Из письма: "Я живу в Израиле уже 30 лет. Здесь выросли мои дети. И вот сейчас старший – в армии, в боевых частях. Я боюсь за него! Я чувствую, что вся проваливаюсь в это волнение! Как это пережить? Как держаться?"
Из письма: "Я живу в Израиле уже 30 лет. Здесь выросли мои дети. И вот сейчас старший – в армии, в боевых частях. Я боюсь за него! Я чувствую, что вся проваливаюсь в это волнение! Как это пережить? Как держаться?"
Вопрос: У ворот одного города сидел мудрец. Мимо проходил человек. Он спросил мудреца: «Скажи, отец, какие люди в этом городе живут, добрые или злые?». «А в том городе, из которого ты идешь, какие были люди?» – спросил его мудрец. «Злые, жестокие и эгоистичные», – ответил парень. «Здесь живут такие же», – ответил старик. И парень ушел.
Прошло какое-то время, к воротам подошел другой человек. Он задал тот же самый вопрос. Мудрец точно так же ответил. «Какие люди живут в твоем городе?» – спросил мудрец. Парень сказал: «У меня в городе осталось много друзей, и люди там были добрые и хорошие». Тогда старик сказал ему: «Здесь тебе встретятся такие же люди».
Вопрос такой: получается очень странная вещь, что это от меня зависит, какие люди живут в моем городе?
Ответ: В общем, да.
Вопрос: То есть, если первый сказал, что там живут нехорошие люди, мудрец ответил, что здесь для тебя будут такие же. А если там жили хорошие, то и здесь такие.
Скажите, как строится этот механизм?
Ответ: Он строится на отношениях человека к обществу. Как сам человек относится к обществу, так он и чувствует.
Вопрос: А если меня ненавидят?
Ответ: А за что тебя ненавидят? Это же не просто так сегодня появилось. Это исходит из твоего поведения.
Вопрос: То есть если я вижу ненавистников, не любящих меня, то я должен задаться вопросом: за что они меня ненавидят?
Ответ: Да. Только так.
Вопрос: И если я не найду, например, за что меня ненавидят, как обычно бывает?
Ответ: Это значит, ты себя оправдываешь.
Вопрос: То есть я, в принципе, должен найти?
Ответ: Ты должен найти в себе добрые чувства, и такие же чувства найти в других.
Вопрос: То есть я нахожу в себе, за что меня ненавидят, и пытаюсь что-то с собой сделать. И если я смогу что-то сделать по отношению к ненавистнику, тому, кто меня ненавидит, он изменится ко мне?
Ответ: Он изменится. Помогай всем, и он изменится.
Вопрос: В принципе, я даже должен оправдать эту ненависть, которая идет ко мне?
Ответ: Это природа человека. Если ты ее воспринимаешь правильно, то будешь и его воспринимать так.
Вопрос: Я в данном случае должен сказать: это моя природа, или это его природа эгоистичная?
Ответ: Это его природа эгоистическая, так созданы люди. Но я показываю им пример правильного отношения.
Реплика: И даже если я горю, понятно, что я горю и хочу ответить и так далее.
Ответ: Не надо. Я не буду так отвечать и гореть. Я буду в себе это все гасить.
Вопрос: Когда вы говорите «гасить» – это почти насильно?
Ответ: Может быть, в каком-то смысле я насилую себя, ведь несмотря на то, что я хочу ответить – не отвечаю, хочу вступить в спор – не вхожу. И это даст свой результат.
Реплика: Но вы знаете, обычно говорят, что когда пружину сжимаешь сильно-сильно, она потом очень выпрыгивает.
Ответ: Это если мы оставляем усилие. А если мы все время идем правильно, последовательно, то такое действие побеждает.
Вопрос: Вы верите в эти упражнения?
Ответ: Да.
Вопрос: У меня появляется какая-то привычка, чтобы я мог все время к себе обращаться и на себя смотреть? Я что-то вырабатываю?
