Ответы на вопросы, 16.10.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос с английского блога: Если царь Давид – Малхут, то кого символизирует царь Шауль?

Ответ: О том, что представляют собой в духовном Давид и Шауль, Вы можете прочесть в подборке отрывков из книги "Зоар", (234-250), которая находится на нашем сайте под названием "Зоар о явлении Машиаха".


Вопрос с английского блога: Почему Вы пытаетесь мотивировать и обосновывать необходимость изучения каббалы, ссылаясь на "будущие ужасы" и "мировую разруху"?

В целом, мир становится более миролюбивым. За последнее десятилетие (2000-2010гг.) стало меньше вооруженных конфликтов, и в войнах погибло гораздо меньше человек по сравнению с прошлыми десятилетиями.

Капитализм и глобализация действительно привели мировую экономику к более "хрупкому" состоянию, но такой "сценарий" все же лучше, чем те условия, которые предшествовали промышленной революции. Сегодня более высокий процент населения живет выше, как Вы говорите, "необходимого уровня жизни", и все страны помогают друг другу гораздо больше, чем в любой другой период истории.

Почему бы ни мотивировать изучение каббалы тем, для чего она предназначена: для приведения себя к состоянию, когда можно жить более приятной жизнью с помощью высокого уровня связи с миром. Не вызовет ли неправильная мотивация неправильное намерение людей, которое может погубить все дело?

Ответ: Прежде всего, каббала предназначена все-таки не для достижения приятной жизни, а для постижения Творца, и приводит в каббалу человека не стремление обустроить свою жизнь, а точка в сердце, ощущение, что есть некий скрытый слой мироздания, который надо раскрыть, иначе жизнь просто бессмысленна. Если такого желания в человеке нет, то каббала ему не нужна.

Наверное, Вы имеете в виду распространение не каббалы, а интегрального воспитания. Тут отчасти Вы правы, запугивать никого не надо, мы должны не пугать, а объяснять, как устроен мир, и как люди в нем должны себя вести, чтобы находиться в гармонии с силами природы. Однако в распространении надо исходить из потребностей человека. Изначально большинству не нужен "более высокий уровень связи", их вполне устраивает то, что есть сейчас, если только гарантировать им то, что уже есть.

Но в том-то и дело, что не только гарантировать ничего нельзя, напротив, с уверенностью можно сказать, что если мы не начнем немедленно исправлять отношения между нами, то скатимся в хаос, в войны и бедствия. Поэтому мы говорим о том, что мир стоит на пороге катастрофы, и нужно немедленно принимать шаги к тому, чтобы ее избежать. Отсюда и страшные прогнозы. Но и о том, к какой замечательной жизни можно прийти, если мы начнем правильно относиться друг к другу, тоже говорить надо.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "О каббалистической революции и о тьме перед рассветом").

"Именно Бааль Шем Тов ввел массовое изучение науки каббала".

Затем его дело продолжил его правнук Нахман из Бреслава. "Они основали движение хасидизма и написали книги, приемлемые для народа. Эти книги, изложенные очень эмоциональным, красивым языком приучили людей к внутренней работе" (примечание переводчика: ссылка на источник отсутствует).

Является ли в настоящее время Бреславская организация последователем этих движений?  Можно ли использовать серию книг, выпущенную этой организацией, как источник для лучшей связи товарищей во время семинаров ББ?

Ответ М.Лайтмана: "Путь каббалы и хасидут".


Вопрос с английского блога: В "Предисловии к книге Зоар" п.п.43-44 Бааль Сулам объясняет, что физические заповеди не нуждаются в намерении, т.к. они исправляют неживой уровень. Разве мы не должны исправить неживой уровень, прежде чем исправлять все остальные? Иными словами, можем ли мы обойтись без выполнения физических заповедей для того, чтобы прийти к первой духовной ступени?

Ответ М.Лайтмана: "Без намерения" - означает "ради себя" : "Без намерения" - означает "ради себя". В Предисловии книге Зоар (п.44) сказано: "Когда начинает заниматься Торой и Заповедями(заниматься означает для очищения, исправления эгоизма, как сказано: "Я создал злое начало (эгоистическое намерение), но создал Тору для его исправления"), даже без всякого намерения, т.е. без страха и любви (это называется "без всякого намерения", потому что вообще без намерения человек не может сделать ни малейшего действия, см. Предисловие к ТЭС п. 4-6), т.е еще не достигнув ступени страха (ГЭ, веры, хасадим) и любви (АХАП, полной веры, хасадим со светом хохма), (но желает этого и поэтому выполняет указанное, чтобы вызвать на себя О"М), как достойно услуживать царю, даже если еще частично с намерением ради себя (ло ли шма – желает делать ради Творца, но еще в чем то думает и о своей выгоде) – начинает точка в сердце развиваться и проявлять свои действия.

