Записи в разделе 'Кризис, глобализация'
Потерянное общество

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (С. Ениколопов, ведущий специалист по психологии агрессии РАМН): Общество перестает ощущать существование каких-либо норм, люди утрачивают даже ощущения первоосновных норм, вплоть до того, что нужно при встрече здороваться.

Люди сталкиваются с тем, что реальность противоречит их опыту, и личный опыт противоречит тому, что написано на бумаге или сказано в телевизоре. Это разрушает взаимное доверие в обществе, доверие между людьми и властью. Начинают исчезать сопереживание, сострадание, разрушается понятие справедливости. А это ведет к разрушению общественных ценностей, люди живут, не понимая ни цели своего существования, ни средств достижения своих целей.

В таком обществе много фанатичных традиционалистов. Традиция для них становится святыней, нарушение которой должно жестоко караться. Из менее конформистской части общества едут в Гоа, кто-то уходит в монахи. В целом эти люди осуществляют уход из социальной жизни, поскольку социальная жизнь не может им ничего дать. Общество для думающих людей становится слишком циничным, грязным и непонятным. Следствием этого является большое количество убийств и суицидов.

Реплика: Именно в таких условиях и возможно восприятие идеи единства, как необходимое для равновесия с природой. Ведь не чья-то прихоть или измышления предлагают нам изменить себя и общество, а необходимость выживания в глобальном интегрально связанном мире.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кризис ориентации

Мы пропали? – Нет!

Россия: путь к процветанию или нацизм?

Еврозона изменится в течение года

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Ш. Еган, глава рейтингового агентства Egan-Jones): ЕС начнут покидать богатые страны, не желающие помочь бедным. Требования Германии экономить, сокращать госрасходы не принимаются. ВВП падает, долги не возвращаются.

Невозможно провести резкое сокращение госаппарата, снижение госдолга до устойчивого уровня. Население теряет веру в правительство и выводит деньги из частных банков. Политики голосуют за меры экономии, но практически ничего не происходит. Власти поднимают налоги, но не могут их собрать.

Реплика: Курс на отдаление и разъединение чреват кровавыми последствиями в сведении счетов с обидами, накопившимися за годы подчинения Германии. Снова идет к противостоянию Германии с соседями – и далее по известному сценарию…

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мрачные перспективы ЕС

Финансовая катастрофа в мире

В неоплатном долгу

Почему зло привлекает

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловеческая природа  - антисоциальна, движима поиском удовольствия, стремлением получить желаемое. Человек рождается плохим, но его сдерживает общество. Людям, не удовлетворившим свои основные потребности, трудно становиться зрелыми.

Если ты голодал, ты не будешь чувствовать себя в безопасности. Если тебе не хватало любви и общения, тебе не сформировать самоуважение. Люди, испытывавшие нехватку чего-то, ненавидят людей, у которых не было дефицита. Неспособные преодолеть недостатки, мечтают удовлетворить свои потребности любыми способами, хорошими или плохими. 
- Глядя на злодеев, мы находим нечто укрепляющее и  вознаграждающее.

- Сверхсильные герои обладают свободой, никакие правила и законы на них не действуют, злодейство освобождает. 
- Вы завидуете власти, которой обладают злодеи (хорошие герои ею не обладают)

- Чувство мести привлекает больше чувства справедливости.
- Склонность считать, что жертвы заслуживают быть жертвами.

- Мы верим, что плохие вещи не происходят с хорошими людьми.

- Зло возбуждает и приводит в действие, от него мы чувствуем себя лучше, чем от волнения и страха.
- Жертва, не способная воспротивиться обидчику, становится разрушителем.
- Герой представляется героем, если преодолевает трудности. Поэтому великим героям нужны великие злодеи.
Реплика: Зло – вся наша природа и только не разрушая его, а именно строя над ним добро, отдачу, любовь, можно исправить нашу природу. Поэтому зло должно проявиться, чтобы вынудить нас прийти к добру.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Анатомия эгоизма

Чтобы не завидовать своему коту

Чудесная метаморфоза отъявленного эгоиста

Миру хана, но никто не слышит… (клип)

Почему люди так скептически реагируют на ваши объяснения о кризисе, экологии, катастрофах -  мол, мы это уже проходили не раз, и в этот раз пройдем?

Впереди – очередная волна кризиса

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (М. Фабер, амер. экономист): Сегодня США, Китай и большинство развивающихся стран показывают не самую лучшую динамику развития. Это говорит о приближении так называемого "идеального шторма". Кроме того, кризис еврозоны - еще один веский аргумент в пользу того, что мировая экономика может вновь погрузиться в тень.

Реплика: Все будет продолжаться, волнами или медленным штилем, пока не вынудит нас начать общественно-экономические перемены в обществе и перейти к экономике разумного потребления, равенства и единения.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Финансовая катастрофа в мире

Девятый вал

Вторая волна кризиса

ВВП ложный отсчет для регуляторов

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Вместо новых мер по стимулированию экономики, глава ФРС Б.Бернанке объявил ВВП ложным отсчетом для регуляторов, призвав замерять вместо него уровень счастья людей. Ведь статистика маскирует проблемы и дает политикам неверный результат.

