Записи в разделе 'Духовная работа'
Точка, где встречаются мольба и благодарность

каббалист Михаэль ЛайтманСуществует два вида работы: от ощущения недостатка и при полном благополучии. Ведь мы созданы из материала, которому всего недостает. Поэтому мы стремимся к связи с Творцом, создавшим нас и обладающим всем, чего нам не хватает.

Если мы включаем в себя две эти силы: природную, получающую силу, свой материал, и отдающую силу – маленькую искру, помещенную в нас, которую хотим развить и поставить властвовать над всем своим материалом, то нам предстоит сделать два выяснения: с одной стороны относительно другой. Со стороны материала нам надо выяснить искру отдачи, а со стороны искры – исследовать материал. Иными словами, нам нужно со стороны творения изучить Творца, а также свое собственное желание.

Поэтому одна работа идет со своим желанием насладиться, и тогда она заключается в просьбах, молитвах, страданиях Шхины, разрушении Храма. Если мы не прочувствуем все тяготы этого состояния во всей полноте, то не сможем достичь правильной молитвы, то есть настолько сильной просьбы, которая вызовет ответное действие света.

Ведь свет отвечает только на полное желание. Меры такого цельного желания называются духовными ступенями, и нам нужно достичь по крайней мере самой маленькой ступени. 

А второй вид работы заключается в том, что мы находимся против совершенного Создателя, который нас сотворил и нами управляет, заботится о нас, исправляет, поднимает до своей высоты и совершенства. И тогда наша работа состоит в благодарности и прославлении.

Две эти формы работы противоположны друг другу, и в обоих человек должен приложить старание так, чтобы одна не отменила и не затмила другую. Обе они необходимы в полной, истинной мере. И тогда их столкновение, напряжение между ними создаст точку, притягивающую к себе настолько сильный свет, который поднимет человека и превратит один полюс его работы в Кэтер, а другой – в Малхут. Так внутри желания насладиться будет построена его первая  ступень, состоящая из 10-ти сфирот: из его просьб, мольбы, разбитого сердца, а также из его благодарности, благословения и прославления Творца, то есть точки Кетэра. Таким путем нужно продвигаться.

Человек постоянно обо всем этом забывает и запутывается. И он думает, что эта путаница случайная, по вине трудной жизни. Он полагает, что если бы жил где-то один на необитаемом острове посреди океана, вдали от помех повседневной жизни, то смог бы очень быстро и успешно продвигаться по духовному пути. Ему же приходится заботиться о тысяче разных вещей и биться с жизнью, с разными проблемами: внутренними и внешними.

Но это неправильное мнение, потому что все принадлежит одной системе. И нет никакого оправдания тому, чтобы переезжать в другое место или менять внешние условия. В тот самый миг, в котором оказался человек, и в данных ему условиях, он должен постараться, не меняя ничего внешнего, приложить усилие, чтобы каждый миг оставаться во внутренней работе. Для того, чтобы через то окружение, которое у него сейчас есть, доставить удовольствие Творцу.

Нужно понять, что это окружение создает ему Творец. И потом человек поймет, насколько эти условия были максимально подходящими для его продвижения.

Из урока по письму Бааль Сулама, 11.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Третья линия приходит сверху и поднимает наверх

Сила молитвы и сила благодарности

Просьба и благодарность

Получайте инструменты и не ждите поблажек

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар": Тот факт, что Книга Зоар раскрылась в этом поколении, является ясным доказательством того, что мы живем уже в период Машиаха, в начале того поколения, о котором сказано: "Наполнится земля знанием Творца".

Бааль Сулам пишет так потому, что всё осуществляется высшим светом. Когда он светит меньше, народ Исраэля находится в изгнании. Еще меньше – беда всем, вплоть до гибели, т.е. потери восприятия этой реальности. И наоборот, когда он светит больше, мы живем полноценной жизнью. Еще больше – и мы начинаем ощущать Источник света, тянемся к Нему.

Всё идет от света, именно он "сотрясает" наши сосуды-желания, но в нашу эпоху его воздействие меняется. Раскрытие науки каббала, замысла и цели творения, систем, в которых находится человечество, глобальной Природы с ее абсолютными законами, которая и есть Творец, – всё это внесло большие перемены в наш мир. В последние столетия свет оказал на него такое влияние, в результате которого раскрылась Книга Зоар – иными словами, проявился мощнейший источник исправления. Авторы Зоара открыто указали, что благодаря этой книге сыновья Исраэля выйдут из изгнания. Таким образом, наше время – это время духовного подъема, и всё зависит лишь от правильного применения науки каббала. 

Свыше не будет уступок на то, что мы уже способны осуществить. Но так или иначе, раскрытие Книги Зоар и науки каббала, работа, проделанная Бааль Суламом, который открыл каббалистическую методику современному поколению, и Рабашем, который описал правила духовной работы, – всё это заложило основу для нашего подъема. Две части науки каббала, подготовленные нашими учителями, обязательно должны были проявиться, чтобы каждый, кто пробуждается к самореализации на пути к цели творения, мог действовать.

