Ответы на вопросы, 26.03.2013

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

 

Вопрос: Как-то Вы говорили, что человек не должен обвинять в своих страданиях Творца, а наоборот должен обвинять эгоизм. В таком случае выходит, что есть другая сила, кроме Творца, какой-то эгоизм, который я должен возненавидеть. А как же единственность Творца?

Ответ: Ненавидеть эгоизм означает раскрыть, что я сейчас нахожусь в свойстве, противоположном Творцу, в свойстве, отделяющем меня от любви и совершенства. Это означает увидеть, что я нахожусь в состоянии, противоположном тому, в котором должен быть. Это первый шаг. А второй – принять, что и это состояние тоже исходит из Творца, и Он дал мне его именно для того, чтобы я обратился к Нему с просьбой об исправлении.

 

Вопрос: Как события в духовном мире происходят, если нет времени – той точки отсчета, от которой можно оттолкнуться и понять причинно-следственную связь? Для чего же тогда наши намерения, выбор окружения и т.д., когда все это есть и будет? Гораздо приятнее осознавать, что и в духовном должна быть причинно-следственная связь. Но как она возможна без времени?

Ответ: В нашем мире процессы перехода от причин к следствиям происходят сами собой, без необходимости акта выбора. Это создает ощущение течения времени. В духовном мире такое невозможно, любое изменение требует реализацию свободы воли. Причинно-следственная цепочка есть, но перейти от одного состояния к другому можно лишь сознательным путем, усилием, выбором. Поэтому говорят, что в духовном времени нет. Имеется в виду, что само собой ничего не произойдет.

 

Вопрос: Скажите, почему дети болеют серьезными болезнями? Чем им помочь, в чем они виноваты? Как помочь и что объяснять их родителям?

Ответ: Здесь находится ответ на Ваш вопрос: "У души нет возраста", "Откуда в мире все болезни? (клип)".

 

Вопрос: Есть такой процесс: есть время, когда есть силы держать мысли о группе, и приходит время, когда жизненные наслаждения гасят эту силу мысли о группе. В групповом ритме занятий все остается регулярно, но внутри "встреча с группой" портится.

Два вопроса:

1. Стоит ли самому искать решения в этой ситуации, или это Его действия и правильно просто этому отдаться?

2. Если можно такой сценарий "поправить", то как и на каком направлении это сделать, чтобы выдержать прямой курс на цель? Какой реакции от меня ждет Творец?

Ответ: 1. Все, что происходит – действия Творца, но даже эта мысль дается нам не для того, чтобы "отдаться", оставаясь на нынешнем уровне восприятия. Поэтому искать решение нужно, но делать это надо согласно методике. В каббале есть и методика поиска решения, и методика реализации самого решения.

2. Сила вообще – это производная разности потенциалов. Поэтому и направление работы должно быть на увеличение этой разности. Нужно растить, увеличивать важность для себя своей личной цели в жизни, а это значит – величие и важность Творца и Его цели. И одновременно – осознание, ощущение невозможности достичь ее без группы, вне группы.

Подобная направленность и прокладывает курс к цели, который идет через группу.

Творец ждет, что при каждом ощущении своей отдельности человек тут же кинется к группе, как звереныш к матери во время опасности. Этим человек сделает, может и неосознанно, правильный шаг: все мы одно целое и, кинувшись к группе, чтоб "спрятаться", почувствовать себя внутри, вместе, – мы даже на низком уровне воссоздаем истинное положение вещей, подобие высокому состоянию.

 

Вопрос: Вопрос по теме урока 24.02.2013, Шамати, "Рок Йом Кипур и Амана". Я включаюсь в некоторые желания товарищей. Их всякие свойства начинают жить во мне (это происходит и в любой компании). Где здесь появится отдача? Мы же включаемся как бы в материальные свойства, само включение – это же не отдача, не так ли? То же самое со свойствами всего мира.

Ответ: Действительно, взаимовключение и включение свойств других в себя на материальном уровне очень широко используется эгоизмом, – так он учит человека использовать свойства, знание свойств других для своих целей. Подобным умением обладает, например, каждый талантливый руководитель, который должен использовать свойства своих подчиненных для достижения цели.

Настоящая отдача начинается там, где другой, его свойства, становятся для меня дороже меня самого со всей моей "начинкой". Духовная отдача начинается там, где я осознаю сущность своего ближнего, товарища: весь он есть желание подняться к Творцу, и все, что "налеплено" на эту сущность – тело с его свойствами и желаниями – не должно заслонять ее от меня. И тогда я включаю это его "корневое" желание в себя и начинаю делать все, чтобы оно наполнилось, исполнилось.

 

Вопрос: Почему в каббалу одни приходят добрым путем, а других природа загоняет туда посредством страданий? Можно ли сказать, что от этого зависит глубина постижения?

