Ответы на вопросы, 08.12.2010

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

Вопрос с английского блога: Долгое время я находился во тьме и только сейчас пришел к какому-то раскрытию.

Я ощущаю связь с Творцом и чувствую энергию света, протекающую сквозь меня.

В момент внутреннего контакта с людьми у меня появляется особое чувство – солнце начинает светить ярче, и даже в облачную погоду я ощущаю его вспышку и исчезновение.

Когда я работаю в офисе, и тьма сгущается надо мной, один только звонок жены приводит к тому, что солнце начинает светить ярче, и все моя сущность наполняется любовью.

По ночам я смотрю на небо и пытаюсь соединиться с Творцом. Я думаю о людях, которые, как товарищи из международной каббалистической группы, хотят включиться в меня. Я стараюсь мысленно соединиться с ними, представляя, что с нами находится Творец. В этот момент я начинаю чувствовать воздействие света и как бы сам перестаю существовать. Такое состояние до сегодняшнего дня повторялось раз десять.

Несмотря на все эти чудеса, я понимаю, что я еще очень далек от окончательного исправления, т.к. все еще чувствую боль в сердце и внутреннюю пустоту.

Вопрос: Может ли мой опыт быть полезным для мирового кли? Нужно ли мне лично связаться с Вами, чтобы подняться выше? Или мое раскрытие – это всего лишь первые шаги начинающего свой духовный путь?

Спасибо Вам за все! Теперь я знаю, что Он действительно существует!

Ответ: Это прекрасно, – то, что Вы ощущаете продвижение и прикладываете усилия для мысленного единения с товарищами в связи с Творцом. И если это даже первые шаги – каббалисты учат нас, что каждая ступень начинается как бы заново, с первых шагов, с чистого листа. Все эти наши усилия дороги Творцу.

Стоит также постараться понять Творца – что Ему нужно. Это должно стать нашей общей направленностью. Ему необходима общая душа как единое кли, которое Он может наполнить светом. Пока же осознание управления Творца дано немногим, то, что существует еще огромная часть общей души, от которой это скрыто, подает нам сигналы в виде боли и внутренней пустоты.

Для того чтобы свойство Творца, отдача, пришло в мир и исправило его, мы и объединяемся все более "физически" в общей учебе и деятельности. Этим мы "внедряем" свойство Творца в нас, в наше единение, через нас оно прольется в мир. Таким образом, самые материальные наши действия, направленные на это, становятся духовными действиями. И если мы достигнем цели – тогда и духовный опыт каждого, и Ваш также вольются в общее достояние мирового кли и всей общей души, творения.

Успехов всем нам!


Вопрос с английского блога: Теперь я действительно понял, как можно обмануть наше эго.

С нетерпением жду следующий конгресс.

Ответ: Наше эго каббалисты называют "царь старый и глупый", и прекрасно, когда в нас появляется "ребенок бедный, но мудрый" – наше стремление к Творцу, – именно ему принадлежит будущее.


Вопрос с английского блога: После конгресса многие из нас испытали большое разочарование. Я тоже. Это произошло на третий день конгресса. Но, когда в заключительной речи Вы сказали, что для того, чтобы запрыгнуть на стол, надо очень пожелать быть нацеленным на это, и тогда это произойдет, я ощутил радость, которую чувствую до сих пор. Я понимаю суть трюка, который Вы произвели с нами, и благодарен за то, что мы сделали большой шаг вперед и приблизились к духовному. Вместе с тем, меня одолевают сомнения, а не было ли наше чувство разочарования ошибочным?

Кроме того, на конгрессе мы сделали одно общее усилие, чтобы добиться успеха. Я понял, что это усилие даст эффект только при включении в него всех нас, и что я один ничего не стою. Как достичь в повседневной жизни того напряжения и концентрации, которые мы испытали на конгрессе? Как сделать каждый день и каждый ночной урок продолжением конгресса?

Ответ: Чувство разочарования, о котором Вы говорите – прекрасный материал для работы, анализируя его истоки, мы можем понять, как работает свет с нашим "фараоном", как бы скрываясь и давая ему почувствовать себя "победителем" Творца, и этим – раскрыться в наших ощущениях.

Чтобы не упускать достигнутое на конгрессе, мы должны понять, что находимся уже на совсем иной ступени, чем это было до конгресса, живем уже в совсем другом мире – мире, который насквозь "пропитан" целью. Если мы примем, внутренне увидим это, мы сможем анализировать и использовать каждую ситуацию и состояние совсем по-другому, из их глубины, это даст нам возможность глубже понимать то, что мы изучаем в трудах Бааль Сулама и Рабаша, видеть и ощущать наше объединение уже не как схему или идею, а как материал. Как самую настоящую материю, которая принимает различные формы, развивается, как и положено материи. Материю, из которой мы сделаны и в которой мы живем, дышим ею, получаем из нее жизненные силы. Это уплотнит время, сделав и его материально ощутимым. Если нам это удастся, это будет даже намного выше и ближе к цели, чем самый сильный конгресс.


