Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Симхат Тора: день, когда мы сделаем первый шаг

На исходе праздника кущей, на излете великого осеннего церемониала не упустить то, чем он действительно важен.

2017-10-12_simhat-tora

Еврейский календарь – лукавая вещь. Казалось бы, все расписано наперед, и красные даты "высечены" навеки. Но в действительности это обман, иллюзия, за которой живет календарь сердца. И если сегодня у нас все так же, как вчера, – взгляд на мир и на себя в нем – значит, мы застряли, стоим на месте, несмотря на смену дат. 

Застывший циферблат

Осенние праздники – одна из ключевых вех внутренней жизни человека и народа. Они символизируют переход со старой ступени на новую, когда мы подводим итоги, оцениваем себя без прикрас и переворачиваем очередную страницу книги жизни. Покаяние, пожелания доброй записи, пост – таковы этапы внутреннего восхождения, с которыми сопряжены соответствующие внешние традиции.

Но календарь зовет все выше, отрывает от обыденного, вырывает из обихода. И наступает Суккот.

Символическое переселение в шатры означает резкую смену предпочтений. Мы отказываемся от привычной, "железобетонной" шкалы ценностей и словно переходим в другую систему координат. Кровля шатра суть изначальный принцип отдачи и любви к ближнему, который мы возвышаем над всеми прочими ценностями.

Только возвышаем ли?

"В шатрах живите семь дней…" Мы честно строим шалаши, строго по инструкциям, с чувством глубокого удовлетворения. Украшаем, подсвечиваем, выставляем напоказ… И забываем о главном, о внутреннем.

Ведь ничего не делается ради галочки. И пока сердце не дрогнуло, не переменилось, наши духовные часы стоят на месте. Можно хоть год просидеть в шатрах – день Симхат Тора так и не придет.

Среди декора в забытьи

Еврейский календарь – это календарь света. Иными словами, той позитивной, созидательной силы, которую мы генерируем совместными усилиями. Без нее мы не прошли бы через тысячелетия, не пережили бы всего того, что довелось пережить нашим предкам.

Симхат Тора – это особый свет, радость подъема после долгой работы, слияние творения с Творцом. Намерение, устремление к единству, покрывавшее наше временное жилище, утвердилось в нас – и теперь мы свободны.

Вот чему мы радуемся, отчего ликуем. Став единым целым, единым народом, мы можем передать эту силу, этот свет другим, можем поднимать весь мир из хаоса, ненависти и розни к сочувствию, эмпатии, к ответственности друг за друга. Это ли не счастье…

В идеале – да. Но свет не приходит к тем, кому он не нужен, кому достаточно "отметиться" в шатре, для кого Симхат Тора – дата, а не движение души. Если мы не требуем единства, если не понимаем, что, только поднявшись над своим эго, сможем соединиться по-настоящему, если не генерируем вместе ту самую силу света – то свет и не приходит. Не к кому.

Свету нужен сосуд, желание. Иначе никак.

И тогда остается просто календарь, формальная смена дня и ночи, декорированное традициями забытье.

Все мы – зовущие себя избранными, или отрицающие это – одинаково забыли, что суть еврейского народа кроется в его способности нести свет, добрую взаимосвязь, в способности объединяться и объединять мир. Сегодня наши шатры – форма без содержания.

Первый шаг

Чтобы "сработали" праздники, чтобы пришла "радость Торы", надо подставить сердца свету. А если проще – открыть их друг другу. Все плохое произрастает в сердце, замкнутом на замок эгоизма. Все хорошее рождается между нами.

Верно, мы не можем просто так взять и перестать видеть вокруг чужаков, перестать рассматривать других как помехи или средства достижения своих целей. Но первый шаг все-таки за нами.

Не согласиться с эгоизмом. Поставить отдачу выше его "идеалов". Представить себе, хотя бы в первом приближении, общество, где ценят за участие, за помощь, где процветание – не синоним потребительства, где действовать за счет других, в ущерб другим – это плохой тон, вызывающий сочувствие и жалость окружающих.

Если затормозить на вопросе о том, "возможно ли такое", если глубокомысленно покачать головой или презрительно покрутить пальцем у виска – так и будем жить по своему фальшивому календарю, погрязая в непримиримых противоречиях.

Для начала этого нужно захотеть. Ведь желание – сосуд для света, помните? Сначала желание – потом свет. Так устроен механизм развития, хотим мы того или нет.

Главное здесь – взять направление, пускай неточное, требующее множества коррекций и поправок, но в сторону отдачи.