Ответ: Судить об этом в рамках одной жизни – некорректно, это так же, как судить о целом по его части, не зная, как в этой части воплощаются свойства целого.

Есть общий путь исправления души как части единого творения, и мы не знаем, что она прошла и что накопила в прежних воплощениях в нашем мире, и чего ей еще не хватает для того, чтобы исправить свою долю в творении.

Глубина постижения зависит от функции души в общей системе, а скорость достижения этой глубины – от упорства в следовании каббалистической методике.

 

Вопрос: Есть движение мировой группы (той, которую мы видим через Свива Това и каб.тв). Но есть и "движение" в местной группе. Насколько важно и стоит ли делать анализ, семинары, групповые выяснение по данной ситуации местной группы? Может ли эта группа просить у вас прямо совета или ответа?

Ответ: Иногда группа бывает еще не полностью созревшей для обсуждения ситуаций, так как в коллективном сознании еще не созрел "верхний слой" происходящего, ради которого и стоит проводить анализ.

Поэтому, чтобы обсуждение, в таком случае, не переходило в "разборки", стоит первую серию семинаров и обсуждений проводить в выяснении существующих проблем, но в их обобщенной ("теоретической") и положительной формулировке, может быть, даже основанной на положениях каббалистов о группе. В виде вопросов: "что такое хорошо и что такое плохо" в собраниях товарищей, во взаимоотношениях товарищей и т.п.

Очень важно, чтобы ведущие семинаров строго следили за тем, чтобы товарищи в кругах придерживались принятых в нашем сообществе правил обсуждения на семинаре. Их не много, и можно каждый раз их повторять перед началом.

Настоящие вопрос и просьба – это кли, поэтому стоит обращаться с вопросом и просьбой, только если вы чувствуете, что это – ваше общее кли.

 

Вопрос: Ор хохма (свет мудрости) на иврите обозначается единственным числом. Ор хасадим (свет милосердия), наоборот, на иврите обозначается множественным числом. Какова причина этого?

Ответ: Свет хохма – ощущение Единого, он делает завершающее соединение всех частей кли воедино и соединяет его с Творцом в единстве.

Свет хасадим дает ощущение, что каждая из частей кли обладает свойством "отдача ради отдачи", и из этого же свойства относится к каждой детали того, что ощущает вовне.

 

Вопрос: Творения являются рабами Творца или сыновьями Творца? И почему то говорится "раб мой", то "сын мой"?

Ответ: "Раб" и "сын" – различные состояния в человеке, который стремится к единению с Творцом. Раб на языке каббалы – "эвед", от слова "авода" – работа. Сын – "бэн", от слова "мевин" – понимает, "авана" – понимание.

То есть "раб" – это, что называется, малое состояние, в котором человек ощущает себя принадлежащим Творцу, Его свойству отдачи, из этого свойства он охотно и с радостью выполняет любую работу по исправлению, но это состояние "раб" лишено постижения, работает как бы вслепую.

"Сын" – это "большое состояние", когда он видит и ощущает, понимает все противоречия между Творцом и творением и способен работать поверх них, использовать свою "родственность" с Творцом в свойстве отдачи, чтобы просить "Отца" исправить эти противоречия. Способен получить помощь Творца не ради наслаждения, а ради отдачи.

 

Вопрос: Как нам известно из каббалы, весь мир находится внутри меня. Из этого следует, что если я теперь сижу за компьютером и читаю ваш блог, и спрашиваю в этом блоге вопрос у М. Лайтмана, то выходит так, что я сам себе задаю вопрос в этом блоге? Спрашиваю свою расколотую часть через блог у М. Лайтмана?

Ответ: Нет, Вы обращаетесь не к своей, отколотой от общего, части, и спрашиваете не ее. Вы обращаетесь к тому цельному, исправленному состоянию творения, решимот которого существуют в каждом из нас как часть "голограммы", отколотая от целого. Да и сами вопросы возникают в человеке из ощущения противоречия между своей отдельностью и тем цельным состоянием, которое в нем существует, как принято говорить, подсознательно.

 

Вопрос: Если Вас не затруднит, прошу ответить на вопрос, который меня беспокоит. Скоро сорок дней, как не стало моего отца, пожилого человека. Похоронили мы его согласно принятым у нас православным традициям. У меня же внутри вопрос: о чем нужно думать, о чем молиться в этот период? Мысли путаются и сменяют одна другую. Решилась обратиться к Вам. Потому что опасаюсь упустить что-то важное, зависящее от меня именно в это время. Спасибо.

Ответ: После смерти родственника принято благодарить Творца за то, что Он создал мир Своим желанием, то есть отдачей, а это значит, что состояние отдачи и любви будет логическим завершением всего развития людей.

