Беседы о новой жизни, ч.11

Из 11-й беседы о новой жизни

9 января 2012 г.

Дружба дружбой, а бокс не повредит

В ходе эволюции мы переживаем обязательный процесс роста эгоизма от поколения к поколению и на протяжении жизни человека. Вообще, нет другого создания, которое постоянно развивается и меняется. Сказано: "бычок-однодневка подобен взрослому быку". Практически, любое животное через несколько дней после рождения уже знает, как ему обустраиваться в мире. Спустя короткое время оно обретает необходимые силы, чтобы обеспечивать свою жизнь, и знает, как не нанести себе вреда.

С другой стороны, человеку приходится много лет обучаться этой науке у окружающих – а до тех пор он не умеет оберегать себя.

Да и затем на протяжении всей жизни он должен учиться и развиваться. Человек постоянно меняется, каждый раз им овладевают разные, чуждые друг другу желания: вечно его тянет то к одному, то к другому. Иногда мы встречаемся со знакомыми или приятелями, которых не видели какое-то время, и слышим: "Я уже давно этим не занимаюсь. У меня уже всё по-другому". Это касается и профессии, и семьи, и местожительства, и интересов. Люди рассказывают, где они побывали, чем увлеклись, с кем познакомились…

В целом, человек весьма непредсказуем, поскольку каждый раз в нем пробуждаются новые желания. Он и сам не скажет, чтó случится с ним через минуту, и уж тем более через несколько лет. Мы видим это по себе и другим.

А кроме того мы видим, как сильно отличаются друг от друга поколения: характер, культура, воспитание, образование, семейные и социальные взаимоотношения, государственное устройство – всё с годами претерпевает изменения.

Это противоречит природе животного мира, в котором царит всё тот же темп, всё тот же "стиль", всё тот же стандарт. И потому мы проводим разделение на две части:

1. Забота о нуждах тела, о желаниях, связанных с пищей, сексом и семьей. Человек должен видеть в этом свою "животную" часть и проявлять к ней рациональное, серьезное, сбалансированное отношение. Ведь мы задаем своему телу множество лишних неоправданных задач. Даже позитивные факторы при чрезмерном применении несут телу только вред. И наоборот, немного снизив потребление и не пичкая тело фальшивым изобилием, мы перестаем травить его и тем самым делаем ему только лучше.

Еще в древности врачи говорили, что лучше немного плохого, чем много хорошего. Ведь хорошие вещи, когда их чересчур много, наносят телу больший ущерб, чем малое число вещей вредных и ядовитых. Поэтому на материальном уровне, в семье и обществе, в воспитании детей, в межличностных взаимоотношениях мы должны выйти на сбалансированный, рациональный уровень потребления. Это не значит, что надо ограничивать и изнурять себя тяжелыми лишениями, – мы просто поймем, где остановиться, чтобы всё шло нам на пользу.

2. Во всем остальном человек освобождается для главного – для того, чтобы формировать из себя Человека, выстраивая ту часть, которая лежит над животным уровнем. Мы словно принадлежим двум мирам: животному и человеческому. И человеческая часть в нас растет посредством объединения с другими.

Именно во взаимосвязи с окружающими мы должны проделать большую работу, чтобы выйти на ступень Человека. Ведь этот Человек еще не родился. Каждый из нас рождается в виде живого тела, которое покидает материнское чрево и начинает расти. Прежде всего, мы заботимся о его материальных нуждах, чтобы оно было целым и здоровым, чтобы ело, пило и выделяло продукты жизнедеятельности. На этом этапе человек для нас – действительно лишь живой организм, и не более того.

Далее мы заботимся о том, как младенец реагирует на шумы и звуки, на свет и темноту, как учится хватать предметы ручками, управлять своим телом и т.д. Мы покупаем ему всевозможные игры и игрушки и всемерно развиваем его. Если бы мы, со своей стороны, не вмешивались в процесс его роста, не создавали бы для него соответствующих условий, то он не становился бы человеком – перед нами росло бы животное. Человек формируется именно воспитанием.