В экономике, как и в науке, решение зависит от измерения, но главная проблема - выбрать, что измерять. Нужно замерять уверенность граждан в трудоустройстве, их сбережения и способность противостоять финансовым шокам.

Чтобы оценить эффективность экономической политики, нужно смотреть на экономику счастья и удовлетворенности жизнью, которая лучше отображает благосостояние компаний и домохозяйств – "индекс счастья" ОЭСР, рассчитываемый на основе статистики и опросов Gallup (жилищные условия, доходы, занятость, образование, экология, здоровье, эффективность управления, общественная жизнь, безопасность, удовлетворенность условиями жизни, баланс между рабочим временем и досугом - девиз методики — "счастье не купишь").

Реплика: В общем, верно, но ощущение счастья зависит от сравнения своего уровня материального, культурного, общественного и пр. с другими и может быть удовлетворено, если все удовлетворены. А это возможно при условии, если все равны и если это равенство, интегральным воспитанием, принято обществом, как основа, вместо эгоистического соревнования "а у меня все-таки лучше". Стремление не к личному, а к общему. Это возможно только при ощущении всех, как семьи.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хочешь быть счастливым – будь им!

Счастливыми нас делает ощущение, а не достаток

Индекс счастья

Американцы выбрасывают 40% еды

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение (доклад Совета по защите природных ресурсов США): Американцы выбрасывают на помойку почти половину купленной еды, ежегодно теряя до 40% продовольствия на сумму 165 млрд. долларов. С 1970-х годов количество выброшенных продуктов увеличилось на 50%. Средний американец выбрасывает в 10 раз больше еды, чем потребитель из Юго-Восточной Азии, говорится в докладе.

Реплика: А если бы мы ощущали себя "как одна семья", как объясняет нам текущий глобальный кризис, – без увеличения производства пищи, пропал бы голод, исчезли бы никому ненужные товары и продукты (70% производства), расходы на вооружение, вредные лекарства и пр.  Вот развернули бы американцы кампанию по взаимопомощи внутри страны – показали бы пример всем странам, как не тратя из государственной казны ни цента, сделать всех сытыми, а затем "одомашленными" и пр..

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кризис на тарелке

Если бы мы думали о голодающих!

Пища есть, но нет желания поделиться

Почему социализм?

Альберт Эйнштейн (1949г.):

Стоит ли высказываться о социализме человеку, который не является специалистом в экономических и социальных вопросах? По ряду причин думаю, что да.

Давайте сначала рассмотрим этот вопрос с точки зрения научного знания. Может показаться, что между астрономией и экономикой нет существенных методологических различий. И в той, и в другой ученые стараются открыть общие законы для определенной группы явлений, чтобы как можно яснее понять связь между ними.

Но на самом деле методологические различия существуют. Открытие общих законов в области экономики затруднено тем обстоятельством, что наблюдаемые экономические явления подвержены воздействию многих факторов. И оценить каждый из них в отдельности крайне трудно.
К тому же, хорошо известно, что опыт, накопленный с начала так называемого цивилизованного периода человеческой истории, был в значительной мере ограничен и подвержен влиянию причин по своей природе неэкономических.

Например, большинство великих государств обязаны своим появлением завоеванию. Народы-завоеватели делали себя юридически и экономически правящим классом завоеванной страны. Они присваивали себе монопольное право на владение землей и выбирали жрецов только из своих рядов. Эти жрецы, в руках которых был контроль над образованием, сделали классовое разделение общества постоянным и создали систему ценностей, которой люди стали руководствоваться в своем общественном поведении, по большей части бессознательно.

Эта историческая традиция остается в силе. Нигде мы не преодолели того, что Торстен Веблен называл "хищнической фазой" человеческого развития. Существующие экономические факты принадлежат к ней, и законы, которые мы можем вывести из этих фактов, неприложимы к другим фазам. А так как цель социализма и состоит именно в том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой, экономическая наука в ее настоящем виде не способна прояснить черты социалистического общества будущего. 

Во-вторых, социализм обращен к социально-этической цели. Наука же не способна создавать цели. Еще менее - воспитывать их в человеке. В лучшем случае, наука может предоставить средства к достижению определенных целей. Но сами цели порождаются людьми с высокими этическими идеалами. И, если эти цели не мертворожденные, а обладают жизненной силой, их принимают и осуществляют те массы людей, которые полусознательно определяют медленную эволюцию общества.

Вот почему нам следует проявлять осторожность, чтобы не преувеличить значение науки и научных методов, когда дело касается человеческих проблем. И не следует полагать, что только эксперты имеют право судить о вопросах, влияющих на организацию общества.
Вот уже некоторое время несчетные голоса утверждают, что человеческое общество находится в состоянии кризиса и потеряло стабильность. Для такой ситуации характерно, что люди испытывают безразличие или даже враждебность по отношению к большим или малым группам, к которым они принадлежат.

