Записи в разделе 'ЗОАР'
Две части творения

каббалист Михаэль Лайтман"Всесильный (Элоким)" – имеется в виду высшее имя Элоким, Бина. И называется Элоким (אלהים) согласно внутреннему смыслу сказанного: "Кто (МИ מי) создал их (ЭЛЕ אלה)" ("Предисловие Книги Зоар", статья "Небо и земля")

ЭЛЕ и МИ – это два слова, из которых складывается название всего творения "Элоким". ЭЛЕ – это нижняя его часть (свойство получения, малхут), а высшая – это МИ (свойство отдачи, бина). То есть это две части десяти сфирот, которые управляют всем мирозданием.

Творцом создано абсолютно все мироздание, постоянно движущееся к тому, чтобы проявить себя как одна единая система. 

Сказано, что когда соединяются эти две части, то укрепляется мир. Имеется в виду, что мир укрепляется, когда нет противоречий между МИ и ЭЛЕ, ЭЛЕ и МИ, поскольку обе части заботятся о том, чтобы дополнять друг друга.

Кстати, Элоким и Тэва (природа) имеют одно и то же числовое значение. То есть высшая сила, Элоким, тоже состоит из двух частей, ЭЛЕ и МИ, которые соединяются вместе и наполняют всю природу.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 21.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Элоким" = Природа

"Кто" создал "Это"?

Путеводитель по желаниям

Небо и земля – два противоположных желания

каббалист Михаэль ЛайтманЗаговорил рабби Шимон, произнеся: "Вначале сотворил Всесильный" – к этому речению надо относиться внимательно, ибо всякий, кто говорит, что есть другой бог, исчезнет из мира. ("Предисловие Книги Зоар", статья "Небо и земля")

Вначале Творец сотворил два противоположных желания: желание получать и желание отдавать, которые называются "небо и земля". И между ними находится все творение.

Земля символизирует желание получать, небо – желание отдавать.

Вопрос: А разве до этого не было желания отдавать? Ведь написано, что Творец – это чистое желание отдавать.

Ответ: Да, но это не относится к сотворению мира. Творец создал, что называется, "небо и землю" – желание получать против желания отдавать. И между этими двумя желаниями находится все творение: неживая, растительная, животная природа и человек.

А далее говорится, что если кто-то считает, что есть другой бог, то он исчезнет из мира. Это означает, что не будет такого состояния, когда люди станут думать, что есть еще какая-то сила, кроме Всевышнего (Творца).

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 21.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стадии изменения желания

Шифр каббалистических источников

"Да будет небосвод посреди вод"

Предисловие Книги Зоар. Передача 10

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Небо и земля.

Предыдущие выпуски программ:

Предисловие Книги Зоар. Передача 9

Предисловие Книги Зоар. Передача 8

Предисловие Книги Зоар. Передача 7

Раскрыть пядь и скрыть две

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правило, великие мудрецы там, где они собираются раскрыть что-либо глубокое, начинают свою речь словами: "Вот, я раскрываю пядь и скрываю две". Это, в принципе, относится и к Книге Зоар?

Ответ: Да. Там, где каббалист что-то раскрывает, он одновременно скрывает. Ведь если он не будет скрывать, тогда все действия, которые он постигает, окажутся раскрытыми перед всем миром, и ими сможет воспользоваться каждый. А так ими смогут воспользоваться только каббалисты, да и то в той мере, в которой они продвинуты.

Вопрос: А какой смысл раскрывать, если ты скрываешь вдвойне?

Ответ: Чтобы они учились.

Вопрос: Когда после ваших объяснений я выхожу с передачи, то у меня иногда возникает ощущение, что мне еще менее понятно, чем было до этого.

Ответ: Это тоже имеет смысл.

Вопрос: Сейчас я пытаюсь, чтобы вы насколько возможно расшифровали Книгу Зоар. Вы считаете, это полезно? Или лучше, чтобы человек просто читал и всё? И это будет действовать на него. Как вы думаете, есть ли смысл расшифровывать ее? 

Ответ: Расшифровывать надо уметь. Надо читать Книгу Зоар и пытаться расшифровывать то, что написано в ней. Постепенно-постепенно из догадок ты придешь к заключениям и из заключений к раскрытию.

Вопрос: То есть пытаться зацепиться даже через ум?

Ответ: Да. И просить! Просить, чтобы это раскрылось тебе.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрыть или утаить?

