Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Пирамиды Маслоу и Бааль Сулама

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Пирамида Маслоу – это пирамида потребностей. Ее основание – физиологические потребности в пище, сне и др.. Над ними – потребность в безопасности, стабильности, свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке. Над ними – потребность в принадлежности и любви. Над ними – потребность в уважении и признании.

Вершина пирамиды – потребность в реализации. Только отдельные личности достигают вершины, достигают своей идентичности, самости. Большинство людей функционируют на уровне удовлетворения физиологических потребностей.

Часть человечества удовлетворяет физиологические потребности и потребности в безопасности, то есть чувствует себя сытой, одетой и защищенной, другая часть кроме этих потребностей удовлетворяет потребность в любви и принадлежности. Есть и такая группа людей, которая достигает уровня признания, уверенности, ощущения значимости, собственной полезности.

Реплика: Пирамида Бааль Сулама – это пирамида земных желаний: пища, секс, семья – желания телесные, и богатство, почести, знание – желания общественные. Далее (выше этих желаний) следует желание познать смысл жизни, ее источник – это желание возникает в человеке свыше, как проявление информационной записи (решимо) его бывшего духовного состояния.

Оно толкает человека к учителю-каббалисту, под руководством которого человек раскрывает 125 ступеней духовного постижения – вплоть до вершины лестницы, состояния полного исправления (эгоизма) и подобия Высшей Силе.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Потребности вместо знаний

Калейдоскоп желаний

Потребности: способ диалога с миром

Смертельная доза эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Говорят, что именно в день Лаг ба-Омер прекратилась эпидемия, от которой умерло 24 тысячи учеников Рабби Акивы?

Ответ: Рабби Акива – это учитель Рабби Шимона, написавшего книгу Зоар, и естественно, что он был даже еще выше своего ученика.

Именно Рабби Акива провозгласил, что главный закон Торы – это любовь к ближнему как к самому себе. Но его собственные ученики упали из любви в беспричинную ненависть и от этого погибли.

Дело в том, что они были обязаны разбиться. Они не смогли преодолеть того эгоизма, который вдруг резко вырос и прорвался в них, не давая им соединиться друг с другом. Вследствие этого пришла эпидемия, унесшая их жизни.

Вопрос: Мне кажется, что эта история постоянно повторяется с народом Израиля: все время прорывается этот большой эгоизм и приводит к ненависти и раздорам?

Ответ: Народ Израиля - самый эгоистичный, не зря он назван "жестоковыйным". Но этот эгоизм дан нам для того, чтобы мы его исправили и этим принесли исправление всему миру. 

Это обязательно случится и очень скоро, желаем мы того или нет. Мы уже живем в поколении, которое называется поколением Машиаха. (Машиах – это не человек, а особая сила природы.)

Каббалистические книги указывают, что с 1995 года и далее начинается эпоха Машиаха, то есть мы способны получить силу "вытягивающую" (мошех) нас из этой эгоистической природы в духовную природу отдачи и любви. Таким образом мы прорываемся в новый мир.

Из программы на радиостанции 103FM, 03.05.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Найдено богатейшее месторождение добра

Лаг ба-Омер – праздник Света

Костры Лаг ба-Омера

На вершине мирового эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли группа совместно прилагает усилия для того, чтобы вместе достичь взаимного объединения, превращаясь в одного человека с одним сердцем, то это называется каббалистической "медитацией", внутренней работой или созданием намерения. В результате такой внутренней работы мы начинаем раскрывать действия, силы, этапы, ступени.

Все это описано в каббалистических книгах, например в "Учении Десяти Сфирот". Первое состояние, когда человек включается в такую внутреннюю работу, оставляет свой эгоизм и ощущает свое соединение с остальными, называется духовным зародышем.

После этого он начинает расти в духовном мире. Каббала очень точно, во всех технических подробностях описывает все проходимые им состояния: с помощью каких сил и каких действий он проходит все этапы, пока не достигает полного подобия высшей силе природы, что называется его личным концом исправления.

Каббалистические книги описывают, как устроена эта система, как она действует и управляет человеком, и как он должен на нее реагировать, активизируя ее.

То есть в этих книгах говорится только о внутренней работе человека, о "медитации", но практической. Ведь человек постоянно находится в связи с группой и действенно отменяет свой эгоизм, поднимаясь над ним на все более высокие ступени. 

Каждый раз его эгоизм растет, и человек поднимается над ним еще выше. Словно я поднялся на небольшой холм, и вдруг этот холм подо мной начинает расти, словно мой эгоизм. А я должен устоять на нем и не свалиться. Так за счет растущего эгоизма я тоже расту над ним. Так продолжается до тех пор, пока весь огромный, мировой эгоизм не оказывается подо мной.

Таким образом, отличие науки каббала от всех других методик в том, что она не подавляет эгоизм человека. Она не учит его медитировать, отдаляясь от эгоизма и воспаряя в воздухе, будто он не находится в теле. Наука каббала требует от человека использовать весь свой эгоизм, ведь именно над ним он обязан подняться по духовным ступеням.

Без правильного использования эгоизма нет никакой возможности подняться в духовное. Поэтому "наука каббала" и имеет такое название, которое переводится как "мудрость получения", ведь она учит, как по-умному использовать силу своего эгоизма.

Человек учится использовать две линии: силу получения и силу отдачи. Сила получения есть у нас прямо сейчас, но она все больше развивается по мере того, как мы обретаем силу отдачи, любви между нами. С помощью высшей силы природы мы выращиваем в себе силу отдачи, силу правой линии, и соответственно в нас растет сила получения, левая линия.

Посредством двух этих сил, двух линий, мы поднимемся по средней линии, строящейся между ними. В этом и заключается методика каббалы.

Из 509-й беседы о новой жизни, 25.01.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалистическая "медитация" ради объединения

Медитация усыпляет эгоизм

Каббалистическая медитация (клип)

Кошачье счастье

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое 49 нечистых врат, которые проходят перед выходом из Египта?

