Ответы на вопросы, 15.02.2011

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Смотрите, что я придумал. Это верно?

Воля у человека – это сознание, точка сознания – это кетер. Правильно?

Вот кетер – это от Творца? Это и есть точка в сердце, это и есть сам Творец? Правильно?

Ответ: Сознание, его уровень, его формы – это проявление зрелости "я" человека, его функция. Например, в нашем мире сознание развивалось от примитивных форм через формы "общего" сознания – общего с ходом природных процессов, общего с окружением, – родом-племенем, и развивалось до вычленения "я" человека из всех абсолютно процессов и сред, в том числе и из среды потребностей своего тела – в отдельную сущность. Затем человеку дается зародыш более высшего сознания, которое уже дает ему возможность применить свое "я" – на добро или на зло. Это – свойство бины, которая ощутила себя в средине процесса и приняла решение о применении самой себя в целях развития процесса. Поэтому, кетер не может быть "сознанием", кетер всегда выше, потому что он всегда определяет что-то более высокое в любой самой высокой точке существования – цель. А точка в сердце – зародыш души, свойства бины, Творец – все они, конечно, "родственники", сказано, что душа – это часть Творца.


Вопрос: Весь вечер вертится вопрос: что значит самовнушение, как это происходит?

Ответ: Это когда есть, с одной стороны, цель, представление о каком-то желаемом будущем состоянии (представление, обычно искусственное, несвойственное мне, внушенное мне окружением, и неважно когда – сию минуту или в детстве), и с другой стороны – рутинная масса моих обычных желаний и представлений. И я обрабатываю эту массу представлениями об удовольствии, которое я (то есть эта масса, с которой у меня в обычном течении процессов жизни, т.е. серии желаний-насыщений, ассоциируется свое "я") получу, если приобрету это будущее состояние.


Вопрос: Здравствуйте, Рав! Вы говорите: "Просите!" А как же просить, если это будут опять умозаключения (хотя чувствую внутри ощущение плача, что ли, ком подкатывает как будто). Что это – истинная молитва?

Ответ: Волевое решение жить в просьбе, в молитве, – чтобы они были моей внутренней средой, в которой я живу, сделает меня выше любых моих же "умозаключений", поднимет меня на ступень над ними, с которой я буду наблюдать за этими "умозаключениями" как за ухищрениями моего эгоизма – его попытками овладеть мной.

В "Шамати" написано, что "пэти" – "простак", то есть тот, кто действует, обращается только к Творцу, вне любых умозаключений своего эго – это очень высокая ступень.

Плач, как известно – это состояние "катнут", ощущения себя малым. Часто это бывает прощанием с прошлой ступенью, с прошлым состоянием, показателем готовности перейти к будущему, перед которым мы чувствуем себя малыми и ничтожными, потому что в нем нет от меня настоящего ничего – ни ощущений, ни келим.


Вопрос: Уважаемый Рав, скажите, пожалуйста, а Рабаша также "мучили" его ученики, как ваши ученики на уроках?

Ответ: Если Вы имеете в виду вопросы – может быть и "неправильные" и "не к месту", то вопросы – это самая богатая золотоносная жила, которая находится в толще нашего общего эго, и она способна обогатить всех нас. Надо просто уметь ее разрабатывать, и серьезная часть моей работы на уроке – разработка этой "золотоносной жилы". Многие мои ученики также, в процессе нашей совместной работы на уроке, приобретают умение "золотодобытчика". Вопросы – это оригинальный материал, из которого можно делать келим путем сознательного развития, – такого, который и предлагает каббала как альтернативу пути страданий. Объединение группы воедино в вопросе одного из группы – один из самых плодотворных видов объединения.


Вопрос: Я хочу, чтобы появилась школа для наших "кабалят" на севере страны Израиля, сразу, прямо сейчас! Но у меня ничего нет – ни педагогического образования, ни психологии, ни терпения к детям, ни денег, чтоб вложиться. У меня ничего нет, кроме желания. Что делать? Меня это желание выворачивает наизнанку, я даже плачу от безвыходности (я понимаю, что часть его эгоистична – у меня ребенок год и девять месяцев, но все же). Что нам делать?

Ответ: Общий принцип всегда такой: пока сильно желание – надо немедленно действовать. Тем более, что есть уже зачатки системы, в которой можно начать работу – отдел воспитания ББ, есть большая практика работы с детьми и в центральном Бней Барух, и во многих группах в мировом кли. Старайтесь быть в постоянном рабочем контакте с отделом воспитания ББ, уверен, что в группах севера страны найдутся у Вас единомышленники, с которыми на основе опыта Бней Барух и в контакте с нами Вы сможете начать планировать практические шаги в деле образовательных программ для детей. Не забывайте о том, что время и развитие требует от нас переносить центр тяжести в область виртуальной связи между людьми, в интернет. Так или иначе, основа системы будет там. Сообщайте мне о продвижении дела воспитания в наших северных группах.


Вопрос: Из утреннего урока за 28.12.2010

"...То есть здесь присутствуют обоюдные действия: с одной стороны, я соединяюсь со всеми, находящимися в Конечном исправлении, а с другой стороны, я, чтобы быть с ними вместе, обязан заботиться о них так, как будто у них ничего нет, и я в ответе за все, в ответе за их исправление..."

А если я не в Конечном состоянии, еще не в постижении, не за махсомом, то как я это выполняю внутренне в тех келим, которые у меня есть на сегодняшний день? Самовнушение, что все идеальны? А как это – заботиться о них? Только мыслью? То есть у меня две мысли, два желания одновременно, или поочередно? Что это за механизм для людей, которые еще находятся только в восприятии нашего мира?

Ответ: Попытки, усилия выполнить внутренне в тех келим, которые есть сейчас – пусть неправильно, пусть как получится – развивают новые келим. Ведь человек должен пройти много ступеней развития, еще только поднимаясь к махсому.

