Ответы на вопросы, 18.11.2011

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Как я могу знать, что то, что со мной происходит, это помехи, или я, как раковая клетка в здоровом организме, от которой он ограничивает себя?

Ответ: По своим усилиям слиться с духовным целым, с группой. В той мере, в какой я ощущаю, что прилагаю максимум усилий, но чувствую, что что-то мешает, не удается, несмотря на огромное стремление быть в единстве чувствую себя все-таки отдельным – это помехи. В той мере, что чувствую, что недорабатываю, ленюсь, упускаю шансы, равнодушен – тогда я больная клетка в здоровом организме.


Вопрос: У меня вопрос о гиюре. Моя мама русская, а папа еврей (я читала ваш ответ насчет принадлежности души). До недавнего времени верила в природу, солнце и т.д. и т.п. Вдруг в один день поверила, поняла, насколько все просто! И сколько на мне ответственности!!!!! Стало спокойно, есть чувство, что что-то меня тянет и обязывает пройти гиюр, понимаю, что не хватает знаний. Могу ли я без прохождения гиюра учить Тору? Как мне нужно начать свою дорогу?

Ответ: Тора – это свет, возвращающий к источнику, к силе отдачи, к Творцу. Тому, кто это признает и стремится получить этот свет, силу исправления эгоизма, тому нужна Тора. Тот, кто видит в Торе что-то другое – она может стать для него "смертным зельем", т.е. тормозом в духовном развитии. Понятно, что это не зависит ни от какой принадлежности, а только от того, дано ли человеку подобное стремление.

Начало дороги в том, что в жизнь человека постепенно входят три вещи: книги, группа, учитель. Без этих попутчиков дороги не будет.


Вопрос: Если человек страшно-страшно запутан, как распутаться, чтобы продвигаться? Раньше у людей был учитель, их кто-то направлял, наверно, чтобы они не сбились. Но что же делать сегодня? Зачем Творец пробуждает нас, чтобы потом бросить и сказать: "Все, будь животным"? Так и всю жизнь можно потратить?

Ответ: Нужно учиться радоваться путанице. Когда понимаю, что путаница – подарок свыше, знак доверия, что я справлюсь, тогда свет радости выведет из уныния, луч этого света установит контакт с его Источником. Ведь "бросая" нас, Творец оставляет, на самом деле, самое дорогое, что может получить человек – осознание того, КТО это сделал. Это осознание – та самая волшебная поворотная точка, триггер, и следующий этап духовной работы зависит от того, куда я его переключу – или к мыслям о себе, или к мыслям о Нем.


Вопрос: Объясните, что значит "попасть в кабалу", и почему возникло это негативное выражение?

Ответ: Прочтите об этом в блоге, в посте Кабала. Кабалистика. Каббала-наука


Вопрос: Я уже некоторое время слушаю ваши лекции и читаю книги. Естественно, информация объемная и я немного путаюсь. Чтобы был какой-то результат, я пытаюсь все систематизировать и разложить по полкам.

Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю материал, или же полностью заблуждаюсь? Ваше мнение для меня очень важно, я бы даже сказала, необходимо. Наверняка такие вопросы разбираются в группах, но у меня нет возможности быть в группе, поэтому вся надежда только на Вас.

Вот одно из размышлений по поводу духовной работы:

Когда я была маленьким ребенком, я помню, как я часто возилась на речке. Я любила ловить рыбок и впускала их в маленькую канавку, которую сама делала на берегу реки. Она была полностью отделенной от речки. Спустя некоторое время я замечала, что вода становилась мутной и неживой. Но если прорыть маленький канал к ней, то вода становилась чище, но все же не такой, как в речке, к тому же ей было некуда деваться и она лилась через края.

Тогда мне в голову пришла мысль сделать еще один канал, через который бы вода выходила. Тогда вода стала такой же прозрачной, как и в реке, и ничего не лилось через край. Вода стала подобна реке, она была соединена с ней. В нее входила вода, чтобы потом выйти. Получение ради отдачи. Получается, что мое озеро было просто неспособно принять всю ту воду, которая в него втекала, без отдачи.

