Записи в разделе 'Восприятие реальности'
Выше знания = не ради себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы должны руководствоваться тем, что видим, должны использовать свои органы чувств и свое знание, свой разум. А с другой стороны, есть принцип подъема "выше знания", посредством которого наука каббала расширяет исследование. Как правильно переходить от собственного разумения к подъему над ним?

Ответ: Весь высший мир лежит над нашим нынешним знанием – иначе говоря, над эгоизмом. Таким образом, "выше знания" – значит не ради эгоизма.

При этом мы покрываем разрыв между ступенями. Проявляя новую, всеобъемлющую сеть взаимосвязи, мы видим в ней основу всех законов природы. Природа словно бы покоится на этой сети – и мы начинаем различать частицы, поля, механизмы, которые приводят людей в действие. Мы проникаем в такие пласты, по сравнению с которыми атомы кажутся нам чем-то грубым. Перед нами распахиваются намерения, силы, что предваряют материю, активируют атомы, волны, световое излучение…

В своем восприятии мы переходим намного ближе к началу и видим всё в новом намерении, в отраженном свете хасадим – над нашим нынешним разумением.

Из урока по статье "Мир", 14.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

О фактах и мифах

Отраженный свет в работе

Условие неограниченности разума

На расстоянии ненависти

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Рабаш пишет в 43-м Послании, что пока мы не обрели веру, "внешние" могут проникать в нас. Что это значит?

Ответ: В целом, я представляю собой "мешок с желаниями". Допустим, у меня есть свет веры в верхней части моего сосуда, и здесь я могу видеть Творца как свет руах, а внизу я вижу Его как свет нэфеш.

Вообще, "вера" – это отдача. Она гарантирует защиту от любого внешнего "вторжения". Я уже защищен, я пребываю в состоянии хафэц хэсэд (Х"Х). Пускай мне предлагают что угодно: миллион долларов, покой, здоровье – мне ничего не надо, я ни в чем не испытываю недостатка. И конечно же, "внешние" не могут в меня проникнуть, как бы ни пытались. Наоборот, их отбрасывает от меня, как от противоположности, которая для них – смерть. Соприкоснувшись со светом веры, эгоистическое желание сразу же исчезает, пресекается. 

2012-12-12_rav_rb-igeret-43_lesson_02 

Вообще, "внутренние" факторы – это сосуды отдачи, а под "внешними" факторами подразумевается мой эгоизм до его исправления. Эти внешние желания тоже должны быть исправлены. Ведь на самом деле "Я" – это весь мир. И потому "внешними" называются те желания, которые я еще не исправил, тогда как другие пребывают либо под сокращением, либо в отдаче.

Я вижу, что часть людей находятся в отдаче вместе со мной, другие – под сокращением, третьи – вовне. На всех трех уровнях я вижу животную ступень: например, в отдаче она представляется в виде "ангелов", и т.д. Но так или иначе, всё – во мне.

2012-12-12_rav_rb-igeret-43_lesson_03 

Соответственно, если я вижу кого-то неисправленным – это потому, что так проявляет себя мое желание, которое я еще не исправил. Сначала я вижу его внешним – т.е. вижу тебя, как будто бы не относящегося ко мне. До такой степени не относящегося, что могу посмеяться над твоей бедой.

Но как такое возможно, если в действительности ты – часть меня? Вот потому-то ты пока и называешься "внешним". Мне еще надо исправить это желание, внести тебя в свои ощущения. А в итоге я внесу в себя весь мир.

Так вот, все внешние объекты, возникающие передо мной, по сути, говорят и просят об одном: "Мы хотим войти в тебя – в ту область, где ты признаешь нас своими".

В действительности, если я вижу тебя снаружи, а не внутри, то, разумеется, я испорчен и ненавижу тебя. Только это пока что скрытая ненависть. Все люди кажутся мне внешними – потому что я отторгаю их, еще не сознавая того. В исправленном состоянии я видел бы все миры, всю реальность в себе, я был бы Бесконечностью. Ну а сейчас этот мир предстает передо мной снаружи, а высшие миры вообще не видны, и я кажусь себе отдельным, обособленным от всех – из-за того, что я отделен от них дистанцией ненависти. Мало того, я всеми силами стараюсь удержать эту дистанцию. Ну а ненависть к высшим мирам я не могу даже раскрыть, поскольку лишен соответствующих сосудов-желаний.

В нашем мире есть люди, которых я никогда не видел. Почему? Потому что моя ненависть к ним так велика, что они еще не вошли в диапазон моего восприятия. А значит, у меня есть шансы быстрее достичь мира и любви с явными врагами, чем с кем-то другим, к кому я еще не проявил даже ненависти.

В целом же, вся реальность кругами опоясывает меня, начиная с самых близких людей и до самых дальних. А кроме того, есть еще одна система кругов: группа как ближайшее окружение и внешний мир.

2012-12-12_rav_rb-igeret-43_lesson_04 

Как же совместить две эти шкалы? Самый простой и верный принцип, позволяющий правильно, без путаницы двигаться вперед, это: "Нет никого, кроме Него".

Кто стоит за всеми людьми? Кто создал их? Кто поставил их передо мной? Он. В конечном итоге, каждый из них своим отношением говорит мне: "Иди к Мастеру, который меня создал. Меня здесь нет, я просто кукла, марионетка, которую Творец поместил между Собой и тобой". Это говорит мне полицейский на улице, сосед, жена, приятель… Все свидетельствуют об одном: "За нами стоит Творец. Хочешь наладить с Ним связь? Пожалуйста. Для этого мы здесь и находимся". Это касается даже лютых врагов – они тоже хотят, чтобы я обратил внимание на Того, кто ими управляет.

