Ответы на вопросы, 14.12.2010

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Мне видится, что для распространения каббалы хорошо было бы открыть на сайте раздел каббалистической медицины, из которого люди бы узнавали, как им вылечить свою душу и тело. Это сейчас крайне необходимо.

И объясните, пожалуйста: чему может научить человека больная поджелудочная железа? В чем он неисправен?

Ответ: С помощью каббалы нельзя лечить болезни. Она лечит одно – эгоизм, как причину всех бед этого мира. "Больно" наше отношение к ближнему, а проявляется этот недуг как на уровне отдельных людей – болезни тела, денежные затруднения, семейные неурядицы, так и на уровне целых народов – войны, стихийные бедствия, эпидемии. Больная поджелудочная железа напоминает мне, что мы – единая система, в которой я – единственный несправный элемент, та самая шестеренка, которая не дает крутиться всему механизму.


Вопрос: Вопрос, касающийся воспитания. Вы постоянно говорите, что нельзя давать детям вымышленные образы, потому что они не видят их в жизни. А можно ли им давать исторические образы людей (рыцарей, пиратов, дам и т.д.), а также образы исторических личностей? Или это тоже стоит воспринимать как вымышленное, и не давать им таких примеров?

Ответ: Историю учить надо, но важно показать, что это – не случайный набор фактов, а единый и целенаправленный процесс, за которым стоят законы мироздания. Это развитие человеческих желаний, поиск их наполнения, постепенное проявление глобальной связи и зависимости между людьми.


Вопрос: Мишна 6: Десять сфирот скрытых – выглядят как вид вспышки, назначение их описать невозможно, но обсуждай их снова и снова, чистым речением преследуй Его, пред  троном Его преклоняйся.

Вопрос: о каких именно десяти сфирот здесь говорится, и почему они выглядят, как вспышки? Соответствует ли они 10 казням египетским?

Ответ: Десять сфирот – это 10 скрытий Высшего света, чтобы творения смогли получить его с соответствующими ослаблениями, иначе он для них слишком сильный. Чем ниже находится скрытие (сфира), тем больше оно ослабляет Свет Творца. Поскольку желание сформировано светом, то можно говорить о том, что оно состоит из десяти сфирот. Десять египетских казней – это осознание зла в каждой из десяти частей неисправленного желания.


Вопрос: Если существуют Творец и Творение, то как может что-либо существовать, когда Творение сольется с Творцом по свойствам? Это же ничем и никем непостигаемо?

Ответ: Творение не исчезает при слиянии с Творцом. Оно остается существовать, как желание насладиться, но полностью исправленное намерением "ради Творца" и полностью соответствующее Его желанию дать наслаждение. Это и есть высшая стадия постижения.


Вопрос: Что значит, пропустить желание через группу?

Ответ: Это значит, постоянно сопоставлять свое поведение, действия, мысли и желания с целями и задачами группы, с тем, что является приемлемым, а что – нет, что ведет к достижению общей цели, а что отдаляет от нее.


Вопрос: В посте "У Творца нет темноты" от 30.11.2010 г. Вы написали: "Если свет приходит в подготовленные желания (келим), то он ощущается как наслаждение, – ведь он их наполняет. Если же келим не готовы, то это удар".

Почему свыше дается ситуация, что свет может прийти в неготовые келим? Почему он их постепенно не готовит, чтобы избежать удара?

Ответ: На самом деле свет никуда не уходит, он присутствует постоянно, как сказано: "Я, Творец, не меняюсь". Это мы воспринимаем свет, как наслаждение, либо как страдание, в мере своего исправления, готовности его принять. Нельзя сказать, что свет не готовит келим. Готовит, но пока человек не начинает осознанно, своим усилием стремиться к исправлению, он идет путем страданий, и эти страдания постепенно пробуждают в нем "точку  в сердце", вопрос о смысле жизни, приводят его к пониманию необходимости исправления.


Вопрос: Меня зовут Виктор, из группы Нюрнберг. Я больше года изучаю Каббалу, но никогда не задавал Вам вопросов, и в этом я вижу большую ошибку. В течение последних шести месяцев я сделал их уже много, конгресс мне это показал. Там, где я раньше чувствовал подъем, теперь я чувствую падение. Но самая большая проблема – я не знаю, как вести себя в группе, меня одолевает страх навредить группе. Раньше я вел себя пассивно, но теперь понимаю, что пассивность к цели не приведет. Что мне делать?

Ответ: Прочитайте еще раз статьи Рабаша о группе, сформулируйте для себя изложенные в них принципы, и начинайте активно реализовывать их в группе.


Вопрос: Последнее время я стал очень наглым, и не могу с этим бороться, причем, с теми людьми, которые с первого взгляда ближе мне, иногда настолько, что охота убежать с этого места, чтобы не произошло чего-нибудь нехорошего. И если она – естественная для человека, стремящегося к Творцу, то как правильно с ней бороться, она как будто впиталась в меня стала моей?!!!