Рабби Шимон - человек-невидимка

Тайна книги Зоар

"Голос детей, занимающихся Торой"

каббалист Михаэль ЛайтманИ кто же поддерживает существование мира и вызывает раскрытие праотцов? Это голос детей, занимающихся Торой, и благодаря этим детям, спасается мир. (Предисловие Книги Зоар, статья "Ростки")

Вопрос: Как, благодаря голосу детей, занимающихся Торой, спасается мир?

Ответ: "Слышен их голос" говорит о том, что уже появляются творения. Причем это самая высокая ступень на данном этапе развития души. Поэтому все, что происходит, происходит ради них.

"Голос детей, занимающихся Торой" – это те зародыши, которые сейчас начинают пробуждаться, как младенцы. Они в чем-то достигли своего уровня подобия Творцу, т.е. своими голосами (своей реакцией) уподобляются Ему.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Состояния связи с Творцом

Иносказательное описание развития творения

Язык корней и ветвей

"Радугу Мою дал Я в облаке"

каббалист Михаэль Лайтман"Радугу Мою дал Я в облаке". Ведь только посредством этого притягиваются высшие мохин. "И тогда раскрываются они" – т.е. только посредством включения правой (линии) в левую. (Предисловие Книги Зоар, статья "Ростки")

Речь идет о силах, которые существуют для того, чтобы развить человека. Постепенно они начинают воздействовать на него и развивать.

Вопрос: А что обычно понимается под словом "радуга"? Что это за термин?

Ответ: Семь цветов радуги охватывают все света, начиная с хэсэд, и заканчивя малхут: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут. Это значит, что все эти силы работают на человека, чтобы, управляя им, приблизить к подобию Творцу.

Вопрос: То есть радуга – это хороший знак? 

Ответ: Нет, в религии это считается плохим признаком. А в каббале под радугой подразумеваются последовательные действия, которые Творец производит над своими творениями.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто раскрасил белый цвет?

Сквозь семь цветов радуги – к Творцу

Радуга во мне

Выйти из скрытия

каббалист Михаэль Лайтман"И оттуда они вышли в скрытии". (Предисловие Книги Зоар, статья "Ростки")

Под словом "они" имеются в виду желания человека, которые он хочет развить до духовных. В результате его работы желания постепенно выходят в раскрытие, и с их помощью он начинает ощущать тот мир, в котором родился.

Вопрос: Что вообще скрыто от человека?

Ответ: Всё. От нас скрыто все духовное, все силы, которые управляют нами, все силы, которыми мы должны управлять. 

Вопрос: И это именно для того, чтобы оставить нам свободу выбора?

Ответ: Да, чтобы мы поняли, как должны работать со всеми этими свойствами и силами.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Трансформация чувств

Когда "грешники" выходят на волю…

Зоар раскрывает нам самих себя

Состояния связи с Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманРостки выросли посредством зарождения (ибур), а затем посредством вскармливания (еника), а затем посредством первого гадлута (большое состояние). "И оттуда они вышли в скрытии". (Предисловие Книги Зоар, статья "Ростки")

Речь идет о состояниях, которые проходят наши желания, постепенно развивающиеся до такого уровня, когда мы можем через них воспринять творение.

Определенный уровень развития желания называется "ибур" – зарождение, потом "еника" – вскармливание, и т.д. То есть это состояния определенной связи с Творцом.

Например, в нашем мире зародыш полностью отменяет себя в материнской утробе. То же самое можно сказать о духовном зарождении, когда я вообще не использую свои эгоистические желания, аннулирую их и таким образом нахожусь в какой-то связи с Творцом, потому что не получаю ради себя.

Вскармливание – это состояние, когда я, включая свои якобы эгоистические желания, начинаю постепенно получать, но только для того, чтобы вырасти и стать подобным Творцу. А потом, впитав свойства Творца на предыдущих стадиях, я уже работаю на отдачу. Это называется большим состоянием.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Иносказательное описание развития творения

Самое легкое и самое трудное действие

Рождение, вскармливание, школьные годы

Видеть, слышать, действовать

каббалист Михаэль ЛайтманВо многих каббалистических статьях пишется о слухе, зрении и действии. Слух символизирует свойство бины, зрение – свойство хохма, а действие – свойство малхут.

Действие в духовном означает, что человек поступает как Творец, становится Его соратником, партнером, и таким образом начинает сам, в полную силу участвовать в творении.