Проблема в том, что наше воспитание эгоистично: мы учим ребенка тому, как использовать мир себе на пользу. Разумеется, мы понимаем, что в его же интересах, для большей верности, надо объяснять ему правила общежития: "Не вреди другим, – вещаем мы, – будь хорошим мальчиком, не заводись, не отнимай вещи у других, уступай, дай поиграть товарищу, соседу – так будет лучше. Зачем тебе нужно, чтобы они плохо к тебе относились и хотели причинить тебе вред?"

Мы знаем, что если дети будут налаживать хорошие отношения с окружением, в ответ оно тоже, хотя бы до некоторой степени, будет благосклонно к ним. И потому всё наше обучение в этих вопросах сводится к простой истине: "Поддерживайте хорошие взаимоотношения со всеми. Это не дает полной гарантии, но надежнее защищает от ответных козней в ваш адрес. Не вызывайте на себя враждебность". Нам это понятно, и тому же мы учим подрастающее поколение.

Однако наш личный и всеобщий эгоизм вскормлен средствами массовой информации, пропитан всем тем, что человек видит на телевизионном экране и компьютерном мониторе, а также среди окружающих. Ему подают плохие примеры, и потому, за неимением другого выхода, мы говорим ребенку: "Запишись в боксерский кружок или в секцию борьбы, иди учиться тому, как обманывать других, выучись на адвоката, чтобы тебя не обмишулили, вступи в какой-нибудь бойцовский клуб… Короче говоря, несмотря на хорошие взаимоотношения, ты должен знать, как защитить себя. Таков уж наш мир".

В итоге мы видим, что, несмотря на общее и личное развитие, люди, к сожалению, не ладят между собой. Каждый строит свое счастье и богатство, радость и жизненный успех на разрушении других.


Объединиться, чтобы выжить

Сегодня, когда после всей нашей эволюции, в результате всего пройденного предыдущими поколениями наступает кризис, – мы видим, что выхода нет. У нас в руках разрушительное оружие, мы почти разорили все ресурсы Земли, мы губительно влияем на природу, на экологию, на климат, мы разрушаем себя и человеческое общество. Даже околоземное пространство заполнено космическим мусором, который мы там оставили.

А главное – мы не получаем удовольствия от жизни. В мире ширится отчаяние и депрессия, система школьного образования в руинах и т.д. и т.п.

В итоге мы приходим к решению о том, что другого выхода нет – нам необходимо изменить человека.

Когда-то родители говорили нам: "Будь хорошим мальчиком, не бей других, уступай – и тогда у тебя будет много друзей. Держись хорошей компании, не водись с плохими детьми…" Так мы должны и дальше воспитывать себя самих. Ведь сегодня складывается ситуация, несущая угрозу самой нашей жизни.

Единственное исправление, которое нам требуется осуществить, – это придать себе человеческий облик. Говоря иначе, над уровнем "животной" жизни нашего тела, которое необходимо обеспечивать всем необходимым в сбалансированной, рациональной форме, мы должны формировать уже не дикаря, а Человека. Вся наша работа – личная и общая, социальная, групповая и мировая – в целом, сводится к воспитанию себя. Взаимную ненависть, взаимное отторжение, гордыню, зависть, честолюбие, властность, которой проникнуты наши взаимоотношения, надо перевести в русло учета чужих интересов, поручительства и любви.

Это не красивые слова. Просто у нас нет другого выхода – Природа, эволюция подводит нас к такой ситуации, что если не выстроить добрых отношений, то ничего у нас не получится. В прошлом веке мы развивали международную торговлю, международную культуру, международный туризм, разного рода международные связи. Люди летают из страны в страну и получают от этого удовольствие, но в итоге мы все равно приходим к неприятным состояниям.

Ведь дальнейшее развитие требует объединения: мало общего рынка в Европе – весь мир должен стать общим рынком. Мы видим, что к этому ведет нас наше эго. Однако оно же мешает правильной взаимосвязи, добрым отношениям, участию, взаимопониманию. Мы неспособны на это, что видно по той же Европе, где страны и люди погружаются в распри. Близкие соседи, которые зависят друг от друга, которые уже отменили границы и перешли на общую валюту, все-таки наталкиваются на какое-то препятствие. Что же мешает им развиваться дальше? Есть Америка, Россия, Китай, возможно, Индия, Бразилия – а что с Европой? Она стареет и слабеет – потому лишь, что не может объединиться в одну большую державу, даже эгоистически не может возобладать над всеобщей слабостью. Слишком велики различия в культуре и воспитании, еще не забыты исторические конфликты, и европейцы не могут приподняться над всеми этими путами.

