Записи в разделе 'Строение мироздания'
Два вектора мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как определяется эгоизм и альтруизм?

Ответ: Бааль Сулам определяет эгоизм как себялюбие, когда человек желает наполнить себя, насколько это возможно, вопреки всем остальным, не считаясь ни с кем.

Альтруизм – это желание наполнить другого, отдавая от себя все, что можно, вопреки себе – не в угоду себе, а в угоду желанию товарища.

В мироздании существуют только лишь два вектора: сила, направленная либо к себе, либо к другим. Их сочетание порождает все, что есть в природе на всех уровнях: неживом, растительном, животном, человеческом.

Вопрос: Зачем была создана такая многоуровневая система?

Ответ: Четыре уровня природы олицетворяют четыре стадии развития прямого света. Неживая, растительная, животная и человеческая природа соответствуют первому, второму, третьему и четвертому уровню желания.

Из урока на русском языке, 04.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Какими силами оперирует каббала?

Два вектора мироздания

Свободное самовыражение через альтруизм

Связь личного и общего управления

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует личное и общее управление. Как они совмещаются?

Ответ: Общее управление нисходит на народ и мир, а личное управление – на человека или его маленькую общину. При этом оба вида управления могут вступать в противоречие между собой.

Реплика: Вы говорили, что Творец лично никак не относится к человеку, только через все человечество.

Ответ: Не имеет значения. Если Творец воздействует на человека, или люди хотят избирательно повлиять друг на друга, то это личное воздействие. Например, создавая между собой взаимное поручительство (арвут), мы желаем избирательно подействовать на наших товарищей.

Лично к человеку у Творца нет никаких претензий. Человек является порождением своей среды, и поэтому Творец относится к нему, как к части этой среды. 

Вопрос: Наше тело состоит из миллиардов клеток. Можно ли сказать, что как я не выказываю своего отношения к каждой клетке в отдельности, и даже не могу их различить, так и Творец смотрит на нас и не видит? Он видит только общую картину?

Ответ: Дело в том, что общая система полностью детерминирована, взаимосвязана. В ней нет ничего такого, чтобы надо было следить за избранными клетками.

Мы находимся в идеальном мире, который относительно нас выглядит испорченным, эгоистическим. Проблема управления в том, чтобы вынудить нас пожелать раскрыть этот идеальный мир. Поэтому общее и индивидуальное воздействия увязаны друг с другом.

Из урока на русском языке, 10.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Есть ли у нас охрана свыше? Ч.5

Управление: в общем и в частности

Личное и общее

Что существует вне материи?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В каббале существуют два базисных понятия: Творец и творение. Что это такое?

Ответ: Изначально существует бестелесная, безымянная сила, без каких-либо свойств, которые можно было бы как-то определить. Она – никакая,  и к нам не имеет никакого отношения.

Эта сила называется "Ацмуто", что в переводе с иврита означает "существующий сам по себе", т.е. то, чего мы совершенно не касаемся и не можем исследовать.

Вопрос: И никогда не постигнем?

Ответ: Этого мы сказать не можем, поскольку занимаемся только лишь своим исправлением. Нам неизвестно, что мы начнем постигать и раскрывать после того, как исправим себя. 

Ацмуто порождает свойство отдачи и любви. Именно это свойство мы называем Творцом. Его можно определить только относительно творения. Не может быть Творца без творения и творения без Творца. Они появляются из Ацмуто одновременно: свет и желание в нем. Желание называется творением, свет – Творцом. 

Желание Творца – отдавать, наполнять, любить. Желание творения – получать, быть любимым, поглощать.

Постепенно эти две взаимно противоположные силы начинают развиваться по четырем стадиям прямого света, из которого возникает желание получить, заканчивающее свое формирование в последней, четвертой стадии – Малхут.

Из нее уже расходятся миры: Адам Кадмон (прообраз будущего человека), Ацилут, Брия, Ецира, Асия. Цель их создания – постепенное ослабление света и одновременное развитие желания: чем меньше света, тем больше желание. Желание, поглощая свет, развивается за его счет вплоть до нашего мира.