Вопрос с английского блога: Второй день конгресса несколько отличался от первого. Не могли бы Вы объяснить, что произошло на второй день, и почему некоторые испытали отчаяние, а некоторые, наоборот, почувствовали чуть ли не достижение Арвута?

Кроме того, объясните, как практически из этой точки можно убежать от Фараона?

Ответ: Общий принцип творения – взаимовключение всех его частей и свойств. Каждый живет и ощущает не для себя и не "за себя", а за все творение.

На конгрессе наше сообщество работает на все творение, включает в себя всю общую душу человечества. Она лишена света Творца, лишь высшая часть ее парцуфа начинает сейчас процесс исправления. Поэтому разные фрагменты этой высшей части – наши души, даже будучи объединены в общем подъеме, испытывают влияние неисправленных частей общей души. Кроме того, и мы представляли собой духовный парцуф, в котором десять сфирот, множество свойств, и каждое из них, отрабатывая то или иное ощущение от входа света, работает этим на весь парцуф, способствуя его подъему.

Как из этой точки "разобщенности" в ощущениях уйти от фараона – описали каббалисты, объясняя происходящее на берегу Конечного моря (Ям Суф). Сказано, что Исраэль, видя приближение конницы фараона, делится на несколько "партий": одни предлагают идти воевать, другие – сдаться, третьи… и так далее. В этом состоянии, "между молотом и наковальней", когда с двух сторон давят фараон и свет, есть подъемы и падения, – то, что мы испытали на конгрессе. В этом случае работает только решение Моше: "Творец будет воевать за вас, а вы молчите". Слово "тахаришу" (молчите) родственно также понятию "лахрош" – вспахивать, то есть перевернуть пласт земли-желаний: то, что было низким, – отдача, вера, – нужно поднять вверх, то, что было вверху – получение, знание, свойства фараона, – нужно опустить. Это то, что мы все должны сделать в такой точке, когда мы объединены, и тогда Творец сделает свою часть работы.


Вопрос с английского блога: Во время конгресса я была с вами виртуально и очень сожалела, что не могу находиться со всеми друзьями физически. Тем не менее, я ощутила одну большую общую силу и совсем не была разочарована, что мы не прошли махсом. Зато почувствовала пустоту и отчаяние от незначительности и никчемности материальной жизни по сравнению с мощным духом Конгресса. Это правильное направление?

Ответ: Да. Дальнейшее направление – на наполнение также и того, что мы ощущаем как часть материальной жизни, – наша учеба, работа в группе, проекты по распространению, – духом конгресса, то есть духовного единения и цели.

Успехов!


Вопрос с английского блога: На сайте в рубрике "Вопросы и ответы" на английском языке на вопрос: "Почему написано, что мужчины приносят свет женщинам, когда мы все получаем свет от Творца?", Вы дали точный ответ. Не могли бы Вы привести пример из науки или материальной жизни, подтверждающий Ваше объяснение?

Ответ: Если говорить, например, о нормальной форме семьи, а не искореженной развитием и дроблением эгоизма, то в такой семье каждый получает по потребностям, – то есть поровну, – муж, жена и дети. При этом все необходимое приобретается на деньги, которые приносит в дом отец. Благодаря матери существует дом, растет следующее поколение, но материальное наполнение, так же как в духовном – свет, – приносит в дом мужская часть общего организма, семьи.

Если рассмотреть любой живой объект, животное, например, мы увидим, что оно состоит из более высшего, то есть определяющего развитие, уровня – животного, и более низших, базисных – неживого и растительного: клетки тела, шерсть, прочее. И если мы отвлечемся от привычного "школьного" подхода, диктующего нам рассмотрение всего "снизу", мы увидим, что именно животный уровень дает смысл существования базисному уровню (то, что в духовном нам дает свет), формирует его, дает ему ту или иную направленность развития. Друг без друга они не существуют, оба они питаются от единой искры жизни, но так же, как в духовном форму желанию придает свет, так же, как в нашем мире идею, новые формы, новое видение приносит мужчина, а женщина всегда готова на великие труды, на все, чтобы обеспечить этому существование, – то же происходит и на более низких уровнях природы.


Вопрос с английского блога: Почему мы никак не можем добиться постоянной связи с миром Бесконечности?

Ответ: Мы и сейчас находимся "на связи" с миром Бесконечности. Любая малейшая порция света, даже такая ничтожная, которая оживляет наш мир, приходит из мира Бесконечности, то есть из конечного, счастливого, совершенного состояния творения.

Проблема в том, что нужна не связь с ним, нужно, чтобы мы вошли в него. Мир Бесконечности, как объясняется в Шамати, – это наша связь с Творцом, наше "место встречи" с Ним. Место встречи изменить нельзя, можно только приобрести свойство Творца – отдачу, любовь, только подобие свойств дает "пропуск" на встречу с Творцом. Ни в одиночку, ни группой, ни народом в мир Бесконечности войти нельзя, так как совершенство – подобие Творцу, которое требуется для этого, предполагает, что ни одна частичка общей души не останется "вовне", вне единого желания, арвута. Задача не из легких, но мы ощущаем помощь Творца на нашем пути к цели, потому что это также и Его цель.


