Записи в разделе 'Свобода воли'
Изъян несогласия

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Ценность каждого человека в обществе определяется не тем, насколько он хорош сам по себе, а мерой его служения обществу в целом. И наоборот, мы оцениваем зло каждого человека в мере того ущерба, который он наносит обществу, а не по его личным качествам. В целом есть лишь то, что есть в частном, и общее благо – это благо каждого. Кто вредит общности, тот вредит и себе самому. А кто несет благо общности, тот несет благо и себе.

Эгоизм не позволяет нам понять и принять это, искажает картину. Однако, взглянув на вещи беспристрастно, объективно, мы должны будем согласиться с тем, что всё так и есть. Если руководствоваться простой, нормальной логикой – ясно, что именно так и должно быть. Ведь природа – суть единый интегральный механизм, и само собой, каждая часть в нем зависит от всех, а система в целом зависит от всех своих частей. В таком случае, разумеется, общее и частное благо – это одно и то же.

Вопрос: Но у отдельной шестеренки в этом механизме нет свободы выбора. Тогда какой смысл говорить о том, хороша она или плоха?

Ответ: Действительно у самой шестеренки нет никакой свободы воли. Она не может решать, вращаться ей или не вращаться на благо общности. Все выполняют то, что им предопределено свыше.

Однако в этой системе есть механизм, аналогичный сцеплению: всё дело в том, насколько я внутренне сцепляюсь с "двигателем", чтобы вращаться вместе с ним без всяких вопросов. 

Вопрос: Значит, свобода воли все-таки есть?

Ответ: Она в том, чтобы хотеть вращаться, либо вращаться, не желая того. Моя свобода – в согласии. А работать я буду в любом случае – или "из-под палки", под натиском "катка развития", или по желанию, с радостью.

В целом, система совершенна и действует со стопроцентным КПД, однако я ощущаю, воспринимаю ее согласно мере своего согласия с ее работой. Кроме того, точно так же видят ее и все остальные, и потому в итоге все мы ощущаем личный и общий изъян несогласия – индивидуального и системного.

Но, тем не менее, это наше восприятие никак не отражается на системе как таковой.

Вопрос: Как же поторопить исправление?

Ответ: Захотеть согласиться с работой системы, с движением ее частей. В моем ощущении это изменит всё. Я ничего не добавляю и не убавляю в истинной реальности – различие лишь в том, насколько ее картина искажена "кривым зеркалом" моего эгоизма.

Вся моя жизнь разворачивается на этом полотне, по мере того как я "рисую" себя относительно подлинной системы, не соглашаясь с ней в той или иной мере. И эту картину я называю "своим миром". По сути, он – снимок, слепок моего несогласия с изначальной Природой, с абсолютной любовью. Всё мое бытие – проекция на некоем "экране", обрисовывающая это "несовпадение во мнениях". Я не вижу настоящей системы, не вижу ничего, кроме собственных внутренних пороков.

Вопрос: Неужели существует такое вот обособленное от цельности восприятие – мой личный "уголок"?

Ответ: Да. Я ощущаю свои желания в мере их противоположности системе. Таким образом, мой мир, как и духовная реальность, тоже состоит из 613 частей, но каждая из них представляется мне противоположной целому.

Эта противоположность подразделяется на 125 степеней, или ступеней соответствия/несоответствия. Сейчас я как бы нахожусь за последней, 125-й ступенью – в полном отрыве, в абсолютном непонимании. А затем, по мере подъема, на каждой ступени я буду во всё большем разрешении раскрывать свое несоответствие системе и, исправляя эти изъяны, приближаться к согласию, к "совершенной вере", к полному слиянию.

Итак, пока что я вижу и ощущаю только себя самого – относительно того состояния, которое мне хотят показать. Разумеется, для сравнения мне не предлагают сразу мир Бесконечности, идеальную систему Природы, Творца. Такое невозможно, ведь сейчас я могу уловить лишь крохотное расхождение, подобно ребенку, которого побуждают хорошо учиться в своем классе и, в случае успеха, чествуют как отличника.

И вместе с тем, надо помнить: сейчас я вижу себя, и ничего более.

Из урока по статье "Мир в мире", 24.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Включен по собственному желанию

Рельсы, ведущие к свободе

Шестеренка – это вовсе не "шестерка"

Растем "через не хочу"

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Закон развития, распространяющийся на всю действительность и гарантирующий обращение всего дурного в доброе и полезное, совершает все свои действия силой высшей власти, не спрашивая людей.

Но вместе с тем Творец дал человеку разум и власть и позволил ему получить закон развития в свое распоряжение, чтобы ускорять процесс по своему желанию, свободно и независимо от оков времени.

Представители неживой, растительной и животной природы неспособны изменить закон развития, а мы можем это сделать, можем "взять его в свои руки", т.е. использовать для ускорения. У нас есть возможность немного изменить его действие, выйти из-под тотального контроля Природы с ее непреложным императивом и своими усилиями подключиться к управлению. Благодаря этому наше развитие потечет, во-первых, быстрее, а во-вторых, приятнее.

Как правило, развивающая нас сила жестока. Она называется "прессом", или "катком" развития и ведет нас вперед одними лишь страданиями. Ведь наше желание обращено на наслаждения и, в идеале, стремится к блаженству, которое не требует никаких действий. Наполняя желание, наслаждение "парализует", обездвиживает его – мы видим это иногда по маленьким детям. Наполненный доверху, я замираю, цепенею, не испытывая больше потребности ни в каких движениях. А потому, чтобы сдвигать нас с места и развивать дальше, нужны беды и страдания, которые будут подстегивать, подгонять нас на пути. 