Весь мир напоминает мне о Творце. Как же теперь устремиться к Нему? Вот здесь-то мне и нужна группа.

Из урока по письму Рабаша, 12.12.2012

В пылу сражения с ветряными мельницами

каббалист Михаэль ЛайтманВместо того чтобы держаться принципа "Нет никого, кроме Него", я мысленно ставлю себя в зависимость от всевозможных факторов, которые вижу перед собой. Вместо того чтобы смотреть вдаль и за каждым человеком, каждым механизмом, каждым явлением природы видеть Творца, я близоруко взираю на ближайшие объекты и обуславливаю ими свою судьбу. Подобно Дон Кихоту, я сражаюсь с ветряными мельницами, с "декорацией", лишенной всякого духа.

И тогда Творцу приходится усиливать зло, страдания, чтобы я лучше искал то, от чего зависит моя жизнь. Он делает так, чтобы я не мог отказаться от этого поиска.

Мы наблюдаем это на примере государства Израиль: Ахмадинежад, Хамас, угрозы, ракеты, Мубарак вместо Садата, Мурси вместо Мубарака… Творец, что называется, все время отягощает сердце Фараона. Почему? Потому что еврейский народ не хочет разглядеть истинную причину происходящего. А между тем, все вторичные причины призваны лишь для одного – приблизить Исраэль к Творцу. И надо быть благодарными им за это. Они – всего лишь средства. 

А от народа, соответственно, требуется быть немного умнее, чтобы увидеть, с Кем он имеет дело, Кто управляет миром. Беды лишь напоминают о цели, и от них можно легко избавиться, если обратиться к Творцу. Но обратиться не за "щедротами", а за исправлением себя, чтобы слиться с Ним и доставить Ему удовольствие. Тем самым упразднятся нынешние "средства напоминания", и "ангел смерти" станет "святым ангелом".

Вопрос: Так с кем мы работаем: с группой или с внешним миром?

Ответ: Вся реальность, включая, внешний мир, меня и группу, находится в Творце. Внешний мир придает мне отрицательный импульс, минус (1), постоянно побуждая обратиться к Творцу (2). Но я знаю, что не могу обратиться к Нему напрямую. Сначала я должен обратиться к группе, а затем уже вместе с ней – к Творцу. Лишь тогда у меня будет для этого сосуд, желание, а в одиночку мне ничего не поможет.

2012-12-12_rav_rb-igeret-43_lesson_05 

Из урока по письму Рабаша, 12.12.2012

Что там, за стеной?

каббалист Михаэль ЛайтманСовременные научные воззрения сближаются с тем, что наука каббала говорит о восприятии реальности. Сто лет назад подобные концепции казались немыслимыми. Полвека назад об этом заговорил физик Хью Эверетт. Сегодня это уже полноправная "теория". Ученые поняли, что реальность намного более сложна, чем представлялось раньше, и что она совершенно не такая, какой мы ее воспринимаем. Наше восприятие относительно и не отражает действительность. Оно зависит от наблюдателя. Для нас эта картина мира истинна, а для какого-нибудь другого создания она будет выглядеть иначе.

И здесь на сцену выходит наука каббала, занимающаяся основами мироздания и объясняющая нам их вне контекста нашего получающего желания. Тем самым она занимает наиболее объективную позицию, безотносительную к кому-либо.

Допустим, существуют инопланетяне, которые видят то, что мы не улавливаем в пяти своих органах чувств. Однако наука каббала говорит не о них, она выступает с более общих позиций, поднимается выше, над творением, и рассматривает только формы, подобные Творцу. Это поистине "чистая наука", изучающая основу всего, неизменную до самого конца исправления. 

Каббала объясняет, что в основе творения лежат света и сосуды, что всё состоит из них. "Сосуд" – это "материал", а "свет" – его форма. Говоря иначе, "сосуд" – это получающее желание, принимающее различные виды, а "свет" – это облачающаяся в него форма, ощущение, которое оно испытывает при наполнении.

К примеру, я получаю огромное удовольствие при виде любимого человека. Соответственно, здесь есть сосуд и наполнение – желание, наполненное ощущением. Кто дал мне это ощущение? Не я и не он, а мое отношение к нему. Вот что такое "свет". И если я буду относиться так ко всему, то наполню свои сосуды, свои желания. Следовательно, я должен любить всё и всех: неживую, растительную, животную, человеческую природу и Творца. Для этого я исправляю свой сосуд, т.е. веду работу над желанием, а затем наполняю себя, т.е. проявляю в нем свет.

В этом отличие каббалы от традиционной науки, которая объясняет, как лучше использовать наш эгоизм. По большому счету, наука не служит благу человека. Неслучайно каббалисты, а также древние ученые, такие как Платон и Аристотель, считали, что нельзя передавать науку в "общее пользование". Ведь в человеке властвует злое начало. А значит, сперва надо исправить его – иначе наука будет применяться на нужды эгоизма, в разрушительных целях. Что, собственно, и происходило на протяжении всей истории.

Но дело даже не в этом, а в том, что традиционная наука неточна. На нее нельзя полагаться во всем. Она верна лишь в материальных рамках нашего мира, в границах нашего эгоизма. Но если приподняться над ним – она уже не соответствует действительности, не описывает того, что происходит с душой. Законы души изучает именно наука каббала, которая представляет всеобъемлющий подход и потому является истинной во всех случаях, в том числе и в нашем мире.