Вопрос с английского блога: Для чего мне нужно духовное приобретение? Что я могу дать миру?

Ответ: В процессе духовного роста мы начинаем обнаруживать, что и то, что мы приобретаем – это не наши приобретения, а даются нам Творцом в виде ступенек, ведущих к высоким духовным уровням, поднявшись на которые, мы научимся, получая, отдавать. Также мы обнаруживаем: что бы мы не "приобретали", какие бы подарки и уровни постижения нам не давал Творец – все это Он дает не нам. Через нас это получает вся общая душа мира. Таким образом, даже начав свой путь, мы, по факту, уже отдающие, и, начиная с "отдающего поневоле", мы растем, чтобы стать подобными Ему – отдающими, наслаждающими сознательно, в намерении, в желании.


Вопрос с английского блога: Как может Творец, который определяется как свойство отдачи, любить и желать что-то? Если Творец – это свойство, то кому оно принадлежит?

Ответ: Мы говорим и называем все языком келим, языком желаний, потому что мы сами – желания, то есть нечто, что понимает лишь язык получения. Поэтому какими бы высокими и "правильными" словами мы не называли Творца, все они будут неверны по сравнению с Ним самим, потому что даны "снизу", существами, абсолютно Ему противоположными. Если это понять, тогда будет видно, что самые "правильные" слова, которыми мы пытаемся назвать Творца: "любовь", "милосердие", "отдача", – даны получателями, существами, способными ощущать только в себе, внутри.

Творение – это, в сущности, ощущение отсутствия Творца в себе, это жажда Творца. По причине этой жажды любое малейшее проявление силы Творца в нем ощущается им как величайшая милость и любовь. И непостижимое свойство Творца существовать для другого и в другом, мы, сгустки желания, называем также желанием нас насладить. Других слов у нас нет.

Даже если мы называем Творца свойством отдачи, мы должны понимать, что свойство это работает в нашем мире как сила, дающая существование всем его системам. Любая из систем в мире "склеена" самоотдачей ее элементов, пропади эта сила отдачи – все мгновенно исчезнет. С любой силой, законом природы мы знакомы только лишь по их проявлениям – опять-таки, потому что мы – получатели. Как пишет Бааль Сулам, мы не знаем сути не только электричества, которым широко пользуемся, но даже сути хлеба. И это нам не только не мешает, у нас даже не возникает потребности в этом, так же как нет потребности в шестом пальце на руке.


Вопрос с английского блога: Как объяснить, что каждый раз, когда я начинаю слушать Вас, я плачу? Что это значит?

Ответ: Так иногда происходит исправление, реализация частично отработанных решимот, когда вся прежняя, накопленная в кли горечь желаний (а они у нас никогда не реализуются по-настоящему, поэтому от всех желаний накапливается горечь) вдруг сливается с теплотой и гармонией света. Механизм этот описан в одной из статей Шамати, где речь идет о печальной мелодии, которую все любят слушать, несмотря на то, что, слушая ее, плачут, потому что она сладка для них – она приводит в гармонию все былое и накопленное внутри. Еще это называется "амтака" – подслащение.


Вопрос с английского блога: "Яков" – это тот, кто стал "Исраэль"? Можно ли его назвать вторым Адамом.

Ответ: Адам раскрыл миру Творца, Авраам дал людям методику постижения Творца для всех, кто захочет ее применить. Исраэль – это тот, кто смог впервые применить, для работы по подъему к Творцу, левую линию, "победив" ее – так называемого "ангела Эсава", и дал это как систему работы последующим поколениям, всем нам. Поэтому Исраэль – это впервые появившаяся в практической методике работы "рабочая", средняя линия. Поэтому, в силу характера средней линии, он и называется "исра-эль" – прямо к Творцу.

По сравнению с ним все предыдущие ступени – от Адама до Ицхака были как бы отдельными свойствами. Исраэль – это уже рабочий комплекс.


Вопрос с английского блога: Фейга Ашлаг пишет: "Учеба и распространение – это еще не все. Каждый должен добавить свое личное стремление. Это то, что подразумевает Бааль Сулам под словами: "Знание условий жизни последнего поколения". Каждый должен подумать, что ему необходимо, чтобы стать как Моше Рабейну". Не могли бы Вы расширить эту тему?

Ответ: Не знаю точно, что имела в виду уважаемая Фейга Ашлаг, но и в Зоар, и в статье "Шестьсот тысяч душ" Бааль Сулама мы учили, что Моше равен всем 600 000 душ Исраэля, то есть точка "Моше" – это наивысшая, решающая точка силы "исраэль".  То есть даже в "яшар-кель" – "прямо к Творцу" есть особая сила, и только она и способна подняться над горой сомнений и ненависти. За общей силой – решение "сделаем и услышим", принятое у подножия горы, за "Моше", средоточием этой силы – подъем.

Это означает, что если даже я полностью развил с себе силу "исраэль", и она движет всеми моими мыслями и решениями, но нет во мне точки "Моше", точки подъема, Тора – свет, возвращающий к Источнику, – пока еще не для меня. Получить ее я смогу, только поднявшись на следующую ступень, над горой келим, – и даже над высшим решением, которые на настоящей ступени.


