Ответы на вопросы, 08.11.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

 

Вопрос: И об этом сказано: "Создайте мне место и буду среди вас". И тут необходимо "чистое" кли? И тут необходим свет Хасадим? И далее об этом подробно написано в Книге Зоар? В главе Ахарей Мот?

Ответ: Местом в духовном называется желание. Единственное, что создано – это желание, все может происходить только в желании, поэтому оно и называется "место".

И то, что желание Творца – пребывать среди нас, – не в нас, а именно между нами, говорит о том, что мы должны создать общее на всех желание отдачи. И, по подобию свойств, Творец сможет наполнить это кли своим светом.

Понятно, что феномен отдачи, который мы создаем между нами, должен быть создаваем не просто ради "хорошей жизни", а ради Творца. А силы действовать ради Него может дать только сам Творец. Поэтому мы и просим у Него, чтобы Он дал нам свет отдачи, свет хасадим.

О создании кли для света Творца говорится во всех главах книги Зоар, да и во всех трудах каббалистов.

 

Вопрос: Нисхождение души Машиаха, этот процесс, он связан с зарождением (ибура), начинается с момента зачатия (ибура), и тут необходимы двое: мужское и женское начала (исправленные души)? И с момента этого "правильного соединения" начинается процесс нисхождения, пробуждается "свет возвращающий к источнику". Это когда Исраэль соединятся согласно знаку святости, запечатлённому на их плоти?

Ответ: Мы не можем судить о душе Машиаха, тем более о ее зарождении, потому что для нас Машиах – это свет, который приходит через методику исправления. Но мы знаем, что его приход не обязательно предполагает исправленность душ, как сказано, что Маших может прийти и в поколение, окончательно погрязшем в эгоизме, "поколение, которое полностью виновно". Те же, кто в поколении работают как сила "исраэль", действительно должны соединиться на основе взаимного отказа от использования эгоизма, что и называется "брит" – союз.

 

Вопрос: Недавно начал изучение каббалы, очень впечатлился: действительно сильно и весьма логично. Вопрос возник в связи с тем, что некоторые раввины говорят, что без полного изучения Торы, осознания и применения на практике Божественных заветов из неё, изучать каббалу бессмысленно, так как они абсолютно взаимосвязаны и неразделимы. Очень интересно узнать Ваше мнение по этому поводу.

Ответ: Каббала и Тора не только взаимосвязаны, более того, каббала – это внутренняя часть Торы.

То есть, то, что люди, не знакомые с сутью каббалы, называют Торой – это, можно сказать, тело без души.

И любое изучение, применение и исполнение Торы без знания их истинного, внутреннего содержания, имели смысл только в годы изгнания, когда народ, по высшему замыслу, был отделен от контакта с "душой Торы", - и только в воспитательных целях, чтобы не забылись слова Торы в народе.

И тем не менее, мы встречаем в трудах каббалистов прошлых веков множество высказываний горя и сожаления о том, что народ отделен от изучения книги Зоар и каббалы. А также утверждений, что со времен Ари изучение книги Зоар и каббалы всеми, даже людьми, мало сведущими в этих текстах, является не только правом, а и обязанностью каждого.

Многие из этих высказываний собраны в книге "Увидеть хорошее", которую можно найти на нашем сайте Международной академии каббалы.

 

Вопрос: В вашей книге "Основы каббалы" столкнулась с фразой "Аллегорически это описано как желание построить Вавилонскую башню высотой до небес". А также: "На языке метафор это выражается в Ветхом Завете 13"...

Слова "аллегория" и "метафора" подразумевают иносказание, абстрагирование, переносное значение. Означает ли это, что в историческом физическом смысле не было ни Вавилонской башни, ни событий, связанных с ней?

Ответ: Нет, не означает. Событие, и масса возможностей его описания, или формирования пакета информации о нем – это разные вещи. Существуют, как известно, описания в Торе – и описания, как считают ученые, тех же событий на глиняных табличках или другими способами.

