Записи в разделе 'Общество будущего'
Отличительные черты общества будущего

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы упомянули, что нам нужно нарисовать в своем воображении благополучную, комфортную жизнь, которую мы желаем для наших детей - словно розовый сон, состояние как можно более далекое от нашей реальности, даже утопическое?

Ответ: Я опустил в своем объяснении много деталей и лишь сказал, что нужно попробовать себе представить это состояние. Но мы еще не говорили о том, что характерно для той "утопической" жизни.

Это такое общество, в котором все живут на одном уровне благосостояния, каждый человек получает все необходимое для нормальной жизни, заботится о других и имеет возможность полноценно участвовать в жизни общества.

Вместе с тем мы сможем наполнить все человеческие страсти. Ведь не напрасно нам присущи такие свойства, как соперничество, зависть, азарт, слава и властность. Эго остается прежним, но мы находим ему новое применение во благо человечества.

Именно со своими свойствами нам придется работать в новой, очень интересной форме. Как я сумею использовать зависть, страсть, славу, властность, обширные знания, хитрость, чтобы тем самым принести пользу, а не вред? Это – очень интересные задачи, которые могут стать увлекательным делом для каждого человека.

Никто не говорит, что нам нужно остаться лишь на том уровне жизни, когда каждому обеспечено питание, продолжение рода, семья, жилье, безопасность, здоровье, образование. Мы сможем поднимать уровень жизни во всем мире все выше и выше, но сохраняя равновесие с природой. И тогда прекратятся удары со стороны природы, и мы cможем обеспечить себя в полном изобилии.

Никто не считает, что мы должны себя ограничивать и жить только жизнью физического тела, довольствуясь минимальными потребностями. Это лишь сейчас у нас такая ближайшая задача – поднять всех выше уровня бедности. 

Было бы интересно построить модель нового суда, в котором разбиралось бы поведение человека: правильно он поступает или нет, каковы его мысли, желания и поступки, и как он должен жить. Иначе говоря, - это часть той же среды, где воспитывается человек, только предназначенная для особых случаев, в которых мы выясняем все эти отступления от правил, и сейчас создадим в нашей среде модели таких разбирательств.

По реакции среды на его поведение человеку будет понятно: правильно он себя ведет или нет, поддерживает его окружение или несогласно с ним. Потому что во всем должно быть одно направление – если его намерения во благо окружению, то он и его дети удостаиваются почета, доброго отношения, проявляющегося в разных формах, в знаках отличия и т.п.

А если он ведет себя нехорошо, то общественное давление повлияет на него так, чтобы он изменил свое отношение и после этого почувствовал бы себя комфортно. Но это делается не путем подавления человека или помещения его в тюрьму, а только выражением неодобрения товарищей, близких, общественного осуждения.

Необходимо также выяснить, в чем у людей есть потребности для ощущения полноты жизни. Должен быть такой сервис через компьютерную сеть, где собирались бы требования каждого в соответствии с его характером и привычками, и таким образом удовлетворялись бы все нужды людей. Каждый человек сможет получить свою "потребительскую корзину" – ему не потребуется беспокоиться о собственном обеспечении: об этом позаботится общество.

Во всей этой системе есть много факторов, которые придется учитывать при управлении обществом. Продолжат ли свое существование уже имеющиеся в стране наработанные системы или понадобится создание новых, постоянно находящихся под влиянием той же среды и под общественным контролем? Все это – очень интересные вещи. Но в каждом случае нам потребуется учиться, как можно совершенствоваться самим и совершенствовать свое окружение. Это – самое основное.

Таким образом, мы все время строим окружение и с его помощью – самих себя. А  окружение всякий раз должно быть в чем-то более творческим и продвинутым, чем я, и тогда оно повлияет на меня, и таким путем я достигну более продвинутых состояний.

Я все время буду думать о том, каким должен быть мой воспитатель, который сможет сейчас правильно и хорошо меня воспитать? Каким должен быть его образ, чтобы я мог у него научиться, как правильно себя вести? Как этот образ повлияет на меня? Как мне выстроить его таким, чтобы видеть его перед собой, не теряя связи с ним, и он формировал меня как личность.

В сущности, это – я сам на более высокой ступени, потому что так я представляю себе нечто более возвышенное. И тогда я стремлюсь стать таким же, стать подобным по свойствам тому образу, который создал для себя.

"Подобие" означает соответствие свойств, согласно сказанному: "Как Он милосерден, так и ты будь милосерден", т.е. насколько он полон милосердия, участия, любви ко мне как воспитатель к воспитаннику, такое же ответное чувство я бы хотел испытывать к нему. Это и называется "подобием свойств".

Этот образ фактически является совокупностью тех свойств, которые я себе представляю, как идеал - но не из области фантастики, а немного лучше моих.

Я проверяю, в чем я вижу проявление своих плохих свойств, т.е. насколько мне раскрывается осознание зла, и хочу исправить тот слой, тот срез, который раскрылся во мне сейчас. И тогда я вижу этот срез в противоположной форме в своем окружении или в образе воспитателя. А образ воспитателя и среда – это одно и то же.

