Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Сколько лет осталось человечеству?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему Вы говорите, что человечеству осталось 223 года? Откуда эти расчеты?

Ответ: 5777 лет назад человек, которого звали Адам, раскрыл, что существует такая методика, с помощью которой можно постичь Высший мир.

Этот день мы считаем днем его рождения и отмечаем Новый Год – Рош а-Шана. Адам написал о своем раскрытии книгу, которая называется "Тайный ангел" ("Тайная сила"). С тех пор мы ведем счет нашего каббалистического календаря – с минус 5777 года.

Таким образом, нам осталось чуть более двухсот лет до того состояния, когда все человечество, как и Адам, постигнет Высший мир, то есть истинное состояние, которое мы будем ощущать, если мы выйдем за пределы своего эгоизма.

Бааль Сулам дает очень хороший пример с редькой, в которой живет червячок.

2016-08-28_rav_program_lc_patent-naslazhdeniya_01 

Когда червячок высовывает голову наружу и смотрит на мир, то видит, что там светит солнышко, чирикают птички. И он изумляется, отчего же все это время он жил в таком жутком мире (нашем мире), если существует такой прекрасный Высший мир?

Так и мы должны "вылезти из нашей редьки". Как червяка побудила выползти наружу горечь редьки, так страдания выдавливают нас из нашего мира.

Ничего интересного в нашем мире нет. Мы должны понять, что настоящие наполнения достигаются с помощью методики каббалы. Сегодня все человечество постепенно начинает ощущать, что наш мир – это горькая редька, и поэтому оно приближается к каббале.

Из урока на русском языке, 28.08.2016

Ynet: Тайна праздника Симхат Тора

На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья.

Перевод статьи на русский язык:

Тайна праздника Симхат Тора

"Радуйтесь и веселитесь в праздник Симхат Тора". Что скрывает самая популярная книга в истории человечества? Чему мы должны радоваться? Возможно, она несет нам богатство? Здоровье? Согласие в семье? А если нет, то для чего она предназначена и чем способна порадовать нас?

2016-10-25_ynet_tomer-neubergflash9020

Все мы понимаем, что Тора – это не просто свиток пергамента в синагогальном ковчеге, не просто общее название частей Пятикнижия и не просто наследие прошлого, как бы ни воспринимали его различные части нашего народа. В терминах каббалы Тора – это источник внутренней духовной силы, Высшей силы, или "света", несущего благо всему миру.

Так начинает Ари свою книгу "Древо жизни":

"Знай, что до появления творений простой высший свет наполнял всю реальность". 

Свет – это сила, предшествовавшая творению, создавшая материю Вселенной при Большом взрыве 14 миллиардов лет назад и распространившаяся повсюду.

Кроме того, каббалисты описывают свет как закон природы, или свойство, способное дарить бесконечное изобилие. Свет противоположен нашему эгоистическому естеству, стремящемуся получать максимум наслаждений.

Свойство отдачи породило звезды, галактики и вообще всю неживую природу, а также растения и животных. Последними в этой цепочке стали мы, люди, призванные получить самый ценный дар – абсолютное, вечное благо.

Пускай мы не сознаем того, но вся наша жизнь вращается вокруг света. Мы исследуем его доступными средствами, нам кажется, что вот-вот мы раскроем его суть, проникнем в неизведанную область, поднимемся на новые высоты мироздания. Однако даже новейшие технологии и передовой край современной физики ущербны в своей основе. Они базируются на эгоистическом восприятии и потому не позволяют нам осознать, постигнуть противоположные свойства света, свойства отдачи.

Разность потенциалов

В отличие от традиционной науки, каббала исследует фундаментальные законы творения и духовную реальность. В каббалистической картине мира свет постоянно несет нам изобилие, но, будучи противоположны ему по свойствам, мы не можем насладиться его отдачей.

Как объясняют каббалисты, человек по природе своей стремится получить удовольствие, даже если это сопряжено с ущербом для других. Хуже того, иногда именно чужие беды доставляют нам удовольствие.

"Все изъяны ощущаются человеком лишь по причине отпечатанного в нем самонаслаждения". Бааль Сулам

Такими мы созданы, такова наша природа, и обвинять нас, собственно говоря, не в чем. Однако когда сила получения и сила отдачи сталкиваются друг с другом, мы попадаем под удар…

Современная эпоха представляет собой переход к новому этапу развития человечества. Каббала уделяет ей особое внимание, поскольку в случае неверного истолкования процессов она может сопровождаться большими потрясениями.

Ключевая черта нашего времени – всеобщая взаимосвязь. Из разрозненных частей человечество превратилось в единую, общемировую, замкнутую систему. В ней все мы воздействуем друг на друга, все соединены бесчисленными "ретрансляционными станциями", нитями коммуникаций, но главное – сердцами.

Общей системой движут законы отдачи, свойства света. Однако мы не понимаем этих закономерностей. Врожденная психологическая настройка не позволяет нам выйти на их частоту и использовать их себе на пользу. Чтобы прийти в соответствие с законами отдачи и наладить добрую жизнь, нам надо развить в себе те же свойства и по-новому выстроить отношения между нами.

С другой стороны, пока мы цепляемся за старые эгоистические стандарты, две силы продолжают фронтально сталкиваться между собой. Этим и вызван кризис, поразивший все сферы жизни человечества. Какими бы ни были внешние причины, суть всегда одна – наше несоответствие свету.