Ответ: Мы стараемся выйти из своего эгоизма и не можем. Делаем еще одну попытку – и вновь безуспешно. Так мы пытаемся снова и снова, пока не обнаруживаем, что нам и не хочется выходить. У нас нет для этого ни малейшей возможности и никаких сил. Состояние совершенно безнадежное.

Эгоизм, как и сегодня, завлекает нас разными глупостями, которыми мы пытаемся наполнить свою жизнь. Чем же эта жизнь отличается от жизни кота, за тем исключением, что кот чувствует себя хорошо? Вчера была ясная погода – он грелся на солнце. Есть еда – кот поел и спит, и больше его ничего не волнует.

А человеку надо в тысячу раз больше, чем коту, чтобы почувствовать себя удовлетворенным. Так кто же счастливее: человек или кот? По всей очевидности, кот счастливее. Он все время лежит на солнце, знает, что хозяин его всегда покормит, и не о чем беспокоиться.

Кот презрительно смотрит, как хозяин все время бегает, то на работу, то по тысяче других дел. Он недоумевает, зачем люди устроили себе такую беспокойную жизнь, зачем так суетятся, каждый день вертятся по одному и тому же кругу: детский сад, работа, магазин, дом, приготовил еду, поел и спать, чтобы утром начать все сначала. Разве стоит так крутиться весь год для того, чтобы один раз вырваться на неделю и поехать куда-то в отпуск.

А кот лежит целый день, вылизывает сам себя и ему хорошо. Так кто же из нас  счастливее, кто совершеннее? Разумеется, кот, а человек – это самое несчастное создание, как сказано про Эйсава: "Рука его на всех и все руки на него".

Из урока по статье Рабаша, 08.04.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Врата освобождения

Выход из рабства с большим приобретением

49 врат на пути к освобождению

Когнитивная простота: жизнь в черно-белом цвете

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Наша жизнь протекает стремительно и теряет оттенки, превращаясь в черно- белую. Свои – враги, герои – подлецы. Психологи назвали восприятие в черно-белых тонах когнитивной простотой. Это явление возникает в младенческом возрасте. Сложность мира обретается с годами в отношениях с людьми.

Правителям лучше, когда люди воспринимают мир простым, ими просто управлять и легко подчинить своей воле. Многие согласны принять правила этой игры.

Простота, как форма психологической защиты, помогает им справиться со сложностью окружающего мира. Упрощенный мир не только позволяет яснее видеть цель, но добиваться ее. 

Когнитивная простота – основа манипуляции, которая заключается в умении достичь поставленных своих целей, при этом, внушив остальным, что и они этого хотели.

Манипуляции основаны на идеях, предполагающих безраздельное подчинение себе подобными. Манипуляции направлены на противодействие сотрудничеству, доверию и автономии.

Возникает необходимость в способности представлять свои состояния и других не только рационально, но и чувственно. Сознание индивидуума должно включать позицию окружающих. Судьба человека – это попытки объединиться и заботиться о других не менее чем о себе.

Реплика: Только дополнение к эгоизму, который лишь один управляет нами, второй силы природы, положительной силы связи и любви, сделает наш мир, человека в нем, уравновешенным двумя силами, и мы сможем управлять собой и миром, строить уравновешенную систему мира.

В противном случае мы падаем во все больший эгоизм, который ведет нас к ужасным страданиям, в конце которых, после мировых войн и истреблений, мы все-таки осознаем необходимость дополнить себя положительной силой любви и выстроить человечество, как уравновешенную систему. Положительную силу связи мы можем раскрыть только в семинарах – в небольших объединениях.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Десять способов манипулирования людьми

Метод ли это в исправлении?

Как манипулировать людьми? (клип)

Одиночки против семьи

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: В прошлом в Западных странах действовала форма ответственности, которая предусматривала возможность, когда один позволял другому пользоваться частью своей свободы, а тот взамен предоставлял такую же возможность. Сейчас свобода не является обязанностью, а относится к категории права.

Свободным человеком называют того, кто проявляет готовность закабалить как себя, так и окружающих в погоне за получением наибольших благ. Былое сотрудничество сменилось жесткой конкуренцией.  Эгоизм стал свободой, альтруизм – порабощением. Прогрессисты называют семью, основанную на взаимном альтруизме ее членов – патриархальным рабством.

Различия между ролью мужчины и женщины стали менее жесткими. К агрессивному соперничеству ведут отсутствие общих целей, недостаток близости и поддержки. Одиночка счастлив тогда, когда ощущает, что живет правильно. Поэтому он везде ведет войну с семьей и ее устоями. 

Одиночки – продукт рухнувшего благосостояния государства, порожденный конкурентной борьбой за выживание. Чем больше становится одиночек, тем жестче и ожесточеннее борьба. Они – причина и порождение разложения общества, как формации, в которой потеряло ценность совместное благо, а на его место пришли эгоистические интересы отдельных личностей. 

Эгоизм - это свойство, присущее незрелости и инфантильности. Людьми незрелыми легко манипулировать. Их гибкость и готовность к действиям, развитая из-за отсутствия обязательств в семье – большое преимущество.

Одиночка в своем замкнутом пространстве не так счастлив, как представляется, но он не способен это признать. Если одиночество – осознанный выбор, то это не может считаться признаком счастья и желания быть свободным, это указывает на наличие эмоциональных проблем. Люди не созданы быть одинокими и жить в одиночестве.

Реплика: Разбиение семей – следствие возросшего эгоизма, как и возрастающая агрессия людей и стран – все это приводит нас к необходимости переосмыслить суть нашего развития и к необходимости найти решение. А оно – в применении к каждому и обществу принципа "единение над всеми пороками и противоречиями".

Предыдущие сообщения на эту тему:

Одинок или Отдельное проживание

Одинокие – к нам!

Капитализм желает вам развода

Мир на пороге свободы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Откуда у нас возьмутся силы удерживаться в непривычном нам состоянии Песах и использовать только мацу, "скудный хлеб", не получая от него никакого наслаждения?