В качестве примера, позвольте привести один случай из моего личного опыта. Недавно я обсуждал опасность новой войны, которая, на мой взгляд, была бы серьезной угрозой существованию человечества, с одним умным и благожелательным человеком. Я заметил, что только наднациональная организация могла бы стать защитой от такой опасности. На что мой собеседник спокойно и холодно сказал мне: "Почему вы так сильно настроены против исчезновения человеческой расы?"

Я уверен, что еще столетие назад никто не мог бы так легко сделать заявление подобного рода. Его сделал человек, который безуспешно пытался обрести какой-то баланс внутри себя и потерял надежду на успех. Это выражение мучительного одиночества и изоляции, от которых в наши дни страдают так много людей. В чем причина этого? Есть ли выход?

Легко задать такие вопросы, но трудно ответить на них с какой-либо определенностью. Тем не менее, я должен постараться ответить на них насколько позволяют мои силы, хотя и хорошо сознаю, что наши чувства и стремления часто противоречивы и неясны и что их нельзя объяснить легкими и простыми формулами.

Человек одновременно одинокое и социальное существо. Как существо одинокое он старается защитить свое существование и существование наиболее близких ему людей, удовлетворить свои желания и развить свои врожденные способности. Как социальное существо он ищет признания и любви других людей, хочет разделять их удовольствия, утешать их в горе, улучшать условия их жизни.

Именно существование этих разнородных, зачастую противоречащих друг другу стремлений отличает особый характер человека, а их конкретная комбинация определяет как степень внутреннего равновесия, которого человек способен достичь, так и степень его возможного вклада в благополучие всего общества.

Не исключено, что соотношение этих двух побуждений, в основном, передается по наследству. Но становление личности, в конечном счете, формируется окружением, в котором развивается человек, структурой общества, в котором он растет, его традицией и оценкой, которую общество дает тому или иному типу поведения.

Для отдельного человека абстрактное понятие "общество" означает сумму его прямых и косвенных отношений к своим современникам и ко всем людям прошлых поколений. Человек способен мыслить, чувствовать, желать и работать сам по себе. Но в своем физическом, умственном и эмоциональном существовании он настолько зависит от общества, что вне общества ни думать о человеке, ни понять его невозможно.

Именно "общество" обеспечивает человека пищей, одеждой, жильем, инструментами труда, языком, формами мысли и большей частью ее содержания. Его жизнь стала возможной благодаря труду и достижениям многих миллионов в прошлом и настоящем, которые прячутся за этим маленьким словом "общество".

Поэтому очевидно, что зависимость человека от общества является природным фактом, который нельзя отменить, как и в случае пчел и муравьев. Однако, в то время как жизненные процессы муравьев и пчел управляются, вплоть до мельчайших деталей, их жесткими наследственными инстинктами, типы социального поведения и взаимоотношения человеческих существ сильно варьируются и подвержены изменениям.

Память, способность создавать новые комбинации, дар речевого общения сделали возможными для человечества такие формы жизнедеятельности, которые не диктуются биологической необходимостью. Они выражаются в традициях, общественных институтах и организациях; в литературе; в научных и инженерных достижениях; в произведениях искусства.

Это объясняет, каким образом человек способен, в известном смысле, влиять на свою жизнь своим поведением и что в этом процессе участвуют сознательное мышление и желание.

При рождении человек наследует определенную биологическую конституцию, которую мы должны признать фиксированной и неизменной и которая включает природные побуждения, свойственные человеческому роду. К этому, в течение своей жизни, человек приобретает и определенную культурную конституцию, которую он усваивает от общества через общение и многие другие виды влияния. Именно эта культурная конституция меняется со временем и в большей степени определяет отношения между человеком и обществом.

Современная антропология, с помощью сравнительного изучения так называемых примитивных культур, учит нас, что социальное поведение людей может разниться в огромной степени и зависит от культурной модели и типа организации, которые доминируют в данном обществе. Именно на этом и основаны надежды тех, кто стремится улучшить участь человека. Человеческие существа не осуждены своей биологической конституцией на взаимное уничтожение или на милость жестокой судьбы, причина которой в них самих.

Если мы спросим себя, как должны быть изменены структура общества и культура человека для того, чтобы сделать человеческую жизнь как можно более удовлетворяющей, нам следует постоянно помнить, что существуют определенные условия, которые мы не можем изменить.

Как уже было сказано, биологическая природа человека не может быть подвергнута изменениям. Более того, технологические и демографические процессы последних столетий создали условия, которые останутся с нами надолго.