Здесь надо разобраться: можно ли, тем не менее, навести мосты над этими расхождениями? Ведь по сути, методика исправления нашего эгоизма состоит как раз в том, что мы оставляем все разногласия в культуре и воспитании, в религии и даже в государственном устройстве – и надо всем хотим раскрыть зонтик любви. Внутри пускай каждый живет в своей культуре, в своем воспитании, в своей религии и т.д. – и вместе с тем мы хорошо относимся друг к другу.

Могу привести в пример свою семью. Родители у меня врачи, другие родственники – техники и инженеры, жена – тоже инженер, сам я занимаюсь онтологией, а раньше занимался кибернетикой, одна дочь – биолог, другая – философ, сын издает книги и т.д. К тому же у всех очень разные характеры. Однако между нами есть согласие: мы все – одна семья. И в семье мы дополняем друг друга. А ведь могло быть и так, что мы не чувствовали бы принадлежности к одной семье. Ведь все мы разные – не только по характерам, но и по воззрениям, поведению, жизненному распорядку. Если бы не одна сила, которая связывает нас над всеми различиями, мы бы даже не встречались между собой.

Отсюда вопрос: можем ли мы реализовать ту же схему – ради хорошей жизни, ради спасения от войн и разрушений, от цунами, ураганов и вулканов, от крушений рынков и экономик? Разве мы не в силах выстроить такие же отношения между нами? Ведь сказано: "Всё отдаст человек, чтобы спасти свою жизнь". А на повестке дня именно угроза жизни.


Неизбывная потребность в любви

Мы должны понимать, что нам дана методика, которая важнее всех наук. Любая наука, любое наше занятие в жизни оценивается по тому, какую пользу оно может нам принести. А здесь речь идет о методике объединения, методике спасения от суицида. Разумеется, она важнее любой другой науки, и нужно заняться ею со всей серьезностью.

Методика интегрального воспитания – спасение от всех бед. Она не только нейтрализует опасности, угрожающие человечеству – войны, рыночное банкротство, волны голода, эпидемии и пр. – не только охраняет нас от зла, но и поднимает к добру. Она делает из нас нечто такое, что позволяет ощутить жизненную энергию на новой ступени. Там, во взаимоотношениях между нами, мы открываем Человека, человеческую ступень, где мы связаны с внутренней сутью Природы, с тем двигателем, который движет нашим развитием, с помыслом, с величайшей силой, заложенной в Природе. Мы распахиваем перед собой это чувство, начинаем воспринимать Природу именно так, ощущать ее вечность и совершенство. Да и сами, с этим раскрытием, начинаем включаться в него, наполняться им, жить им.

Вот что дает нам методика интегрального воспитания. И потому она лежит над всеми мудростями и науками человечества. Если сравнивать по результатам, ничто другое даже не приближается к ней.

И раз мы понимаем всё значение методики интегрального воспитания, разумеется, нам важно не только обучаться ей самим, но и передавать другим людям. Ведь я воздействую на других, а другие – на меня. В этой мере мы подаем друг другу пример, сообщаем импульс, толчок, задействуем позитивный раздражитель – и так движемся вперед.

А потому очень важно учиться не только доброму отношению к другим, но и тому, как передавать это отношение, подавать пример друг другу. В свое время родители подавали нам примеры, как правильно играть, как правильно относиться к жизни, к полезным и вредным вещам. Так мы должны воспитывать друг друга. В этом воспитании нет больших и малых – человек учится у всех. И потому мы должны все время отвечать за подачу примера – не только детям, но и друзьям, тем, кто старше, и тем, кто младше по возрасту и по внутреннему состоянию. Каждый должен чувствовать себя путеводителем для других, и это будет налагать очень большую ответственность на его поведение. Каждый должен держать себя так, словно от него, от его поведения перед другими зависит судьба человечества.