Потому что заповеди не нуждаются в намерении, и даже действия без намерения (т.е. еще и не достигнув ли шма, ради Творца, в страхе и любви, а еще находясь в ло ли шма, желая достичь отдачи Творцу, раскрытия Его, слияния с Ним, но примешивая к этому личную выгоду) в состоянии очистить желание получать. Но только до первой ступени, неживой. В мере исправления неживого уровня желания, он строит в себе (развивает, как из капли семени) 613 желаний точки в сердце, называемой неживая святая душа.

Вывод: Только если человек работает над своим намерением,  действия, направленные на исправления намерения, называются Заповедями. Потому что заповедано Творцом исправиться, с намерения ради себя на намерение отдачи. Средство – любовь к ближнему. Сила исправления – свет Торы. (см. Предисловие к ТЭС п.155).


Вопрос с английского блога: Меня всегда впечатляли рассказы об Адаме, Древе познания и грехе. Есть ли у вас в архиве лекции на эту тему? Из уроков о каббале я нашел множество ответов на вопросы, над которыми я размышлял последние 50 лет, читая Библию. Спасибо, Рав Лайтман, за то, что Вы несете эти знания миру.

Ответ: Темы, которые Вы перечислили, настолько объемные, а понятия эти настолько базисные, что в той или иной мере они присутствуют во множестве уроков, лекций и других материалов. Возможно, более подробное изложение этих тем Вы сможете найти в материалах архива:http://www.kabbalahmedia.info/ , если внесете в окошко поиска "Search" соответствующее ключевое слово.

Успехов!


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Для счастья в жизни уважение окружающих важнее денег"). Я надеюсь, что в интегральном обществе индивидуальные особенности каждого человека будут оцениваться одинаково. Ведь даже в таком обществе борьба за уважение и восхищение кажется мне эгоистической. Я устала жить в мире, где приходится постоянно конкурировать во всем, включая уважение и признание. Пока мое эго жалуется на недостаток признания и уважения, оно будет гораздо лучше себя чувствовать, никому ничего не доказывая. В чем же вы видите отличие конкуренции за отношение общества в интегральном мире от нынешнего?

Ответ: Если выразиться точнее, то в интегральном обществе будут оцениваться не индивидуальные особенности сами по себе, а то, как человек использует их на благо общества.

Отличие конкуренции за отношение общества в интегральном мире и в нынешнем коренится в том, где именно находится сосуд получения наслаждения.

Сейчас он принадлежит самому человеку и составляет его мелкую эгоистическую сущность. Поэтому мы способны испытывать наслаждение, даже не преуспев, не достигнув желаемого – от того, что другие преуспели еще меньше.

Жизнь в интегральном обществе дает возможность человеку переместить сосуд получения в окружающих, в результате их наслаждение он ощущает как свое.

Вся его деятельность направлена на то, чтобы окружающим жилось лучше, и, что характерно, деятельность его "конкурентов" направлена тоже на эту же цель.

И здесь получается как бы внутрикомандная конкуренция – кто смог больше, лучше продвинуть команду к общей цели. То есть, победа, выигрыш в этой "конкуренции" - общие.


Вопрос с английского блога: Почему я никак не могу объединиться со своими товарищами? Неужели они ждут от меня того, чего нет во мне от природы? Я грубый, слабый, мелкий, жадный, эгоистичный, но я такой, какой я есть. Я плачу маасер, занимаюсь распространением, посещаю занятия и даже пытаюсь оставаться во внутренних усилиях, но я не могу изменить мои мысли и желания.

Я могу лгать им, но даже это становиться явным. В ту секунду, когда мне кажется, что я сделал что-то правильно, Творец бросает меня еще в более низкое состояние. Так что же вы хотите от меня? Что я в состоянии сделать? Я не слышу? Я пытаюсь, но слышу только то, что позволяет мне мое эго. Терпеть страдания? Я терплю, но они каждый раз все увеличиваются.

Ответ: Прежде всего, трудность представляет собой само определение – что такое "объединиться". Это состояние, которого нет в природе ни одного из людей группы, не только у Вас, поэтому вам всем просто необходимо прилагать все больше сил к совместному обсуждению этого феномена – к тому, чем мы занимаемся на наших семинарах.

Когда человек работает на объединение с товарищами, это подобно обычной работе с материалом, но материал этот – эго самого человека. Но когда идет работа с каким-то внешним материалом, все происходит в самом материале, человек занят только процессом обработки, движет его к цели. Здесь же все происходит у него же внутри, с его нервами, силами, желаниями, причиняет боль и вызывает сильные эмоции. И понятно, представляет очень большую трудность выделить себя, обработчика материала, из самого материала.