Мировой кризис символизирует окончание текущего этапа развития, ставит точку, после которой мы уже не сможем двигаться вперед привычными методами. Настал деликатный момент истории, который связан с глубинным, качественным переломом, со сменой базовой парадигмы прогресса.

Окидывая взглядом все потребительское богатство, созданное за последние десятилетия, мы задаемся вопросом: куда оно нас ведет? Делает ли оно нас счастливее? Помогает ли решать социальные и международные проблемы? Пытаясь разгадать эти загадки, общественные и экономические науки зашли в тупик.

Зарождение нового

В иврите слово "кризис" имеет изначально позитивный смысл. Словом "машбер" (משבר) называлось специальное место для рожениц. А в общем это место, где зарождается новая жизнь. Рождение, поворотный момент слово κρίσις означает и в древнегреческом языке.

Сегодня кризис охватил политику, образование, общество, семью и многие другие сферы. В сущности, мы наблюдаем родовые схватки переходного периода, призванного форсировать процесс и помочь нам родиться для новой жизни.

Здесь-то на помощь нам и приходит научная, проверенная тысячелетиями методика каббалистов – методика объединения, наука каббала. Все ее источники так или иначе указывают на единство между нами как на необходимое условие дальнейшего продвижения.

Для этого себялюбие надо заменить любовью к ближнему, ненависть – взаимным участием, разобщение – сближением сердец. Лишь так, изменившись под стать свету, мы обретем заложенное в нем бесконечное наслаждение. И он же даст нам силы, чтобы справиться с собственной природой.

Все это уже опробовано, адаптировано для нас и подготовлено к применению в каббалистической методике. Устремляясь к единству, мы создаем точку контакта со светом, или с "Торой", и наполняемся ощущением жизни, несущей радость каждому. Подобно костру, греющему всех вокруг, единство согревает наши сердца, заставляя их оттаивать и сближаться друг с другом.

С чего же начать?

Достаточно, если мы попробуем свои отдельные желания соединить в одно общее. Это совместное, осмысленное, согласованное усилие активизирует воздействие света. Тогда вместо того чтобы подталкивать нас к единству бедами и несчастьями, он будет просто светить впереди, увлекая за собой.

Это средство — в наших руках. Чем лучше будут наши отношения, тем позитивнее мы будем воспринимать помощь света, и тем быстрее он сможет развивать нас.

Доля каждого

По окончании праздников важно подвести итоги и отдать себе отчет в происходящем. Главный вопрос здесь: кого мы хотим осчастливить? Только себя? Себя и других? Готовы ли мы, способны ли мы открыть сердца и заботиться об окружающих, как заботимся о своих детях?

Да, это высокая планка, но ориентир и должен быть высоким, подобно маяку – чтобы видеть его отовсюду. Благодаря ему мы всегда сумеем разглядеть, как эгоизм разделяет, разводит нас своими резонами, всеми правдами и неправдами скрывая возможность вместе выстраивать новую жизнь.

Этот самоанализ поможет выявить, заботимся мы о себе на одну промилле или на все сто процентов. Но в любом случае у нас будет повод для радости. Почему? Потому что такая самонастройка позволяет контактировать и взаимодействовать со светом, предоставляя ему возможность менять и исправлять нас к лучшему. Любое сближение между нами сближает нас и с ним.

И еще: выстраивая отношения поручительства, достойные народа Израиля, мы помогаем всему миру, становимся для него добрым примером, "светом для народов". Тогда через нас свет распространяется на все человечество.

"Сыновья народа Израиля стали поручителями, чтобы исправить весь мир силой Торы. Все зависит от них. По мере того как они исправляют себя, все создания увлекаются за ними". Йегуда Арье Лейб Альтер

В отличие от долгого периода изгнания, сегодня мы начинаем понимать, что же это такое – "симхат Тора". Настоящая радость от связи с Торой, со светом, с силой отдачи.

Сказано в Книге Зоар, что

"Тора – это свет, и всякий, кто задействует ее, привлекает высший свет".

Речь идет о безотказном средстве, ведущем нас от разобщения к единству, о силе, которая укрепляет еврейский народ, наполняет нас теплом и любовью и поднимает к новой ступени, к счастливой жизни в отдаче.

"Доля, которая есть в Торе у каждого из народа Израиля, – это его "книга Торы". И каждый со своей долей и своей книгой включается в единое целое. Тогда Тора совершенна и подслащаются все строгие ограничения мира. А когда все объединяются, возникает радость – радость Торы". Натан Штернгарц из Немирова

Источник: ynet от 20.10.16

Предыдущие статьи:

Ynet: Простите, в чем мы провинились?

Ynet: Древо нашей жизни: когда ждать плодов?

Ynet: Ханука: обновление до версии 2015

Пять малоизвестных фактов о празднике Суккот (клип)

Еврейские праздники – это намного больше, чем просто традиция. В их символике заложена информация, о которой многие не подозревают. И Суккот — не исключение…

О чем каждому стоит подумать в Йом Кипур

Йом Кипур называют Днем раскаяния и искупления. Чего же мы не смогли сделать в прошлом году, что просим искупления в настоящем?

