Записи в разделе 'Каббала и религия'
Три религии… (клип)

Почему в истории человечества изначально большее развитие получило христианство, а не мусульманство?

Единственная религия – раскрытие Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос с английского блога: На протяжении истории люди совершали страшные поступки во имя Бога. Вопрос: они делали это от отсутствия морали или оттого, что правильно интерпретировали безнравственные святые писания, дающие соответствующие указания?

Обычно в этой связи упоминаются такие ужасные атеисты, как Сталин, Пол Пот, Мао и, ошибочно, Гитлер. Гитлер не любил католицизм и поэтому бросал священников и католиков в лагеря, пытался навязать свой тип христианства. Он считал себя исполнителем божьей воли (согласно "Mein Kampf" и его речам).

Немецкие солдаты должны были присягать на верность Богу, и на видном месте их формы красовалась фраза "Gott Mit Uns" ("Бог с нами"). Поэтому вопрос в том, что "фундаментальные элементы христианства, иудаизма и ислама выливаются в такие ужасные события".

Ответ: Согласно каббале, единственная религия мира – это раскрытие Творца воочию всем людям в мире, как единственной управляющей силы. Силу мы можем раскрыть только по ее проявлению в материи. Эта материя – мы сами.

Если мы пытаемся изменить себя с эгоизма, на отдачу и любовь, в нас, по закону подобия свойств, раскрывается эта высшая общая сила природы, которая называется БОРЭ, от слов БО – достигни и РЭ – обнаружь. Все прочие – человеческие выдумки, и поэтому их так много, и они не основаны на исследовании мира/природы.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Атеизм, религия и Каббала

Прежде всего – исправление души

Внутренняя "религия" души

Теория двоевластия и истоки человеческой культуры

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": Некоторым трудно было согласиться с предположением, согласно которому, всем управляет природа. А потому они пришли ко второму предположению о двух управляющих: один – творец, творящий добро, а другой – творец, творящий зло. И развили эту теорию, подкрепив ее различными доказательствами и примерами.

По мере развития я сталкиваюсь с различными проблемами, выясняю для себя новые вещи – и постепенно начинаю проецировать свою копию наружу, населять мир своими качествами. К примеру, я раздражаюсь на компьютер за медлительность, в сердцах проклинаю заглохшую машину.

Это заложено в человеческой природе, согласно принципу "Из действий Твоих познаем Тебя". Мое отношение к внешнему миру проистекает из мира внутреннего – ведь на самом деле объективной внешней реальности не существует: всё то, что я вижу снаружи, является отражением моих свойств.

И потому, сам того не сознавая, я переношу меру своего развития на окружающий мир и ожидаю от него соответствия собственным стандартам. Иногда, общаясь с людьми, я искренне недоумеваю: "Как они могут не понимать, не чувствовать то же, что и я?" Во мне живет неистребимое требование к внешнему миру, твердая уверенность в том, что он должен совпадать с моим пониманием и ощущением.

Вот так и вышло, что древний подход к природе как к системе бесстрастных, жестких законов сменился системой двоевластия. Человек обнаружил, что в природе тоже есть потенциал и действие, причина и следствие, воля и нежелание.

В своем представлении человек наделил ее чем-то вроде "души", приписал ей разум, целенаправленность – и повел с ней диалог: "Сделаю так – получу хороший результат. Сделаю иначе – выйдет только хуже. Значит, реакция природы может быть и положительной, и отрицательной. Этим она похожа на меня и на других".

Так люди начали приписывать природе собственные свойства, желания, помыслы и намерения. Ведь в человеке сосуществует две противоположные силы: добро и зло. Соответственно, имеются они и в природе. Ко мне могут относиться хорошо или плохо, сам я могу относиться к другим и к себе хорошо или плохо – вот и в природе имеется такое же разделение на две силы. 

В таком случае, как же мне ублажить добрую силу? Или, наоборот, злую? И вот уже начинаются расчеты, вытекающие из представления о двоевластии.

Кроме того, тут есть и более глубокий пласт. Власть единой бездушной природы я никак не могу "оживить", одухотворить, наделить самостоятельным бытием. Единая власть все время одна и та же. А значит, и разума у нее нет. Как можно спланировать что-то, если в тебе не конфликтуют добро и зло, на противостоянии которых ты и строишь свои расчеты?

