Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Совет Бааль Сулама в наши дни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы считаете, исходя из величия трудов Бааль Сулама, какой совет он дал бы нам сегодня?

Ответ: Создавать группы, внутри которых мы достигали бы объединения по тем канонам, законам, правилам, которые прописали нам Бааль Сулам и Рабаш, чтобы внутри этих объединений раскрыть Творца.

Вопрос: Вы считаете, что период последнего поколения уже начался?

Ответ: Мы его сейчас буквально фундаментируем. Я уверен, что в ближайшее время на фундаменте начнет выстраиваться здание.

Вопрос: А как быть с тем сопротивлением, которое возникает у многих?

Ответ: Это нам только на пользу. Я не боюсь никаких сопротивлений, я их даже жду. Они самым лучшим образом направляют нас вперед.

Вопрос: А если сопротивление возникает у ученика, и ему тяжело его превозмочь?

Ответ: Значит, этот ученик обязан его превозмочь. А если не может, то уходит.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самое сложное и самое простое

Великий дар Бааль Сулама будущим поколениям

Внутреннее несогласие с учителем ведет к внешнему отдалению

Ответственность за каждое слово

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли различие между учителем и наставником в каббале?

Ответ: В каббале есть учитель, и есть его помощники, которые занимаются преподаванием определенных разделов каббалы. Но, в любом случае, все идет от учителя, задающего общее направление, общую струю, общий дух развития. А его помощники находятся под ним, и каждый преподает отдельно.

Вопрос: Учитель ощущает свою ответственность за каждое сказанное перед учениками слово?

Ответ: Обязательно. В той мере, в которой ты считаешь, что это правда, и ты ее пережил, выстрадал, она твоя, т.е. ты заплатил за нее, в этой мере ты можешь ее передавать.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Роль учителя в развитии души

Каббалист и его ученики

Три личности наставника

Несогласие с учителем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я испытываю несогласие с вами, только когда смотрю ваши программы про психологию и социальное устройство. Это нормально? Ведь это же не духовное.

Ответ: Все, что я говорю, это духовное. Ведь я излагаю все на основе моих духовных постижений и на базе того, что написано в каббале. Поэтому несогласие со мной в чем бы то ни было – это несогласие с духовным. Правда, сначала надо выяснить, может быть, вы неправильно поняли мои слова.

И даже, если вы все равно не согласны со мной – неважно, потом согласитесь. Обычно так происходит.

Надо оставить свое несогласие в стороне и продолжать учиться. Можете записать, в чем вы не согласны со мной, и потом иногда возвращаться к своим записям. Вы увидите, допустим, через полгода, насколько то, с чем вы были не согласны, естественным образом вошло в вашу систему знаний.

Сейчас вы так считаете, потому что ваши желания пока не настолько исправлены. Через полгода они станут другими, вы проверите и поймете правоту моих слов. Это будет для вас хорошим методом отсчета.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отмена ученика перед учителем

Подчинение или критика?

Внутреннее несогласие с учителем ведет к внешнему отдалению

Единственный источник жизни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Извините, если вопрос покажется провокационным. Ваши родители не ревновали вас к Учителю?

Ответ: Ревновали: "Что ж ты оставил нас? Мы стареем. Мы надеялись, что ты будешь нас поддерживать, будешь рядом с нами, а вместо этого ты уехал к 80-летнему старику, учишься у него, обслуживаешь его, и все, что делаешь, – ради него. А мы словно выпали из твоего поля зрения".

Они не говорили это явно, но я это чувствовал. Конечно, с одной стороны, нехорошо было так поступать, но я ничего не мог сделать. Так и сказано: "Оторвется человек от своего отца и матери, и прилепится к учителю".

Если я получаю от него все, что я знаю, умею, чувствую, все средства духовного возвышения, исправления, доброго влияния на своих учеников – что же я могу сделать? Это мой единственный источник жизни.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ученик – тень учителя

Ученик и учитель: связь через миры

Связь учителя с учеником

Деяния отцов – знак для сыновей, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит перечеркивать прошлое?

Ответ: Это значит не сожалеть о прошедшем. Я настолько сконцентрирован на настоящем и достижении правильного будущего, что у меня нет времени и сил думать о прошлом. Однако я извлекаю из прошлого выводы на будущее.