Разве мир станет лучше, если у каждого будет телевизор, встроенный в очки, и мобильник, вживленный в ухо? Напротив, именно сегодня мы, наконец, понимаем, что наука оказалась в кризисе, и начался он еще 30-40 лет назад. Кризис не в том, что мы давно не делали великих открытий, а в том, что нам больше нечего открывать. То же самое происходит в педагогике и в других сферах: нам больше некуда податься. Сколько ни крути – не выйдет, да и желание иссякло.

И здесь важно провести ревизию, пересмотр базовых принципов. Мы уперлись в стену, а наука каббала предлагает нам узнать, чтó там за стеной, предлагает помощь, чтобы пройти эту стену. Так или иначе, нам придется это сделать:

  • или под напором бедствий, через силу, не имея возможности даже умереть "в сторонке", – это будет очень тяжело;
  • или добрым и коротким путем.

Вопрос: Что же там, за стеной?

Ответ: Там мы будем использовать свою природу, свое получающее желание, свой эгоизм, противоположным образом. Раньше мы развивали всё то, что поддерживало и наполняло его. Наука, образование, культура, экономика – все наши "разработки" проистекали из эгоистического желания. Исключение составляют лишь насущные потребности "животного" уровня – рациональный минимум. Почти всё что мы видим в продуктовых магазинах, выходит за эти рамки. Бóльшая часть современных продуктов была разработана не для обеспечения нормальной, здоровой жизни, а для того, чтобы кто-то зарабатывал на нас. Такова испорченная ступень человеческих взаимоотношений, использующая науку в своих целях.

Научные достижения за последние 200 лет (см. второй чертеж) отражают экспоненциальный рост эгоизма и, по сути, идут нам во вред. Мы развиваем только те области науки, которые помогают нам обогащаться, усиливаться, властвовать друг над другом современными изощренными способами. Человека заставляют работать по десять часов в день, чтобы обеспечивать чью-то прибыль и покупать всевозможные товары. И наша наука работает на нужды этой системы.

Но теперь пришло время поставить на ней крест и приступить к развитию науки каббала. Ведь человеческая часть желания относится к душе, а мы использовали ее для удовлетворения материальных запросов.

Сегодня наступает крах старого подхода. Будем надеяться, что у нас останутся ресурсы для насущных нужд и над ними мы выстроим новую, замечательную конструкцию – духовную жизнь.

2012-12-13_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n4_01 

Ведь я живу для того, чтобы над рациональным обеспечением базовых нужд развивать душу. Весь избыток своего эгоистического желания я должен исправить – а "животный" оптимум пускай остается, ведь он не хорош и не плох, он просто необходим.

До сих пор наука понукала той моей частью, которую я должен был посвящать исправлению души. Наука буквально украла у нас эту область желания и пичкала ее безделицами, пока не начался кризис. Этот кризис – признак того, что настало время для исправления. После того как "научный прогресс" безмерно раздул наши материальные притязания, мы должны заняться духовным развитием.

Старый подход заканчивается осознанием кроющегося в нем зла. Скоро это произойдет. Уже сегодня люди начинают понимать, что невозможно вечно производить товары и потреблять их по нарастающей. Потребительское общество подошло к концу – и из-за внутренних противоречий, и по причинам внешнего характера. Наше желание насытилось и принимает новую форму, "закругляется". Ему больше не нужны излишки. Скоро люди почувствуют это – когда зайдут в супермаркет и не захотят выбирать из двухсот видов разных сыров. Человеку будет достаточно простого сыра, простого творога. Несколько сортов – более чем достаточно.

 2012-12-13_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n4_02

Вот в чем подлинный кризис – когда сменяется желание внутри. Сегодня львиная доля себестоимости товаров уходит на их рекламу – однако новое желание разобьет эту систему. Наука и промышленность, выстроенные нами, просто обязаны завершить свое существование в нынешнем виде и принять интегральную форму. Даже наши насущные покупки станут интегральными – обратятся лишь на пользу человеку.

Вот и представь, какое банкротство ждет мир. Отсюда ясно, что если мы не приступим к внутреннему исправлению, мировая война вспыхнет непременно. Ведь это единственная надежда власть имущих сохранить хоть что-то в своих руках. Так что, дело за интегральным воспитанием. Людям придется намного меньше работать, и у них высвободится время для главного – для развития души ради слияния с Творцом. Не начинать же новый виток научно-технического "беспредела"…

В целом, по всем признакам мы видим, что стоим, как пишет Бааль Сулам, на пороге эпохи Машиаха.

Из урока по статье "Каббала и философия", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Так ли точны точные науки?

Наука на службе у эгоизма

Да бросьте же свои костыли!

Формула соединения подобного с подобным

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если в отношениях между товарищами раскрываются какие-то неприятные моменты, ненависть, как связать это с целью?

Ответ: Нет ничего в жизни человека, что бы не продвигало его к цели. Даже если он не занимается каббалой и сознательным исправлением, он все равно продвигается, только пока неосознанно. А есть такие люди, которым раскрылась связь с целью, и они самостоятельно развивают ее. Но весь мир движется к одной цели, и в нем нет ничего случайного, не относящегося к ней.

Все заранее предопределено и ничего нельзя изменить, кроме своего отношения к происходящему. Хотя именно это отношение и меняет всю картину.

Время, движение, пространство, происходящее сейчас с тобой событие, ты изменяешь своим отношением к своему пути. Невозможно изменить ни сам этот путь, ни сам процесс, ни свои шаги, ни шаги мира. Но за счет того, что изменяется твой подход к нему, ты преобразуешь форму своего продвижения в противоположную форму, проявляющуюся внутри тебя, в твоем изменяющемся восприятии

Отношение между светом и сосудом остается неизменным, но ты воспримешь это отношение в зависимости от того, насколько наладишь связь между светом и сосудом за счет связывающего их намерения. Если это намерение, эта формула, определяющая связь между светом и сосудом, задается Творцом, то ты ощущаешь ее как страдание, вплоть до войн и уничтожения.