Вопрос с английского блога: Как мы узнаем, что включились в другие точки в сердце? Это относится к людям, с которыми я объединяюсь, или к моему желанию соединиться с подобными желаниями других?

Ответ: Объединение – это всегда объединение желаний, а не людей. Даже в нашем мире людей объединяет стремление, по меньшей мере, даже интерес, – к общей для них цели – реализовать в достижении этой цели свое желание.

В нашем деле это работает как единственный компас, единственно существующий механизм подъема.

Когда мы пытаемся объединить наши желания, нам бывает трудно даже предположить, что "у других так же как у меня", это иногда достижимо – "в материале", в ощущениях – на общих мероприятиях, конгрессах. А уж тем более трудно, почти невозможно представить себе картину, о которой пишут каббалисты: все вокруг тебя, твои товарищи – исправлены и едины, они – единая душа, в ней не хватает только тебя.

Когда нам удается действовать совместно с таким намерением, с такими мыслями, – это и есть овзаимовключение наших точек в сердце.


Вопрос с английского блога: Кто такой Элияу? Похоже, что Вы выполняете его работу – работу человека, подготовившего Путь Машиаха. Разве Вы – не Элияу?

Ответ: Каббалисты предостерегают от представлений о силах и свойствах, описанных в Торе, в Зоар, в книгах каббалистов в виде "героев повествования", – как о каких-то людях. Проще говоря, подобные представления граничат с идолопоклонством. Это касается и Элияу – силы, "разрешающей все сомнения" (как сказано об Элияу) в том, что только свет Творца – Машиах, может быть избавителем нас от всех бед мира, то есть силы, "прокладывающей путь Машиаху".

И если мы с Вами, делая общую работу, о которой Вы спрашиваете, а я отвечаю, – помогаем другим частям общей души развеять сомнения, то кто из нас Элияу – Вы или я? 🙂


Вопрос с английского блога: Я ловлю себя на том, что все меньше и меньше слушаю уроки и захожу на блог, как будто энергия, поддерживающая меня ранее, исчезла. Я все больше погружаюсь в низкие, эгоистические мысли и не могу их преодолеть. Что мне делать?

Ответ: В одиночку человек не способен вынести ту тяжесть, которую возлагает на него духовная работа, не способен одновременно и держать курс, и поднимать паруса, быть и капитаном и коком на своем корабле. Но счастлив человек, который, прислушавшись к словам каббалистов, набрал себе "команду" – товарищей по цели, нанял их на свой корабль, исправно платит им жалованье любовью и своим участием в общей работе. Такой человек может быть уверен не только в том, что придет в порт назначения, к Творцу, но и в том, что всю дорогу будет у него и полные паруса попутного ветра, и семь футов под килем.

Скрупулезно следуйте каббалистической методике – она ведь написана не для одиночек.


Вопрос с английского блога: Я прослушала начальный курс каббалы в учебном центре и думала, что нашла то, что интуитивно чувствовала в своем сердце и все время искала. Я очень хотела чего-то достичь, поэтому с большой надеждой подсоединилась по kab.tv к конгрессу.

Церемония открытия очень впечатлила меня, и я много ждала от предстоящих 3-х дней конгресса. Одним коротким предложением во 2-ой лекции Вы отняли у меня надежду на то, чтобы когда-нибудь приблизиться к ощущению духовного мира.

Я англичанка, живущая в тихом французском предместье. Несколько друзей, которые есть у меня, не интересуются каббалой, поэтому все, что у меня было – это виртуальный контакт с ББ. На 2-ой лекции на один из вопросов Вы категорически заявили: "Если у вас нет группы, вы никогда ничего достигнете". В этот момент у меня упало сердце, надежды были разбиты, жизнь потеряла смысл.

Я плачу, потому что потеряла единственную опору в моей одинокой жизни. В одно мгновенье меня лишили того, к чему я стремилась – к познанию духовного.

Ответ: Духовное – это связь между душами, раскрытие в себе свойства отдачи. Поэтому в одиночку постичь духовный мир невозможно. Группа, связь с товарищами необходима, иначе по отношению к кому Вы будете себя исправлять? Творец в нашем мире скрыт. Но группа – это понятие внутреннее, оно не обязательно предполагает непосредственные физические контакты. Группа определяется не физической близостью, а совпадением по свойствам. Если по объективным причинам непосредственная связь с товарищами невозможна, но Вы стремитесь быть с ними, совместно с группой участвуете в учебе, распространении, подключаетесь к совместным мероприятиям – трапезам, собраниям товарищей, конгрессам, – то Вы в группе не меньше, чем тот, кто присутствует на занятиях очно. У нас тысячи товарищей по всему миру, которые продвигаются таким образом. Так что, не надо плакать. Если у человека есть стремление постичь духовное, то наверняка Творец предоставил ему все средства для этого.


Вопрос с английского блога: Вы сказали, что мы должны начать чувствовать других внутри себя. После съезда меня не покидает ощущение, что я нахожусь внутри какой-то оболочки. Что это?