В процессе развития желания осуществляется множество всевозможных действий. Достигая нашего уровня, оно разбивается, поглощает в себя свет и начинает развиваться в подобии свету. Это то, что происходит с нами.

Дело в том, что материально, в том виде, в котором мы сейчас воспринимаем себя, мы не существуем. Наш мир и мы сами – это иллюзия в наших ощущениях. Мы всё воспринимаем только в себе.

Вопрос: Если нас нет, то почему мы ощущаем друг друга и мир?

Ответ: Потому что у нас есть общность ощущений, благодаря чему мы контактируем между собой.

Очень часто мы не понимаем друг друга, ведь кроме этой общности у нас есть еще индивидуальные желания и мысли. Поэтому мы по-разному трактуем то, что воспринимаем. Но в ощущениях мы находимся в согласии между собой.

Например, у нас есть общее ощущение, что перед нами – стол. Изначально в нас уже заложены эти природные согласия, ведь все мы устроены по одному принципу.

Вопрос: Если нет материальной действительности, что тогда есть?

Ответ: Вся наша Вселенная, всё, что вокруг нас и мы сами, – это набор волн. С этим уже соглашаются ученые-физики.

Вопрос: Физики говорят, что если мы смотрим на электроны, то видим их как материальные частички. Но если человек не смотрит на них, они ведут себя как волны. Почему?

Ответ: Потому что волны вне нас – это тоже мы. Все говорится и ощущается относительно нас. Нет того, что мы ощутили бы вне себя.

Вопрос: Почему это не изучают в школах? Люди совсем по-другому относились бы друг к другу.

Ответ: Когда я был ребенком, мы изучали, что Вселенная существует вечно и по своим размерам бесконечна. Сегодня наука опровергает это, утверждая, что Вселенная существует четырнадцать миллиардов лет, и имеет определенные размеры. То есть мы все время развиваемся.

Но эти знания не изменят отношения между людьми. Какая человеку разница, что говорят ученые. В первую очередь, он думает о своем пропитании, о здоровье, о времяпровождении. Человек – обычный животный организм, который хочет "хлеба и зрелищ".

Из урока на русском языке, 10.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Творец" и "Ацмуто"

Как появилась первая материя?

Реальность Вселенной

Три постулата каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каковы три основных закона методики каббалы?

Ответ: Первый постулат: существует единая высшая силы природы, которая называется "Творец/Природа". Мы не приписываем ей никаких особых свойств, кроме того, что это одна общая сила, включающая в себя абсолютно все, что существует в творении.

Второй постулат: высшая сила создала неживой, растительный, животный и человеческий уровни природы, которые автоматически управляются ею, без какой бы то ни было возможности свободы воли.

При этом человеком называется та часть природы, которая может осознанно, самостоятельно реагировать на ее сигналы. Человек – на иврите "Адам" (от слова "подобный"), то есть подобный Творцу.

Как у Творца/высшей силы существует своя свобода действий, так и у человека, поднявшегося над своей природой, существует возможность поступать самостоятельно, действовать выше своей природы.

Третий постулат: в результате особых действий и упражнений каждый может достичь подобия Творцу в том, что у него появляется свобода действовать так же, как и Он.

Из урока на русском языке, 04.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три категории Творца

Сколько сил существует в Природе?

Единая сила эволюции природы, ч.2

Как обрести душу?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Душа – это маленькая частичка Творца или нечто другое?

Ответ: Свет/Творец, являющийся свойством отдачи и любви, сотворил внутри себя точку, противоположную себе по свойствам, – желание получать. Это действие называется созданием "нечто из ничего" или творением.

Желание под воздействием света проходит четыре стадии развития, а после сотворения пяти миров развивается в них. Таким образом, внутри этих миров образуется еще более внутренняя часть желания – душа.

