Ответы на вопросы, 21.04.2012

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: В суфизме на начальном этапе первое, что занимает место, это раскрытие пяти "Тонкостей" (Латаиф).

Человек, согласно суфийским представлениям, содержит в себе пять элементов, связанных с относительной реальностью, и пять элементов, касающихся Абсолютной Реальности. Первые пять, имеющие отношение к второстепенным вещам, называются миром, а другие пять, находящиеся вне ограничений или измерений, относятся к проявлениям разных уровней сознания за пределами физического мира.

Утверждается, что существует пять центров духовного восприятия, соответствующих уровням этого опыта. Их рассматривают как центры, имеющие физическое местоположение в человеческом теле. Пять Тонкостей (Латаиф-и-Хамза) существуют, но не в буквальном смысле. Их местоположение указывается в теле лишь потому, что направленность внимания на специфические области нашего физического существа, по убеждению суфиев, ориентирует ум на высшее понимание и просветление.

Вторичное, или командующее "я", которое большую часть времени контролирует человеческую личность и заслоняет от нас сверх-физическое восприятие, не относится к этим Тонким органам, но и оно имеет свое "место" в области пупка. Можно сказать, что концентрация на этой точке связана с попыткой трансформировать командующее "я".

1. Существует ли в Каббале подобная методика, или может есть ее более подробное описание?

2. Что собой представляет пупочный центр, есть ли в Каббале материалы на эту тему? Надеюсь получить от Вас исчерпывающий ответ по данному вопросу.

Ответ: В вопросе описана не методика, а, скорее, строение. Каббала видит устройство мира голографическим, когда любая отделившаяся часть дает ту же картину, что и целая пластинка. Поэтому и человеческое тело в нашем мире построено по принципу духовных конструкций.

Но так как качественно оно отделено эгоистическими намерениями от духовного, т.е. от мира отдачи, к нему не может быть никакой привязки духовных понятий. Потому что граница между настоящим миром и нашим, представляемым, – качественная, и проходит между намерением отдачи и намерением получения.

Методика же каббалы исходит из того, что в человеке нашего мира нет ничего, кроме комплекта эгоистических желаний.

Поэтому только в работе по приобретению свойства Творца, отдачи, которое дается изменением намерения, он может перестать удовлетворяться "подобием", вид которого дает ему его тело, и прийти к существованию в истинной, цельной картине.

"Пуп" и другие "телесные" названия широко применяются в каббалистической терминологии, так как каббалисты в свое время посчитали наиболее удобным для передачи информации "язык ветвей". В нем слова, обозначающие объекты и явления, -  "ветви", - в нашем, ощущаемом всеми, но не настоящем мире, указывают на их корни – на то, что существует в мире отдачи, духовном. Не имеет смысла сравнивать похожие термины в каббале и в других учениях, потому что того, кто, изучая каббалу, работает по изменению намерения, это путает и мешает ему.


Вопрос: С одной стороны при попытке объединиться с человеком, мы учим, что возникают помехи, поднимаясь над которыми мы продвигаемся.

Бывает, начинаешь общаться с человеком ближе, один на один, например, и в процессе такого общения если оба открываются, вынимают свои чаяния и стремления, вдруг чувствуешь какое-то неимоверное чувство близости.

И потом этот человек уже совершенно по-другому воспринимается, начинаешь относиться к нему с любовью и пониманием, легче его оправдать, а вовсе не сложнее.

Когда же нет такого, скажем, душевного контакта, установленного за счет близкого общения и искренности, то действительно видишь в человеке все его недостатки, раздражаешься и так далее...

Более того, если строишь этот контакт постоянно, постоянно на связи с человеком с целью усиления контакта, взаимного анализа, того, что происходит между нами, то контакт только усиливается и гораздо легче приподниматься и любить его.

Так вот, насколько все-таки правильно с точки зрения каббалы плотное общение и взаимное открытие сердца, с вашей точки зрения?

Ответ: Здесь важно, о взаимном открытии какого "сердца" идет речь. Если это "сердце", то есть внутренние чаяния нашего мира, тогда установление душевного контакта в результате такого взаимного раскрытия – это фактор полезный в работе, но не решающий. А в случае, если нет у этих людей серьезной работы со своим эгоизмом, стремления именно к отдаче, аннулированию себя перед группой, тогда подобные "добрые и искренние" отношения между товарищами могут даже, создав ощущение общности, стать помехой настоящему духовному единению, подменив его собой.