Из этого можно сделать вывод, что все души – это маленькие канавки с водой, а рыбки – это наши тела. И все, что вы нам пытаетесь сказать на лекциях – это чтобы мы прорыли между собой каналы, чтобы чистая и прозрачная речная вода втекала в нас всех и в каждого. И тогда, когда абсолютно между всеми канавками будут каналы, то мы просто станем одной большой и чистой рекой.

Но это желательный путь развития, которым вы нас пытаетесь повести. Но есть еще другой. Когда река пересыхает, и остаются лишь одни канавы, идет дождь и вместе со всей грязью и бревнами, накопившимися по дороге, смывает все на своем пути, но все же превращает эти канавы насильно в реку.

И все, что нам нужно сделать – это выбрать из двух этих вариантов, в этом и есть наша свобода выбора. А смысл жизни состоит в том, чтобы просто как можно скорее и безболезненней прорыть эти каналы. Ведь в замысле Творца мы уже являемся рекой.

Ответ: Хороший образ и правильное сравнение. В общем, это произойдет в два этапа. Вначале мы действительно должны работать над тем, чтобы стать единой системой каналов, потому что это хорошо для всех – чтобы вода в каждом из них не застаивалась. Потом уже сама вода, река передаст нам свои свойства, ведь она едина, и мы станем жить ее желанием, ее свойствами, ее целью, это и сделает нас единой рекой.

Надеюсь, что правильно понял ваш пример.


Вопрос: Я не могу поехать на Конгресс, потому что меня не выпустят из страны, в связи с тем, что я еще не служил в армии. Из-за этого я чувствую бессилие в собственной подготовке к Конгрессу, зная, что мне некуда прикладывать усилия. Как я сейчас, зная, что не буду присутствовать на конгрессе, могу усилить общую подготовку всех товарищей, которые туда поедут? Я чувствую, что одного моего желания недостаточно.

Ответ: Успех дела всегда определяет подготовка к нему. А в нашей работе желание, намерение - самая важная часть подготовки.

Наибольшая часть организационной и "физической" работы по подготовке к конгрессу так или иначе всегда ложится на израильскую часть мирового кли, в основном на группу Петах-Тиквы, просто потому, что им ближе и у них уже есть большой опыт и отлаженная система подготовки такого рода мероприятий.

Тем не менее, конгресс делает трамплином, новой духовной ступенью не эта "физическая" работа, а именно внутренняя подготовка к нему всех товарищей в нашем мировом сообществе. И не только внутренняя – чем ближе к конгрессу, тем все больше мероприятий в группах проходит в духе подготовок, семинаров, мозговых штурмов и других форм работы – чтобы поднять важность конгресса и чтобы он стал высшей точкой всей этой работы, точкой единения. Нет пика пирамиды без самой пирамиды.

Старайтесь не отделять себя, даже мысленно, от товарищей, старайтесь участвовать в уроках и мероприятиях главным образом своим намерением, чтобы на конгрессе все мы вышли на новую духовную ступень, желайте этого всем нам, - это будет самый важный вклад в общий успех, кроме того, вы подготовите этим себя и своих товарищей, и в дни конгресса и вы, и все мы все ощутим результат этого.


Вопрос: Меня очень интересует Ваше мнение: до нынешнего времени (1995 год), "средства", влияя на души, хотя и держали их в порабощении, но все-таки сопутствовали их развитию, во всяком случае, не мешали; однако в наши дни "средства" только тормозят даже то же самое пробуждение душ, и это происходит абсолютно в каждой группе. В каком направлении надо производить действия, чтобы души заняли свое законное место? И, неужели "средства" (и их много!) захотят по собственной воле сложить с себя полномочия?

Ответ: То, что вы называете "средствами", это внешний, или, если хотите, побочный эффект пробуждения душ. Тело – это вообще такое самоощущение души. Духовный эгоизм, желание, которое появляется при пробуждении души, на несколько порядков больше, чем самый большой эгоизм нашего мира.