Вопрос: Получается, что мой первый шаг – это проверка своего отношения по шкале относительно ближнего: во благо это ему или во зло? Что мы делаем дальше, какой наш следующий шаг?

Ответ: Проверь, каким ты хотел бы видеть себя, если бы исправил свое отношение к другим. Иначе говоря, ты представляешь себя на уровне плюс один, на более продвинутой ступени своего отношения во благо ближнему и окружению. Это и называется "образом воспитателя" или "образом окружения" (общества). Именно так ты каждый раз выбираешь  лучшее окружение.

А сейчас начни восхищаться этими свойствами и стремиться обрести те же принципы и ценности.

Вопрос: Как?

Ответ: Представляй себе каждый раз лучшие свойства.

Реплика: Но тогда я представляю то, чего во мне нет. Ведь если бы они были во мне, то не нужно было бы их придумывать.

Ответ: Старайся всякий раз стремиться к этому.

Вопрос: Как?

Ответ: Когда ты представляешь себе лучшие свойства, чем те, которыми обладаешь сам, значит, ты готов продвигаться, только не знаешь как. Попроси у окружения, чтобы оно пристыдило или похвалило тебя. И если ты находишься в лучшей среде, она вселит в тебя уверенность, что ты способен достичь тех свойств, которые сейчас воображаешь.

Ведь как тебе удалось почувствовать себя плохим: благодаря тому, что ты находишься в определенной среде.

Я нахожусь в кругу каких-то людей. Этот круг называется "интегральное воспитание". Я чувствую и раскрываю в этом кругу людей, все свои недостатки, и также чувствую, что мне нужно в себе исправить. Это означает, что я нахожусь в осознании своего зла по отношению к среде. И тогда окружение своим отношением показывает мне мою следующую ступень – как будто, если бы не это зло, которое я сейчас в себе раскрыл, я бы соединился с этими людьми самой тесной внутренней связью, в полном подобии свойств.

Вопрос: Так я должен сам вообразить себе свои исправленные свойства или мне их показывает окружение?

Ответ: Это – одно и то же, а иначе, как ты себе это представишь, откуда придет осознание зла? Благодаря тому, что ты находишься в окружении – ведь необходима какая-то система отсчета.

То есть ты уже понял, что относишься к ним не правильно, а со злом. Что такое правильное отношение? Это такое отношение к окружению, когда ты чувствуешь их настолько близкими себе, что готов внутренне соединиться. Я говорю не о физических объятиях, а о подобии свойств.

Реплика: Тогда я относился бы к ним хорошо, а не так, как сейчас.

Ответ: Так же, как они по-доброму относятся к тебе. Ведь ты сравниваешь их отношение со своим и понимаешь, насколько ты плох.

Реплика: Там не все относятся ко мне хорошо, это еще не райский сад.

Ответ: Все зависит от того, в чем ты видишь зло, и это называется осознанием зла. Осознание твоего зла происходит по отношению к ним. Должна же быть мера, на которую следует ориентироваться.

Вопрос: Значит, мерилом здесь служит хорошее отношение ко мне части людей в отдельных случаях. Это является для меня как бы эталоном добра?

Ответ: Да, и это также твой индивидуальный эталон. Говоря иными словами, ты определяешь хорошее отношение окружения к тебе, а также в противоположность ему свое плохое отношение к нему. И тогда разница между отношением окружения к тебе и твоим отношением к нему является осознанием зла.

Ты плохо себя чувствуешь из-за этого. В силу их влияния на тебя ты чувствуешь насколько ты хуже их. Они проявляют по отношению к тебе положительную реакцию, дают тебе положительную оценку. Общество относится к тебе хорошо, и оно говорит, что его доброе отношение к тебе – это самая высокая оценка, это и есть добро. И это имеет бόльшую ценность в сравнении с твоим отношением к своему окружению. То есть ты находишься на более низкой ступени и из-за этого чувствуешь порочность своего эго. Это подстегивает тебя достичь подобия среде.

Получается, что с одной стороны, ты чувствуешь порочность эго, а с другой, - у тебя нет выхода, тебя подталкивают приблизиться к свойствам этих людей, стать подобным им. И окружение оказывает на тебя влияние такими примерами, а ты по безвыходности начинаешь все больше и больше становиться подобным ему. Точно так же дети учатся на примере поведения своей воспитательницы.

Например, сейчас мой внук пошел в детский сад, в котором работает воспитателем мой ученик. Теперь, когда я общаюсь со своим внуком, я вижу в нем все проявления характера его воспитателя. Для того, чтобы понять человека, больше ничего не нужно. И когда потом я встретился с этим учеником, то сказал ему, что я и не знал, что у него такой характер. Он, конечно, удивился: откуда мне это известно? И я ответил ему, что вижу эти характерные черты у своего внука. Вот так окружение воспитывает человека.