Если же речь идет об открытии товарищам своего стремления к цели, о том, как горит сердце, чтобы отдать всего себя Творцу и раствориться в единении, - о таком взаимном открытии каббалисты говорят как о необходимом. Это действительно скрепляет единение и дает больше сил в дальнейшем держаться друг за друга, оправдывать товарищей, зная их сердце, и отменять себя перед ними.

При этом об этапах и элементах личной внутренней духовной работы не говорят, о разглашающем подобные вещи сказано, что он "грабит троих": товарища, Творца и себя.

И еще важно, что, несмотря на то, что у человека, идущего к цели, бывают паузы, "сонные" состояния, падения, тем не менее, он должен говорить с товарищами только о величии цели и о стремлении к ней, хотя в этот момент он может ощущать совсем противоположные чувства. Потому что он должен думать не о себе, а о товарищах, которых его слова могут поддержать на пути к цели, именно это намерение ради других и делает подобную "ложь" истиной и искренностью.


Вопрос: Как Каббала поясняет то, что человек наделен даром исцеления других, ясновидения? Он использует силы, не относящиеся к миру материй, силы Творца. Можно сказать про таких людей, что они уже духовны?

Ответ: В каббале материальным называется то, в чем нет так называемых "искр отдачи", то есть все порождения творения, желания получить.

Духовность – это свойство Творца, отдача. И все, что существует в нашем мире получения, независимо от того, ощущаем мы это или нет, – это порождения творения, и никак не относится к силе Творца, отдаче. В том числе и те силы нашего мира, которые используют целители.

Преимущество этих людей только в том, что они умеют использовать эти силы. К духовности это, понятно, не имеет никакого отношения.


Вопрос: После многолетних мытарств в поисках смысла и цели жизни в 2008 году я буквально "упала" в каббалу и не могу насытиться: читаю книги, живу на сайте МАК, связалась с местными каббалистами, пытаюсь распространять каббалистическое знание. Но ответ на этот вопрос мне просто необходим. Дело в том, что самой любимой из каббалистических книг для меня стала книга "Зоар". Но на стр. 70 первой книги я читаю: "Я бы сказал, что, вообще, книгу "Зоар" не следует изучать одному". Мой вопрос: ПОЧЕМУ?! И что делать, если ТЯНЕТ её читать и читать? Причём, именно наедине с собой и Вами.

Ответ: Чтение и то, что в каббале называется "изучением" - это разные вещи.

Тора, или, в данном случае, Зоар – это не книга, а свет, возвращающий к источнику. "Учить Тору" означает с помощью каббалистической методики стараться войти в контакт с этим светом, притянуть его в созданное кли.

Здесь действует закон подобия свойств, то есть кли должно обладать свойствами света, отдачей, а приобрести эти свойства можно только с помощью каббалистической методики, которая включает, в том числе, совместную учебу.

Сам человек приобрести свойство отдачи не в состоянии, поэтому тот, кто берется действительно "изучать" Зоар в одиночку, совершенно не гарантирован от того, что его эгоизм, дав ему лживые картины "понимания" или даже "постижения", уведет его так далеко, что вернуться на прямую дорогу к духовному постижению он уже не сможет.

Поэтому читайте книгу Зоар, но помните разницу между чтением и изучением.


Вопрос: Чувствуется, как будто мы вспоминаем то, кто мы есть. Мы уже там/здесь, в мире бесконечности, и в нем находились и находимся, но еще пока НЕ прочувствовали это?

Ответ: Да, поэтому дорога к Творцу и называется "тшува", то есть "возвращение".


Вопрос: Вы неоднократно цитируете Бааль Сулама о том, что большевики сделали ошибку. Но и Никудим, и Адам Ришон, и рассеяние народа – это всё запланированные ошибки, по сути, ошибками не являющиеся, а построение пути развития.

В чем смысл запланированной ошибки большевиков?

Ответ: Верно, на духовном пути есть такие этапы как построение определенной духовной ступени, затем ее разбиение и падение ее частиц в пока еще инертный материал творения. Эти частицы вносят в него и свет и тьму – и искры отдачи и эгоистические желания клипы, – и развивают его, внося желания, присущие высшим ступеням. Это один из механизмов развития.

Зерном модели, созданной большевиками, была идея общества, построенного на отдаче. Необходимость жизни в отдаче и взаимопомощи внушалась сотням миллионов людей во всем мире в течение десятков лет. Меньшая часть из них была действительно вдохновлена ею, большинству она внушалась насильно, но и те и другие воспринимали ее эгоистически. Поэтому сама модель была нежизнеспособной.