Разница между всеми частями творения – только лишь в их развитии, так же как и в нашем мире. Но различное развитие влечет за собой образование многообразных форм структуры творения.

Самая внутренняя, самая сложная структура творения называется "Адам". По своему состоянию она подобна Творцу, т.к. несмотря на то, что внутри она вся в себе и желает получать, но относительно Творца позиционирует себя как желание отдавать. 

Творец – дающий и хочет только отдавать, а сотворенное Им желание может только получать. Поэтому, если оно просто получает, то называется "эгоистическое" (Эго).

А если оно получает не с целью собственного удовлетворения, а чтобы этим насладить Творца, который желает его наполнить, то называется "душа". Иными словами, желание строит на себя намерение: "Я готово получать, но только потому, что этого хочешь Ты".

2018-01-14_vebinar_01

В таком случае, желание, наполняясь светом, получает его внутрь своего намерения отдавать и там ощущает соединение с Творцом, отдачу Ему. При этом оно становится совершенно иным. Такое желание получать с намерением отдавать и есть душа. 

Вопрос: Значит, только в тот момент, когда я достигаю состояния получения ради отдачи, считается, что я приобрел душу?

Ответ: Да, поскольку эгоистическое свойство получения, т.е. отсутствие души, отличается от наличия души лишь намерением отдавать, которое словно обволакивает внутреннее желание. Оно преобразует человека из животного (в нашем мире) в человека духовного (в вечном, совершенном мире).

Вопрос: То есть, в материальном мире у человека нет души?

Ответ: Если человек работает над собой и обретает свойство отдачи и любви, намерение отдавать, тогда в силу этого намерения в нем развивается душа. В той мере, в которой он ощущает Творца и Творец наполняет его, он соединяется с Ним. Все зависит от правильного намерения.

Обрести намерение отдавать – это значит выйти в Высший мир.

Из урока на русском языке, 14.01.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое душа и как ее развить?

Душа и ее материал

И снова о душе...

АВАЯ – система всех частей мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает каббалистический принцип  "Я АВАЯ не меняю"?

Ответ: АВАЯ – это система всех частей мироздания (А-В-А-Я), соединенных в одну формулу взаимодействия света с желанием.

В творении существует всего два компонента – свет и желание. Когда свет входит в желание, формирует его под себя, и желание готово быть подобным свету, такая система взаимосвязи называется АВАЯ.

Она неизменна, поскольку изначально задана, исходя из противоположных свойств света и желания, которые начинают дополнять друг друга, взаимно проникаясь одно другим.

АВАЯ – это строение исправленного желания, вошедшего в полное соединение со светом. И каждая его частичка – это тоже маленькая АВАЯ.

АВАЯ не меняется, потому что свойство отдачи и свойство получения изначально заданы, постоянны, взаимно дополняют друг друга, и здесь невозможно ничего изменять.

Из урока на русском языке, 26.11.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Программа развития под кодом "АВАЯ"

План строительства, под названием "АВАЯ"

АВАЯ – Элоким

Десять сфирот и не меньше

каббалист Михаэль ЛайтманМы не способны ощутить в духовном меньше, чем десять сфирот, потому что десять – это порог нашего ощущения. После первых девяти свойств, мы начинаем чувствовать себя существующими, получающими, понимающими и ощущающими. А до этого нет.

Это словно луч света, который еще не дошел по всем каналам до мозга, чтобы мозг начал реагировать и рисовать нам картину происходящего.

Возможно сигнал уже поступил в мозг, но до меня еще не дошло, и я не понимаю, не чувствую, не реагирую. Или если я плохо слышу и еще не расслышал звук, но он уже звучит, пробиваясь мне в уши. Это называется девять первых сфирот.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот", 27.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Увидеть мир сквозь десять сфирот

"Прикупить" свойства Творца

Десять сфирот – основа мироздания

Духовный мир бесконечно прекрасен

каббалист Михаэль ЛайтманМы неправильно представляем себе бесконечность, как некое бесконечное пространство. Но бесконечность в духовном мире означает неограниченное наполнение. Это состояние, когда все наши желания, которые сами по себе ограничены, исправляются на отдачу.