Описание в Торе отличается от других описаний тем, что каждое слово указывает на некое внутреннее действие, духовную ступень, качество, но все это для внешнего читателя, не знакомого с каббалой, звучит как аллегория или метафора. Поэтому и приходится говорить об описании в Торе, как об аллегорическом или метафорическом. Ведь неподготовленному читателю по-другому и не скажешь.

Тем более невозможно рассказать человеку, не знакомому с каббалой, о том, что "описание", которое он читает в Торе – это само по себе событие. Если можно так сказать, "энергетическая схема" события: у того, кто постиг духовный уровень этих имен, слов, они создают событие в его внутреннем материале в реальности, во всей полноте и подробностях.

То есть, существуют как бы два события: текст Торы, в котором заложены принципы существования на всех уровнях мироздания, как сказано: "Творец смотрел в Тору и творил мир" - и некоторые изменения, происшедшие по этой схеме, в какой-то точке времени, в материале самого низшего из этих уровней – в нашем мире.

 

Вопрос: Вы говорите, пишете "Свобода воли, свобода выбора и т.п." Но где она, эта Свобода воли, когда самостоятельно я даже захотеть ничего не могу, просто не могу, особенно если нужно захотеть иметь желание идти против своего желания или нежелания. Все мои желания (и мысли – производная от этих желаний), если копнуть себя поглубже, они не мои, мне их дают, а потом забирают, дают, забирают и т.д.

Я уже устал и окончательно запутался, поскольку ощущаю себя какой-то "балвашкой", от которой ничего, по сути, не зависит и основная задача которой – просто переживать внутри себя различные эмоциональные состояния: от самых низких в начале и до спокойных (высоких) в завершении, и так по кругу. Ощущаю себя неким наблюдателем самого же себя откуда-то сверху, – описать, если честно, откуда именно, и сам не могу.

Вижу, как во мне живет, гуляет, бушует, дерзит или просто любит целая куча различных эмоциональных фонов, иногда вперемешку, иногда по отдельности, а иногда, в конце, все дружно вместе. Причем, все они иной раз настолько сильные, что самое лучшее, что могу сделать – это просто не обращать на них никакого внимания, поскольку управлять ими кишка тонка; иной раз боюсь даже "посмотреть" в их сторону, поскольку чувствую, что стоит только "обернуться", то все, сразу утащит меня нечистая, да и что греха таить, зачастую и утаскивает.

Ответ: Вы правы. Никакой свободы выбора в Ваших желаниях нет, они полностью порождены Вашим эгоизмом. Именно поэтому Бааль Сулам пишет, что свобода выбора не в том, чего желать или не желать, а в ином, в выборе окружения. Правильное окружение представит собой иную силу, альтруистическую, противостоящую силе эгоизма, и вот тогда появится возможность выбирать между ними.

 

Вопрос: Как бы вы прокомментировали эту статью – "Современные мужчины перестают быть сильным полом"  (http://www.rbcdaily.ru/2012/09/27/cnews/562949984800802)

Ответ: Все подмечено верно. Не объясняется только причина происходящего, а она состоит в том, что возросший эгоизм противопоставил нас законам природы. Мы перестали им соответствовать, и это выражается и в изменении мужских и женских ролей в обществе, и в распаде семей, и во многих других формах. Выход тут один – осознать, что эгоизм толкает нас к пропасти, и заняться его исправлением.

 

Вопрос: Что значит, "леашпиа ле хавер" и / или "ле квуца" практически? Что значит практически и физически "Лаафох ле ашпаа"?

Ответ: Практически – возвеличивать свойство отдачи в глазах товарищей и группы в целом, всячески демонстрировать его, "играть" в это свойство, даже если и не обладаешь им. Именно этому мы сейчас учимся на наших семинарах, включайтесь в эту работу!

 

Вопрос с английского блога: В недавнем сообщении в блоге Вы писали о сердце и о взаимосвязи между ростом проблем сердца и эгоизмом. Не могли бы Вы таким же образом объяснить снижение способности женщин рожать естественным путем? Что происходит с нашей репродуктивной системой, и почему большинство родов стимулируются лекарственными препаратами или завершаются кесаревым сечением? Что значит с духовной точки зрения, что женщина не в состоянии родить естественным путем (несмотря на желание избежать этого)?