Поэтому, когда растет духовный эгоизм, а группа еще слабая, неумелая, и не может направить его на общую цель, в русло общего дела, тогда он проявляется в том, что якобы тормозит развитие души. На самом деле развитие продолжается, но путем страданий.

Поэтому единственное направление, в котором нужно действовать – группа должна жить в едином духовном движении, в единой работе с нашим мировым сообществом. Под этот курс со временем подстроятся все средства и все полномочия. Смотреть вперед.


Вопрос: Что значит доставить наслаждение Творцу, если Его нет, да к тому же это не личность, а сила? Как Творец может получить наслаждение, ведь Он только отдает? И как это соединить с тем, что Он раскрывается в связи между нами, да еще и в моем Его постижении?

Ответ: Творец – не "личность" в нашем понимании, но сила, которую мы называем Творцом, настолько целенаправленная, с настолько определенной моделью будущего, в направлении к которому под ее влиянием развивается мир, она настолько противоположна даже в мелочах всем устремлениям нашей эгоистической личности, что каббалисты решили в свое время описывать ее как личность.

А то, что мы поначалу воспринимаем все эти описания в нашем эгоистическом понимании личности, как кого-то, кто желает чего-то для себя, – это, во-первых, неизбежно, потому что мы вынуждены представлять себе совершенство "изнутри" нашего несовершенства, во-вторых, так нам легче начать изучать мир Творца (учащемуся всегда дают материал по мере его развития), и в третьих, по мере продвижения, наша эгоистичность становится материалом, благодаря работе с которым мы сможем продвигаться.

Поэтому: наслаждение Творца означает, что взаимоотношения элементов, а значит и вся система стала более близка к целевому состоянию, к совершенству. Силе отдачи негде больше проявиться положительно, кроме как в связи между людьми. А раскрывается она в восприятии отдельного человека, потому что условия "задачки", которую нам нужно решить, и состоят в том, что цельность творения разбита на множество дискретных восприятий.

В решении задачи – всеобщность и совершенство. Ведь даже в нашем мире процесс развития вынуждает людей решать эту задачку. Ощущение, что все люди – одна семья, шло через вынуждаемое страданиями признание, что у других есть такое же восприятие, как и у меня, такие же права на жизнь и прочее. Сейчас уже идет процесс осознания каждым зависимости себя от других. И это в нашем мире, где тела так и остаются быть раздельными, фактически. В духовной работе мы должны проходить это развитие внутри себя и намного быстрее, с опережением, то, что происходит во внешнем мире – всего лишь следствие.


Вопрос: Изучая Каббалу, я понял, что познаю только через ум. У меня возникает много вопросов о постижении Творца. Вопрос: как справиться с эгоизмом в себе? Что означает термин "дать эгоизму по зубам"? Как работать с эгоизмом, как задавить его, ведь в нашей природе есть только эгоизм? Вы говорите о молитве, что только Творец может исправить или убить эгоизм. Неужели надо дойти до точки "или смерть, или отказ от эгоизма"? Или есть другой способ?

Как в себе развить веру выше знания? Люди говорят, что я еще не готов, что я, как младенец, который должен сначала набраться сил, а потом уже справляться с эгоизмом. Возможно, ответы на вопросы придут ко мне, но я чувствую бессилие перед эгоизмом. Было бы замечательно, если бы вы затронули мои вопросы в будущих статьях или роликах.

Ответ: Самому справиться с эгоизмом невозможно. Он тут же возглавит "борьбу с эгоизмом", как вор из притчи, который бежит впереди всех и кричит: "Держи вора!" Для преодоления эгоизма нужна группа, физическая, виртуальная – неважно.

"По зубам" – в пасхальной агаде после слов "притупи ему зубы" сказано, что эгоизм, который отделяет себя от других (вопросом "что это У ВАС за работа?") даже в процессе всеобщего исправления не будет исправлен. Наша отделенность от других и есть та самая острота зубов эгоизма, благодаря которой он способен своим эгоистическим разумом перемалывать массу информации, "поедать" других, живя за их счет и пр.