Это не красивые слова, такова наша природа. Мы воодушевляемся друг от друга, желая того или нет. Пускай подсознательно, даже если я не очень уважаю человека, все равно я проникаюсь впечатлениями от него. И потому, учитывая, что такого поведения требует от нас Природа, мы должны принять это интегральное воспитание серьезнейшим образом и понять, что именно этого человечество ждет, это ему требуется и это оно получит в оптимальной форме, если мы сможем передать ему это воспитание так же, как сами когда-то получили его от родителей – мягко, бережно, с любовью. Каждый, безусловно, захочет почувствовать, что к нему так относятся. В этом у каждого есть потребность.

По сути, именно так мы и должны расти. В первые годы ребенку достаточно родительской любви, поскольку он еще не знаком с широким миром. Однако в целом, нам надо выстроить прекрасный мир, чтобы за родителями маленькому человеку открывалась любовь товарищей, получивших верное воспитание, а затем такие же добрые отношения в школе, в университете, на работе, в обществе – короче, везде. Переходя из рук в руки, я повсюду буду ощущать теплую атмосферу, участие и любовь, царящие во всем человечестве. Родительская любовь останется со мною на всю жизнь, ширясь и охватывая весь мир. В итоге я буду ощущать ее как высший, универсальный закон Природы, и в ней мне откроется гармония общей системы.


Балансируя на пути любви

Мы должны создавать между нами интегральную систему – формировать правильную "обертку", правильное окружение и тем самым воспитывать каждого. Так мы растим настоящего Человека, с человеческой ступени развития, – растим из тех "дикарей", какими являемся сегодня по отношению друг к другу.

Благодаря добрым взаимоотношениям, участию, обоюдности, взаимной отдаче, мы реализуем две формы поведения:

  • добрые взаимоотношения с людьми на человеческой ступени, в нашей плоскости;
  • добрые взаимоотношения с Природой, с ее общим законом взаимной отдачи и любви.

Именно исходя из этой общей Силы, Природа выстраивает весь процесс, через который мы проходим. И потому мы получаем поддержку и поощрение от двух факторов:

На обоих этих направлениях мы достигаем успеха.

Здесь возможны ошибки и разбалансировка. А ведь самое главное – относиться к природе сбалансировано. К примеру, "зеленые" заботятся только о флоре и фауне – и мы видим, что это не очень-то помогает им сохранить природу. Мы не можем сохранять ее без соответствующих, правильных взаимоотношений между людьми. Одно зависит от другого. Когда человек становится лучше, это сказывается на всем: тогда он будет охранять также неживую, растительную и животную природу, используя ее только для пропитания, и не более. А в ответ и природа вернется в равновесие. Всё, что мы нарушили, уничтожая целые ее части, возродится у нас на глазах, и весь мир уравновесится.

А потому, выбирая из двух направлений – человек и природа, – сначала надо позаботиться о человеке, воспитать человека. От любви к человеку мы перейдем к любви, обращенной на природу в целом. Таков правильный вектор развития.

Однако уже на стадии человеческих взаимоотношений нужно понимать, что в итоге мы должны прийти к равновесию с универсальным законом природы, с общим процессом, со всей нашей эволюцией. Отдав первоначальное предпочтение одному из двух факторов, надо принимать в расчет их оба.

Таким образом, я выстраиваю перед собой схему процесса: сначала обрести любовь к людям, а затем достичь всеобъемлющей любви, заложенной в природе. Тем самым я и завершу свое личное исправление.


Речь – мысль – действие

Исправление, которое надо выстраивать над животной ступенью по направлению к человеческой, исходит не от моего тела, а от человека во мне. Однако осуществляю я его через тело, поскольку оно и есть мое средство исправления.

В своих отношениях с другими, во взаимосвязи, взаимодействии с ними – как негативного, так и позитивного характера – я действую посредством речи, мысли и действия.

"Речь" означает, что я должен убеждать себя. Это может быть внутренняя речь, поскольку человек все время разговаривает с собой, а также практическая речь по отношению к другим – о том, как и в каком направлении мы должны меняться. Ведь необходимость в отдаче, вплоть до достижения всеобщей любви, – это процесс, который мы обязательно должны пройти.

Что касается мысли, она, по сути, предваряет речь и действие. Сначала я должен сформировать именно ее. Она проистекает из внутреннего расчета, который я перенимаю у собственного естества, а также у окружения, общества, у своих наставников.