Если же ты сам соединяешь свет и сосуды мягкой связью, объединяющей  подобное с подобным, даже достигаешь облачения света в сосуды, то ощущаешь это как путь Творца, соответствие Творцу, который облачается на тебя по вашему взаимному  согласию.

Когда ты переходишь к такому взгляду, то видишь, что все время находился в изначально исправленном состоянии, и теперь только раскрыл его, добавил к тому первому слиянию света и желания – собственное участие, свои экраны.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все детали необходимы для продвижения

Обязанность человека - творить добро

Обворуй свой эгоизм

Новое упражнение на новое скрытие

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает фраза: "Для меня создан весь этот мир?"

Ответ: Мир создан для меня, потому что мир – это скрытие, которое я должен исправить, раскрыть.

Мир – это скрытие во мне, не дающее мне раскрыть Творца. А я обязан раскрыть Его, ведь этим доставлю Ему удовольствие. Все это скрытие (алама) на мир Бесконечности создано для меня – все эти миры (оламот) на Малхут мира Бесконечности.

Миры созданы специально для меня, чтобы за счет этих всевозможных сокрытий я смог раскрыть себя, свое отношение, свое место, развитие. Подобно тому, как от маленького ребенка скрывают ответ и просят его самого постараться и его открыть. Мы учим детей, постоянно играя с ними в скрытие. А когда ребенок раскрывает это скрытие, мы радуемся, ведь это означает его продвижение.

И если я понимаю, что весь мир создан именно для меня, то люблю это скрытие, благодаря которому я и смогу стать человеком. 

Порой скрытие усиливается, и я попадаю в не очень приятное и хорошее состояние, в не очень радостное. И в такие мгновения мое сердце не переполняется благодарностью Творцу за то, что он меня создал. Это значит, что Творец дал мне скрытие, ведь все приходит от Него, кроме Него никого нет. Именно в таких состояниях я могу раскрыть, как ребенок, которому задали упражнение, насколько я на них могу продвинуться и восполнить от себя то, что скрыл Творец. 

Мне нужно представить, что "вся земля наполнена Его славой" – светом Бесконечности, и решить, как бы в таком случае я вел себя, что бы делал, и постараться поступать именно так, восполнив это скрытие.

Теперь мне надо только решить, буду ли я сам пытаться все это сделать и хорошо относиться ко всем, словно я уже полный праведник? Или же я обращусь к Творцу и попрошу, чтобы Он изменил меня? Прошу ли я, чтобы Он раскрылся, или чтобы не раскрываясь, дал мне силу и в скрытии действовать так же, будто при раскрытии?

Здесь есть много возможностей, так проверь себя и начни работать! Но в любом случае, целью должно быть восполнение скрытия. На 125-ти ступенях наверх, отделяющих нас от мира Бесконечности, нам нужно самим восполнить скрытие, как будто его нет.

Ведь скрытие вызвано Первым сокращением (цимцум алеф) на желание насладиться, которое в прямой форме не может наполнить себя. Поэтому мы обязаны сохранить это скрытие, но просим силу для того, чтобы работать поверх этого желания насладиться, поверх скрытия, будто оно не существует.

Мы хотим развить в себе желание отдачи, чтобы наслаждаться отдачей. Если сегодня тебе очень трудно это слышать, и ты почти не воспринимаешь то, что говорится – это и есть скрытие... Замечательно, значит есть место для работы – ты получил новое упражнение, ведь ни одно мгновение не похоже на другое. Нужно поблагодарить за то, что Творец дал тебе возможность продвинуться и выполнить Его задание.   

В такой момент хорошо устроить семинар, на котором один что-то скажет, другой, третий. В результате, мы постепенно вернемся в такое состояние, в котором сможем понять, что нужно делать. А иначе все погружаются в спячку и в туман.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вперед навстречу… скрытию Творца

Понять высшее управление

Скрытие совершенства и даже его отсутствия

Супермаркет в качестве ширмы на мир Бесконечности

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если большую часть дня я вынужден заниматься материальными проблемами, которые сыплются на меня со всех сторон, должен ли я создавать на них правильное намерение или оно распространяется только на то, что связано с группой, товарищами, с духовными "завистью, страстью и честолюбием"?

Ответ: Нужно увидеть, как весь этот мир пропадает, превращается в ширму на моих неисправленных глазах, за которой прячется свет Бесконечности, Творец.

Этот мир - скрытие на духовный мир. И потому все свои занятия в этом мире: проблемы на работе, дома, в супермаркете, в суде - я должен воспринять как абсолютно необходимые и обязанные раскрыться предо мной для того, чтобы сквозь них я увидел мир Бесконечности.

Вопрос: Я пытаюсь именно так относиться к жизни, но мне кажется, что от этого я получаю еще больше проблем. Как мне связать все личные земные проблемы с духовной работой, группой, товарищами, а не с обыденностью?

Ответ: Это не значит, что к тебе приходит больше проблем, просто ты раскрываешь более тонкие свойства, более точные и детальные. 

Все проблемы нужно рассматривать в одной совокупности, не разделяя на  внешние и внутренние. Только отношение к внешнему миру должно быть обратным, отличным, по сравнению с отношением к внутреннему, к группе. Но за всеми проблемами скрывается Творец.

Почему наша жизнь разделяется на две части: на группу и всё, что вне нее? Это потому что общий сосуд разделен на две части: направленную прямо к Творцу (яшар-эль, Исраэль) и всех остальных (народы мира). Поэтому нас окружает большой мир: неживая материя, растения, животные и все человечество, а в дополнение есть маленькая часть - Исраэль, группа.