Как следствие, сила развития кажется нам дурной, отрицательной, и мы бежим от нее туда, где видим позитив, благо. Причем бежим всегда в направлении, противоположном тому, с которого получили удар. Так мы "автоматически" проходим неживую, растительную и животную стадии развития, а также их аналоги на человеческой ступени, не зная и не чувствуя, что нами движет закон, который можно использовать.

Но в итоге мы находим "человека в себе", который хочет и может влиять на происходящее. Он ищет средства для самостоятельного развития, самостоятельного продвижения. Он выясняет, какова его цель, для чего он живет, он задается вопросами о смысле жизни – всё затем, чтобы отыскать силу развития, познать закон развития и использовать его себе во благо, т.е. для реализации цели.

Что же касается наших взаимоотношений с другими людьми, а также с животной, растительной и неживой природой, мы должны нести благо и им, исходя из своего состояния, т.е. включать их в то доброе развитие, которого достигаем.

Не все люди способны ускорять процесс. Большинство просто следует своему естеству. Здесь же речь идет о развитии, а развитие всегда противоречит нашей природе, всегда идет с натугой, через силу, под нажимом, с болью. Оно всегда противостоит эгоистическому желанию, которое хочет лишь наслаждаться текущим состоянием.

Закон постепенного развития гарантирует продвижение "в свой срок", связанное с ограничениями времени. Но если Исраэль берет под контроль развитие собственных свойств, ему гарантировано ускорение на пути, и он совершенно не зависит от времени.

Есть точка на пути, начиная с которой человек получает импульс, осознанную потребность к развитию. Он хочет узнать, зачем и почему живет на земле, – и тогда приходит к средству, которое называется "наука каббала". Это средство позволяет развивать себя, не будучи зависимым от ограничений времени, путем ускорения.

Если же человек, по тем или иным причинам, ленится, уклоняется от этой возможности, то путь его пролегает где-то посередине между своевременностью и ускорением.

Таким образом, мы должны укреплять группу и всегда производить между нами расчет: до какой степени ускорение в наших руках? Ведь в идеале мы должны полностью контролировать его.

Из урока по статье "Мир в мире", 19.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбор в том, как подготовиться к действию

Пролить немного света на творение

Ускорить программу творения

Душа в поисках выбора

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №2

Вопрос: Высший мир состоит из 125 ступеней постижения. Что происходит с душой, если она поднялась, допустим, до пятой ступени – имеет ли она свободу выбора двигаться дальше или остаться на этой ступени?

Ответ: Свободы выбора нет нигде и ни в чем, кроме одного единственного действия: укрепления связи с группой.

Только в этом заключается свобода воли. Ведь если ты не будешь укреплять связь с группой, то та же сила, которую ты должен возбудить на себя добрым образом и продвигаться вперед, будет подгонять тебя сзади в виде отрицательного воздействия, страданиями. Если ты станешь убегать от этих страданий вперед, но не добровольно, а вынужденно, то будешь двигаться так же, как и все человечество. А если осознаешь, что надо все-таки подниматься, тогда ты должен связаться с группой.

В мире нет никакой иной свободы воли, кроме этой. Все люди на Земле подневольны. Невозможно ничего сделать со своим настоящим, прошлым и будущим, если ты не начнешь с помощью группы менять свою судьбу и не выберешь личное устремление вперед вместо подгоняющей тебя сзади палки.

Так что путь у всех один и тот же, но если ты будешь воспринимать его желательным и добровольно проходить все внутренние метаморфозы, то станешь меняться от эгоизма к альтруизму. А если нет, то Природа заставит тебя меняться огромными страданиями, которые, в итоге, сломают тебя, и ты согласишься все делать сам. 

Вопрос: Получается, что если человек, занимаясь духовной работой, не чувствует радости, значит он что-то делает неправильно?  

Ответ: Это значит, что он не продвигается. Продвигаться можно только с радостью.

Движение вперед означает, что я предпочитаю свойство отдачи свойству получения, свойство любви – свойству ненависти. Как же это возможно, если ты при этом не рад своему выбору? Такого быть не может. Значит, выбора еще нет.

Из 2-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода – это добровольная зависимость

Где она – свобода?

Радость – верный признак отдачи

Выбор между двумя крайностями

каббалист Михаэль ЛайтманКрасноярск: урок №1 перед конгрессом

Вопрос: Любые процессы развития имеют свою цикличность: начало, пик и финальную стадию. Нет ли у Вас такого чувства, что развитие цивилизации идет к своему завершению, как эгоистического ощущения?

Ответ: Сегодня мы вновь вернулись к Междуречью! Мы снова находимся в Древнем Вавилоне. Только этот Вавилон сейчас охватывает весь Земной шар. То Междуречье, та цивилизация, в которой было три миллиона человек, сейчас разрослась до семи миллиардов. От чего ушли, к тому и пришли, т.е.  к тому же кризису, что и древние вавилоняне. Именно это и предсказывали каббалисты.

Вопрос: Но древние вавилоняне все-таки как-то вышли из эгоизма?

Ответ: Они не вышли из кризиса, а решили его другим способом: отдалились друг от друга и расселились по всей Земле. А мы не можем. 

В нашем положении, если мы не решим проблему кризиса с помощью каббалы, то остается только война – иного выхода нет. В этом и заключается точка нашей свободы выбора: либо мы сможем донести до людей нашу методику раньше, чем они развяжут войну, либо им предстоит путь страданий. Иного выхода нет. 