Таким образом, надо в первую очередь выстроить мысль, а потом перевести ее в речь. Но речь так и останется красивыми словами, пока я не придам ей "законную силу", укрепив действием. Это действие заключается в следующем: все часы, свободные от насущных забот о моих животных потребностях, я обязан посвящать учебе в рамках интегрального образования и воспитания, либо распространению, т.е. действию по отношению к другим. Задача – подвести всех людей к стандартному уровню, чтобы все жили достойной жизнью, по меньшей мере, над чертой бедности, в справедливом распределении, и никто не чувствовал себя ущемленным.

Таким образом, и мысль, и речь, и действие должны быть направлены на построение нового, сбалансированного общества, в котором все живут на интегральном уровне, в аналоговой системе. В мысли я выстраиваю себя под воздействием окружающих, все время стремясь "подставиться" под более сильное интегральное окружение. Затем, сформировав внутри мысль, я осуществляю ее посредством речи – т.е. убеждения, системы агитации, в которой я нахожусь. А затем наступает черед действия, когда я оказываю практическое влияние путем воспитания и обучения, а также путем того, что поднимаю уровень жизни в мире, чтобы никто в нем не страдал от голода и лишений.

Такова, по сути, наша работа. И тем самым мы приходим к равновесию с природой – к той цели, которую должны постоянно подчеркивать. Равновесие между нами позволяет нам прийти в общее равновесие со всей природой, с ее универсальным законом – и в итоге мы создаем "круглую", совершенную систему.

На этом мы и завершаем эволюцию: наше развитие, начавшееся еще с возникновения жизни на Земле, достигает финального равновесного состояния. Это не значит, что тогда всё закончится и Солнце потухнет. До этого еще миллиарды лет, можно подождать. Здесь же речь идет о конце развития человека: если он приходит к равновесию с природой, к этой совершенной гармонии, то больше не испытывает со стороны природы никакого давления и живет совершенной жизнью.

Будем надеяться, что мы хотя бы подступимся к этому состоянию в ощущении. И уж точно мы подготовим его для своих детей и внуков. Это в наших руках.


Строим окружение для всех

Нет расписания и четких временных интервалов, отмерянных на развитие, убеждение, анализ, исправление себя, чтобы из эгоистов мы стали альтруистами, проникнутыми любовью и участием друг к другу. Не надо ждать каких-то сроков или смены поколений – изменения могут произойти за время жизни нашего поколения. Всё зависит от готовности человека, от того, насколько он хочет измениться.

А как мы знаем из раздела "Свобода воли", наше желание целиком зависит от окружения. Мы должны работать все вместе. Человек не может работать сам над собой и убеждать себя в чем-то – это никогда не принесет хороших результатов. Напротив, мы должны выстроить окружение, общество, чтобы оно воздействовало на нас, – и тогда каждый изменится. Так что, вперед на строительство хорошего окружения для всех нас! С его помощью мы убедимся в необходимости этого пути и очень быстро захотим измениться, чтобы нас объединило взаимное поручительство.

Благодаря этому окружение будет воздействовать на нас с такой интенсивностью, что перемены приобретут стремительный темп. Ведь они совершенно не зависят от наших временн́ых рамок.

Неживая, растительная и животная природа эволюционировала миллиарды лет. Таков процесс развития эгоизма, мы за это не отвечаем – лишь реализуем его еще и еще по мере роста. Однако сейчас сила и темп развития в наших руках. Всё зависит от окружения, и я могу искусственным образом выстраивать его, постоянно улучшая, чтобы оно становилось всё больше, шире, сильнее в своем воздействии. Для этого мне нужны деятели искусств и ученые, социологи и психологи. Я должен использовать всё, что есть в человечестве, вызывая на себя как можно более интенсивное и эффективное воздействие.

Тогда, еще при жизни в этом поколении, мы познаем счастливую жизнь и увидим то благо, которое оставляем своим детям.

Если в этом контексте провести разделение человеческих желаний, мы можем сказать, что в целом они делятся на две части:

  • частные желания, относящиеся к человеку лично;
  • общественные желания.