Мы уже делали это, и у нас получалось. Еще у горы Синай, под нависающей тенью взаимной ненависти (синá) мы сказали: "Сделаем и услышим". В нас это есть. Но нужен первый шаг, начальная подвижка, решение.

Тогда мы поймем, какая судьба нам уготовлена, поймем, что такое настоящая "радость Торы". И отпразднуем этот день в сердце.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шатер под звездами

Ynet: Тайна праздника Симхат Тора

Симхат Тора (Радость Торы) 2017 (клип)

Шатер под звездами

Зачем народу Израиля переселяться туда, где звезды проглядывают сквозь крышу?

2017-10-11_shater-pod-zvezdami

Хотите пройтись?

Вечерком, когда отгорает закат, спуститься во двор и зайти под сень праздничного шатра. Израильские сумерки коротки, только присядешь – все уже окутано расплывчатым светом фонарей.

Что если это не обычный вечер? Что если Суккот несет нам послание? Но для того чтобы расслышать его, надо выйти из своего обычного жилища – из повседневной суеты, из избитых истин, из всего того, что ясно как день. Прошедший день.

И временно переселиться – сменить ракурс, оглянуться назад, заглянуть вперед. Переоценить на свежую голову свою привычную кровлю – мир, в котором мы живем. 

Очень полезное упражнение. Ведь "замыленный" глаз легко упускает из виду самое важное. Иногда просто необходимо перекочевать на какое-то время, выбраться из привычного, распахнуться для нового.

Покинув бетонные стены догм и стереотипов, мы оказываемся на открытой территории и ставим там наблюдательный пункт, из которого мир предстает ярче и полнее.

Как дела, мир?

Для мира прошедший год выдался несладким. Враждовали, воевали, грызлись, винили друг друга во всех смертных грехах. Погрязали в недоверии, клевете, фейках.

Европу лихорадит вот уже несколько лет. Во Франции до и после выборов прошли массовые демонстрации из-за ужесточения трудового законодательства. Англия со скрипом покидает ЕС. Каталония бурно требует независимости. Проблема интеграции беженцев не решена, но их почему-то продолжают принимать.

Тем временем побережье Атлантики оказалось под ударами стихии, а Мексику больно тряхнуло.

Америка расколота ненавистью.

На Третий мир снова наступает голод.

На востоке вскрылся давний нарыв – Северная Корея с ее ракетами и ядерными амбициями…

А что у нас? У нас – Суккот, и у нас все спокойно. Большие беды обходят стороной, враги дерутся друг с другом. Даже Хамас, кажется, сдает власть. Ну, или делает вид.

Мы крутимся, как белки в колесе, но вполне счастливы. Наша экономика — в первой двадцатке по конкурентоспособности. Живем, работаем, летаем в отпуска. Есть, конечно, проблемы, но без них ведь не бывает.

Приятный разбор полетов, верно? Баланс сводится, итоговое сальдо положительное. Значит, можно с чистой совестью вернуться из сукки домой?

Можно было бы и вернуться, но есть одна странность в современной глобальной мизансцене. Вдумайтесь: по всему миру штормит, а у нас штиль. Войны, конфликты, теракты, ураганы, борьба культур и непримиримых лагерей, идеологические битвы, гибридные войны, многотысячные протесты, столкновения на улицах городов – и тихий, пасторальный Израиль, в котором даже самые громкие новости не держатся и двух дней.

Вообще-то, раньше было наоборот. Раньше штормило у нас, а остальные свысока давили, давали нам "мудрые" советы и учили жить.

Как же это вышло? Как мы докатились до такого вызывающего благополучия? И не кроется ли в нем подвох?

Мы в ответе

"Сказали мудрецы: все бедствия приходят в мир только из-за народа Израиля. Иными словами, он вызывает скудость, жестокость, грабеж, убийства и уничтожение во всем мире". Бааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.71

Знаю, звучит вызывающе. Впечатление такое, что наши мудрецы немного преувеличивают, или слишком много на себя берут. Не надо нам этих нравоучений и этой ответственности. Мы хотим просто быть как все.

Но что же поделать, если как раз это нам не дано – быть как все. С этим не согласна вся наша история, с этим не согласен мир. И об этом напоминает нам череда осенних праздников, связанных с началом года, началом нового витка.

Еврейские праздники – не даты в календаре, а решения, которые мы должны принимать. Решения, переворачивающие нашу картину мира.

Новый год (Рош аШана) – первое решение стать "головой", то есть взять на себя ответственность, не идти на поводу у других и у собственных капризов. Не яблоки мы макаем в мед, а себя окунаем в устремление к единству, к взаимопониманию.

