведь это Он снабжает меня эгоизмом и дает различные помехи, которые его раздражают, увлекают – для того чтобы все это скрыло Его от меня.

 

Вопрос: Душа и тело, как в природе – единое целое – приносят страдание и разочарование. Почему бы Творцу не преобразить человека, и не сделать его совершенным, как ангела на небесах?

Ответ: Потому что совершенство ангела – это не то, ради чего Творец создал мир и человека. Творение – человек – создан для того, чтобы подняться до уровня Творца и соединиться с Ним. Ангел – это животный уровень в духовных мирах. Животное не ошибается, но и не способно подняться выше своего уровня.

Только человеку даны два начала: душа – сила отдачи, или как ее называют, "часть Творца", и сила получения – тело, и только он способен работать с ними, чтобы подчинить получение отдаче – и так подняться к совершенству Творца. А в процессе работы несовместимость этих двух начал, естественно, вызывает страдание и разочарование.

 

Вопрос: Если Творец дал человеку свободную волю, и теперь человек творит, что хочет, получается, Творец – эгоист, не думает о своем творении? Вот человек приближает к себе массовый эгоизм, а Творец ничего не предпринимает, чтобы искоренить эгоизм, значит, Творец существует автономно от всех?

Ответ: О том, что Творец создал мир для своих целей, то есть Его действия как бы подобны действию того, кто думает только о себе, говорится в статье 115 в книге Шамати.

Свобода выбора может быть, только если есть из чего выбирать. Но сказано, что единственное, что создал Творец – это "злое начало", эгоизм, то есть, Он изначально сделал человека рабом эгоизма, как бы лишил его выбора.

При это сам Он действительно "автономен", потому что Его свойства совершенно не совместимы со свойствами эгоизма.

Но сказать, что Творец ничего не предпринимает, было бы неверно, потому что в том же высказывании каббалистов о создании злого начала, эгоизма, дальше говорится: "и создал методику его исправления".

То есть, из этого следуют два вывода: во-первых, эгоизм не искореняют, а исправляют по методике, данной через каббалистов, а во-вторых, свобода выбора, – оставаться в рабстве или выйти из него, – существует, но человечество об этом не знает. Поэтому нам нужно как можно быстрее и эффективней распространять методику исправления, чтобы дать человеку свободу выбора и возможность освобождения от рабства.

 

Вопрос: Полчаса в день во время утреннего урока мы читаем вместе Зоар. Есть ли возможность перенести вопросы или на первую часть или на последующие? Допустим, сделать временное правило не задавать вопросы во время Зоара?

Ответ: Временно такое правило принять, видимо, можно. Ваша группа может написать такое предложение тем в ББ, кто планирует урок.

Но отменить вопросы вообще было бы неверно, потому что в утреннем уроке участвует так много разных людей, что невозможность формулировать вопросы, слушать вопросы товарищей, ответы, у очень многих подавила бы живую потребность выяснения намерения и сделала бы процесс чтения Зоар во многом формальным.

 

Вопрос: Утверждается, что Творец захотел насладить человека. Зачем? Подобное желание Творца (могут ли у Него быть какие-то желания?) воспринимается как произвол, как нечто странное, в чем отсутствует необходимость. Возможно, отвечать на такие вопросы не входит в задачу Каббалы. Однако человек, томимый духовной жаждой, ищет ответов именно на эти вопросы. Поэтому об этом стоит говорить максимально подробно, или честно сказать, что ответов не будет.

Ответ: Стоит понять, что воспринять действия другого как произвол, способен только тот, кто хотя бы потенциально равен ему. Рожденный в рабстве не воспринимает действия хозяина как произвол. То, что мы способны на подобное восприятие, говорит о том, что человек изначально создан, чтобы стать равным Творцу.

То, что побуждения  другого выглядят странными и лишенными необходимости, говорит об абсолютной разности свойств с ним. Даже в нашем мире нам часто непонятны побуждения и действия людей совершенно иной культуры.