Нет цели "задавливать", т.е. убивать эгоизм. Бааль Сулам говорит, что беда не в "самости", отдельности, а в том, на что мы ее используем. Наоборот, она - это подарок свыше, который мы можем использовать, чтобы собрав весь мир в себе и объединив его отдачей, уподобиться самому Творцу.

То есть отказа от "эгоизма вообще" быть не может, на каждой ступени развития это отказ от эгоизма нынешней ступени, его смерть, ради перехода на более высшую.

Вера выше знания развивается тем, что человек старается видеть в группе исправленную общую душу творения.


Вопрос: Вы постоянно упоминаете о том, что при чтении книги Зоар работает только наше намерение, мы начинаем её чувствовать через намерение, а не через умственное понимание. Объясните, пожалуйста, зачем тогда нужны комментарии к ней? Почему мы не можем также читать оригинальный текст Зоар, если всё дело только в НАМЕРЕНИИ? И как тогда нужно работать с комментариями, насколько в них углубляться?

Ответ: Бааль Сулам находился на таком уровне постижения, что для нас, "маленьких", его комментарий и текст самой Зоар имеют равную исправляющую силу. Поэтому мы и создали из Зоар с его комментариями единый текст – "Зоар для народа".

Другой вопрос – зачем вообще пишутся комментарии. Когда каббалист пишет комментарий на труды предшественников, он "форматирует" энергию, исправляющий свет для душ, келим своего поколения. Этот же механизм мы видим и в мирах – каждый парцуф получает свет от своего высшего, а не "эли эльйон" – "высшего высшего".

Так или иначе, несущую свет информацию мы получаем через внешние келим, через систему восприятия. А настроить эту сложную систему так, чтобы ее внешние проявления в виде эгоистического понимания не перекрывали доступ света к внутренним келим, можно только настроившись на отдачу. То есть именно на тот внутренний посыл, который содержится в тексте, - а настройка всегда делается по принципу подобия. Для этого мы и стараемся при чтении текста думать о нашем единстве в единой цели.

Не говорится о том, что нужно вообще отключить восприятие, его стоит отключать и оставаться только в намерении, только когда в дело вмешивается наш "великий ум" и уводит нас от намерения к попыткам просто понимания текста.


Вопрос: Вы говорите о том, что каждый человек рано или поздно придёт к Творцу, к пониманию законов природы и взаимодействию двух сил. Для одних это путь страданий, для других - изучения Торы.

1. Но я знаю примеры из жизни, когда человек, не занимаясь Каббалой, не читая Торы и вообще не имея никакого понятия об этом, живёт, наслаждаясь жизнью, имея все материальные блага, не испытывает никаких проблем. Что это? Судьба? Тогда зачем этому человеку эти знания, если жизнь для него прекрасна и так, а что там будет после смерти – большой вопрос. Зачем ему эта духовность, он наверняка считает себя достаточно духовным. (Это не мои предположения, это действительно примеры из жизни).

2. А как противоположность выше написанному – это я. Я ищу всю жизнь ответы на вопросы "зачем я живу". Читаю ЗОАР, занимаюсь в группе и т.д. Но ощущение счастья не испытываю никогда. Иногда ощущение такое, что я заставляю себя быть счастливой. И уж конечно никаких материальных благ.

Вы говорите, что наш мир и мир духовный – это практически не связанные вещи. Но заниматься духовным должен человек из нашего мира, чтобы уметь наслаждаться жизнью, чтобы наслаждать этим Торца.

Я очень хочу радовать Творца тем, что мне нравится Его работа. Я хочу сказать Ему огромное спасибо за то, что Он создал меня любя и хочет, чтобы я получала удовольствие от жизни. И Тора как приправа для моего совершенства – это замечательный и интересный путь.

Ну почему в п.1 этого даже не надо знать теоретически, а в п.2. – одни страдания?