Секрет доброго года

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Откуда происходит странный обычай под Новый год есть рыбью голову, символизирующую наше желание быть головой, а не хвостом?

Ответ: Это значит, что мы не хотим следовать за своими эгоистическими желаниями, а прежде всего должны решить, что между нами будет царствовать высшая сила – сила отдачи, любви, объединения.

Именно она будет стоять во главе всех действий в нашей жизни. Мы меняем форму своей жизни, чтобы все время думать о том, как принести пользу другим и привести всех к объединению.

Вопрос: Мне кажется, что многие уже давно так делают, стараясь хорошо поступать по отношению к другим?

Ответ: Но это против нашей природы и потому очень трудно сделать. Только если мы все вместе постараемся, тогда это станет возможным. Общие усилия  привлекут к нам силу свыше, которая потому и называется высшей, что это сила отдачи. И если мы возвышаем ценность свойства отдачи, то очень быстро сможем наладить нашу жизнь. 

Вопрос: А еще мы просим, чтобы наши заслуги умножились, словно зернышки граната. О каких заслугах идет речь?

Ответ: Мы хотим осветлить, отбелить себя от черного эгоизма и стать светлыми, то есть отдающими, без всякой связи со своей эгоистической натурой. Как говорится: "светлый человек".

Умножить заслуги – это значит сделать как можно больше действий на благо ближнему, а через него – высшей силе. Ведь отдавая другим, я отдаю системе, в которой находится Творец, поддерживая ее и оживляя. 

Вопрос: Я знаю многих людей, которые уверены, что совершают добрые дела и заботятся о других, а не о себе. Разве они не правы?

Ответ: Я думаю, что большинство людей, думающих так, ошибается. Если они изначально не исправляют свою природу, что является длинным, очень серьезным процессом, то вся их отдача ради самих себя, а не для других. Даже если человек дарит подарок другому, то лишь потому, что любит его. Откуда у него может быть сила сделать подарок не любимому?

Подарок можно сделать из-за любви, страха или какого-то другого расчета. Но мы не способны отдавать другим без всякой выгоды для себя. Закон сохранения энергии не позволит нам этого сделать, ведь мы должны затратить на отдачу энергию, калории. Тело не даст нам потратить ни грамма калорий, даже помыслить в эту сторону.

Вот если это мой любимый ребенок, тогда я отдаю ему из-за любви к нему, поскольку считаю его частью самого себя. Это самая сильная эгоистическая любовь из всех. А чистой, бескорыстной отдачи просто не существует в нашем мире.

Новый год – это новое начало, когда мы принимаем решение о том, что отныне будем действовать только ради отдачи, чтобы Творец, сила отдачи стояла во главе всех наших дел и желаний, поворачивая и направляя их в любой жизненной ситуации.

Вопрос: Это звучит так, будто я отключаюсь от одной розетки, которая подпитывала мои желания к самому себе, и подключаюсь к другой?

Ответ: Я подключаюсь к розетке с энергией отдачи. Прежде мной управляла энергия получения, которая поворачивала меня в разных направлениях, заставляя  рассчитывать только на то, сколько я получу. А теперь мной управляет энергия отдачи, толкающая меня на альтруистические действия, и я произвожу расчет только на нее.

Действовать ради отдачи – это значит на пользу ближнему, согласно его желанию. То есть я делаю его желание своим – и это секрет хорошего года. Ведь таким образом, мы совершаем прорыв в новую жизнь, в следующее измерение, и сливаемся с высшей силой.

Мы выходим в безграничный, бесконечный, совершенный мир, становясь подобными высшей силе. Эта сила наполняет нас, поскольку мы становимся ее неразрывной часть, "божественной частицей свыше".

Главное, чтобы во главе нас стояла сила отдачи, называющаяся Творцом, и направляла нас на каждом шагу нашей жизни. Желаю вам доброго года!

Из 773-й беседы о новой жизни, 27.09.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Традиции новогодней трапезы и их значение

Что означают символы праздника Рош а-Шана?

Общее намерение к Новому году

Ynet: Первое политическое убийство в истории Израиля

На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья.

Перевод статьи на русский язык:

Первое политическое убийство в истории Израиля

Однажды ненависть между евреями лишила наш народ надежд на долгие годы Вавилонского изгнания. Застрахованы ли мы от этого сегодня? Не стоит обманываться, ведь у еврейской истории нет срока давности.

2016-10-10_ynet_wikimedia_the_holy_scriptures

Первым политическим покушением в народе Израиля стало убийство Гедалии – правителя, поставленного Навуходоносором II после Вавилонского пленения. Событие это считается национальной катастрофой – оно положило конец остаткам еврейской автономии и завершило крах Первого храма.

Гедалия бен Ахикам был убит ровно 2588 лет назад в районе Иудейской пустыни. Его смерти предшествовали трагические события: Иудейское царство было завоевано вавилонянами, которые разрушили Храм и оставили Иерусалим в руинах. 

После этого бóльшая часть еврейской аристократии оказалась в изгнании на территории современного Ирака, а бедноту новые хозяева использовали для обеспечения своих войск провиантом.

Гедалия бен Ахикам происходил из уважаемой семьи. Навуходоносор поручил ему поддерживать порядок в среде немногих оставшихся иудеев – иными словами, выполнять функции управляющего. Это было нелегко, учитывая амбиции соседнего моавитского царька, желавшего добить поверженных.