Ответ: Да, ты вырабатываешь в себе спокойное, правильное отношение к людям. Ты приучаешься их прощать. И тогда все будет хорошо.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.11.2023
Вопрос: Кошка сказала: "Кролики недостойны того, чтобы их учить. Я предлагаю дешевые уроки ловли мышей, и хоть бы один кролик заинтересовался".
Вопрос такой: в принципе, на этом построена вся система воспитания. Я "кролик", а меня все время пичкают, меня заставляют изучать то, что вообще мне не подходит. Мне не надо ничего.
Как должна быть построена система воспитания по-настоящему? Вот я "кролик", что мне надо дать? Как правильно добыть капусту и морковку, или все-таки меня надо учить и тому, как мышей ловить? Что я должен знать?
Ответ: В первую очередь, ты должен знать, как безопасно существовать. Это самое главное для живого организма.
Посмотрите, чему обучают звери своих детенышей. Именно этому. Так и мы должны давать такие знания новому поколению. От чего защищаться, как защищаться, для чего защищаться и так далее. Это в первую очередь. Азы должны быть.
Вопрос: Что дальше? К чему я иду?
Ответ: Дальше? Размножайся и обеспечивай детей, если это философия кролика.
Вопрос: Мы все время говорим о цели – к чему идти. Меня должны к этому как-то подводить?
Ответ: Конечно, все время тебе должны показывать твою новую цель – более развернутую, высшую и так далее.
Вопрос: Меня должны готовить к какой-то высокой цели?
Ответ: Я думаю, что это, в принципе, не надо. Я считаю, что в погоне за этой высокой целью начинаются всякие проблемы. Мы пытаемся протолкнуть на это дело своих близких и так далее. И, в общем-то, к добру это не приводит.
Нам самое главное – это обеспечить человека знаниями, уверенностью, как он может безопасно обустроить себе семью, круг, в котором он может существовать.
Вопрос: А как же высокие цели, о которых вы говорите все время? Связь с другими. Или это входит в безопасность? Добрая связь с другими и так далее.
Ответ: Но это не высокая цель, это необходимость для существования.
Вопрос: То есть сегодня нам это необходимо для существования? Добрые связи с другими. А где во всей этой системе Высшая управляющая сила? Где здесь Творец?
Ответ: Там, где она необходима, ты ее найдешь.
Вопрос: То есть я должен прийти к необходимости Творца в моей жизни?
Ответ: В какой-то мере. Не чересчур. Если ты будешь пропагандировать Творца и вообще связь с Ним, то этим ты нарвешься на очень большие неприятности. Не надо. Насколько человек может спокойно жить, существовать в своем маленьком круге, это ему надо дать.
Вопрос: А что же дальше?
Ответ: Нет дальше.
Вопрос: Вот так, по этим целям жить?
Ответ: Да. А кто мы такие, что нам надо что-то дальше?
Реплика: Мы мыслящие все-таки, думающие.
Ответ: Все наше мышление и все наши дела – это только для того, чтобы начинать прижимать других. Так что я не думаю, что это хороший путь. Это небезопасный и вообще вредный путь, который приводит к уничтожению.
Реплика: То есть когда вы говорите о безопасности, вы говорите, что уничтожение других не может быть безопасным путем.
Ответ: Мы должны понимать, что человек благоразумный – тот, который умеет удовлетворяться нормальным наполнением себя и окружающего общества. То есть, если мы придем к тому, что мне достаточно только необходимое, все начнет устраиваться.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 09.11.2023
Для чего в учебных заведениях нас подчас заставляют учить то, что, возможно, никогда не пригодится нам в жизни? Какие знания должна давать правильная система воспитания?
Нередко бывает, что чем выше результат, тем на стадиях роста он не предвещает ничего хорошего. Самый кислый фрукт становится самым вкусным. Гений в школе был неуспевающим, его хотели выгнать из школы, а он стал Эйнштейном. Прекрасный лебедь был когда-то гадким утенком. Почему так устроено? Почему сначала нужно быть гадким утенком?
Спрашиваете? Отвечаю!
Как контролировать свои отрицательные черты характера?