Ответ: Нам помогает то, что мы получаем удары, когда используем свое эго. Примером тому – сегодняшний мир, который находится во власти фараона, во власти эго. Разве кто-то в этом мире наслаждается?..

Уберите из этого мира успокоительные таблетки, наркотики, все, что убивает людей, разрушает их и отключает от жизни, все, что дает ложное наслаждение, чтобы они могли вытерпеть эту жизнь, – и вы увидите, что весь мир страдает. Весь мир – от маленьких до больших, от бедных до богатых! Никто не наслаждается по-настоящему, а лишь старается поменьше страдать.

И тут мы приходим к еще более худшему состоянию, в котором видим, что движемся к всеобщему разрушению, когда уже не только мы в наших испорченных отношениях с детьми, в семье, но и целые страны, целые народы начинают смертельно ненавидеть друг друга и страдать друг от друга.

Ведь мир стал интегральным, тесным, замкнутым, и мы начинаем чувствовать себя в мире как в семье, где неспособны больше терпеть друг друга. Нам все мешают – каждый человек и каждый народ. Каждый желает подавить других своей гордостью, своим эгоизмом, своей целью. Это еще не конец, но ситуация быстро продвигается в этом направлении. 

Отсюда мы должны решить – достаточно или нет. Если нет, то мы продолжаем. Если мы не желаем выйти из этого собственными силами, то природа продолжит заботиться о том, чтобы мы страдали все больше и больше. От этого не будет спасения.

В итоге мы должны решить, что выход из этого изгнания, из этого состояния, – наша обязанность, ради нашего блага. Ведь мы обязаны достичь состояния, в котором как-то ладим друг с другом – и с детьми, и в семье, и в стране как единый народ, и во всем мире – между всеми народами и странами.

Мы обязаны принять решение – оставить наше эго, которое не дает нам правильно объединиться, ведь у нас нет выбора, все мы живем на одном земном шаре, все дышим одной атмосферой. И сегодня мы видим, что если я "копаю" у себя, то мешаю тебе, а если ты "копаешь" у себя, то мешаешь мне. Настолько тесно мы связаны!

Поэтому у нас нет иного выбора, кроме как достичь какого-то объединения. Но как его достичь? И тут оказывается, что у евреев есть такая методика, позволяющая возвыситься над своим эгоизмом. Пасхальное сказание как раз и обучает нас, как мы можем действительно подняться над своим эго и достичь иной, лучшей жизни.

Из 539-й беседы о новой жизни, 24.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Патент Песаха: наслаждайтесь бесконечно!

Квасное квасному рознь...

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Фараон – квинтэссенция зла

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мне кажется, эгоизм – это положительное качество, без которого человек не может развиваться. Если у ребенка нет эгоизма, он не стремится учиться и расти.

Ответ: Стремление к знаниям, образованию, культуре, увидеть мир, полететь в космос – это не называется злым эгоизмом. Злое начало – это плохие отношения между нами, желание использовать ближнего, подавить его.

Просто желание вырасти и стать большим человеком – это не эгоизм, ведь возможно, я хочу принести этим пользу человечеству. Эгоизм – это желание подавить других, поработить их.

Фараон, царь Египта – это квинтэссенция всего зла. Это особая сила, свойственная каждому человеку от природы и называющаяся злым началом, портящая наши отношения друг с другом. Речь идет только о ней, а не о стремлении человека к развитию.

Фараон называется царем Египта, ведь он безраздельно властвует над нами, не спрашивая нашего желания. Он только приказывает нам, что делать – нагружает изнурительной работой. 

Фараон приказывает нам строить, то есть объединяться. Но как только мы хотим объединиться, он встает между нами и ссорит между собой, получая от этого удовольствие.

Сегодняшний человек – это раб особой силы, называющейся Фараоном. В природе есть сила, продвигающая весь мир в процессе эволюции. Она приводит к общему развитию технологии, науки, культуры, образования.

Но внутри этого развития скрывается сила, заставляющая нас плохо, эгоистически относиться друг к другу и наслаждаться тем, что мы выше других, успешнее и можем их притеснять.

Каждый хочет стать Фараоном и распоряжаться другими. Если он имеет возможность ущемить других так, что им некуда сбежать, то получает от этого удовольствие. Это значит, что внутри каждого из нас живет Фараон.

Из 538-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Долгожданное возвращение на свою землю

Современный Вавилон

Побег из египетской тьмы

Возможно ли наслаждаться успехами соседа?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Должен ли я искать самого себя в Пасхальном Сказании, рассказывающем о выходе из египетского рабства, и проводить аналогии со своей сегодняшней жизнью?

Ответ: Сказано, что "деяния отцов – пример для сыновей", а также, что человек должен каждый день видеть себя выходящим из Египта.

Вопрос: Что значит быть рабом в Египте?

Ответ: Раб – это очень высокая ступень. Ощущать себя рабом – это значит, осознавать, что находишься внутри своего эгоизма, который властвует над тобой и не позволяет тебе из него выйти, даже если захочешь.

Мы смотрим в окно на соседа, выходим на улицу, выезжаем на шоссе, приходим на работу – везде мы действуем согласно своей эгоистической природе. Как бы мы ни старались быть дружелюбными и вежливыми, но через несколько минут все равно взрываемся и раздражаемся.

Авраам в первую очередь объяснял человеку те силы, которые им управляют. Он учил, что мысли, желания, которые в нас пробуждаются – это следствие нашей эгоистической природы. 

Нужно постоянно анализировать свои мысли и отношение к другим, познавая самого себя, чтобы понять, кто я такой и кто мной управляет. В итоге я выясняю, что движим злой силой, ведь она все время противопоставляет меня остальным, заставляя завидовать их покупкам, делам, успехам.

Но давайте сравним это с отношением к своему ребенку. Как бы мы относились к соседям, если бы это были близкие нам люди – наши дети? Тогда и выяснится, что наше отношение – это зло. К своему ребенку мы естественным образом относимся иначе, чем к чужому человеку, ведь чувствуем инстинктивную, животную любовь.