Ответ: Это и есть главное достижение конгресса – раскрытие внутри себя Фараона, осознание, что между мной и товарищами стоит мой собственный эгоизм. Ну а теперь – вместе с Творцом мы его победим!


Вопрос с английского блога: У меня вопрос о "разбиении эгоистической стены".

Мне кажется, что для этого я должен объединить мое желание к Творцу с аналогичными желаниями других, и это увеличенное желание выльется в "громкий крик", направленный к Нему. То есть мы достигнем точки нужного контакта с Ним для подъема просьбы дать нам силы, чтобы пробить эту стену. Так должно быть?

Ответ: Именно так!


Вопрос с английского блога: Спасибо за все усилия по организации и проведению такого удивительного конгресса и за то, что Вы делаете из года в год.

У нас есть доступ к мелодиям высших миров, песням в исполнении Рабаша и т.д. А можно ли приобрести диск CD с песнями в исполнении Михаэля Лайтмана, особенно после того, как мы услышали Вас на конгрессе? Надеюсь, что в этот диск будут включены те две замечательные песни, которые Вы там исполнили.

Заранее благодарна. С уважением и безграничной любовью.

Ответ: Пока такого диска нет, но мы постараемся, чтобы он появился.


Вопрос с английского блога: По статье "Ночь невесты", п.128.

Я не понял, где осуществляется соединение между нами: в Ор Хозер или в желании (разбитом сосуде), или в обоих? Объясните, пожалуйста, подробнее.

В п.126 сказано, что "все эти, исправляющие невесту в эту ночь, радующиеся ей, все будут записаны в книгу памяти". Что это за "книга памяти"?

Ответ (практически весь взят из русской "Книги Зоар"):

Соединение между нами происходит в Шхине – общем исправленном желании. Шхина – это общее кли, мозаика всех душ.

Книга памяти – имеется в виду возвращение из любви, которое будет происходить в Конце Исправления. В Книге памяти, упоминаемой у пророка Малахи, сказано: "Скажете вы: "Тщетно служить Творцу! Какая польза, что исполняли мы службу Его, что ходили унылыми пред Творцом. А теперь считаем мы счастливыми нечестивых: и устроились, делающие нечестие, испытали Творца и спаслись". Тогда говорили друг с другом боящиеся Творца; и внимал Творец, и выслушал, и написана была памятная книга пред Ним для боящихся и чтущих имя Его. Станут они для Меня избранными в тот день, который определю Я, и помилую их Я, как милует человек сына своего, трудящегося на него".

Но как понять, что когда говорили плохое о Творце, то говорит пророк, что говорили о страхе пред Творцом. И более того, записаны в памятную книгу как боящиеся Творца и уважающие Его имя?

Дело в том, что в конце исправления, когда проявится большой общий зивуг Атика, раскроется большой свет во всех мирах, в свете которого все возвратятся полной любовью к Творцу. Как сказано: "Достигшему возвращения от любви – намеренные прегрешения его обращаются заслугами".

И это говорит пророк о грешниках, утверждающих о тщетности духовной работы: в тот большой день конца исправления, когда засветит свет возвращения от любви, все самые злостные и намеренные прегрешения, хуже которых уже ничего нет, все они обратятся в заслуги и засчитаются их речи не пренебрежением, а страхом перед Творцом.

Поэтому все прегрешения, как и все добрые деяния, записываются пред Творцом, потому что Он нуждается в них в тот великий день, когда творит чудо: собираются все заслуги и дополняют кли, получающее недостающий до полного исправления свет. Поэтому сказано, что Творец напишет в книгу памяти боящихся Его, ибо в тот день Он нуждается в них, чтобы дополнить общий парцуф. Что и говорит пророк: в то время будут ему близки оставшиеся, как сыновья, трудившиеся ради Него.

Поэтому сказано, что все и всё будет записано в памятную книгу, даже намеренные прегрешения, но запишет их Творец, как будто это заслуги, как будто они работали на Него, как и сказано пророком.


Вопрос с английского блога: Я запутался в некоторых понятиях, встречающихся в статьях Бааль Сулама. Что такое "разум и сердце" или "понимание и разум"? как связать эти понятия со светами и сосудами, с внешним и внутренним?

Ответ (основан на уроке по статье "Разум и сердце"):

Речь идет о духовных ступенях, называемых "моха" ("разум") и "либа" ("сердце"). Ступень "моха" – это ступень обретения намерения "ради отдачи", а ступень "либа" – та ступень, на которой все желания могут работать с этим намерением. И только тогда приходит понимание. Ведь, как мы учим, – согласно процессу духовного развития, – только когда человек полностью завершает определенную ступень, он начинает ощущать начало следующей ступени. Там, внутри, раскрывается точка, принадлежащая более высокому парцуфу, более высокому состоянию.


Вопрос с английского блога: Почему во мне вспыхивает чувство ненависти, когда я слышу, как женщины не перестают болтать во время собрания товарищей?