По совету пророка Йермияу, Гедалия обосновался в городе Мицпа. Менее чем за два месяца он водворил в стране спокойствие, что позволило вернуться рассеявшимся по окраинам беглецам. Жизнь стала налаживаться, но заговор уже созревал…

Брат на брата

Ишмаэль бен Нетания, отпрыск династии Давида, не смирился с тем, что власть наместника досталась не ему. Подстегиваемый завистью, он собрал вокруг себя радикально настроенных единомышленников и присоединился к моавитянам, встревоженным потенциальным возрождением Иудеи. Вместе они составили план покушения.

Реализован он был в вечер Рош а-Шана, когда Гедалия принимал Ишмаэля и его людей на праздничной трапезе. Здесь заговорщики одним махом расправились со всеми: и с "главным предателем", и с его сподвижниками, и с военными представителями Навуходоносора.

Однако народ не поддержал самозваных мстителей и оказал им столь ожесточенное сопротивление, что они вынуждены были бежать к моавитянам за Иордан.

Итогом этих событий стала окончательная катастрофа. Несмотря на то, что бунт устроила горстка заговорщиков, Вавилон мог заподозрить в неповиновении всех, а это грозило окончательным истреблением. Опасаясь мести завоевателей, жители Иудеи отправились в Египет. Земля Израиля опустела, изгнание "вступило в законную силу".

Поправка к Закону о возвращении

Беспричинная ненависть среди евреев развалила страну, и она же нанесла последний удар, лишив народ надежд на спасение. Так завершилась эпоха Первого храма – эпоха единства и поручительства. Этот день мы отмечаем с тех пор траурным постом.

Два с половиной тысячелетия минули после убийства Гедалии, но многое ли изменилось в "иудейском царстве"? Народ все так же разделен на лагеря и сектора с совершенно разными, иногда противоречивыми взглядами и мировоззрениями. Непримиримая политическая вражда, бесконечное множество религиозных течений, пропасть между ними и светским населением, подспудные "бесы" этнических конфликтов, растущее недоверие к органам власти, равнодушие, презрение, ненависть между нами…

Ничто не в силах сделать нас единым народом, никакие уроки прошлого не идут впрок. Первое же серьезное испытание в наше время может оказаться для нас последним. Если страна "занеможет", "даст слабину" из-за экономических или военных потрясений, немало рук сразу протянется, чтобы добить ее ради своих мелочных нужд. И хотя "моавитяне" доныне здесь, это будут еврейские руки.

Наше прошлое слишком грозно, чтобы пренебрегать завтрашним днем. Израилю нужно нечто большее, чем закрепленное законом право на возвращение. Если вернувшиеся не готовы соединиться, их "показательная" грызня не сможет длиться вечно. Пока мы спорим, кто прав, кто виноват, история готовит нам общую судьбу. Для нее нет правых и виноватых — есть либо народ, достойный своей роли, либо сборище изгнанников, порабощенных раздором, но мнящих себя свободными.

Все покроет любовь

Так сказали наши мудрецы: "Все преступления покроет любовь". Что это значит?

Ясно, что все преступления вызваны отсутствием любви. И, возможно, главным нашим преступлением является упорное нежелание ее возвращать. Но почему "покроет"?

"Любовь" в устах мудрецов – это не абстрактное понятие, не бесконечно удаленный идеал и не естественные родственные чувства, а методика. Именно методика человеческого общежития, позволяющая понимать, уважать, ценить друг друга, несмотря на все, что нас разделяет. Любовь "покрывает" нас – создает новый уровень взаимоотношений, на котором мы вместе, мы едины. Едины без обиняков и поправок на ветер. Потому что поработали и сообща выстроили такую взаимосвязь.

И вот тогда нам не страшны никакие радикалы, жаждущие власти, денег и всеобщей капитуляции перед своей единственно правильной идеологией. Более того, тогда и завоеватели окажутся бессильны против нас. Все покроет любовь.

Методика ее формирования в народе называется "наукой каббала". Нет, она не подавляет дурные порывы, не затушевывает и не вуалирует их красивыми словами или психологическими эффектами. Ведь такова человеческая природа и с ней невозможно бороться "на ее территории".

Каббала – это подъем над эгоизмом при помощи другой, противоположной силы природы. Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору в качестве приправы к нему". То есть в качестве средства, позволяющего работать со своим эгоизмом извне.

2016-10-10_ynet_3-1

Никакой фальши, мы вовсе не "белые и пушистые". Мы осмысленно применяем методику и открываем для себя новый мир, новые отношения, новое общество, базирующееся на природном законе единства. Ведь природа нераздельна и взаимосвязана во всех своих частях. Это и дает нам каббала – добрую взаимосвязь более высокого, подлинно человеческого уровня.

Память истории

Пост Гедалии – важная веха в период десяти дней раскаяния, или дней возвращения (тшува) между Новым годом и Судным днем. Память о прошлом, установка на будущее.

В наше время разрозненное израильское общество само подводит себя к тому состоянию, в котором земля Израиля уже не раз исторгала его прочь. Происходило это по-разному, но причиной всегда были пропасти между нами, торжество ненависти с ее ханжеским "здравым смыслом", возобладавшем над братской любовью, смысл которой непонятен эгоизму и неприемлем для него.