Тем не менее, надо понимать, что это был этап в духовном развитии человечества: контакт со светом отдачи в виде идеи, которую на тот момент люди еще не могли реализовать.

Именно по причине того, что это был первый такой сильный контакт с отдачей, модель большевиков была наиболее масштабной практической моделью за всю историю человечества. Она разбилась, "искры" ее зерна, – идеи общества отдачи, – оставили свои решимот в общей душе человечества, особенно в той ее части, через которую она проявилась в нашем мире. А также на уровне нашего мира у людей осталось представление о системе отдачи, пусть и практически искаженной, существовавшей в нашем мире в очень большом масштабе. Остались любовь, ненависть, то или иное отношение к системе, к самой идее, к возможности и вариантам ее воплощения. Без подобного построения и разбиения невозможно продвижение, даже в нашем мире.


Вопрос: Израильский исследователь, писатель, историк Цви Misinai утверждает, что большинство палестинского народа, в том числе с израильским гражданством, являются потомками древних евреев. Кроме того, он утверждает, что по крайней мере половина из них спокойно осознает этот факт. Какова точка зрения Каббалы?

Ответ: Мы не можем сейчас определить – большинство или меньшинство, тем более, у нас сейчас другие задачи. Но на два момента, касающиеся этого вопроса, можно указать.

Первый из них – это то, что исламизация населения Ближнего Востока и Северной Африки, которую начал основатель ислама Мухаммед и продолжили его последователи, включила со временем в рамки того народа, который мы сейчас называем "арабами", массу разноязычных племен и народностей, проживавших ранее на этой территории. Судьба их была различной: некоторые, приняв ислам и арабский язык, сохранили свой самобытный образ жизни и самоназвание, некоторые растворились полностью. Из истории известно немало случаев, когда насильственной исламизации подвергались еврейские селения и племена. Народная традиция говорит даже о некоторых конкретных арабских селах в Израиле, как о бывших когда-то еврейских поселениях, население которых было исламизировано и с поколениями стало вести традиционный арабский образ жизни.

Во-вторых, духовная сила "земли Исраэль" проявляется, в частности, в том, что она "просеивает" людей: есть многие, которые, казалось бы, должны жить здесь, в еврейском государстве, и неплохо, тем не менее, по разным причинам уезжают, и есть многие, казалось бы, "чужие" люди, которых эта земля привлекает и удерживает.


Вопрос: Если я в этой жизни добрая, отзывчивая, интересуюсь Каббалой, хочу поступить на философский факультет, не рожусь ли я в следующей жизни вторым гитлером? Мой характер со мной останется, или это уже буду не я?

Ответ: Из жизни в жизнь остается и накапливается стремление к Творцу в форме, которая присуща конкретной душе. Характер как привычки и установки приобретается каждый раз человеком в этом мире, остается только основа характера, то, что в нашем мире проявляется как "тип темперамента". О свойствах, которые мы часто принимаем за "характер", Бааль Сулам пишет, что какое-то конкретное свойство "отрабатывается", проявляясь периодически с разными "знаками" - то с плюсом, то с минусом. Мы это видим, как у человека иногда проявляется повышенный интерес к каббале или даже к нашей организации, но в резко отрицательной форме. Так у него на данном этапе  духовного развития отрабатывается его влечение к духовному.


Вопрос: Как утверждается, для окончательного исправления все души должны будут объединиться. Но если в нашем материальном мире существует ещё где-то во вселенной разумная жизнь, похожая на нашу, значит и с душами обитателей из других планет мы должны будем объединиться? Или разумная жизнь только на Земле? Ответьте, пожалуйста, кто построил египетские пирамиды? Ведь учёные утверждают, что обитатели земли этого сделать бы не могли.

Ответ: Представления о том, что где-то во вселенной есть разумная жизнь, люди поддерживают потому, что ощущают отторжение и неприязнь друг к другу. Поэтому им ближе становятся гипотетические инопланетяне, чем соседи по лестничной клетке.

Но зерно правды в представлениях о том, что нужно будет объединиться с другими мирами, все же есть: душа каждого человека - она, действительно, совершенно другой мир. Еще большая сложность в том, что контакт этих миров друг с другом возможен только в режиме отдачи, то есть войти в контакт – невозможно для наших нынешних свойств. И если представить себя на месте Творца, можно понять, что у Него не было никакой необходимости создавать цивилизации в разных галактиках. Трудность единения душ обеспечена уже даже на нашей "пылинке во вселенной" - планете Земля.