Свои собственные желания человек, в рамках исправления, должен ограничивать в мере, необходимой для нормальной жизни. А свои социальные желания, наоборот, надо развивать как можно больше, начиная с самого малого круга товарищей, а затем расширяя его, пока, с помощью воздействия окружения, я не разовью себя до уровня доброжелательных отношений, участия, ответственности, взаимного поручительства и любви ко всему миру.

Здесь надо понимать, что на этих этапах, выходя из самого себя, из своего эго, и всё больше проникаясь взаимоотношениями с ширящимися кругами человечества, я обретаю больше мудрости, больше чувства, я включаю в себя всех и благодаря этому ощущаю всю действительность, всю природу. Таким образом, я распахиваю для себя новую реальность, новую явь – и живу в ней, выходя из самого себя и ощущая всех. Это и есть бытие на человеческом уровне, который подготовила для нас природа. Тем самым мы правильно реализуем себя здесь, в этом мире.


Целостный подход

Вопрос: В детстве родители учили нас хорошо относиться друг к другу. И сегодня нам нужно такое окружение, которое продолжит ту же мысль. Но вы говорите также, что надо хорошо относиться к природе в целом. Что это значит?

Ответ: Разве мы не должны оберегать неживую, растительную и животную природу? Разве не надо ее любить? Любовь к природе означает, что я живу в ней не для того, чтобы использовать ее по максимуму. "Давайте взорвем гору, давайте высушим море, давайте поступать как нам выгодно…" Нет, мы ко всему должны относиться сбалансировано.

Экологи терпят крах, а мы добьемся успеха – потому что мы говорим: "Природа пребывает в равновесии. Так давайте, в первую очередь, на себе проверим, что это значит. Давайте между нами прочувствуем, каково это – быть сбалансированными, оберегать всю природу и брать у нее лишь то, что требуется нам для существования". Подобным, естественным образом поступают и животные.

Это часть интегрального образования. Благодаря ему люди, конечно же, будут правильно относиться, в том числе, и к экологии, к окружающей природе. Невозможно учить людей только хорошим взаимоотношениям между ними – нужно также обучать их доброму, правильному отношению к природе, к самому понятию "природа".

Ведь мы находимся в развитии, и кто-то движет нами, подталкивает нас. Откуда это идет? Что за силы нас развивают? Где заложено мое завтра? Пускай я с ним незнаком, но есть люди, которые раскрывают, ощущают его. Мы видим перед собой поэтапный, причинно-следственный процесс, мы видим, что природа последовательно развивается и каждая деталь в ней зависит от других. В свое время Эйнштейн очень хотел добраться до общей, универсальной формулы природы – так что науке эти положения известны, она знает о взаимном влиянии всех частей природы друг на друга.

Вот и мы не исключение. И потому, если мы учимся объединению, то единство это включает и природу в целом, вместе с ее всеохватывающим законом, который развивает нас и всё остальное. Ведь развивается не только человеческое общество, но и растительная, а также животная природа – только намного медленнее. Вся Вселенная пребывает в развитии. Куда оно устремлено? Мы не знаем, но факт остается фактом: Вселенная расширяется, претерпевает различные процессы, и все они не случайны, хотя нам пока непонятны. По мере своего продвижения мы убеждаемся, что здесь кроется великая закономерность.

В итоге мы видим, что все законы, очевидно, сплетены воедино, хотя от нас и ускользает связь между биологией, зоологией, ботаникой, минералогией, человеком, звездами и т.д. Мы не можем разглядеть связующих нитей, но, по сути, всё это – единая Природа, и она не делится на отдельные сегменты. А потому наш подход к ней должен быть холистическим, целостным. К тому же и сами мы – тоже ее неотделимая часть. Это диктует нам сама жизнь – факты исследований, а не чьи-то домыслы.

Существуют как бы два направления:

  • можно сформировать доброе отношение к человеческому обществу – и тогда, ради нынешнего благоденствия, оправдать разорение Земного шара;
  • можно, наоборот, поставить во главу угла охрану окружающей среды и пренебречь людьми.

Я же говорю: "Нет, подход должен быть целостным, "круглым", единым. От нас требуется единое отношение ко всему. Ведь человек – часть природы, а потому одинаково должен относиться и к обществу, и к семье, и к природе в целом. Мы обязаны достичь равновесия между всеми частями. Именно равновесие свойственно природе, и тем самым мы соблюдаем ее универсальный закон".