Вот почему наше время – это начало периода Машиаха, т.е. этапа окончательного исправления.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 11.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Повернуться лицом к высшему

Там, за горизонтом исправлений

Призыв к исправлению мира

Повернуться лицом к высшему

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар": В духовном время дарования отделено от времени получения. Вначале Творец дарует нечто получающему, но этим ему предоставляется лишь возможность получить.

Вопрос: Как разглядеть эту возможность и как правильно использовать ее?

Ответ: У такой возможности есть несколько признаков, и первый из них – когда меня не оставляют в покое. Ведь если я не просыпаюсь, то какая же это возможность? А просыпаюсь я обычно только в кафе, или в баре, или во время футбола по телевизору… Разве могу я пробудиться к исправлениям, если вся моя природа – это эгоистическое желание наслаждений? И потому меня будят бедами – направленными, особыми, качественными.

Простых ударов судьбы за тысячи лет развития человечество получило предостаточно. Если бы все они пришлись на одно поколение долгожителей, можешь себе представить, какое жалкое зрелище они бы собой представляли. Вот почему мы кругообращаемся из поколения в поколение – чтобы прийти именно к качественным ударам. 

Сегодня у меня есть пища, одежда, жилье. Каждый из нас живет лучше чем жили короли пятьсот или тысячу лет назад. Холодильник, кондиционер, микроволновка, мобильник, автомобиль или, на худой конец, общественный транспорт – таковы атрибуты современной жизни. Весь мир передо мной. А ведь еще недавно, в историческом масштабе, даже Европа выглядела совсем иначе: люди жили в ужасных условиях и практиковали невообразимые сегодня социальные отношения.

Вот и выходит, что мы, относительно, обеспечены. Но все же чего-то недостает. Чего?

Радости, цели в жизни. Для чего я живу? Вот такой парадокс: у меня есть все блага, но я едва ли получаю удовольствие от жизни.

Раньше всё было наоборот: дай человеку килограмм хлеба на каждый день, и он не захотел бы ничего больше. Имея такое "счастье", он лежал бы весь день без дела. Ну а сегодня люди лежат, опустошенные изобилием. Вот что такое качественные удары. Отбившиеся от рук дети, разваливающаяся семья, страхи и волнения, путаница – чего только человек ни делает, чтобы сбежать от этого, но бежать-то некуда.

А с другой стороны, весь мир сегодня "стягивают" единой сетью, и вот уже мне приходится переживать за Нью-йоркскую биржу, за европейский урожай, за дожди в далеких регионах, за конфликты в чужих странах… Будучи связан со всеми и зависим от всех, я постоянно испытываю давление и беспокойство, я просто вынужден заботиться о том, что происходит с другими людьми.

В итоге все мы испытываем особые, направленные несчастья, которые формируют в нас один вопрос: "Для чего я страдаю?" Бааль Сулам сформулировал этот вопрос несколько иначе: "Кто наслаждается происходящим, или кого я наслаждаю?" И ответа нет – вот в чем беда.

А вообще, текущий период представляет собой "обратную сторону" эпохи Машиаха. Ведь прежде всего, надо раскрыть желание, потребность, и потому свет приходит через "черный ход", сзади – а я должен обратить его так, чтобы он светил спереди. Рабаш пишет об этом в статье "Включение свойства милосердия в свойство суда": высший кажется мне чем-то мрачным и отталкивающим – до тех пор пока я не поднимаюсь "выше знания" и не начинаю раскрывать его, приобщаться к нему. Я обращаю в противоположность себя (или его в своих глазах), и тогда мы с ним обращаемся лицом к лицу.

Однако пока что он светит мне через обратную сторону, и она вызывает беды, от которых я постепенно перехожу к верному подходу, выстраивая в себе сосуд.

Так мы проходили все ступени, все исторические этапы. Любое состояние, как пишет Бааль Сулам, сохраняется, пока не станет нестерпимым, – тогда мы разрушаем его и строим что-то новое.

Только на этот раз нам не надо ничего разрушать и строить в плоскости этого мира, а надо осознать, "переварить" происходящее, изучить текущую ситуацию, понять, постигнуть ее, а главное – уразуметь, что все изменения должен осуществлять высший. И не потому, что сами мы бессильны. Ведь и раньше всё делал он – но без нашего ведома. А сегодня от нас требуется осознание, и потому я должен отдать себе отчет в каждом действии свыше, я обязан сам вызвать его, попросить о нем, поблагодарить за него – и так постоянно сопровождать все шаги высшего.

