Ответы на вопросы, 28.05.2013

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

 

Вопрос: Я студент, не работаю, числюсь пока в основной группе Минска, маасер не плачу. Сейчас решается вопрос группой о переводе меня в молодежку. Работать получается только при сильном стремлении ощутить единство, процесс связи. И делаю это с вызывающей дерзостью или уловками, чтобы сделать товарищам приятное – середины нет.

Получается, хватаю за горло всех, чтобы дали важность Цели. А об отчаянии говорить у нас не принято. На слова об отсутствии сил подниматься на утренние уроки дружный ответ: "Ты еще так молод и безответственен, давай-ка в молодежную группу". Там также получится сломать себя в нужный момент, как с основными?

Ответ: "В нужный момент" ничего не получится, если нет предварительной подготовки. Все требования методики, включая ежедневные уроки, и дают нам такую подготовку. Поэтому примите решение группы не как наказание, а как исправление, как обозначение своего истинного состояния, а затем начинайте из него подниматься.

 

Вопрос: 1. Как создается новое минимальное состояние – новый "пол", с которого ниже можно упасть только во время падений?

2. Что значит насладить душу?

Ответ: 1. Минимальное состояние – это когда я наполняюсь молитвой (МАН), и этого мне достаточно, я испытываю радость от того, что способен поднять МАН, когда достаточно лишь самой возможности просить у Творца: "У меня есть с Ним связь. Я могу просить у Него. А больше мне ничего не нужно". Это особое состояние, и оно приходит от Бины, когда из малхут я обращаюсь в Бину и прошу от нее способность отдавать.

2. Насладить душу означает находиться в состоянии "хафец хесед", быть наполненным светом связи с Творцом.

 

Вопрос: 1. Как каббалист должен относиться к "народам мира"? Не будет ли расти его эгоизм от того, что он будет думать, что он "выше" их?

2. Надо ли работать со своим эгоизмом во внешнем мире, или только в группе?

Ответ: 1. Разве мать ощущает себя выше ребенка? Наоборот, все ее помыслы направлены только на его благо.

2. Только в группе, поскольку настоящий, требующий исправления эгоизм раскрывается лишь между товарищами в их совместной работе.

 

Вопрос: На семинарах Вы иногда задаете вопрос о наших ощущениях. Хотя не раз говорилось, что человек не должен говорить о своих ощущениях, это может повредить другим. Вы задавали вопрос: "Что я почувствовал после конгресса?" Как правильно отвечать на него: что я действительно ощущаю (допустим, я не чувствую никаких изменений после конгресса), или играть в будущую ступень, с важностью цели, воодушевлением и т.д.?

Ответ: Человек не должен говорить об этапах духовного пути, о переходах от состояния к состоянию, о связях, которые он выясняет между различными своими состояниями и тому подобном, делиться этим с другими действительно нельзя, потому что таким образом человек "обворовывает" и себя, и того, кому рассказывает, и Творца.

Отвечать на вопрос об ощущениях после конгресса можно и нужно. Себе нужно говорить то, что действительно ощущаешь, потому что это необходимая часть "бирура"-анализа. Говоря другим, стоит играть, говорить о высоком и положительном, хотя на самом деле это не игра и тем более не ложь – это технология работы между собой в группе, потому что откуда другой возьмет величие цели и пути, как не от Вас?

 

Вопрос: Правильно ли концентрировать внимание на точку в сердце товарища: желание, которое проявляется по направлению отдачи и любви? Дело в том, что есть дилемма: наполнять свое желание или товарища. Если правильно это делать, то как составить жизненный механизм и свое сердце с разумом так, чтобы это работало для товарища?

Ответ: Понятие "товарищ" в каббале подразумевает, по сути дела, именно точку в сердце другого человека, его желание к обретению свойства отдачи и любви, а не тело, на него облаченное. И даже те помощь и участие, что я оказываю человеку этого мира, которого называю товарищем, – я направляю на пробуждение, поддержание и возвышение его точки в сердце.

Чтобы жизненный механизм, то есть содержание повседневной жизни и мыслей, и сердце, работали для товарища – надо стараться, чтобы в начале действий, а затем и внутри их, было постоянное выяснение цели и намерения: для чего я это делаю. Мысль, что делаю для того, чтобы мои товарищи ощутили себя единой душой.

Ведь нет другой цели и наслаждения, как только единение с Творцом, а оно возможно только когда все мы ощущаем себя одной душой. И если я все делаю для того, чтобы моим товарищам это раскрылось, чтобы они это ощутили, тогда и моя жизнь и все мои действия, даже простые, приобретают высший смысл.

Желания, которые я направляю на эту цель, не приходят просто так, ведь они относятся к следующей, более высокой ступени. Я должен привлечь их сейчас, для этого должен "подогреть" себя: чтением, прослушиванием материалов, участием в совместных мероприятиях. На это должны быть направлены разум и воля. И там, где не хватает желаний, нужно помочь разумом: что сделать, как их привлечь, обдумать процесс, а там, где, как нам кажется, "не хватает разума", понимания, сильные желания сделают свое дело, притянут следующую ступень, – и понимание придет.