Малый никогда не разовьет своих келим, не играя в большого, это закон природы. То есть, во-первых, пытаясь делать какие-то "духовные" действия еще до махсома, я знаю, что играю, но в очень серьезную игру, с серьезными ставками, и только в этой игре я разовью свои келим и стану "большим". Далее. Наши келим развивает свет, который мы получаем в учебе, из книг. Этот свет дает удивительный результат: и до махсома человек уже способен прочувствовать многие механизмы, работающие в духовном – но пока еще в своем нынешнем материале.

Даже если назвать это самовнушением, основы для такого "самовнушения" мы берем из каббалы: все, что вне моего эго – это чистый, единый, идеальный свет. Это дает мне возможность сконцентрировать внимание на корне проблемы – на своем эго, потому что оно начинает мне представляться все более черным на фоне будущих моих желанных состояний, на фоне света, и его чернота не дает мне сродниться с этим светом. А ведь это – мое будущее состояние.

И если других, мою группу, рисует мне свет Творца, если они – это обращение Творца ко мне, значит, они идеальны. Ранее разбитый на множество деталей мир Творца для меня уже слился в две разъединенные детали: они, в которых обращается ко мне Творец, и меня. И я начинаю изо всех сил подтягивать себя к ним, потому что становится ясно, чего у них нет – у них нет меня. Мое эго держит меня, топит, стоит между нами.

Проблема концентрируется, то есть становится конкретной, реальной, выходит из области "просто мысли" и требует всего, что я могу сделать – и мысли, и слов, и дел. И становится уже не две, а одна – мысль, одно желание.


Вопрос: Я живу в Германии, с каббалой связан уже более трёх лет, хотя искал её с детства. Слушаю все ночные уроки, в машине слушаю только лекции, вообще мало что слушаю, кроме каббалы!

Сейчас состояние такое, будто на мне лежит бетонная плита, депрессия ужасная, хотелось бы вздохнуть чистого воздуха, но не могу избавиться от депрессивного состояния, – кроме каббалы, ничто не интересно, и еще мои ученики, Кен-до и Кунг-фу!!!

Ответ: Вы замечали, как растут маленькие дети? – периодами, "рывками": набирают вес, затем рывок – идут в рост, затем опять вес-рост. Так и в нашем развитии – человек "набирает вес", впитывая материал, как молоко матери. Затем приходит время рывка – на следующую ступень, в духовный рост, и для этого ему нужно пространство – куда расти.

Когда каббалист работает уже в мире истины, в мире отдачи, – он видит перед собой огромное пространство, которое он может "заполнить собой". А пока человек еще проходит период подготовки, в нашем мире, – куда ему расти? – ведь рост – это "захват в себя" большего пространства, большего места. Место в духовном, как мы знаем – это желание, а где человек может взять, захватить в себя новые желания к духовному? – только в среде, где они есть. В нашем мире есть единственные такие "пространства духовных желаний" – это наши группы.

Вполне возможно, что набранный учебой "вес" подавляет Вас сейчас и требует для себя такого пространства, в котором он смог бы вытолкнуть Вас в новый рост.


Вопрос: Почему моя бывшая жена в браке и после брака ревновала меня к сыну? Всегда хотела влиять на него в плохом смысле и отстраняла от воспитания меня? И сейчас он относится ко мне негативно под ее влиянием, и вообще мой сын ко мне не прислушиваться, грубит и не хочет идти со мной на контакт. Что делать? ПОМОГИТЕ!!! ОНА ЕГО ГУБИТ!!!!!

Ответ: Контакт с растущим существом, у которого что ни день меняется его картина мира, система ценностей – вообще дело не простое. Его природа – расти, а это значит – противодействовать всему постоянному, любым внешним требованиям, любому контакту, который принуждает его к какому-то постоянству. Потому что по природе роста у растущего существа должно быть максимум свободных вариантов роста, поведения, внешних контактов.

Мать для него – это привычная среда, в среде матери он существовал до рождения, в ее среде он формировался долгое время после рождения. Поэтому часто молодые люди остаются "при мамочке" – они не ощущают ее как контакт.

В этом плане функции родителей такие: мать = среда, отец = пример.

Мы должны постоянно помнить, что, несмотря на то, что нет того контакта, которого требует наш родительский эгоизм, мы все время находимся в поле внимания наших детей, растущих существ. И не просто как одна из деталей окружающего, их внимание пристально "мониторит" нас, и делает это с единственной целью: им нужен пример. Растущее существо берет примеры отовсюду, но при этом рейтинг отца совершенно особый, он, его пример – всегда образ намного более общий, вне шкалы всех других ценностей.

Борьба с его матерью ничего не даст для сына: вы оба для него были и останетесь разными, "параллельными" мирами. Нужно просто, чтобы сын как можно больше знал о том, чем занимается его отец, нужна информация. И, несмотря на все попытки кого бы то ни было "очернить", – природа сделает свое дело: то, чем Вы занимаетесь, со временем, внутренне, станет для него примером.


Вопрос: Мы живем в особом периоде. Связанно ли это с самим периодом или восполнением выяснения желаний в наших решимот?

Ответ: Это одно и то же. Наше общее кли представляет собой сумму, точнее, совокупность решимот. Они "отрабатываются", то есть, приобретая авиют нашего мира, проходят серию трансакций "желание-наполнение", анализ, отсев того, что исправить невозможно, обработку светом и так далее – поочередно, по спирали (чем объясняется видимая нами цикличность развития). А также по принципу "от легкого к тяжелому".

Общее кли градуировано, как мы учим из каббалы, по характерам, по уровням авиюта. И в зависимости от характера решимот, которые сейчас отрабатываются на уровне "наш мир", мы ощущаем, что живем в тот или иной исторический период.


Вопрос: Рав говорил, что если мы когда-нибудь придем к духовному постижению, то мы придем к нему через него, т.к. он – наш учитель. Что это значит? Мы приобретем его свойства?