Наука, тем более если подразумевать под этим словом науку западной цивилизации, – это очень ограниченный способ познания мира. Поэтому она не в состоянии объяснить очень многих, если не большинство явлений в мире. В то время как в природе существуют силы, которые могут использовать люди, близкие к ней.


Вопрос: Как правильно поступить в случае, когда твой конкурент "слил" у тебя заказ. Оставить все как есть, или попытаться повлиять на него? И каким образом?

Ответ: В общем, в нашем мире мы действуем по законам среды, в которой живем. Но есть еще один важный принцип: не следует давать выход злу эгоизма, – которое скрывается в нас, людях, внутри, – в наш мир, тем более стимулировать его, потому что на уровне нашего мира исправить его невозможно. А стимулировать могут даже попытки положительно "повлиять" на эгоиста нашего мира.


Вопрос: Когда человек ощущает высший свет, когда проходит путь исправления и поднимается к Творцу, когда уже достигает исправления, что происходит с душой этого человека? Он реинкарнируется снова тут, проходя 13 лет, или там что-то другое?

Ответ: Существует такое положение как "личный" гмар тикун, полное исправление. Но пока не исправлено все творение, сказано: "нет покоя праведникам ни в этом мире, ни в будущем". Неисправленность творения ощущается на всех уровнях, до самого высшего, как мы знаем это из изучения высших миров: АХАПы высших ступеней соединены с ГЭ низших. Поэтому такая душа может и в дальнейшем спускаться на уровень "наш мир", чтобы помогать другим в работе по исправлению.


Вопрос: То, что Вы называете Творцом, привело меня к каббале, никогда не слыша о ней, ценой очень сильных, больных и унизительных ударов. В меру моих возможностей, пока не могу каждый день находиться рядом с Вами, хоть это на данный момент моя основная цель, как когда-то Вы находились рядом со своим Учителем. И конечно Вы практически не отвечаете на вопросы начинающих каббалистов. Я прошу подсказать адреса Ваших помощников, кто бы отвечал на вопросы новичков.

Ответ: Кроме блога www.laitman.ru, где на вопросы студентов отвечают также опытные преподаватели МАК, есть форум: http://forum.kabacademy.com/, где в теме "Вопрос к преподавателю МАК" оперативно даются ответы на все вопросы.


Вопрос: Почему блаженства нету сиюминутного? Мы ожидаем покоя тысячелетиями, а его все нету!

Ответ: Причина в том, что мы неверно понимаем "блаженство" и "покой".

Блаженство, то есть неизбывное, непреходящее наслаждение, можно ощутить только при полном соединении с источником наслаждения, с Творцом. А это возможно, по закону подобия свойств, только если обладать Его свойством отдачи.

В нашем мире эгоистического получения этого свойства нет, поэтому мы и не в состоянии ощутить настоящее "блаженство". Потому что наши эгоистические "сосуды" тут же нейтрализуют наполнение и возникает еще большая пустота, страдание, как сказано: "получивший сотню желает две".

Из свойства отдачи исходит также и правильное понимание "покоя". В отдаче, так как я через себя наполняю не свой сосуд получения, а общее кли, ощущая его наслаждение, - это еще больше стимулирует усиление работы, стремление к этому неограниченно, и  покой при этом ощущается не просто в усилении, в движении, а только если это движение с постоянным ускорением. Простое линейное "движение по пути отдачи" при этом ощущается как недостаток.


Вопрос: Намерение к конгрессу: помогать пассивно (женщины); обмануть эго. Если думать так: "Дай ему (ближнему, группе, человечеству) единства, сил, разума, понимания, всего ими желаемого, а я пусть буду последним эгоистом", – они ведь будут добрыми и хорошими?

Ответ: Они и так добрые и хорошие, а Вы и так последний эгоист. Стремитесь к тому, чтобы почувствовать общее единство, к тому, чтобы именно оно определяло Ваше отношение к товарищам. Единственное, что нам надо исправить, это свое восприятие, свое отношение к ближнему. Больше ничего и никого исправлять не надо.


Вопрос: Критерий постижения – готовность пожертвовать собой. Готовы ли мы протянуть руку утопающему, спасти человека из пожара? Следуя заповеди "Возлюби ближнего как самого себя", можно ли пренебречь собой, отдавая себя?