Однако человек также должен задействовать свои силы, чтобы теснее быть связанным с окружением. Но это – не только его собственные силы. Нам вместе необходимо  так повлиять на каждого человека, чтобы его связь со всеми была прочнее, чтобы он чаще приходил.  Получится, что в силу естественной связи произойдут изменения в каждом из нас.

Самое главное – всегда проверять общий внутренний настрой в обществе, чтобы он всегда был направлен на объединение, сопричастность, взаимность и любовь. И тогда, желает того человек или нет, - он изменится.

Разумеется, что никто из нас не хочет меняться - мы знакомы с природой человека. И каждый из нас это знает, но по безвыходности он входит в систему, которая меняет его против его первичного желания (эгоистической природы).

Но она не ломает его, а только меняет в нем использование его эго, чтобы оно было созидающим во благо ближнему, окружению и человечеству в целом. И тогда каждый, кто проходит через эту систему воспитания, меняется и тем самым строит новый мир.

Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Готовим специалистов по природе человека

На развилке…

Давайте, построим это сами

Давайте представим этот сон!

каббалист Михаэль ЛайтманВсе кризисы и ситуации, которые мы переживаем во всех сферах своей деятельности, в сущности, раскрывают нам те изъяны, которые мы пока не можем исправить в своей природе. Поэтому, прежде всего, нам необходимо выяснить, что же представляет собой эта новая жизнь, которую мы можем нафантазировать себе в своем самом розовом сне? И хотя эти прекрасные, воображаемые условия могут показаться утопическим, давайте, все же попробуем представить этот сон.

Тогда мы увидим, что самое доброе и безопасное состояние – это когда весь мир выглядит,  как одна семья, в которой все живут во взаимной гармонии, в ощущении того, что все зависят друг от друга, и благополучие каждого зависит от благополучия всего общества. Человек заботится обо всех, а все – о нем.

Вот это состояние наступает, все больше распространяется, расширяется и усиливается... И согласно нему, каждый человек будет как можно больше работать согласно своим возможностям ради блага всех, точно так же, как сегодня готов работать ради себя и своей семьи. А получать будет то, что ему необходимо для  такой жизни, чтобы работать и заботиться о процветании общества.

Все люди очень разные, и мы живем в многогранном обществе, где существуют разные религии, всевозможные верования, привычки, нормы поведения, вкусы, обычаи. Но, несмотря на все это, нам нужно относиться с уважением и пониманием друг к другу и ко всем течениям, существующим в человеческом обществе, и постараться, чтобы каждому там было место и возможность достойно жить в соответствии с теми обычаями, к которым он привык.

Мы не собираемся "стричь" всех "под одну гребенку", стирая все различия и насильно навязывая всем одинаковую культуру. Самобытность и традиции каждого должны сохраниться. Мы только хотим вдохнуть в общество тот добрый дух, который будет царить между нами. 

Нужно понимать, что только постепенное воспитание, которое меняет человека, подтолкнет нас к большим изменениям в структуре общества, государства, к соединению между народами, к отмене межгосударственных границ, а также к аннулированию  государств, которые сольются в единое, круглое человечество на круглом Земном шаре.

Но пока что мы не устанавливаем никаких ограничений и законов, кроме одного: все, что мы делаем, должно быть направлено на благо интегрального человечества. В такой свободной форме, только под воздействием доброго окружения, которое приносит человеку ощущение своей сопричастности, необходимости уступок, взаимного участия вплоть до настоящей любви к ближнему, мы построим свое будущее.

Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет, манящий в конце тоннеля

Не быть слепыми рабами своей природы

Шаг в доброе будущее

Общество будущего (клип)

Как управлять интегральным миром?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы себе представляете, возможность мирового правительства управлять всем человечеством, во всех сферах его деятельности, чтобы сделать производство и распределение рациональным, если в масштабах даже одного государства мы обнаруживаем такой бардак?

Ответ: Обычным подходом это невозможно. Еще Ленин, говорят, ощутил шок, когда осознал, какую бюрократию ему надо создать, чтобы включить в расчет и в план всю систему жизнедеятельности страны. Никакой компьютер этого не осилит. Но как же мы сможем достичь общества взаимосвязанного, интегрального, находящегося в полной связи взаимного дополнения, поручительства, где не производится ничего лишнего, а все находится в полном равновесии с Природой?

Это достигается выходом на следующий этап развития – ощущения единства (коллективного сознания, "матрицы"). В попытках объединения, мы, возбуждая на себя О"М, окружающий свет, раскрываем систему нашей полной взаимосвязи (сосуд/кли души). Поскольку каждый включается в эту общность (взаимного поручительства и дополнения, арвут), то каждый ощущает мгновенно все, что ощущают все, пропадает разделение на Я-Другие-Мы, а есть единое целое (в гематриях это называется "аколель", +1, общее). Это не Мы, потому что мы – это простая сумма нас, а "аколель" – это раскрывающееся в нашей сумме, высшая сила, Творец.