Это и есть "работа на Творца": я позна́ю Его, начинаю сливаться с Ним. Таков последний период нашего развития: на всех его этапах мы познаём Творца, больше и больше, пока не объемлем всё. Говоря иначе, мы увидим в итоге, что изначально все события, включая "негативные", Он приготовил и осуществил лишь затем, чтобы мы познали Его. Это познание невозможно без моего предварительного участия – и именно относительно этого участия я пребываю в сокрытии

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 11.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Получайте инструменты и не ждите поблажек

О вручении и получении

Милосердие непреклонного суда

Высокая ответственность и гордость за свою миссию

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи "Вначале будет исправление всего мира" ("Шамати" № 69): Когда исправятся отдельные части, относящиеся к Исраэль, исправится и весь мир в общем. Поэтому, в той мере, в которой мы исправляем себя, в той же мере исправляются все народы мира. И потому сказано мудрецами: "Удостоившийся – исправляет и оправдывает не только себя, но и весь мир", а не сказано: "оправдывает Исраэль". Именно "оправдывает весь мир", потому что внутренняя часть исправляет внешнюю.

Поэтому нам нужно больше заботиться о том, чтобы наши действия не оставались просто частными действиями, относящиеся к самому человеку, который их выполняет, к товарищам, группе и даже не только к народу Израиля, а были направлены на весь мир. Каждый, у кого есть возможность исправить себя, и потому называющийся Исраэль - "стремящийся прямо к Творцу" (яшар-эль), обязан знать, что получил эту способность для того, чтобы помочь исправлению всего мира.

Согласно этой цели ему дается сверху, и согласно ей требуется с него. Это его судьба, в этом нет свободы воли. Выбор лишь в том, как человек осуществит эту свою миссию. 

Поэтому нам нужно создать такую атмосферу, которая поможет каждому из нас реализовать его предназначение на все сто процентов и выполнить задание Творца, которое тот возложил на него, выбрав его быть исправляющей частью мира, а не исправляемой частью. 

Это огромная ответственность. Каждый обязан видеть себя как при исполнении должности, а не просто делать, что ему вздумается, отказываясь от поручений, которые ему не нравятся. Это работа, которая не прекращается ни на секунду, каждый день. И мы постоянно будем сталкиваться в ней с помехами, сбрасывающими нас к личному, эгоистичному подходу. Поэтому необходимо общее мнение общества, которое будет удерживать человека в том, чтобы рассматривать всю свою жизнь и все часы как при исполнении важной миссии, словно мать, ответственная за своих маленьких детей и обязанная постоянно о них думать.

А рядом с такой высокой ответственностью, должна присутствовать важность цели, гордость за свою миссию, которая обязывает нас к ее реализации, к служению всему миру. Мы получили такое задание и обязаны его выполнить.

Из подготовки к уроку, 11.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда пророк пройдет по вершинам гор

Исправление не для нас, а для мира

Служить миру

Опасные пустые хлопоты

каббалист Михаэль ЛайтманИз письма Бааль Сулама к ученикам (№47): Бросьте все свои надуманные занятия, и думайте только о том, как соединить ваши сердца в одно сердце... Начните соединяться в истинной любви, и увидите, как "нёбо ощутит вкус".

Вопрос: Что значит "надуманные занятия"?

Ответ: Надуманные занятия – это любые усилия, не направленные на достижение духовной цели. К этому относится любая работа сверх той, чтобы  наполнить телу его необходимые потребности, а все остальное посвятить достижению цели.

Любое усилие, хоть немного отклоняющееся от этого пути – уже надуманное. То есть тебе лишь кажется, будто ты получишь от него выигрыш, а на самом деле, это немедленно сталкивает тебя на путь естественного развития (бэито), путь страданий.

 2013-02-04_rav_bs-igeret-47-1927-pg-142_lesson_pic11

Мне кажется, что передо мной есть духовная цель (!), и если я буду работать ради нее, то выиграю. Я прикладываю усилия и получаю от этого выигрыш. Если эта цель истинная, то есть она находится на пути, ведущем к Творцу, то я работаю правильно. 

Но возможно, что эта цель не лежит в направлении к Творцу (!). А мне неизвестно правильное направление, и кажется будто цель истинная. И если я  работаю, вкладывая в нее свои силы, то в ответ, вместо выигрыша, получаю страдания, которые подталкивают меня сзади. Это и называется надуманными занятиями.

Мне кажется, будто они приносят выигрыш, и что я стремлюсь к истинной цели. Даже материальная выгода: телесная, деньги, почести, знания – всё это после множества промежуточных пунктов, в итоге выльется в минус, в страдания.

Эта надуманная цель, пустые хлопоты могут быть очень сложными и запутанными. Возможно, лишь через 30-40 лет я наконец смогу выяснить, что цель была мнимой. И это не одно какое-то занятие, их может быть много. К ним относится все, куда ты вкладываешь больше необходимого, насущного для существования тела.