Вопрос: "Когда ваш ребенок заработает свои первые деньги на мороженое, сделайте следующее:
Первое. Перед тем, как он лизнет свое мороженое, сами откусите двадцать процентов.
Второе. Пока ребёнок будет с изумлением таращиться на вас, откусите ещё тридцать процентов.
После этого отдайте ему остаток мороженого и объясните, что так государство поступит со всеми деньгами, которые он заработает, если он не схватит откусывающего за руку и не потребует отчета: "Почему ты откусываешь столько?""
Это слова Маргарет Тэтчер.
И она говорит еще: "Если так будет делать каждый родитель, то в стране вырастет поколение людей, которые будут следить за тем, как государственные чиновники расходуют их деньги, деньги налогоплательщиков".
Как вам такой способ воспитания гражданина? То есть с детского возраста приготовиться, что тебя обкрадывают: недоверие – проверка – контроль. Как вам, если ребенок так воспитывается?
Ответ: Она говорит верные слова. Это хорошо, когда ребенок почувствует такой стресс.
Вопрос: Что уже готов к тому, что его будет обирать государство?
Ответ: Да.
Реплика: Вообще-то это ребенок. Скажем, 10-13-14 лет.
Ответ: Нет, это уже взрослый.
Вопрос: Вы считаете, что это возможный вариант так воспитывать?
Ответ: Да, это хорошо для ребенка и хорошо для человека вообще, для родителей и для всех.
Вопрос: То есть он не выходит в мир, распахнув руки. Он знает, что мир тревожен, будут откусывать. И это, вы считаете, хороший вход?
Ответ: Да, это очень неплохо.
Вопрос: Как вам такой премьер-министр, который настаивает, чтобы гражданин следил за ним и за его сотрудниками, подчиненными? Маргарет Тэтчер, говорят, такой и была.
Ответ: Да! Она была жесткая! И на критику – она не опускала другого, а наоборот, слушала.
Вопрос: Тогда что называется доверием к правительству?
Ответ: Когда я знаю, уверен, что правительство действует верно. И тогда я ему доверяю.
Вопрос: То есть я понимаю, что оно правильно берет у меня точные суммы и точные деньги? И это будет только после какой-то моей проверки?
Ответ: Обязательно.
Вопрос: При этом сам человек воспитывается, если он так живет?
Ответ: Естественно. Он проверяет все у других и проверяет у себя, и видит, что все это вписывается в правильную систему.
Вопрос: То есть этот самоконтроль и контроль общий – он обязателен?
Ответ: Да
Вопрос: И еще тогда такой вопрос: в общем каково правильное воспитание гражданина?
Ответ: Правильное воспитание гражданина в том, чтобы он сам хорошо знал свою полит-экономику: откуда приходят деньги, куда они уходят, и как он ими распоряжается.
Вопрос: То есть он сам бы этим занимался. Он становится гражданином, который всё это знает и всё это понимает?
Ответ: Да. По крайней мере, он должен понимать, что он должен быть в своем деле, в своей работе, в своем доме бизнесменом, хозяином.
Вопрос: И это правильное воспитание гражданина?
Ответ: Конечно. И тогда на уровне дома и семьи, и вообще государства это правильно.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 24.08.2023
Вопрос: В Шотландии, в Эдинбурге открыли детский сад для взрослых, которые хотят почувствовать себя детьми. Взрослые целый день играют в конструктор, делают поделки, слушают сказки, играют даже в песочнице и знакомятся с новыми людьми.
Идея в том, чтобы забыть о своих взрослых проблемах, снова побыть детьми. Тут, конечно, есть явный терапевтический эффект, потому что позволяет сбросить груз ответственности.
Честно говорю, я это почитал и мне так захотелось в песочницу! Вот так все отложить и вдруг сесть, какой-то городок собрать, подвигать машинками. Но чтобы сбросить все-таки этот груз, чтобы я в это вошел!
Можно так сделать? Или мы уже, обремененные всей жизнью, не сможем так сделать, не освободимся так?
Ответ: Я бы не смог сесть в песочницу.
Реплика: Скорей всего, и я бы не смог, но очень бы хотелось.