Ответ: Как мы учим, свет в любое кли приходит из мира Бесконечности, но на каждую ступень, каждому парцуфу он приходит в той мере и в том виде, в котором "приготовила" для него ближайшая к нему высшая ступень. Рав, учитель – высшая духовная ступень. Находясь в свойстве отдачи, главное, что он передает ученикам – знание об этом свойстве и методику, как его ощутить, прийти к нему.

"Через него" означает, что и свет, формирующий и исправляющий, приходит к группе учеников через него, и то, что пройти на высшие духовные ступени они смогут, приобретя вначале то, чем он отличается от них, чем он обладает – свойство отдачи.


Вопрос: Я заметил, что многие люди, когда я с ними разговаривал, вдруг очень быстро осознавали, что основа кризиса заложена в природе человека и законах развития общества, – эгоизм частного лица и глобальное объединение для сохранения цивилизации. Я был удивлен, насколько они легко это воспринимают, и говорили мне: "Ну ты глубоко копаешь"...

Может это и есть та основа, на которой можно строить работу с далекими от Каббалы людьми?

Ответ: Это говорит только о том, что людям не так уж нужна наша "горькая правда" о причинах кризиса, – к ней могут прийти умные люди и без нас, людям нужен выход в счастливое будущее. Мы должны понять, что кли желает наполнения, а не исправления. Свет – это модель его будущего состояния, свет сам даст почувствовать ему горечь его эгоистических свойств, но и укажет точно на то, что нужно исправить, чтобы прийти к нему, к будущему наполненному состоянию.

Мы должны, конечно, показывать людям природные законы развития – как они привели нас к этому состоянию и чего они требуют от нас сегодня. Проблема в том, что у большинства людей кли очень мелкое и нуждается только в том, чтобы ему указали следующий шажок – не больше. "Окей, ты прав, – говорит человек, – но скажи, что нужно делать сейчас, конкретно". А наука, которая только и может спасти, – каббала, – оперирует законами и принципами, овладение которыми может поднять человека, но не говорит ему о следующем шажке. Тем более, что его интеллект требует знания, а развитие в природе, на любых ее уровнях, происходит под влиянием следующих состояний, то есть – выше знания.

В этом и заключается проблема нашего распространения: мы должны включить для человека в конкретный маленький посыл, больше которого он не воспримет, всю мудрость каббалы. И, тем более, – сформулировать для него это образно и так, чтобы это было и понятно сейчас, – и за этим чувствовалась бы будущая жизнь.


Вопрос: Понимаю, что моя проблема совсем незначительная, тем не менее, она давно мне не даёт покоя, став уже очень большой. Я влюбилась. Знаю, что смешно, но с другой стороны, горько. Этот парень – каббалист. Я сейчас тоже занимаюсь каббалой.

Такой вопрос: очень хочу быть с ним. Что же мне делать? Как мне донести это до него правильно? Это мешает мне, потому что полностью меня захлёстывает, и я нахожусь во власти этого огромного желания. Такое чувство, что успокоюсь, только если буду с ним. Простите за такую незначительную проблему, но она мне действительно мешает.

Ответ: Любовь – основа мира, она должна не мешать, а помогать.

Соединившись, мужское и женское начало создают дом и рождают следующие состояния, детей. Но есть одно условие – для этого они должны нуждаться друг в друге. Несчастье нашего мира и состоит в том, что мы не чувствуем ни то, что Творец нуждается в нас, ни что мы нуждаемся в Нем.

Я не могу давать практических советов хотя бы потому, что у женщины есть с рождения природное умение привлечь мужчину и держать его "при себе". Но могу сказать, что любовь прекрасна тем, что создает нормальное, здоровое, природное ощущение нужды в другом, чтобы стать самим собой, реализовать себя.

Мужчина по своей природе – существо закомплексованное, это и порождает его показной "мачоизм". Вызвано это тем, что он, во-первых, оторван от среды, в которой рожден и вырос – от матери, и, во-вторых, в большинстве случаев не в состоянии сделать свою женщину домом, в котором он бы чувствовал себя, наконец, человеком, а не мачо. Не в состоянии, потому что в наши дни не чувствует в этом необходимости – как было это когда-то, при нормальных укладах жизни.

Поэтому то, что делает женщина, чтобы привлечь мужчину – она создает в нем ощущение необходимости в ней как в надежной среде, в которой он может чувствовать себя человеком. Станьте необходимой для него – это должно помочь.

И помните для себя и для него: любовь – это необходимое условие самореализации.


Вопрос: Я хотел задать Вам вопрос! Почему мы живем? Ведь когда-нибудь каждый из нас умрет!

Ответьте на мой вопрос. Заранее спасибо.

Ответ: Чтобы начать понимать это, нужно постараться видеть жизнь как начальный капитал, как ресурс, – и тогда вопрос разворачивается немного по-другому: для чего он нам дан? И еще: если мне уж дан этот ресурс, куда мне его вложить, на что потратить, чтобы получить максимальную прибыль? И прибыль в смысле – просто максимум удовольствий от жизни, – нас уже не удовлетворяет, мы живем в такой период, когда для все большего числа людей центр тяжести в оценке "прибыли от жизни" переносится на ее смысл. А вопрос о смысле – это уже вопрос, который "над жизнью", который уже включает личную жизнь человека как один из компонентов проблемы. Это потому, что подсознательно человек чувствует, что единственное, что существует – это вечность, совершенство, гармония. Но где они – их ведь нет в моих ощущениях! То есть все, что нужно человеку – это сделать что-то, чтобы уже в жизни в этом мире ощутить вечность и совершенство. Ведь тогда и смерть исчезает.

И еще: если Вы заметили, мы живем вместе, и даже то, что уходим из этого мира поодиночке, не меняет того факта, что практически нет отдельной жизни отдельного человека, что все они – струи в общем потоке жизни. А это не размывает картину, а наоборот, уточняет вопрос о смысле жизни. Бааль Сулам так и говорит в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот": "… кто наслаждается от (немногочисленных) дней своей жизни? А если точнее – кого я наслаждаю". То есть, вопрос о смысле жизни для человека включает в себя, практически, все творение – все оно должно испытать те вечность, гармонию, совершенство, которые я открыл для себя.