Именно благодаря ощущению этой силы, мы сможем легко, с любовью и без каких либо ошибок, совершенно/оптимально взаимодействовать между собой. Так и сказано: "Делающий мир в высях, сделает его и на нас". Мир, "шалом" от слова "шлемут", совершенство, и от слова "ашлама", дополнение.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Общность и самовыражение

Прощание с эгоизмом

Государство взаимного поручительства

Цель общества - объединить всех

каббалист Михаэль ЛайтманВсе зависит от окружения. Общая проблема всего человечества и каждого человека в частности состоит в том, чтобы сформировать такую многогранную и в то же время единую среду для всех людей, которая соответствовала бы индивидуальности каждого.

Тогда каждый получит от этой среды воспитание, которое позволит ему максимально выразить себя в связи с другими людьми в интегральной системе.

Цель общества - объединить всех, чтобы в этом объединении каждый обрел свое полное выражение.

Из 3-й беседы о новой жизни, 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Увидеть мир глазами женщины

Включение в мировой разум

Цепочка поколений

Уроки о новом мире. Производить поменьше ненужного

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какие самые важные принципы глобального мира необходимо знать каждому безработному, без которых ему не устроиться в новом мире?

Ответ: Во-первых, невозможно устроиться в новом мире, если каждый будет думать о самом себе – нам нужно думать обо всех вместе. Нет выхода, это закон природы, который раскрывается в наши дни.

Во-вторых, в обществе все обязаны настолько заботиться друг о друге, как органы одного тела.

В глобальном мире нам нужно построить не эгоистические системы, начиная от СМИ, правительств, всевозможных общественных систем: здравоохранения, образования, в которых сегодня ни одного не волнует, что будет с другим. Нам же нужно позаботиться, как построить здорового человека в здоровом обществе. К этой цели обязаны быть направлены все существующие в государстве системы. То есть необходима одна общая программа.

Только те люди, которые понимают, что нам необходимы интегральность и взаимное поручительство – имеют право управлять обществом. Иначе каждый будет продолжать свой протекционизм, ведя к противостоянию природе и разрушению.

Нужно позаботиться, чтобы такое же отношение существовало в семье, воспитании детей, в микрорайоне, городе, государстве и во всем мире. То есть нам нужно развивать не обособленные, узконаправленные системы: образования, культуры, здравоохранения, а работать в кругах, переходя от маленького круга, ко все более широкому, и в итоге охватывая все человечество.

Надо организовать в другой форме все международные организации, чтобы такой была их цель и на нее направлена вся работа. Все мировые законы должны приниматься уже как интегральные законы, чтобы интегральность стала необходимым правилом нашего существования. Все поведение, суды, правозащитная система должна быть направлена только на это. 

Из интегрального закона вытекают следствия, влияющие на все сферы нашей жизни: прежде всего, относительно фабрик и фирм, всевозможных бизнесов – имеют ли они право на существование или нет. Если бизнес не вписывается в систему необходимого производства, то он словно заноза в теле, которая гноится и мешает, причиняя вред всему телу.

Нужно вытащить ее и оставить лишь необходимые, полезные вещи. Это совершенно новое мировоззрение, при котором никто не имеет права просто так производить что-то новое, рассчитывая это продать. Наоборот, чем меньше мы производим и чем меньше продаем – тем предпочтительнее. Это совершенно обратный сегодняшнему подход, согласно которому все изменится.

Вопрос: Речь, видимо, идет об очень продвинутом будущем состоянии, которое будет следствием интегрального воспитания, чтобы правительство могло решать, какой бизнес гармонирует с природой и потому стоит его открыть?

Ответ: Частично это будет результатом сознательных изменений, а частично – результатом естественной эволюции, при которой все производства, в которых нет нужды, отомрут сами собой.

Из беседы "Уроки о новом мире", 01.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уроки о новом мире. 80% за партами

Уроки о новом мире. Выпустить пар, но не выпускать "бесов"

Уроки о новом мире. Рабы по собственному желанию

Общность и самовыражение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Не могли бы Вы привести пример взаимоотношений между людьми, чтобы их можно было назвать интегральными?

Ответ: Интегральное взаимодействие – это когда человек получает и отдает в равновесии. Если между людьми существует такая система взаимоотношений, значит, они интегрально взаимосвязаны.

Я не хочу повторяться и выглядеть социалистом или коммунистом, я совершенно не из их числа, но интегральное общество – это общество, где каждый получает столько, сколько ему необходимо, и отдает столько, сколько необходимо обществу. Это – интегральная, глобальная взаимосвязь.

При этом человек наслаждается и наполняется своими ощущениями – тем, что он раскрывает в интегральной связи. Получается, что чем больше он отдает другим, чем больше включается в интегральное сообщество, тем больше наполняется от него. Он начинает раскрывать эту систему, входить в нее, принадлежать ей.

Он становится ее неотъемлемой частью, как электронный элемент, сопротивление или конденсатор, который вставляется в схему, и тогда вся схема работает вместе с ним в общей гармонии, а он ощущает, как она проходит через него.

Человек начинает понимать, что его выгода в том, чтобы быть полностью включенным в эту систему.