При этом такие явления, как видеть и слышать, тоже являются видами связи с Творцом. Связь осуществляется или через бину – слух, или через хохму – зрение, или через малхут – действие. Градация такова: бина, хохма, малхут.

Самая полная, самая сильная связь осуществляется через действия. К ним относятся любые действия человека, в которых он желает уподобиться Творцу.

Когда мы говорим "видеть" и "слышать", то не имеем в виду видеть и слышать глазами и ушами. Речь идет о внутренней напряженной работе. Видеть, слышать и действовать – это разные виды внутренней связи с Творцом. 

Реплика: Но пока нет этих чувств, тяжело понять, что это такое.

Ответ: Чувства придут постепенно. Прежде нужно развить внутренние духовные органы.

Вопрос: А как быть сейчас, пока у меня нет этих келим (сосудов), этих чувств?

Ответ: Читайте Книгу Зоар, пытайтесь проникнуть в нее, и тогда вы начнете развивать через нее чувства.  

Вопрос: Разве нет каких-то других методов?

Ответ: Нет, поскольку то, что ты читаешь, должно пройти через твои усилия в чувства, которые ты направляешь на Творца с помощью тех же усилий.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалистические термины: "слышать", "видеть", "звук рога"

Духовное зрение и слух

"Союз глаз"

Согласиться с действиями Творца

каббалист Михаэль Лайтман"На земле нашей" – это день субботний, который подобен земле жизни, т.е. будущему миру. (Предисловие Книги Зоар, статья "Ростки")

Вопрос: Как соотносится суббота и будущий мир?

Ответ: На уровне времен нам кажется, будто бы будущий мир приходит после этого мира. На самом деле речь идет не об астрономическом времени, а о развитии человека, ведь мы должны достичь такого уровня, когда нам раскроется смысл нашего существования, существования всего нашего мира, и мы поймем, ради чего живем.

Таким образом мы сможем стать соратниками Творца, работать вместе с Ним над преобразованием неживой, растительной, животной и человеческой природы, чтобы она была в союзе с Творцом и раскрывала бы Его.

Вопрос: Что значит быть партнером Творца? Это значит согласиться с Его действиями?

Ответ: Понять Творца. Ведь для того, чтобы согласиться, надо понять Его действия. А для этого нужно изменить себя и стать таким же, как Он. В этом заключается наша задача.

Вопрос: Выходит, что задача человека – согласиться с действиями Творца?

Ответ: Уподобиться Творцу. И тогда, как результат этого, мы согласимся с Его действиями.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Душа от свойства "животное"

каббалист Михаэль ЛайтманВ книге Зоар, гл. Мишпатим, сказано: "Смотри, когда человек рождается, дают ему нефеш (душу) от свойства "животное", со стороны чистоты, со стороны тех, которые называются "святые офаним". (Рабаш, статья 10, 1984 "До какого уровня человек должен дойти, чтобы ему не нужно было рождаться снова?")

Вопрос: Нэфеш – это самая низкая ступень. А какая ступень самая высокая?

Ответ: Самая высокая ступень – йехида. Духовные ступени идут в следующем порядке от самой низкой до самой высокой: нэфеш, руах, нэшама, хая и йехида.

Вопрос: Сказано, что человеку дают душу нэфеш от свойства "животное".  Что такое свойство "животное"?

Ответ: Это средняя душа, на уровне животного тела. Под понятием "животное" имеются в виду эгоистические желания.

Из ТВ программы "Практическая каббала", 02.01.2024

"Сделаем и услышим"

каббалист Михаэль Лайтман"Сделаем человека", который должен будет предварять слышание действием. (Предисловие Книги Зоар, статья "Ростки")

Все уровни природы, все ее силы участвуют в том, чтобы прийти к такому развитию, когда из природы появится человек. Неживой, растительный, животный и человеческий уровни проявляются последовательно, вплоть до появления человека.

Сказано: "Сделаем и услышим". Дело в том, что для того чтобы человек постиг духовное, он должен сначала совершить действие, а потом услышит. Слух – это свойство отдачи, бина.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сделаем и услышим!

Сделаем - и услышим Творца

Сначала "сделаем", а потом "услышим"

Иносказательное описание развития творения

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, написавший комментарий к Книге Зоар, говорит, что "Ростки" – это действие начала творения. То есть каббалист как бы видит и хочет передать процесс развития творения, сравнивая его с ростками, которые появляются из-под земли. Таким образом он постепенно раскрывает нам начало всего творения.