Десять сфирот – это бесконечность, 125 духовных ступеней  - бесконечность. В духовном мире все бесконечно. Это только для нас, чтобы мы смогли установить свое отношение, духовное разделяется на десять сфирот, 125 ступеней в каждом мире и т.д.

Все это разделение существует лишь относительно нас, а на самом деле, каждое духовное качество – бесконечно. К какому бы свойству я ни прикоснулся, за ним раскрывается Бесконечность.

В сущности, все творение - это АВАЯ, пять стадий. Но когда эта АВАЯ хочет уподобиться Творцу, она начинает делиться еще, и еще, и еще... И поэтому становится бесконечной.

Если бы Малхут мира Бесконечности принимала свет в том виде, как была создана, это была бы просто АВАЯ. Но поскольку она не может получить свет за  один прием, а должна работать в обратной форме от первоначальной, то все творение разделяется до бесконечности. 

Бесконечность – это не численная мера, а качественная. В нашем мире не существует такого понятия бесконечности, поэтому мы его не понимаем. К этому можно только "прийти и убедиться". Даже если в нашем мире попытаться проникнуть глубже в какое-то понятие, попробовать что-то, то в нем начнет раскрываться бесконечное число вкусов.

Творение совершенно не ограничено рамками этого мира, которые мы ставим в наших органах восприятия. Мы все воспринимаем в своем желании насладиться, рисующем нам воображаемую, ограниченную реальность, намеренно упрощенную так, чтобы мы смогли в ней как-то существовать со своим примитивным, эгоистическим пониманием.

Но как только мы разбиваем эту скорлупу, то начинаем понимать, что такое Бесконечность. Бесконечность раскрывается в нашем восприятии, мы сами становимся бесконечными. Мне становится ясно, что все бесконечно, ведь я сам бесконечен и мое восприятие бесконечно, поэтому в этом нет ничего сложного.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот", 27.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

10 грамм безграничного наполнения

Программа развития под кодом "АВАЯ"

Как подсчитать Бесконечность?

Отрывки из утреннего урока 25.03.2018

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока по "Учению Десяти Сфирот"

Малхут мира Бесконечности решает, что должна уподобиться Кетэру, корневой стадии. И поэтому она делает на себя сокращение, чтобы выполнить свое желание, свою цель.

Теперь все будет определять не включенное в нее желание насладиться, а она сама, выше своего желания, хочет устанавливать цель своего развития. Как Творец хотел все сделать для нее, для своего творения, так и она хочет, чтобы все ее мысли были направлены на отдачу.

Реализация этой цели называется экраном. Мысль называется "отраженный свет". Первое действие, которое тут необходимо – это сокращение. С этого момента и далее решения принимает не мое желание насладиться, а экран.

* * *

Переход от частного экрана к общему называется переходом махсома, границы высшего мира. Первый раз, когда мы действуем в своем желании, покрытом общим экраном, считается переходом махсома.   

 

Из урока по статье Рабаша "Чаша благословения должна быть полной"

Нужно осознавать, что мы пока действуем из желания насладиться. Пусть это неприятная, но правда, понимая которую, я продвигаюсь, притягивая свет, возвращающий к источнику. Свет притягивается именно на мою противоположность ему. Осознание того, что я нахожусь в эгоизме, помогает мне установить связь с высшим светом, поэтому сказано, что "Тора дана грешникам".

Из утреннего урока 25.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из утреннего урока 23.03.2018

Отрывки из утреннего урока 22.03.2018

Отрывки из утреннего урока 21.03.2018

Постигая неуловимое совершенство Творца

каббалист Михаэль ЛайтманЧетвертая стадия желания, "бхина далет", которая и является творением – самая далекая от Творца по своим свойствам, но при этом самая близкая к Нему по способности Его постичь.