При высокой концентрации населения, чье существование зависит от производства товаров, исключительная степень разделения труда и высокоцентрализованный аппарат производства являются абсолютно необходимыми. То время, кажущееся нам теперь идиллическим, когда отдельные люди или сравнительно небольшие группы могли быть совершенно самодостаточны, - это время ушло навеки. Не будет большим преувеличением сказать, что уже сейчас человечество представляет собой одно планетарное сообщество в производстве и потреблении.

Теперь я могу коротко изложить свое мнение о сущности современного кризиса. Речь идет об отношении человека к обществу. Как никогда раньше человек осознает свою зависимость от общества. Но эту зависимость он ощущает не как благо, не как органическую связь, не как защищающую его силу, а скорее как угрозу его естественным правам или даже его экономическому существованию.

Более того, его положение в обществе таково, что заложенные в нем эгоистические инстинкты постоянно акцентируются, в то время как социальные, более слабые по своей природе, все больше деградируют. Все человеческие существа, какое бы место в обществе они ни занимали, страдают от этого процесса деградации.

Неосознанные узники своего эгоизма, они испытывают чувство опасности, ощущают себя одинокими, лишенными наивных, простых радостей жизни. Человек может найти смысл в жизни, какой бы короткой и опасной она ни была, только посвятив себя обществу.

Действительным источником этого зла, по моему мнению, является экономическая анархия капиталистического общества. Мы видим перед собой огромное производительное сообщество, чьи члены все больше стремятся лишить друг друга плодов своего коллективного труда. И не силой, а по большей части соблюдая законом установленные правила. В этой связи важно понять, что средства производства, т.е. все производственные мощности, необходимые для производства как потребительских так и капитальных товаров, могут быть и по большей части являются частной собственностью отдельных лиц.

Для простоты изложения я буду называть "рабочими" всех тех, кто не владеет средствами производства, хотя это и не вполне соответствует обычному использованию этого термина. Владелец средств производства имеет возможность купить рабочую силу рабочего. Используя средства производства, этот рабочий производит новую продукцию, которая становится собственностью капиталиста.

Самое существенное в этом процессе заключается в соотношении между тем, что рабочий производит и сколько ему платят, если то и другое измерять в их действительной стоимости. Поскольку трудовой договор является "свободным", то, что рабочий получает, определяется не действительной стоимостью произведенной им продукции, а его минимальными нуждами и соотношением между потребностью капиталиста в рабочей силе и числом рабочих конкурирующих друг с другом за рабочие места. Важно понять, что даже в теории заработная плата рабочего не определяется стоимостью произведенного им.

Частному капиталу свойственна тенденция к концентрации в руках немногих. Это связано отчасти с конкуренцией между капиталистами, отчасти потому, что техническое развитие и углубляющееся разделение труда способствует формированию все более крупных производственных единиц за счет меньших. В результате этих процессов появляется капиталистическая олигархия, чью чудовищную власть демократически организованное общество не может эффективно ограничивать.

Это происходит потому, что члены законодательных органов отбираются политическими партиями, а на них так или иначе влияют и в основном финансируют частные капиталисты, которые тем самым на практике встают между электоратом и законодательной сферой. В результате, народные представители в действительности недостаточно защищают интересы непривилегированных слоев населения.

Более того, при существующих условиях частные капиталисты неизбежно контролируют, прямо или косвенно, основные источники информации (прессу, радио, образование). Таким образом, для отдельного гражданина чрезвычайно трудно, а в большинстве случаев практически невозможно, прийти к объективным выводам и разумно использовать свои политические права.

Положение, существующее в экономике, основанной на частно-капиталистической собственности, отличает два основных принципа: во-первых, средства производства (капитал) являются частной собственностью и их владельцы распоряжаются ими как хотят; во-вторых, трудовой договор заключается свободно.

Конечно, в этом смысле такой вещи, как чистый капитализм, не существует. В особенности необходимо отметить, что в результате длительных и ожесточенных политических сражений рабочим удалось завоевать несколько улучшенный "трудовой договор" для определенных категорий трудящихся. Но в целом, современная экономика немногим отличается от "чистого" капитализма.

Производство осуществляется в целях прибыли, а не потребления. Не существует никакой гарантии, что все, кто может и желает работать, будут всегда способны найти работу. Почти всегда существует "армия безработных". Рабочий живет в постоянном страхе потерять работу.
Поскольку безработные и низкооплачиваемые рабочие не могут служить прибыльным рынком сбыта, производство потребительских товаров ограничено, что приводит к тяжелым лишениям.

Технический прогресс часто влечет за собой рост безработицы, вместо того чтобы облегчать бремя труда для всех. Стремление к прибыли, в сочетании с конкуренцией между отдельными капиталистами, порождает нестабильность в накоплении и использовании капитала, что приводит к тяжелым депрессиям.

Неограниченная конкуренция ведет к чудовищным растратам труда и к тому изувечиванию социального сознания отдельной личности, о котором я уже говорил. Это изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма. Вся наша система образования страдает от этого зла. Нашим учащимся прививается стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться успеху в приобретательстве.