В природе не было, нет, и не будет никакой цикличности, она не развивается так. Мы видим это на неживых, растительных, животных частях природы, мы видим это по космосу! То, что одно крутится вокруг другого, говорит не о цикличности, а о необходимости движения вперед. Так же как движущееся вперед и назад колесо в итоге обеспечивает движение вперед.  

Природа не нуждается в цикличности. Если мы говорим о том, что она  сознательна, разумна, создала нас, и, естественно, программа, которая нами руководит, намного мудрее нас самих, то цикличность – это порочность, отсутствие цели, абсолютная безрезультативность.

Каббалисты начали писать со времен Адама. Адам был первым каббалистом, который 5770 лет назад раскрыл духовный мир и написал о нем книгу "Тайная сила". С тех пор то, что предсказывали каббалисты, практически все сбылось, причем абсолютно точно. Поэтому я не вижу никаких предпосылок к тому, что все это как-то изменится.

Человек, изучающий каббалу, начинает видеть ее законы, ведь это та же физика: две силы, два вектора, которые уравновешиваются с помощью третьей силы – экрана, больше ничего нет. На этом основана работа всех систем: всевозможных структур неживой природы, живых клеток, организмов, являющихся уже "ассамблеей" этих клеток, и так далее вплоть до человеческого общества – сборища эгоистов. Все подчиняется одним и тем же законам, выясненным с мельчайшей точностью.

Причем каббалист, изучая законы Природы, ощущает эти состояния на собственном опыте. Поэтому он проходит то, что сегодня человечество еще не прошло, и может писать для него и обучать его. А иначе у него не было бы основания для этого.

Мы начинаем изучение каббалы с уровня мира Бесконечности, откуда нисходит одна сила – положительная сила отдачи, и затем с ее помощью рождается вторая сила – отрицательная сила получения, желания. Далее мы изучаем развитие этих двух сил: четыре стадии прямого света и его нисхождение до нашего мира.

Тора, кстати говоря, описывает только лишь мир Ацилут – мир исправления, а не то, что предшествует ему. "Вначале сотворил Бог небо и землю" означает, что Бина мира Ацилут рождает систему ЗОН (Зеир Анпин и Малхут). В Торе это – наивысшая ступень. А на самом деле в каббале мы изучаем более высшие сферы.

Изучая эти законы, мы видим, что они применяются везде без исключения. Земная природа – следствие этих законов. Мы видим насквозь, как все это движется, растет, развивается; как эти две взаимодействующие между собой силы рождают неживую, растительную, животную и человеческую природу; что производит в нашем мире каждое малейшее движение. Поэтому ни о каких догадках здесь не может быть и речи. 

Единственное – это свобода воли, которая существовала у человечества в Древнем Вавилоне и существует сейчас. Но эта свобода воли относительная: не хочешь воспользоваться ею и идти добрым, осознанным путем, значит, тебе надо добавить немного страданий, чтобы ты все-таки осознал необходимость доброго пути развития. В противном случае, ты можешь прийти к мировой термоядерной войне.

Ведь что бы мы ни говорили, а страдания учат, хотя мы всё время откатываемся назад. Но мы откатывались назад, будучи еще эгоистами. А сейчас уже возвращаться особенно не к чему. Поэтому война будет очень серьезным довеском, помогающим осознать истинное положение вещей. Но очень бы этого не хотелось.

Из урока №1 перед конгрессом в Красноярске, 13.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Брось все силы на главное

Развод по-вавилонски

История повторяется

От подножия горы к вершине

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Рабаша "Подготовка к получению Торы": О Творце написано: "И спустился Творец на гору Синай". А о народе написано: "И выстроились у подножия горы". А "гора" (хар) происходит от слова "сомнения" (ирурим), то есть разум человека.

Если мы принимаем это знание разумом – это означает, что Творец находится на вершине горы, то есть действует так, что мы чувствуем и соглашаемся, что у нас нет выбора и нужно принять Тору. Ведь после того, как мы понимаем, что эгоизм готовит нам могилу, мы вынуждены принять Тору по необходимости, чтобы спастись от гибели, от этой жизни обреченной на смерть.

Так где же наша свобода воли, если естественным путем получается, что мы обязаны принять Тору? Само злое начало – наше желание насладиться этой жизнью приводит нас к этому выбору. Но называется ли это принятием?

Поэтому, когда мы собираемся у подножия горы и раскрываем свое злое начало, а против него открываем Тору, то это пока лишь начало пути. У нас появляется ясное знание, что с такими условиями мы начинаем жизнь. И теперь на каждом шагу, где обнаруживается эгоизм, нам нужно выяснить: для чего он раскрылся, зачем он нам необходим, и как за счет правильного использования эгоистичного начала и Торы, данной для его исправления, мы можем подняться к ступени Творца, на вершину горы. 

В этом состоит подготовка к получению Торы. Но это лишь подготовка – это еще не реализация ее. Здесь мы пока действуем по необходимости: происходит такое раскрытие, которое не оставляет нам выбора. Мы видим, что у нас есть злое начало и средство его исправления, Тора, и если мы откажемся от нее, то это станет местом нашего погребения. Иначе у нас нет никаких шансов спастись от этой жизни, которая хуже смерти, и поэтому человек разумеется принимает поставленное ему условие.

Выбор появляется позже, на каждом шагу, когда мы начинаем осуществлять эту Тору – в сорок лет блужданий по пустыне. Вот эти годы странствий – это уже настоящие ступени получения Торы, за счет которых мы поднимаемся все выше и выше, пока не достигнем вершины горы.