Группа находится в окружении всего остального человечества и ведет свою собственную жизнь. Она занимается внешней работой по отношению к миру, а кроме того у нее есть внутренняя часть - духовные искры, желающие соединиться.

Все это можно выстроить в виде иерархического дерева, пирамиды. Но вся эта пирамида управляется светом, стремящимся привести ее из конуса - к общему соединению, к кругу, к одной точке.

За всеми нужно видеть Творца - Он связывает всё воедино, ведь Он один на всех. Но группу не нужно смешивать с миром, это только запутает. Надо просить соединения, слияния, а в результате слияния должно возникнуть исправленное ощущение всего происходящего. Если у меня болит нога, я не прошу излечить мою ногу - я прошу дать мне прилепиться к Творцу. А вследствие этого слияния исправятся все пороки.

Из урока по  Книге Зоар, 12.12.2012

Дыхание следующей ступени

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 2

Почему наш мир особенный? С одной стороны, он является последним, наихудшим из миров, а с другой стороны, он для нас необходим, поскольку здесь, находясь в абсолютно неодушевленном состоянии, т.е. без души, мы можем начать двигаться вперед, "играясь" между собой – между телами, а не между силами, которыми еще не можем управлять.

Поэтому наш мир называется призрачным, воображаемым. На самом деле его нет, он ощущается таким лишь в наших эгоистических желаниях. Как только мы над ними приподнимаемся, мы начинаем ощущать его как абсолютную копию, обратную Высшей ступени, и тогда этот мир просто теряет для нас свое значение. Вот этого нам надо достичь.

А для начала нужно усвоить, что душа – это общий сосуд, единственно созданный, находящийся в постоянном контакте, в постоянном слиянии со светом. Мы находимся в этом же состоянии, внутри этого сосуда, внутри этого желания. Представьте себе его послойным – так вот, мы находимся в самом "грубом", самом затемненном его слое, а над нами лежат 125 ступеней к истинному, настоящему состоянию. И эти 125 ступеней нам надо постепенно пройти в отторжении своего эгоизма, каким он в нас заложен, в постоянном постепенном соединении между собой.

Имеются ли в этом мире души у растений, животных и неживых объектов?

Любое маленькое желание, если оно существует в природе, – это уже часть общей души, только без всякой свободы воли. Она полностью зависит от нас – от тех, кто реализует исправление души.

В душе есть множество всевозможных уровней. Есть люди, которые, как Адам, еще много тысяч лет назад, задолго до нас начали свое исправление и постигли, где они находятся на самом деле, увидели, что всё является одной душой, одним светом. Есть люди, которые продолжили эту миссию, и есть такие, как мы, которые сейчас приходят к ней. 

Но мы являемся особенными. Развитие нашего мира – это развитие того же эгоизма на самой нижней ступеньке. В течение тысяч лет он развивался эгоистически и, в конечном итоге, пришел к "круговому" состоянию, максимальному по величине, и в то же время глобальному, интегральному (∫) по своему качеству. Этот эгоизм сейчас и представляет собой то состояние, в котором мы находимся. Он уже не может расти дальше, он стал глобальным, замкнутым. И поэтому мы совершенно не понимаем, чтó с нами происходит. Это "круглое" состояние нам, эгоистам, индивидуалистам, непонятно.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_04_0 

Мы всегда росли устремляясь вперед. Каждого из нас толкала эгоистическая сила, и мы пытались ее реализовывать. Нам было нормально и хорошо. Еще где-то 50-60 лет назад мы кричали об обществе потребления, о пользе конкуренции и называли это всеобщей демократией.

А сейчас тот же самый эгоизм, достигший огромных размеров на последней ступеньке своего развития, схлопнулся. Он больше не работает так, как раньше, и мы оказались в ловушке. И выход – только в том, чтобы мы поняли, как работает эта интегральная система, эта общая душа.

Что сегодня ощущает человечество в этой замкнутой системе, которая начинает проясняться? Оно ощущает, в общем-то, предчувствует первую ступень общей души, которая здесь должна нам светить, на которой мы уже должны осознать себя соединенными между собой.

Всего на этом подъеме 125 ступеней, и сейчас самая первая из них как бы светит нам издали. Вот почему мы ощущаем наш мир глобальным, интегральным и не в состоянии с ним ничего сделать.

Мы с вами изучаем это в науке каббала: когда два объекта, состоящие из десяти сфирот от Кетэра (К) до Малхут (М), находятся друг под другом, тогда свечение возникает из одного в другой. Когда же один объект "одевается" на другой, рядом стоящий, тогда он светит сквозь него.

 2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_05_0

С одной стороны, мы получаем фактические данные о нашем мире, который сегодня находится в кризисе, и ничего не можем с ним сделать – ведь это светит нам высшая ступень, первая ступень нашей души, то есть общего сосуда. А с другой стороны, мы вдруг оказываемся взаимосвязанными, сопряженными через весь мир: что думают в одном месте, знают и в другом, и в третьем, и т.д. Мы взаимозависимы. Желаем мы того или нет, вдруг обнаруживается, что ни одно звено нельзя выкинуть. В целом же, эта взаимная сеть проявляется или в наложении состояний друг на друга, или в расположении одного под другим.

Как бы то ни было, состояние у нас особое: мы сейчас переживаем этап решения вопроса об общей душе.

Из 2-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек с пистолетом

Тупик эгоизма

Милосердие непреклонного суда

Двойственность восприятия

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 3

Вопрос: Как я проверяю усилия в группе, и нужно ли их вообще проверять? Получается, что мои собственные ощущения меня обманывают?