Ответ: Ни с какими своими свойствами не надо бороться. Все, в нас заложенное, можно использовать для духовного продвижения, а как это сделать правильно, может указать только Свет. Поэтому вся наша забота – это как притянуть Свет Исправления, как поставить себя под его воздействие.


Вопрос: Может, я еще не понимаю многого, но у меня возникает много вопросов по мере учения Каббалы, и один из них такой. Если человек, начиная изучать науку Каббала в любом возрасте, может до окончания своей материальной жизни пройти полное исправление, то почему Вы говорите, что еще вернетесь в этот мир? Неужели Вы, не пройдя до конца свой материальный жизненный путь, уже знаете, что не исправите себя полностью? И еще, если Творец мне дал сначала исправления столько материальных жизней, сколько мне положено для исправления, то не означает ли это, что ничего не находится в моей власти, все изначально решено, и нет у меня своих действий к Творцу, желаний и так далее? Занимаясь год Каббалой, я никак не могу понять статью "Свобода воли": там или не все написано для масс, или я не такой? Но все равно, рано или поздно, с помощью или без, выясню это, просто мне придется потратить больше времени.

Ответ: Чтобы ответить на Ваш первый вопрос, надо посмотреть, в контексте чего была сказана упомянутая Вами фраза. Душа, достигшая полного исправления, может снова облачиться в наш мир, если этого потребует исправление других душ. Поэтому Ари перед смертью сказал своим ученикам: "Если будете достойны, я снова приду учить вас".

Второй Ваш вопрос – о свободе воли. Творец не дает нам материальные жизни, вообще материального мира нет, он существует только в нашем восприятии, как результат скрытия Творца. Ступени, по которым моя душа спускалась в наш мир и по которым она должна теперь подняться к своему корню, действительно, даны изначально. Но отношение к этим ступеням, скорость их прохождения зависят от меня. В статье "Свобода воли" Бааль Сулам указывает на тот единственный фактор, с помощью которого я могу влиять на свое духовное восхождение. Этот фактор – правильно построенное окружение. Только с его помощью я могу выйти из-под власти своей эгоистической природы. Все остальное – это силы моего эгоизма, и к духовному исправлению они не приведут.


Вопрос: Здравствуйте, Михаэль! В своей книге Вы сказали, что невозможно говорить об определенном количестве душ, которые проходят этот путь, потому что трудно дать душам количественную оценку. Тогда, если в мире в разные исторические отрезки времени количество людей разное, то это влияет на качественную оценку этих людей (душ)?

Ответ: Люди и души – не одно и то же. Одна душа может проявляться, разделенная на несколько тел. В годы больших страданий – войн, эпидемий, – души проходят большие исправления, и, соответственно, мы видим уменьшение количества тел, поскольку пропадает необходимость разбиения. Затем приходят периоды роста эгоизма, и такая необходимость появляется, – что внешне выглядит, как рост народонаселения.


Вопрос: Вы говорили, что тело (животное) умирает. А любовь между мужчиной и женщиной тоже? Ведь любовь тоже на уровне животного.

Ответ: То, что находится на уровне тела, умирает вместе с телом, как бы возвышенно оно не проявлялось в нашем мире.


Вопрос: Вы говорили, что если каббалист не успел достичь конца исправления, он возвращается в этот мир, очень быстро достигает предыдущего уровня, и продолжает свой подъем. А в беседе с Владеком Занковски Вы сказали, что Бааль Сулам, после того как нашел книгу Ари, только через двадцать лет смог подняться на духовный уровень. Вроде есть противоречие, или я ошибаюсь? Если человеку с душой такого уровня понадобилось двадцать лет, то есть ли у нас шанс в этой жизни достичь духовного?

Ответ: Так пишет сам Бааль Сулам. Но он имеет в виду подъем на свой духовный уровень – настолько высокий, что он даже просил Творца опустить его, чтобы иметь возможность передать нам методику исправления. Это особая душа, и не нам ее судить. У нас есть шанс достичь духовного в этой жизни, и надо его не упустить.


Вопрос: Мне кажется, что я понимаю концепцию, которую Вы сегодня описывали, что наш мир представляется моему "Я" (то есть, точке в сердце или зародышу души) в виде, который мы сейчас считаем нашей реальностью. Эта реальность есть отражение тех эгоистических желаний, которые согласно Высшему плану предназначены для моего сегодняшнего кругооборота.

Если мы говорим, что мы (наши души) прошли много кругооборотов, то это означает, что "моя" душа проходила определенный путь развития, который состоит из дискретных процессов, который на нашем языке называется временем.

Есть ли у нас возможность как-то понять или ощутить, что есть эти моменты перехода души из одного состояния в другое?

Ответ: Да, когда мы исправляем свою душу, то постигаем все кругообороты, которые она прошла.