Что же человек в состоянии сделать? Он в состоянии, зная это все, тем не менее – пусть иногда, пусть даже на короткое время, - раствориться в группе и раствориться в желании Творца. Этот контакт, пусть даже на минутку, растворяет такие пласты эго и придает такие силы, что никакой другой работой его не заменишь. Если же человек научается готовиться к этим контактам, повторять их, - он постепенно становится хозяином своего эго.

К вопросу о терпении: терпение страданий в духовной работе не означает безнадежного, беспредметного терпения. Терпение в духовном означает сложный рабочий механизм, основным рабочим узлом которого является некая точка согласия с тем, что проделывает со мной Творец. Этот узел задействует весь механизм терпения и "прокачивает" через него, обрабатывает все, происходящее с человеком.


Вопрос с английского блога: (вопрос к посту "Духовный корень слез"). Что значит, что душа живого человека плачет?

Ответ: Душа – это желание к единению с Творцом, эгоизм которого (желания) экранирован масахом.

Этим человек становится подобным Творцу, также как Он, не получает для себя, поэтому ощущает слабый свет подобия Творцу.

Он желает уподобиться Творцу также и в отдаче, но еще нет сил экрана, поэтому те капли света, которые он ощущает, кажутся ему горькими.

Так как одновременно дают и ощущение величия Творца и Его желания приблизить его к себе - и своей неспособности приблизиться, то есть уподобиться Ему полностью.


Вопрос с английского блога: Можно ли задавать Творцу любые вопросы? Если мы не получаем обоснованный и правдивый ответ на свой вопрос, то это так только кажется человеку в нашем мире?

Ответ: В принципе, все наши вопросы обращены только к Творцу, а наше развитие состоит в том, чтобы все больше осознавать и ощущать это, и чтобы все вернее понимать Его ответы.

Наш мир – это состояние эгоистического получения, противоположное свойству Творца, отдаче, поэтому мы по самой природе несовпадения свойств не можем правильно понять ответы Творца.

Ведь даже в нашем мире, слушая ответ мудрого на свой вопрос, человек способен понять его только согласно своего уровня, особенностей ментальности и так далее.

Поэтому мы и стараемся развиваться в каббале, чтобы приобрести свойство Творца, что даст нам умение задавать вопросы и воспринимать и понимать Его ответы.


Вопрос с английского блога: Кто был учителем-каббалистом Бааль Сулама?

Ответ: Бааль Сулам считал себя учеником адмора из Калошин – рабби Меира Шалом Рабиновича. После смерти учителя Бааль Сулам стал учеником его сына, рабби Йошуа из города Пурсов.

По словам Бааль Сулама, он также преклонялся перед адмором из Бельц и время от времени ездил к нему.

О своей учебе у тайного каббалиста еще в Варшаве, где он жил до отъезда в Палестину, Бааль Сулам рассказывает в письме своему родственнику, написанном в 1928 году из пригорода Иерусалима, Гиват Шауль.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Внутренняя сеть: доступ по желанию").

Всегда поразительно получать подтверждение того, что твое сердце считало истиной!

Вопрос к веб-разработчикам: можете ли вы добавить в конце каждого поста кнопку выхода на фейсбук, чтобы облегчить распространение?

Ответ: В конце каждого поста на блоге www.laitman.com, после списков "Related Material:" и "Filed under:" есть строка кнопок: "Like" со значком фейсбук и "Tweet", а также красная кнопка "+Share", которая раскрывает список ресурсов, и первый в списке – фейсбук.


Вопрос с английского блога: "Если бы мы могли по-настоящему эффективно вкладывать все свои силы во внутреннюю связь – так бы мы и делали. Но мы на это неспособны, и потому переходим также к внешней связи, которая опять-таки помогает нам объединяться и взаимодействовать" (пост "Внутренняя сеть: доступ по желанию").

Что мешает нам поддерживать "внутреннюю связь"?

Ответ: Главная, то есть, самая внутренняя помеха – слабость желания, а она уже – причина непонимания, что такое настоящая внутренняя связь, и неумения ее наладить. Рост силы желания к чему-либо ведет, как известно, к постоянству интереса к этому, к настойчивости в обучении новому делу и так далее.

Обвинять себя напрямую в слабости желания к единению с другими мы не можем, потому что эгоизм, определяющий все наши поступки и стремления, ощущая в нашем единении своего врага, всячески препятствует этому, путает и отвлекает нас.

Но знать причину мы должны, это даст нам возможность использовать все внутренние и внешние возможности в укрепление желания к внутренней связи, к единению.


Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Неделимая реальность").

И все-таки остается вопрос: откуда приходят одиночество и страстное стремление? Почему мы разбили себя?

Ответ: Одиночество относится к ощущениям недостатка чего-либо, неполноты. То есть вызвано внутренним ощущением, что существует совершенное состояние, а настоящее состояние, по сравнению с ним, – ущербно и несовершенно.