 

Вопрос: Со мной происходит что-то странное. Когда я занимаюсь каббалой самостоятельно, я получаю огромное наслаждение, могу сутки напролет смотреть Каб-тв и читать книги. Но даже при мысли о том, что мне нужно быть в группе, мне становится, мягко говоря, дискомфортно. Я даже за книгой Зоар уже какой день не могу заставить себя поехать, потому что там может придется общаться на темы каббалы. Мне проще по интернету заказать.

И на Фейсбуке сколько раз пыталась, – не могу и все! Хотя я очень общительный человек, заводить новые знакомства для меня всегда радость, но как только представляю, что нужно говорить о каббале – прямо в ступор впадаю. Я прекрасно понимаю, что без группы мне никуда не продвинуться. Что мне делать? Заставить себя, через отторжение начать общаться в группе, или подождать, когда у меня появится желание?

Ответ: Простое "общение", и даже "разговоры о каббале" действительно слабо объединяют людей и не делают из них группу, среду развития. Людей может объединить по-настоящему только взаимопомощь, совместная работа на общую цель. Тем более это актуально для женщины, потому что женщина продвигается только в меру содействия и помощи группе и общему делу.

Поэтому, если у Вас уже появилось понимание необходимости среды – не просто общения, а развития, – Вам стоит подыскать для себя различные формы участия в общих проектах по распространению в интернете, работу в каких-то командах, коллективах, в которых люди связаны функционально, помогают друг другу в выполнении общей работы и зависят друг от друга. Можно также попробовать участвовать, пока пассивно, в работе виртуальной группы.

И тем временем, в изучении наших материалов все больше обращать внимание на величие цели, на то, насколько ее достижение является спасением для всего мира, и на методику продвижения, потому что так, через изучение, осознание, ощущение необходимости окружения может в дальнейшем стать естественной потребностью и поможет преодолеть внутренние барьеры.

 

Вопрос: Рав, правильно ли я понимаю суть упражнения "Десятки"?

Я один из десяти. О себе думать нельзя, необходимо самоотмениться. Я думаю о девяти, находящихся со мной в круге. В это время обо мне думают каждый из девяти. Подъем каждого – за счет мыслей других о нем?

Ответ: Это одна из ступеней, также необходимая. Тем не менее, мысль о других содержит все же ощущение "они" как нечто отделенное от "я". Поэтому стоит прилагать усилия, чтобы мысли и желания всех были направлены на нечто общее: на то, что наша десятка – это, в сущности, единая душа, и только мой эгоизм видит ее в виде десяти личностей этого мира. В дальнейшем придут желания и умение действовать – и каждый, и сообща, – для все более явного ощущения этой единой сущности.

 

Вопрос: Почему у разных людей на данный момент желание к духовному разное по силе? Что изначально распределено между душами не поровну, и по какому принципу шло распределение?

Ответ: Между душами распределено не поровну их происхождение.

Творение, изначально "круглое", то есть, полностью наполненное светом Творца, ощутив непреодолимую противоположность Ему, приобрело в своем строении некую "вертикаль": от тех свойств, которыми оно способно уподобиться Творцу с помощью экрана, отраженного света и пр., до таких, которые оно никогда не будет способно исправить само, это сможет сделать только Творец.

Эта вертикаль отпечаталась в строении специфического соединения свойств бины и малхут, которое называется душой. Это соединение характерно тем, что способно производить работу по исправлению. Так было положено начало времени, то есть порядку исправления свойств общей души, творения.

Таким образом, различие свойств разных частей общей души, относящихся к разным частям вертикали, выражается в порядке возникновения желаний к исправлению и в силе этих желаний.

 

Вопрос: Как объяснить некоторые моменты из книги "Путь Творца" Рамхаля, где он говорит о том, что все-таки тело и душа в конце концов должны соединиться, а также что надо все-таки молиться и так далее?

Ответ: Вы начните давать каббалистические определения понятиям, и увидите, как все начнет складываться в цельную картину. Словом "тело" в каббале называют совокупность наших желаний. Если эти желания используются с намерением ради Творца, т.е. если человек приходит к совпадению по свойствам с Творцом, то в этих исправленных желаниях он ощущает наслаждение от слияния с Ним.

Это ощущение подобия Творцу каббала называет душой. Чтобы прийти к исправлению, человек должен страстно этого желать. Такое страстное желание, просьба об исправлении в каббале называется молитвой. Не слова в молитвеннике, а внутренний крик о помощи. Как Вы видите, книга "Путь Творца" не противоречит остальным каббалистическим книгам.

 

Вопрос: Как можно исправить свои ошибки из прошлого, и можно ли?

Ответ: Нам ничего не надо в прошлом исправлять, оно именно такое, каким должно быть для того, чтобы привести меня в состояние, самое подходящее для моего исправления. Относительно прошлого надо сказать: "Нет никого, кроме Него". А вот относительно настоящего следует сказать: "Если не я мне, то кто мне", и действовать так, как будто все зависит только от меня самого.