Ответ: Критерий постижения – это раскрытие Творца, силы отдачи. Заповедь о любви к ближнему – это не моральный призыв, а вершина исправления человека, когда вся его забота, все его мысли будут не с ним самим, а с тем, что вне его, с Творцом, и именно так он будет воспринимать действительность, как проявление единой силы, Творца. Все его действия будут исходить именно из этого восприятия. Каббалист, тот, кто удостоился постижения, не воспринимает наш мир с его бедами и проблемами отдельно, а Творца – отдельно, для него действительность едина, и свой выбор он соотносит с желанием Творца привести весь мир к Замыслу Творения.


Вопрос: Как Вы думаете, может ли человек не следовать конкретно одной религии, а вести внутреннюю работу, но в то же время на определенных этапах пути получать необходимые знания из разных источников?

Ответ: Так и происходит, пока у человека не появляется конкретная цель. Тогда источники знания он выбирает в соответствии с этой целью. Если целью является раскрытие Творца, то и источники надо выбирать соответствующие, и следовать тому, что в них указано.


Вопрос: Как получить такое желание к исправлению, чтобы больше не возвращаться в этот мир? Как заставить Творца дать такое желание?

Как заставить Творца исправить ВСЕ то зло, которое есть во мне, чтобы больше не возвращаться в этот мир?

Ответ: От окружения. Это мой единственный свободный выбор, единственная моя забота, единственное, что может повлиять на мое желание. Свыше мне дана только маленькая искорка, и из себя я больше ничего не извлеку. Только товарищи могут усилить мое стремление к духовному до таких размеров, что на него откликнется Творец.


Вопрос: Вопрос философский. Допустим, что основная масса людей на планете познала состояние "Возлюби ближнего своего, как себя самого". Но численность граждан на нашей планете с каждой минутой увеличивается. И скорее всего, наступит время, когда ресурсов планеты не хватит, для того чтобы элементарно прокормить всех нас. Необходимо ли нам, гражданам, контролировать свою численность? Или Творец это сделает за нас?

Ответ: Ресурсов хватит на всех, раскроются такие источники изобилия, о которых мы сейчас даже не подозреваем.


Вопрос: Возможно ли такое, что если человечество добровольно откажется от использования иссякаемых источников энергии, то будут даны знания для использования других, еще неизвестных, источников?

Ответ: Не надо ни от чего отказываться, все, что от нас требуется, это изменить отношение друг к другу. Оно определяет все. Без этого никакие самоограничения не помогут. А если отношения между нами изменится, то и наше использование окружающего мира тоже придет в норму, в равновесие с силами природы.


Вопрос: Правильно ли мы поступаем, когда сжигаем что-либо? Ведь все, что сгорает, восстановить невозможно... Соответственно, мы уничтожаем свою планету?

Ответ: Пока мы не исправим себя, что бы мы ни делали, мы будем поступать неправильно. Сжигать, не сжигать, – безразлично. Надо изучить действующие на нас силы, прийти к равновесию с ними, и тогда мы поймем, как правильно действовать.


Вопрос: Почему вы думаете, что достижение любви к ближнему – это конечная цель? Почему вы думаете, что мир запрограммирован на развитие именно в этом направлении?

Ответ: Это следует из управляющих нашим миром духовных законов. Эти законы можно раскрыть и изучить. Но и без этого достаточно проследить тенденцию развития, чтобы увидеть, что без взаимопонимания, без того, чтобы научиться считаться друг с другом, в глобальном и интегральном мире выжить невозможно.


Вопрос: Всякая ли тварь может рассчитывать на исправление осколков Творцом? Казненная смертью душа за нарушение соответствующих Заповедей может ли надеяться на милость Его и воскрешение в существующем теле? Или эти надежды - необратимая прогрессия клипот? Существует ли безнадежность, коли не коли осла - он мертв? Принять обет; довлачить дни свои для перерождения, да ещё и с ускорением… С чем смириться, где выход?

Ответ: Не существует никакой безнадежности, и все падения предназначены только для последующего подъема. Выход один – всю свою энергию вложить в создание правильного окружения. Это единственный свободный выбор человека, и наказывается он только за пренебрежение этим выбором. Бааль Сулам пишет об этом в статье "Свобода воли": "…наказание понесет не за плохие мысли и дела, в которых у него нет выбора, а за то, что не выбрал хорошее окружение, т.к. в этом, безусловно, есть возможность выбора".