Единовластие – это природа в чистом, механистическом виде. Но как только я приписываю ей две силы: добро и зло – сразу начинаются расчеты. Ведь и сам я делаю выкладки, основанные на соотношении между двумя возможностями, двумя силами. Ну а затем, спроецировав себя наружу, я нахожу их и в природе.

Так начинается противостояние, но теперь человек относится к действительности как к владению, к власти. Единая природа не дотягивает до настоящего владения – и только две силы ставят человека меж двух владений, как меж двух огней. Таково наше восприятие реальности. Двоевластие – это уже расчеты, замысел, борьба добра и зла и т.д. С этого времени возникает религия, включая мистику и всевозможные "разборки" с природой. По мере своего психологического развития человек проецирует, переносит внутренний мир на природу, приписывая ей собственные силы и свойства.

Так и расцветают верования, возводящие на пьедестал божеств и идолов всех мастей. Со временем они стали мифологией Древнего мира.

Итак, сначала первая теория ознаменовала переход из животного состояния: выделившись из природы, отделившись от нее, человек стал человеком. Ну а вторая теория связана с дальнейшим развитием, с противостоянием в нас добра и зла, с отношениями между человеком и обществом. Когда в нас возникают две противоположности, мы можем приписывать соответствующие расчеты и природе.

Отсюда берет начало человеческая культура. Ведь по отношению к природе мы развиваемся именно как человеческий род, а человеку в этом мире, по определению, свойственны культура и наука. Это исключительно его прерогатива, проистекающая из теории двоевластия. Без нее мы не развивали бы культуру, которая и отличает нас от животных. Культура – это всё: от одежды до речи и самовыражения.

Так, поэтапно, развивался человеческий род в своем мировосприятии.

Из урока по статье "Мир", 01.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Во власти идолов

Равновесие, ведущее к развитию

Завершая дело Авраама

Во власти идолов

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": В своем восприятии люди разделили и разложили общие действия на частные, такие как сила, богатство, власть, красота, голод, смерть, смятение и прочее, – и ответственность за каждое из этих действий возложили на какого-то определенного управителя. А затем развили этот подход как им того хотелось.

Я хочу достигать в жизни всевозможных успехов. Для этого я взвешиваю каждое хорошее для меня свойство и, в попытках обрести его, ищу у природы поддержки. Я приписываю ей определенную силу себе в помощь. К примеру, мне недостает доблести – значит, мне нужен бог войны. Чтобы иметь много денег, мне нужен бог, отвечающий за богатство. Так я "нахожу" для себя в природе вспомогательные силы.

Если же мне что-то не удается – видимо, в природе есть и плохие божества, которых стоит ублажать и обхаживать, чтобы они ответили взаимностью.

Эгоистическое желание постоянно растет и несет всё больше разочарований, а в ответ человек развивает в себе такое вот "мифологическое" отношение к природе, приписывая самостоятельность различным ее силам и называя их божествами.

Человечество в какой-то мере уже прошло этот этап посредством религий, однако по-прежнему на 99% погружено в суеверия. Люди верят в разного рода силы, в знаки удачи и беды. Чем отличается покупка красной нитки и жертвоприношение какому-нибудь богу у "сокровенного" дерева? Это одно и то же, один уровень.

Вот где находится человечество в нашу "прогрессивную" эпоху. Тысячи лет назад люди начали эту практику и до сих пор не изменились в своем развитии. Всё так же они верят в помощь особых предметов, которые им продают, и в эффект денежных пожертвований, которые, видимо, идут прямо на счет соответствующего бога, чтобы тот расплатился чудесной помощью. Все верования и религии строятся на таких схемах.

Без внутреннего исправления человека, которое выведет его на уровень связи с Высшей силой природы, всё прочее – суть идолопоклонство в терминах науки каббала. Ведь я хочу изменить не себя, а некую внешнюю силу, чтобы она стала благосклонна ко мне. 

Так, последовательно, от материализма мы пришли к верованиям, которые приписывают природе замысел, волю и план, – и всё это я как будто могу изменить посредством тех или иных внешних действий. Выходит, несложный обряд позволяет мне "модифицировать" цель и программу творения.

Что же это за бог, которого можно изменить? Что же это за всевышний если его доброе отношение можно купить за "наличные"? Вот на какой низкой ступени находится человечество.