Сегодня время открывать сердца. Мы не сможем "вычислить" Ишмаэля, ведь он живет в каждом из нас. Но у нас есть что ему противопоставить и есть возможность сделать это без лишних драм, ограничив поле битвы нашими отношениями. Мы можем вознести над собою любовь.

Отговорки всегда были и всегда будут. Однако еврейская история ничего не забывает "за давностью лет". Надо делать выводы из своей истории, не то она сделает выводы за нас.

Источник: ynet от 06.10.16

Предыдущие статьи:

Ynet: Тонкая грань между ненавистью и любовью

Ynet: Школа чувств: превращаем ненависть в любовь

Ynet: Почему мы так любим ненавидеть?

У кого просить прощения и за что? Ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Судный день (Йом Кипур) принято молиться и просить прощения за все совершенные тобой грехи. Действительно можно получить такое прощение свыше?

Ответ: Это расчет не с каким-то божеством, следящим за нами сверху, а с той общей системой природы, в которой мы существуем.

Человек обязан привести эту систему относительно себя к абсолютно совершенной форме, чтобы все в ней были связаны друг с другом и получали через него силу добра, наполняющую всех. И так должен сделать каждый: любой мужчина и женщина.

Единственный способ исправить свои грехи – это идти вперед и этим продвижением вперед исправить прошлое. Незачем грызть себя за прошлые грехи, надо всегда смотреть вперед. Все, что я сделал до сегодняшнего дня, – сделано не мной, ведь так разворачивалась программа природы.

Но моя невиновность за прошлые преступления не освобождает меня от обязанности их исправить. Ведь неисправность существует! Поэтому Творец говорит нам, что создал злое начало, и каждый день обновляется действие творения, то есть это зло. 

Он сам подтверждает, что все сделанное нами до настоящего дня, записано на Его счет. Но то состояние, в котором мы находимся сегодня, мы обязаны исправить сами. Никто не винит нас за прошлое, однако мы обязаны возместить свой долг.

Вопрос: А что же тогда значит, что прегрешения могут быть относительно товарища и относительно Творца?

Ответ: Просить прощение за прегрешение перед товарищами – это значит выяснять и исправлять свои отношения со всеми – одно за другим, в точечном виде. А если я отношусь к системе в общем, в интегральной форме, обращаясь к ее общему свойству, которое называется "Творец" или "приди и увидь", то произвожу расчет относительно него. Ведь это я создал это "место" и исправил его.

Просить прощения у Творца – значит просить прощения сразу у всех вместе. Тогда я раскрою, что внутри них находится сила, которая соединяет всех. И раз я вызвал это, значит, достиг полного покаяния.

Если внутри соединения с другими я соединяюсь с Творцом, значит, моя просьба о прощении принята. Творец наполняет построенную мною систему, которая становится мной самим.

Соединение с другими людьми – это то, что приводит нас к соединению с высшей силой, просьба о прощении у всех – это покаяние перед Творцом, а благословение всех – благословение Творца.

Из 772-й беседы о новой жизни, 27.09.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

У кого просить прощения и за что? Ч.3

У кого просить прощения и за что? Ч.2

У кого просить прощения и за что? Ч.1

У кого просить прощения и за что? Ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему есть обычай покаяния перед новым годом, и мудрецы предупреждают, что Творец записывает все наши дела и предъявляет счет? Звучит так, будто Он выписывает нам штрафы за наши проступки?

Ответ: Это очень просто. Мы все связаны в одну замкнутую систему, соединяющую нас друг с другом миллиардами нитей: всех людей, камни, растения, животных. Все соединены вместе, поэтому "штрафная книга" – это и есть сама эта сеть.

Каждый раз, когда я делаю какое-то движение – не внешнее, руками или ногами, а внутреннее – относительно связи между нами, становясь ближе к людям или дальше, все это мгновенно реализуется и ощущается в нашей связи. А это значит, что я уже записан в учетной книге природы или за принесенную пользу, или за вред. Есть общий счет, насколько я повлиял на систему, поскольку она интегральная, замкнутая.

Это словно клетки одного тела, где каждая связана со всеми. Поэтому получается, что все мои действия и влияние на систему записываются в ней и изменяют ее в каком-то направлении.

Причем, я не нахожусь в какой-то одной точке системы, а размазан по ней всей, между всеми миллиардами людей, животными, растениями и неживой материей, и влияю на всех. Я нахожусь абсолютно во всех и своими действиями привожу их либо к объединению, либо к разобщению. Это значит, что я записан в книге. 

Наше эгоистическое желание растет каждое мгновение, ведь эволюция неуклонно движется вперед, и мы развиваемся из поколения в поколение и в течение своей жизни. Поэтому я обязан каждый день заботиться о том, чтобы исправить все упущенные мной возможности соединить всех людей в одну систему.

Если же я пренебрегаю своими обязанностями, то способствую всеобщему разобщению. И даже мое незнание о них не освобождает меня от наказания. Раз я не способствую соединению, значит, веду к разладу.

Если встав утром, я не действую для объединения всего мира или хотя бы всего Израиля в одну семью, это уже называется поведением, наносящим вред системе. Ведь эгоизм постоянно растет, а мы его не исправляем, не налаживаем нашу связь.