Внутреннее представление о совершенстве возможно благодаря решимот, ведь в каждом из нас существуют решимот всех предыдущих состояний, в том числе и тех, когда мы были единой душой, наполненной светом Творца.

Стремление к единению – это действие искры отдачи, которая вложена в наши души.

Разбили себя не мы, разбиение заложено уже в механизм развития первой системы, системы нисхождения.

Практически эта система работала и в душах до последнего времени, до конца 20 в. Начиная с Адама, душа которого разбилась, потому что по подсказке "змея"-эгоизма он захотел использовать для работы на Творца неисправленные сосуды получения.

И до наших дней люди руководствуются в своих решениях эгоистическим намерением, что приносит еще большее разбиение.

Только в наши дни появилась возможность осознать зло эгоистического намерения и перейти ко второй системе развития – системе подъема.


Вопрос с английского блога: Человек совершает самоубийство. Это решимот?

Творец управляет всем. Человек покончил с собой. Значит ли это, что Творец заставил его так поступить? Где же человеку взять силы на это – только от Творца, ведь все находится в Его власти? Да или нет?

Ответ: В нас заложены все решимот мира Бесконечности, они разворачиваются в нас наподобие спирали и требует поочередно своей реализации. А реализовать каждое из решимот можно по-разному.

Эту "машинку" со спиралью внутри создал Творец. Также Он дал человеку свободу выбора, и, по словам Бааль Сулама, она состоит в выборе окружения.

От окружения зависит та или иная реализация решимот, оно также дает силы для этой реализации.

Известный пример, приведенный каббалистами о самых плохих склонностях человека: человек, рожденный со склонностью к кровожадности, работает на забое скота и этой реализацией своей природной склонности приносит пользу обществу.

Мысли о самоубийстве в большинстве случаев – проявление того, что человек не видит смысла продолжать существование. Дать смысл его жизни, то есть помочь правильно реализовать решимот, требующие ответа о смысле – может только правильное окружение.


Вопрос с английского блога: Посмотрел и послушал вашу передачу о сплетнях. Вы говорите, что сторонитесь сплетников. Но разве не Творец вынуждает их заниматься этим? Выходит, что, если вы сторонитесь сплетников, значит, вы сторонитесь Творца?

Ответ: Творец сотворил эгоизм, дал ему возможность развиваться, и дал методику его исправления.

Развиваясь, эгоизм вынуждает людей совершать те или иные поступки, и, с нашей точки зрения, нужные, и – откровенно вредящие людям и окружению.

Поэтому приравнивать действия эгоизма к прямым действиям Творца не совсем верно. Правильнее сказать, что Творец дает возможность существовать любым проявлениям эгоизма для того, чтобы, отработав все возможности эгоистического развития и исчерпав всю энергию эгоизма, люди в своей массе пришли к осознанию его губительной природы и захотели бы власти Творца, силы отдачи.

О том, что человек, который хочет, чтобы дело, которым он занимается, получалось у него хорошо, должен держаться окружения людей своей профессии, и тем более не вступать в отношения с теми, кто вредит, Рабаш говорит в своих статьях неоднократно.


Вопрос с английского блога: Может ли учение пророка Мухаммеда быть основано на каббале, ведь дядя его жены был каббалистом, а потом, после смерти пророка, его учение было изменено или неправильно истолковано? Я спрашиваю потому, что суфизм и каббала идут по одному пути. Двоюродный брат пророка Али назвал свою дочь Шхина. До этого в арабской истории не было такого имени. А потом это слово стало часто упоминаться в святом Коране.

Ответ: Здесь существует одна очень тонкая грань, которую мы не можем перейти в своих рассуждениях.

Дело в том, что каббала, как мы знаем, – это всегда только личное постижение. Настолько личное, что оно не передается даже по прямому наследованию, от отца к сыну.

Поэтому если даже очень близкий родственник основателя какого-либо учения обладал постижением, то мы не вправе сказать, что учение основано "на каббале", можем только предположить, что учение могло быть основано на изложении основ каббалы.

Но, со временем, как мы знаем из истории, любое учение превращается в религию для масс. Это объективный процесс, потому что соответствует тому уровню, на котором находились массы в течение всей истории.

Другое дело – суфизм. Мы ведь знаем, что каббала изучает не некие отвлеченные понятия, она изучает законы, которые пронизывают мир на всех его уровнях. Поэтому неудивительно, что в ряде народов и учений существуют люди, очень чуткие к внутренним закономерностям, основам мира, настолько, что они способны исследовать их и преобразовывать свою жизнь согласно истинным законам мироздания.

Тем более, что, как известно, Авраам не скрывал свое учение ни от кого, он готов был обучать ему любого, и дал его основы очень многим людям, многие из которых даже не принадлежали к его каббалистической группе. То есть, знание основ мироздания существовало среди людей всегда. Особенность каббалы состоит в том, что она обучает методике "лишма".