Только если человек получает силы, использует целый комплекс средств и меняет себя самого, поднимаясь до ступени Бога, Всевышнего, Высшей силы, – такая методика практична, истинна и верна. Лишь она действительно выполнима, и других путей, кроме нее, просто нет.

Из урока по статье "Мир", 01.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Теория двоевластия и истоки человеческой культуры

Внутренняя "религия" души

Общепринятое суеверие

Каббала: не разрушать, а строить

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В мире существует множество различных методик и групп, которые говорят схожие с каббалой вещи. Как нам уберечься от воздействия этих мыслей? Есть ли в этом какая-то опасность и как нам с ними позиционироваться?

Ответ: По роду своей деятельности я немного изучал различные методики и даже сдавал экзамены по этим предметам в рамках работы над диссертацией PhD. Существует огромная пропасть между каббалой и всеми остальными методиками. Все остальные методики занимаются лишь неким моральным, земным усовершенствованием человека, в основном направленным на его успокоение, расслабление.

А каббала – нет. Она направлена на то, чтобы менять природу самого человека. Поскольку мир существует только в нашем субъективном ощущении, то надо исправлять его. То есть весь твой эгоизм ты должен оставить при себе, не уничтожать, и над ним выстроить новую природу - так называемый Высший мир, который ощутишь в этой новой природе. Это совершенно особая методика.

Но если вы занимаетесь другими методиками, – вам никто этого не запрещает. Изучайте каббалу, и вы постепенно увидите, какая разница между ней и остальными методиками.

Ни одна из существующих в мире методик не построена на истинной природе мира, на трех линиях, на трех силах, управляющих этим миром, на возвышении альтруизма над эгоизмом, а не уничтожении его, на правильном использовании эгоизма в себе и так далее. Это можно видеть и по самой древности каббалы, и по той силе источников, которыми она обладает, – по количеству книг и глубине всех объяснений. Перед вами действительно огромное средство для исправления всего человечества.

Но есть люди, которые на самом деле стремятся к исправлению, к достижению цели во что бы то ни стало, и готовы на это. А есть люди, которые хотели бы достичь этой цели: "Почему бы и нет?", но не любыми способами, то есть, смотря что за это надо заплатить, сколько надо над этим трудиться. И потому получается, что, в принципе, хотелось бы многим, а на самом деле истинно желающих пока мало. Но с каждым днем их становится больше.

Мы надеемся, что мы все же пройдем к полному исправлению быстро, легко, и еще в нашем веке, в наше время, в нашем поколении. Даже я, уже пожилой человек, надеюсь еще увидеть, как все человечество прямо, бодро, четко, ежедневно преодолевает одну духовную ступень за другой для достижения окончательного исправления.

Из виртуального урока, 31.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Плод созрел

"Изучай каббалу, она объяснит тебе все!"

Отличие Каббалы от других методик

Библия по-американски

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Опрос американцев службой Gallup показал, что:

30% - воспринимают Библию буквально, считая, что в ней записаны слова Бога.

49% - считают, что Библию следует трактовать не дословно, а метафорически.

17% - уверены, что Библия – не более, чем древняя книга притч и легенд.

Исследование показало, что чем чаще американец посещает церковь, тем более буквально он воспринимает Библию. Подобная трактовка также среди людей с невысоким уровнем образования и дохода.

Реплика: Видно, что необходимо повсеместное и длительное систематическое воспитание, чтобы создать в человеке объективный взгляд на мир, поднять его с детского уровня восприятия мира, на уровень не отрицания Библии, а здравого ее понимания – как мудрости высшей ступени, следующего состояния человечества.

Человечество создано в свойстве "получать" (эгоизме) и в нем ощущает себя, а свои ощущения называет "этот мир".
Библия же говорит о второй возможности восприятия мира – в свойстве "отдавать" (альтруизме) и об ощущении в нем, называемом "будущий или высший мир".

А Каббала дает возможность мирно перейти с восприятия в свойстве "получать" к восприятию в свойстве "отдавать" – иначе переход будет трагический.