Если я сделал что-то плохое или хорошее одному человеку, то это влияет на всю систему. И даже если я просто не сделал ничего хорошего, это тоже засчитывается мне как вредительство, ведь тем временем эгоизм, разделяющий нас, вырос. Все это записывается на мой счет в две графы: дебет/кредит.

Вопрос: А если я попрошу прощения в канун нового года, то мои долги спишутся?

Ответ: Ничего не спишется. Речь идет о том, что человек делает внутренний расчет сам с собой и решает, что отныне и далее должен вести только к соединению системы. Он действительно раскаивается в своем прошлом и принимает решение на будущее. Это не пустые слова, за которыми ничего не стоит, а результат серьезной подготовки.

Он клянется, что с этого дня будет постоянно проверять каждое свое желание и исправлять. В итоге мы все должны прийти к состоянию, когда вся система станет исправленной. Никто не сделает это исправление вместо нас. То, что я могу исправить или испортить внутри своей души, словно в клетке тела, никто не может исправить, кроме меня.

Поэтому мое покаяние не перечеркивает прошлые прегрешения, а дает мне возможность начать будто с чистого листа и исправить их. За счет того, что с этого момента я начинаю творить добрые дела, я присоединяю к ним свои прошлые проступки и исправляю их.

Продолжение следует...

Из 772-й беседы о новой жизни, 27.09.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

У кого просить прощения и за что? Ч.2

У кого просить прощения и за что? Ч.1

Месяц Элуль – возможность духовного подъема

Ynet: Простите, в чем мы провинились?

На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья.

Перевод статьи на русский язык:

Простите, в чем мы провинились?

Элуль, последний месяц еврейского календаря, подводит итог прошедшему году. И отчего-то требует от нас покаяний. Почему мы должны каяться, как будто сделали что-то ужасное?

2016-10-02_ynet_mendy-hechtman-flash90-miniat

Начнем с общей схематики. 14 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, породивший Вселенную. Огромное количество энергии, сосредоточенной в крохотной точке, выплеснулось во все стороны и положило начало стремительному расширению. Возникшие при этом частицы группировались в атомы, атомы – в небесные тела: звезды и планеты, а те – в галактики.

Спустя миллиарды лет появился Земной шар, на котором развилась флора и фауна, а затем родился человек. 

Долгое время человек жил спокойно и размеренно – не без эксцессов, конечно, но в строгих рамках естественных процессов, в гармонии и равновесии с собратьями и с силами Природы.

Но внезапно случился еще один взрыв – Большой взрыв человечества, разметавший пасторальное, племенное, по сути, единство и разбросавший людей в разные стороны. Впервые они почувствовали себя чужими, обособленными, ненавистными друг другу.

Новую силу разобщения, негативную, эгоистичную и до тех пор неведомую, распознал человек по имени Адам. Именно он понял, чтó нужно противопоставить расколу, чтобы заделать бреши между людьми. И поскольку он первым инспирировал принципиальные изменения в испорченной системе человеческих взаимоотношений, мы отмечаем его открытие праздником Рош а-шана (“Голова года”). “Рош” – это первенство, начало. А “шана” – это перемены (шинуй). Начало перемен.

Вот почему Адам зовется также Первым Человеком (Адам Ришон) – он первый поднялся на тот уровень, откуда можно разглядеть человечество как единое целое и отследить вектор его развития.

С тех пор прошло 5777 лет по еврейскому календарю. И каждый год народ Израиля традиционно переосмысливает, переоценивает свою жизнь, свою задачу в этом мире и ее реализацию. Один из ключевых вопросов здесь: сблизились ли мы друг с другом, несмотря на естественное взаимоотторжение? А может быть, наоборот, дистанцировались еще больше?

Этот самоотчет и называется покаяниями (слихот). Чтобы понять его суть, давайте отправимся в небольшое путешествие во времени.

Против течения

Спустя двадцать поколений после Адама бóльшая часть человечества проживала в центре цивилизациитой эпохи – Древнем Вавилоне. Тогда в обществе уже серьезно конфликтовали две противоположные силы:

позитивная сила единения, вносящая в социум принципы взаимного поручительства;

негативная сила разобщения, проистекающая из эгоистичной человеческой природы.

В какой-то момент вторая сила возросла до небывалых масштабов, вышла из-под контроля и посеяла среди жителей вражду. Люди, что называется, потеряли общий язык, стали нетерпимыми, возненавидели друг друга. Это вызвало тяжелейший кризис, метафорически описанный в притче о Вавилонской башне. Однако как росток произрастает из разлагающегося в земле семени, так из раздора между людьми родился зачаток нового человечества.

Обостряющийся социальный распад заставил отколотые от Вавилона племена рассеяться по миру. Это представлялось им единственным выходом из положения. Но одна маленькая группа людей бросила вызов человеческому естеству и открыто выступила против ненависти.

В ключевой момент нашлись бунтари, вопреки всему свернувшие не в индивидуализм, а в единство. То был не спонтанный порыв и не акт отчаяния. Они действовали осознанно, по системе, с расчетом на будущее. И назвали они себя “Исраэль” (ישראל) – согласно своему устремлению к следующей, более высокой ступени развития — “прямо к Высшему”(יָשָרלאל).