Остальные стадии вообще невозможно оценивать относительно постижения, потому что в них нет отраженного света. Он появляется только в том случае, если с ними работает бхина далет.

Допустим, я со своим эгоизмом, желанием насладиться впечатляюсь какой-то мелодией, картиной, рассказом. В самих этих произведениях нет никакого чувства, отношения, но включаясь в них со своим эгоизмом, я придаю им чувство и через них постигаю Творца. Сами же они этого не имеют, и в этом смысл "девяти первых сфирот".

Девять первых сфирот – это такие свойства, которые при соединении с моим эгоизмом помогают мне раскрыть свойства Творца, которые Он проявляет по отношению ко мне, моему восприятию. 

Трудность восприятия Творца в том, что Он действует "в кругах" (без всяких ограничений), а творение должно ответить ему "в прямой линии", то есть с экраном, ограничивающим эгоизм. Но когда мы поднимаемся со ступени на ступень, каждый раз верой выше знания, то этот подъем непрерывный, "аналоговый", интегральный. А уже поднявшись, мы воспринимаем его "дискретно", как определенную ступень. 

То есть мы все же раскрываем что-то от "кругов", от совершенства Творца тем, что поднимаемся верой выше знания. Вера выше знания позволяет нам максимально приблизиться от "прямой линии" творения к "круглому совершенству" Творца.

Сила объединения приходит к нам от света, который бесконечен. И потому, достигая хоть в какой-то мере свойства отдачи, с помощью света, силы "круглого совершенства", где все равны, мы таким образом формируем в себе желания, близкие к кругу, к Творцу. Однако они формируются в нас через нашу "прямую линию".

Мы постепенно постигаем круг через прямую линию, но всегда остается какая-то неуловимая добавка, которой нам не хватает. Словно при вычислении интеграла, область разбивается на множество прямоугольников, приближающихся к кривой, но всегда остается не пойманный остаток.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот", 19.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сложная простота круга

Круглое совершенство высшего

Ощутить все формы высшего и согласиться

Отрывки из утреннего урока 21.03.2018

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока по статье Рабаша "Помощь приходящему очиститься"

Важно, чтобы стремление к духовному было качественным. Недостаточно работать одному, надеясь этим чего-то достичь. Качественное устремление обретают только из соединения с другими – в этом принципиальное отличие.

Устремление, возникшее из объединения, даже не обязано быть слишком большим или сложным – главное, что оно качественное.

Такое устремление можно относительно быстро получить благодаря работе в группе и с ним продвигаться. Тогда как работая в одиночку, человек рискует потратить всю жизнь и ничего не добиться. Конечно, даже это не пропадет бесследно и засчитается ему на будущее, но разница огромна.

 

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"

Учение Десяти Сфирот описывает нам духовные действия в "механической" последовательности. Но эти механические действия должны перейти внутри нас в ощущения, понимание, постижение, состояния подъемов и падений. Книга не говорит о наших ощущениях, а лишь о том, как свет работает над желанием, и то производит сокращение, экран, отраженный свет и т.д. 

То есть в ней приведена последовательность действий, а когда мы ее почувствуем и сколько выстрадаем, пока ее реализуем – об этом не говорится. Возможно, что промежуток между двумя соседними словами в предложении займет у нас сорок лет тяжелой работы.

* * *

Откуда творение знает, что может получить высший свет ради отдачи, доставив наслаждение Творцу? Мы не раскрываем сам источник света, но чувствуем в свете огромное желание насладить нас.

Внутри этого подарка мы раскрываем отношение дарящего и начинаем рассчитывать, как и насколько можем ответить Ему тем же. Из этого творение строит обратный свет. Он называется обратным, потому что возвращает нас на ступень Создателя, делая подобными дающему.

* * *

Мы не понимаем, как из желания отдавать Творца вдруг рождается желание насладиться творения, черная точка. Она называется "возникшей из ничего" (еш ми-аин). На это у нас нет никакого ответа, в этом и состоит акт творения, совершенный Создателем.