Поскольку мы завершили свое развитие в свойстве "получать" и находимся в начале перехода к свойству "отдавать", то раскрывается нам Каббала и предлагает ее использовать, чтобы знать, что нас ждет и как спланировать будущее.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Откуда взялась Библия?.. (клип)

О чем повествует Библия? (клип)

Американцы о Боге

"Духовные" практики: последняя ревизия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Эгоизм лукаво и изобретательно рисует передо мной различные картины. Как распознать в них ложь, представляющуюся любовью к ближним? Ведь о любви говорят также всевозможные религии и методики.

Ответ: В нашем мире "любовь к ближнему" – это простая, примитивная игра маленьких эгоистов. Разве найдешь где-нибудь настоящую, высокую любовь к ближнему, реально практикуемую на постоянной основе?

Да, люди создают отдельные поселения, чтобы жить в любви между собой: есть деревня в Италии, деревня в Индии, целый городок в Азии… Но стоит приглядеться, и ты видишь: речь идет о тех же эгоистах, которые решили ввести более комфортные социальные распорядки. Им так удобнее, приятнее – и потому они объединились, чтобы скрасить себе жизнь.

Когда-то в Израиле процветали киббуцы – сельскохозяйственные поселения с коллективной собственностью по типу колхозов. Люди решили, что им стоит жить в месте, потому что это приносит больше выгоды. "Давайте немножко поступимся своим эгоизмом – и нам будет хорошо". Тут всё понятно, но разве это альтруизм?

Человечество полагает, что уступка ближнему делает человека альтруистом. Однако люди, чуть более сведущие в человеческой природе или изучающие науку каббала, знают, что всякая уступка должна сопровождаться выгодой. От чего бы человек ни отказался – ищи, чтó он на этом имеет. Пускай прибыль скрыта, но она обязательно есть.

К примеру, я готов жить в киббуце, потому что это снимает с меня заботы о том, как устраивать свою жизнь. Разве это не прибыль? Никаких тревог, я просто делаю, что мне говорят. Но развитие идет своим чередом, и со временем киббуцы оказались не у дел. В целом, у подобных сообществ нет будущего.

Мы уже видим, что все формы взаимосвязи между людьми должны измениться, – из-за растущего в них эгоизма. Перемены продолжаются, и эта внутренняя динамика должна как-то реализоваться, а иначе будет взрыв.

Так происходило на протяжении истории с различными религиями, верованиями и методиками. Сегодня они переживают временный всплеск – потому что человек снова пустился в поиск, он делает последнюю ревизию: могут ли они предложить что-то реальное? 

После этой проверки они падут окончательно. Ведь сегодня мы поверяем их относительно интегрального механизма, который ставит перед нами Природа. Такого критерия у нас еще никогда не было. Люди заново перелистывают страницы всевозможных практик, конфессий, мистических учений, пытаясь понять: помогут ли они нам в новом, интегральном мире?

Этот процесс займет немного времени и очень быстро завершится крахом ожиданий. Все увидят, что помощи отсюда ждать бесполезно. Любой объект проверки продержится, максимум, несколько лет, после чего обнаружит свою несостоятельность.

Ведь если ты не меняешь природу человека, чтобы внутри он стал таким же интегральным, как сама Природа, встающая перед ним, – ему не помогут никакие рецепты.

Единственная методика, которая делает человека глобальным, интегральным, объединенным с другими, – это методика привлечения света, возвращающего к Источнику, наука каббала. Нужно только предоставить каждому возможность осознать свое зло. Тогда бессильны окажутся любые средства и их сочетания, и весь этот бизнес "духовных" уловок сойдет на нет.

Человек не сможет успокоить себя, потому что мир изменился, и дело тут уже не в успокоении, а во внутреннем "конфликте интересов". Никто не сумеет прожить в интегральной системе, не будучи ей под стать.

Из урока по статье ""Дарование Торы", 07.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Истинный альтруизм и помощь ближнему

О каком обществе писал Бааль Сулам

Внешние рамки - не замена внутреннему развитию

Сила извне

каббалист Михаэль ЛайтманНаше развитие можно поделить на две части.

1. Все те неизбежные этапы, на которых люди могут успокоить себя жизнью и действиями в пределах нашего мира.

2. Этап, на котором человек понимает, что никакие средства из имеющихся здесь в его распоряжении больше не действуют, – ему необходимо постичь корень.