Когда человек понимает это и начинает работать на эту цель – он делает первый шаг к осмысленной жизни.


Вопрос: Что делать, если душа жаждет полного слияния, ПОСТОЯННОГО единства, а товарищей устраивает временное объединяться для выполнения совместного действия. Например – конгресс. Заканчивается действие, и заканчивается единство, "привязанное" к этому действию. Такое ли единство имеют в виду каббалисты?

Ответ: Наши конгрессы, да и все наши совместные мероприятия – не просто "выполнение совместных действий", каждое из них – ступень к постоянному единству, и каждая следующая ступень выше предыдущих. Согласно закону "прибавляется в святости (уровне отдачи), а не убавляется". То, что после подъемов, общих, следуют у нас такие же общие падения, и это выглядит, как будто после временного объединения "заканчивается единство" – это механизм продвижения в духовном, когда после притяжения новой порции света получают свыше в подарок новую порцию эгоизма, для работы над ним. Тем не менее, сознательно использовать даже эти состояния для подъема, так, чтобы частота этих периодов увеличилась настолько, чтобы стала постоянным движением общей волны вперед – это искусство, которому учат нас каббалисты, которое мы постепенно осваиваем.


Вопрос: Уважаемый Рав, на уроке 28.12.2010 Вы высказались о возможном негативном воздействии религиозных течений (деятелей) на науку Каббала в ближайшее время. Если я не прав, прошу поправить меня.

Если это так, то понятно: с возрастанием общего эгоизма, и как следствие усиление кризиса во всех сферах деятельности человека, добавлений к этому природных катаклизмов приведет основную массу людей к всевозможным религиям, которые не смогут дать ответ: что происходит в мире? Где выход? В результате религия в целях своего оправдания весь негатив направит на "стрелочника" – науку Каббала. Но в этом кроется очень хорошее подспорье. У нас родится тот недостающий хисарон к духовному постижению (объединению), и этим самым религия, не подразумевая, поможет нам – каббалистам – в самое ближайшее будущее.

Ответ: Будем надеяться, что мы не станем ждать подобного "подспорья" и тому подобных ударов, что у нас хватит стремления стать как один человек с одним сердцем, не дожидаясь этих "стимулов", продолжать наше движение с ускорением, так, чтобы и мы и весь мир прошли "над" этими ударами, на другой частоте, чем они.


Вопрос: Уважаемый Рав! Вопрос по работе в группе.

Как Вы считаете, будет ли полезным для объединения хаверим совместное чтение в группе прекрасной книги С.Винокура "Каббалист"? Будет ли яркий пример духовного "горения" Бааль Сулама и его учеников продвигать нас к высшему? Спасибо.

Ответ: Прекрасный кинороман С.Винокура "Каббалист" – пример того, что мы, практически каждый, можем сделать для распространения. Вы можете читать его – не в ущерб изучению книг каббалистов. Чего бы я действительно хотел – чтобы это действие нашего товарища не осталось единичным случаем, – чтобы оно подтолкнуло творческую энергию в группах, творческие возможности каждого из нас. Нам очень не хватает новых форм подачи той глубины, которую предлагает миру каббала, а время не ждет. Поэтому я бы порекомендовал устраивать творческие семинары, может быть на материале этой книги, на этих семинарах вы бы могли анализировать форму подачи наших идей в книге С.Винокура, на основе этого анализа разрабатывать идеи все более образного, близкого людям представления идей каббалы. И не только в форме книг или статей, это может быть использование всех видов искусства, драматургии, презентаций и так далее. Успехов вам!


Вопрос: Всегда с интересом смотрел конгрессы. Ощущал восторг и единение в виртуальном общении. Мне захотелось разделить эту радость в реале. Вчера на день единства мне эта возможность представилась. Я присоединился к местной группе. Но там, в окружении товарищей, вместо воодушевления, я ощутил одиночество. Возможно, это был только психологический барьер, когда новый человек чувствует так себя в новом сплочённом коллективе? Продолжать ли мне радостное виртуальное общение, или добиться ломки льда в реальном общении? Уважаемый Рав, в чём проблема: во мне или в группе?

Ответ: Бывает так, что человек уже созрел к тому, чтобы из пользователя энергией света, добра, отдачи, стать их "производителем". Но это еще не вошло в его желания, он еще мыслит прежними, "юзерскими", понятиями получения удовольствия. И когда он попадает в реальную, жесткую среду "производителей" добра и отдачи, – а она всегда строится на единении их в одно целое, – он чувствует себя вне этого единения. Кроме того, они подключаются к мировому кли, чтобы зарядиться энергией для производства, а он – чтобы получить удовольствие от подключения. Ощущается это как разность частот, энергий, векторов, как отчуждение. Не исключено, что у Вас это был подобный случай. Я бы рекомендовал, если Вы уже созрели к тому, чтобы быть "производителем" добра и отдачи – прийти в группу, в "производственную бригаду", с целью включить и свою энергию в ее общие планы. Удовольствие даже от виртуального общения от этого не пропадет – оно преобразится, станет осмысленным, "на равных".

Успехов!


Вопрос: Вчера 26 декабря 2010 года по Первому телеканалу России была показана программа Владимира Познера с известным британским музыкантом и актером Гордон Мэтью Томас Самнером, высказывание которого не могут не поразить мыслящих людей на Земле.

Вот одно из них: "...решение проблемы разобщенного мира – "не в идеологии, не в религиозной философии, а в психологии". "Это то, как мы думаем друг о друге как люди: либо мы целое, либо вообще ничто, – пояснил он. – Я не очень понимаю, как воплотить это в жизнь, но думаю, понимание – это первый шаг". "Это звучит очень нереалистично или идеалистично, но это правда: мы – одно целое. Человечество – это одна семья, все мы: мусульмане, коммунисты, капиталисты, католики".