Ответ: Нет. Я доволен своей жизнью и тем, к чему меня привел Творец. Я хочу только одного – достичь того, что я должен по Его замыслу и всё. Это было бы моим полным удовлетворением.
Вопрос: Вы счастливый человек! У вас очень точно все найдено, и очень точно вы бьете в эту точку. А людям, которые устали и изыскались, и вообще, под грузом ответственности, под грузом забот, вот так вдруг уйти в этот садик, сидеть и друг с другом играться. Как вы считаете, это хорошо?
Ответ: Я не представляю. Как жить в Эдинбаро… Эдинбаро – это настоящее имя Эдинбурга. Я знаю хорошо этот город.
Вопрос: Вот этот городок дошел до садиков. То есть они могут это сделать? Вы исходите из того, что есть сорт людей, который может вот так все оставить и пойти поиграться денек?
Ответ: Да, это именно для них. Это хорошо.
Вопрос: Для человека, которому нужна какая-то терапевтическая практика выйти из стресса, это хорошо, суметь так сделать?
Ответ: Почему нет? Если это его удовлетворяет, если он становится спокойнее, мы должны привести его к страшным вопросам бытия, чтобы он не знал, куда деться, и только свалившись с этой высоты, оказался в правильном ответе на вопрос: "Для чего я живу"? Нет.
Вопрос: То есть вы бы его в садик поместили? Если ему там хорошо, пусть будет в садике?
Ответ: Да.
Вопрос: Детки обычно спокойно идут на контакт с другими. Дети играют, садятся в песочницу, чужой ребенок – он с ним начинает играть. Может это привести к тому, что мы как бы наладим больше контакты между нами, если сумеем посадить в садик взрослых, конфликтующих людей?
Ответ: Это будет уже называться не "садик", а какое-то психологическое заведение.
Вопрос: Тогда еще такой вопрос. Мы играем сейчас во взрослые игры – в войны и так далее. Если как-то суметь поменять это на детские игры, чтобы с таким же увлечением это происходило, это возможно или нет? Может быть, есть в этом какое-то решение?
Ответ: Так это и есть игра, то, чем мы занимаемся с войнами, со всякими этими делами. Она сама и есть игра.
Вопрос: Можно ее перевести на рельсы детской игры, чтобы не было жертв, не было крови, не было ненависти?
Ответ: Это не было бы захватывающим.
Реплика: Вся проблема в этом.
Ответ: А что ты сделаешь?
Реплика: Никак мы не можем в садик их просто посадить, пусть там сражаются?
Ответ: Нет! Ты ведь не можешь из взрослых детей делать совершенно таких…
Вопрос: Все-таки вы их назвали сейчас взрослыми детьми. Это не оговорка? То есть взрослые дети взрослеют вот так?
Ответ: Да. Они должны взрослеть. А взрослеть они могут только, если будут набивать себе и друг другу хорошие шишки.
Вопрос: Как же успокоить этих взрослых?
Ответ: Не надо успокаивать. Надо их выматывать, причем так, чтобы они не знали, куда бежать и где найти хоть какое-то успокоение. Выматывать, чтобы голова кружилась, и он не знал, что делать, и качался бы на ходу, и все время чувствовал себя как будто сейчас упадет.
Вопрос: А что это дает? Мы сейчас говорим о взрослых, которые играют.
Ответ: Это страх за следующее мгновение своей жизни. Это важный момент.
Вопрос: То есть вы имеете в виду, что страх надо привить взрослому человеку?
Ответ: Надо его навязать даже, чтобы все-все боялись за свою жизнь.
Вопрос: Что из этого выйдет?
Ответ: Человек будет более здраво рассуждать, планировать следующий шаг. Лучше так, чем спокойно.
Вопрос: Это можно сделать на уровне государства?
Ответ: На уровне всего мира. То есть от человека до людей, до всего мира.
Вопрос: Это может остановить все то безумие, которое существует?
Ответ: Конечно. Я думаю, что к этому придем.
Вопрос: А как это сделать? Как измотать человека?