Вопрос: Вчера на лекции услышала, что в мозгу, как на экране, записано все то, что мы видим как будто вне нас, но это значит, что мозг таки первым должен быть, чтоб на его заднюю часть что-то записать? Так как же тогда понять, что материи этой НЕТ на самом деле? Ведь было сказано, что и МЕНЯ САМОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ тоже нет, НО запись-то НА МНЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ... А?

Ответ: Это просто пример, поскольку начинающим трудно сразу объяснить, что такое правильное восприятие реальности. Но пример корректный, – ведь и ученые согласны с тем, что мы воспринимаем не воздействие на нас, а свою реакцию на него.


Вопрос: Исходя из того, что жизнь – иллюзия, иногда у меня складывается ощущение, что я существую ТОЛЬКО ОДИН, а вся остальная картинка из людей, домов, городов и вообще всей природы – это только декорации для актера.
И мне хотелось бы знать, все ли люди, окружающие меня, наполнены душами? Или некоторые из них – пустышки, те же декорации, и это только для меня (для моего совершенствования) разыгрывается этот спектакль? И, соответственно, для каждой души – свой собственный спектакль, со своим каким-то совершенно другим миром, другими персонажами? Или все-таки все души находятся в одном мире, и каждого человека, которого я вижу в этом мире, наполняет душа? Если этот вопрос никуда не попадет, большая просьба ответить мне лично. Ибо я на блоге этого ответа не нашел, а этот вопрос для меня достаточно важен!

Ответ: Общее и частное едины, мир подобен голографической картинке, где общее состоит из деталей, а в каждой детали содержится общее. А правильно относиться к мирозданию надо так: я – то самое зернышко, которое кладут на весы, чтобы "чаша заслуг" перевесила "чашу обвинений".


Вопрос: У меня есть желание учиться Каббале, есть компьютер, Интернет, виртуальная группа, но нет возможности находиться на утренних уроках.
Если учитывать утренний урок + материальная работа + работа в семье + работа в группе, то на сон остается 4 часа.

Работаю я днем, и начальник спать на работе запрещает. А вот днем 2 часа сна были бы очень кстати.

За выходные восстановиться не успеваю. На утреннем уроке не могу держать намерение, т.к. очень хочется спать, а днем не могу нормально работать, т.к. целый день сонный. Работа у меня интеллектуальная, а если мозги "не варят", то и продуктивности никакой. Вот и получается, что нет нормальных результатов ни в духовном, ни в материальном.

Чтобы хоть как-то держаться, могу присутствовать только на 1 часе утреннего урока. Получается лишь маленькая "тропинка" в духовное. В то время как мои товарищи стараются и сидят все 3 часа урока, а я – только 1 час, то мне кажется, что своим поведением я только их расхолаживаю, сбиваю с пути, "сверлю дырку". Получается, что, находясь в группе, я не могу дать товарищам по максимуму.

Скажите, пожалуйста, в таком случае лучше оставить группу, чтобы не подводить остальных, и искать улучшения "земных" обстоятельств, чтобы можно было бы в будущем продолжить полноценную работу в группе? Или продолжить вместе с группой идти по этой "узкой тропинке"? Если товарищ в группе не может выполнить все обязательные условия поручительства, то ему эту группу нужно оставить?

Ответ: Если Вы делаете все, от Вас зависящее, то "дырку" вы не сверлите. Есть такое правило: "Тот, кто вынужден, – освобожден". Так мир устроен, что спать в нем надо не менее шести часов, иначе начинаются всякие мозговые отклонения. Если по объективным причинам Вы не можете выделить эти шесть часов, хотя бы по частям, то делать нечего: или Вы спите на занятиях, или часть их пропускаете. Группе ущерб Вы этим не наносите, да и себе тоже, если делаете свой расчет честно (насколько возможно, конечно). Ждать улучшения "земных" обстоятельств ни в коем случае не надо. Делайте все, что от Вас зависит, а остальное оставьте Творцу, Он изменит Ваши обстоятельства тогда, когда надо, и так, как надо. Определите для себя оптимальное в Ваших условиях расписание, но его придерживайтесь неукоснительно. Можете объяснить своим товарищам, почему Вы не посещаете уроки полностью, и попросить их проследить, чтобы принятые на себя обязательства Вы все же выполняли. Лучше все же приехать на урок, пусть даже спать на нем, чем не приехать вовсе, но это Вы сами для себя просчитайте и решите. В любом случае, не отчаивайтесь и не уходите.


Вопрос: Расскажите, пожалуйста, возвращаются ли исправленные души великих каббалистов опять в наш мир, или как и в каких состояниях пребывают в общем бытии эти души, осознают ли они себя, имеют ли индивидуальность? Как описать такое состояние? Ответьте, пожалуйста, это реально многих интересует.

Ответ: Души, достигшие полного исправления, могут снова облачаться в наш мир, если этого требует исправление других душ. Пример – Бааль Сулам, душа которого является кругооборотом души Ари. Эта душа является в наш мир не для собственного исправления, а для передачи методики исправления человечеству. Как эти души осознают себя, нам сейчас не понять, – для этого надо подняться на их уровень.