Ответ: Это неважно. Мы все равно должны брать эти ощущения, брать наш разум и работать с ними – и снова в дуальности! В этом наша проблема.

С одной стороны, товарищи в моих глазах выглядят такими, что я бы каждого из них переделал или даже заменил, да и себя тоже.

А, с другой стороны, все приходит от Творца, Он специально подставляет нам такое состояние, чтобы из него мы пришли к выводу, что это – совершенство, поскольку исходит из Него. И тогда получается, что внутри группы находится Творец. И именно из состояния раздвоенности, разброда, непонимания, противостояния, мы вдруг начинаем определять Его. 

Мы получаем подложку, основу, на которой можем Его ощутить. А основа должна быть очень разной, усыпанной всевозможными шипами. Именно тогда у нас появляется огромное количество ощущений, свойств, различных противоположных определений. И тогда Он ощущается. А иначе мы не можем ощутить свет. Несмотря на то, что мы находимся в нем, у нас пока еще нет противоположности между эгоизмом и отдачей, между "я" и Он. Вот это мы и строим – новый орган ощущений.

Вопрос: То есть я проверяю всё и индивидуально, и из состояния группы?

Ответ: Да. Мы должны постоянно находиться в двух состояниях, и анализировать происходящее из двух точек наблюдателя.

Из 3-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сквозь пелену эгоизма

Всё исходит от Творца

Причина всех раздоров

Для Творца нет изменений

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 3

Вопрос: Если относительно Творца мы уже находимся в третьем, исправленном состоянии, то, что значит, что мы должны наслаждать Творца?

Ответ: Мы никогда не выходили из третьего и из первого состояний – относительно Творца нет никаких изменений. Все созданное Им сделано сразу и мгновенно, и даже нет вопроса времени. Скоро мы начнем это ощущать.

Ари пишет в своем стихотворении: "Знай, до начала творения, был лишь высший, все собой заполняющий свет". Что значит – был до этого, после этого? Бааль Сулам объясняет это в своих трудах.

Состояние времени – это причинно-следственное соотношение. Но это мы тоже не понимаем. Причина, следствие у нас все-таки связаны со временем.  

Картина, которую мы постигаем в духовном, – вне наших ограничений времени, пространства, перемещения. Мы ощущаем их только на нашем самом низком земном уровне. Как только мы начнем чуть-чуть ощущать Высший мир, мы увидим, что нет времени, нет смерти, нет рождения – нет ничего! Есть только постоянный подъем в свойстве отдачи.

Из 3-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нужно ли Творцу познавать самого себя?

Вне времени

Длинный сон творения

Как увидеть потусторонний мир? (клип)

Если бы не было эгоизма, то мы бы не воспринимали этот мир и друг друга.

Увидеть мир таким, каков он есть

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 1

Каббала – это особая наука, которая, в принципе, объясняет всё. Однако ее требуется постичь. И постигается она не через тот разум и не через те желания, с которыми мы родились, – не через наше естество.

Мы рождаемся на "животном" уровне, и нам нужно развить в себе свойства следующего уровня, ступени "Человек" ("Адам"), что значит: "подобный" (домэ) Высшей силе.

В материальной реальности мы тоже получаем всевозможные сигналы от окружающего мира в мере подобия ему. В каком диапазоне и с какой чувствительностью работают мои слуховые, зрительные и прочие органы восприятия, в той мере я и воспринимаю окружающий мир, хотя, помимо этого, в нем существует еще огромное количество частот, всевозможных источников, которых я не улавливаю. Таким образом, я воспринимаю мир только в том диапазоне, на который настроены мои органы чувств, или приборы, которые я могу создать, чтобы расширить эти диапазоны, – и не более того. Мы не создаем того, чего у нас нет, – мы только увеличиваем то, что у нас есть.

С другой стороны, для того чтобы раскрыть Высшую силу, нам надо создать в себе дополнительный, совершенно новый орган ощущения. Качественно новый. Ведь все наши органы чувств завязаны на получение, на эгоистическое намерение ради себя, и поэтому мы воспринимаем из окружающего мира только то, что касается нас: что хорошего он может нам дать и что плохого.

Изначально я воспринимаю мир через фильтр пяти моих органов чувств – лишь на тех частотах, на которые я настроен. А кроме того существует мой эгоизм, который фильтрует всё только по одному принципу: "Хорошо мне от этого будет или плохо?". Если в нашем огромном желании нет на что-то отклика, оценки потенциальной пользы или ущерба, то я этого не воспринимаю, не вижу. Мы воспринимаем только то, что угодно нашему желанию, – то есть или положительное, или отрицательное для него. Или это мне может навредить, или это может меня наполнить – тогда я это вижу. 

При таком подходе, даже если мы будем расширять наши органы чувств, создавая различные приборы: телескопы, микроскопы и так далее, – это не поможет, потому что наш эгоизм, который стоит за ними, по-прежнему сортирует всё согласно своей шкале.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n1_01 

На эту тему уже есть очень много работ психологов и физиков. Что касается современной физики, в ней введено понятие "наблюдателя". Вначале физика Ньютона утверждала, что Вселенная такова, какой мы ее видим. Картина казалась довольно простой, хотя Ньютон изучал каббалу, а также специально изучал иврит, чтобы читать все произведения в оригинале.

А затем уже Эйнштейн и далее Хью Эверетт пришли к совершенно другой постановке вопроса: мир, который вокруг нас, не таков, как мы его воспринимаем. Он совершенно другой. Однако, воспринимая его, мы меняем, преломляем его в своих свойствах. Наблюдая какие-либо физические события, мы одним своим наблюдением вносим в них искажение, и в результате они уже не такие, как были без нас.