Ответ: Эти вопросы действительно стоит рассмотреть с точки зрения развития нашего внутреннего материала, эгоизма.

Его развитие выражается, в частности, во все большем дроблении: желания, ранее цельные и простые, дробятся на все более мелкие и слабые.

Цельный, простой эгоизм, который раньше составлял сущность людей, видел себя во времени, в продолжении, поэтому раньше человек естественным образом видел свое продолжение в детях. Человек с цельным, сильным желанием готов на страдания и труды для достижения цели, поэтому люди были готовы рожать детей, растить их, трудиться для них.

Измельчавший эгоизм людей нашего времени проявляется, кроме прочего, в том, что человек не видит себя в будущем в виде своих детей, продолжения рода, поэтому у него неизмеримо меньше внутренняя готовность к тому, чтобы рожать детей и растить их. Пусть рождаются из пробирки и растут в инкубаторе.

И эта внутренняя неготовность обмельчавшего эгоизма на страдания выражается даже на физиологическом уровне: у женщин, в общем, снижается способность рожать естественным путем.

Это, видимо, один из случаев, когда общее состояние нашего материала, эгоизма, определяет процессы нашей жизни, невзирая на наши, даже осознанные, желания.

С другой стороны, процесс дробления эгоизма приводит к увеличению самоценности каждой малейшей его части, в обществе – к росту ценности каждой личности, жизни. Что выражается, в частности, в новом подходе к человеку и его страданиям, уменьшение страданий видится во многих случаях как самоцель.

Этот взгляд поменял многие установки в обществе потребления: "человек рождается для счастья" понимается как "для большего потребления", счастье как результат трудов и, если нужно, страданий, не входит уже в принятый комплект понятий.

Из этого подхода к жизни рождается нетерпение к страданию вообще, стремление помочь любому облегчить страдания и избежать опасности, даже когда они естественны, как в процессе естественных родов, и даже если наука говорит, что этот процесс, сопровождаемый страданиями, необходим.

То есть, мы – свидетели того, как самым неблагоприятным образом сочетается деградация личностного эгоизма и эгоизма общества, который выражается в виде культурных влияний и установок, имеющих, как известно, часто определяющее воздействие на человека, даже на его физическое состояние и возможности.

 

Вопрос с английского блога: Что Вы можете посоветовать в следующей жизненной ситуации? Человек понимает, что необходимо все привести в гармонию с высшей силой и законом любви. Он хочет этого и готов на многие жертвы, чтобы осуществить перемены. Однако все его попытки любить работают в направлении, совсем противоположном общей цели. Они пытаются оттянуть человека назад в свою систему, где все желают быть "вождями" и только несколько человек готовы стать "индейцами" (аннулировать себя ради Творца).

Ответ: Очень верно подмечено, попытки любить ближнего обречены на неуспех, если человек находится в окружении с противоположными ценностями. Вывод напрашивается сам собой – строить иное окружение, с другими ценностями, любви и отдачи. Именно этому учит каббала, когда утверждает, что единственный выбор человека – это выбор окружения, и от него всецело зависит, каким человеку быть.

 

Вопрос с английского блога: У меня есть возможность через несколько недель объединиться со многими товарищами, и я знаю, что это шанс, который я должен использовать! Но день ото дня, когда я думаю об этом, я чувствую, как во мне растет такое сопротивление, что боюсь, я буду сидеть там, как дурак, и не смогу сделать никаких усилий, чтобы соединиться с ними… Как с этим правильно работать?

Ответ: Это так эгоизм с нами играет, подсовывая очень убедительные отговорки. Дайте ему по зубам, скажите, что лучше сидеть, как дурак, с товарищами, чем быть одному. Сможете сделать усилия, не сможете, будет видно, главное, Вы отдаете себя в руки товарищей, и будь что будет.