Ответы на вопросы, 09.06.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос с английского блога: С тех пор как я начала заниматься каббалой, мне кажется, что я стала ощущать "лишма" - сосуд Творца. Это что-то необычное, или все новички испытывают нечто подобное?

Ответ: Когда человек начинает заниматься каббалой, он подставляет себя под воздействие окружающего света. Окружающий свет меняет свойства человека, что вызывает смену внутренних состояний. Особенно ярко это проявляется вначале, когда происходит первая встреча со светом, и человек впервые испытывает его влияние. Но дать точную характеристику этим ощущениям пока нельзя. Нужен опыт, понимание, как и относительно чего измерить свое состояние, что и с чем сравнивать. Определение духовного состояния – это результат точного расчета, а не просто необычное переживание. Так что двигайтесь вперед, и все постепенно проявится.


Вопрос с английского блога: Согласно Бааль Суламу "мудрые каббалисты ведут нас к миру грядущему". Откуда мне знать, что они "мудрые"?

Ответ: Напрямую – не можете знать, ведь для этого надо самому обрести мудрость. Косвенным образом можно, сравнивая то, что говорят каббалисты с тем, что говорят ученые "земных" наук. Каббала не находится в противоречии с обычной наукой, она только охватывает все целиком, в то время, как наука делит мироздание на части и исследует по отдельности, не умея связать в цельную картину. На блоге постоянно выставляются мнения ученых – экономистов, социологов, биологов, физиков. Изучайте, сравнивайте. Становитесь сами исследователем. Каббала против фанатизма, она за осознанный путь развития.


Вопрос с английского блога: Почему процесс слияния с Творцом длится так долго? Почему он занимает так много лет? Поскольку я знаю, что есть другой мир, я всеми силами пытаюсь подключиться к нему, но меня все время отбрасывают назад. Я изучаю книги, объединяюсь с группой. Наверно, здесь нужно терпение, но я очень спешу. Я чувствую, что больше некуда идти. Я ощущаю этот мир самым низким местом, которое может быть. Мне кажется, что этот мир – именно то, что человек называет адом.

Ответ: Нетерпение – замечательное качество, недаром сказано, что тот, кто откладывает на завтра, не достигнет желаемого и через годы. Но есть одна маленькая деталь. Между нами и Творцом не стоит никто, кроме нашего собственного нежелания. Некому нас отбрасывать. Ведь Творец – это свойство отдачи, раскрыть Его означает раскрыть в себе это свойство. Отменить себя перед группой, убрать все расчеты, направленные на собственное благо. Махсом – в нас, это психологический барьер между альтруизмом и эгоизмом. Поэтому проявляйте нетерпение, но к исправлению, проявляйте нетерпимость к своему эгоизму. Это единственное, что от нас требуется.


Вопрос с английского блога: Рав, на одном из уроков Вы сказали, что интернет – это результат эволюции эго, и является материальной добавкой к эгоизму. Не могли бы Вы прояснить, имеет ли он отношение к духовному развитию в виртуальных и физических группах?

Ответ: Весь наш мир – результат эволюции эго, но это не означает, что мы не можем им пользоваться для своего исправления. Можем, и именно для этого все в нем предназначено. Из всего можно извлечь пользу, если правильно к нему отнестись. Интернет – замечательное средство общения между людьми, живущими на расстоянии в тысячи километров. Благодаря ему мы можем проводить совместные уроки и мероприятия и вести себя так, как будто мы одна группа. Это на материальном уровне, но затем мы к этому добавляем внутреннюю работу и действительно становимся едиными.


Вопрос с английского блога: Мы хотим приобрести копию 23-х томного издания книги Зоар. Предлагается два разных комплекта: один написан Шимоном и Майклом Бергом, второй – двумя Ашлагами. Какой из них правильный?

Кроме того, нам сказали, что выбирать учителя нужно согласно его происхождению. Как узнать это, если есть множество различных учителей, не связанных с Учебным центром (ЕС)? Является ли филиал Берга таким же, как Учебный центр? Если нет, то почему они не объединяются, как мы? Нам нужна ваша помощь, чтобы разобраться в этом.