Вопрос: Зачем мне любить чужих людей, как собственных детей?

Ответ: А иначе, эгоизм не даст мне существовать, отравляя всю мою жизнь. Он все время ставит меня в противостояние с другими, превращая всю мою жизнь в нескончаемую войну. Достаточно посмотреть на то, что происходит в израильском обществе и вообще в человеческом обществе во всем мире.

Чем больше мы становимся связанными в интегральном мире, тем сильнее ненавидим друг друга. Наш эгоизм проявляется все больше, ведь мы становимся ближе и вступаем в трения. Вот здесь мы и постановляем, что наша природа злая.

Проще, конечно, заметить это в других, видя распри в правительстве, чем в самом себе – но нужно учиться, чтобы в итоге осознать, что наша природа несет нам зло. Ведь она не дает нам наслаждаться жизнью.

Если бы я смотрел на мир и радовался чужим успехам и продвижению, словно успехам моих собственных детей, мне было бы приятно жить. Я всегда был бы в прекрасном настроении. А сейчас я смотрю на новую машину соседа и страдаю от зависти – разве это хорошая жизнь?

Мы даже не представляем себе, сколько удовольствия получали бы, глядя на соседа и восторгаясь, будто это наш сын купил новую машину.

Из 537-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раб не поймет свободного человека

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Свободный человек или раб своей природы?

Замысел Природы: предпосылки к Песаху

каббалист Михаэль ЛайтманПесах – праздник, который всегда с тобой

Песах – это праздник, который всегда с тобой, потому что на духовном пути мы все время должны быть в состоянии перехода ("пе-сах" от слова "пасах", переходить), т.е. в постоянном движении вперед.

Праздник Песах - не фрагмент нашей истории или точка на эволюционной оси, а ежедневное, ежечасное, ежесекундное развитие творения во всех его частях на неживом, растительном, животном и человеческом уровне.

Чтобы понять суть этого праздника, мы должны глобально взглянуть на историю развития творения.

Творение, свободное от Творца  

Человек создан противоположным Творцу. Творец – это свойство добра, отдачи и любви, поэтому его можно создавать, расширять, объединять, оживлять. Это – мысль или сила, задачей которой является создать творение, подобное ей.

Но для того чтобы творение существовало в единении с Творцом, надо определить, какая между ними разница. Если творение такое же, как Творец, то оно просто сливается с Ним. 

Что же тогда в нем противоположно и в то же время подобно Творцу? Ведь именно в этом случае оно может ощущать себя, ощущать Творца, постигать Его, находиться с Ним в слиянии. Это очень сложные понятия. Поэтому можно принять их пока априори, а потом они прояснятся.

Чтобы у творения была возможность развиваться, оно должно выйти из Творца, отдалиться от Него, не ощущать Его влияния – оно должно чувствовать себя свободным.

Как же можно стать свободным от великой силы, единственно существующей в мироздании? Ведь кроме нее ничего нет, все заключено внутри нее. Нет ни объема, который бы она занимала, ни чего-то вне этого объема. В нашем мире существует ограничение по месту, действию и времени, а в духовном мире этого нет. Там безгранично властвует только одна единственная сила вне времени, пространства, движения.

Как сделать так, чтобы творение появилось, имело какое-то место, и можно было говорить о ком-то или о чем-то, что имеет свою свободу воли, понимание, ощущение, желание, действие, влияние, начало и конец? Возникает проблема: как вывести творение из Творца. 

Поэтому появляется необходимость создать творение иным, отличным от Творца, противоположным Ему. Иначе никак! Или ты полностью слит с Ним, и тогда тебя нет. Или ты абсолютно оторван от Него, и тогда ты существуешь.

Но в этом случае ты полностью противоположен Ему и совершенно не чувствуешь Его, потому что у вас нет никаких подобных свойств, мыслей, чувств. Вы будто находитесь в разных плоскостях и не соединяетесь вместе. Именно к такому состоянию надо привести творение.

Изначально созданное творение все время находится вместе с Творцом, под Его властью, и все противоположные Творцу свойства не проявляются, приглушены в нем. А затем Творец скрывается, делает на себя ограничение (цимцум), и творение начинает чувствовать себя свободным от Него, единственно существующим в своей природе, в своем желании получать, наслаждаться.

Если Творец – это свойство отдавать, любить, то творение, чтобы почувствовать себя самостоятельным, становится другим – свойством получать, ненавидеть. В таком состоянии оно разрывается на части, каждая из которых противоположна другим. Это происходит подобно тому, как внутренняя энергия разрывает в космосе огромные массы небесных тел. В принципе, именно так из точки Большого взрыва появилась наша Вселенная. 

С этого начинается развитие неживой, растительной, животной и человеческой природы, протекающее в антагонизме между собой, за счет поглощения друг друга и борьбы противоположностей.

Основа человека – борьба противоположностей

С каждым поколением люди раскрывают, что становятся все более эгоистичными, противоположными друг другу. И хотя они понимают, что им надо бы взаимодействовать друг с другом, но не могут – в них существуют две полярные силы. Одна из них характеризуется тем, что они исходят от Творца, вторая – тем, что они противоположны Творцу.

Эта борьба противоположностей является основой человека и отличает его от неживой, растительной и животной природы, потому что обе силы развиваются в нем параллельно, дополняют друг друга, и хотя находятся в постоянном антагонизме между собой, но все-таки в определенном симбиозе.

Мы, как маленькие дети, не можем дружно играть вместе. Нам надо обязательно что-то отобрать у другого: и ему не дам, и сам не буду играть. Иными словами, мы не можем преодолеть свою эгоистическую природу.

Мы не созданы равными в этих двух характерных для нас свойствах, мы не созданы умными, чтобы с помощью разума покорить свои эгоистические порывы. Мы можем это понять, если речь идет не о нас, но как только уходим в себя, в нас начинают работать эгоистические инстинкты, которые сильнее разума.