Взаимная отдача, к которой мы должны себя привести, соединит всех людей в единство, подобное единству Творца. А это – состояние, когда мы перестанем отождествлять себя со своим телом, то есть победим смерть, так как смерть – это представление нашего узкого эгоизма, разделяющего нас, который мыслит себя только границами нашего тела.

В конце благодарения принято просить, чтобы отдача стала нашей целью и жизнью (ведь только этим мы можем оправдать жизнь всех живших ранее).

 

Вопрос: Как оправдывать свое желание что-то делать ради группы (или ради Творца)? Как не сделать отдачи ради получения и не навредить группе? Искать, чего группе не достает – это тоже выглядит опасно, потому что так можно всякого (своего) испорченного найти.

Ответ: Совершенно верно, когда человек начинает искать, чего не достает группе, он, с самыми благими намерениями, незаметно для самого себя отдает право решения своему эгоизму. В этом случае "отдача" ради получения, а также вред для группы неизбежны.

Искать нужно только всем вместе. И главное, что будет найдено в этих поисках, это даже не правильное решение, а единство.

 

Вопрос: Нужно ли просить прощение и у кого? Нам всегда так важно получить прощение от людей, избавиться от чувства вины, возникающего от тех или иных поступков. Почему так происходит? Действительно стоит произнести слова прощения (слихот) вслух, или достаточно раскаяния в своем сердце? А может просить Творца, чтобы простил? А если все идет по замыслу, то может никто и ни перед кем не виноват?

Ответ: Об этом говорится в клипе "Извините... простите...".

 

Вопрос: Мы создали виртуальную музыкальную группу. Песня "Сибирская" на Новосибирском конгрессе – это плод наших совместных усилий. Мы написали устав группы в соответствии с методикой групповой работы по распространению. Я в этой группе администратор, то есть смотрю за соблюдением устава, распределением обязанностей и выполнением товарищами поручений.

Недавно в группу пришли новые люди и своим количеством и напором сломали весь порядок, который до этого был в группе, и группа стала работать или пытаться работать без соблюдения тех норм, которые до этого были выработаны и совместно приняты. Насколько правильно мне с этим не бороться и дать людям возможность творчески работать, как им нравится, а не так, как это прописано в работе группы по распространению, где есть начальники и подчиненные, и где строго требуется, чтобы люди свою часть работы выполняли.

Мне постоянно говорят, что мы мол люди тонкие, люди искусства, к нам нужен особый подход, который не укладывается в рамки предприятия. Я сам композитор, но я именно и пришел в эту группу, чтобы аннулировать свои творческие амбиции и работать на товарищей, а не на свой творческий вкус. Насколько правильно отстаивать каббалистические принципы в работе с музыкантами и поэтами и бороться именно за каббалистическую форму организации труда в группе? Или оставить людей в покое, и пусть работают, как им удобно, если в конечном итоге будет результат в виде хорошей песни или клипа?

Ответ: Не надо путать групповую работу с работой по распространению. В группе все равны, нет начальников и подчиненных, и все направлено на достижение единства. Распространение – это обычный производственный процесс с иерархией принятия решений и нацеленностью на конкретный результат. Трудно давать заочные рекомендации, – для этого необходимо присутствовать на месте и взвешивать все факторы.

Но в целом должна быть налаженная работа по выпуску определенного продукта с четкими критериями достижения цели. Духовным в этой работе должно быть намерение, которое люди вкладывают, а все остальное нужно организовать самым рациональным образом. Если творческий процесс требует предоставления определенной свободы, ее надо предоставить, но необходимо четко определить, в чем она состоит, чтобы не нарушалась общая работа предприятия по распространению.

 

Вопрос с английского блога: Что происходит на духовном пути, если учащийся не использует правильно силу Амана?

Ответ: Ответ на этот вопрос содержится в посте "Пополняя казну эгоизма" (правда, упоминается Фараон, а не Аман, как общее наименование сил эгоизма):

Все силы скверны, направленные на дезинтеграцию, пробуждают в народе Исраэля эгоистическое желание. Но за этими силами, безусловно, стоит Творец – ведь нет никого, кроме Него. Он вызывает их затем, чтобы народ ощутил всю тяжесть положения, испытал бедствия и, по безвыходности, начал пробуждаться навстречу единству.

Итак, настоящее изгнание – это когда все отдающие сосуды работают на Фараона. Они строят для него богатые города Питом и Рамсес – иначе говоря, работают, устремляясь к отдаче, а плоды их труда поступают к эгоистическим желаниям. Это и есть отдача ради получения, пополняющая "казну" эгоизма. Даже несогласные не могут выйти из этого рабства, потому что эгоистическая выгода удерживает их в скорлупе себялюбия, заставляя и дальше отдавать ради наполнения своих получающих сосудов-желаний. Тем самым желания растут, вечно оставаясь неудовлетворенными, и мы вертимся в этом колесе, пока не возопим к Творцу – иными словами, пока не разразится глобальный кризис.