Следующее высказывание Самнера: "Большинство из нас спят. Мы идем по жизни в глубоком сне. Я говорю о себе тоже. Мы не пробудились. То, что мы делаем со своей планетой, сами с собой, пока мы не проснемся, мы будем продолжать действовать неправильно".

Может быть, подсознательно у некоторых людей пробуждается ощущение того, о чем говорят каббалисты уже на протяжении многих сотен лет?

Может быть, мысли сотен тысяч учеников каббалы, ежедневно стремящихся её постигнуть, как-то проникают в подсознание других людей?

Ответ: Да, это так. И мир, как "сканирование" спирали решимот его внутреннего материала, подошел уже к тому участку спирали, когда реалии мира приводят умных и чутких людей к правильным выводам, – и мысли, и усилия наших товарищей и учеников никогда не остаются их личным достоянием, они растекаются по всему материалу творения, ускоряя его созревание.


Вопрос: Здравствуйте, уважаемый господин Лайтман! Меня интересует вопрос,

слышали ли Вы о докторе Коновалове Сергее Сергеевиче, который живёт и работает в г. Санкт-Петербурге, является автором и основателем информационно-энергетического учения, постоянно общается с Богом, был у Бога и один из всех людей земли, видел Бога.

Ответ: Не знаком. Но если кто-то утверждает, что можно улучшить нашу жизнь без исправления внутренних качеств, просто путем воздействия какими-то энергиями, это уже свидетельствует о том, что духовный мир, Творца он не постиг.


Вопрос: Это и не вопрос, но очень хочется обсудить. Рав, Вы говорите про 3 и 4 мировые войны. Но я считаю, что началась война. Не важно, какая – 1, 2 или 3, она уже началась, и эта война – внутри нас, война с самим собой. Эта война страшнее любого оружия. От нее не спрячешься и не убежишь. И со временем она войдет в каждый дом.

Ответ: От войны с самим собой не спрячешься и не убежишь. Но если пытаться закрыть на нее глаза, то она проявится, как война внешняя, как кризисы, катастрофы и бедствия. Таким путем Творец, Высшая сила, общий закон природы подталкивает нас к осознанию необходимости внутреннего исправления. Если мы не хотим проходить через страдания, то надо самим устремиться вперед.


Вопрос: Здравствуйте уважаемый Михаэль! Поздравляю Вас наступающим Новым годом! Хотелось бы знать, что для Вас значит этот праздник? Отмечаете ли вы его, как мы простые люди? И правильно ли мое отношение к ближнему, как к "средству", через которого я познаю Творца, любя этого ближнего, чтобы ощутить Творца. И меняется ли этот ближний от этой любви, если, несмотря на его недостатки, я смогу достучатся до его сердца. Говорят: изменись сам и все изменится вокруг. Спасибо!

Ответ: Из всех праздников, Новый Год – самый, если можно так выразиться, "анти-каббалистический". Ведь что он символизирует? Надежду на то, что простое течение времени может сделать нашу жизнь счастливее. Но если мы сами не меняемся, что может измениться вокруг нас? Наоборот, из года в год мы ощущаем воздействие природы на нас, как все более и более жесткое, а как же иначе – ведь мы находимся во все большем несовпадении по свойствам с Творцом, Общей Управляющей Силой. Это, конечно, не значит, что надо портить праздник своим домочадцам. Но помнить, что "новое счастье" приходит не с новым годом, а с новыми свойствами, необходимо.

Отношение к ближнему, как к "средству", через которое познается Творец, является правильным. Пока оно эгоистическое, но это отправная точка, с которой начинается духовное развитие. Теперь надо вооружиться советами каббалистов и начинать претворять их в жизнь. "Ближний" не изменится, изменится Ваше восприятие, Вы увидите, что недостатки – в Вас, это недостаток любви, и кроме этого, ничего исправлять не надо.


Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, вот эти десять сфирот – это же одно и то же, что бхиноты (стадии), что и миры (Асия, Брия, Ецира) и что и уровни материи (неживая, живая, растительная)? Т.е. это же именно то же самое? Т.е. когда говорят об этом, то говорят об одном и том же?

Ответ: Язык каббалы очень краткий, кроме того, каббалисты могут названиями светов именовать келим, и наоборот. Поэтому все зависит от контекста. Всегда речь идет о келим и наполняющих их светах. Рассматриваться они могут либо в общем, либо в деталях, но, так как общее и частное подобны, то могут использоваться те же самые термины.


Вопрос: Рав, только недавно стал интересоваться Каббалой, читаю Вашу книгу "Наука Каббала", но чем дальше читаю, тем больше путаюсь. Как мне не путаться в книге?

Ответ: Вы не можете не путаться, ведь речь идет о понятиях, не имеющих никакого подобия в нашем мире. Стремиться надо не к пониманию, а к постижению, и тогда каббалистические книги станут для Вас тем, для чего они предназначены – средством привлечения Высшего Исправляющего Света.


Вопрос: Скажите, как Вы относитесь к книгам Карлоса Кастанеда.

Ответ: Никак. В мире тысячи религий, философий и "духовных" методик. Изучить их – жизни не хватит. Поэтому надо заботиться о постижении духовного мира, а уже оттуда видны корни происходящего в нашем мире, в том числе, и различных методик.


Вопрос: Рав, исходя из утверждения "этот мир вообще не существует", и, полагая, что органы чувств не совсем правильно отражают объективную реальность, где превалирует ошибочность, где кажущаяся объективность выглядит как некий образ, как некая манера воспринимать – и здесь мы можем отойти как бы от этой жизни, от того, к чему мы привыкли – правилам, традициям, различным клише, и далее упразднив органы чувств, а также мысли, которые нас ограничивают, и всего лишь обеспечивают игры разума. В нас, у нас остается ничто, или великое Ничто, где собран весь грех, и все зло, и все добро всей Вселенной. Учитель, поздравляю Вас с новым годом.