Из подготовки к уроку, 14.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Желание, которое ни от кого не зависит

Из-под палки или все-таки по желанию?

Дарование и получение

Ненависть ко злу приближает к добру

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи "Любящие Творца, ненавидьте зло" ("Шамати" №52): Сказано: "Любящие Творца, ненавидьте зло". То есть нужно только ненавидеть зло, а само зло остается на своем месте.

Речь идет о нашем выборе.  Есть программа, ведущая к цели творения, которая должна реализоваться. Мы не можем изменить эту программу, потому что противостояние света и желания существует уже с самого начала творения и обязано завершиться тем, чтобы в конце этого развития они не стояли друг против друга, а слились в одно целое.

И потому ясно, что это развитие должно включать в себя все три состояния: начальное состояние творения, процесс исправления и конечное, окончательно исправленное состояние. А единственное, что мы можем сделать – это ускорить время, правильно воспринять все состояния, то есть суметь оправдать и заранее захотеть. За счет этого, мы приобретаем понимание и ощущение того, кто такой Творец, и как мы можем соединиться с Ним и сделаться Ему подобными.

Мы учимся выбору на всевозможных примерах. Но сама основа выбора заключена в следующем: если я заранее хочу приблизить себя к будущим состояниям, ждущим меня в пути, ускорить свое развитие, то я должен отдалиться от прошлого и приблизиться к будущему, согласно оси времени программы развития. Это значит, что я все дальше отдаляюсь от своего эгоистического желания и все ближе придвигаюсь к желанию отдачи

Это продвижение зависит от моей ненависти к получению и тяге к отдаче. Со стороны природы, Творец подталкивает меня к этому за счет силы света, каждый раз раскрывая мне все новые удары от моего эгоизма. Из-за этого я чувствую страдания, зло и потому ненавижу свой эгоизм. А в противоположность этому злу, я начинаю любить отдающие действия, соединение, в котором мне, видимо, будет лучше. Так продвигает меня природа, Творец, сила света.

Здесь и заключена моя свобода выбора: насколько я смогу усилить свое осознание зла, которое выражается в ненависти ко злу. Это я могу сделать с помощью окружения. Если окружение начнет рассказывать мне о зле больше, чем я постиг за счет собственных ударов, то я быстрее отдалюсь от своего эгоистичного желания и устремлюсь к отдаче. Поэтому мне нужно получить отовсюду, со всех сторон множество примеров, доказывающих насколько плох эгоизм и хороша отдача.

Окружающие должны дать мне увидеть это и почувствовать, прожужжать мне все уши. В результате, во мне вспыхнет ненависть к злу, и я быстрее продвинусь от него к его противоположности, к добру. Поэтому сказано: "Любящие Творца, ненавидьте зло". Из этого я уже узнаю, что мне делать: как обернуть свои желания, которые не исчезают, в их противоположность за счет нового использования.

Я хочу, чтобы мне было хорошо! И если для этого нужно отдавать, то я готов отдавать. Если нужно лучше относиться к другим – то нет выхода, я согласен лучше к ним относиться, чтобы нам всем стало хорошо. Подобно тому, как во время войны или в других трудных ситуациях люди становятся ближе друг к другу, потому что чувствуют, что так всем будет лучше. Человек чувствует, что, в конце концов, ему самому будет лучше.

Так от "ло лишма" приходят к "лишма". Сначала человек в эгоистичной форме осознает преимущество доброго отношения, понимая, что у нас нет выбора и нам нужно соединиться друг с другом, больше соответствовать механизму природы, перестать наносить вред один другому. А в итоге, через это он начинает чувствовать, что в соединении заключена особая сила, особое новое состояние, никогда прежде не испытанное.

Словно при соединении двух людей, которые поначалу лишь стараются не повредить друг другу или доставить удовольствие, а потом вдруг начинают ощущать, что между ними есть нечто большее - не испытанное прежде чувство. Так от "ло лишма" приходят к "лишма". И все это за счет взращивания ненависти к эгоистичному желанию насладиться, к разобщению.

Из подготовки к уроку, 03.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Игра с Творцом

Духовный ориентир

Обратить весь потенциал зла в добро

Желание, которое ни от кого не зависит

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Поручительство": Дарование Торы по необходимости было отложено до исхода из Египта, когда сыновья Исраэля стали народом. Тогда все их потребности оказались в их руках и перестали зависеть от других. Тем самым они оказались способны принять поручительство, и им была дарована Тора.

Необходимо свободное, ни от кого не зависящее желание, которое я ощущаю своим собственным. Желание, требующее, чтобы я был взаимосвязан с другими, – но не ради тех или иных достижений и результатов, как это бывает в спецназе, в спортивных командах и т.п. Я хочу быть взаимосвязан с другими, чтобы раскрыть Высшую силу. Мне нужно ясное и четкое желание проявить взаимную отдачу, взаимную любовь товарищей, чтобы Творец раскрылся между нами и тем самым мы ощутили, что доставляем Ему удовольствие.

Всё это "обрисовывается" и осуществляется именно между нами, если у нас действительно есть такая потребность. Причем исходит она не от кого-то извне, никто меня ни к чему не обязывает, и преследую я не личную выгоду, а только общее благо. 

Вот чего мы хотим – через любовь к творениям достичь любви к Творцу. И желание это приводит нас к "получению Торы". Иными словами, нам предоставляют возможность реализовать его – разумеется, не за один раз, а постепенно. Всё яснее проявляя эту потребность, я получаю силы, которые ее взращивают, и. сообразно с этим, в моей связи с группой, в ее центре раскроется Творец. Так мы и идем вперед.