И необходимым ты должен заниматься лишь по обязанности, потому, что нет выхода. А все твое внимание, на все 100% должно быть сконцентрировано на одном направлении – к Творцу. И тогда, сколько бы тебе ни понадобилось трудиться для своей семьи – это уже будет необходимостью, потому что все твои мысли будут заняты Творцом. 

И тебе непонятно, что эта цель надуманная. Для тебя это находится под большим знаком вопроса. А даже если ты возможно догадываешься об этом разумом, то чувства с этим не соглашаются. И тогда ты оказываешься во внутренней борьбе и не знаешь, что делать. Ты идешь себе на всякие поблажки, прощаешь небольшие слабости, думая: "Ну не страшно, я лишь немного отвлекся". У надуманных занятий есть множество обличий.

Как же выяснить, какое занятие надуманное? Всё, что не относится к группе, учителю, учебе, распространению, устремлению к единству с Творцом – всё мнимые хлопоты! Если ты все свои усилия направляешь к цели, то заботы о семье тоже включаются в середину. И тогда ты раскрываешь, что Творец организовал тебе все самые оптимальные, точные условия. Ну только если домашние не сопротивляются твоему пути, и позволяют тебе учиться.

Из урока по письму Бааль Сулама, 04.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не оступиться в болоте жизни

Проверь, что не тратишь усилия без пользы

Страховой полис от Творца

Не оступиться в болоте жизни

каббалист Михаэль ЛайтманНикто не может сказать мне, что нужно делать. Я должен сам выяснить и решить, какая цель мнимая, а какая – истинная. Я должен взять на себя ответственность за сделанные мною шаги. А иначе, зачем мне дана эта жизнь?

Я в своей жизни нахожусь словно посреди болота, в котором есть лишь отдельные маленькие кочки, на которые я могу поставить ногу, чтобы не провалиться и пройти через него. И это должно быть мое решение, кто-то другой не может передвигать мои ноги и ставить на правильное место.

Если же я оступлюсь, то утону в жизненном болоте на несколько десятков лет. И если так произошло, нужно понять, что значит, так обязано было случиться. Но предварительно я должен сделать все от меня зависящее и выяснить все на сто процентов. А если и после этого я все же ошибся и утонул на несколько десятков лет, значит так требовалось. Сейчас мне неизвестно, зачем и почему, но потом это раскроется. Как сказано о прямом и косвенном управлении Творца: "Сзади и спереди объемлешь Ты меня".

Вопрос: Как же я могу принять самостоятельное решение, если всецело нахожусь под влиянием окружения: духовного или внешнего общества?

Ответ: В этом и состоит твоя свобода воли: максимально подставить себя под влияние духовного окружения, а не ходить с задранным носом, считая себя выше всех. Иначе, ты не сможешь получить хорошее влияние. 

Но это не означает, что ты можешь прийти к товарищам и спрашивать, что тебе следует делать: ехать заграницу на заработки или нет? Нельзя передавать это решение другим. Оно обязано быть результатом твоих внутренних выяснений, следствием усилий, которые ты приложил, чтобы склониться перед группой, то есть перед духовным понятием, стремлением к единству, продвижением к слиянию с Творцом выше знания. Именно это для тебя является группой – общая сила. И в зависимости от того, насколько ты преклоняешь себя относительно этого понятия, согласно этому ты решаешь, что для тебя важно в жизни.

И тогда я оглянусь вокруг и не обнаружу своего тела! Оно уже исчезло где-то в прошлой жизни, давно устранилось с моего пути. Я должен обеспечить ему какое-то необходимое пропитание, и я это делаю. Необходимостью называется то, что я занимаюсь этим только по безвыходности, поскольку обязан о нем позаботиться. Я заставляю себя думать о своем животном теле – это называется насущно необходимым. Но всеми остальными мыслями я нахожусь внутри группы, соединения, и тогда я приму правильные решения.

Это соединение удерживает меня и не дает выпасть. Я настолько прилеплен к нему, что только через силу могу заботиться о чем-то необходимом. Проверить можно по тому, что я был бы рад не заботиться о своем теле, а на все 100% заботиться о группе и Творце, не оставляя даже 1% самому себе.

Но когда я начинаю заботиться о животном теле только по необходимости, то вдруг понимаю, что оно не мое! И тогда занятия о своем теле и о семье превращаются в духовную работу. Я чувствовал их своими, пока получал от них какой-то эгоистический выигрыш. Но от необходимых занятий я не получаю никакого выигрыша – это просто данная мне игра, средство для духовного выяснения.

Из урока по письму Бааль Сулама, 04.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Опасные пустые хлопоты

Отыскать царское одеяние в горе лохмотьев

Путь, покрытый тенью отдачи

Тайны каббалы… (клип)

Такое ощущение, что после конгресса в Араве каждый начал чувствовать себя в двух измерениях – в эгоистическом восприятии и из общей точки, которая позволяет преодолевать свой эгоизм.

В горячих объятиях света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Приходит ли к нам в каждый миг пробуждение свыше, и как нужно на него правильно реагировать? 