Итак, мало того что мы воспринимаем всё через фильтр нашего эгоизма, к тому же, даже просто глядя на что-то, мы своим участием вмешиваемся в картину мира. Посмотришь на звезду, и она уже стала другой оттого, что ты на нее посмотрел, – и это говорят физики.

В наше время мы вплотную подходим к пониманию того, что существует иное восприятие мира – не то формальное, что базируется на наших животных свойствах. И наука каббала раскрывает это просто. Она говорит: вместо своего привычного органа чувств – вместо эгоизма, в который ты получаешь только то, что тебе выгодно, сформируй другой орган. Сделай его совершенно другим, сделай его на отдачу. И если ты будешь развивать свойства этого своего нового органа восприятия так, чтобы они были обращены вовне тебя, наружу, то определишь, каков мир на самом деле. Ты увидишь его совершенно иным, ты увидишь его настоящим. Более того, ты изменишь себя. И этот новый орган чувств, который у тебя появится, будет называться "душой".

В действительности неважно, как его назвать. Так или иначе, в новом органе ты будешь воспринимать внешний мир "нетронутым", какой он есть. Ты увидишь его силы, связи, цели и т.д. Ты настолько адаптируешься к нему, настолько свяжешься с ним, что всё находящееся внутри твоего эгоизма, твое животное состояние, животное тело, просто "отомрет". То есть ты не будешь его чувствовать – настолько микроскопическим покажется тебе нынешнее ощущение жизни по сравнению с тем, что ты ощутишь, когда обнаружишь мир, который находится вне тебя, и будешь существовать в нем.

Вот к чему ведет человека наука каббала.

Из 1-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прекрасный путь к вершине

Все пути познания ведут к каббале

В калейдоскопе меняющихся миров

Мы в действительности сформированы нейронами

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: В мозге человека 100 миллиардов нейронов. Каждый из них имеет до 10 000 контактов с прочими нейронами. Число перестановок и комбинаций активности мозга превышает число элементарных частиц во вселенной.

Нейроны возбуждаются при моем действии, но также и в случае, если я смотрю на человека, производящего данное действие – этим данный нейрон встает на чужую точку зрения, симулирует действие другого лица, имитацию и подражание.

В нашей эволюции наблюдается внезапное появление и быстрое распространение целого набора навыков, присущих исключительно человеческому роду: использование инструментов, огня, убежища, языка, способность угадать мысли другого, объяснить его поведение. Суть происходящего – во внезапном происхождении сложной системы зеркальных нейронов, позволяющей подражать и имитировать действия других. Вследствие этого, когда один человек делал случайное открытие огня или какого-либо инструмента, это открытие быстро распространялось вдоль популяции и передавалось поколениям. 

Белому медведю для эволюции шерстяного покрова потребовалось 100.000 лет, а человеческий детеныш, увидев, как родитель, убив очередного белого медведя, снял с него шкуру и надел на себя шерсть, научится в один шаг. То, что заняло 100 000 лет для медведя, он может достичь за 5-10 минут. А затем, как только он научится навыку, тот экспоненциально распространяется среди всего населения. Имитация сложных навыков лежит в основе цивилизации.

Если кто-то коснулся моей руки, возбуждается нейрон - и тот же нейрон возбудится, когда я смотрю, как касаются кого-то другого. Это и есть сочувствие с прикосновением к другому человеку, хотя буквального касания не ощущаю. Есть сигнал обратной связи, который перекрывает зеркальный нейрон и не допускает осознанного чувства касания.

Но если удалить руку, анестезировать ее, так что рука перестает воспринимать ощущения, если я буду наблюдать прикосновение к другому, я буду буквально чувствовать боль в своей руке. Иными словами, барьер между человеком и его окружающими растворяется.

Все, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа. Удалим кожу – и человек будет ощущать в своем мозгу прикосновения к другому человеку. Так исчезает грань между одним человеком и другим.

Мы в буквальном смысле слова связаны своими нейронами. Это выросло из основ нейробиологии.

Если рука ампутирована, и пациент наблюдает прикосновения к другому человеку, он ощущает это на фантоме своей руки. Если пациент ощущает боль в фантоме, он хватает руку другого и начинает потирать чужую руку, – таким образом он облегчает боль в своей фантомной руке. Как если бы нейрону полегчало от того, что он видит, как потирает руку другого человека.

Реплика: Наука приводит нас к осознанию всеобщего интегрального мира, в котором мы все горизонтально (человечество) и вертикально (в поколениях) взаимосвязаны. Природа направляет наше развитие на осознание этой полной взаимосвязи и вынуждает осознать, что мы должны привести себя в соответствие с ней.

В.С. Рамачандран: Нейроны, сформировавшие цивилизацию (клип)

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг как верховный координатор

Мозг: тайна, недоступная науке

На стыке материального и идеального

Мысль - материальный объект

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Не знаете, как избавиться от мрачных мыслей? Порвите и выбросите.

Если все свои переживания и неприятные мысли записать на листке бумаги, а затем порвать его и выбросить, можно добиться реального психологического облегчения. И, наоборот, в случае, если вас вдруг посетило озарение, и вы записали его, а запись сохранили, тогда вам будет намного легче воспроизвести его, даже не обращаясь при этом к сделанной вами записи.

К воплощенным в словах мыслям, вполне можно относиться, как к материальным объектам. Выбрасывая или сохраняя физически свои мысли, вы можете влиять непосредственно на последующее обращение с ними. Выполнение подобных манипуляций только в воображении такого эффекта не дает.