Вопрос: Как желание может ни от кого не зависеть?

Ответ: Смысл в том, что я сам выбираю этот путь. Неслучайно получение Торы задерживается вплоть до "выхода из Египта" – всё то время, пока я нахожусь во власти эгоизма, чуждой духовному миру. Речь идет не о рабстве на какого-то хозяина, не о работе с утра до ночи, чтобы обеспечить своей семье хлеб насущный. Пускай в этом я несвободен, но я должен быть свободен в желании выбрать правильный путь. "Фараон" еще держит меня, еще проявляется во время скитаний по пустыне, но у меня уже есть силы, чтобы устремляться на Творца, на отдачу, – и это мое желание свободно.

Казалось бы, как же так? Ведь я еще не исправил себя? Как же можно быть свободным от эгоизма? И все-таки мое желание взять верный курс на Творца действительно независимо.

Вопрос: От чего зависит сила этого желания? В одних оно горит, а в других едва теплится…

Ответ: Пробуждение, разумеется, приходит свыше. И вопрос в том, реализует ли его человек в месте свободного выбора? Ведь настоящая свобода выбора есть только в правильном окружении, в группе товарищей. А пока я не вступил в нее, за меня выбирает Творец – так же, как мы выбираем за малыша, чтó он будет есть и чем будет заниматься. Но когда ребенок подрастает, мы освобождаем ему немного места, предоставляем выбирать себе игры, предлагаем на выбор омлет или кашу… Мы понимаем, что по мере роста в нем пробуждается личность.

Вот и на духовном пути человек по мере роста обретает всё более осознанный, осмысленный выбор. И дают ему этот выбор очень просто – через добавки зла, плохих ощущений. "Я создал злое начало, – говорит Творец. – И если ты хочешь, Я обращу его в доброе. Только ты должен попросить об этом". Вот и выходит, что для меня вопрос заключается в просьбе: просить Его или не просить?

В целом, всем управляет Высшая сила. Все силы скверны, все помехи, все внешние факторы – в ее руках. Все добрые состояния, все силы света тоже приходят от нее. А я стою посередине, и главное для меня – понять: я связан с Высшей силой, и она управляет мною, объемлет, замыкает меня со всех сторон. Как же во всех состояниях, которыми она меня путает, желать связи с нею?

Проблема лежит на грани моего восприятия, на пороге сознания. Если я ощущаю слабую боль, то могу согласиться с тем, что она пришла от Творца и побуждает меня обратиться к Нему. Ведь сказано, что он "ревнитель". Видимо, Он ревнует, если я переношу внимание на кого-то другого. Как только я забываю о нем, Он стразу напоминает о Себе – предоставляет мне возможность выбора.

Так вот, здесь надо понимать, где находится порог отключения: какую боль или какое наслаждение я должен испытывать, чтобы отключиться от Творца. Этим и измеряется Человек во мне: насколько я ставлю на себя сокращение и экран, чтобы ничто не разлучало нас.

Из урока по статье "Поручительство", 02.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дополнительное пробуждение

Не согласный с самим собой

Где прикупить желание?

Выборы дирижера оркестра

каббалист Михаэль ЛайтманВся наша работа заключается в выборе, как сказано: "Выбери жизнь!" Каждый раз нужно продвигаться по ступеням лестницы ко все более качественному выбору. Творец желает раскрыться творениям, Он хочет, чтобы они раскрыли и почувствовали Его как единственную силу в мире - добрую и несущую благо. Но мы должны  раскрыть это сами, в своих желаниях, то есть изменить себя так, чтобы увидеть, что Творец добр и в мире ничего нет, кроме Его доброты.

Наш первый выбор начинается с того, чтобы во всем происходящем в этом мире попытаться увидеть проявление единственной высшей силы. Человек должен представить себя стоящим посередине: с левой стороны от него живет и действует весь этот мир, а с правой стороны - Творец. А человек стоит между ними двумя и выбирает, кто из них выиграет, кто будет дирижировать всем этим оркестром: сам мир или Творец, или может быть по очереди, или оба вместе, или Творец действует через этот мир?

Проходит много времени, пока человек это не выяснит. Это его первый выбор: того, что "Нет никого кроме Творца". А после того, как он решает, что нет ничего кроме высшей силы, настает очередь выяснить, что она добрая и несет благо. 

То есть недостаточно отдать мир под управление единственного Творца, нужно еще оправдать Его управление миром, убедившись, что оно абсолютно доброе, за счет исправления самого себя.

Перед таким двойным выбором стоит человек. Потом он начинает выяснять еще более высокие ступени верой выше знания, но главное, сделать этот первый выбор. В этом и заключается период подготовки, на котором ему нужно изменить себя, ведь ничего не меняется, кроме самого человека. Таким путем он достигает духовного мира.

Из подготовки к уроку, 24.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Увидеть раскрытое милосердие

На прямой волне к Творцу

Что значит "идти путем Творца"

О свободе мысли

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается моя свобода выбора в отношении своих мыслей?

Ответ: Все мысли, которые есть во мне сейчас, все понимание и ощущения, все данные, которые я как бы "сканирую" и затем обрабатываю: синтезирую и анализирую - это параметры, заданные свыше. Что я чувствую, как чувствую, какие решения приму - все это уже предопределено сверху, вплоть до этого момента. Теперь спрашивается: что будет начиная с него и дальше? Вот в этом "а что дальше" есть такой параметр, который называется моей свободой выбора.