Тогда всё внешнее отходит на второй план, как сказано: "Творцу неважно, как режут жертвенное животное: с горла или с загривка". Иными словами, нет в нашем мире таких действий, посредством которых мы действительно можем достичь Творца. А потому мы должны найти новое, совершенно иное средство – свет, возвращающий к Источнику. Благодаря этой силе мы и начинаем развивать себя.

Тут есть очень четкое разграничение:

  • или мы находимся в нашем мире и используем его атрибуты, поскольку наше желание находится лишь здесь, и мы хотим получить то, что имеется в этом мире, а к тому же надеемся на нечто большее после смерти;
  • или мы хотим в этой жизни раскрыть новое средство, которого нет в нашем мире, – свет, возвращающий к Источнику, новую, особую силу, которая распахивает нас и начинает проявлять в нас совершенно новые желания и наполнения, не относящиеся к тому, что было до сих пор.

Я живу как человек в нашем мире – с семьей, с работой, с социальными взаимоотношениями, со всеми своими знаниями и чувствами, – и этот человек никак не связан с тем, что формируется во мне под воздействием света, возвращающего к Источнику. Он развивает во мне душу, часть Творца свыше, Божественный образ, который я постигаю, выстраиваю в себе, участвуя в процессе вместе со светом.

В таком случае, то, что было раньше, называется "животным уровнем", а новая часть называется "человеком" (адам), потому что она подобна (домэ) Творцу. 

Вот почему внешние действия не имеют значения. Поможет мне лишь одно – привлекать свет, возвращающий к Источнику. Нет другой силы, которая поднимет меня с животного уровня на человеческую ступень. Здесь необходима именно сила извне, и вся каббалистическая методика направлена лишь на это.

Из урока по статье ""Дарование Торы", 06.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь как побег от вопроса о ее смысле

"Кто" создал "Это"?

Практическая каббала

Завершая дело Авраама

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня мы завершаем то, что начал Авраам, обучив сыновей наложниц всевозможным духовным практикам, предшествующим настоящей духовной работе ради отдачи. Он заложил в них основы верований и отправил в восточные земли.

Впоследствии та же работа Авраама осуществилась через народ Исраэля, который упал с духовного уровня при разрушении Храма и привел тем самым к возникновению религий.

Таким образом, верования, взявшие начало во времена Авраама, и религии, взявшие начало во времена крушения Храма, по сути, представляют собой этапы включения методики Исраэля в народы мира. Иудаизм, христианство, ислам – все эти конфессии двигали человечество вперед к понятию Божественности. Без них человечество оставалось бы в совершенном варварстве.

В наше время, спустя тысячи лет развития, нам трудно представить себе человека, который совсем не задумывается об этом мире и мире будущем, о Творце, о добре и зле. Без религий у нас не было бы сегодня культуры, образования, и вообще, человеческого общества в современном понимании.

Мы просто не сознаём, какую роль религии сыграли в движении человечества. Благодаря им возникли первые университеты. Желая распространить их, люди осваивали новые земли и открывали континенты, стремились к чему-то впереди.

Таким образом, включившись в эгоизм нашего мира, духовное послание дотянулось до людей, лишенных всякой связи с Творцом и не желающих Его за неимением точки в сердце. Теперь у них все-таки есть некий импульс, причастность, страх перед будущим миром, перед возможным наказанием, перед чем-то, что выше этой жизни.

В них живет ощущение чего-то большего, они предугадывают что-то, и пускай в их воображении возникают материальные образы, пускай это идолопоклонство – все же из "высшего животного" начинает прорастать нечто, близкое к человеку. Они уже думают о вещах, которые животное не волнуют. 

Раньше мысли человека не выходили из замкнутого круга: заработок, пропитание, размножение, смерть. Мы просто не отдаем себе отчета в том, какой вклад религия внесла в человеческую культуру и искусство.

Однако сегодня наше развитие подходит к концу, и признаком этого служит глобальный кризис, охватывающий человечество. Тут дело уже не в религии – просто мы больше не можем поддерживать эгоистическое общество, живущее по законам себялюбия.

Наш эгоизм подвел нас к своей духовной составляющей. Деньги стали для людей "духовной ценностью" и заставили их раздувать немыслимые пузыри в экономике, продавая друг другу воздух в рамках виртуального бизнеса.

В результате мы встали перед необходимостью перемен. Нас ждет настоящая духовная работа ради отдачи.