Затем, в десять дней раскаяния (асара ямей тшува), мы винимся – но за что? За то, что не использовали возможность стать единым народом и помочь миру преодолеть рознь.

И тогда наступает Судный день – ясный и четкий вывод, вердикт, несущий не наказание, а исправление.

Теперь мы готовы к "переезду" — смене порядка приоритетов. Готовы поднять ценность сплочения и сделать его крышей своего шатра.

Удивительно: то, что казалось ненужным, опавшим, отпавшим – забота о других, здоровые отношения в обществе – оказывается самым важным, решающим. Презираемое и дискредитированное вдруг обретает смысл и силу. Временное открывает глубину, которую постоянство и стабильность скрывали от глаз.

Вот о чем говорит нам праздник Суккот. Под сенью шатра – значит под знаменем единства, под эгидой сопереживания, по законам отдачи, под защитой любви.

Без нее мир страдает. И мы тому виной.

Стать теми, кто мы есть

Люди разъехались по домам. В шатре тихо. Звездный свет просачивается сквозь кровлю.

Это хорошо, это значит, что мы не зашорены, не ограничены, не замкнуты каждый в своем мирке. Между нами нет стен – только легкие пологи. Эгоизм не стесняет, не диктует, не навязывает свои "непреложные" постулаты. Мы свободны от него, и эту свободу возьмем с собой, когда вернемся в постоянное жилище.

Теперь мы понимаем, что без нас, без нашего решения стать теми, кто мы есть по призванию, миру будет только хуже. Мы важнейшее звено в общей системе. Через нас срабатывает в ней закон Природы, которая все ведет к единению.

Потому мы и зовемся "Исраэль" (ישראל), что значит "прямо к Высшему" (ישר-אל), к следующей ступени развития. Благодаря нам люди раскрепощаются, поднимаются над взаимным безразличием, неприятием, над тем, что разделяет, – и учатся сближению, участию, учатся вместе самореализовываться и получать удовольствие от жизни.

Иначе говоря, мы та часть, которая обеспечивает всем подъем. Духовный домкрат, поднимающий к доброму сосуществованию на планете.

Если мы выполняем эту роль, эту задачу – мир расцветает. Если отказываемся – мир погружается в бедствия, скудость, жестокость… И в итоге обращает на нас свой гнев.

От него это не зависит – мы отвечаем за происходящее. И когда, наконец, мы выйдем наружу, в свой шатер любви, с нами сядут все, и вместе мы раскинем его над всем миром.

Симхат Тора (Радость Торы) 2017 (клип)

Если мы будем знать, для чего нужна Тора, это уже большой праздник...

Суккот в Израиле (клип)

Суккот - веселый, хороший праздник...Он олицетворяет конструкцию единой души...

Пять малоизвестных фактов о празднике Суккот (клип)

Еврейские праздники – это намного больше, чем просто традиция. В их символике заложена информация, о которой многие не подозревают. И Суккот - не исключение…

Суккот. Поздравление народу Израиля

Я надеюсь, что мы с вами сможем сделать такие исправления в связи между нами, которые смогут вызвать то, что называется "Третий Храм"...

Три праздника исправления

каббалист Михаэль ЛайтманТри раза в году пусть предстанет каждый мужчина у тебя пред Богом, Всесильным твоим, на месте, которое Он изберет: в праздник опресноков, и в праздник Шавуот, и в праздник Суккот.

И пусть не предстают пред Богом с пустыми руками: каждый пусть принесет, сколько он может, по благословению Бога, Всесильного твоего, которое Он дал тебе. [Тора, "Дварим", "Рээ", 16:16 – 16:17]

Песах символизирует выход из эгоизма, Шавуот – исправление в свойстве отдачи, Суккот – получение урожая и нахождение внутри шатра.

Все они олицетворяют три праздника исправления, но полное исправление – это Пурим, который проходит пока как маленький, незаметный, детский праздник. В Торе о нем ничего не говорится, потому что такого состояния еще не было – оно ждет нас впереди.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

От Песаха до Суккот

Каббалистические праздники

Веселье в Пурим (клип)

От Песаха до Суккот

каббалист Михаэль ЛайтманПраздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из винодельни твоей. [Тора, "Дварим", "Рээ", 16:13]

Духовная работа, начатая в Песах, продолжается в праздник колосьев Шавуот и заканчивается в Суккот, когда мы действительно можем подняться до высокого уровня, потому что уже находимся в окружении своих исправленных желаний.