Кроме того, в первоисточниках их зовут также евреями (עברים), поскольку они перешли (עברו) к новым принципам сосуществования; а также иудеями (יהודים), поскольку жили и действовали в гармонии и единстве (ייחוד) с Природой.

Во главе этой группы стоял Авраам – исследователь, открывший те фундаментальные законы Природы, которые провели его идейных потомков через века. Выделив эгоизм как причину вавилонского кризиса, Авраам обучил своих учеников методике, позволяющей приподниматься над собственным естеством и взаимодействовать с единой, неделимой Природой мироздания.

Методика эта может послужить каждому, она не ограничена возрастом, религией, происхождением. И сегодня, спустя тысячи лет, адаптированная к современности, она готова помочь всему человечеству. Ведь вавилонский кризис вернулся, а расселяться нам больше некуда.

Поворотный момент

На протяжении истории народ Израиля знал подъемы и падения. Сплоченный — он процветал на своей земле. Разобщенный – слабел и терял ее. “Храм” был высшей точкой его объединения, рывком наверх, к единству над всеми противоречиями. Затем эгоизм брал верх, и Храм разрушали завоеватели. Необыкновенная, трудная судьба, но она предопределена нашими истоками, самой нашей основой.

А тем временем остальные вавилоняне стали народами мира и развивались своим путем. Экспансия эгоизма каждый раз предоставляла им новые возможности, открывала новые горизонты. Росла ненависть, множились войны, но это казалось в порядке вещей. До тех пор пока не грянули две Мировые.

Но и они не образумили человечество. Ведь эгоизм ненасытен, ему всего мало, и любая цена становится для него однажды допустимой.

Так мы и вступили в 21-й век: после двух тысяч лет смешения с народами евреи посеяли в них свои зерна и сами пропитались “вавилонским” мировоззрением. И теперь это всеобщее столпотворение, окончательно оформленное глобализацией и бурлящее в поисках дальнейшего пути, подходит к повторной точке в истории человеческого рода. Ведь планета обжита, ресурсы эгоистической экспансии иссякли, и только методика Авраама способна вывести человечество из тупика, уже проступающего из тумана истории.

Покаяние как погрешность между желаемым и действительным

Итак, в современном глобальном мире все народы, включая евреев, вместе увязли в общей беде. Примерно так же, как при Адаме 5777 лет назад и при Аврааме 3500 лет назад. Однако намного драматичнее. Ведь нынешний уровень эгоистического развития и дисбаланса с Природой не сравнить с древностью. Сегодня каждому человеку нужна своя планета или хотя бы астероид, как у Маленького принца. И в то же время экономически мы не можем друг без друга: люди и государства неразрывно связаны в один “клубок нервов”.

И снова сталкиваются две силы: раскол и единение, себялюбие и самоотдача, индивидуализм и братство. Кризис охватывает человечество, и задача народа Израиля становится жизненно важной – показать, как все могут жить вместе. Не поневоле, не "на ножах", не в страданиях, а в радости, в сближении сердец, в гармонии с собой и с Природой.

Все возвращается к исходной точке: мир не может без евреев, поскольку спасение – в единстве, а евреи не могут без мира, поскольку изначально призваны служить ему и в то же время сами не готовы вернуться к своему наследию. Кризис давит на мир, мир давит на Израиль – и мы начинаем отдавать себе отчет в происходящем. Начинаем проверять себя, насколько мы отвечаем вызовам времени и что делаем, чтобы ответить на них.

Вот и выходит, что наше "покаяние" есть не что иное, как осознание разрыва между единством Природы и нашим нежеланием объединиться. Перед Новым годом, перед Началом перемен мы обнаруживаем в себе неготовность к ним, выявляем негатив, констатируем горькую истину – и тем самым открываем дорогу к подъему. Ведь без диагноза невозможно излечиться. Без самоотчета невозможно измениться к лучшему и показать добрый пример миру.

Мы сожалеем обо всех упущенных возможностях объединения и, не довольствуясь этим, начинаем действовать. Действовать вместе ради единства.

Желаю всем года добрых перемен. Начала новых, братских отношений между нами.

С праздником тебя, народ Израиля!

Источник: ynet от 26.09.16

Предыдущие статьи:

Ynet: Побег из теснин

Ynet: Древо нашей жизни: когда ждать плодов?

Ynet: Как отстроить Иерусалим, если в сердцах разруха?

У кого просить прощения и за что? Ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Выходит, это ошибка – думать, будто сверху есть Бог, следящий за нашими поступками, у которого надо просить прощения?

Ответ: Человек проходит разные этапы развития. Поэтому нельзя сказать, что какое-то его убеждение правильное, а другое – нет. Так он думает сегодня, но постепенно исправляет свое восприятие, поднимаясь в знании и ощущении.

И тогда, разумеется, понятие "я и Творец" совершенно меняется. Я все больше  чувствую, что высшая сила – это следствие из моей связи с другими людьми и не существует вне ее. Независимо существует только сама суть Творца (Ацмуто), которая мне абсолютно недоступна.

Поэтому надо твердо усвоить, что Творец существует только в связи с людьми. Не может быть обращения к Творцу, кроме как из нашего объединения, ведь им мы создаем "место" для Его раскрытия.