Я строю свое будущее на опыте прошлого, и потому вспоминаю годы, пройденные вместе с моим учителем, своих родителей. Я отменяю не само прошлое, а только свою замкнутость на нем. Я не хочу, чтобы прошлое испортило мне сегодняшний путь, а только добавило мне опыта, фактов, поддержки.

Вопрос: Какую поддержку вы получаете из прошлого от своего учителя?

Ответ: Я получаю от своего учителя все, всю жизнь. Это мой духовный отец и мать. Все, что у меня есть, пришло от него. Вплоть до сегодняшнего дня я изучаю его статьи, стараюсь реализовать его методику и чувствую, что он живет во мне и наполняет во мне все пространство, которое я ему предоставляю.

Вопрос: А от кого обычно человек получает поддержку из прошлого – от родителей?

Ответ: Если родители хотели достичь той же цели, что и я, тогда конечно. Но мои родители хотели, чтобы я стал врачом, как они. Они оба были врачами: отец – зубным врачом, а мама гинекологом. А я не соглашался ни при каких условиях, мне была ненавистна медицина, и я не хотел ею заниматься.

Известно, что наследственные склонности иногда проявляются наоборот, в полном отрицании. Поэтому родители не могли серьезно помочь мне в моем пути, я только унаследовал от них некоторые черты характера. 

Вопрос: А если у людей было настолько тяжелое прошлое, что оно омрачает их жизнь и в настоящем, прямо в это мгновение? Что делать человеку, который не может отделиться от своего прошлого?

Ответ: Самое лучшее лекарство – это начать новую жизнь. Нужно найти того, кто поможет им оторваться от прошлого. И главное, даже не отделиться, а включиться в новую жизнь. Человек увязает в своем прошлом потому, что ему некуда дальше идти.

Если бы он нашел себе высокую цель, которая светит впереди, то отделился бы от прошлого. Основная проблема - не как вырваться из прошлого, а как войти в будущее.

Не стоит слишком предаваться прошлым воспоминаниям и привязывать себя к смерти. Ведь то, что прошло, уже умерло, оно мертвое.

Вопрос: А почему человека так тянет прошлое? Ведь естественнее было бы думать о будущем?

Ответ: О прошлом думать легче, ведь эти мысли не требуют приложения усилий, энергии. А для достижения будущего требуется вкладывать силы. И поэтому человек сбегает в прошлое, потому что это легче.

Я видел, что в университете Бар Илан есть возможность учиться пенсионерам на правах "вольных слушателей". И люди приходят и учатся, конспектируют лекции. Это очень хорошо.  

Вопрос: Какое самое эффективное средство освободиться от тяжести  прошлого и устремиться в будущее?

Ответ: Самое эффективное – это найти хорошую цель в будущем, которая притянет тебя больше, чем все воспоминания прошлого. Это дает человеку перспективу, жизненную силу.

Вопрос: Что дает человеку изучение корней, из которых он вышел: его семьи, народа, культуры?

Ответ: Меня никогда не тянуло изучать историю прошлого. Если есть цель в жизни, которая светит впереди – стремитесь к ней.

Из 942-й беседы о новой жизни, 08.01.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Деяния отцов – знак для сыновей, ч.3

Деяния отцов – знак для сыновей, ч.2

Деяния отцов – знак для сыновей, ч.1

Предыдущее и будущее

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему нельзя общаться напрямую с Творцом? Почему нужен какой-то посредник в виде учителя?

Ответ: На самом деле, это не посредник, а твое предыдущее состояние.

Дело в том, что все творение представляет собой разбитую систему, которая  начинает исправляться по непрерывной цепочке – от самого маленького, почти не поврежденного элемента, к более сложным.

Предыдущий элемент всегда передает все свои знания, накопления, свою связь следующему элементу. Поэтому так происходит, что мы всегда связаны по цепочке со своими учителями и становимся преподавателями для следующих поколений.

Вопрос: Если учитель – это мое предыдущее состояние, то кто тогда мое будущее?