Причем он не теряет свою индивидуальность, потому что отдает именно себя, свои свойства. Если ты – конденсатор, то служишь конденсатором, если сопротивление - сопротивлением. То есть ты – тот, кто ты есть.

Природа специально создала нас такими, чтобы именно твоя максимальная реализация в этой общей схеме дала тебе возможность быть интегрально задействованным в ней. Твое личностное, индивидуальное, особенное участие не входит в противоречие с интегральностью всей схемы, а наоборот, ты получаешь в ней абсолютное самовыражение.

Из беседы об интегральном воспитании, 11.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда свобода хуже неволи

Не тревожьте меня в моей комфортной темнице!

Возмутительное возмущение

Уроки о новом мире. Человеко-винтики технократического мира

каббалист Михаэль ЛайтманМы настолько втянулись в игру, которая поддерживается мнением всего общества, что она совершенно поработила нас. Мы дошли до того, что весь наш разум и подход к жизни, привязан к работе. Человек боится выйти на пенсию – он думает: а что я буду делать с утра до вечера, получив столько свободного времени? Он не привык свободно распоряжаться собой и не хочет быть свободным.

Даже возвращаясь с работы домой, он продолжает работать дома – на том же компьютере. А уезжая в отпуск, не расстается со своим мобильным телефоном и интернетом, оставаясь постоянно привязанным к той же системе, словно порабощенный ею маленький винтик, один из многих других.

Этот стиль, сложившийся за последние десятилетия, определил такое направление в жизни человека, что он не способен чувствовать себя свободным. Представьте, что он был бы занят 3 часа в день, выполняя какую-то необходимую для общества работу и этим обеспечивая свое существование. А все остальное время мог бы отдыхать и заниматься чем-то для души. Но мы даже не можем вообразить себе, что такое возможно.

Мы уже попали в такое рабство, что вообще не знаем, чем еще заниматься в жизни, если не работой. Поэтому нам предстоит пережить очень большую революцию, ведь природа сейчас ставит нам новые условия, меняя и нас изнутри, и окружающую среду вокруг нас. Она разрушает нашего господина – все это огромное человеческое общество, поработившее нас, и этим заставляет нас измениться и обрести новый взгляд на жизнь.

Жизнь станет совершенно иной - мы будем обязаны развиваться, как люди. Вместо 10-ти часов работы и всего оставшегося времени, когда ты продолжал думать о ней – ты будешь работать три часа, а все остальное время заниматься совершенно другими делами. 

Но нужно еще понять, чем заниматься. Ведь мы не будем просто греться на солнышке, словно ленивые, сытые животные, отдыхающие после еды и ничего не делающие, пока снова не проголодаются. Мы должны будем искать себе "человеческие" занятие, которыми обязан заниматься человек в этом мире.

Кроме трех часов, посвященных работе, и пары часов на домашние дела – все остальное время будет заполнено самым важным для человека делом, приносящим наполнение душе. А работа и домашние обязанности будут восприниматься им лишь как необходимость, неизбежная для жизни в этом мире.

Он был бы рад этим не заниматься, поскольку должен найти свое настоящее, достойное человека занятие, на освободившиеся от работы 7-8 часов, чтобы отдавать ему всю душу.

Из беседы "Уроки о новом мире", 01.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

На что потратить свободное время?

Уроки о новом мире. Рабы работы

Уроки о новом мире. Не безработица, а свобода от рабства

Уроки о новом мире. Не безработица, а свобода от рабства

каббалист Михаэль ЛайтманНам требуется очень большое изменение, подлинная внутренняя революция и также внешние преобразования, совершенно новая организация всего человеческого общества. Мы будем вынуждены пройти ее либо вынужденно, под давлением и по безвыходности – либо мы уже до этого поймем, куда идем, и что у нас не остается другого выбора.

Ведь мы имеем дело не с безработными – а с людьми, у которых нет никакой необходимости работать на бесполезных работах – ни у всех вместе, ни у каждого по отдельности. Кроме необходимого для жизни, которое мы обязаны себе обеспечить – все остальное нужно посвятить цели своего существования.

И это вопрос по самой сути: для чего мы, собственно, живем? Именно он выходит сейчас на первый план. Вся жизнь будет организована в соответствии с этим главным вопросом, и ему мы будем посвящать основную долю времени, кроме самых необходимых занятий для обеспечения своего существования.

То есть речь не идет о том, чем занять уволенных с работы. Нам нужно видеть мир обратным, чтобы наш подход к нему совершенно изменился – все, бывшее в прошлом, разрушилось, и мы начали строить такое окружение и все организации и структуры, отношения между людьми в другой форме.

Встречая знакомого, я больше не буду спрашивать: где ты работаешь? То есть, какому господину ты принадлежишь: хайтеку, банкам, гаражу или еще кому-то, на кого ты работаешь целый день. Будет уже не так важно, кем ты работаешь. Работа станет простой необходимостью для обеспечения потребностей общества, на которую человек будет тратить несколько часов в день и получать все ему необходимое, как и все остальные – при условии, что он продвигается и заполняет свои основные часы достижением цели, достойной человека.