А затем каждый должен рассудить себя: насколько он связан с остальными. В этом заключается все его покаяние. Не может такого быть, чтобы он судил только себя лично. Это огромная ошибка, которую мы всегда делаем инстинктивно: думаем о себе, рассчитываем на себя, действуем в одиночку. 

Это  роковая ошибка, которую мы продолжаем делать уже тысячи лет. Отрыв от Творца – вот причина нашей страшной забывчивости.

Реплика: К сожалению, это звучит очень актуально, ведь в израильском обществе царит жуткое разобщение, разлад, вражда между всевозможными течениями и фракциями.

Ответ: Народ Израиля уже проходил такие состояния во времена крушения Первого и Второго Храмов. Тогда евреи убивали друг друга даже не на словах, а настоящим оружием, проливая братскую кровь в гражданских войнах. Я очень надеюсь, что в наше время до такого не дойдет. Мы еще не взялись за мечи, но всеми другими средствами воюем друг с другом не на шутку.

И все это потому, что мы забыли, кто мы такие, в чем основа нашего народа, и о нашей обязанности двигаться к объединению, а ведь в этом состоит исправление и наше собственное, и всего мира.  

Продолжение следует...

Из 772-й беседы о новой жизни, 27.09.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

У кого просить прощения и за что? ч.1

Слихот – молитва об исправлении себя

Покаяние

Беседы о новой жизни, ч.773

Беседа на тему "Обычаи Рош аШана", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Таль Мандельбаум, консультант по организационным вопросам.

002 - Беседа о новой жизни, Таль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.772

Беседы о новой жизни, ч.771

Беседы о новой жизни, ч.770

У кого просить прощения и за что? Ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В эти последние дни уходящего еврейского года принято просить прощения у своих близких и у Творца за все сделанное. Откуда исходит этот обычай?

Ответ: Прежде всего, надо разобраться, кто такой Творец? Речь идет о высшей силе природы. Сама по себе эта сила непостигаема нами.

Она проявляется в том, что создала творение – желание насладиться, получить наполнение и наполняет его в той мере, насколько это желание становится подобным высшей силе.

Если творение – получающее, делает себя подобным Творцу – отдающему, то Творец наполняет его, и в этой мере творение начинает раскрывать своего Создателя. 

Изначально, человек полностью противоположен Творцу, думая о собственном наслаждении и не желая никому ничего отдавать. 

Но если мы знаем, как изменить свою природу с помощью науки каббала, то начнем раскрывать Творца – силу любви и отдачи, которая дает нам наполнение, здоровье, ощущение прошлого, настоящего и будущего, совершенство, поднимает нас выше времени, движения и пространства в мир абсолютного добра.

Но все это только в мере нашего подобия этой силе отдачи и любви, которая называется Творцом. Где же этот Творец? Он находится в связи между людьми, если мы соединяемся друг с другом. Все уровни природы: неживой, растительный, животный и человеческий связаны в одну систему. Человек стоит выше всех в этой иерархии, и только от него зависит, какой будет связь между всеми частями системы.

В той мере, насколько человеку удастся наладить хорошие связи между всеми и превратить эту систему в интегральную, взаимосвязанную, сбалансированную, добрую, основанную на всеобщей взаимопомощи и любви – настолько в этой системе раскроется Творец, высшая сила.

Вся эта сеть, в которой существует творение, называется "место", которое наполняет высшая сила. Ее невозможно раскрыть нигде, кроме этого места, этого сосуда, сотканного из наших связей друг с другом. Чем сильнее наша связь, тем сильнее это раскрытие – только таким путем можно ощутить Творца и никак иначе.

Отношение человека к Творцу определяется его отношением к другим людям. Чем добрее мы сделаем нашу связь друг с другом, тем больше раскроем высшую силу, проявляющуюся между нами.

Нет смысла просить прощения у Творца до тех пор, пока человек не погасит все свои долги перед творениями, другими людьми. Если мы налаживаем добрые связи между нами и предоставляем Творцу место для раскрытия, то это и будет нашим обращением к Нему и просьбой о прощении.

От нас не требуется большего покаяния перед Творцом, чем то, которое мы реализуем в связи между собой. Иначе это будет просто лицемерием.

Почему вдруг я буду просить Творца о прощении, если мог построить исправленное место, где Он мог раскрыться, и не сделал этого? Ведь в этом и заключалась вся моя работа. А вместо этого, я плачу и взываю к Творцу о помощи. Почему Он должен меня спасать, если я сам ничего для этого не сделал?  

Продолжение следует…

Из 772-й беседы о новой жизни, 27.09.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Покаяние

Слихот – молитва об исправлении себя

Месяц Элуль – возможность духовного подъема

Беседы о новой жизни, ч.772

Беседа на тему "Покаяния (Слихот)", ч.3, в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Таль Мандельбаум, консультант по организационным вопросам.

002 - Беседа о новой жизни, Таль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.771

Беседы о новой жизни, ч.770

Беседы о новой жизни, ч.769

Беседы о новой жизни, ч.771

Беседа на тему "Покаяния (Слихот)", ч.2, в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.770

Беседы о новой жизни, ч.769

Беседы о новой жизни, ч.768

Беседы о новой жизни, ч.770

Беседа на тему "Покаяния (Слихот)", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.769

Беседы о новой жизни, ч.768

Беседы о новой жизни, ч.767

Страница 1 из 2812345...Последняя »