Ответ: Будущее – это ты сам, пока ты продвигаешься в духовном. А потом это твои ученики – те, кто по ступеням разбитой системы должны исправляться после тебя. Они или находят тебя при жизни, или каким-то образом духовно связаны с тобой после смерти.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Получать свет через учителя

Иерархия в духовном

Передача от человека к человеку

Как преодолеть отторжение?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как преодолеть отторжение от учителя?

Ответ: Отторжение от учителя очень трудно преодолеть, потому что у тебя нет ощущения, что это отторжение. Ты вдруг начинаешь понимать, что это твое нормальное состояние, обычные поступки.

И тут возникают очень серьезные возможности для исследования, если только ты можешь это сделать. Но это уже сверху, если высшее провиденье дает тебе такую возможность. А если нет, то человек уходит от своего учителя, считая, что все получил от него, и теперь он сам знает больше и может еще обучать других.

В таких случаях слышится критика от других людей, и преодолевать ее очень трудно. Не то что невозможно, а крайне тяжело. Здесь надо ставить очень серьезные барьеры.

Тут и создаются предпосылки для веры выше знания – я не доверяю своим ушам, своим глазам, тому, что мне рассказывают и видят. Я знаю только одно: я прилипаю к его внутреннему духовному потенциалу, поскольку решил это сделать, и потому что, действительно, больше никого нет.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преодолеть внутренний барьер

Подчинение или критика?

Почувствовать себя маленьким

Ученик – тень учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит быть незаметным рядом с учителем?

Ответ: Ты становишься как его тень, – выполняешь то, что он хочет, и максимально "прилипаешь" к нему. Речь идет о внутренних ощущениях, когда ты хочешь прилепиться к нему. И тогда то, что он думает, что ощущает в духовном мире, отчасти переходит к тебе.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преодолеть внутренний барьер

Отмена ученика перед учителем

Ученик и учитель: связь через миры

Преодолеть внутренний барьер

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы были рядом с вашим учителем Рабашем 12 лет. Наверняка, после восьми, десяти лет вы уже многое знали, писали книги. Было ли у вас ощущение, что вам уже нечему у него учиться?

Ответ: Да, такие состояния были. Они сопровождались внутренним напряжением, обидой.

Например, учитель объясняет, но ты уже понимаешь, что слушать объяснение недостаточно. Надо каким-то образом преодолеть потенциальный внутренний барьер, а преодолеть его ты не можешь. И тут, конечно, возникают проблемы. Именно здесь ты должен отменить себя, а это уже вопреки желанию.

Реплика: Рабаш рассказывал вам, как ему приходилось отменять себя перед Бааль Суламом

Ответ: Он не говорил об этом, но несколько раз вскользь упомянул, что ему было очень тяжело, потому что перед отцом отменить себя еще труднее.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отмена ученика перед учителем

Учитель – это духовная система

Духовное не выражается словами

Отмена ученика перед учителем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое отмена ученика перед учителем?

Ответ: Для того чтобы получать от учителя, надо отменить себя перед ним. Это необходимое условие. Что значит отменить? - Не в обычной жизни, которая не имеет отношения к духовному, а в том, что касается твоих духовных свойств.

Ты должен отменить их, обнулиться, "войти" в учителя, и тогда ты полностью поступишь в его распоряжение, и он сделает из тебя твое следующее состояние.

Ребенка прикладывают к груди, и он сосет молоко, получая свою порцию, благодаря которой живет. То же самое здесь – ученик должен получить от учителя свою порцию, и поэтому обязан аннулировать себя. Открыть рот и получать.

Вопрос: Вы помните, как вам пришлось впервые отменить себя перед Рабашем? В чем это выражалось?

Ответ: У меня, возможно, это было гораздо проще, потому что я очень хотел иметь учителя, который говорил бы все, что только можно. Кстати, Рабаш очень мало говорил, и надо было каким-то образом понимать, догадываться, выпытывать детали. 

Но, в принципе, ты ищешь, как можно стать незаметным рядом с ним, чтобы то, что есть в нем, автоматически перелилось в тебя.

Вопрос: Это было тяжело или желаемо для вас?

Ответ: Поначалу это было очень желаемо. Ничего другого я не хотел, только бы войти к нему в "пещеру" и сидеть рядом с ним.