Так же уравновешены во взаимном движении и влиянии планеты, звезды и галактики. Так же любое вмешательство в земную природу отражается на различных ее частях. Вот и мы должны понять свое место в системе и выстроить соответствующее отношение.


Добраться до сути

Доброе отношение между людьми, о котором мы говорим в рамках интегрального образования, надо распространять также на неживую, растительную и животную природу, от которых мы, в сущности, и питаемся.

А кроме того, такое же сбалансированное отношение надо выстроить к общему закону природы, поддерживающему и развивающему всю действительность, к "вселенскому двигателю", который приводит в действие всё.

Исследуя природу, мы, по сути, исследуем частные проявления этого универсального закона, до которого ученые так мечтают добраться. Они хотят изучить бозон – особую частицу, "стволовую клетку" в структуре Вселенной. Они хотят вывести формулу, которая опишет всю природу мироздания. Они чувствуют, что это существует, что без этого весь комплекс не может существовать. К этому, по сути, и тянется человечество.

Человек стремится постичь, где он находится. Внутренний импульс зовет его познать суть той действительности, в которой он пребывает, раскрыть ее истинную форму, ее движущую силу. Ведь от этого зависит мое прошлое и будущее, моя судьба. Из этого я пойму, как добиться успеха в своих делах. Если они будут соответствовать моему развитию, я преуспею и, возможно, даже ускорю процесс. А если идти в противоположном направлении или в сторону – в той же мере я терплю ущерб.

Такое уже бывало в истории и бывает в нашей жизни. К примеру, своим детям мы заранее можем сказать, чтó у них получится, а что нет, в чем они преуспеют, а в чем нет. Особенности характера, текущие условия и обстоятельства позволяют нам судить об этом и объяснять им свое суждение. Тем самым можно удержать человека от судьбоносных ошибок – и того же самого мы желаем себе.

В этом и заключается всё развитие науки. Дело не в новейших мобильниках и планшетниках – речь идет о том, чтобы понять суть нашей жизни: для чего и почему? Как в целом сделать ее лучше? Ведь человечество в беде: со всеми своими возможностями мы оказались в критическом состоянии, и эта ситуация просто не пристала человеку.

Разумеется, знание общего закона, сближение с ним проложит нам курс и даст зеленый свет, чтобы понять, куда направляться, как выстраивать себя по-хорошему – на деле, ради нас и наших детей.

Об этом говорит множество ученых и экспертов. Это не мое личное мнение, речь идет об общей, глобальной природе, в которой действуют определенные законы. Мы изучаем эти законы с помощью различных научных дисциплин, и все они подводят нас к картине взаимосвязанного, "круглого" мира. Факт, что сегодня мы оказались в глобальном кризисе, хотя и не верили, что это случится. Нам казалось, мы можем поступать как заблагорассудится, и вдруг выяснилось, что это совсем не так: как ни рассуждай, а блага нет. Во-первых, я не вижу причин происходящего, а во-вторых, не могу заниматься самоуправством, потому что взаимосвязан с другими.

Глобальность и неразрывная взаимосвязь уже не подвергается сомнению. Факт, что сегодня мы испытываем ее последствия на себе, на своем кармане, на здоровье, на ситуации в мире. Разумеется, человек может сказать: "Не верю, не желаю об этом слышать". Ну что ж, с таким человеком я и не говорю.

А с другой стороны, в наше время ученые уже понимают, что все научные разделы взаимосвязаны. И понимание это насчитывает десятки лет – помимо того, что природа всегда была едина. Кто может отрицать обоюдное воздействие человека и окружающей среды при взгляде на климат, на океаны, на загрязнение и всё прочее? Всё едино.


Питание: натуральный рацион

Вопрос: Каким должно быть подход к потреблению, чтобы обеспечивать физическое здоровье тела?

Ответ: К примеру, я болен диабетом легкой формы. Вызван он тем, что я люблю сладкое, люблю сахар. В природе есть фрукты, мед, но нет сахара. Если бы я не ел чересчур много сахара, то не заболел бы.