Из урока по статье Рамхаля "О мудрости", 13.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

От Вавилонской башни к Храму

Религия уходит вместе с детством человечества

Перед последним раскрытием

Атеизм, религия и Каббала

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каково положение каббалы относительно неверующих и религиозных? Я вижу, вы все время как бы лавируете между ними!

Ответ: Вы правы.

Религия считает Творца подобным человеку, т.е. меняющимся, в зависимости от действий человека. Причем, каждая религия представляет и Творца и его посланников, как ей угодно. Они обязаны уживаться или уничтожать друг друга, потому что их мнение - это вопрос веры, т.е. бездоказателен. Кто сильнее, тот и прав. Или будем действовать, будто других не существует, каждый в своей пастве.

Но всех их объединяет одно: Бог относится к человеку в зависимости от того, как человек относится к Богу и к другим людям, т.е. Бог меняется, то гневный, то жалостливый. Так видится человеку из его жизни, судьбы. Значит, Бога можно задарить, оплатить рай, задобрить – и он отнесется к вам хорошо. Можно грехи замолить, откупиться от кары, наказания. Дам подаяние – и отведу от себя удар судьбы. Все построено на том, что внешнее поведение человека меняет отношение Бога к нему.

Атеисты - относятся к Богу, как к природе, - она неизменна, механическая, не имеет своего разума и плана, не зависит от нашего отношения к ней, а только от наших "механических" воздействий.

Каббала – считает природу и Творца одним и тем же. Но есть у Него разум, план, цель. Есть у Него чувства. Поэтому, в процессе развития (эволюции) создал человека именно таким, в чувстве и разуме, двух противоположных системах, эгоистом, т.е. желающим насладиться в каждое мгновение своего существования, создал таким, чтобы человек, используя методику каббалы и силы природы (Окружающий Свет), изменил сам себя и стал подобным Творцу.

Этим человек достигает своей самостоятельности (в иных состояниях он полностью запускается природой и своим эгоизмом, неволен), совершенства, вечности и слияния с Творцом (статуса Творца). Творец в Каббале – неизменен, потому что абсолют, абсолютно добр и поэтому не может меняться, меняется только тот, кто был раньше хуже/лучше, но не абсолют. Поэтому обращение к Творцу – это обращение к себе, к убеждению самого себя в необходимости исправиться, стать как Творец – эталон доброты.

Итак, атеисты переделывают мир, религиозные упрашивают Творца, а каббалисты исправляют себя и этим исправляют мир.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взять эгоизм в партнеры

"Подвесил Землю ни на чем"

Черная точка в океане Добра

Раскрытие каббалы миру: на беду или во благо?

каббалист Михаэль ЛайтманВ каббалистических книгах люди видят высшую систему, управляющую миром. Однако из науки каббала, как и из религии, они "вылепили" всевозможные концепции себе в угоду: мистические учения, философские построения и прочие теории, которые изучают в университетах. В итоге на философском факультете пишут рефераты по демонологии и колдовству.

Перенимая у каббалы названия и термины, но не суть, люди только запутывались, полагая, что понимают, о чем идет речь. В том числе и антисемиты выстроили на столь зыбкой основе целую конструкцию. Люди из окружения Гитлера вплотную занимались этими вопросами, желая доказать, что, уничтожив евреев, они уничтожат всё зло в мире. Вот почему Бааль Сулам пишет в статье "Зов Машиаха", что преждевременное раскрытие каббалы вызвало большие бедствия для Исраэля.

Давайте обрисуем картину в целом. Вся мировая культура выстроена на религии. Еще каких-то 200 лет назад в мире почти не было "обычных" книг, "обычной" музыки, "обычного" искусства – всё вращалось вокруг веры. Если бы наука каббала понемногу не раскрывалась миру в разных формах – человечество так и оставалось бы на этой ступени. И действительно, откуда еще прийти развитию? Человек не развивается сам по себе.

Но пробивающиеся ростки каббалистических знаний, разумеется, приводили к "расцвету": на теле человечества расцветала сыпь ложных убеждений. Эта историческая порча принесла много бед Исраэлю.

Вопрос: Однако Бааль Сулам пишет также, что каббала раскрылась по воле Творца. Как это сочетается?