Не имеет значения, записи сделаны на бумаге или на компьютерном экране: мрачные мысли в меньшей степени одолевали тех, кто их "выбросил", а позитивными было значительно легче пользоваться тем, кто их "сохранил".

Реплика: Мысль не только материальна, она намного сильнее, чем любое материальное действие, и, кроме того, она навечно сохраняется в сети духовной связи между нами.

Философия: дом без фундамента

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Наука каббала и философия": Чего мы не постигли, то не можем определить названием и словом. Ведь слово уже указывает на начало какого-то постижения.

Корень всего – непостижимая сущность Творца, или Ацмуто. О ней мы не говорим, поскольку описывать что-либо можно, только исходя из постижения в органах чувств, когда мы исследуем их ощущения разумом.

В человеке есть две части: разум и чувство. Чувствующая часть – это желание, а измеряющая и исследующая часть – это разум, развивающийся рядом с желанием. Если мы не испытываем никакого отклика в двух этих частях, то лишены восприятия. Ведь восприятие всегда возникает в желании, находящемся под рассудочным анализом.

Помимо Ацмуто, как сказано во "Введении в Книгу Зоар", существует абстрактная форма, которую мы также не постигаем. В отличие от этого, форма, облаченная в материал, и сам материал поддаются постижению. Таким образом, в каббале постижение ведется снизу вверх, насколько это возможно.

С другой стороны, философы, не утруждая себя ступенями подъема, сразу же переходят к разговорам о некоей силе, находящейся вне нас, и начинают схоластически рассуждать о ней, как будто такое "исследование" правомерно. Этот подход, в сущности, и сокрушил философию – сегодня к ней уже не относятся всерьез. Ведь когда начинаются отвлеченные разговоры, каждый теоретизирует как его душе угодно.

Более того, этот принцип был заложен в основу философии: оказывается, человеку можно строить свою картину мира на домыслах, это "законно". Вследствие такого "плюрализма" забил во все стороны фонтан фантазий, и от серьезной, реальной базы ничего не осталось. 

Наука каббала, со своей стороны, констатирует простую вещь: реальность можно исследовать только относительно того, кто ее воспринимает, – т.е. относительно человека. Всё оценивается в связи с ним, по отношению к картине, воспринимаемой в его органах чувств согласно закону подобия свойств. При этом в человеке есть материал и форма.

  • материал – это получающее желание;
  • форма – это намерение ради получения или ради отдачи.

Человек воспринимает реальность в себе, сообразно с тем, как изменяет себя. Что находится вне человека – мы не знаем. Открытия каббалистов мы не можем использовать для исследований, пока сами не придем к тому же.

И потому мы используем науку каббала для того, чтобы привлекать силы с этих ступеней, стараясь достичь их, подобно маленьким детям, которые хотят вырасти. Говоря иначе, пока что мы применяем науку каббала как "особое средство", пока непонятное, но действенное. Ну а потом, достигнув ступени раскрытия, мы сможем сами исследовать и понимать явления в своих сосудах. Тогда книги каббалистов помогут нам проверять себя и станут руководством для продвижения.

Но все равно мы никогда не знаем, что же в действительности находится вне нас. Каббалисты, продвинувшиеся дальше благодаря внутренним изменениям, рассказывают нам о 125 ступенях постижения, о том, что они воспринимают на каждой ступени, о средствах, позволяющих расширить восприятие. Их желание – это уже сосуд души, и в нем они воспринимают то, что называется "Божественностью", – силу отдачи, раскрывающуюся в них, по мере того как их свойства сравниваются с ней. Когда получающее желание принимает форму отдачи, оно чувствует, как что-то наполняет его. И это "что-то" оно называет "Высшей силой", или "светом". Но опять-таки, и это тоже постигается только самим человеком.

Таким образом, "свет" – это отклик в наших ощущениях, в нашем получающем желании, на то, что как бы наполняет его. Иными словами, "свет" – это явление в сосуде. Даже тот свет, который в каббале называется "внешним", на самом деле тоже находится в наших сосудах – только более далеких от ясного восприятия. Так или иначе, всегда речь идет о том, что происходит в наших ощущениях, внутри желания. Так мы и движемся вперед.

Что касается Ацмуто: согласно нашей логике, мы говорим, что существует Высший корень. Мы никогда не ощущаем и не постигаем его, однако, разумеется, есть некий Источник нашего бытия, наших ощущений и изменений в нас. И все же, что бы мы ни ощущали, мы ощущаем это исключительно в соответствии с собственными свойствами. И потому "Творец" (Борэ) – значит: "приди и узри" (бо-рэ). Это явление я тоже воспринимаю внутри, а вне меня находится Ацмуто.

И потому реальность, в целом, подразделяется на три части:

  • человек;
  • то, что он ощущает
  • Источник его ощущений, не поддающийся постижению.

Этот подход науки каббала призывает каждого человека приступить к изучению реальности. Ведь такова заповедь: "Познай Творца твоего и служи Ему". Как? По принципу: "Из действий Твоих узнаем Тебя". Человек изменяет себя и постоянно старается прийти в соответствие с Высшей силой, отождествить себя с ней. Тогда он чувствует перемены, осуществляемые в нем ею, и, согласно этим переменам, ощущает новые явления. Они и есть эта Высшая сила, к которой он стремился.

А значит, "Творец" – это новая, измененная форма, облачающаяся в человека, новые перемены в нем, свойства отдачи, которые в нем раскрываются.

Итак, наука каббала очень строго придерживается ключевого требования – не отрывать постигаемую реальность от постигающего ее человека. Иначе всё сразу оборачивается философией.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бойся умников от философии

Мудрствуя лукаво

Так ли точны точные науки?

Страница 126 из 215« Первая...124125126127128...Последняя »