И Суккот, и Песах продолжаются семь дней, что символизирует полную меру нашего усилия и желания, которое мы можем исправить.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздники – этапы исправления

Беглый раб Фараона

Суккот: пятнадцатый день седьмого месяца

Йом Кипур в Израиле (клип)

Йом Кипур - день искупления, день суда, день самопроверки, самоосознания, день очень серьезного внутреннего анализа...

Праздники – этапы исправления

каббалист Михаэль ЛайтманИ повелел им Моше, говоря: "По истечении семи лет, в год отпущения, в праздник Суккот, когда придет весь Израиль, чтобы предстать пред Богом, Всесильным твоим, на месте, которое Он изберет, читай учение это всему Израилю вслух. [Тора, "Дварим", "Ваелех", 31:10-31:11]

Исследование самого себя, своего отрицательного эгоистического желания происходит до Нового года (Рош аШана).

Рош аШана – это начало исправления, Судный День (Йом Кипур) – его следующий этап.

И окончательное исправление происходит в Суккот. Это "хибук смоль" ("объятие с левой стороны") и "хибук ямин" ("объятие с правой стороны"), т.е. притяжение Творца и творения вместе. Их полное сочетание символизирует последний день праздника Суккот, называемый Симхат Тора (Радость Торы).

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 23.01.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздники с точки зрения каббалы

Раскаяние – это первый этап исправления

День Искупления

Йом Кипур (Судный День) (клип)

Йом Кипур - это Судный День. Кто судит? Кого судят? Что должен сделать человек в этот день? Что будет, если человек все сделает правильно?

В Судный День человек сам судит себя, приподнимаясь над собственным эгоизмом и раскрывая мир как единую систему. Неслучайно евреев всегда обвиняли в космополитизме – ведь все разграничения условны, и наша исконная, внутренняя основа чужда их.

Сегодня, когда мир отчаянно нуждается в единении, еврейский народ раздроблен на части. Однако другие народы нам не обмануть – они инстинктивно, сами того не сознавая, требуют от нас взять на себя миссию объединителей, слить сердца в одно сердце.

В этом и заключается наш Судный День.

Мои мысли в Twitter, 23.09.17

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерПрекратить готовить детей к работе на предприятиях. Единственная профессия будущего – специалист по организации людей в единое общество.

 

Наш мир – это кино. Нам нужно перестать крутить его внутри себя! Конец мира – это конец его неправильного восприятия человеком.

 

Любить – знать, как обеспечить другому то, что ему не хватает, а он может дать необходимое мне. Это интегральный механизм всего человечества.

 

Человек, поднимаясь над эго, соединяясь с людьми, отменяет границы между всеми. Тем самым отменяет границы между нашим и высшим миром.

 

Рош аШана – это новые горизонты. Ты можешь привести мир в порядок, стать равным Творцу, достичь той мысли и той цели, с чего начал Он. 

 

Месяц Элуль (покаяние) – когда человек хочет быть в правильном соединении со всеми, делать то, что нужно им!

 

Принцип "все себе" дает ощущение "этого мира". Если мое "я"
направлено на отдачу, в этом устремлении я ощущаю высший мир.

 

Новый Год – это новое осознание: настоящий Я – это все чужие. А то, что представлялось моим Я – это мой враг – эгоизм!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 20.09.17

Мои мысли в Twitter, 15.09.17

Мои мысли в Twitter, 14.09.17

К Новому году, к новому миру!

каббалист Михаэль ЛайтманДорогие друзья!

Мы находимся в преддверии Нового года, Йом Кипур, Суккот, Симхат Тора – больших, великих праздников. Все они представляют собой очень высокие, очень глубокие, очень широкие каббалистические понятия. Они раскрывают нам вход в Высший мир.

Я предлагаю вам, пользуясь этим особым временем в году и этими праздниками в изложении их как новой ступени развития человека, войти в ощущение, в постижение мира, который нас окружает, управляющей нами системы, – о чем и говорит наука каббала, – и действительно прозреть к Новому году в новом мире.

Я вас приглашаю!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздники с точки зрения каббалы

Особая точка духовного рождения

Новый Год – новые горизонты

Мои мысли в Twitter, 20.09.17

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерСегодня Новый Год, время суда: если человек устремлен к единению, т.е. к исправлению души "Адам", он этим оправдывает свое предназначение.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 15.09.17

Мои мысли в Twitter, 14.09.17

Мои мысли в Twitter, 13.09.17

Рош аШана 2017 (клип)

Что принес нам минувший год? С чего мы начинаем новый год? Что будет в новом году, и как мы можем повлиять на происходящее?

Страница 1 из 3412345...Последняя »