И тогда я буду спрашивать его: где он занимается, в какой группе, на каком уровне. Я буду относиться к нему, как к человеку, а не как к рабу своего господина, у которого он в подчинении.  Прежде всего нам нужно развить это понятие, усвоить эту будущую картину и переход от настоящего состояния к тому, которое я немного обрисовал.

Это требует огромного переворота в восприятии, ощущении и отношении. Мы должны измениться изнутри, а это не просто – нужно разбить свой прежний образ мыслей и сердце. Для обычного человека, живущего в этом мире, не может быть более крупной и значительной перестройки, чем эта, потому что это относится к сути жизни и определяет, с чем человек встает, с чем идет спать, как проводит весь день, чем занимается, как относится к нему общество, что оно обязано сделать в отношении каждого человека, как развить системы просвещения и воспитания. Все это должно измениться.

Нам нужно представить эту будущую картину и понять, какие самые первые изменения в соответствии с этим нужно произвести. Пусть мир этого еще не понимает, но это его будущее, и любые даже самые небольшие начальные шаги, которые мы сейчас начнем делать, будут вести в этом направлении.

Точно так же, как маленький ребенок не понимает, почему попадает в свой детский сад и как его там собираются учить и воспитывать, чтобы затем передать в школу. Так и взрослые люди не обязаны сейчас знать все глобальные изменения, которые их ждут. Постепенно, по мере того, как они изменятся, сделав первые шаги, они смогут посмотреть чуть дальше, лучше понять и принять их как желанные.

Наша задача выработать такую систему воспитания, в которой человек будет меняться в сторону нового состояния, которого он в любом случае обязан достичь. И чем активнее он будет участвовать в предлагаемом ему процессе, тем мягче и легче пройдет эти изменения.

Понятно, что он не сможет измениться в один миг и стать новым человеком, перепрыгнув из состояния в состояние. Это требует настоящей и очень непростой внутренней революции. Но нужно предложить такой процесс развития, чтобы человек даже не понимая до конца, что происходит с ним по пути, постепенно изменялся навстречу новому миру.

Понемногу изменится не только время нашей работы и привычные ценности. В течение этих часов, посвященных учебе и объединению, человек начнет строить себя, готовя к новому миру – так, что его ум и сердце превратятся в "человеческие", вместо сегодняшнего разума и сердца раба.

Из беседы "Уроки о новом мире", 01.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не безработица, а освобождение для настоящей работы

Уроки о новом мире. Рабы работы

Уроки о новом мире. Человеко-винтики технократического мира

Наслаждения будущего

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек – это пустая "кружка", которая желает постоянно наполняться. Если желание в человеке пропадает, он как бы умирает, угасает. И, наоборот, если желания горят, и чем они больше и выше, тем выше и больше человек. То есть мы оцениваем человека по его желаниям: по их количеству, силе и качеству. Хорошо когда много желаний, и они сильные и хорошие.

В чем же проблема? Дело в том, что сами по себе мы представляем собой одно единственное желание – желание наполниться, ощутить наслаждение. Отчего? – Это зависит от нашего воспитания. Одни наслаждаются тем, что едят улиток и червячков; другие – пирожное, мороженое; третьи – тем, что играют в бадминтон или бильярд; четвертые – летают, прыгают с горы и т. д.  То есть все наслаждаются по-разному.

Нам надо настроить человека на то, чтобы все его наполнения были общественно-полезными. Если он при этом себя оздоровляет, это – тоже общественно-полезное наполнение и для него, и для общества. Надо поощрять и возбуждать в человеке всевозможные желания такого плана.

В интегральном обществе человек будет получать наслаждение от участия в общественном труде, в общественной жизни, в воспитании молодого поколения, в нормальном досуге. Все зависит от того, как мы воспитаем человека.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 30.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самая востребованная профессия

Вечные ценности

Человек в конце развития

Самая востребованная профессия

каббалист Михаэль ЛайтманЗа всю историю своего развития человечество никогда не занималось воспитанием личности, а только говорило об этом. В Советском Союзе очень много говорили о воспитании, но занимались не им, а подавлением личности.

Сегодня воспитанием личности, формированием человека должна заниматься практически половина человечества.

Воспитывать надо не только детей. Человека на протяжении всей его жизни должна окружать такая среда, которая бы его формировала, поддерживала и все время вела вперед. Для этого требуется огромная армия людей, которые правильно понимают свою задачу.

Нужно обучать всех общественно-полезным связям, полному взаимному единению, созданию такого духа в обществе, когда ты чувствуешь себя и других абсолютно одним целым, когда ты растворяешься во всем обществе и перестаешь чувствовать свое "я", а чувствуешь, что есть только "мы". Это – высшая человеческая психология.