Я убежден, что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно путем создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану.

Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребенку.

Помимо развития его природных способностей, образование человека ставило бы своей целью развитие в нем чувства ответственности за других людей, вместо существующего в нашем обществе прославления власти и успеха.

Необходимо помнить, однако, что плановая экономика - это еще не социализм. Сама по себе, она может сопровождаться полным закрепощением личности. Построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем: учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей. Как обеспечить защиту прав личности, а с ними и демократический противовес власти бюрократии?

Ясность в отношении целей и проблем социализма имеет величайшее значение в наше переходное время. Так как в настоящее время свободное, без помех обсуждение этих проблем находится под мощным табу, я считаю выход в свет этого журнала важным общественным делом.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Альберт Эйнштейн. Почему социализм?

Призрак старого и больного "социализма"

Новому миру новая экономика

Особенности будущего трудоустройства

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Труды о последнем поколении", часть 3: Безработные будут получать по своим потребностям наравне с трудоустроенными.

В принципе, так должно быть и сегодня. Ведь горожане, потеряв источник дохода, не имеют возможности прокормить себя. У них нет домашнего скота и земельного участка, да они и не умеют возделывать землю. Однако человек, в любом случае, должен есть – это его естественная насущная потребность.

Вопрос: Если мы говорим о единой системе человечества, то в ней каждый должен выполнять какую-то задачу, как клетка в общем теле. Тогда откуда взяться безработным?

Ответ: Значит, надо организовать общество таким образом, чтобы каждому было дело. Но в действительности, мы говорим о духовном "трудоустройстве". Что же касается его материального аналога, он может быть минимален.

В прошлых поколениях люди жили очень просто. К примеру, рыночный торговец за весь день мог продать один горшок – и этого ему хватало. Не было машин, не было автоматики, производительность труда была низкой, и тем не менее, люди работали по несколько часов в день и не нуждались в большем. Вот и сегодня нет нужды в таком количестве рабочих рук. Вместо этого люди будут учиться, а в остальном – оказывать помощь и поддержку друг другу.

Продуктивно заполнить свободное время человечества – это наша задача. Сегодня порядка 90% трудовой деятельности тех или иных видов являются лишними. Если сдуть этот пузырь и низвести всё до уровня здоровой, рациональной жизни, то работы для всех не останется. Ведь мы будем производить надежные товары с намного бóльшим сроком службы, а не скоропортящиеся поделки, которые надо ремонтировать или менять на новые. Вот и выходит, что работать будут, максимум, 10% трудоспособного населения. 

Сегодня хорошо налажено перепроизводство лишних вещей, которые навязываются потребителям с помощью рекламы, чтобы через какое-то время отправиться на свалку и уступить место новым. Это касается и промышленного производства, и медикаментов и всего прочего. Чем бы человек ни занимался, он занимается этим себе во вред. Фармакологические концерны производят лишние лекарства, оборонная промышленность производит средства ведения войн – короче говоря, всё с точностью наоборот по сравнению с тем, как должно быть.

Так вот, в итоге работать будут полмиллиарда людей, или же мы поделим работу между всеми, чтобы каждому досталось, скажем, два часа в день. А всё остальное время надо заполнить духовной работой: люди будут учиться, помогать друг другу и т.д. И при этом необходимо всем гарантировать одинаковый уровень жизни – вне зависимости от того, работает человек или нет. Ведь дело не в том, есть ли у него работа, а в том, способен ли ты ее обеспечить. Если уж и винить кого-то, то не его, а тебя.

Итак, ты должен создать для всех одинаковый уровень жизни. А добавлять к нему ты можешь почести со стороны окружающих, соревнование в отдаче на благо обществу. За вклад в общее дело, за особые заслуги перед обществом соревноваться можно и должно:

– Посмотрите, как радуются люди на моих концертах!

– Посмотрите, как замечательно я руковожу предприятием!

Более того, это не просто директор, а владелец предприятия. Вовсе не надо ничего экспроприировать и никого "раскулачивать", как это делалось в Советской России. Человек владеет заводом, он заботится о бесперебойном производстве, о достойных условиях труда для своих работников и в то же время требует с них добросовестного выполнения своих обязанностей. Он горд тем что делает, а зарплату при этом получает такую же, как его подчиненные или безработные. Всю оставшуюся часть шкалы наслаждения заполняет именно гордость, почет со стороны окружающих, и ничего кроме этого.

Действительно, разве тело директора нуждается в чем-то большем по сравнению с другими? Нет. Ему полагается служебная машина с водителем, офис – но это для работы. А во всем остальном он – как все.

Таким образом, мы максимально, насколько это возможно, используем потенциал каждого. При этом на "животном" уровне каждый получает наравне со всеми, а на человеческом уровне зарабатывает почет и уважение. И сработает всё это, только если вовлечь людей в систему интегрального воспитания.