Ответ: Разумеется, всё происходит по Его желанию. Он поставил непреложный закон, согласно которому, если ты не соответствуешь доброму пути, то идешь плохим путем. И разница между ними – в тебе, а не в Творце. С Его стороны не бывает никаких перемен. Ты ощущаешь Его дурное отношение, потому что сам дурен. 

Раскрытие науки каббала миру причинило зло народу Исраэля. Но если бы он вел себя иначе, лучше, то каббала не раскрылась бы народам мира, и они не относились бы к нему так. Ведь сердца правителей в руках Творца.

Всё в мире соотносится с тем, у кого есть точка выбора. Ну а если человек лишен этой точки, то и делать с ним особо нечего – его продвигают вперед общими страданиями.

Из урока по статье "Трубный рог Машиаха", 17.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Подвесил Землю ни на чем"

Религиозное противостояние каббале

Ваше отношение к религии?

Взять эгоизм в партнеры

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Риме

Вопрос: Существует ли какой-то опыт сотрудничества науки каббала с различными учениями в области развития человека и отношения к силам природы?

Ответ: Основное отличие между наукой каббала и всеми остальными учениями заключается в том, как работать с эгоизмом. Все учения, верования и религии, как восточные, так и западные, учат человека, как уменьшить свое эго.

В основном это свойственно восточным учениям - меньше есть, меньше пить, меньше двигаться, заниматься медитацией, сидя в неподвижной позе и думая об одной мысли, – короче говоря, уменьшить свое желание до растительного уровня и даже до неживого - уменьшить эго, желание насладиться, до такой степени, что человеку почти ничего не требуется.

Религии также говорят человеку: будь простым, спокойным, уступай другим, будь к ним милосердным, - за это получишь будущий мир. В какой-то мере в прошлом это действовало.

Но мы видим, что в итоге всего нашего развития (желаний) мы приходим к такому большому уровню эгоизма, что он прорывается сквозь все препоны и его невозможно сдержать.

Наука каббала говорит следующее. Мы не можем противостоять своему эго, мы должны работать с ним вместе. Именно когда я возвышаюсь над своим эго, и оно с каждым разом растет, а я поднимаюсь над ним еще больше, - именно благодаря его росту во мне, я поднимаюсь - вхожу в ощущение и постижение высшего мира.

В этом применении эгоизма для духовного роста и есть главное отличие каббалы от всех других учений, верований и религий.

Из лекции в Риме, 20.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тот, кто нам мешает – тот и поможет

Многослойный фильтр перед входом

Антимир по неведомой формуле

Вырасти и учиться у Мудреца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем отличается работа по отмене себя человека, изучающего каббалу, от преклонения религиозного человека перед своим Ребе?

Ответ: В каббале, отмена себя перед учителем ("Рав" – означает "большой"), группой и Творцом – это обязательное условие. Иначе, наше эгоистическое желание не сможет воспринять никакую науку, ведь низший получает от высшего. А как же еще можно учиться?

Каждого товарища я должен воспринимать верой выше знания как великого человека поколения, Творца – как доброго и творящего благо, и учителя – как их неотъемную часть. Только тогда я смогу продвигаться.

И понятно, что это выше моего эгоистического разума и чувства. Разве мой эгоизм позволит мне увидеть их всех великими? Я всегда буду казаться себе больше всех и желать властвовать.

Я могу конечно говорить, что это не так и что я склоняюсь перед товарищами, показывая всем, как я принижаю себя, делая просто нулем. Но весь вопрос в том, ради чего я это делаю -  не для того ли, чтобы погордиться собой, чтобы все увидели, как низко я склоняюсь.

Разница в отмене себя "выше знания" и "ниже знания" в том, что "выше знания" -  человек исследует, проверяет, а потом отменяет себя. А "ниже знания" – он заранее отменяет себя, ничего не проверяя. И обычно, отмена себя ниже знания – это религиозное отношение, которому обучают человека с детства. То есть он сам не думает, а с любым вопросом обращается к своему Ребе.

И на самом деле, любой человек неосознанно перед кем-то преклоняется – перед каким-нибудь футболистом или известным артистом. А кого же он выберет себе в авторитеты: каббалиста, религиозного Рава или популярную певицу – это уже зависит от корня его души.