Свобода выбора в отношении мыслей заключается во внешнем желании и внешнем разуме, принадлежащем группе. После разбиения я раскололся на две части. Одна часть в моем ощущении находится вне меня, а вторую часть я воспринимаю как себя самого внутри. Таким образом, возникают мои внутренние разум и сердце - я сам, и внешние разум и сердце, то есть группа. Все, что мне нужно - это начать соединять две эти части вместе, в один сосуд.

И тут у меня начинается борьба, проблемы, в этом заключается весь порядок работы и все исправления. Ведь пытаясь примириться с той частью, которая все время демонстрирует мне свое противостояние и противоположность, я чувствую потребность в Творце - единственному, кто может соединить две эти части вместе. И чем сильнее я нуждаюсь в том, чтобы Он примирил две эти противоположности, в той мере я соглашаюсь с Творцом, с Его природой, с Его существованием, с Его властью, с тем, чтобы это свойство управляло мной.

Чем больше я стараюсь отменить себя перед группой, тем очевиднее мне становится, что я не готов преклониться пред другими. В итоге, я до такой степени измордую себя, чтобы окончательно выяснить, что не готов склониться ни при каких условиях. Я прихожу к такой ненависти, которая словно гора Синай ("сина" - ненависть). Но за счет того, что я так много раз пытался отменить себя, я осознаю, что обязан это сделать, и потому чувствую необходимость в помощи высшей силы.

Из урока по статье из книги "Шамати", 19.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбор в том, как подготовиться к действию

Свободный разум

Свобода – это добровольная зависимость

Ответственность за то, что вылупится из яйца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем состоит моя ответственность за плохие поступки, если все мои состояния определяются высшей силой?

Ответ: Я не могу изменить то состояние, в котором уже нахожусь. Но я подготовил его вместе с Творцом, как Его партнер. У меня была возможность подготовиться так, чтобы приходящее сейчас состояние, раскрылось как более доброе – а я этого не сделал.

Однако само это текущее состояние уже нельзя изменить, оно является закономерным итогом всех предыдущих условий, на которые я безусловно мог повлиять.

Я мог положить яйцо под курицу, мог выложить его просто на солнце, а мог поместить в инкубатор. В соответствии с этим я и получу результат, определяющий скорость развития и мое отношение: все изменится!

Но когда я оказался в каком-то состоянии, уже поздно с ним что-то делать. После того, как я действовал по принципу: "Никто не поможет мне, кроме меня самого", а в итоге признал, что "Нет никого, кроме Творца", я получил такой результат. Я сделал максимум возможного со своей стороны, и все же с самого начала было ясно, что я должен попасть в такое состояние. 

Где же моя свобода выбора, если с самого начала все было уже предопределено? Но только оправдав это свое текущее состояние как правильное и уже заранее назначенное свыше, исходя из того, что "Нет никого кроме Творца", сейчас я могу решить, что делать дальше и говорю: "Никто не поможет мне, кроме меня самого".

"Никто не поможет мне, кроме меня самого" – это тот период, когда я действую и работаю так, будто Творца нет рядом, потому что я не знаю, где Он, это от меня скрыто. Но для чего мне нужно так действовать? Если я правильно работаю, то потом приму в идеальной форме любое раскрывшееся состояние как приходящее от высшей силы, кроме которой ничего нет.

За счет этой работы, я подготавливаю свое восприятие к будущим состояниям. Творец может раскрыть мне такое состояние, которое сегодня кажется мне просто ужасным. Но после подготовки, которую я сейчас произвожу, работая по принципу, что никто не поможет мне, кроме меня самого, я приму это состояние как проявление абсолютной доброты Творца, пришедшее мне во благо. Это и будет моим заработком после завершения "полного рабочего дня".

Из урока по статье Рабаша, 17.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбор в том, как подготовиться к действию

Поход на рынок за слиянием с Творцом

Ты сердишься – значит, ты не прав

Выбор в том, как подготовиться к действию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем состоит свобода нашего выбора в работе?

Ответ: Подлинная свобода выбора, в отличие от всей мнимой свободы, заключается в подготовке, а не во время самого действия. Когда действие происходит, уже невозможно на него повлиять: приходит состояние, данное свыше, а мы только заранее можем установить, в какой форме его примем.

Кроме этого, от нас ничего не зависит. Программа творения уже существует и ее нельзя изменить. Мы можем только ускорить свое развитие. А кроме того, мы еще не понимаем своей связи со всей огромной системой: ведь как возможно, чтобы я продвигался быстрее других, если мы находимся в одной системе, все части которой обязаны развиваться гармонично? Выходит, что мы все зависим  друг от друга.

Но если вы хотите знать, где у нас есть свобода, то она только в подготовке. Я должен выделить тот единственный фактор, на который могу влиять, и работать для его изменения. А оно зависит только от того, как я возвышу свою группу, чтобы за счет нее суметь ценить любое приходящее состояние, как данное Творцом с абсолютно добрыми намерениями и мне во благо. 

Только от окружения, которое я организовал для себя, зависит, насколько мне удастся подняться над силами разобщения, отрицающими единственность высшего управления, и темнотой, ставящей под сомнение доброту Творца. Тогда я смогу увидеть: могу ли или не могу оправдать любое состояние: и лично, внутренне, и в общем, во всей группе.

Допустим, обнаруживается какая-то общая проблема, большая неприятность - тут мы и сможем проверить, способны ли мы справиться с ней все вместе, подготовили себя к ней или нет?  И соответственно, каждый проверяет себя, насколько он вовлечен в общее переживание и укрепляет всех остальных.