Тем самым все мы возьмем верный курс и устремимся к общему исправлению. Ведь наша цель – не "животное" существование, а вершина человеческого развития.

Из урока по статье "Последнее поколение", 27.08.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Оптимальная экономика

Не безработица, а освобождение для настоящей работы

Переход к экономике будущего

Мрачные перспективы ЕС

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (А. Глюксман, французский философ): Чувство кризиса характеризует современную историю Европы. ЕС – не страна, не национальное сообщество, в ней нет единого культурного пространства. Европейские страны не похожи друг на друга, поэтому слияние между ними невозможно. Объединяет их не принадлежность к одному сообществу, а общественная модель.

ЕС – это защитная реакция на страх. Но сегодня страны ЕС уже не хотят выступать единым фронтом против внешних угроз, каждый желает жить для себя, хотя все хотят с помощью ЕС выживать вместе.

Нет глобальной перспективы. ЕС утратил смысл существования. Если страны ЕС не объединятся и не начнут выступать единым фронтом, они погибнут. Глобализация приносит глобальный хаос, а глобальной полиции, кем были США, больше нет.

Существуют два способа избегать вызовов: отворачиваться от них, будто их нет, или предаться фатализму, что ничего нельзя сделать.

Европа остается игровой площадкой идей. Однако мышление сейчас раздроблено и отягощено нюансами, оно избегает испытаний – и это отражает европейскую политику.

Реплика: Становится все более ясно, что внешнее объединение без внутреннего, возможного интегральным воспитанием, ведет к проявлению противоречий и в итоге только ускоряет гибель прошлой формы цивилизации. Несомненно, ЕС показывает сегодня миру непригодную модель интеграции, основанную на эгоистических личных целях, а не на общих, гуманных. И поэтому будущего ЕС нет, если только не начать его срочное культурное сближение.

Предыдущие сообщения на эту тему:

ЕС не хватает чувства идентичности

ЕС – в распаде - мир – к войне

Шаткое основание Европейского Союза

Плоды мультикультурности

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Группа немецких неонацистов "Бессмертные" по ночам устраивает уличные шествия, неся с собой факелы и транспаранты, осуждающие мультикультурализм.

Немецкие неонацисты приняли на вооружение технологии 21 века, и породили пугающие флешмоб-протесты, которые являются эхом фашистских факельных шествий 1930-х.

На демонстрации 1 мая в немецком Бозене сотни одетых в чёрное фигур с белыми масками вдруг сошлись на улице в одном месте, неся факелы и экстремистские националистические лозунги, а затем также неожиданно рассеялись до того, как успели прибыть значительные силы полиции.

Происходящее напоминало времена Третьего рейха, когда бойцы нацистской SA проходили маршем с факелами, приветствуя Гитлера.

Неонацисты публикуют в сети видео таких шествий, и множество их роликов можно найти на YouTube.

Нацисты были мастерами в символике и зрелищности, используя их, чтобы возбуждать огромные толпы. Большинство видео заканчиваются леденящим кровь девизом – "Сделай свою короткую жизнь бессмертной" или, "Чтобы те, кто пришли, не забывали, что ты был немцем".

Реплика: Нацизм не является изобретением Германии, а порождением той части эгоизма, с проявления которой и далее (начало ХХ века) необходимо начинать исправление человечества. Если этого не делать, нацизм все равно прорастет в разных видах в каждом народе мира - и приведет к следующей мировой войне.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единая Европа - к фашизму

Мировая тенденция

В Европе рост национализма

Оптимальная экономика

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как будет выглядеть то общество, к которому мы хотим вести людей? Как набросать перед ними социальную картину любви к ближнему, как к себе?

Ответ: Нереально "на пальцах" объяснить это человеку. Мы должны вести в обществе масштабные, системные объяснения о том, почему оно страдает. У одних нет жилья, у других – заработка, у третьих – здоровья, а мы должны объяснять причины происходящего.

Ведь всё дело лишь в том, что мы не можем уравновесить наши взаимоотношения. На самом деле, у нас в избытке ресурсов для нормального потребления. Мы можем производить достаточно продовольствия и других товаров, чтобы обеспечить каждого человека в мире всем необходимым. Почему же мы этого не делаем? Потому что каждый хочет заполучить побольше для себя за счет других. Так работает наше желание на подсознательном уровне, даже если кому-то и кажется, что он "хороший парень". Такова наша природа, и это подтверждается исследованиями.

Что же нам сделать с самими собой, чтобы прийти к хорошей жизни? Мы изучаем естественные системы нашего организма, а также другие сбалансированные системы – и на этих примерах начинаем понимать, как должно быть сбалансировано человеческое общество. Ведь кроме людей, все остальные части природы – неживой, растительной и животной – пребывают в равновесии. И только мы коверкаем себя в том, что лежит выше нашей животной составляющей. Этот уровень нам и надо уравновесить.

Как? Для этого наше "животное" должно существовать на животной ступени, а "человек" в нас должен быть правильно взаимосвязан с другими в общую, человеческую систему (Адам).