Может быть, это вовсе не путь, а просто свойства нервной системы отдельных людей.

Тогда действительно получается так, что каждый человек видит эту жизнь так: "хочешь быть счастливым – будь". Но только на практике так не получается.

Не вижу я логики в этом. И чем дальше, тем больше. Когда же всё встанет на свои места хотя бы в том, что происходит?

И пока я себе не отвечу на эти вопросы, я не могу заниматься распространением. Потому что ответить вполне счастливым подругам, приезжающим два раза в год с отдыха из Парижа или Милана, зачем им это надо, не могу.

Ответ: 1. Во-первых, если кто-либо, зная о том, что существует методика исправления, не интересуется этим, значит, время его еще не пришло, и мы не имеем права его судить. Когда и как человек заинтересуется каббалой – это происходит по высшему плану, наше дело – пассивное распространение, мы просто сеем информацию в мире. Во-вторых, судя об "успешных" людях, мы обычно видим "полную половину стакана", нас совершенно не интересует цена его успехов, - так работает наш эгоизм. Поэтому, зная, что такой взгляд – подачка нашему эгоизму, стоит изначально отказаться так оценивать людей.

2. И тем более, когда мы пытаемся сравнить духовный путь людей, судя по тому, что происходит с ними в этом мире, - это тут же отключает нас от возможности что-то правильно оценить. И даже, как вы видите, эти попытки сравнения приносят одни только страдания нашему эгоизму. Человек, который стал на путь подъема к свойству отдачи, ни с кем себя не сравнивает, никому ничего не советует, ни перед кем не отчитывается. Он полностью свободен. Этому миру он уделяет ровно столько усилий и мыслей, сколько нужно, чтобы прожить достойно – и ни одного усилия и ни одной мысли больше!

И наслаждаться жизнью в этом мире и радовать Творца он сможет только тогда, когда, овладевая свойством отдачи, из него, "изнутри", станет видеть во всем управление Творца.


Вопрос: Почему чтение каббалистического текста вызывает сон?

Ответ: Сон приходит, когда келим отработали свое. Так же и в материальном мире – когда келим-желания получить, познать, осуществить что-то, присущие дню, отрабатываются, наполняются или разбиваются, - и приходит время сна. А в отношении каббалистических текстов – наши обычные эгоистические келим, которые проявляются в интересе к этим текстам, настолько мелки, что переполняются мгновенно.

Кроме того, они противоположны по свойствам тому, что несут каббалистические тексты – свету отдачи. Если стремиться к нему, это может привести к осознанию зла эгоизма. Поэтому наш эгоистический мозг иногда как бы действует на сохранение своей власти – отключает сознание. Поэтому то, чем мы должны заниматься, - усиливать жажду к свойству отдачи.


Вопрос: У меня вопрос по распространению. Сейчас мы раздаем газету на перекрестках проезжающим машинам. Не знаю, мне реально неприятно этим заниматься, я чувствую, как будто я насильно даю людям ее. Вопрос: мне надо себя перебороть и не обращать внимания, это игры моего эгоизма, или же стоит переключиться на какую-то другую работу в группе, другой вид распространения?

Ответ: Прежде всего, Вы сами должны всячески заботиться, чтобы раздача газет не выглядела насилием. От Вас должна исходить доброжелательность, а не стремление во что бы то ни стало всучить газету. Если это будет у Вас в голове постоянно, то и само действие не будет выглядеть в Ваших глазах насилием.


Вопрос: Что самое великое, к чему можно стремиться? Если нет ограничений на отдачу, то почему не каждый становится, как Моше и Бааль Сулам? И в чем разница между душами?

Ответ: Самое великое – это реализация Замысла Творения. Ограничений на отдачу нет, каждый человек может стать, как Моше или Бааль Сулам. Беда только в том, что он не хочет. Разница между душами – в структуре желаний, но не в степени их подобия Творцу. Неважно, маленькое у меня желание или большое, если я его полностью исправил, то ощущение в этом желании будет миром Бесконечности.