Ответ: Надо не упразднять органы чувств, а исправлять их, и тогда мы увидим, что нет никого зла и греха, а есть лишь бесконечное добро и любовь.


Вопрос: В нашем мире заметно различие между мужчиной и женщиной.

Есть ли различие между душами мужчин и женщин в духовном мире?

Спасибо.

Ответ: Есть разница в корне души, в их месте в общей душе Адам Ришон – З”А у мужчин, Малхут – у женщин.


Вопрос: Обращаюсь к Вам вот по какому поводу, хотя, может, к Вам уже обращались с такими вопросами. Меня частенько посещают сны о будущем, в том числе о будущем России, о будущих войнах, о 2012-м годе, якобы все это будет, и не только! Хотела обратиться ко всяким рода гадалкам, но вокруг одни алчные шарлатаны, хотя не хочу сказать, что я очень хорошая! Проблема в том, что я не знаю, действительно ли это предсказания или нет, и какую пользу это могло бы принести нашему погибающему обществу, которое и так всегда было на грани еще и до Христа. Как мне во всем разобраться и что делать?

Ответ: Сказано: "Не ворожите и не гадайте". Можно предсказать естественные процессы в обществе, его развитие "путем страданий", и тогда оно действительно безрадостное. Но нельзя предсказать путь исправления, на котором человек реализует свободу выбора. Причина всех бед, теперешних и грядущих – наше несоответствие Высшей, управляющей нами Силе. Если мы исправим это несоответствие, то сможем избежать беды, войны и кризисы.


Вопрос: Ответьте мне, пожалуйста. Иногда тебе снятся сны, и в этих снах тебе приходят интересные мысли, но что самое интересное, эти мысли новые, т.е. из какой-то области, которая для тебя чужда. Вот что это за мысли? Как каббала относится к таким вот снам-прочествам, что ли? Каббала говорит что-нибудь по этому поводу?

Ответ: Во сне идет обработка информации, которую мы получили во время бодрствования, не только сознательно, но и подсознательно, неосознанно, поэтому нам кажется, что во снах мы видим что-то новое. Во сне проявляются наши потаенные страхи и надежды, отсюда многочисленные "предсказания будущего". Не стоит придавать снам значения, это сугубо материальное явление, ничего духовного в нем нет.


Вопрос: Хотелось бы узнать, что представляет собой организация "Совет мудрецов мира", кто является ее членом, чем занимается данная организация?

Заранее благодарна за ответ.

Ответ: "Всемирный совет мудрости" (The World Wisdom Council) существует при Будапештском клубе, международной организации, созданной специалистом в теории систем Эрвином Ласло в 1993 году с целью мобилизации ресурсов человечества для решения глобальных проблем. Полную информацию об этой организации можно получить на сайте Будапештского клуба.


Вопрос: Рав, здравствуйте! Как-то Вы говорили, что человек должен знать основы строения духовных миров еще до перехода махсома. Я женщина, занимаюсь несколько лет, но, несмотря на логический склад ума, Птиха у меня всегда шла тяжело, и ее я практически не читала после первичного ознакомления. Душа не лежит, и ничего не запоминается. Все-таки мне стоит сейчас освежить эти знания хотя бы на минимальном уровне, или лучше читать то, что находит отклик в душе (это Шамати, труды Бааль Сулама, Зоар)?

Ответ: Женщине для исправления достаточно изучения статей о внутренней работе. Читайте то, что находит в Вас отклик и, если возможно, прослушивайте первую и последнюю части утреннего урока (можно в записи).


Вопрос: Как каббала относится к гороскопам?

Ответ: Каббала отрицательно относится к попыткам предсказать будущее. Мы – часть Вселенной, и звезды и планеты, безусловно, имеют на нас влияние, но только на "животном" уровне. На уровне "человек" они на нас не влияют, там все зависит от нас самих, от реализации свободы выбора.


Вопрос: А никто не задумывался, что иногда нужно и отдалиться, для того чтобы другая душа (привыкшая, что остальные постоянно с ней нянчатся) призадумалась, и, поняв своё одиночество, сама начала бы тянуться?

Ответ: Не изобретайте теории. Мы уже и так отдалились друг от друга, дальше некуда. Теперь пора начать сближение, а это возможно только под воздействием Высшего Света. Каббалисты объясняют нам, как подставить себя под его влияние.


Вопрос: Я в полном отчаянии от невозможности понять, как мы из этого полнейшего разбиения, которое сейчас открылось и продолжает открываться, настолько разные, сможем прийти к общей молитве? Ведь для многих из нас было откровением то, что нужно производить внутреннюю работу постоянно и стараться изо всех сил каждое мгновение находиться в связи с Творцом. Все мы так по-разному понимаем, чувствуем и воспринимаем Ваши слова и советы каббалистов. Как мы придём к поручительству с таким количеством "слушателей" и "сочувствующих" в мировом кли, не живущих этой идеей, а просто поддерживающих её, удобно устроившись?

Ответ: Мы не можем этого сделать, а Творец может, надо только попросить Его об этом.


Вопрос: Уважаемый Рав, на одном из уроков Вы затронули пять частей (элементов)

легких. Когда будет детальное разъяснение этих элементов подробно, и что они из себя представляют? Нет ли сходства этих элементов с системой латаиф суфиев? Очень мало материала в ваших уроках о дыхании. Когда эта тема будет подробно раскрыта?

С уважением. Арон.

Ответ: О дыхании каббала вообще ничего не говорит. Невозможно воздействовать на духовный мир посредством материальных действий. Мы пользуемся словами, взятыми из материального мира, для обозначения духовных объектов, это так называемый язык корней и ветвей, когда духовный объект-корень именуется его следствием-ветвью в материальном мире. Но речь всегда идет именно о духовном. Иногда можно показать, как духовные процессы вызывают аналогичные процессы в нашем мире, но это лишь иллюстрация, не более того. По нашему миру духовный мир представить нельзя, воздействовать на него – тоже.