А потом стало труднее, поскольку эгоизм постоянно рос, для того чтобы над ним приподниматься, т.е. достигать такой толщины эгоистического желания, которую ты мог бы отменить и в ней получить от учителя то, что он желает дать. Поэтому эгоизм должен все время расти, и отторжение - все больше и больше.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель – это духовная система

Духовное не выражается словами

Как начать слышать, что говорит учитель

Ученик и учитель: связь через миры

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда умирает учитель, остается ли у ученика связь с ним?

Ответ: Связь остается. Если ученик находится на духовном уровне, то он эту связь понимает и поддерживает. В зависимости от того, на каком уровне он находится, нет практически никакого отличия – учитель рядом с ним физически или нет.

А если это просто учитель, как физик или математик, там, конечно, уже нет никаких связей. А здесь связь продолжается и ни в коем случае не затушевывается тем, что учитель ушел. Даже наоборот – она становится еще более крепкой и целенаправленной, более чистой, ясной, звонкой.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чтобы не жалеть об упущенном…

Связь через все расстояния

После ухода учителя

Есть ли доказательства духовного постижения?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли у вас какие-нибудь доказательства о вашем постижении или постижении ваших учеников?

Ответ: А кто может заверить, знает каббалист что-то или нет? Только если вы присутствуете на наших занятиях, вы можете определить, разбирается ли учитель в том, что он преподает.

Вопрос: Существуют ли какие-то внешние признаки, по которым можно определить, понимает человек каббалу или нет?

Ответ: Никаких! Бааль Сулам отмечает только косвенные признаки: признанный учитель обучает по истинным источникам и не замыкает учеников на себя. А иначе быть не может.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как проверить учителя?

Как проверить истинность учения?

Не верьте мне – убедитесь сами!

Передача духовной информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Правильно ли считать, что Творец учит ученика через учителя?

Ответ: Конечно. Так происходит, начиная с первого каббалиста Адама и далее через череду каббалистов, описываемых в Торе: Ноя и всех его сыновей, которые на самом деле не сыновья, а его ученики, вплоть до Авраама.

И далее от Авраама через остальных каббалистов, – Ицхака, Якова и т.д., – называемых его детьми и внуками. Но в каббале под родственными отношениями имеется в виду родственные души через передачу духовной информации.

Когда в Торе говорится, что кто-то родил кого-то, то речь идет о духовных объектах (парцуфим), которые рождают друг друга, отпочковываются и развиваются.

Вопрос: То есть Ицхак – это не сын Авраама, а его ученик?

Ответ: Конечно. У него могло быть 20 жен и 100 детей. И что с того? В Торе указываются именно ученики.

Вопрос: Когда говорится "семья Авраама", что имеется в виду под понятием "семья"?

Ответ: Духовное состояние: желание Авраама, называемое "Сара", от которого отпочковалась душа, называемая Ицхак – левая линия.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Связь учителя с учеником

Получать свет через учителя

Свет постижения по цепочке душ

Ученик и учитель: связь через Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Учитель-каббалист сам берет себе учеников, или ученик ходит за учителем и просит его обучать?

Ответ: Ни то, ни другое. Ученика и учителя определяют свыше. Причем приближают друг к другу так, что между ними устанавливаются отношения на каком-то определенном расстоянии. А потом, по мере того как они занимаются связью с Творцом, ученик все больше приближается к учителю.

Вопрос: Рабаш сам пришел и забрал вас от вашего первого учителя Илеля?

Ответ: Да, потому что от Илеля я не смог бы уйти сам. От него невозможно было оторваться, поскольку мой эгоизм получал такие наслаждения, ответы и наполнения, что невозможно передать.

А у Рабаша наоборот – сел, открыл "Учение Десяти Сфирот", почти все слова непонятны. Я, он и еще несколько человек сидим и читаем. И так весь урок. То есть здесь ты занимаешься привлечением высшего света в зависимости от своего намерения. А с Илелем я занимался просто получением знания.

Вопрос: Какие связи существуют между учеником и учителем?

Ответ: Между ними существует связь только через Творца, никак иначе. Все идет через Него, ради достижения высшей цели.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель в каббале

Как найти учителя?