Говоря о дружбе и единстве, мы искренне верим, что нужно быть вместе, но как только доходит до дела, забываем об этом. Если я работаю только разумом, то могу фантазировать и представлять город солнца и всю Вселенную, полную блаженства, единения, любви. Но как только немного касаюсь своего маленького эгоистического желания, все мгновенно улетучивается, и я хочу стереть другого с лица Земли, чтобы вообще не видеть его перед собой.

Мы созданы такими, и наши желания не могут уравновеситься разумом. То, чего бы хотели все философы, гуманисты, левые, правые невозможно достичь в рамках нашей природы.

В жестоких тисках эгоизма

Природа человека – это зло, и чем дальше мы продвигаемся, тем сильнее отталкиваемся от добра, от всякой связи между нами. В нас все больше развивается взаимный антагонизм, и мы не можем ладить друг с другом ни в семье, ни на работе, ни в быту – нигде и никак.

Расширяясь в своем эгоизме, мы отдаляемся друг от друга и достигаем состояния, когда пространство вдруг схлопывается, становится ограниченным. Долгие годы мы развивались в разные стороны и вдруг обнаружили, что нам некуда лететь. Мы будто оказались в огромном замкнутом помещении, из которого не можем выбраться.

Но эгоизм отталкивает нас друг от друга, и мне хочется убежать подальше от остальных, потому что максимальный комфорт я испытываю, только когда не завишу от них, не имею к ним никакого отношения, и мне, в принципе, наплевать на всех. Мне не важно, буду ли я их подавлять. Я изначально не хочу никого и ничего – я хочу быть один! 

У меня есть свой телефон, компьютер, холодильник, микроволновая печь, машина, квартира, в которой я один… И всё, больше мне ничего не нужно. Если бы у меня была еще возможность зарабатывать без связи с другими… Мне не надо друзей – разве лишь тогда, когда я испытываю желание немного пощекотать нервы. Мне не нужна жена – я могу привести кого-то на один вечер и достаточно. Мне не нужны дети – я не чувствую в них потребности. 

В общем, всё идет к тому, что человек становится одинок. И вместе с этим в нем растет ощущение, что мы находимся в одном помещении, в одном ограниченном пространстве, зависим друг от друга и не можем никуда от этого деться. Это ужасное ощущение, которое на некоторое время может быть разорвано либо войной, либо большими всплесками агрессии.

Как сделать, чтобы человеку было удобно и комфортно в этом мире? Если мы изучим программу нашей эволюции, то увидим, что созданы такими специально, чтобы, развив свои эгоистические желания, мы начали работать над их объединением.

И здесь мы приходим к состоянию, которого совсем не понимаем. Как можно объединить наши эгоистические усилия, порывы, свойства, движения? Человек не представляет этого.

К примеру, в Европе - тридцать с лишним стран. Все они – эгоистические, у всех огромные проблемы. Возможно, эти проблемы можно решить вместе, но никто не может преодолеть свой эгоизм и соединиться с другими так, чтобы совместно решать и решить. Они съезжаются на конференции, саммиты, о чем-то говорят, выносят какие-то постановления, но ничего не получается. Ничего!

У них нет методики, способной преодолеть всеобщее разъединение. Нам надо найти не центробежные, а центростремительные силы, направляющие нас к точке объединения между нами. Мы видим, что наш разум способен только отчасти осознать эту проблему, но преодолеть нашу природу он не может – он не создан для этого.

Мы в чем-то уподобились маленьким несчастным существам, которые сами ведут себя на заклание. Ведь сейчас мы уже совсем спокойно говорим о третьей мировой войне, как о чем-то неизбежном и близком. Мы не хотим иметь детей, а если и рожаем, то только потому, что это дает нам какое-то наслаждение, заботу, наполнение – надо же что-то иметь в жизни.

Но есть люди, которые считают, что и это лишнее.  Они отказываются от потомства, и мы соглашаемся с ними. С одной стороны, зачем нам столько населения на земном шаре? Нет смысла. Не будем рожать, и все. Обычно мы страдаем по человеку, который умирает, а если он не родился, то нечего и страдать.

Сила, способная нас объединить

Нынешнее состояние человечества приводит нас к очень интересной точке эволюции. Нам необходимо раскрыть силу, которая бы связывала нас между собой над нашим эгоизмом. Иначе мы не сможем дальше существовать как цивилизация.

Причем эта сила должна объединять нас вопреки эгоистической природе, которую мы не можем изменить, и которая будет продолжать развиваться так, как развивалась всегда: изнутри нас, инстинктивно, естественно. Сегодня она толкает нас на всевозможные новые действия, расставляет нас по местам в наших проблемах и взаимоотношениях. Нам надо найти еще одну силу. 

Можно ли прийти к этому разумом? – Вряд ли. Я вижу, что даже философы, ученые, экономисты, политологи, обществоведы недопонимают это. Хотя они и видят, что мы зашли в тупик, но подсознательно чувствуют, что нам неоткуда взять эту силу. Так зачем же тогда заниматься фантазиями?

Они не понимают, что другой природы нет. Есть человеческая природа – зло, с которым мы не можем совладать. Мы пытаемся создать всевозможные организации, круги, "восьмерки", "двадцатки" и пр., но видим, что ничего не помогает – то там, то тут вдруг вспыхивает агрессия.

Эти объединяются против тех, те – против этих, причем играют на всех уровнях: против нефти, за нефть и т.д. Сюда замешаны и религии, и прошлые проблемы, и всевозможные исторические накладки и пласты старых взаимоотношений, особенно в Европе.

Поэтому нам очень трудно. Мы просто должны признать констатацию факта, что человечество не видит иного пути, потому что в наших земных рамках и постижениях его нет. И вдруг впервые в истории человечества неожиданно раскрывается и выходит на сцену наука каббала, которая утверждает, что такая методика есть.

Она объясняет, что нет иного пути, кроме как подъем над эгоизмом. Пусть эго развивается, ведь мы не в состоянии диктовать условия, виды и скорость его развития. Мы не можем подавить его, потому что это будет вопреки природе, а нам нужно действовать в соответствии с ней.