Ответ: Наше понимание каббалы существенно отличается от методики Берга. Мы изучаем только первоисточники, и в первую очередь – труды Бааль Сулама и Рабаша. Есть и другие, не менее важные отличия. Не в наших правилах кого-то обсуждать, но мы готовы прояснить все детали нашей методики, ответить на все относящиеся к ней вопросы. Разберитесь в ней, а затем примите решение, подходит ли она Вам.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Кто я: грешник или праведник?"). Я пока не могу ответить на этот вопрос, но разве можно смотреть на страдания таких творений, как человек и животное, не проникаясь их болью? Должна ли я оправдать Творца, или лучше попытаться помочь людям остановить это безумие? Я смогу оправдать Творца за добро, которое увижу, только поднявшись за махсом. Как вы можете оправдывать Его сейчас и называть наш мир совершенным, когда вы сами пытаетесь исправить множество людей от эгоизма и зла?

Я полностью доверяю Создателю закончить за меня то, что он начал, спустив меня вниз так, чтобы я существовала в двух измерениях (добро и зло). Но, если у меня сейчас нет более высокого состояния, направляющего меня, то никогда не будет и надежды на исправление, а если исправление не является моей целью, то зачем вообще нужна вся эта работа по оправданию Творца?

Ответ: Оправдать Творца означает не убедить себя в чем-либо, а раскрыть Творца как единственную действующую в мироздании силу, причем, как силу добрую, несущую только добро. Это означает понять, что единственной причиной всех бед является наше несоответствие этой силе по свойствам. Это несоответствие искажает наше мировосприятие и заставляет почувствовать мир полным страданий и боли, а не как любовь и совершенство, каким он на самом деле является. Зло не вовне, оно внутри нас, в наших свойствах. Стоит их исправить, и тогда вместо зла мы почувствуем только добро и сможем оправдать Творца.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Кто я: грешник или праведник?"). Как вы можете утверждать, что нет середины между грешником и праведником, когда такие состояния рассасывают ненависть и катализируют любовь ко всем живым существам? Когда мы играем в ту или иную крайность, мы раскалываем мир на части и вызываем ненависть к нашей противоположности. Если мир бесконечен, то нет ни грешников, ни праведников – все это иллюзия. И то, и другое – просто проекция нашего воображения. Любое измерение всегда дает положительное и отрицательное направление. Разве это не является истинным балансом добра и зла, который, как вы говорите, не существует.

Ответ: Мир существует только лишь в нашем восприятии, а оно определяется нашими внутренними свойствами. Творец – это абсолютное добро, и все Его действия – тоже абсолютное добро, а я воспринимаю их таковыми в той мере, в которой соответствую этому добру. Поэтому человек всегда должен давать себе полный отчет в своем состоянии и видеть себя либо праведником, который уже полностью исправлен и потому оправдывает Творца во всем, либо грешником, нуждающимся в исправлении настолько, что пребывание в таком состоянии хуже смерти. Любое промежуточное состояние, согласие с ним, означает затягивание времени и потому является вредным.


Вопрос с английского блога: Помогает ли каббала излечивать болезни и погашать долги?

Ответ: Нет, не помогает, но вырабатывает правильное отношение и к тому, и к другому.


Вопрос с английского блога: Если, занимаясь каббалой или самостоятельно изучая ее в течение определенного времени, я вдруг прекращу это делать, перестану ли я продвигаться и духовно "упаду", или останусь на том же уровне?

Согласно духовным законам люди близки друг другу в зависимости от их убеждений (взглядов, образа мыслей). Если я, занимаясь каббалой, начну меняться, а члены моей семьи – нет, должен ли я оставить их, как бы тяжело мне не далось это решение, или остаться с ними, но перестать продвигаться?

Ответ: Самостоятельное изучение каббалы далеко не всегда дает продвижение по духовным ступеням. Поэтому о каком-то уровне и падении с него трудно говорить.

Но можно сказать, прекратив это изучение, человек просто "выключает" доброе свечение, которое исходит на его душу от книг каббалы.

Равны не значит одинаковы. В организме все его части не одинаковы, но равно важны для жизни организма. Так же и в обществе и в семье. И те, кто не изучает каббалу, не менее важны для исправления мира, так как они – носители таких желаний, которые очень трудно поддаются исправлению, хотя и кажутся иногда слишком простыми. Если Вы действительно будете продвигаться согласно каббалистической методике, – увидите, насколько точно Вас соединили с Вашими близкими в единую духовную конструкцию для вашего общего продвижения.


Вопрос с английского блога: Рав, недавно я присутствовала на семинаре, где ведущий постоянно кричал. Прежде ни на одном из семинаров я такого не видела. Это допустимо? Если нет, что товарищи должны делать, чтобы исправить такую ситуацию с целью укрепления единства и поддержки здорового объединения в группе? Как подняться над подобной ситуацией, когда кто-то кричит, будь-то ведущий или нет?