Разумеется, было бы лучше, если бы все люди преклонялись перед мудрецами, а не перед Мадонной. Но когда человек растет, он уже не может оставаться в прежних рамках и начинает искать – как Бааль Сулам, который однажды пришел домой и сказал, что ему нечему больше учиться у своего Ребе из Пурсова, и он обязан уехать в Израиль. То есть он почувствовал, что учитель не был на достаточной высоте, которая бы позволила дальше с ним продвигаться – хотя он и был каббалистом. 

Если человек чувствует, что вырос настолько, что не может удовлетвориться прошлым авторитетом, то он выходит из-под его власти и начинает искать что-то более высокое. Или он уже вырастает настолько, что его учителем становится Творец.

Из урока по статье из книги "Шамати", 29.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не ставь препятствия перед слепым

"Исходящее из сердца входит в сердце"

Что значит, вера ниже знания

Не ставь препятствия перед слепым

каббалист Михаэль ЛайтманДля того, кто находится в одном эгоистическом желании и не должен подниматься по ступеням отдачи, религиозные рамки - это хорошее состояние. Это дает человеку ощущение совершенства, оправдание всему происходящему в этом мире, поддержку окружения. В этом есть много положительных моментов.

Проблема только в том, что делать, когда настает время, обязывающее подняться на следующую ступень? Подобно нашему времени, когда мы уже должны подниматься в духовный мир.

И тут начинается кризис в религиозной среде. Религиозный лидер перестает быть для человека авторитетом, и он начинает искать что-то другое. У него рушатся все прошлые идеалы. Потому в иудаизме был такой период массового выхода из религии, который называется "Аскала" (просвещение) – резкий переход, когда начали пробуждаться новые желания, то есть приходить в мир души нового типа.

И они искали какого-то более глубокого наполнения, кроме простой самоотмены. То есть хотели такой самоотмены, которая помогла бы им подняться. Но этому не учили в их среде, потому что это уже относится к науке каббала. И тогда люди начали оставлять религию, ведь не могли больше просто так отменять себя.

И сегодня происходит то же самое. Религиозная община пытается как-то с этим бороться, и это вполне оправданно. Сказано: "Тот, кто ударил животное – должен заплатить". То есть если ты нанес удар душе, не готовой подняться со своей ступени, ты должен его компенсировать. Если ты лишаешь человека возможности склониться перед авторитетом, он может потерять спокойствие и уверенность в жизни, ощущение защиты. И что же у него останется?

Ты должен позаботиться о том, чтобы не бросить его так, подвешенного в воздухе. У него был Рав, религиозные рамки, традиционный уклад, который успокаивал его и поддерживал спокойное течение жизни. Если ты вытаскиваешь его оттуда – прежде всего, нужно позаботиться, чем все это компенсировать. Иначе нельзя этого делать. Поэтому, я отказываюсь принимать в ученики ортодоксальных верующих.

Я не хочу создавать в них критического отношения к своей жизни и самому себе. Оно нужно, чтобы подняться выше – но пока это не произойдет, человек останется без всякой поддержки и связи со своим окружением. И я не хочу на это идти, поэтому я не принимаю религиозных. 

Со светским человеком, можно не волноваться – у него и так уже нет никаких рамок. В любом случае, ему не повредит немного прикоснуться к святости.

Из урока по статье из книги "Шамати", 29.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вырасти и учиться у Мудреца

Когда природа не властна

От потустороннего мира – к реальности

НТВ о "каббале" или "болезни роста"

каббалист МИхаэль ЛайтманВопрос: Видели ли Вы по НТВ вчерашнюю передачу "Центральное телевидение" о каббале?

Что Вы можете о ней сказать?

Ответ: К нам трижды обращались из НТВ (продюсер Игорь Горбунов и др.), с просьбой снимать нас для этой программы. Но узнав о составе участников, мы отказались: надо выбирать, с кем общаться.

Считать узелки на красной нитке и верить в ее магическую силу - выше моего понимания. И заклинания, типа "Пульса дэ нура", вызывают не более, чем сожаление о запаздывании в развитии.

Но это болезни роста. Пройдет. Милые дети! Но откуда в них столько ненависти? - А ведь каббала говорит о любви, и не о продажной любви (20 долл. за нитку). Но на авторское интервью, я согласен.

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Пульса денура" или "В мире чудес нет!"

Другие методики Каббалы

Мифы о каббалe

Страница 44 из 60« Первая...4243444546...Последняя »