Мы должны только извлечь из нее еще одну силу – положительную, которая будет покрывать эгоизм, и тогда сможем правильно использовать его для связи между нами.

Наука каббала объясняет, что это за сила, как извлечь ее из самой природы, каким образом она покрывает эгоизм и приручает его, как укротитель приручает диких зверей. Тогда эго начнет работать в унисон со второй, альтруистической силой. 

И вся эта методика исходит из состояния, называемого "Песах".

Из ТВ программы "Беседы о Песахе", 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник освобождения от пут ненависти

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Ежедневная уборка в сердце

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Египетское рабство картинкаВопрос: В первый вечер праздника Песах принято проводить особую трапезу, на которой читают Пасхальное Сказание – рассказ о выходе евреев из египтского рабства. Является ли эта история простым историческим рассказом или в ней есть более глубокий смысл, применимый к сегодняшнему дню?

Ответ: Египетское изгнание относится к эпохе праотцев, после которой идет эпоха сыновей. Праотец Авраам начал собирать к себе учеников со всех концов Древнего Вавилона. Он учил, что невозможно дальше продвигаться и сблизиться, пока все находятся в такой междоусобной борьбе и эгоизме, как это происходило тогда в Вавилоне.

Строительство Вавилонской башни символизировало максимальную форму эгоизма, выросшего до небес. Весь Вавилон был раздираем взаимной ненавистью и непониманием, что называется "смешением языков".

Авраам рассказал ученикам, что существует единственная методика для всего человечества, но невозможно насильно насадить ее в народе, поскольку она требует от человека зрелости. Суть этого метода: "покрывало любви над всеми преступлениями".

Каждый из нас находится внутри своего эгоизма, но мы должны построить связь между нами поверх него. Эгоизм – это беспричинная ненависть к ближнему. Если я вижу, что у соседа зеленее трава на газоне или он купил машину, лучше, чем у меня, то начинаю его ненавидеть. 

Это ненависть без причины, ведь если бы мой сын купил красивую машину, я только радовался бы. Чем успешнее мои дети, тем я счастливее. Но каждая удача  соседа портит мое настроение.

Так происходило в небольших масштабах: внутри района, двора, дома. Но сегодня весь мир превратился в такой Вавилон: богатые люди и бедные – все спорят, отстаивая свои мнения и не соглашаясь друг с другом.

Мы не знаем, что значит хорошая, спокойная жизнь, когда не чувствуешь никакого давления на себя. Это жизнь словно в раю: нет времени и пространства, все идет гладко и легко. Все помогают друг другу, пропускают вперед. Если тебе что-то нужно – все бросаются тебе на помощь. Можно быть спокойным, что тебя всегда поддержат в нужную минуту.

Мы не привыкли к такой жизни и не можем себе ее представить. Авраам объяснил вавилонянам, что невозможно продолжать жить, находясь в своем растущем эгоизме, ссорящем нас друг с другом. 99% всех наших сил уходит на выживание в условиях этой междоусобной борьбы.

Но что делать, если эгоизм так огромен и властвует над нами, заставляя каждого воевать за свое мнение и считать себя самым умным? Невозможно бороться со своей природой, да это и не требуется – надо лишь подняться выше нее.

Каждый остается при своем мнении, как бывает между родными людьми, но всех нас объединяет семья, о которой мы все обязаны заботиться вместе. Нужно взять этот пример из жизни. Допустим, мои дети не разделяют мои политические взгляды: у одного более консервативные, "правые" взгляды, у другого "левые", третий стал ортодоксально религиозным и т.д. – каждый голосует за свою партию.

Но если мы одна семья, то несмотря на это, мы любим всех и помогаем всем. Нам важно, что это близкий нам человек, член нашей семьи. Вот так же мы должны заботиться обо всем народе словно об одной семье.

Тогда мы не будем обращать внимание на различие взглядов. Кто-то хочет жить иначе – пусть живет. Каждый может остаться со своим эгоизмом, если поверх него считает себя обязанным любить остальных. Другие думают иначе, чем я, но я не давлю на них и не переубеждаю силой. Каждый волен оставаться таким, как есть – это значит, что все преступления покроет любовь, как в хорошей семье.

Я отменяю себя перед другим и не диктую ему свое мнение, а наоборот готов включиться в его желания и помочь ему. И так делает каждый относительно остальных, благодаря чему мы создаем особое, теплое общее поле, которое называется ощущением семьи или одного народа.

Нас окутывает облако любви, взаимного участия, объединения, тепла, взаимности. Это нечто совершенно новое, не существовавшее прежде, построенное именно по этому принципу "любви, покрывающей все прегрешения".

Все остаются при своем эгоизме, но мы знаем, как совладать с ним. Ведь эгоизм дан нам от природы, и нам сегодня очевидно, что мы ничего не можем с ним сделать. Но от Авраама нам досталась методика, позволяющая преодолеть этот эгоизм и объединиться. 

Те, кто умеет соединяться поверх эгоизма, называются евреями (егудим), от слова "ехуд" (единство) или народ Израиля – "Исра-эль", то есть "прямо к Творцу". На этой основе создавался народ Израиля.

Уйдя из Вавилона, от мелких раздоров, Исраэль попадает в период так называемого "египетского изгнания" – рабства у своего эгоизма. Эгоизм властвует над нами и не дает нам соединиться. Сколько мы ни стараемся, как тяжело ни работаем, ничего не получается.

Это называется рабством, изнурительной работой над своим материалом. Мы пытаемся что-то построить из него между нами, но ничего не выходит, пока мы не понимаем, что надо подняться над своим эгоизмом. Это случается после многих ударов и тяжкой работы.

В итоге мы решаем, что невозможно так дальше существовать. Это та самая ситуация, в которой мы оказались сегодня. Иначе мы просто уничтожим друг друга в междоусобной войне.