Настоящего учителя чувствуешь сердцем

Учитель в каббале

каббалист Михаэль ЛайтманНаиболее эффективный путь для стремящегося изучить эту науку (каббалу) – найти настоящего мудреца-каббалиста, подчиниться всему, что он возложит на него, пока не удостоится понять науку с его помощью, то есть, как от первоисточника, после чего удостоится восприятия из уст в уста. (Бааль Сулам, "Наука каббала и ее суть")

Вопрос: У вас было такое же отношение к учителю? Что для вас – учитель?

Ответ: Я пришел в каббалу из науки, и поэтому относился к учителю, как к человеку, дающему знания. В тот момент, когда я чувствовал, что могу получить что-то от кого-то другого, я приезжал к нему, затем - ко второму, к третьему, а, может быть, сразу к нескольким. Главное, набрать от всех букет знаний, понимания, отношений и суметь правильно реализовать их в себе. Создать себя из того, что я собираю из них, интегрирую в себе и поднимаю.

В науке все так и действует: человек проходит много рук, прежде чем сам становится ученым. А в каббале это оказалось иначе.

Сначала я пришел к одному учителю, но через какое-то время оставил его. Я даже не понимал, почему не могу больше у него заниматься, не могу заставить себя пойти к нему. Потом к другому – то же самое. К третьему – так же. Так продолжалось, пока я не нашел Рабаша

С первого же занятия я понял – всё, между нами есть контакт. Это было удивительное сочетание, которого не бывает в обычной науке. Ведь здесь контакт возник не оттого, что учитель приятен мне или нет, а поскольку он показал, что в нем есть то, чего действительно хочешь ты. Этим он полностью "купил" меня.

У меня сразу же пропало желание искать кого-то другого. Я понял, что должен быть здесь и все время углубляться и углубляться в него, пить из этого колодца, пока не вычерпаю из него все, что есть.

Это было очень сильное впечатление. Буквально первых десяти минут было достаточно, чтобы понять – здесь моя пристань.

Вопрос: А где происходит этот "щелчок"?

Ответ: Внутри желания человека. Он понимает, что его самое внутреннее желание к цели творения, к цели мира, к цели жизни, его личные вопросы: "Зачем я?", "Почему я?", "Откуда я?", "Для чего я?", "Кто я?"; и одновременно глобальные вопросы: "Для чего мир?", "Зачем он?" – все это связано друг с другом и объясняется в одном месте.

Вопрос: Но до этого вы должны были исстрадаться?

Ответ: Да. Без очень жесткого, глубокого, горького ощущения неизвестности, непонимания существования, его природы, его цели, его раскрывающейся все время ничтожности, я бы, конечно, не смог понять, что передо мной находится такой источник.

А этот источник вначале предстал передо мной в образе 65-летнего болезненного старика Илеля со слезящимися глазами и бледным лицом. Но когда он садился и начинал все объяснять, я чувствовал – это борец, это огромная сила, у которого в руках щит и меч!

Вопрос: Вы помните, что вы с ним изучали первые десять минут?

Ответ: "Введение в науку каббала". Он начал с нее без всяких предисловий.

Вопрос: То есть щелчок, о котором вы говорили, произошел еще до Рабаша?

Ответ: Да. Но Илель тоже был его учеником. Он пришел к Рабашу 20-летним юношей.

Вопрос: Когда вы стали обучаться непосредственно у самого Рабаша?

Ответ: Через полгода после Илеля.

Вопрос: И какие ощущения вы испытывали? Такие же, как с Илелем?

Ответ: Нет. Рабаш был очень скрытным, почти ничего не объяснял. Он говорил: "Ты сам должен это понять".

Меня несколько раз очень сильно порывало послушать, что объясняет Илель. Однако я понял, что этот путь все-таки не тот, хотя был большой соблазн получать готовые правильные ответы на самые глубокие вопросы. Но где же тогда твои постижения? Эти ответы не строят тебя как исследователя, они только наполняют тебя.

Если изучать каббалу так, как преподавал Илель, то это просто изучение науки о мироздании, о взаимодействии всех его элементов. При этом ты не развиваешь в себе тягу, стремление, желание, пустоты для постижения Творца.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Долгий путь каббалиста

Настоящего учителя чувствуешь сердцем

Как подсказывает душа

Страница 32 из 67« Первая...3031323334...Последняя »