По последним данным 10% всего работоспособного населения земли может обеспечить жителей планеты всем необходимым. Сюда входят строительство, сообщение, пища, доставка, распределение, одежда, обслуживание и т.п. А что будут делать остальные 90%? 20-30% из них – дети и пожилые люди. Чем же займутся оставшиеся 60-70% населения? Они все будут заняты в  сфере воспитания и перевоспитания, то есть воспитывать других и воспитываться другими.

С первого и до последнего дня жизни человека, его должна сопровождать среда, окружение, которое будет заботиться о его внутреннем духовном развитии.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 30.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наслаждения будущего

Работа над собой

От оценок к ценностям

Вечные ценности

каббалист Михаэль ЛайтманОбщество взаимного поручительства устроено таким образом, что обязывает меня всё время быть его активным участником, потому что с каждым моим усилием, направленным на его пользу, я получаю огромное наполнение и воодушевление.

Каждый человек, работающий на благо общества и помогающий ему, заслуживает уважения и поощрения: медали, награды, одобрения, которые приносят ему большое удовлетворение. Ведь я не наполняюсь долларами, которые лежат на моем счету в швейцарском банке. Я наполняюсь ощущением того, что у меня есть – ощущением собственного достоинства, собственной важности, полезности, цельности. Это намного больше! Этого у меня никто никогда не отнимет.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 30.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек в конце развития

Компенсация из высшего измерения

Зачем нам деньги?

Работа над собой

каббалист Михаэль ЛайтманВ современном мире все должны участвовать в образовании и воспитании на принципах взаимного поручительства.

Обучение включает необходимость знаний об интегральном сообществе, о системе взаимосвязи, в которой мы находимся. Нужно понять, какие свойства присущи человеку от рождения: он абсолютно противоположен интегральной связи с другими, ни в коем случае не желает ее, хочет всё "подгрести под себя", – и это наши естественные порывы.

Мы должны стать противоположными своему эгоизму под влиянием общества и воспитания.  Это работа против нашей исконной, инстинктивной природы, которую мы обязаны провести над собой, и в которой должно участвовать абсолютно всё человечество.

Для этого человек практически все время должен находиться под влиянием окружения, которое бы постоянно настраивало его на хорошую взаимосвязь с собой. Это должно осуществляться добрым, приятным  путем, чтобы человек ощущал, что, находясь в равновесии с окружением, он чувствует себя хорошо и свободно, все прекрасно относятся к нему и поддерживают его в состоянии оптимального здоровья и оптимальных отношений с другими.

При этом нам начнут помогать силы природы, с которыми мы будем находиться в состоянии гомеостазиса. Мы ощутим картину всей природы: ее сеть, взаимосвязь, систему. Мы начнем постигать общую мысль вселенной – процесс и цель всего творения. Входя внутрь системы, мы сможем ощутить "внутренний мотор", приводящий ее в движение – силы, которые управляют нами на пути эволюции и ведут нас вперед.

Мы видим, что проходим какие-то этапы развития: последовательные, вынужденные, зафиксированные в природе. Сегодня ученые, философы, социологи, политологи – все согласны с тем, что есть законы, которые нам неизвестны. Они находятся внутри всеобъемлющей природы, и мы постепенно узнаем их.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 30.10.2011

От оценок к ценностям

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Недавно я участвовал в совещании, на котором, в числе прочего, обсуждалась альтернатива нынешней системе оценки экзамена на аттестат зрелости. Прежние методы устарели, но как-то же все-таки надо оценивать учеников?

Ответ: Обратимся прямо к делу. Всё, чего мы хотим от человека, – это чтобы он смог исправить душу. Для этого люди рождаются, для этого живут – и если не достигают этого, то продолжают в следующем кругообороте. А потому лишь с этой точки зрения надо писать на ребенка рекомендации или резюме.

Не суть важно, какие отметки он получит по физике, химии, географии, биологии и т.д. Возможно, он не очень сметлив в этих областях, а может быть, у него задатки циркового артиста. Кто-то тянется к музыке, а в математике "фальшивит".

Однако мы запускаем детей в класс и пичкаем одинаковым материалом, вместо того чтобы развивать их самобытность и индивидуальность. Мы всех подводим под один стандарт, пакуем в один шаблон, и школьный пресс штампует их почти без разбора.

Эта система была нужна 100-200 лет назад, чтобы перековывать крестьян в рабочих. Но сегодня мы вступаем в новую эпоху. На производстве и в сельском хозяйстве понадобятся считанные проценты от всего человечества. Мы разделим это бремя, а главным образом, будем заниматься внутренней работой. Наконец-то пришло время развивать человека как личность, обогащать его внутренний мир. Уровень познаний в тех или иных "внешних" предметах не может служить тут критерием. Мы все разные, и подобный подход просто неверен.

Что касается системы баллов, она окончательно дискредитировала себя. Она вынуждает человека на горькие подачки: "Вот то, что вам нужно. Возьмите, подавитесь и отстаньте, наконец!" Ведь это не я развиваюсь, а меня заставляют демонстрировать свои знания устно и письменно.