Ответ: Очень плохо, если кто-то болтает во время собрания товарищей. Такого человека надо немедленно вывести, а если он будет продолжать в дальнейшем так себя вести – вообще запретить ему приходить на собрания товарищей! И неважно, кто это – мужчина или женщина. Женщина не должна демонстрировать внешними действиями свою отмену перед группой, но внутренняя работа, внутренняя само-отмена, внутренний выбор правильного окружения – одинаков для мужчин и для женщин, и тот, кто показывает пренебрежение, сверлит дырку в общей лодке.


Вопрос с английского блога: Было ли то, что мы испытали на конгрессе общим падением или подъемом? Именно так мы должны управлять нашими падениями и разочарованиями: путем осознания, что их источник – в нашем эго, но при этом оставаться веселыми, как ни в чем не бывало?

Ответ: На конгрессе нам раскрылась наша новая ступень, новая стадия духовного развития. Подъем или падение – это вопрос нашего восприятия, нашего отношения. Мы должны осознавать, что новая ступень – это всегда раскрытие эгоизма, но вместе с тем – признак, что у нас есть силы для исправления. Это повод еще больше связать себя с группой. Это повод для работы, но если человек любит свою работу, она доставляет ему радость.


Вопрос с английского блога: Почему у меня такое чувство, что мое понимание восприятия реальности просто получает подтверждение на уроках каббалы, как будто я знал все это прежде?

Ответ: Вы реализовали себя на каком-то уровне развития желаний, и в этой мере получили "подсветку", ощущение понимания, полноты восприятия. Теперь надо идти вперед, и на этом пути Вас ждет дальнейшее раскрытие эгоизма, а значит, и ощущение пустоты, отсутствия света, полное непонимание того, что происходит. Это необходимое условие роста, к которому надо относиться, как к трамплину для дальнейшего подъема. Главное – помнить, что важны не сами состояния, а быстрая их смена, чтобы поскорее пройти весь путь и прийти к полному раскрытию Творца. А ускорить прохождение состояний помогает лишь правильно построенное окружение.


Вопрос с английского блога: Как мне просить Творца о помощи, если я не знаю, что это такое? Каждый раз, когда я хочу, чтобы Творец помог мне, я чувствую, что обращаюсь в пустоту и прошу о чем-то, что на самом деле не существует. Как понять, что я поднимаю просьбу в правильном направлении?

Ответ: Творца надо искать там, где Он от нас скрывается – в глубине связи с группой. Постепенно Он предстает перед нами: сначала с обратной стороны, как Фараон, сила разбиения, а потом – явно, как сила отдачи и любви. Поэтому направление действия, мысли, просьбы должно быть в сторону единства группы, только тогда оно будет правильным. Это практическая, реальная проверка, тут не надо никаких фантазий, группа существует в нашем мире именно для того, чтобы, поднимаясь над ее "разбитым" обликом, собирая в единое целое, я имел возможность раскрыть Творца.


Вопрос с английского блога: Когда мы достигнем совпадения свойств со светом, у нас исчезнет восприятие/ощущение бытия, ведь аннулируется его основа – пространство и время? Прекратиться двойственность восприятия и индивидуальное самоощущение? Произойдет полное стирание личности?

Кроме того, "восприятие/ощущение" – это форма "получения", не так ли? Чтобы достичь "совпадения по свойствам", "получение" должно прекратиться?

Я понимаю, что мы находимся под высшим управлением, но сама только мысль о полном "исчезновении" нас, как личностей, приводит меня в ужас. Я бы хотел лучше понять будущее состояние нашего объединенного существования. Не могли бы Вы помочь мне в этом?

Ответ: Ничто не аннулируется, просто за картинкой нашего мира проступят порождающие ее силы, и тогда я почувствую, что пространство, время, движение являются лишь порождением моих органов восприятия, отображением моих свойств на вечные и неизменные свойства Творца. И личность не сотрется, только вместо моего жалкого, мелкого, изменчивого эго, которое я сейчас считаю своим "я", появится истинное "Я", равное Творцу. Получение тоже не прекратится. Желание получить наслаждение – это та материя, из которой мы сделаны, и Цель Творения – насладить сотворенных, как же получение может прекратиться? Наоборот, именно тогда мы сможем принять все то наслаждение, которое уготовил нам Творец, а не гоняться за его постоянно ускользающей искоркой, как мы делаем сейчас. Так что, не надо приходить в ужас. Попробуйте, и убедитесь, как прекрасен Творец.


Вопрос с английского блога: В последний день конгресса Вы пели песню о переходе Красного моря. Не могли бы Вы рассказать историю этой песни, и, если можно, дать ее текст?

Ответ: Это очень древняя песня, ее пели евреи при выходе из Египта.

Перевод:

Он (то есть Творец) перевел своих сыновей через проходы Ям Суф,

Их преследователей, их ненавистников Он утопил в пучине,

Увидели Его сыны мощь Его,

Восхвалили и возблагодарили Его Имя.


Вопрос с английского блога: Я нашла каббалу месяц назад и прочитала Вашу статью о воспитании и образовании подростков.

Я работаю над проектом здравоохранения в системе образования для средних школ (11-13 лет).