Именно это сейчас и происходит. Будем же надеяться, что нам удастся разбудить и увлечь за собой "египтян"…

 

Вопрос с английского блога: Правильно ли сказать, что все мы, люди, должны достичь исправления (тикун), прежде чем Творец полностью раскроется нам, и что до конца исправления осталось 200+ лет? Если так, то как же "духовность" раскрылась нашим праотцам-каббалистам: Аврааму, Моше, Йегуде Ашлагу и другим? Как они достигли высшего мира без нас?

Ответ: Есть исправление общее и частное. Наши души взаимовключены друг в друга и представляют собой единую систему Адам Ришон. Если человек исправляет свое включение в остальные души, то этим реализует корень своей души и приходит к личному исправлению. А после того, как все исправят свое включение друг в друга, наступит общее исправление, слияние всех душ в единую душу, единое Творение, и полное раскрытие ему Творца.

 

Вопрос с английского блога: В течение многих лет я отдаю маасер. Обычно я отделял немного больше, чем 10% от моего дохода, поскольку я благодарен Богу за его великодушное отношение ко мне. Недавно в одном из источников я прочитал, что надо отдавать четко 10%, а если отделять больше, то Бог не признает тебя как партнера. В других источниках сказано, что для полной выгоды надо отчислять 20%. Это правда? Что все-таки правильно: отдавать 10 или 20%?

Ответ: Маасер отчисляется не в знак благодарности и не для достижения выгоды. Его предназначение – исправить ту часть наших желаний, которую своей внутренней работой мы исправить не в состоянии, и которая исправится вследствие общего исправления. Поэтому отчисляется именно 10-я часть заработка, соответствующая десятой сфире, малхут. Отчисление большей части для исправления не требуется, но если она идет на распространение в мире методики каббалы, естественно, повредить это ничему не может.

 

Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "В кадре – Творец").

Мы должны стать слабыми, чтобы Творец победил. Мы должны признать, что наши суждения неправильны,  и всем миром управляет Творец. Аннулируя свое мнение по поводу того, что считаем правильным, мы делаем подарок Творцу и уподобляемся ему по форме.

Вопрос: хочет ли Творец хоть иногда, чтобы мы боролись за свое мнение, которое считаем правильным? Мотивируют ли нас уроки и намерение становиться сильнее и менять наше восприятие путем внешних, а не внутренних действий? Как узнать, в чем разница?

Ответ: Нет такой цели – стать слабее, как и нет цели стать сильнее. Каббала – это наука, методика исследования своей природы и законов мироздания. Поэтому все надо проверять до конца, но проверять научными методами, давая себе четкий отчет в том, о чем мы можем судить, поскольку оно входит в границы непосредственного постижения, и о чем не можем, поскольку оно пока скрыто. В этом исследовании мы раскрываем и свои слабости, и точку приложения усилий.

 

Вопрос с английского блога: Как преодолеть чувство собственной низости из-за смятения перед группой? Здесь так много говорят о философии и всем прочем, что я чувствую себя глупцом. Мое сердце стремится быть ближе к Творцу, чувствовать Его во всем, что меня окружает. А все эти разговоры смущают меня, как бы говоря, что я никогда этого не достигну.  Это расстраивает меня, и потому я стараюсь аннулировать это чувство. Пожалуйста, помогите мне понять, как с ним справиться?

Ответ: Со всеми состояниями справиться очень просто, если в каждом из них стремиться к центру группы, стараться способствовать большему единству. Не старайтесь аннулировать свои чувства и вообще не занимайтесь собой. Думайте о товарищах, о группе, что делать, чтобы стать "единым человеком с единым сердцем", и все состояния будут проходить очень быстро.

 

Вопрос с английского блога: Наша виртуальная группа участвует в семинарах на платформе Team Talk: женщины и мужчины отдельно, каждый в своей папке. Насколько я знаю, и у тех, и у других нет модератора семинаров. Как лучше справиться с комментариями, которые не дают нам сосредоточиться на единстве группы?

Например, недавно комментарий одной из женщин начинался так: "Я не чувствую, что наша группа…", – и это воспринималось как жалоба на группу. Кроме того, личные сообщения через Team Talk во время семинаров дают отрицательный результат. В частности, реакция одной из участниц, написавшей, что вышеупомянутый комментарий "не соответствует теме семинара", привела к тому, что автор комментария пожелала выйти из группы. Что вы порекомендуете?

Ответ: Обязательно должен быть модератор. Общение между товарищами нельзя пускать на самотек, оно должно способствовать объединению, иначе ему просто нет места. Особенно в виртуальной группе, где общение в ТТ – единственный вид связи. Почитайте статьи Рабаша, там объясняется, в чем состоит взаимодействие между товарищами. И отнеситесь к этому с полной серьезностью, от него зависит духовное будущее.