К формированию человека нельзя подходить с общими стандартами. Здесь необходим личный подход. И потому основным предметом должно стать развитие личности – понимание жизни и межчеловеческих взаимосвязей. Кто я? В каком мире я живу? 

Человек должен узнавать об этом в беседах и обсуждениях, ему нужно открывать глаза, показывая кусочки общей мозаики и объясняя их суть. Хватит сажать детей за учебники, которые дают знания, но не понимание. Это совершенно отупляет и дезориентирует их. В дальнейшем люди не могут оторваться от телевизора и продолжают жить как под гипнозом. Возможно, для властей это было хорошо, но в конечном итоге тут нет ничего хорошего.

Итак, оценки надо отменить. Каждый наставник и воспитатель будет давать свой отзыв об ученике. Классы превратятся в группы и встанут на совместный путь учебы, объединения, общих мероприятий, а главное, воспитания. Человек не должен беспокоиться из-за каких-то баллов – наоборот, если ты подготовил его, он поверяет себя согласно правильным ценностям, он понимает, чего хочет в жизни, к чему относится, на что способен, чем может наслаждаться и наслаждать других.

Тогда он выберет такую профессию, к которой чувствует тягу, в которой добьется успеха. Ведь ты заранее обучаешь и воспитываешь его, ты вывозишь его в самые разные места и показываешь жизнь в ее многообразии и единстве. Уже в школьные годы он сможет попробовать себя в чем-то и найти свое призвание.

Раньше люди с детских лет начинали обучаться специальности и перенимать опыт старших. С профессиональными наставниками необходим личный контакт, а не формальные отношения, как сегодня.

Когда люди научатся находить себе дело по душе, снизится число поступающих в вузы, да и сами вузы изменятся. В наши дни многие выбирают академическую специальность по ошибке или по необходимости, а потом страдают всю жизнь. Система просвещения должна предоставлять больше свободы. Нас разрушают сухие баллы и неадаптированные к современности учебные программы. С детства они давят на людей и ограничивают их развитие.

А между тем, человек должен развиваться навстречу обществу, окружению, переходя от самоотчета и самоанализа к анализу мира. Вливаясь в мир и в общество, он будет ощущать себя абсолютно интегральной частью. Это и есть правильный результат воспитания. Человек просто почувствует: "Я отвечаю за мир, и он – мой". Ему будет хорошо в мире, и мир тоже признает и оценит его вклад.

Из урока по статье " Любовь к Творцу и творениям ", 26.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь – не потворство

Лучший из всех примеров

Наша ценность – единство

Учиться ради хлеба насущного

каббалист Михаэль ЛайтманМы должны объяснять людям, в чем заключается решение современных проблем. Пускай без бед не обойтись, но все-таки в итоге они нас услышат. У них не останется другого выхода.

Когда кризис обострится, когда предприятия закроются, а банки опустошатся, тогда начнутся массовые волнения. Народ поднимется с требованиями, не разбирая, насколько они выполнимы. Правительство может резонно оправдываться, но людям до этого нет дела: "Вы у власти, с вас спрос!"

Вот в такие мгновения или в промежутках между ними нас и услышат. Причем услышит и народ, и, в особенности, власть имущие. Магнаты сами захотят выстроить систему воспитания, о которой мы говорим, – чтобы успокоить народ и поднять его над чертой бедности. Ведь иначе у них заберут всё, как это уже не раз бывало в истории. Опасность заставит их позаботиться об агитации и объяснениях и устремить людей к взаимному объединению, к глобальной, интегральной системе, создать которую требует от нас Природа.

Ведь это не чья-то прихоть, а именно веление Природы, от которого никуда не денешься. Чем больше мы сделаем в этом направлении, тем меньше у нас будет бед и проблем.

Разумеется, мы не начинаем сразу же говорить о справедливом распределении. Первая задача – компенсировать людям ту сумму, которая необходима им, чтобы устоять на ногах. А в ответ от них будут требоваться старания в учебе.

Когда безработица возрастет, море людей окажется без дела. Придется распределять время, чтобы человек трудился хотя бы половину или треть рабочего дня, а остальные часы посвящал обязательному обучению. По сути, оно-то и станет настоящей работой – человек будет работать над собой. Чтобы сделать из пшеницы хлеб, необходимо пробудить силу, которая взрастит пшеницу.

Уже в этом году мы увидим, как это непросто: производить хлеб в условиях экономического и экологического кризиса. Вот и учеба, сопровождаемая усилиями по созданию окружения, – часть нашей работы в этом мире. Тем самым мы пробуждаем в нем то, что необходимо для нашего материального существования. 

Человек будет учиться, чтобы совершать отдачу другим, чтобы обеспечивать им хлеб насущный. Как пишет Бааль Сулам, отдача ближнему и отдача Творцу – это одно и то же. Так народ и придет в духовное – без страданий и без изучения науки каббала.

Из урока по статье "Мир в мире", 04.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учиться равновесию с природой

В мире не выжить без веры выше знания

Снова в школу

Страница 30 из 40« Первая...2829303132...Последняя »