Нам нужно действительно осознать, что наша жизнь – это рабство. Сила зла, живущая в нас, съедает нас и распоряжается нами. Тогда мы согласимся подняться над эгоизмом, как уже сделали когда-то. Мы не знаем, как это осуществить, но, по крайней мере, мы бежим от взаимной ненависти, желаем выйти из-под власти фараона.

Это значит, что мы оставляем Египет, бежим в темноте неведомо куда. Мы лишь понимаем, что в нем больше нельзя существовать. И тогда мы приходим к горе Синай, видя какая ненависть (сина) существует между нами.

Мы соглашаемся подняться над этой ненавистью и соединиться в одного человека с одним сердцем, достичь взаимного поручительства, принять Тору, то есть методику объединения. Главное правило Торы – это любовь к ближнему как к самому себе. Тогда мы и рождаемся как народ Израиля, как сказано: "Сегодня вы стали Мне народом".

Из 537-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – напоминание о будущем

Ежедневная уборка в сердце

Поиски последнего обломка эгоизма

Одиночество опасно

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Ожирение представляет меньшую угрозу для здоровья человека, чем одиночество и изоляция от социума. Отсутствие связей с обществом является высоким дополнительным риском для сохранности жизни.

Исследователи пришли к выводу, что риск смертности среди молодых людей глубже связан с одиночеством, чем в преклонном возрасте.

Они также предсказывают эпидемию одиночества в ближайшем будущем, причем этому эффекту будут подвержены и те, которые окружены множеством людей, но при этом ощущают себя одинокими. 

Реплика: Эта проблема будет проявляться все больше, поскольку мир становится все более замкнутым внешними связями, а люди становятся все более одинокими, т.е. постоянно происходит несоответствие наших отрицательных связей и положительных связей мира. Величина этого несоответствия порождает все страдания мира.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Причина наркомании – одиночество…

Мир охватила эпидемия одиночества

Люди умирают не от болезней, а от одиночества

Свободный человек или раб своей природы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я не чувствую себя в рабстве, мне кажется я свободный человек. Как же ко мне относится указание каждый год в праздник Песах представлять себя  выходящим из египетского рабства?

Ответ: Мы кажемся себе свободными, потому что не чувствуем, что зависим от других. Мы стараемся так устроить свою жизнь, чтобы ни с кем не быть связанным, только чтобы нас никто не трогал. Такова наша природа.

Ради этой независимости мы изобретаем новые компьютеры, мобильные телефоны. В каждом доме есть столько домашних приборов, чтобы как можно меньше нуждаться в помощи других. Так удобно нашей эгоистической природе, и мы выполняем ее требование: я никого не трогаю, и пусть меня никто не трогает.

Но на самом деле, мы все связаны и зависим друг от друга. Выясняется, что вся неживая, растительная и животная природа тоже представляет собой одну интегральную систему, где все связано одно с другим. Поэтому наука каббала предупреждает нас, что мы зависим друг от друга, и нам еще предстоит раскрыть эту зависимость.

Если же мы не достигнем объединения, то нам будет очень плохо. Пока мы не очень чувствуем в этом необходимость, и потому наука кабала не раскрывалась в прошлых поколениях, тысячи лет находясь в скрытии. Она была нам не нужна, ведь мы были не способны раскрыть, что зависим друг от друга. 

Но сегодня весь мир ощущает эту взаимную зависимость. По мере того, как он будет раскрывать эту негативную связь, он будет обращаться к еврейскому народу, ведь только этот народ обладает методикой, позволяющей объединяться поверх всех различий.

Эта методика очень востребована в мире в наши дни. А потому, если мы не предоставим эту методику другим народам, то почувствуем сильное давление. Антисемитизм будет расти, и народы мира будут предъявлять еврейскому народу все больше претензий, обвиняя нас во всех своих бедах.

Они не будут точно знать причину своей ненависти к нам, но она состоит именно в этом. Это давление может проявляться в разных формах, как мы видим, что отношения Соединенных Штатов к Израилю портится день ото дня.

Вопрос: Когда вы смотрите сегодня на мир, вы определяете наше состояние как рабство?

Ответ: Разумеется, мы находимся в рабстве у своей природы. Я все время выполняю приказы своей внутренней природы и подчиняюсь ей без всякого выяснения, критики или сопротивления. Я просто не способен идти против нее.

Мое эгоистическое желание приказывает мне добиваться успеха, получать выгоду, не считаясь ни с кем другим. А  если я нахожусь в интегральной связи с другими, то как могу не считаться с ними? Я ограничен во всех своих действиях.

Вопрос: То есть проблема не в том, что я преуспеваю, а в том, что делаю это за счет других?

Ответ: Я даже не могу преуспеть таким путем. Сегодня даже целое государство не может преуспевать, если изолировано от других. Все раскрывают необходимость связи друг с другом, но только не умеют сделать ее правильной. Никто не знает, как установить между собой добрые связи: Америка, Россия. Китай,  Европа, евреи и арабы.

Никто не может преуспеть и выйти на первое место, если не делает это из доброй всеобщей связи. Выходит, что самый успешный – это тот, кто точнее всех учитывает наши взаимосвязи и согласно этому действует. Это и означает выход из рабства на свободу. Этому обязаны научиться все – все человечество.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ежедневная уборка в сердце

Глобальная тьма перед глобальным рассветом

Есть предел терпению природы

Ошибка непричастных

каббалист Михаэль ЛайтманСистемный вредитель

Сегодня тупик человеческого развития уже дает о себе знать. Живя в современной "глобальной деревне", мы по безвыходности обнаруживаем, что должны соединиться, – и начинаем помышлять, говорить об этом. Настало время занять свое место, свою Человеческую ступень в общей системе.

Вся природа – неживая, растительная и животная – глобальна, интегральна и взаимосвязана во всех своих частях и деталях. Все создания, от тростинок до хищников, спаяны в единую систему и вместе поддерживают общий порядок.

А мы – нет. Мы – вне этой картины. Человек – вот подлинный и единственный вредитель в природе.