Первоначально я взяла за основу Японскую Систему Образования и стала развивать ее с учетом особенностей моей страны (Болгарии). Проект разрабатывается для детей подросткового возраста, чтобы правильно подготовить их к половому созреванию.

Цель моей программы – выявление в обществе точек риска, влияющих на здоровье подрастающего поколения (таких как характер, социальное и семейное окружение) и формирование здоровых привычек с точки зрения баланса между социальным, физическим и ментальным состояниями.

Разрабатываемый метод воспитания направлен на улучшение коммуникации, связи, творческих способностей путем обсуждения, соответствующих выводов и т.п.

В программу включены следующие темы: физическое и умственное развитие, насилие, стрессы, загрязнение окружающей среды, утилизация отходов, стихийные бедствия, ядерная энергетика, ДТП, первая медицинская помощь, наркотики (включая алкоголь, курение, допинг), венерические заболевания, СПИД и т.д.

Однако чем больше я изучаю каббалу, я понимаю, что в проекте нет самого главного – духовности!

Боюсь, что даже при очень большом желании помочь детям, отсутствие фактора духовности в моей программе нанесет им только вред. Это похоже на лекарство-подделку, которое не лечит источник болезни, а только затормаживает симптомы.

Я чувствую, что должна исправить это. Не могли бы Вы дать мне нужное направление и помочь советами по проекту?

Ответ: Вы очень правильно определили проблему. В воспитании подрастающего поколения отсутствует фактор духовности, человечество просто не знает, что это такое, и в результате борется с симптомами болезни, в то время как сама болезнь развивается и поражает все органы тела. Мы сейчас начали работу по созданию каббалистической системы воспитания и призываем всех подключиться к этой работе, потому что нет равной ей по важности. Особенно нужны специалисты в детском и подростковом воспитании – педагоги, детские психологи и т.д. Свяжитесь с нашим секретариатом, и мы постараемся поскорее включить Вас в общую работу.


Вопрос с английского блога: Вы говорите, что мы раскрыли первую духовную ступень со знаком "минус". Имеет ли это отношение к нашей материальной жизни? Я спрашиваю, потому что у меня совсем пропало желание к работе и земным удовольствиям. Я чувствую стену, отделяющую меня от этого, и мне кажется, что я уже не в состоянии вернуться к работе и заботиться о семье.

Ответ: Когда человек начинает учить каббалу, ему раскрывается материал, из которого он сделан – желание насладиться. Он видит, насколько он зависит от наслаждения. Достаточно забрать лишь маленькую искорку, и уже нет силы ничего делать, человеком овладевают безволие и апатия. Теперь надо искать другой источник энергии,  относящийся к иной, альтруистической, отдающей стороне мироздания. Найти его можно только в правильно построенном окружении, в группе, которая наполнит человека ощущением важности отдачи, изменит его ценности, выведет из состояния падения.


Вопрос с английского блога: Почему процесс раскрытия Творца выливается в чувство полного одиночества? Противоположная сторона этого ощущения достигается через работу в группе?

Ответ: Сначала нам раскрывается обратная сторона Творца, силы, нас разделяющие. Но общим усилием в группе мы можем подняться к раскрытию Лика, силе единства и любви. Надо только совместно попросить Его об этом.


Вопрос с английского блога: Я понимаю, что для работы в лишма я должен быть уверен, что все ощущения посылаются мне Творцом. Я понимаю, что не должен игнорировать их своим эгоизмом. Для развития Арвута и намерения ради отдачи я должен быть нейтрален к этим ощущениям. Как можно прочувствовать эти ощущения как нейтральные, не избавляясь от них, а эффективно используя для получения ради отдачи?

Ответ: Сам человек ничего изменить в себе не может. Только Творец в состоянии его исправить, и только группа может помочь обратиться к Нему.


Вопрос с английского блога: После конгресса мы все несколько запутаны, но полны энергии и восхищения. Я впервые побывала в "физической" группе (до этого занималась виртуально). Желания такого количества людей, разделяющих мои мысли и взгляды, наполнили меня неукротимой энергией и надеждой. Теперь, когда я увидела и прочувствовала разницу между виртуальной и физической группой (хотя понимаю, что единство и взаимосвязь должны быть духовными), я хочу переехать туда, где есть физическая группа. Не является ли это удовлетворением моего эгоизма, поскольку я буду находиться в окружении дорогих мне товарищей, занимающихся каббалой?

Ответ: Прежде всего, не надо бояться эгоизма. За всем, что мы делаем, пока стоит эгоистическая мотивация, но – из "ло лишма" приходят к "лишма". Так что, эта сторона вопроса пусть Вас не смущает. Эгоизм, который мы должны исправить, находится не в том, приятно мне или нет, а в отношении к моим товарищам. Так что, если Ваш переезд позволит Вам сильнее включиться в групповую работу, то он оправдан. Тем скорее вы придете к осознанию зла. Но при этом надо помнить: забота должна быть в первую очередь о внутреннем, а не внешнем. Возможно, переехав ближе, Вы почувствуете силы отторжения. Воодушевление, которое сейчас Вами движет, исчезнет, а работа по отмене себя перед группой окажется тяжелее, чем это Вы представляете сейчас. Подумайте хорошенько, взвесьте все. Может быть, не спешите с переездом, но старайтесь бывать почаще с товарищами, участвуйте в совместных мероприятиях, общих проектах по распространению (последнее особенно важно). В любом случае, желаю Вам успеха!