Ответ: Над такой ситуацией не поднимаются в одиночку, только вместе, тем более на семинаре. Мы и устраиваем семинары как тренинги нашего единения, вот свыше и дают испытание единству группы.

Поэтому всем в группе стоит постараться почувствовать общее желание справиться с мешающим работе поведением и спокойно вместе принять то или иное решение.

Какое – это уже неважно: или сделать общее замечание, или удалить крикуна, или включить его в себя как часть.

Главное в обсуждении вопроса и принятии решения – чувствовать друг друга и общность. Если этого удастся достичь, тогда любое решение будет верно.


Вопрос с английского блога: Я не выношу ужасного отношения к животным и всегда плачу, когда вижу, как люди жестоко обращаются с ними. Я хочу спасти всех животных от человеческого эгоизма и готова умереть за это. Как объяснить это явление?

Ответ: Вы, как и многие люди, чувствуете животных очень близко, так как мы в своей телесной основе тоже животные. Поэтому на Вас так действует психологический механизм "переноса". Он работает всегда, когда мы видим страдания других – наш эгоизм невольно переносит их на себя, поэтому также испытывает страдания.

Кроме того, у нас возникает ощущение опасности, когда мы становимся свидетелями жестокого и садистского поведения, если даже оно направлено на других. Поэтому понятно желание избавить себя от подобного ощущения раз и навсегда.

И еще: одно из глубинных стремлений человека – к любви и гармонии. Поэтому нарушение гармонии даже в неживом воспринимается как нечто безобразное, а тем более жестокость, садизм, грубость в поведении людей воспринимается как покушение на желанную гармонию, на сокровенное и дорогое, как разрушение мира.


Вопрос с английского блога: Недавно я прочитала статью "Феномен сотой обезьяны". Основная идея в том, что когда ограниченное число людей знакомится с какой-то новой техникой, то это знание остается только в их сознании. Но как только хотя бы один человек настроится на эту технику, то ее осознание/понимание переходит от него к другим. Таким образом, когда определенная критическая масса людей достигает этого, осознание усиливается до такой степени, что подхватывается почти всеми.

Если во время конгресса мы будем целеустремленно следовать правилам игры, повлияет ли это на весь коллектив? Иными словами, вызовет ли конгресс наше смешение в едином поле? Станем ли мы катализатором для всего человечества? Сможем ли мы как группа вызвать эффект "сотой обезьяны"?

Ответ: Несмотря на то, что реальность самого "эффекта сотой обезьяны" в нашем мире ученые подвергают сомнению, тем не менее, механизм распространения положительного влияния существует. Это объясняется тем, что все человечество – это одна душа, один духовный организм. А в организме как в единой системе информация распространяется мгновенно, и любое изменение в каком-то органе ощущают все клетки и части организма.

Мы – часть общей души, называемая "исраэль", что понимается также как "ли рош" – то есть как "голова", начало всего. И если мы приложим усилия и уподобимся в своем единстве Творцу, – в той мере, в которой мы это сможем сделать, мы приобретем "высший разум" единства. А значит, в той же мере действия всех остальных частей единой души человечества станут исправленными – на них распространится действие высшего разума. Как сказано в статье в книге "Шамати", части тела не нуждаются каждая в своем разуме, о разумности действий всего тела должна заботиться голова.


Вопрос с английского блога: Рав Лайтман, вы читали об исследованиях, изложенных в книге Эдвина Блэка "Война против слабых"? Оказывается, фонд Карнеги, фонд Рокфеллера, Билл Гейтс и другие консолидируют свои усилия, чтобы ослабить, оболванить, ограбить, обобрать человечество, думая, что они делают что-то хорошее. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями по этому поводу. Что делать человечеству с этим произволом?

Я полностью поддерживаю ваши идеи о выживании в условиях взаимного поручительства.

Ответ: Они не могут иначе. Мы ищем обычно в действиях людей какой-то один умысел: или злой, или добрый. Но люди – нормальные эгоисты, что означает, что даже их добрые дела в конце концов приводят к увеличению зла в мире, потому что эгоист, даже делая доброе дело, не может отрешиться от намерения "ради себя". Тем более это справедливо в отношении таких больших эгоистов нашего мира, как перечисленные Вами миллиардеры.

Поэтому не стоит тратить усилия и время на анализ их действий и выяснение их намерений. На вопрос "что делать человечеству" есть только один ответ: прислушаться к тому посылу, который мы стремимся ему передать и распространять методику интегрального образования и воспитания.