Ответ: Не только пробуждение, но вообще все наше существование возможно лишь благодаря высшей силе, которая все время поддерживает нас, словно магнит, удерживающий в воздухе кусочек металла, и производит с нами всевозможные действия.

В этом даже нечего сомневаться. Без высшей силы материал творения не смог бы существовать, не изменялся бы и не чувствовал себя. Всё это делает свет.

А наша правильная реакция состоит в том, чтобы постараться повысить свою чувствительность, тонкую восприимчивость к тому, что совершает с нами высшая сила, и понять, как нужно ответить, чтобы точно уподобиться и прилепиться к ее свойствам, к производимым ею изменениям, к ее воздействию на нас.

Это означает, что во всяком выступе или выемке, которые делает во мне Творец, я тут же присоединяюсь к Его действию и облачаюсь на Него, как женское желание на мужское. Получается, что мы постоянно участвуем в общем действии, как партнеры. Так мне нужно постараться действовать в своей жизни, и тогда я достигну совершенного состояния, которое называется слиянием.

Из урока по письму Бааль Сулама, 03.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что делать, если повсюду Творец?

На прямой волне к Творцу

Свет работает без выходных

Точка соприкосновения ненависти и любви

каббалист Михаэль ЛайтманИз письма Бааль Сулама к ученикам (№11): Прошу тебя прилагать больше усилий в любви между товарищам, изобретая способы, позволяющие умножать любовь между товарищами и уничтожать в вас стремление к материальным приобретениям.

Потому что именно это сеет ненависть. А между доставляющими наслаждение Творцу не может быть никакой ненависти, – наоборот, между ними царит милосердие и безмерная любовь. И вещи эти просты... Стоит вам прислушаться к моим словам, ибо в них – жизнь ваша и долголетие ваше.

Вопрос: Как нужно исправить свое отношение к товарищам, которые вызывают в тебе ненависть?

Ответ: Нужно полюбить товарищей, которых сейчас ненавидишь, вот и всё. Ты обязан достичь такого состояния, когда они станут тебе самыми дорогими, близкими и желанными. Но вместе с тем, должна сохраниться ненависть к ним.

Ненависть останется внизу, и тебе придется постоянно заботиться о том, чтобы ее исправлять и поверх нее строить любовь. Этим определяется духовное напряжение. Ты раскрываешь духовный мир в точке соприкосновения ненависти и любви, двух этих сил! 

Не бывает просто любви или просто ненависти. И любовь, и ненависть, вызываются светом, который светит так или иначе. Но ты находишь себя и раскрываешь в слиянии с Творцом посередине между двумя этими чувствами.

Из урока по письму Бааль Сулама, 03.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Аллергия на любовь

Решиться на любовь

Выловить все искры из гущи желаний

Что в имени тебе моем?..

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос с английского блога: Некоторые виртуальные группы США нуждаются в Вашем руководстве. Дело в том, что мы – и мужчины, и женщины – собираемся на платформе TeamTalk4 в одних и тех же папках для участия в уроках, семинарах и других совместных мероприятиях.

При этом на экране высвечиваются только имена женщин, а не их лица. Должны ли мужчины решить согласно их восприятию, стоит ли продолжать такую практику? Некоторые из них считают, что присутствие женщин укрепляет единство виртуальных групп. Что Вы посоветуете?

Ответ: Есть разные виды совместной работы. Есть такие, в которых мужчинам, для большей эффективности работы, действительно лучше держаться отдельно, например, уроки и наши общие семинары, которые транслируются из ББ Израиль. И есть такие, которые требуют совместной работы мужчин и женщин: проекты по распространению, обсуждения вопросов жизни общей группы, включающей мужскую и женскую часть, и другие.

В отношении уроков известно, что даже в тех физических группах, где женщины присутствуют на уроках и семинарах, они не сидят вперемешку с мужчинами, а все-таки отдельно. Во всяком случае, имя женщины на странице конференции может увести фантазию мужчины вдаль от темы урока не меньше, чем ее фотография. 

Поэтому вам, видимо, стоит уяснить для себя, совместно, без ханжества и напускного "либерализма", в чем именно и в каких случаях женщины своим присутствием могут повредить духовной работе мужской группы. Я неоднократно давал пояснения по этому вопросу. Сделав это выяснение, вам будет легче принимать решения.

Так, например, тогда вам будет совсем не трудно открыть отдельно "женскую" и "мужскую" папки для уроков и других случаев, когда необходимо разделение групп, зато и в папках для обсуждения общих вопросов, и вообще в любом случае не потребуется скрывать лица женщин. 

Предыдущие сообщения на эту тему:

Женщины – залог успеха

Точки соприкосновения

Связной между мужчиной и женщиной

О вручении и получении

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар": В духовном время дарования отделено от времени получения. Вначале Творец дарует нечто получающему, но этим ему предоставляется лишь возможность получить. Получающий еще ничего не получил. Он должен очиститься до нужной степени и тогда удостаивается получения. Так что от дарования до получения может пройти много времени.