Вопрос: Плач – это состояние "катнут" в духовном, ты ощущаешь себя настолько маленьким по отношению к величию Творца, но вместе с этим ты – часть этого величия, это вызывает в тебе положительные ощущения (это понятно). В материальном ты реально плачешь, духовный корень ясен. Вопрос: душа может плакать, страдать? Нет, страдает и плачет эго. Я ощущаю души других как свою собственную душу, может ли это вызывать плач в момент смерти его физического тела? Если можно, несколько слов об этом. (изучаю Каббалу 5 лет)

Ответ: Душа не может страдать, душа – это ощущение света Творца (т.е., наслаждения) в исправленном желании. Понятие "плач" в духовном Вы сами определили, страданием оно не является.


Вопрос: 1. Что значит проверить, совершенна ли моя вера, т.е. действительно ли моя работа ради Творца?

2. Есть скрытие и спутанность, есть как бы понимание, что это благо, и оно от Творца, но нет радости и сил для усилия, потому что нет важности Творца. Где взять важность?

3. Что такое целем? Где почитать про целем?

4. Как получить свойство бины, когда скрытие?

5. Как прийти к искренней просьбе?

6. Сколько же оставаться в эгоизме?

7. Что надо выяснить?

Ответ: 1. Совершенство своей веры проверьте по своему отношению к товарищам. Нельзя действовать ради Творца и не действовать ради товарищей.

2. Ощущение важности можно взять только из окружения.

3. "Целем" - это образ Высшего, его АХАП внутри ГЭ низшего. Это понятие подробно рассматривается в ТЭС, особенно в 12-й части.

4. В нашем мире духовных свойств нет. Но есть группа – модель духовного, в которой мы "играем" в эти свойства и постепенно подготавливаем себя к их раскрытию.

5. С помощью группы, которая заставит Вас почувствовать важным то, что эгоизм важным не считает.

6. Это зависит только от того, насколько Вы примете советы каббалистов и приложите усилия в их реализации.

7. Выяснить надо свое состояние, свои желания, свои намерения, свои свойства, насколько они совпадают со свойствами Творца.


Вопрос: Бааль Сулам пишет в своей статье "Мир в мире", что всегда найдутся смутьяны, которые будут идти против течения. Тогда в чем польза призыва к воспитанию, ведь смутьяны не переведутся, честь им и хвала за это - приправы Творца бесконечны, как и Его Совершенство! Что такое воспитание в идеальном обществе? От кого оно исходит? Вспоминается фильм "Кин-дза-дза", где воспитание утопающих проводилось самими утопающими разными способами - от насильственного перевоплощения в растение до "трансклюкации".

Получается, что метод один и тот же, как ни назови, а воспитание сводится к кнуту общественного порицания, разница лишь в том, какая степень этого порицания на текущем уровне развития наиболее действенна. Не лучше ли заняться самовоспитанием? А смутьяны сами исправятся? А все попытки исправить мир и внедрить в сознание масс "новые" понятия ("поручительство", "солидарность", "братство") только удлиняют срок пребывания в общем мире под названием "эцих с гвоздями".

Ответ: Воспитание в идеальном обществе – это умение реализовать свои способности и склонности через общество, через служение ему. Воспитание не является кнутом, это мы так сейчас думаем, поскольку сами воспитаны неправильно. Цель правильного воспитания – не подавить человека, а привести его к наибольшей самореализации. Тем, что мы сейчас создаем такую систему воспитания, мы воспитываем сами себя.

Тем, что мы объясняем миру понятия "поручительство", "солидарность" и "братство", мы объясняем их себе. Мир не получит ничего от нас, если мы сами не будем этому соответствовать. Но и мы ни к чему не придем, если будем действовать только для себя. Мы не собираемся насильно переделывать мир. Система воспитания – это не насилие, это объяснение людям законов того мира, в котором они живут. И если люди хотя бы в минимальной степени начнут прислушиваться, этим мы уже начнем уподоблять себя законам природы, действовать в едином с ними направлении, что позволит избежать страданий.