Вопрос: Отличная притча от "Ilona", где виден механизм отдаления гневающихся (ссорящихся) друг на друга людей, вплоть до пропасти, ненависти.

Показан и обратный механизм сближения, вплоть до любви и слияния в ней.

Только вот где взять тот ключ, способный развернуть механизм, переключить его с режима "отдаление" в режим "сближение"?

Каббала нам хорошо и понятно объясняет, как работает механизм, включенный в режим "сближения". Но как его включить – не совсем понятно. Говорится, что надо подставить себя под Свет, приближающий к Источнику, но как это сделать практически – не совсем понятно.

По сути, Каббала повторяет выше приведенную притчу, но что толку от таких голографических повторений? Где ключи?

Ответ: Ключ – это наше совместное желание, достигаемое в группе. Недостаточно просто рассуждать о нем, его надо почувствовать, а для того – активно работать, прилагать усилия.


Вопрос: Книга (Зоар, Ецира, Разиэль и т.д.) говорит одно, а учитель преподносит по-своему. Разве это не вводит в заблуждение?

Ответ: Учитель не преподносит по-своему, а разъясняет, как следует материал воспринимать. А то, что это не всегда совпадает с нашей логикой, лишь повод приложить усилие.


Вопрос: Мы должны ненавидеть зло. Эгоизм есть зло. Я должен ненавидеть себя, или это понятие выше нашего материального мира?

Ответ: Эгоизм – это не мои желания, а их использование с намерением "ради себя". Вот его надо ненавидеть, а для того – сначала раскрыть и отделить от себя.


Вопрос: Объясните, пожалуйста: чем более человек противоположен свету, тем ему хуже. Многие люди далеки от духовности и чувствуют себя хорошо, но это ведь не значит, что они подобны свету. Почему тогда так происходит? Это наслаждение ещё неотработанными желаниями?

Ответ: Это наслаждение "малой искоркой", минимальным свечением, оживляющим желания нашего мира, давая и забирая которое, нас продвигают по ступеням "неживое", "растительное", "животное", пока в нас не просыпается желание уровня "человек", которое этой искоркой уже наполнить нельзя.


Вопрос: Творец – совершенен и всемогущ, относительно Него творение сразу создано совершенным, но Он не может дать сразу совершенство в восприятии самого творения, не может сделать, чтобы творение в своём восприятии сразу стало подобным Творцу. Получается, есть что-то, что Творец не может сделать?

Ответ: Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, надо постичь Замысел Творения. А это возможно лишь реализацией свободы выбора. Творец дает нам возможность самим сотворить себя.


Вопрос: Рав, это скорее не вопрос, нежели обращение.

Вы постоянно говорите, что есть люди, которые придут и будут готовы участвовать в самом простом виде, то почему мы не можем это использовать?

Например, выйти к ним с каким-нибудь лозунгом: если хочешь улучшить мир, иди к нам, а мы дадим тебе для этого все необходимое. Придет человек, который умеет завинчивать гайки – отправить его устанавливать стенды для распространения. Придет музыкант – дать ему писать музыку. Или певец, тогда дать ему возможность петь песни на конгрессах, но только наши песни, каббалистические. Сказать: вот мы дадим тебе музыкальные инструменты, сцену, но песни у нас только про объединение и так далее. Ради почестей, думаю, многие согласятся. Бывает в нашем мире такое, что люди переодеваются в известных артистов и выступают от их имени, и доходит вплоть до того, что они чувствуют чужой успех как свой.

Так почему мы не можем это использовать? Дать людям возможность за бесплатно воплощать свои фантазии в жизнь: быть художником, музыкантом еще кем-то, что они умеют. Но чтобы они действовали для распространения.

Может быть, найдется много людей, кто захотят таким образом улучшить мир (не вникая глубоко в каббалу). Пусть уж лучше они идут к нам, чем к фашистам.

Ответ: Для того чтобы люди пришли к нам, призывов мало, они должны почувствовать в нас духовную силу, что через нас свет проходит в наш мир. Этого можно достичь лишь внутренней работой над общим единством.


Вопрос: В каком оригинале, и на каком языке впервые написано: "Я создал злое начало и создал Тору как приправу..."? Заранее спасибо.

Ответ: Это написано на иврите в трактате "Кидушин" Вавилонского Талмуда ("барати ецер а-ра, барати тора тавлин").


Вопрос: Основной вопрос, беспокоящий меня, заключается в следующем: если женщина, согласно своему духовному корню, смотрит на мужчину снизу вверх, означает ли это, что мужчине следует смотреть на женщину сверху вниз? Я не говорю о женщинах в целом, а только о единственной женщине, которую искренне любишь, то есть, о жене. Допустим, мне намного ближе идея смотреть на нее и ощущать как равную себе (в духовном и интеллектуальном плане, а не в смысле размера зарплаты или физической силы), поэтому, когда мне кажется, что я понимаю что-то более ясно, чем она, я чувствую необходимость объяснить ей свою точку зрения на это что-то, для того чтобы в случае моей правоты мы понимали эту вещь одинаково ясно, а в случае моего заблуждения, чтобы разделить ее точку зрения и опять таки прийти к равенству и взаимопониманию. Речь идет, главным образом, о вопросах и знаниях духовных, нежели каких-то иных. Очень надеюсь увидеть Ваш ответ. Заранее благодарю.

Ответ: Женская и мужская часть духовного парцуфа зависят друг от друга в деле исправления в абсолютно равной степени. Духовный корень женщины – малхут, творение, получение, то есть то, без чего нет ни света, ни самого Творца: "Нет света без сосуда и нет Творца без творения". И женщина смотрит на мужчину снизу вверх не потому, что она ниже, а потому, что ожидает, – мужская часть как более легкая, первой должна начать процесс исправления. Поэтому, если мужчина и женщина составляют духовную пару и объединены совместной духовной работой, тогда мужчина будет смотреть на свою женщину сверху вниз не в смысле его превосходства, а также ожидая – ведь от нее, "снизу", должен прийти хисарон, которого по природе в мужской части парцуфа нет. С момента второго сокращения все развитие в мирах зависит от "низших". Поэтому у Вас есть все основания видеть в своей жене равного духовного партнера.