И даже объяснение каббалистов: Творец захотел насладить творение, потому что Его свойство – любовь, – не находит в нашей душе никакого отклика, – потому что та любовь, которая существует в нашем мире получения, это нечто совершенно другое, она не дает нам никакого основания, чтобы понять побуждения и действия Творца.

Есть ли желания у Творца? Мы вынуждены называть свойства Творца желаниями (хотя прекрасно понимаем, что желаний в нашем смысле у Дающего быть не может), потому что мы можем пользоваться только языком нашего мира получения, мира эгоистических желаний, другого языка у нас нет.

Но главное – понять, чем именно Творец пожелал насладить человека. Творение – это ощущение отсутствия, потери Творца, понятно, что наивысшим наслаждением творения будет воссоединение с Творцом. 

 

Вопрос: Что такое душа в духовном понимании? Если тело, то понятно – это состав крови, костей, сухожилий, мяса, кровеносных сосудов, ногтей, состав ферментов. А вот душа, ее ведь не увидишь глазом?

Ответ: Если существует душа как более высокий уровень существования, тогда наоборот, непонятно что такое тело, то есть – для чего оно. Ведь вопросы типа "что это" – подготовительная ступень к вопросам "для чего?"

Душа – это "часть Творца", то есть общей силы отдачи.

Мироздание вообще – это результат взаимодействия двух феноменов – отдачи и получения. Но порождающая сила отдачи действует в нем изначально в такой мизерной мере, которая способствует только лишь развитию материи, а в человеке, центре мироздания, она способствует развитию эгоизма, как высшего проявления феномена получения. Само же развитие материи приводит к появлению "человека как тела" – с присущими ему сознанием, психологией, социальностью.

По мере развития феномен отдачи начинает проявляться все сильнее, что приводит людей к поискам корней существования, к осознанию зла эгоизма и раскрытию в себе "искр" противоположной ему силы, – отдачи. А тело со всеми его потребностями до поры до времени скрывает от человека истинную сущность души.

"Искры" отдачи еще называют "зародышем души", с помощью специальной методики человек может развить его. И когда человек подчиняет свойству Творца, отдаче, жизнь тела, – это называется, что он, живя в теле, в этом мире, в то же время существует на уровне души.

 

Вопрос: Каббала утверждает как аксиому, что душа – это желание. Но это не воспринимается как аксиома, скорее это выглядит как недоказанный тезис, поэтому становится источником сомнения в истинности каббалы в целом. Требуется, на мой взгляд, разъяснить этот вопрос максимально подробно. Почему душа – именно желание, а не сознание, воля и разум?

Ответ: Сомнения в каббале, как и в любой науке, неизбежны и даже поощряются, –  если человек способен использовать их как материал для продвижения.

Понятно, что начальные положения каббалы часто воспринимаются начинающими не как аксиомы, а как недоказанные тезисы: каббала пользуется языком нашего мира, но при этом понятия, обозначаемые "знакомыми" нам словами – не те, к которым мы привыкли. "Понятность" слов, которыми она пользуется, обманчива. Поэтому вначале нужно ознакомиться с терминологией каббалы, с тем, что обозначает каждый из терминов.

Творение – это ощущение отсутствия Творца, Дающего, то есть – желание отдачи -  вновь предоставить себя Творцу, желание вновь им наполниться. Таким образом, единственное, что вообще сотворено – это желание.

Далее, первая стадия развития творения называется "нисхождение", потому что сопровождается множеством разбиений, появившаяся в результате масса самостоятельных факторов сохраняет общую природу – желание, но уже не в состоянии "претендовать" на Творца: Его природа – единственность, а множественность факторов скрывает это, не в состоянии воспринять. В результате дробления появляется состояние "наш мир" – состояние желания получить, которое скрывает Творца окончательно.