Все это зависит от подготовки и от осознания своего зла, от выяснения своего эгоизма и стремления творить добро. Здесь и проверяется человек, на самом ли деле он находится не под властью своего эгоизма, а в ощущении важности окружения, группы, которая превыше всех его личных, эгоистичных расчетов. В этом и заключается наша подготовка, то есть вся свобода выбора.

Из урока по статье Рабаша, 17.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Просьба не задерживаться, а проходить вперед!

Главное – ускорить время!

Годы свободного выбора – а не миг

Право на свободное пересечение границ реальности

каббалист Михаэль ЛайтманВо всем мироздании, начиная с мира Бесконечности и всех высших миров: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, всех парцуфим и сфирот, и вплоть до этого, самого нижнего и последнего мира, включающего в себя всю неживую вселенную и растения, животных, людей на поверхности Земного шара - только человеку дана свобода выбора. И из всех людей - только тем, в которых пробуждается вопрос: "В чем смысл этой жизни?"

Если человек вдруг ощущает потребность узнать, для чего он живет, это знак того, что вместе с этим вопросом в нем также начала развиваться возможность исправить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Сам этот вопрос свидетельствует о появлении в нем какой-то связи с источником жизни, то есть у него есть возможность исправить свою связь с источником. В наше время этот вопрос просыпается во множестве людей, поэтому мы видим, что мир охватывает депрессия.

Если бы мы могли сами определить, в чем недостаток нашей связи, поломка в коммутации, то могли бы исправить себя. Мы бы уже включали в себя и хорошую систему, и плохую, и увидели, какая связь сломанная, а какая исправная. Но мы не способны это сделать, потому что человек создан только с силой зла. Кроме желания насладиться всем, чем только возможно, я ничего больше не чувствую, не понимаю и ни о чем другом не могу думать. Это моя внутренняя программа. 

Куда бы я ни смотрел, что бы ни видел и ни чувствовал, к чему бы ни относился, все мое сознательное и бессознательное поведение, все дни моей жизни направлены лишь на то, как насладить себя за счет каждого движения и любых возможностей. Так человек построен, и не может выйти из этого круга.

А если я хочу сделать добро кому-то другому, то причина в моем особом отношении к этому человеку, из-за которого я чувствую его близким к себе. Мое приятное ощущение зависит от его приятного ощущения. По такому принципу существует не только человек, но и вся неживая, растительная и животная природа. Можно увидеть этот подход везде: начиная с самых мелких, элементарных частиц и волн - вплоть до огромных космических объектов во вселенной, целых галактик. Во всем действует лишь одно желание захватить то, что для меня полезно, и оттолкнуть вредное.

Эгоистическое желание насладиться на неживой, растительной, животной и человеческой ступенях действует лишь таким образом. Но на человеческой ступени нам еще добавляется особая свобода выбора. Человек развивается из животной ступени, из обезьяны, и в какой-то момент начинает спрашивать: для чего он живет, в чем смысл жизни, где ее источник, есть ли у нее цель?

По мере своего развития, благодаря ударам и ощущению своей истории, человек постепенно начинает видеть общую картину. И тогда вопрос о смысле жизни заставляет его выяснить свое желание, он обязан понять, для чего живет. Пусть в его жизни все в порядке, но есть ли у нее какая-то цель, чего он этой жизнью  достигнет? 

Некоторые уходят в религию, которая дает человеку какую-то надежду, обещая, что ему будет хорошо после смерти. Но это не решение, потому что таким путем человек не постигает на практике ответа на свой вопрос. Он только успокаивает себя рассказами других людей.

Наука каббала дает человеку реальную возможность увидеть реальность, продолжающуюся за границы физической смерти. Как сказано: "Свой мир увидишь при этой жизни". Это значит, что за счет изменения своего отношения к действительности, человек начинает видеть обратную реальность, находящуюся вне него. Он выходит из себя во внешний мир, как будто отождествляя себя с внешним миром, и за счет этого оставляет свое животное тело, животную ступень, и обретает новые органы восприятия и свойства, которые называются человеческими.

Он отождествляет себя и сливается со всей природой, находящейся вне его. Этим он обретает внетелесное существование, духовную жизнь. И это нам нужно сделать здесь, в этом мире, при этой жизни, тогда мы перейдем в следующую реальность. Ведь сейчас мы живем на животной ступени реальности. В нашем мире есть неживая природа, растительная и животная, и мы относимся к животным, только более развитым.

А нам нужно перейти на человеческую ступень - ступень человека, Адама, то есть "подобного" (домэ) высшей силе, силе любви и отдачи. Когда человек выходит из себя, он начинает видеть и ощущать эту иную реальность. Он начинает ощущать жизнь вне тела, словно в общей матрице, существуя выше материального.

Именно такое существование называется человеческим уровнем. Мы достигаем его за счет того, что притягиваем силу отдачи, существующую в природе, добавляем ее к своей силе получения, силе своего эгоизма, и начинаем исправлять этот эгоизм, обращая его на отдачу. Таким путем мы переходим на духовный уровень.

В наши дни мы находимся на переходе от одной ступени к другой и в самое ближайшее время увидим, как всему миру придется перейти на этот следующий этап развития.

Из урока по статье Рабаша, 19.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

На повороте истории

Человек, от которого зависит все мироздание

Найти свое место в Замысле творения

Позывные будущего

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы знаем, что различие между медленным путем страданий и коротким путем состоит в том, что при ускорении я не только испытываю давление сзади, но и сам тянусь вперед…

Ответ: Это главное – тянуться вперед. Достаточно маленького толчка со спины – и ты просыпаешься, чтобы взять на себя остальную работу. Сказано, что Творец возлагает руку человека на добрую судьбу, – т.е. задает тебе направление. А дальше дело за тобой.