Ответ: Страшилками, только хорошими. То есть умными такими, которые объясняли бы человеку, где он находится, в чем он находится, и насколько это приводит его к состоянию, когда он ни сегодня, ни завтра, ни до смерти, ни после смерти не будет видеть успокоения. Вот это главное. Потому что он думает: "Ну максимум я умру". Нет, на этом ничего не кончается. Он захочет стать выше смерти.
Ведь мы ему объясняем, что на этом все не кончается. Значит, тебе надо найти какой-то выход, как ты разберешься с этим действием. Вот это главное.
Вопрос: И он тогда думает, как делать следующий шаг?
Ответ: Тогда да. Я думаю, что если у него не будет страха смерти, то обычный человек не сможет правильно прожить. А есть люди, которым неважно, они хотят еще до своей смерти, до всего этого просто познать, узнать, раскрыть. Для них все открыто. Я за это.
Вопрос: Так и должно быть у человека?
Ответ: Это зависит, конечно, от строения души. Я не думаю, что это для всех, но должно быть открыто для всех.
Вопрос: Тогда в какую игру должен играть человек?
Ответ: Он должен понять, что раскрыть смысл жизни – это самое главное, что ему надо в этой жизни. Вот и все.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 24.08.2023
Жизнь – это бегство от ее конца
Правильно ли с детства воспитывать человека в недоверии к правительству?
В Шотландии открылся "детский сад" для взрослых. Идея в том, чтобы забыть о своих взрослых проблемах и снова побыть детьми. Это хорошо для человека?
Из письма: "У меня ребенок с синдромом Дауна".
Реплика: Анна пишет: "Мы живем с родителями. Муж настоял, хотели сэкономить. И теперь я не могу, я разрываюсь от ненависти к его матери! Она все критикует: как я готовлю, как глажу, как детей воспитываю. Съехать мы пока не можем, муж говорит, что надо потерпеть еще минимум год.
Я не знаю, что делать! Я не могу так жить! Вот сейчас заперлась в комнате и пишу вам. Понимаю, что это мое эго, что надо как-то приспособиться к ней, но справиться с собой не могу. А разве у нее не эго?! Еще какое!".
Ответ: Конечно. Но вы думайте о себе. Если вы будете себя постоянно принижать, то в итоге вы придете к состоянию, когда ваш эгоизм будет уменьшаться, а это хорошо.
Вопрос: Так потихонечку будет наступать мир?
Ответ: Даже, может быть, и не будет мира, но для вас – вы должны видеть, что такое состояние может быть очень полезным.
Вопрос: А когда вы говорите "принижать", это означает соглашаться?
Ответ: Насколько это возможно соглашаться, отдаляться как-то, не вступать в конфликты.
Вопрос: То есть мама ей говорит: "Как ты плохо гладишь, как ты готовишь, как ты детей воспитываешь". А по-вашему, это женщина, Аня, должна хотя бы промолчать? И это будет для нее продвижение?
Ответ: Да.
Вопрос: Так вы видите, что это не заканчивающаяся война?
Ответ: Она не может закончиться никак.
Вопрос: То есть вы считаете, что Аня должна быть здесь умнее?
Ответ: Мудрее.
Вопрос: А надо ей закрываться в комнате? Проще же уйти, не слушать. Вот так, закрылась и сидит себе там.
Ответ: Но это же не исправление состояния. Исправление происходит только во время контакта.
Она должна сказать себе, что именно таким решением, когда она не входит в конфликт и всячески держится от него как можно дальше, не возбуждая его, она этим постепенно делает исправление на свой эгоизм. Тем самым она сохраняет семью.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а может она перейти в такое состояние, что в какой-то момент она сможет сказать маме мужа какие-то теплые слова? Можно прийти?
Ответ: Только когда она убедится, что она исправилась благодаря матери мужа. И тогда она сможет обнять ее и сказать спасибо.
Вопрос: Сейчас вы ввели еще одну деталь, что она благодаря матери мужа исправилась. То есть у нее возникает уже благодарность даже к этой маме, которую она сейчас ненавидит?
Ответ: Да.