Вопрос с английского блога: После конгресса Вы все время говорите о "разочаровании" и о том, что "мы сами не в состоянии объединиться".

Конгресс – это самое удивительное, что произошло в жизни многих из нас. В заключительной речи Вы сказали, что довольны результатом и добились всего, чего хотели. Тогда почему Вы продолжаете говорить о негативных вещах? Это так угнетает.

Я не понимаю Вас.

Ответ: Раскрытие своего эгоизма, осознание неспособности что-либо сделать самому – это вовсе не негативные вещи. Нет более счастливой минуты в жизни человека, чем та, когда он разочаровывается в собственных силах и становится способным обратиться к Творцу. Ведь Творец ждет только нашей просьбы, того момента, когда мы в Нем станем нуждаться. Так что, конгресс был в высшей степени удачным.


Вопрос с английского блога: Рав, я живу в Англии, только начала изучать каббалу и почти ничего не знаю. Но когда я вместе с лондонской группой виртуально присутствовала на конгрессе, то чувствовала, что все, что происходит там, происходит со мной, как будто я частичка огромной группы, частичка народа Израиля. Я не еврейка (приняла иудаизм 5 лет назад), но чувствую себя настолько близкой вам, что готова переехать в Израиль. Что Вы посоветуете?

Ответ: Для того, кто стремится в духовное, особое отношение к Земле Израиля является естественным, он чувствует ее "особость", близость к духовному корню. И все же, Израиль – это "яшар кэль", стремление к Творцу, а не национальность. Все Мировое Кли – это народ Израиля. Поэтому не спешите перемещаться физически. Начните внутреннее сближение, используйте те возможности, которые у Вас уже есть. Подставьте себя под влияние Света, а он поведет Вас туда, куда нужно, и тогда, когда нужно.


Вопрос с английского блога: Вы сказали, что новенькие не знают, что впереди у них годы работы, прежде чем они чего-то достигнут. Как мы сможем продвигаться и вместе войти в духовный мир, если все находимся на разных уровнях развития?

Ответ: Когда народ Израиля вышел из Египта, он вышел целиком, мужчины, женщины, старики, дети. Мы все дополняем друг друга. У "старичков" есть опыт и знание. У молодых – энергия и воодушевление. Те, ступени, которые мы проходили с большим трудом в течение долгого времени, идущие за нами пройдут быстро и легко, поскольку путь для них уже вымощен. Нам удалось самое главное – создать среду для быстрого развития. Мы видим, что буквально за месяцы человек вливается в группу и становится неотъемлемой ее частью. И, в конечном счете, все определяется внутренним отношением. Группа – это Шхина, Малхут мира Ацилут, в ней нет изъяна, это от меня зависит, воспринимаю ли я ее так, или нет. Так что, бояться нечего, надо работать.


Вопрос с английского блога: Я живу в Африке, в месте, где никто не изучает каббалу. Уважаемый д-р Лайтман, ответьте мне на один вопрос: мы должны только просить, чтобы произошли изменения? Дело в том, что у нас в Африке все считают, что изменения должны происходить на внешнем уровне, а Вы говорите: "Просите, и это случится". Это правда?

Ответ: Сказано: дано врачу право лечить. В той мере, в которой Творец скрыт, мы должны действовать своими силами, обращаясь в то же время к Нему с просьбой о раскрытии. Человек не может развиваться духовно, если он лишен необходимого. Но и без духовного развития он свои проблемы не решит, поскольку исходят все они свыше для того, чтобы побудить его двигаться вперед. Африка сейчас находится в тяжелой ситуации. Она вобрала в себя все ошибки человечества: насаждение чужой культуры, социальные эксперименты, неумную благотворительность, разобщение народов. Но ничего не происходит зря. Мы еще увидим, как все эти страдания приведут к духовному подъему, особой духовной восприимчивости. Всему свой черед. А пока надо людей кормить, лечить, – и распространять методику истинного исправления.


Вопрос с английского блога: Почему во время утреннего урока Вы постоянно призываете прикладывать усилия, причем, это четко регламентировано от начала и до конца урока?

Я работаю в Учебном центре, где никого не обязывают начинать и заканчивать что-то в точно определенное время. Многие мужчины считают это не важным. Почему у Вас все так строго? Я интуитивно чувствую, что это правильно, но не понимаю почему?

Ответ: Утренний урок – это особое время, когда мы находимся в непосредственном контакте с Источником Света. Поэтому на урок надо приходить максимально готовыми и не терять ни одной секунды. Если человек опаздывает, если он шумит, болтает, мешает товарищам, он демонстрирует пренебрежение и уменьшает общее напряжение. Иными словами, сверлит дырку в общей лодке. Поэтому 21 час в сутки человек должен готовиться к трем часам утреннего урока, а к каждой секунде урока относиться, как к самому драгоценному, что может быть.