Это подразделение на два уровня необходимо. Благодаря ему становится очевидно, что нашему "животному", т.е. телу, во всех смыслах лучше, если мы обеспечиваем его насущные, а не избыточные нужды. Надо только выяснить, чтó именно ему требуется, и ограничиться этим здоровым набором. 

Разумеется, переход не должен быть резким – ведь наш организм отравлен всевозможными ядами и не может сразу перестроиться на здоровую пищу. Точно так же жители городов получают "кислородный удар", выезжая на природу. Поначалу они еще не могут обойтись без излишка углекислоты. И потому нам надо постепенно привести свое "животное" в естественное, надлежащее, наилучшее состояние.

Сегодня люди не понимают этого и поглощают всё, чем их кормят, – будь то пища для живота или пища для ума. А потому надо принять соответствующие законы, чтобы поэтапно оздоровить ситуацию.

Что касается физиологии, у нас имеется объективная, независимая, научная основа, которая позволит найти верное решение, если в деле не будут замешаны интересанты. Но как быть дальше? Что делать с "человеком" в нас? Как нейтрализовать свой эгоизм, чтобы он не вырывался на волю, каждый раз нападая на кого-то и пытаясь "поглотить" весь мир?

Здесь-то нам и становится ясно, что мы должны наладить правильные отношения в человеческом обществе – в первую очередь, путем широкого обращения к массам. Нельзя принудительно насаживать объединение – тогда возникнет авторитарный режим: либо нацистский, либо советского образца.

Это не исправление, а порча, поскольку тем самым мы не ведем человека к рациональной взаимосвязи, и он по-прежнему живет лишь по законам эгоизма – национального или государственного. Тогда всё измеряется силой и преимуществом перед другими, и это тоже против природы, которая стремится к тотальному, всеобщему равновесию. Таким режимам нет места – это следует даже не из нашей неприязни к ним, а из законов природы.

Каково же правильное решение? – Объединение в единое целое, как один человек с одним сердцем, с одним телом и помыслом, согласно одному закону любви к ближнему, как к себе. Тогда все, как клетки тела, заботятся друг о друге.

Бааль Сулам объясняет, как это претворяется в обществе. Например, руководитель нужного человечеству предприятия продолжит руководить. Конечно же, ему полагается больше других – но не его телу, а "человеку" в нем. И мы обеспечим ему удовлетворение – только не долларами, как сейчас. Ведь на самом деле ему нужны не деньги, а чувство безопасности, уверенности в завтрашнем дне – для себя и своих детей. И уверенность эту обеспечит ему общество.

Уже сегодня богачи мира не уверены в том, что случится завтра с их накоплениями. В условиях нынешней нестабильности всё выше шанс остаться ни с чем. У тебя есть дворец, но что делать, если его никто не покупает, а еда закончилась? Что случится, если домá, купленные за миллионы, будут проданы за тысячи?

Итак, необходимо воспитание. Надо донести до человека, что безопасность он получает от окружения, а не от банковского счета. А если он этого не понимает, подождем несколько месяцев – и он сам убедится, чего стоят его деньги. Ведь депозитами сыт не будешь, и даже если превратить их в золото – его тоже не положишь на тарелку. Однажды выяснится, что оно никому не нужно.

Вот и выходит, что, кроме заботы общества о каждом, у тебя больше ни в чем не может быть уверенности. Все удары, которые мы получаем сегодня, должны привести нас к этому заключению: только на окружение я могу положиться с закрытыми глазами, как малыш на руках у матери.

Это и есть "любовь к ближнему, как к себе" – в первом, эгоистическом приближении. Я выстраиваю надежное общество ради себя, своих детей и внуков.

А иначе природа "обнулит" всё посредством обостряющегося кризиса. Никто не хотел этого, но таково естественное развитие. Как ни пытались американцы показать всему миру пример потребительского общества – вышло то, о чем никто и не помышлял. Просто в природе действуют другие законы, и по ним мы должны понимать, куда идем.

"Любить ближнего, как себя" – это значит, что мне не на кого полагаться, кроме окружения, которое нужно сформировать так, чтобы все были объединены и обеспечивали друг другу достойное существование. Это наилучшее решение, поддерживаемое самой природой. Благодаря ему прекратятся тайфуны, ураганы и прочие природные бедствия, а также насилие, болезни и другие проблемы человеческого общества – всё вдруг успокоится.

И приходим мы к этому не по решению некоей партии, не по указке некоего фюрера, а по велению природы. Против нее не пойдешь, она диктует свои условия, и лучше выполнять их, чем получать новые удары и учиться на горьком опыте. Необходимо лишь изучать законы природы и последовательно, но как можно быстрее, реализовывать их, поскольку времени у нас осталось не так уж много. А иначе натиск природы сделает то, чего не сделаем мы сами.