Вопрос: Но эти первые шаги сделать непросто?
Ответ: Это можно исправить только в том случае, если она увидит в матери мужа Творца, который ее так воспитывает.
Вопрос: Вы нам еще "Творца" расшифруйте, пожалуйста. Вот она видит, что за матерью стоит что-то, что с ней работает. А надо здесь добавить: "И то, что желает мне добра"? Надо нам такой клубок сделать или не надо?
Ответ: Матерью управляет Творец. Она должна в этом разобраться.
Вопрос: Будет хорошо в результате, если Аня пойдет в этом маленькими шажками?
Ответ: Если пойдет, то да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.08.2023
Что делать, когда душит обида?
Вопрос: Миллиардер Уоррен Баффет, которому сейчас далеко за 90, сказал: "Если ты доживешь до моего возраста, и никто не будет думать о тебе хорошо, тогда твоя жизнь – катастрофа.
И неважно, сколько денег на твоем банковском счету, или что в честь тебя названы больницы. Правда в том, что никто тебя в мире не любит. Это главный тест на то, как вы прожили свою жизнь". Это говорит миллиардер.
Вы согласны с тем, что он говорит?
Ответ: Это, конечно, верно.
Вопрос: То есть надо стремиться, чтобы тебя любили, это правильное направление?
Ответ: Человек хотел бы, чтобы его любили. По крайней мере закончить с таким результатом – это хорошо.
Реплика: Но как часто мы вынуждены делать какие-то непопулярные шаги.
Ответ: Но мы же находимся в совершенно противоположном мире.
Реплика: Где никто никого не любит.
Ответ: Конечно. Как мы можем здесь вообще выразить такие идеи, чтобы меня любили.
Вопрос: А если я для этого все делаю? Вот он миллиардер, он жертвует, он хочет, чтобы его любили, приходит туда. Это правильные действия таких людей?
Ответ: Нет, этим он мир не исправит. Все его действия обратятся опять в эгоистические, и никуда они людей не приведут.
Вопрос: То есть, когда вы говорите: "Чтобы тебя любили", – вы подразумеваете что-то другое, чем он?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А что вы подразумеваете?
Ответ: Я не могу ему советовать ничего, потому что это бесполезно.
Вопрос: Ему уже не надо, вы нам посоветуйте. Что это такое, чтобы ты вот так жил, чтобы тебя помнили, чтобы тебя любили? Что для человека надо?
Ответ: Надо только заниматься воспитанием. Только воспитанием! Иначе в мире ничего не произойдет.
Вопрос: То есть вы говорите, что самая уважаемая работа для человека – это воспитатель?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда что он воспитывает в людях?
Ответ: Он должен объяснить людям всеми возможными способами, что является замыслом творения. Что только в выполнении замысла творения человек сможет достичь счастья.
Вопрос: Что вы вкладываете в слово "замысел творения"? Он должен постичь тогда этот замысел творения?
Ответ: Сам воспитатель должен постичь и потом передать людям, что когда человек сам делает добро другим, он наполняется, наслаждается.
Вопрос: Тогда, если можно, еще глубже. Под добром что вы подразумеваете?
Ответ: Под добром я подразумеваю наполнение другого тем, что он желает.
Реплика: Но у него очень много разных желаний.
Ответ: Нет! Это зависит уже от воспитания. Наполнить его воспитанием таким, которое потребовало бы нормального минимального наполнения.
Вопрос: Это надо пояснить. Воспитывать так человека, чтобы он жил на таком, нормальном наполнении и не требовал чего-то большого, миллиардов и так далее?
Ответ: И ощущал, что если так к этому можно привести других людей, то это и будет окончательное счастье.
Вопрос: То есть чтобы люди жили, радуясь этому необходимому, что есть, и не требовали ничего больше и дальше? Вот это вы и называете правильным воспитанием?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы не хотите дальше двинуться, что-то сказать выше?
Ответ: Когда я режу хлеб, режу его ломтиками. Так вот, это первый ломтик.
Реплика: Тогда на первом ломтике и остановимся.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.08.2023