Затем похожее действие происходит на всех ступенях: из неживой материи вдруг происходит переход к растительной, от растения к животному. Есть нечто в предыдущей точке от Творца, что позволяет выйти из нее следующей ступени творения.

Это чудо, как из неживой материи рождается растение, или из растения – животное. Откуда вдруг появилась эта качественно новая сила? Все из той же точки, "возникшей из ничего".

Из утреннего урока 21.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из утреннего урока 20.03.2018

Отрывки из утреннего урока 19.03.2018

Отрывки из утреннего урока 18.03.2018, ч.2

Человек = Адам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что Бааль Сулам подразумевает под термином "человек"?

Ответ: Под человеком Бааль Сулам подразумевает желание, созданное светом, которое в результате своего развития достигло такого уровня самосознания, постижения своего Источника, который может называться "Адам" – от слова "подобный" Творцу.

Таким образом, человек – это очень серьезная, завершающая стадия развития желания, изначально созданного высшим светом.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 11.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто такой человек?

Что такое быть человеком

Когда я стану Человеком?

Что делает желание пригодным?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Объясните, пожалуйста, каббалистический принцип: "Распространение света с последующим его исторжением делают сосуд (кли) пригодным для его использования".

Ответ: Этот принцип работает и в нашем мире. Когда я могу сказать, что ощущаю что-то, вошел с чем-то в контакт, желаю чего-то? ‒ Если я попробовал, вкусил и почувствовал наслаждение. А потом оно исчезло, и у меня возникла к нему особая тяга, особое влечение.

Это особое влечение, остающееся после первоначального вкушения, и называется желанием. Первый раз это еще не было желанием. Просто мне кто-то сказал, что это хорошо, и я попробовал. Не более того.

В рассказе о прегрешении Адама сказано: "Съел и буду еще вкушать" от запретного плода. Первый раз это не считается прегрешением, Адам просто вобрал в себя наслаждение высшим светом. Но когда он ощутил его и затем сам потянулся за ним, это уже грех. 

Распространение света в желании и его исторжение делает кли/сосуд пригодным к получению. Желание хочет насладиться, и именно это определяет его стремление вперед.

Из урока на русском языке, 19.11.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сосуд для света жизни

Научиться быть благодарным

Не просто стать "пустым местом"…

Две силы Природы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "Творец" в каббале? Что Им является, а что нет?

Ответ: В природе все состоит из двух сил:

силы Творцаотдачи, любви, эманации

и созданного Им желания, с которым эта сила работает, наполняя его.

Сила отдачи называется "Творец", сила получения – творением. Мы являемся следствием второй силы, и вся наша работа заключается в том, чтобы прийти к состоянию, которое смогло бы наполниться силой отдачи, силой любви – Творцом, раскрыть Его в себе.

Вопрос: Обе силы находятся внутри человека?

Ответ: В принципе, мы говорим не о человеке, а о том, что изначально существует в природе еще до создания всех миров, нашего мира и человека. Тем не менее, в человеке, так же как и в каждом отдельном субъекте, существуют обе силы.

Из урока на русском языке, 19.11.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две силы мироздания

Две силы, порождающие Человека

Соединить в себе две силы природы

В покое и совершенстве

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает каббалистический принцип "Свет находится в покое и в совершенстве"?

Ответ: Свет находится в покое, потому что у него нет никаких иных побуждений, действий, желаний, кроме как отдавать, влиять, наполнять, то есть генерировать лишь добро.

Это не значит, что он не делает никаких действий. Свет выполняет различные действия, в том числе и переменные, но все они направлены только на максимальное наполнение, насыщение, наслаждение объекта, к которому он нисходит.

Из урока на русском языке, 19.11.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вечное сияние чистого разума

Покой на скорости света

Абсолютный покой в бесконечном движении

Страница 1 из 612345...Последняя »