Вопрос: Почему есть этот разрыв между временем дарования и получения?

Ответ: Дарование – это отдача, и получение – это отдача. Однако дарование подготавливает в нас сосуды, детали восприятия. Ведь в духовном нет понятия "времени", но когда дело доходит до нашего "материала" – до нашего получающего желания, высшая отдача не может пребывать в связи с ним. Между ними пролегает "скорлупа" (клипа), которая сохраняет двойственность их отношений – разобщение и взаимосвязь.

Вообще, как свет приходит к сосуду? Как может существовать связь между двумя этими противоположными свойствами? В нашем мире нет подобного примера. Когда огонь и вода контактируют между собой, один из них аннулирует другого. Однако оба они относятся к одному миру, и в них кроется одна внутренняя природа, направленная на захват, обретение. 

С другой стороны, когда духовная сила приходит к материальной, они не могут соприкоснуться, не могут "познакомиться" друг с другом. Первая же попытка контакта вызвала бы взаимную аннигиляцию. В физике известны подобные явления. Контакт между противоположностями просто невозможен.

Вот почему существует система клипы, достойная большого уважения, замечательная, мощная, совершенная и очень сложная. Она-то и создает правильную связь между "святостью", т.е. свойством отдачи, и эгоистическим желанием, которое изначально просто хочет получать наслаждение. Клипа вызывает к жизни "правдивую ложь" и "ложные истины", "недосказанность", "недостаток анализа" – такие вот "буферные зоны" между полюсами, которые невозможно связать воедино. Мы используем эти приемы в политике и в других областях.

И потому время дарования – это еще не конец истории. Всё творение – суть разница между временем отдачи и временем получения. Нисхождение сверху вниз до нашего мира и подъем назад снизу вверх призваны для того, чтобы из первого состояния попасть в третье, и являют собой восприятие послания Творца в творении. Ты и сам видишь, сколько времени требуется на то, чтобы "переварить" эту весть и откликнуться на нее.

Вопрос: По какой формуле осуществляется связь между противоположностями? Как на деле протягивается нить от высшего к низшему?

Ответ: Если мы говорим об инициативе, идущей от высшего, то она возможна, только если мы отменяем себя и принимаем его желание как решающее – вместо своего собственного. Это и есть связь. Так же в технике мы сопрягаем разные части, уравнивая их диапазоны, используя некую связку как "переходник" между ними. Необходимо создать определенное "место", в котором осуществляется такое уподобление, уравнивание. В духовном это – семь нижних сфирот Бины, "материнское чрево", нижняя треть Зэир Анпина, к которой подключается Малхут. Мы обязательно должны сформировать этот специальный "адаптер", который в каббале называется также: ИШСУТ или система ЦэЛеМ.

Так или иначе, изначально задача двух соединяющихся сторон состоит в том, чтобы каждая могла отказаться от себя ради подключения к другой. Но если высший способен на это в силу своего совершенства, то низший – в силу своего абсолютного несовершенства, когда он постигает его, соглашается с этим и отменяет себя перед высшим.

Речь идет о простых вещах. В повседневной жизни мы постоянно обновляем свое место на шкале связи и коммуникации. СМИ, педагогика, воспитание, культура – связь устанавливается даже инстинктивно, сама собой. Если я хочу установить какой-то контакт с ближним, мне необходимо в чем-то сойти с непримиримых позиций, перестать стоять на своем и воспринять его мнение.

Вопрос: Как низший приводит себя в соответствие с дарованием высшего?

Ответ: Высший опускается к низшему и дает ему то, что он хочет. Однако в этой "посылке", в этом послании заключена внутренняя сила, которая развивает низшего. Ведь низший хочет лишь "набивать живот". Он не желает расти, не знает, что это такое. Однако в "молоке" высшего, т.е. в свете хасадим, действует "кровь" – свет хохма, который растит малыша. Если бы не "кровь" в "молоке", низший не мог бы взрослеть.

Сначала, в период зарождения, низший отменял себя перед высшим и был согласен принимать от него всё. Тогда он получал "кровь" – прямую отдачу высшего. Ну а затем низший становится более самостоятельным, и высший намеренно формирует в нем соответствующую систему, служащую адаптером между ними. Это и есть механизм лактации, кормления "молоком". По сути, речь идет о той же "крови", о свете хохма, только получающем одеяние хасадим. Теперь у низшего есть возможность для сравнения между свойством отдачи, присущим Творцу, и свойством получения, присущим творению, – и он растет, получая их единовременно.