Вопрос: Что означает נַ‏ נַ‏חְ‏ נַ‏חְ‏מָ‏ נַ‏חְ‏מָ‏ן מאומן

Это описание каких-то сил или какого-то процесса в духовном каббалистом, или же не имеет под собой ничего духовного?

Спасибо!

Ответ: Это одно из проявлений желания людей, чтобы их слова и действия в этом мире и мантры, подобные этой, помогли бы им и принесли бы избавление от всех бед – в виде просто облегчения, или в виде "прихода" кого-то великого, который, как барин, "приедет и рассудит" – и все станет хорошо.

К сожалению, в мире нет еще нормальной системы воспитания детей, при которой у них формировалось бы реальное видение законов природы, которые сами по себе представляют чудо, такое, что никаких придуманных чудес не надо, и следование им может дать счастье всем. Поэтому сознание, видение мира у людей с детства формируется на сказках и мифах, потому и сознание у людей "сказочное", и даже, можно сказать, "мифотворческое": из любой реальности делается какой-то миф. Мы видим это хотя бы в происходящем в наши дни, когда люди, даже видя проблемы мира, которые накапливаются, сгущаются, положение становится просто угрожающим их жизни и будущему их детей, внутри все-таки верят в то, что или вот соберутся великие мира и решат что-то, или же все решится каким-то сказочным образом: обязательно вмешается какой-то бог или матушка-природа и в одночасье переменят все к лучшему.

Подобное сказочное восприятие мира выражается и в этой мантре. Приверженцы определенного учения верят, что если повторять ее и распевать на все лады, внушать ее людям через надписи на стенах, это приведет к приходу в мир умершего когда-то их руководителя, и тот разрешит все проблемы и принесет счастье всем.


Вопрос: Как нужно правильно ответить на такое высказывание хавера: "На самом деле, духовный мир раскроется не в твоем нынешнем желании... Потому и сказано: "учится не умный". Как правило, успеха добиваются не самые светлые головы... Вот поэтому... я и не спешу ОСОБЕННО УЧИТЬСЯ!"

Спасибо.

Ответ: Совершенно не обязательно отвечать на каждое высказывание. Мы все больны. У болезни нашей, эгоизма, множество штаммов, неисчислимое множество симптомов и проявлений. Мы никогда точно не знаем время и характер приступов этой болезни и признаков временного выздоровления. Надо знать только одно – эта страшная болезнь постоянно перемалывает души наших товарищей в этом "чумном бараке" – в состоянии "наш мир". И в каждый конкретный момент каждый из нас или подвержен очередному приступу, или же, благодаря моим усилиям держаться в добрых мыслях о группе как об исправленной душе, благодаря нашим общим усилиям духовного единения – мысли его прояснились, и он уже вышел на следующую ступень, на которой его поджидают новые "вирусы". Единственная вакцина, которая спасет мир от этой чумы – это наше единение над всем тем, что видит и чувствует наш больной организм, стремление к единению проходит через видение группы идеальной, исправленной душой.

И еще – обычно появляется нужда отвечать на высказывания, когда люди не заняты делом. Когда вся группа в работе, когда у каждого по два-три-четыре проекта – тогда главным реально, в ощущениях, становится другое – достижение цели как вознаграждение за труды.


Вопрос: Наука каббала говорит, что существуют два мира:

1.Мир Высший – духовный, мир причин, духовных корней;

2. Наш мир – материальный, мир следствий, мир ветвей;

Каббала также говорит, что всем вещам, явлениям, душам людей, народам и странам в нашем мире есть соответствующий духовный корень в Высшем мире.

В системе Адам мы можем увидеть духовные корни душ, в виде клеток, народов и стран, в виде органов тела Адама и другие соответствия по принципу подобия корней и ветвей.

В трудах Бааль Сулама "Плоды Мудрости. Письма", стр.30, я нашел следующий абзац: "Кстати, я разъясню тебе, что такое милость для бедняка, весьма восхваляемая в книге ЗОАР, в книге Тикуним и в трудах мудрецов.

Есть в теле человека один орган, с которым Ни в коем случае Нельзя - работать. Даже если теплится в человеке "хотя бы слабое желание" работать с Ним, орган этот остается зараженным и пораженным Творцом, и называется "бедняком". Всё его Право на существование и пропитание в мире обусловлено тем, что - Другие работают на него и проявляют к нему Жалость. Сказано об этом: "Всякий кто поддерживает одну душу Израиля - как будто поддержал целый мир". Поскольку орган Этот находится на Пропитании у других - он получает средства лишь для поддержания жизни. И пойми это."

И далее: "...А вместе с тем был обещан ему дар семени, что представляется "двумя противоположностями". Ведь всё его благословенное семя волей неволей идет от этого Органа. В таком случае, если он не работает - откуда возьмется семя? А потому сказано: "И поверил Творцу" - т.е. принял "две эти данности как они есть", и неукоснительное запрещение работы, и обещание о даре семени. Как же он принял их? "Сочтя это милостью" - т.е. в форме милости бедняка, Получающего Пропитание - от работы Других".

Вопрос: что это за орган в теле человека, который соответствует духовному корню Израиля в Адаме? В виде двух "данностей как они есть" и с единственной обязанностью – производить семя!?

Хотелось бы услышать или прочесть Ваш комментарий, Рав!

Ответ: Запрещено искать в теле человека ветви духовных корней, это идолопоклонство. Был случай, когда Рабашу показали картинку с изображением человеческого тела и подписями, какие сфирот чему соответствуют, и он даже закрыл глаза, чтобы не смотреть.