Поэтому в статье "Ростки" речь идет об эволюции природы в нашем мире до тех пор, пока не появляется человек. А далее объясняется, что происходит с человеком.

Сказано в "Предисловии Книги Зоар": "Ростки показались на земле, время обрезания ветвей наступило, и голос горлицы слышен на земле нашей". Это говорит о том, что вся природа на всех ее уровнях – неживом, растительном, животном и человеческом – постепенно приближается в своем развитии к состоянию, когда человек может начинать действовать как вершина ее создания.

Этот процесс рассматривается как внешнее проявление развития природы, так и внутреннее развитие человека. Ведь все, что происходит, осуществляется на всех уровнях природы, в том числе и на духовном.

Вопрос: Допустим, "ростки в земле" – это еще как-то можно понять: земля символизирует общее желание, а ростки олицетворяют проявление намерения в этом желании. А что такое "слышен голос горлицы"?

Ответ: Это можно рассматривать, как проявление призыва Творца к тому, чтобы человек начинал взаимодействовать с остальными уровнями природы.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Язык корней и ветвей

Ростки духовных желаний

Книга Зоар. Статья "Ростки цветов" (пп.4-6)

Язык корней и ветвей

каббалист Михаэль Лайтман"Вначале". Рабби Шимон заговорил первым: "Ростки показались на земле, время обрезания ветвей наступило, и голос горлицы слышен на земле нашей". (Предисловие Книги Зоар, статья "Ростки")

Вопрос: Создается впечатление, что автор явно не хотел, чтобы простые люди поняли, о чем здесь написано. Или просто нет никаких других вариантов описать состояние связи с Творцом? Что из этого вообще можно понять?

Ответ: Дело в том, что духовные силы, которые нисходят на наш мир и организуют в нем всё, на разных уровнях называются разными именами. Они образуют окружающий нас мир. Поэтому каббалист, желая рассказать о нем, использует в своем повествовании разные уровни этих сил. 

Получается, что, с одной стороны, можно изложить это иносказательно, что ростки показались из-под земли, голос горлицы слышен в небе и так далее, а с другой стороны, можно описать это действиями физических сил, а не их ветвями.

В общем, есть очень много возможностей описывать действия природы, чтобы приблизить человека к тому, что он должен делать, – к реализации его возможностей. 

Вопрос: Значит, автор не специально написал так закодировано? Просто у него не было другого выбора?

Ответ: Да. В общем, надо понимать, что перед каббалистами раскрыта вся природа, и они используют те наименования и обозначения, которые считают наиболее близкими для описания тех или иных действий.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 07.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Язык ветвей – особый язык каббалы

Духовный корень и материальная ветвь

Духовные цветы под духовным солнцем

Влияние Книги Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Статья "Выход рабби Шимона из пещеры", в принципе, очень сложна для понимания, так же, как и другие статьи Книги Зоар. Но вы говорите, что их надо читать как чудодейственное средство – сгула.

Ответ: Сгула – это особое свойство, которое раскрывается по мере того, как ты им пользуешься. То есть это такое действие, что если ты читаешь, даже ничего не понимая, оно на тебя воздействует. И ты меняешься в соответствии с тем, что тебе раскрывается.

Вопрос: Допустим, человек прочитал эту статью. Как он может проверить, что изменилось в нем?

Ответ: От прочтения одной статьи он еще ничего не может сделать. Но постепенно, читая Книгу Зоар и проходя все свойства и обстоятельства, которые описаны в ней, он начинает чувствовать в себе какие-то изменения.

Вопрос: Например, мы говорили о страхе. Я могу как-то проверить, что у меня появляется страх перед Творцом? 

Ответ: Да. Ты можешь проверить, насколько у тебя возникают мысли о том, что сказанное в Торе – это правда и стоит это выполнять.

К примеру, если у тебя возникает страх, сможешь ли ты выполнить основную заповедь Творца "возлюби ближнего", то это может быть критерием того, что Книга воздействует на тебя. А если трепет не возникает, значит надо что-то менять.

Из ТВ программы "Предисловие Книги Зоар", 24.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Особенность Книги Зоар

Книга Зоар и желание измениться

Пусть Зоар работает надо мной

Страница 2 из 32312345...Последняя »