Однако на этом этапе низший по-прежнему мал, потому что отменяет себя "перед молоком", соглашается получать его от высшего…

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 10.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прочная связь – словно общий ребенок

Ничего себе – всё другим

Нечистые силы – помощники Творца

Быстрое раскрытие обмана ведет к правде

каббалист Михаэль ЛайтманИз письма Рабаша (№16): Стремление к Творцу ради себя (ло лишма) называется ложью, а ради отдачи (лишма) – истиной. Но когда ложь мала, то есть малы заповеди и добрые дела, у человека небольшое намерение "ло лишма", и он не способен увидеть правду.

А потому он говорит, что идет добрым и истинным путем, то есть считает, что делает все ради Творца. Если же он занимается днем и ночью "ло лишма", ради себя, то увидит правду, потому что за счет умножения обмана его ложь получится огромной. И тогда он увидит, как идет дорогой обмана, и с этой промежуточной точки переходят на дорогу истины, то есть к "лишма".

Если человек прикладывает немного усилий, то своими незначительными действиями притягивает мало окружающего света. И потому его действия не аккумулируются за короткое время в одном месте настолько, чтобы привлеченный ими свет смог высветить правду и показать человеку, в каком состоянии тот находится.

Когда свет лишь немного освещает его, человек не очень осознает свое отличие от света. Это слегка добавляет ему красок в жизни, вкуса, понимания, ощущения. Но свет пока не стал таким мощным, чтобы человек увидел, насколько его свойства противоположны свету.

Подобно четырем стадиям прямого света, где вплоть до четвертой стадии невозможно увидеть свою противоположность свету. Это становится видно лишь в последней стадии, в которой творение и делает сокращение – действие обратное своей природе, вследствие раскрывшегося ему обмана. 

От группы требуется большая работа для того, чтобы давить на человека и подгонять его, не давая ему успокоиться, разжигая в нем зависть, страсть, честолюбие, заставляя выполнять свои необходимые обязанности. Он должен с максимальной частотой и силой совершить возложенные на него действия, так называемые, "добрые дела", которыми доставляет наслаждение Творцу.

И здесь ему придется работать с обманом и правдой, выясняя, что на самом деле является добрыми делами, что приносит радость Творцу и что такое Творец. Проясняя все эти вопросы, человек постепенно продвигается к решающей точке, через которую из "ло лишма" переходит в "лишма". Эта точка называется махсомом, границей высшего мира. Так с помощью света, человек вытаскивает себя из мертвого состояния и приводит к жизни.

И всё это благодаря давлению группы на каждого из ее участников. Пока человек не почувствует группового давления, он не сможет ничего сделать, ведь только через группу к нам приходит свет.

Из подготовки к уроку, 10.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Началось вхождение в духовную работу

Кропотливая работа света

Мой темный силуэт на белом фоне отдачи

Ни шага без собственных усилий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если "нет никого, кроме Творца", то почему сначала я должен сказать, что если я не помогу себе, то никто не поможет?

Ответ: "Никто не поможет мне, кроме меня самого" – это значит, что все достигается только за счет собственных усилий. Пока человек не приложит усилия, он не сделает ни шага вперед.

В нашем мире много путаницы, и нам порой кажется, что возможно заработать без всяких усилий: получить какой-то подарок, наследство, дар судьбы. Каждый рождается в этом мире со своей судьбой и везением, под своей звездой, в определенной семье и условиях. Нам кажется, будто в жизни есть множество вещей, не зависящих от нас, и мы пытаемся действовать в рамках возможного.

Но нам не видно, что всё на 100% зависит только от нас: в каждый миг, на любом шагу, на каждом миллиметре пути, и если я хочу продвигаться, то обязан приложить соответствующие усилия. Есть множество систем, которые поддерживают человека в этой жизни: пособие по безработице, медицинское страхование, пенсия. Если ты заболеешь или ослабнешь, то о тебе позаботятся и не дадут пропасть. Поэтому человеку не видна в четкой, раскрытой форме связь между вложенными им усилиями и следствием из них. 

Он не видит всю систему в целом. До такой степени, что находясь в разрушенной системе, которая сегодня все больше раскрывает свои пороки, мы не замечаем, что являемся причиной этого кризиса. Идут споры: виноваты ли мы своей деятельностью в проблемах экологии и изменениях климата. Даже когда мы пытаемся сделать лучше, получается только хуже. А если вдруг есть какое-то улучшение, то непонятно, в чем его причина. Система скрыта от нас, и потому мы чувствуем свое бессилие.

Наука каббала, прежде всего, стремится  раскрыть человеку высшую систему. А для того, чтобы раскрыть эту систему, нам нужно быть противоположными ей. Согласно правилу: "Невозможно выполнить заповедь, предварительно ее не нарушив". То есть ты должен увидеть противоположность правильному действию и из нее узнаешь и поймешь, что правильно сделать. Так устроен путь: учеба, работа. Пока человек не разобьется в своей попытке, он не поймет внутренней сути.

Поэтому дети так любят все ломать, чтобы узнать, что находится внутри. Природа вкладывает в них желание постичь мир, и только таким путем возможно познание.