Итак, мы изучаем природу и видим, что в основе ее лежит взаимная забота, взаимное объединение на благо общей системы. Это, по сути, единственный, универсальный закон природы. Можно называть его "любовь к ближнему, как к себе", можно использовать другую формулировку, это дела не меняет. Так или иначе, мы находимся в замкнутой системе, стремящейся к равновесию, – и всё дело в том, на каком уровне сложности она функционирует.

Эти закономерности просты и известны науке. А потому не составляет проблем выстроить экономику в соответствии с ними. Надо только сменить парадигму мышления – ведь всё должно быть направлено на равновесие. Это будет экономика, оптимальная во всем: минимум расходов и никаких прибылей – только покрытие затрат и износа. Везде мы проверяем возможность экономии, сохраняя максимальный баланс, – и опускаемся на уровень здорового обеспечения нужд тела.

Тогда обнаружится, что у каждого есть всё необходимое, а во всем остальном человек получает удовлетворение от окружающего общества. Причем такое удовлетворение, которое он еще никогда не испытывал. Что же касается превосходства над другими и банковского счета – он поймет, насколько всё это неудовлетворительно.

Из урока по статье "Последнее поколение", 26.08.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не попробуешь – не научишься

Точка столкновения

Экономика по формуле равновесия

Капитализм желает вам развода

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование (Мичиганского ун-та): Нам нравится думать, что в условиях свободного рынка мы свободны. Однако наблюдается новая тенденция в обществе - возвышение одинокого человека как эталонного потребителя. Двум людям, работающим на себя, без перспектив стабильности, сложно строить свое будущее вместе. Капитализм хочет, чтобы мы были одинокими.

Сегодня есть экономический смысл в том, чтобы убедить народ жить в одиночестве. Одиночки потребляют на 38% больше продуктов, на 42% больше упаковочного материала, на 55% больше электричества и на 61% больше газа на человека, чем семьи из четырех человек. Развод представляет собой растущий рынок: одна распавшаяся семья означает, что теперь два дома должны покупать - два автомобиля, две стиральных машины, два телевизора. Дни полной семьи как идеальной потребительской единицы сочтены.

Совместная с кем-то жизнь, долгосрочные связи с другими членами сообщества теперь кажутся радикальной альтернативой силам, которые хотят редуцировать нас до разрозненных, отчужденных бродяг в поисках все более кратковременных связей с личностями, несущими в себе осознание собственной бесполезности.

Реплика: Вот так смотрит капитализм на общество – только как на потребителя его товаров. Именно такое отношение эгоизма к человечеству и природе привело нас к противостоянию с ней, к кризису, и теперь мы можем осознать всю непригодность эгоизма для нашего существования. Чтобы выйти из кризиса, необходимо начать исправлять нашу эгоистическую природу.

… Желание поработить каждого и мир в целом является естественным желанием эгоизма в нас. Но у природы есть свой план: привести всех нас к равновесию, к равенству, единению. Не осознанием необходимости, так кризисом, но этот план все равно воплотится. Жаль лишь жертв…

Предыдущие сообщения на эту тему:

Первые снежинки демографической зимы

Кризис не капитализма, а индивидуализма

Мостовой – мостик к каббале

Фарм-промышленность в кризисе

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Препараты, появившиеся за последние 50 лет, практически не отличаются от тех, что существовали ранее. Производителям выгоднее вывести на рынок привычное средство под новым именем (и ценой!), не вкладывая деньги в создание новинок.

Реплика: Если бизнес – главное, то, конечно же, они правы! Только в интегральном обществе здравоохранение будет оторвано от бизнеса.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Здравоохранение для собственного кармана

Фармацевтика в кризисе

Медицина – вещь прибыльная

На горизонте – голод

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Более 1,5 млн. низкооплачиваемых рабочих в Нью-Йорке вынуждены полагаться на бесплатные столовые, чтобы обеспечить себе пропитание. Сейчас, из-за бюджетных сокращений продовольственные программы могут быть урезаны, и эти люди оказались лицом к лицу с опасностью голода. С 2003 года число жителей Нью-Йорка, которые имеют проблемы с обеспечением себя продуктами, увеличилось на 60%, поднявшись до 2,9 млн. человек.

Тем не менее, только в прошлом году бесплатные столовые города потеряли 11 млн. порций, в связи с сокращением федеральной программы чрезвычайной продовольственной помощи (TEFAP). Это означает, что бедным жителям достанется на сорок процентов меньше продуктов, при этом потребность на них растет не по дням, а по часам. 46 млн. человек по всей стране, 1,8 млн. в Нью-Йорке могут остаться без средств к существованию по мановению руки из Вашингтона.

Реплика: Отсутствие интегрального воспитания не позволяет людям понять, как можно объединиться и помочь самим себе, без всяких подачек от государства.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Голод разрастается - уже 1,5 млрд!

Голод в мире

Голодающих в США втрое больше, чем в Китае

Страница 455 из 715« Первая...453454455456457...Последняя »