Ведь мы не знаем границ в утолении своих потребностей. Это относится и к человеческому роду в целом, и к отдельным сферам нашей жизни, включая семью, работу, различные социальные связи и т.д. Везде "безграничный" код поведения обретает разрушительный характер.

К примеру, растет статистика разводов, ширится пропасть между родителями и детьми, молодым всё труднее найти себе пару и создать прочную семью. Эти кардинальные перемены произошли за каких-то пятьдесят лет, а то и меньше. Они затронули даже еврейский народ, который всегда заботился о том, чтобы женить молодых и помогать им в создании домашнего очага. 

Неразлучные одиночки

Наш эгоизм, достигший своей последней стадии, – вот причина происходящего.

"Эгоизм" – это когда я неспособен сопереживать ближнему. Я чувствую ближнего только в контексте выгоды, которую могу из него извлечь. В идеале мне хотелось бы "выжать" из него всё, что можно. Разумеется, это не обвинение, а факт человеческой психологии. Такова наша природа.

А с другой стороны, в своем экономическом, финансовом, социальном, семейном, государственном, мировом всеобщем развитии мы замкнули, "защелкнули" весь мир нераздельными, неразрывными взаимосвязями единой сети. Только сеть эта полна ненависти, конфликтов, эгоизма и гордыни.

В результате мир "трясет" на нескончаемых ухабах тревог и угроз. Отсутствие единства между нами вызывает несоответствие Природе в целом – и потому мир очень страдает.

Не мое дело?

Вопрос: Большинство людей живут обычной жизнью и, хотя зарабатывают друг на друге, но не строят каких-то особых козней окружающим. Что же они делают не так? В череде повседневных забот, в вечной "войне за выживание" трудно представить себя закоренелым эгоистом.

Ответ: Верно. Но раз уж ты, оправдывая себя, все равно страдаешь, то разберись, почему. Этого требует здравый научный подход, еще до того как к делу подключается наука каббала, подводящая общий итог и объемлющая весь мир.

Рациональный анализ показывает: мы страдаем потому, что не можем ладить, уживаться между собой.

Казалось бы, что можно требовать от бедняги, который утром уходит на работу, а вечером возвращается домой? Однако эти бедняги составляют семимиллиардную сеть, в которой недостает правильных связей между узлами. И потому все мы противоположны единству, заложенному в Природе.

Объединение, правильная спайка – вот что требуется от нас сегодня. Мы не покончим с "войной", если не поймем, в чем проблема.

Однако каждый снова и снова замыкается в своем "уголке":

– Знать ничего не знаю. Чего вы от меня хотите?

– Тебе плохо. Неужели ты не хочешь исправить ситуацию?

– Хочу, но я ведь ни при чем, я просто живу обычной жизнью…

Так проблемы не решаются. Год от года мы всё быстрее – а по нынешним временам стремительно – погружаемся в очень опасные и тяжелые состояния. Часть их уже позади, и у нас есть на чем поучиться.

Необходимо лишь понять наконец происходящее, вместо того чтобы прятаться в своем "логове", делая вид, что это меня не касается. Ведь из таких "непричастных" людей и состоит человечество.

Из программы на радиостанции 103FM, 08.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Беспредельный лимит эгоизма

Наука, раскрывающая секрет мироздания

Странное явление – человек

Люди – это обезьяно-человеки

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: К человеческому относится то, что не несет биологическую выгоду. Заработанные деньги, построенные здания, размножения – это к человеческому отнести нельзя. Мы людьми так  не смогли стать.

Мы - все те же млекопитающие, ведущие себя неразумно и агрессивно. В наших приоритетах приспособляемость, умение добыть пропитание. Структура социума отражает эволюционные, но не рассудочные результаты нашего развития. 

Лобные области мозга сформированы для того, чтобы мы делились пищей со всем окружением. Жесткий естественный отбор сформировал из нас социальные существа с огромными лобными долями. Эта особенность дала нам возможность не уничтожать друг друга при появлении ощущения голода. Но отбор должен идти еще 200 тысяч лет, чтобы это поведение стало нормой.

В современном состоянии мы – социальные животные, понимающие, что красть нехорошо, но при этом красть нужно! Лобные доли помогают нам только пытаться проявлять социальное поведение, но мы пока – полузвери, которые нуждаются в иерархическом управлении. Мы идем к власти, пробивая себе путь деньгами. Человек, как и зверь, – проповедует тоталитаризм. 

На глазах у общественности каждый из нас демократ и гуманист, а в скрытии мы напоминаем бабуинов в стае. Идентично поведение группы молодых людей, грабящих случайных прохожих, и группы стран, генерирующих такое же действие. Обе – биологическая форма поведения.

Для обезьяны естественным является состояние лени, обмана, измены с женой соседа, воровство и необдуманность действий. Людям это запрещено, и им приходится балансировать между свойствами животного и человека.

Любая самоорганизация – биологическое формирование. Примером может быть мафия или порядки, установленные между заключенными в тюрьмах. Создание иерархии – признак поведения приматов. Именно исходя из биологических особенностей, строить тоталитарное государство легче, чем демократическое.

Для демократического порядка необходимы люди, мыслящие одинаково и умеющие быть порядочными. Без научной церебральной сортировки выбрать таких индивидуумов невозможно, ведь даже среди "настоящих" демократов есть воры, которые будут красть. Может, обществу необходимо перестать прятать бабуинские взаимоотношения и цели?

Реплика: Все назначение Каббалы – сделать из нас, обезьян, - людей! Привести нас к единению вместо противостояния, кругу вместо иерархии, к любви ближнего вместо ненависти, к равному распределению вместо кражи, дарению вместо завоевания, - в общем, вести себя по закону единого общества. В противном случае мы останемся бабуинами, и наше запаздывание в развитии повернется против нас и силой страданий вынудит нас стать людьми.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек не произошел от обезьяны – он остался ею

Наши животные предрассудки…

Размер мозга коррелирует с общительностью

Страница 56 из 94« Первая...5455565758...Последняя »