Но разбиение общей души уже произошло до нас. Нам же нужно взять разбитые осколки и попытаться собрать ее обратно. А когда мы будем складывать, то узнаем все "за" и "против", то есть познаем и хорошо выучим эту систему, до такой степени, что врастем в нее. Мы войдем внутрь этой системы, сделавшись ее неразрывной частью, и в то же время, ее хозяевами. Тогда у нас не будет никаких проблем с ее управлением.

Но пока мы находимся в пути и учимся, остается еще много путаницы. Как будто ты вскрыл неработающую машину и не знаешь, где поломка. Поэтому ты начинаешь проверять в одном месте, в другом, сверяться с инструкцией. Ты идешь за советом к мастеру, который уже имеет больший опыт с такими машинами и может тебе что-то подсказать. Вот так ты и продвигаешься.

Из урока по письму Бааль Сулама, 08.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Генеральный командующий в войне Творца с Амалеком

Отрекаясь от себя нынешнего

Кто поможет мне?..

Дожидаясь оплаты

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что мы можем понять из книг каббалистов, если они повествуют о духовных ступенях?

Ответ: Сказано, что учится не тот, кто умен. Понимаешь ты или нет – это никак не связано с продвижением.

Допустим, рядом с тобой сидит умный человек, прочитавший за свою жизнь целое море книг. А с другой стороны от тебя сидит человек, не блещущий разумом, но с большим сердцем. Некоторые не отличаются ни чувством, ни разумом, а другие наделены вдоволь и тем, и другим, но всё это не относится к продвижению. Неважно, понимаешь ты изучаемый материал или нет.

Понимать надо лишь одно – принципы. Способен ли ты хоть в чем-то расслышать их? Можешь ли побудить себя к этому?

Иногда бывает так, что ты и хочешь их услышать, но не слышишь. Тогда помогают терпение и упорство. Пускай даже все уже вышли в духовное, а человек запаздывает на десять лет – зато и "зарабатывает" он больше, обретая глубину анализа, видение глобальной картины. Короче говоря, нужно постоянство и терпение. Главное – не сходить с пути, склонять себя, что бы ни приходило свыше. Ведь в конечном итоге, всё решает Творец. И хотя это непросто, тем самым человек удостаивается намного большего. 

Бааль Сулам пишет об этом в статье "Общий характер науки каббала": "Человек, не развитый в полной мере, не может долго ждать вознаграждения". Ему, как ребенку, не терпится получить награду сейчас, и он не в силах выждать даже мгновение. "Он выбирает такую работу, которая оплачивается немедленно, даже если оплата будет меньше". Можно выучиться на водителя такси и получать плату с пассажиров без промедления. И можно посвятить годы учебе, чтобы стать, допустим, музыкантом. "Человек более развитый может сдержаться и выбрать работу, оплата за которую выше, хотя и производится гораздо позже. Это и есть истинный критерий, который зависит от степени материального развития человека. Кто способен отдалить момент вознаграждения, тот может добиться более высокой оплаты".

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 06.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Расширение души материальными средствами

Терпение – самое важное свойство

Разум тут не помощник

Новое утро зависит от прожитого дня

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я чувствую, что на уроке мне недостает осознания важности и величия цели. Что делать?

Ответ: В принципе, человеку недостает лишь одного – правильного пробуждения, которое может прийти только от группы. Что же ты сделал в связи с этим? Может быть, ты послал письмо товарищам с требованием позаботиться о тебе? Или раздал им подарки – каждому то, что он любит?

Ты должен вызывать в товарищах внимание, чтобы они думали о тебе, чтобы заботились о том, проникаешься ли ты величием цели, чтобы не забывали про тебя в своей молитве… Подкупи их чем-то!

Ведь на уроке уже поздно исправлять недоработки. Что ты подготовил, тем сейчас и пользуешься. Вся подготовка ведется до урока. День сменяется вечером, вечер – ночью, и человек оказывается во тьме, в замешательстве и непонимании. И тогда он готовит себя к встрече со светом. С полуночи он устремляется навстречу свету, выстраивая свои сосуды-желания. На урок он приходит с уже заготовленным багажом, после того как поднимал просьбы к Творцу. И всё, что у него есть, он присоединяет к учебе.

Таким образом, время учебы – это уже следствие событий, происходивших в течение дня. Готовься, думай о том, что видится тебе важным в этой связи, но не забывай: всё, что ты сделаешь на уроке, есть результат твоих занятий до урока. Попробуй, проверь, и ты увидишь, что это так. Чем ты наполнил вчерашний день, тем и занимаешься в минуты утреннего пробуждения перед уроком и на самом уроке. Всё зависит от вчерашней подготовки.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 06.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

От заката до рассвета

Учитывается лишь подготовка

Подготовка – залог успешной учебы

Страница 1 076 из 1 650« Первая...1 0741 0751 0761 0771 078...Последняя »