Существует очень много видов еды, которые мы производим только для того, чтобы пополнять чей-то банковский счет деньгами, и как следствие, больницы – пациентами. Человечество должно провести ревизию всей своей деятельности и постепенно вывести из употребления всё, в чем содержится яд: сначала обеспечить необходимые заменители, а потом прекратить производство.

Как мы сражаемся с курением, так надо сражаться со всем, что несет вред телу и здоровью. В природе имеется естественный набор ингредиентов: овощи, фрукты, мясо, рыба, вода… Вот им и надо ограничиться. Чего нет в природе, то, без сомнения, вредно для тела. И наоборот, что есть в природе, тому мы можем найти верное применение.

Вопрос: Сегодня подобное питание обойдется мне намного дороже, чем обычное…

Ответ: Я не говорю, что надо возвращаться к вегетарианству и натурализму, к чистой биологии без генетики. Здесь у нас нет выбора, ведь в таком случае мы не сможем прокормить человечество. Однако надо провести исследования и разработать необходимые технологии. Например, у меня есть приятель, который выращивает в пустыне Арава овощи и фрукты без химических добавок – он использует специальные бактерии, которые поедают вредителей.

Короче говоря, есть различные пути, но в первую очередь, надо всех обеспечить продовольствием – это ясно. Ну а затем постепенно мы будем продвигаться к экологичности.

Поэтому я и говорю, что интегральное образование должно охватывать все сферы нашей жизни, чтобы комплексно вести нас к исправлению и равновесию. Тем самым мы утверждаем здоровое, сбалансированное отношение ко всем видам человеческой деятельности. Эта революция в сознании и отношении отразится затем на технике, экономике, сельском хозяйстве и всем прочем.


Окружение как учитель

Вопрос: Как взрослые люди должны относиться к интегральному образованию? Ведь для них это означает возврат к тем временам, когда они сидели в классе перед учителем.

Ответ: Процесс идет через окружение: ты принимаешь его в качестве "учителя", который показывает тебе твою следующую ступень. И тогда, подставляя себя под его воздействие, ты меняешься.

К примеру, я слышал, что хорошо быть архитектором. Никакой тяги к этому я не испытываю. Я даже не знаю, хочется мне этого или нет. И все-таки слухи доходят хорошие. А кроме того, умные люди сказали мне, что оно того стоит, потому что профессия эта обеспечивает необыкновенное будущее. Тогда я завожу знакомства на факультете архитектуры, посещаю симпозиумы архитекторов, их рабочие собрания и пикники. Все они рассказывают о строительстве зданий, придают этому большое значение, ценят "монументальность" своей профессии… И я проникаюсь этим духом, он действует на меня. Теперь я уже не равнодушен, у меня появляется свое мнение, и вот я уже думаю, как спроектировал бы здание сам. То есть я получаю от них желание, внутренне меняюсь – и в итоге иду учиться на архитектора.

Так происходит всегда. Откуда у нас появляются желания жить определенной жизнью, учиться определенной специальности или науке? От окружающих. Какой-нибудь сельский житель, лишенный доступа в интернет, выбирает между различными видами живности и земледелия – это всё, что у него есть. Каждый учится у окружения.

Мой отец так хотел, чтобы я научился музыке, что не давал мне смотреть детские фильмы и водил только на фильмы о великих музыкантах и композиторах. По правде сказать, в их жизни было мало хорошего, но я проникся величием этих людей, жертвовавших собой ради создания великих произведений. И это впечатление у меня сохранилось. Я не приобрел желание стать таким же, как они, но преисполнился уважением к тому, что они делали. Другой на моем месте, тоже захотел бы стать композитором, но моя природа оказалась иной. Таким образом, воздействие окружения сказывается на каждом по-своему – но сказывается.

Подведем итог. В конечном счете, от нас требуется лишь одно действие, о котором сказано: "Все преступления покроет любовь". Все мы преступники – и над всеми преступниками нам надо развернуть "шалаш любви". Таким должен быть итог любого благого дела, которое мы хотим осуществить.

Тем самым мы приходим в равновесие со всей природой – и тогда не может быть, чтобы мы испытывали какое-либо плохое ощущение. Мы почувствуем себя выше неживого, растительного и животного уровня, над своей нынешней жизнью, на ступени, которая вся – любовь и совершенство. И это мы оставим своим детям.