Но в реальном, то есть в духовном мире ничего не исчезает, все предыдущие состояния сохраняются в последующих в виде решимот – "записей". То есть, и свойство Творца, отдача, – ощущаемое, понятно, как желание, которое было запечатлено в первичном творении, – сохраняется в человеке "в латентном состоянии".

В человеке это желание называется душой, и начинает ощутимо проявляться только на определенной стадии развития эгоистического желания.

Будучи желанием намного более высокого уровня, именно оно является развивающим фактором в творении, в человеке благодаря ему развивается сознание, человеческая психология, разум, социальность.

Все это появляется и развивается в человеке для того, чтобы, когда душа, желание отдачи, начнет проявляться все сильнее – он смог бы развивать его уже сознательно и, развивая, подняться вновь на уровень первичного творения и вновь слиться с Творцом.

 

Вопрос: Существуют ли в иврите слова и фразы, которые одинаково читаются вперед и назад? Обладают ли эти слова и фразы особыми свойствами?

Ответ: Вполне возможно, что существуют, но никакими особыми свойствами эти слова и фразы не обладают.

 

Вопрос: В беседах по подготовке к конгрессу в Новосибирске вы очень доходчиво нарисовали картину, как влияет удаление от центра (Москва) на жизнь людей.

Жизнь в Новосибирске – это не то же, что жизнь в Москве. Разные люди, разные проблемы, соответственно разные способы решения. Это очень похоже на форму существования ББ и мировых групп.

Вопрос: "делай, как я" не срабатывает, что делать?

Ответ: Речь шла о материальных свойствах людей, места, о значении этих различий для форм и успеха распространения, а не о духовных различиях в наших группах.

Наши группы, особенно те, кто находится на постоянной, ежедневной связи друг с другом в учебе и распространении, групповой работе, все больше открывают для себя, что проблемы и решения у всех очень похожи. Где бы физически ни находились группы – в Сибири, в Хорватии, в Канаде или в Чили.

Происходит это потому, что наше единение дает другой взгляд на вещи, людям уже самим становится неинтересны внешние подробности, они все больше раскрывают для себя духовный источник проблем и решений.

И если в формах распространения и решения чисто материальных проблем принцип "делай, как я" не работает, то все мы видим, как он прекрасно работает в нашей духовной работе, например, в семинарах.

 

Вопрос: Я бывала в селах на Украине, где почти все пьют алкоголь с детского возраста. По этой причине почти никто не доживает до старости. Они полны агрессии и зависти друг к другу. В пьяном угаре зачинают детей, вступают в кровосмесительные связи, убивают друг друга. Я видела это своими глазами, и это не исключение, в Российской и Украинской глубинке полно таких поселений. Думаю, есть в мире много подобных мест, например, в Африке. Как впустить свет в эти Содомы и Гоморры? Что и когда приведет их к исправлению?

Ответ: Есть правило: нет света  без сосуда. Плохо не то, что у людей нет цели в жизни, плохо то, что у них нет потребности в ней, а значит нет потребности в исправлении.

Цель и не может появиться на периферии, потому что ее нет в обществе вообще. Поэтому оно, стимулируя тех, кто способен, карабкаться все выше в потреблении и конкуренции в уровне жизни, охотно оставляет глубинки вымирать – они ведь никогда не смогут по-настоящему участвовать в общей гонке, значит, они не нужны.

То есть, изменение жизни глубинки зависит от общей "подсветки" в обществе. Зародить общее ощущение, что жизнь в обществе меняется, меняются ориентиры, появляется что-то новое, может только переделка общества на основе интегрального образования и воспитания.

В обществе должно возникнуть хотя бы понятие о возможности новой жизни, в СМИ должны появиться новые темы и ориентиры. И это обязательно повлияет также и на глубинку.

Общая душа – это живой организм, и если в нем начинает правильно и активно течь здоровая кровь, это понемногу исцеляет все органы, какими бы "периферическими" они нам не казались.