Вопрос: Однако чтобы тянуться вперед, надо сначала зацепиться за что-то. Не буду же я лезть вверх по воздуху. Что же я могу ухватить там, над головой, чтобы подтянуться наверх?

Ответ: Трудно передать. У каждого человека есть "ангел", который направляет его. Это особая сила, устремляющая к единству, к участию в жизни общей системы. Как следствие, человек продвигается, еще не зная, почему и куда, посредством импульсов, которые ему непонятны.

Но это не толчки "катка" развития, надвигающегося сзади, а "позывные будущего", влекущие меня куда-то, показывающие что-то, и вообще, создающие разного рода возможности. Внезапно я что-то вижу или слышу, с кем-то сталкиваюсь, нахожу какую-то книгу… Так действует мой "ангел".

И потому пока что нет ясного и четкого ответа на твой вопрос. А затем ты увидишь, что всё это – силы нашего развития, которые мы изучаем в "Учении Десяти Сфирот". Скоро мы сблизимся с ними и заговорим на языке этой книги…

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 21.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нельзя стоять на месте

Луч света сквозь тучи

Погонщик ослов

Человек, от которого зависит все мироздание

каббалист Михаэль ЛайтманЗлословие – это нарушение, разрыв связи, коммуникации между людьми на человеческой ступени. Но то, что происходит с человеком, проецируется на все другие формы природы, находящиеся ниже него. Поэтому поведение всей общей системы, включая высшие миры со всем, что в них есть, и наш мир со всеми его уровнями вниз от человеческого: животным, растительным и неживым, зависит лишь от единственной свободы выбора, существующей во всем мироздании. Все зависит от единственного свободного действия: правильной связи между частями на том уровне, где ее возможно установить по воле самих творений.

Эта связь не может быть установлена элементарными частицами или молекулами, ни животными, которые ниже нас, ни ангелами, которые выше, то есть высшими силами. Она устанавливается только на нашем, человеческом уровне – лишь он является определяющим из всей иерархии сил и форм. Только люди обладают свободой воли, и она относится лишь к тому, как установить между ними правильную связь. Вместо изначально заданного, естественного отношения: природной ненависти и эгоистического отторжения – к исправленному отношению, которое называется "любовь к ближнему как к самому себе". Таким образом, мы достигаем совершенного поведения всех частей творения как единой интегральной системы.

Вся Тора говорит лишь об исправлении отношений между людьми, потому что благодаря этому все мироздание возвращается в исправное состояние. Кроме этого, ничего не нужно исправлять. 

Сначала человечество должно развиться до такого уровня, когда сможет понять, что оно испорчено. Тогда оно начинает ощущать, что нет выбора и нужно что-то делать с самим собой, чтобы исправить это несоответствие и нестыковку своих отдельных частей, иначе оно просто исчезнет с лица земли. И тогда раскрывается методика исправления.

Сейчас мы находимся именно в таком времени, когда желания человека и его свойства изменились и развились за время эволюции настолько, что мы уже начали чувствовать, что не способны привести в порядок мир, то есть построить правильные отношения между нами. А с другой стороны, мы просто обязаны это сделать, иначе у нас вообще нет будущего. И поэтому раскрывается методика исправления, позволяющая наладить правильную связь между людьми, чтобы все человечество находилось в соответствии с природой, в гармонии.

Из всей огромной природы – только люди вносят дефект в прекрасную общую гармонию и интегральное единство всех частей, где каждый поддерживает остальных и чувствует себя элементом аналоговой, неразрывной системы, работающей в полной взаимности. В наши дни мы достигли такого развития, что наконец начинаем осознавать, что у нас нет выхода, и мы обязаны познакомиться с методикой исправления. Иначе у нас нет никаких шансов продолжать историю человечества, и наше состояние очень опасно.

Из урока по статье Рабаша, 19.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Волдырь на прекрасном лице творения

Маленький шаг человека – гигантский шаг человечества

Измени свои мысли, и увидишь мир другим!

Мир с одной свободной точкой

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему человек должен открыто сказать: "Для меня создан этот мир"?

Ответ: Человеку нужно раскрыть, что для него создан этот мир: что всё, существующее  в нем самом и вокруг него, все видимые им свойства и действия ведут к исправлению его души в том случае, если он правильно их использует – и нет ничего кроме этого.

Перед каждым находится мир Бесконечности, а он воспринимает эту Бесконечность как картину этого мира. Но если он возвратит все происходящие ситуации к миру Бесконечности, то есть к принципу: "Нет никого кроме Творца, доброго и творящего благо", и соберет все времена в одной точке тем, что все они говорят на одну тему и все ведут к одному корню, возвращающему нас к одной цели, то тогда сможет с полным основанием сказать, что весь мир создан только для него.

И так должен сделать каждый: у каждого свой мир, ведь он раскрывает мир в своем желании. Он обнаруживает, что все остальные по отношению к нему – это  силы его собственной души, и только он один обладает свободой воли. Сейчас ему кажется, будто в мире присутствуют другие силы, кроме него. Но это лишь потому, что он еще не достиг осознания, что весь мир находится внутри него, рисуется в нем и предназначен именно для него, чтобы он смог раскрыть всеобщее единство.

Из урока по письму Бааль Сулама, 20.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новое упражнение на новое скрытие

Мы – Бесконечности, соединяющиеся в круг

Для меня создан мир

Страница 47 из 76« Первая...4546474849...Последняя »